Графически докажите что предложенные слова являются заимствованными дефект
Объясните значение заимствованных слов дефект инициатива
I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов каждой пары.
Образец: аллегория — иносказание.
Дефект, инициатива, фурор, габарит, анонс, форум, реставрация, афоризм, комментарий, фрагмент, аргумент, экспрессия, патетичный, фьорд, эфемерный, рандеву, гипотеза, этюд, аспект.
II. Выделите в словах иноязычные словообразовательные элементы. Подберите и запишите слова с теми же элементами.
Образец: картотека — фонотека, библиотека, игротека (-тека от греч. theke — вместилище, ящик).
Аэронавт, биосфера, космодром, неологизм, аквамарин, география, архивариус.
Проверено экспертом
1. Дефект (специальное) — недостаток (общеупотребительное)
Инициатива (специальное)— предложение (общеупотребительное)
Фурор (специальное)— победа, восторг (общеупотребительное)
Габарит (специальное) — размер (общеупотребительное)
Анонс (специальное) — предварительное оповещение (общеупотребительное)
Форум (специальное) — собрание (общеупотребительное)
Реставрация (специальное) — восстановление (общеупотребительное)
Афоризм (специальное) — крылатое выражение (общеупотребительное)
Комментарий (специальное)— разъяснение (общеупотребительное)
Фрагмент (специальное) — отрывок (общеупотребительное)
Аргумент (специальное) — доказательство (общеупотребительное)
Экспрессия (специальное) — выразительность (общеупотребительное)
Патетичный (специальное)— возвышенный (общеупотребительное)
Фьорд (специальное) — залив (общеупотребительное)
Эфемерный (специальное) — призрачный (общеупотребительное)
Рандеву (специальное) — свидание (общеупотребительное)
Гипотеза (специальное) — предположение (общеупотребительное)
Этюд (специальное) — набросок (общеупотребительное)
Аспект (специальное) — сторона (общеупотребительное)
биосфера — биология, биополе, биотопливо (от др.-греч. βίος — жизнь),
космодром — космос, космонавт, космобиология (греч. κόσμος — «мир»),
неологизм — неофашизм, неоклассицизм, неодарвинизм (от древнегреческого «новый, молодой»),
аквамарин — акваланги, акватория, аквасфера(aqua) латинск. название воды),
география — геология, геоботаника,геодезия (от греч.(греческий) ge — земля),
архивариус — архидьякон, архиепископ, архимиллионер (греч. archi. — cтарший, главный.
Объясните значение заимствованных слов дефект инициатива
Ответ оставил Гость
1. Дефект (специальное) — недостаток (общеупотребительное)
Инициатива (специальное)— предложение (общеупотребительное)
Фурор (специальное)— победа, восторг (общеупотребительное)
Габарит (специальное) — размер (общеупотребительное)
Анонс (специальное) — предварительное оповещение (общеупотребительное)
Форум (специальное) — собрание (общеупотребительное)
Реставрация (специальное) — восстановление (общеупотребительное)
Афоризм (специальное) — крылатое выражение (общеупотребительное)
Комментарий (специальное)— разъяснение (общеупотребительное)
Фрагмент (специальное) — отрывок (общеупотребительное)
Аргумент (специальное) — доказательство (общеупотребительное)
Экспрессия (специальное) — выразительность (общеупотребительное)
Патетичный (специальное)— возвышенный (общеупотребительное)
Фьорд (специальное) — залив (общеупотребительное)
Эфемерный (специальное) — призрачный (общеупотребительное)
Рандеву (специальное) — свидание (общеупотребительное)
Гипотеза (специальное) — предположение (общеупотребительное)
Этюд (специальное) — набросок (общеупотребительное)
Аспект (специальное) — сторона (общеупотребительное)
биосфера — биология, биополе, биотопливо (от др.-греч. βίος — жизнь),
космодром — космос, космонавт, космобиология (греч. κόσμος — «мир»),
неологизм — неофашизм, неоклассицизм, неодарвинизм (от древнегреческого «новый, молодой»),
аквамарин — акваланги, акватория, аквасфера(aqua) латинск. название воды),
география — геология, геоботаника,геодезия (от греч.(греческий) ge — земля),
архивариус — архидьякон, архиепископ, архимиллионер (греч. archi. — cтарший, главный.
I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов каждой пары. Образец: аллегория — иносказание. Дефект, инициатива, фурор, габарит, анонс, форум, реставрация, афоризм, комментарий, фрагмент, аргумент, экспрессия, патетичный, фьорд, эфемерный, рандеву, гипотеза, этюд, аспект. II. Выделите в словах иноязычные словообразовательные элементы. Подберите и запишите слова с теми же элементами. Образец: картотека — фонотека, библиотека, игротека (-тека от греч. theke — вместилище, ящик). Аэронавт, биосфера, космодром, неологизм, аквамарин, география, архивариус.
Ответ оставил Гость
Дополнительный поиск Дефект
Происхождение лексики современного русского языка
31. Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выделите микротемы. Докажите, что текст относится к научно-популярному стилю речи.
Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл.
Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода.
То же произошло и со словом «антенна».
Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А.С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим.
Ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовёсельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами вёсел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), всё же снабжались и мачтой.
Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами.
(И. Уразов «Почему мы так говорим»)
Ответьте на вопрос: как развитие науки и техники влияет на изменение словарного состава русского языка?
32. I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов каждой пары.
Образец: аллегория — иносказание.
Дефект, инициатива, фурор, габарит, анонс, форум, реставрация, афоризм, комментарий, фрагмент, аргумент, экспрессия, патетичный, фьорд, эфемерный, рандеву, гипотеза, этюд, аспект.
II. Выделите в словах иноязычные словообразовательные элементы. Подберите и запишите слова с теми же элементами.
Образец: картотека — фонотека, библиотека, игротека (-тека от греч. theke — вместилище, ящик).
Аэронавт, биосфера, космодром, неологизм, аквамарин, география, архивариус.
33. В приведённом тексте найдите заимствованные слова. Определите их значение и источник происхождения, пользуясь словарями иностранных слов или этимологическими словарями. Найдите в тексте метафоры.
Белокуров жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадном зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да ещё стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией.
Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.
34. Прочитайте выразительно стихотворение А. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи. »). Выделите в нём старославянизмы и укажите их роль в тексте.
Укажите значения заимствованных слов и подберите слова синонимы русского происхождения. Воспользуйтесь словарем иностранных слов и словарем синонимов.
Nbsp; МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова» (ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова») Кафедра «Лингвистика» Контрольная работа вариант 1 Выполнил: Кобяков Е.С. Гр. Б01-831-2зт Проверил: Верняева Р.А. Ижевск, 2018
Вариант 1
1. Выберите верное определение культуры речи:
а) владение нормами литературного языка в письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,
б) общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида,
в) правила употребления языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и адресату,
г) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,
д) совокупность наиболее эффективных невербальных средств общения, использующихся в соответствии с требованиями нормированности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности и богатства.
2. Выделяют следующие компоненты культуры речи:
а) нормативный, коммуникативный, этический,
б) стилистический, нормативный, этический,
в) коммуникативный, стилистический, нормативный,
г) коммуникативный, этический, стилистический.
3. Укажите, какому понятию соответствует данное определение:
— правила использования речевых средств, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
а) императивная норма,
в) орфоэпические нормы,
г) диспозитивная норма,
д) лексические нормы.
4. Расстановку знаков препинания регулируют:
а) стилистические нормы,
б) синтаксические нормы,
в) грамматические нормы,
г) орфографические нормы,
д) пунктуационные нормы.
Какой уровень отсутствует в системе языка?
Литературный язык
а) является высшей формой национального языка,
б) равнозначен понятию «национальный язык»,
в) существует параллельно с национальным языком,
г) существует только в художественной литературе.
7. Территориально ограниченная разновидность национального языка – это:
г) литературный язык.
8. Стилистическая окраска – это:
а) употребление языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и к адресату,
б) исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения и соотносимая с той или иной сферой профессиональной деятельности,
в) дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию,
г) система средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу.
9. В ораторской речи нежелательно употребление:
д) пословиц, поговорок,
е) большого количества иноязычных слов.
10. Образуйте форму существительных множественного числа И.п.:
Бухгалтер – бухгалтеры и бухгалтера(разг)
Договор – договоры и договора(разг)
Токарь – токари и токаря(разг)
Слесарь – слесари и слесаря(разг)
Свитер – свитеры и свитера(разг)
11. Просклоняйте числительные:
Четверо мальчиков, 402 вагона, полтора стакана.
и. четверо мальчиков четыреста два вагона полтора стакана
р. четверых мальчиков четырехсот двух вагонов полутора стаканов
д. четверым мальчикам четыремстам двум вагонам полутора стаканам
в. четверых мальчиков четыреста два вагона полтора стакана
т. четверыми мальчиками четырьмястами двумя вагонами полутора стаканами
п. о четверых мальчиках о четырехстах двух вагонах о полутора стаканах
12. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания пользуйтесь словарем.
Апокалипсис, арахис, апостроф, бюрократия, дефис, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, корысть, приговор, бартер, генезис, интерпретация.
Укажите значения заимствованных слов и подберите слова синонимы русского происхождения. Воспользуйтесь словарем иностранных слов и словарем синонимов.
Абитуриент –1. Выпускник средней школы (устар.). 2. Человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение — выпускник, претендент, поступающий.
Адаптация – 1. Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. 2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей. — приспособление, привыкание, упрощение.
Контекст – Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. — эпизод, фрагмент, отрывок.
Стереотип – 1. Типографская печатная форма — рельефная копия с набора или клише. 2. Прочно сложившийся, постоянный образец чего-либо. — клише, ярлык, штамп, шаблон.
Адекватный – Вполне соответствующий, совпадающий. — обычный, естественный, идентичный.
Позитивный – 1. Основанный на опыте, на фактах, реальный. 2. Выраженный в положительной форме. — положительный, жизнерадостный.
Апогей – 1. Наиболее удалённая от Земли точка лунной орбиты или орбиты искусственного спутника Земли. 2. Высшая степень, расцвет чего-нибудь. — разгар, кульминация, вершина, пик.
Формальный – 1.Официальный, законный; произведённый в принятом, законном порядке. 2. Соблюдающий только форму. Существующий только для видимости. — внешний, мнимый, официальный, торжественный.
14. Определите род существительных.
Сугробина — ж.р, домишко — м.р, тюль — м.р, бандероль — ж.р, авеню — ж.р, ЖКХ — ср.р, кенгуру — м.р/ж.р.(в зависимости от контекста, нескл.сущ.), шасси — ср.р, рагу — ср.р, авокадо — ср.р, виски — м.р/ср.р, МВД — ср.р, пианино — ср.р, такси — ср.р, пари — ср.р, ассорти — ср.р, конфетти — ср.р, депо — ср.р, ООН — ж.р, алоэ — м.р, тире — м.р, алиби — ср.р, Токио — м.р, кафе — ср.р, кофе — м.р, протеже — м.р/ж.р (общего рода, в зависимости от контекста), киви — ср.р, бра — ср.р, Эри — м.р, Дели — м.р, жюри — ср.р, пенсне — ср.р.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 479 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
1. дефект (специальное) — недостаток (общеупотребительное)
инициатива (специальное)— предложение (общеупотребительное)
фурор (специальное)— победа, восторг (общеупотребительное)
габарит (специальное) — размер (общеупотребительное)
анонс (специальное) — предварительное оповещение (общеупотребительное)
форум (специальное) — собрание (общеупотребительное)
реставрация (специальное) — восстановление (общеупотребительное)
афоризм (специальное) — крылатое выражение (общеупотребительное)
комментарий (специальное)— разъяснение (общеупотребительное)
фрагмент (специальное) — отрывок (общеупотребительное)
аргумент (специальное) — доказательство (общеупотребительное)
экспрессия (специальное) — выразительность (общеупотребительное)
патетичный (специальное)— возвышенный (общеупотребительное)
фьорд (специальное) — залив (общеупотребительное)
эфемерный (специальное) — призрачный (общеупотребительное)
рандеву (специальное) — свидание (общеупотребительное)
гипотеза (специальное) — предположение (общеупотребительное)
этюд (специальное) — набросок (общеупотребительное)
аспект (специальное) — сторона (общеупотребительное)
биосфера — биология, биополе, биотопливо (от др.-греч. βίος — жизнь),
космодром — космос, космонавт, космобиология (греч. κόσμος — «мир»),
неологизм — неофашизм, неоклассицизм, неодарвинизм (от древнегреческого «новый, молодой»),
аквамарин — акваланги, акватория, аквасфера(aqua) латинск. название воды),
— геология, геоботаника,геодезия (от греч.(греческий) ge — земля),
архивариус — архидьякон, архиепископ, (греч. — cтарший, главный.
Школьная олимпиада по русскому языку, 11 класс
Школьная олимпиада по русскому языку, 11 класс.
Время выполнения 3 часа
Охарактеризуйте особенности произношения следующих слов: КОНЕЧНО, СКОЛЬЗКИЙ, ЩАВЕЛЬ, СКОЛЬКО (для объяснения можно использовать связный текст или графические обозначения: знак ударения, фонетическую транскрипцию, значок мягкости согласного). Как называется раздел языкознания (лингвистики), изучающий правила произношения слов?
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика, идеал.
Поставьте ударения в словах:
Принудить, ходатайствовать, облегчить, диспансер, баловать, звонит, изобретение, ломоть, газопровод, обеспечение, кровоточащий, черпать, зубчатый, жалюзи, свекла, шарфы, премировать, осведомить.
Объясните лексическое значение данных заимствованных слов, составьте с ними словосочетания.
Гипотеза, афоризм, фантазия, шедевр, радикальный, гармония, иллюзия, дифирамб.
Укажите значение устаревших слов:
Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, геенна, чело, десница, выя.
Допишите фразеологизмы и объясните их значение:
Перечислите, какие словари вы знаете. Укажите, какую информацию о слове они несут? Составьте словарную статью для словообразовательного словаря о слове «тихоструйный».
Определите, какими частями речи и какими их формами могут быть слова. Подтвердите словосочетаниями.
Три, дуло, чай, гладь, стих.
Перед вами четыре предложения:
1)Наконец наступило тепло.
3)Они встретили нас тепло.
Какой частью речи является слово тепло в каждом предложении? Определите его синтаксическую роль.
Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.
1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
2. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
3. Издалека были видны плывущие брёвна по воде.
Подчеркните грамматические основы в предложении, укажите их количество, определите типы придаточных предложений:
Правда, что на скотном дворе дело шло до сих пор не лучше, чем прежде, и Иван сильно противодействовал тёплому помещению коров и сливочному маслу, утверждая, что корове на холоду потребуется меньше корму и что сметанное масло спорее, и требовал жалованья, как и в старину, и нисколько не интересовался тем, что деньги, получаемые им, были не жалованье, а выдача вперёд доли барыша.
Вспомните сказку «Курочка Ряба» и
1) переложите её в форме милицейского протокола;
2) предложите рекламный текст, связанный с содержанием этой сказки.
Конечно – в кратком прилагательном со значением «имеющий конец» произносится [чн], во вводном слове следует произносить [шн].
Щавель – ударение падает на второй слог.
Сколько – во всех формах ударение падает на первый слог: скольких, сколькими.
Скользкий – согласный К в конце основы может произноситься твёрдо в соответствии со старомосковской нормой [скол’скъй]или мягко в соответствии с современными особенностями произношения [скол’ск’ий].
Особенности произношения слов изучает орфоэпия.
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов.
За каждое правильно выписанное слово 0,5 балла. Всего 4 балла.
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
Стипендиат, героизм, силуэт, мозаика, идеал.
За каждое правильно выписанное слово 0,5 балла. Всего 9 баллов.
ПринУдить, ходАтайствовать, облегчИть, диспансЕр, баловАть, звонИт, изобретЕние, ломОть, газопровОд, обеспЕчение, кровоточАщий, чЕрпать, зубчАтый, жалюзИ, свЕкла, шАрфы, премировАть, освЕдомить.
За каждый правильный ответ 0,5 балла. За каждое словосочетание – 0,5 балла. Всего 8 баллов. —
Гипотеза – предположение, требующее подтверждения.
Афоризм – Краткое выразительное изречение содержащее обобщающее умозаключение.
Фантазия – Способность к творческому воображению.
Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание автора.
Радикальный – решительный, коренной, придерживающийся крайних взглядов.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Иллюзия – нечто несбыточное, мечта.
Дифирамб – преувеличенная, восторженная похвала.
За каждое правильно названное значение слова 0,5 баллов. Всего 4 балла.
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 метра.
Алтын – три копейки (монета в три копейки).
Псалтырь – часть Библии, книга псалмов.
Геенна – в религии: место вечных мук грешников.
Десница – правая рука
За каждый правильный ответ – 0,5 баллов. За объяснение – 0,5 баллов. Всего 6 баллов. Возможны другие фразеологизмы в качестве ответов.
Вариться в собственном соку
Дрожит как осиновый лист
Прожужжать все уши
Держать себя в руках
За каждый перечисленный тип словаря с указанием информации, которую он несёт – 1 балл, за правильно составленную статью – 1 балл.
Три – глагол в повелительном наклонении, количественное числительное.
Дуло – глагол изъявит. Наклонения, стоит в прош. времени, ср. роде, ед. ч.; существительное.
Чай – усилительная частица, существительное.
Гладь — глагол в повелительном наклонении, существительное.
Стих – существительное, глагол в изъяв. накл., прош. вр..
За каждую правильно указанную часть речи со словосочетанием – 1 балл.
Перед нами четыре слова – функциональных омонима, так как они относятся к разным частям речи: 1 – существительное, подлежащее; 2 – кр. прилагательное, сказуемое; 3 – наречие, обстоятельство; 4 – категория состояния, сказуемое.
За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Итого 4 балла.
В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц. Жителям села, пострадавшего от наводнения, была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие по воде брёвна.
Во всех предложениях – неоправданный разрыв причастного оборота.
За каждое исправленное предложение – 1 балл. За объяснение – 1 балл. Итого 4 балла.
Правда, что на скотном дворе дело шло до сих пор не лучше, чем прежде, и Иван сильно противодействовал тёплому помещению коров и сливочному маслу, утверждая, что корове на холоду потребуется меньше корму и что сметанное масло спорее, и требовал жалованья, как и в старину, и нисколько не интересовался тем, что деньги, получаемые им, были не жалованье, а выдача вперёд доли барыша.
В предложении шесть основ, четыре изъяснительных придаточных.
За каждую правильно определённую основу предложения – 0,5 балла. За тип придаточных всего – 1 балл. Итого 4 балла.
За каждый придуманный текст – максимально по 5 баллов (жанровое соответствие – 1 б., стилевое соответствие – 1 б., логичность изложения – 1 б., отсутствие речевых ошибок – 1 б., отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок — 1 б.