Грамматон клерик что это
Клерики Грамматона
Клерики Грамматона
Эквилибриум | |
Equilibrium | |
Жанр | |
---|---|
«Эквилибриум» (англ. Equilibrium ) — американский фильм-антиутопия режиссера Курта Уиммера, вышедший в свет в 2002 году.
Содержание
Сюжет
Интересные факты
Оригинал:
Had I the heavens’ embroidered cloths,
Enwrought with golden and silver light,
The blue and the dim and the dark cloths
Of night and light and the half light,
I would spread the cloths under your feet:
But I, being poor, have only my dreams;
I have spread my dreams under your feet;
Tread softly because you tread on my dreams.
Перевод:
Будь у меня небесные покровы
Расшитые и золотом и серебром
И синие и бледные и тёмные покровы
Сияющие утром, полночным серебром.
Я б их устлал к твои ногам.
Но я — бедняк и у меня лишь грезы;
Я простираю грезы под ноги тебе;
Ступай легко, мои ты топчешь грезы.
В ролях
Антиутопия
Фильм цитирует ряд классических антиутопий. Как в романе 451 градус по Фаренгейту, представители власти практикуют сожжение книг. Подобно антиутопии «1984», жителей Либрии преследуют лики вождя и постоянно обрушивается пропаганда. Содержатся в фильме также аллюзия на Идеальное Государство Платона, где эмоции и искусство поставлены вне закона.
Либрия
Либрия (англ. Libria ) — фантастический город будущего из фильма Эквилибриум, где установился тоталитарный режим. Вся власть в городе принадлежит совету консулов (Консулату) во главе которого стоит вице-канцлер Дюпон, правит от имени Отца с помощью Клериков Грамматона. В городе господствует идеология Равновесия, согласно которой причина всех человеческих несчастий — эмоции. Поэтому самым тягчайшим в Либрии считаются эмоциональные преступления: отказ принимать блокирующий эмоции препарат «prozium II», хранение произведений искусства и нарушение идентичного существования. Преступников в Либрии сжигают заживо в Дворце Правосудия.
Наркотики
Символы
Клерики Грамматона
Клерики Грамматона (англ. The Grammaton Cleric ) — военная аристократия Либрии. Клерики проходят обучение в монастырях. Они развивают интуицию, фехтование и изучают уникальную технику боя ган ката, которая позволяет успешно противопостоять превосходящим силам противника. Клерики проводят жизнь в рейдах, в ходе которых они уничтожают повстанцев и произведения искусства. Клерики напрямую подчиняются вице-канцлеру Либрии.
Эквилибриум
Но я бедняк, и у меня лишь грёзы, Я простираю грёзы под ноги тебе, Ступай легко, мои ты топчешь грёзы, И слезы катятся по девственной щеке,
»— Уильям Батлер Йейтс, «Он жаждет небесного плаща».
«Эквилибриум» (англ. Equilibrium) — фантастический фильм-антиутопия режиссёра Курта Уиммера, в главной роли Кристиан Бейл.
Содержание
Сюжет [ править ]
Но однажды Престон случайно разбивает утреннюю дозу прозиума… С этого начинается его собственная дорога к обретению эмоций, переворачивающая всю его жизнь и в конце концов меняющая всю судьбу Либрии.
Что здесь есть хорошего [ править ]
Что здесь плохого [ править ]
Единственный — но большой — недостаток фильма заключается в недостаточной проработанности сценария. Во-первых, на кой чёрт вообще палить книги и картины? Ведь люди под прозиумом неспособны ими наслаждаться! На кой черт казнить отступников страшными казнями? Ведь люди под прозиумом неспособны бояться! Зачем вообще переводить на еретиков топливо, если всё, что нужно — насильственный курс прозиума в попу шею, после чего наш отступник снова полезный член общества? Если надо — всю жизнь продержать его на насильственном прозиуме, надо же грамматон-клерикам чем-то заниматься в рабочее время. Правда, уколы выглядят не так эффектно, как стрельба с поножовщиной… Может, конечно, дешевле несогласных казнить, а то вдруг честным гражданам прозиума не хватит, но вряд ли — зря, что ли, у них там целые заводы по производству оного? Скорее, это чисто нагнетания ужасов ради, чтоб Престон поубедительней раскаялся, вспомнив, как своими руками отправил на казнь родную жену.
Во-вторых, сама идея с эмоциями как корнем зла, мягко говоря, сомнительная. В-третьих, ну что это такое — один раз не принял прозиум, и всё, эмоции вернулись? Если уж государство промывает всем своим гражданам мозги специальным химпрепаратом, надо было этот препарат сделать наркотическим, чтобы, если один раз случайно не принял, стало Очень Плохо. А Престон и другие, кто перестаёт его принимать, не испытывают никаких неприятных последствий. В-четвёртых, у диссидентов от повторного принятия прозиума эмоции пропадают, но сама личность, сам разум и психологические установки остаются те же, так что ничто не мешает им продолжать принимать препарат, чтобы не палиться. Мнда. Словом, у этого фильма несущей опорой сюжета работает Правило крутизны. Впрочем, отдадим фильму должное: наслаждаться просмотром это не мешает.
Anime Characters Fight вики
-Впервые на ACF? Приветствуем вас! Перед началом обязательно прочтите специальную статью для новичков, которую вы сможете найти на заглавной странице.
Джон Престон
Классификация: Человек, клерик Тетраграмматона, повстанец
Слабые стороны: Человеческие физические характеристики
Разрушительный потенциал: Уровень человека
Диапазон: Около ста метров
Скорость: Сверхчеловеческая реакция
Сила на подъём: Человеческая
Сила на удар: Человеческая
Выносливость: Хорошая человеческая
Интеллект: Выше среднего (моментально просчитывает тактику противника)
Боевые навыки: Отличные навыки стрельбы, фехтования и рукопашного боя
Экипировка: Пара модифицированных автоматических пистолетов Beretta M93R (20 патронов в магазине), система перезарядки в рукавах костюма, катана
Атаки, техники и способности:
Вселенная «Эквилибриум»
Сегодня я попробую разобрать некоторые мелочи, показанные в фильме 2002-го года «Эквилибриум» режиссера и сценариста Курта Уиммера, а также построить приближенные фанатские домыслы по деталям описанной киновселенной, конкретно по технологиям и градоустройству Либрии.
Стоит отметить, что фильм является полностью самостоятельным проектом, опирающимся на оригинальный сценарий, но разумеется, с очень большими взаимствованиями из классики жанра в литературе, этим он и интересен. Это практически киноадаптация «Fahrenheit 451», однако, вселенная фильма разительно отличается от основного источника вдохновения, по крайней мере тем, что в фильме созданы и показаны, кажущиеся культовыми для немалого пласта интернет сообщества, элементы организации вымышленного мира. Мои домыслы и предположения будут строго опираться на каноничные кадры и выдержки реплик из фильма, стараясь хоть как-то логически связаться с показанной вселенной.
Либрия явлется единственным крупным процветающим городом-государством недалекого постапокалиптичного будущего, где установился тоталитарный режим после завершения третьей мировой войны начавшегося в первые годы 21-го века.
Где находится Либрия? Однозначного ответа на этот вопрос создатели фильма не дали, однако, разбирая некоторые моменты из фильма, можно предположить, что Либрия основана на полуразрушенных, но достаточно хорошо сохранившихся, руинах некогда бывшего крупного мегаполиса, расположенного на территории континентальной Европы. К такому выводу можно прийти изучив следующие моменты из фильма: в фильме показан фасад Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), расположенного достаточно недалеко от Либрии.
Но давайте изучим следующий момент, который больше сближает Либрию к Франции. Во время событий фильма, обнаруживается подлинник работы Леонардо да Винчи «Джоконда» и другие оригинальные полотна, это ли не значит, что действия фильма разворачиваются если не во Франции, то хотя бы в Европе?
Все эти картины в начале 21-го века находятся на балансе именитых музеев Европы, и вряд ли кто вообще смог их вывести за столь короткое время, которое было дано после объявления тревоги о ядерных ударах, если война была внезапной.
Помимо догадок на базе самого фильма, есть также факты о местах съемки. Многие локации Либрии были сняты натурно в Германии, большая часть конкретно в Берлине. Но в фильме предполагается, что уникальная архитектура Либрии была построена уже после войны на руинах европейского города.
Город разделен на секторы, сначала идет численное обозначение сектора, затем буквенное. В самом непримечательном городе мира есть несколько примечательных мест, на верхнем уровне у края кольцевой платформы (центр города, где размещены сектора «A») расположено главное здание Тетраграмматона (также показан на первом кадре), представляющее собой массивное круговое сооружение, напоминающее стадион, на фоне остальных объектов кажется очень невысоким. На самом деле, это целый комплекс, в котором размещены монастырь, где обучаются грамматон клирики, а также офисные помещения клириков, где они выполняют бумажную часть своей работы (отчеты по миссии в пустоши и различных рейдах), место, где клирики проводят большую часть своего времени. Здесь также базируются другие подразделения Тетраграмматона, а также штабы подразделений городской полиции, однако, они не показаны в фильме.
Из-за высокого служебного положения Джона Престона (главного героя), его квартира находится в престижном жилом доме, у края внутреннего кольца на верхних уровнях, куда попадает много солнечного света. Сектор места проживания Престона прикреплен к одному из эквилибриумов (административных центров сектора), это очень высокое выделяющееся среди остальных здание, занятое под офисы для строгой отчетности по выдаче гражданам прозиума. Каждая ампула прозиума, выдаваемая в одном из эквилибриумов, маркируется уникальным идентификационным номером и маркировкой времени суток для принятия дозы. Ввиду обширности всей территории города, для каждого крупного объединения секторов существует собственный пункт выдачи прозиума, тем не менее, гражданам все равно приходится стоять в большой очереди, поскольку запись перед занесением в компьютер дублируется в бумажном виде. В случае временного закрытия точки из-за угрозы террористической атаки, граждане обязаны пройти в эквилибриум-центр в секторе 8А, на верхнем уровне.
В Либрии хорошо налажена сеть общественного транспорта (курсирующие надземные метро) и схема пешеходных тоннелей. Личный транспорт в городе также есть, главная автомагистраль достаточно плотно нагружена трафиком, однако, автомобиль не массовое средство для быстрого передвижения. Личный транспорт предоставляется только по необходимости и служебному положению.
На верхнем уровне находится также Дворец Правосудия, небольшое в высоту здание, но идет неглубоко вовнутрь платформы. Является судом высшей инстанции по делу эмоциональных преступников, в нижних подземных этажах имеется собственный крематорий. Высшей мерой наказания за эмоциональное преступление является казнь через сжигание. Процесс казни через сжигание совершается строго по протоколу, на преступника надевается ритуальная красная накидка, зачитывается приговор суда, затем приговоренный отводится в специальную камеру для сжигания. Следить за процессом казни разрешается только лицам, имеющим спецдопуск, процесс контролируется ответственными за кремацию сотрудниками Тетраграмматона. Приговоренный сжигается заживо струей из реактивной турбины. Запись с камер видеонаблюдения сохраняется в архив и идет под строгую отчетность с прикреплением к досье гражданина. Неизвестно, относится ли такой ритуал только к гражданам Либрии или ко всем приговоренным. Если преступники, пойманные в пустошах, не представляют ценности для расследования, они приговариваются к расстрелу на месте. То же самое касается улик.
В Либрии протянута практически во всех компьютеры локальная городская сеть. Либринет очень ограничен в использовании, в основном используется только для служебных целей, для своевременной коммуникации между государственными службами, передачи и сохранения важной информации, во многом для досье на граждан. В городе существует общая база данных улик, однако, перед занесением в цифровой реестр, информация о занесении дублируется в бумажный носитель в обязательном порядке. Также есть общая база данных видеозаписей, чаще всего прикрепленных к конкретной личности, доступ к ней можно получить, например, с личного компьютера грамматон клирика с помощью голосовой команды.
Также в Либрии хорошо развита беспроводная связь на дальние дистанции. Устройство верифицирующее подлинность картин и объектов искусства довольно компактное, однако, в его базе данных хранится очень много информации об объекте, по которому берется забор для анализа на месте. Содержать такой объем информации невозможно на накопителях технологии начала 21-го века, поэтому скорее всего устройство подключено к базе данных объектов мирового искусства Либринета через мобильные хабы.
Достоверно неизвестно у всех ли, но у ограниченного количества Либрианцев показаны электронные устройства называемые ID (Identification), похожие на карманные персональные компьютеры, подключенные к общей сети по типу анализатора (их работа не показана в этом качестве). По ходу фильма, Джон Престон использует это электронное устройство как удостоверение своей личности, показывая принадлежность к грамматон клирикам держа устройство стороной с экраном, а иногда просто тыльной стороной проверяющему. Устройство имеет цифровой интерфейс (Престон показывает неустановленное цветное изображение смотрителю читального зала в блоке 42 как предоставление удостоверения клирика). Скорее всего, в основном, они используются только в служебных целях для удостоверения личности (и для быстрого обмена информацией, если устройство имеет такую возможность, ведь зачем целому электронному устройству выполнять роль только удостоверения) и доступны только для сотрудников Тетраграмматона и полиции.
Но у каждого Либрианца обязательно должны быть при себе инъектор с суточным набором прозиума и часы с таймером для предупреждения времени принятия специального препарата. Инъектор имеет встроенный детектор человеческого гемоглобина.
Также известно, что в Либрии используются интерактивные мобильные планшеты для сугубо рабочих целей, взаимодействие с планшетом через стилус.
Также интересна либрианская технология проецирования высококачественного изображения на стеклянную поверхность, таким образом, любое окно может превращаться в телеэкран, однако, эта технология довольно редко применяется, и, вероятнее всего, очень трудоемкая в изготовлении.
Несмотря на доступные технологии цифрового обмена информацией, правительство Либрии решило использовать во всех важных отраслях жизнедеятельности бумажные носители информации, и всегда дублировать информацию в печатном или рукописном формате. Так, в городе есть информационная газета, общеобразовательные книги, школьные учебники и даже читальные залы. Наиболее массовым печатным изданием является «Манифест».
В фильме совершенно нет информации о регулярном питании рядового либрианца, но в фильме показан момент с сухим завтраком без молока (шоколадные хлопья). Это может говорить о том, что Либрия наладила выращивание полевых культур и других растительных пищевых продуктов (даже какао-бобов, если не были использованы заменители) в достаточных масштабах для удовлетворения потребностей жителей (по крайней мере семей госслужащих). Во вселенной не показаны люди, испытывающие голод из-за постоянного недоедания. Не освещается момент с потреблением мясных продуктов, но даже если мясо и доступно в рационе граждан, Либрианцы употребляют в пищу мясо только сельскохозяйственных животных, ведь разведение собак выживающими в пустоши показалось непривычным для клирика Брандта, и он предположил, что те их едят.
Либрия самодостаточное город-государство, все основное производство и заводы находятся в пределах границы города, но специально для этого отведенных секторах. Транспортная логистика решается сетью надземных метро. Несмотря на самодостаточность, пока-что малоощутимая нехватка ресурсов не позволяет городу использовать свои производственные мощности в полную. Так, в целях экономии, город совершенно не располагает воздушными силами, кроме парящих дирижаблей для распространения пропаганды, а также не может совершать интенсивное техничное уничтожение наследия старого мира как хотелось бы Тетраграмматону, однако, клирикам это не кажется проблемой в долгосрочной перспективе.
Эквилибриум
Выход фильма «Эквилибриум» (оригинальное название — Equilibrium)К:Фильмы 2002 года
«Эквилибриум» (англ. Equilibrium от лат. aequus — равный, libra — весы: равновесие) — американский фильм-антиутопия режиссёра Курта Уиммера, релиз которого состоялся в 2002 году.
Содержание
Сюжет
Согласно сюжету, действие фильма происходит в недалёком будущем, в вымышленном городе Либрия. Практически весь мир лежит в руинах после завершения Третьей мировой войны. Причиной всех человеческих проблем объявляются эмоции как разрушительная сила, способная погубить человечество. С целью их подавления начинается массовое производство препарата «Прозиум», который подавляет человеческие эмоции. Также принимается решение уничтожить все произведения искусства, оставшиеся в мире, и всё, что способно вызывать эмоции (к примеру, необычные предметы интерьера). Однако люди, несогласные с данным мнением и отказывающиеся принимать прозиум, начали устраивать массовые побеги в незаселённые пустоши, которые остались после военных действий третьей мировой, а также скрывать многочисленные картины и книги от уничтожения. Для подавления сопротивления была создана организация «Тетраграмматон», в задачи которой входит поиск так называемых «эмоциональных преступников» — людей, прекративших приём прозиума.
Главный герой по имени Джон Престон занимает пост клерика Грамматона первого класса. Его напарник Эррол Партридж совершает «преступление категории Указ-991, или EC-10» (эмоциональное преступление). Престону приходится собственноручно казнить сослуживца, однако его предсмертные слова из украденной книги стихов («. Я — бедняк, и у меня лишь грёзы… Бросаю грёзы под ноги тебе… Ступай легко, мои ты топчешь грёзы. ») выводят Престона из душевного равновесия.
Тем временем Престон влюбляется в подсудимую Мэри О’Брайен. После её казни он не в силах удержаться от слёз, и Престона арестовывает его новый напарник Брандт. Брандт ведёт Престона к вице-канцлеру (англ. Vice-Council ) Дюпону, однако Престону удаётся убедить Дюпона в своей невиновности. Затем Престон и повстанцы из сопротивления предпринимают провокацию с целью получить возможность Престону встретиться с Вождём. Для этого Престон арестовывает предводителей сопротивления. Как и было обещано, в награду Престона начинают готовить ко встрече с Вождём, но, не пройдя тест на детекторе эмоций («полиграфе»), Престон неожиданно узнаёт, что его просто использовали для разоблачения Сопротивления, что Вождь давно умер, а реальная власть принадлежит вице-канцлеру Дюпону и клике высших клериков Грамматона — Совету, которые давно сами совершили «эмоциональное преступление».
Престон устраивает настоящее побоище, в ходе которого расправляется с ними. В Либрии происходит революция. Повстанцы массово расстреливают оставшихся солдат Тетраграмматона и взрывают фабрики прозиума, тем самым прекращая его производство и потребление.
В последней сцене Джон Престон стоит в лучах солнца, держа в руке красную ленточку — всё, что осталось от Мэри. На его лице играет едва заметная улыбка…
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Кристиан Бэйл | Джон Престон клерик Джон Престон |
Шон Бин | Эррол Партридж клерик Эррол Партридж |
Эмили Уотсон | Мэри О’Брайен Мэри О’Брайен |
Тэй Диггз | Эндрю Брандт клерик Эндрю Брандт |
Ангус Макфадьен | Дюпон вице-консул Дюпон |
Шон Пертви | «Отец» «Отец» (образ на экране) |
Уильям Фихтнер | Юрген Юрген |
Мария Пия Кальзоне | Вивиана Престон Вивиана Престон жена Джона |
Мэтью Харбор | Робби Престон Робби Престон сын Джона |
Эмили Сиверт | Лиза Престон Лиза Престон дочь Джона |
Доминик Пёрселл | Симус Симус |
Антиутопия
Аллюзии на известные антиутопии
Постоянный приём препарата «Прозиум», способствующего подавлению эмоций, является отсылкой к роману Олдоса Хаксли «„О дивный, новый мир!“», где аналогичную функцию выполняет препарат «сома» («сомы грамм — и нету драм»).
Сюжет фильма также близок и к произведению Евгения Замятина «Мы», где людьми управляют, лишив их имён и присвоив им номера. Всякое вольномыслие, и использование старинных предметов роскоши ведёт к тому, что таких людей объявляют выродками и уничтожают.
Либрия
Либрия (англ. Libria ) — фантастический город-государство будущего из фильма Эквилибриум, где установился тоталитарный режим. Вся власть в городе принадлежит совету консулов (Консулату), во главе которого стоит вице-консул Дюпон, правит от имени Вождя с помощью клериков Грамматона. В городе господствует идеология Равновесия, согласно которой, причина всех человеческих несчастий — эмоции. Поэтому самым тяжким в Либрии считаются эмоциональные преступления: отказ принимать блокирующий эмоции препарат «Prozium II», хранение произведений искусства и нарушение идентичного существования. Преступников в Либрии сжигают заживо во Дворце Правосудия.
Наркотики
Символы
Флаг Либрии стилизован под нацистский. Символ Тетраграмматона — крест из четырёх букв «Т» — используется вместо христианского креста, лишённого верхней части. Слово Тетраграмматон используется в иудаизме как запись имени Бога (таким образом, власть Либрии ставила себя на место Бога). Символ Т представляет реминисценцию на роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Орден Тетраграмматон
Клерики Грамматона (англ. The Grammaton Cleric ) — военная аристократия Либрии, выполняющая функции Инквизиции. Клерики проходят обучение в монастырях. Они развивают интуицию, изучают боевые единоборства, кэндо и фехтование на мечах, а также уникальную технику стрельбы и фехтования пистолетами ган-ката, которая позволяет успешно противостоять превосходящим силам противника. Клерики проводят жизнь в рейдах, в ходе которых они уничтожают повстанцев и произведения искусства. Они напрямую подчиняются вице-консулу Либрии.
Другие культурные отсылки
Had I the heavens’ embroidered cloths,
Enwrought with golden and silver light,
The blue and the dim and the dark cloths
Of night and light and the half light,
I would spread the cloths under your feet:
But I, being poor, have only my dreams;
I have spread my dreams under your feet;
Tread softly because you tread on my dreams.
Интересные факты
Саундтрек
Диск 1
Диск 2
Напишите отзыв о статье «Эквилибриум»
Примечания
См. также
Ссылки
: неверное или отсутствующее изображение
Отрывок, характеризующий Эквилибриум
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.