Говорю р горлом что делать
Нужно ли исправлять горловое Р?
Родители гордо называют детей с горловым звуком Р «наша француженка» или «наш француз». Логопеды называют это явление ротацизм. В своей статье логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор рассказывает о тайнах и загадках горлового произношения звука Р и отвечает на вопрос, нужно ли исправление горлового р.
Горловое произношение звука Р, пожалуй, единственный вариант искаженного произношения звука Р, который большинство родителей принимают за норму, поскольку он наиболее приближен по звучанию к классике. Часть родителей даже считают этот способ произношения пикантным. А кто захочет расстаться с изюминкой? Некоторые предприимчивые родители находят данному способу произношения применение, отдавая детей в немецкие и французские школы. Во всех трёх случаях горловое Р не подвергается исправлению и входит в структуру фонетических представлений ребёнка и затем взрослого человека. Остаётся малая часть родителей, примерно 20 процентов, которым горловое Р их ребёнка режет слух, и они все-таки обращаются к логопеду за его устранением.
Горловое произношение Р, причины возникновения
Хочу сосредоточить ваше внимание на причинах возникновения данного речевого дефекта. Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?
Точную диагностику проблемы, которая привела к появлению горлового произношения у ребенка, лучше доверить профессионалам. И начать нужно с консультации логопеда. При необходимости он направит к другим специалистам, например, к детскому ЛОРу или детскому стоматологу. Все нужные специалисты работают в клинике «Диал-Дент».
Горловое произношение Р, последствия
Если не устранить горловое Р, то мы имеем очевидные и лежащие на поверхности последствия, а также и скрытые, связанные с вышеописанными причинами возникновения.
К очевидным недостаткам горлового Р я могу отнести следующее. Человека с горловым Р могут не «допустить» в ряд профессий, например, актер или диктор радио или телевидения. Могут быть ограничения и по профессиям в системе «человек-человек» (например, учитель, воспитатель детского сада, экскурсовод, адвокат и т.п.). Не подойдёт работа, связанная со значительными нервно-психическими нагрузками, с воздействием выраженного производственного шума, с подачей словесных сигналов. Как вариант, человек выберет специальность в области «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-творчество» и т.п.
Неочевидные последствия — это нарушения прикуса, появление ЛОР-проблем, плохая успеваемость у ребенка в школе и т.п. В данных случаях, горловое Р скорее сигнал, чем симптом, но, тем не менее, родители должны об этом знать.
Надо ли исправлять горловое Р?
Итак, исправлять горловое Р или не исправлять — решать вам! Но обратите внимание, что наличие горлового Р может указывать на вышеописанные нарушения и не стоит их игнорировать. Если вы хотите обсудить это проблему с логопедом — записывайтесь на консультацию. В клинике «Диал-Дент» есть все необходимые специалисты, работающие комплексно — детские стоматологи, детский ЛОР, детский ортодонт. Пусть горловое Р не встанет на пути у вашего ребенка!
Про постановку и автоматизацию звука «Р» читайте тут.
Исправление горлового произношения звука «р» у детей
Звук [р].
Бывают следующие недостатки:
1. Замена звука [р] звуком [л] (кончик языка прижат к верхним зубам).
2. Смягчение звука [р].
3. Замена звука [р] звуком [д] (нет вибрации).
4. Замена [р] звуком [ч].
6. Горловое [р]. Это самый тяжёлый недостаток.
Если ребенок произносит горловой звук [р], то постановку лучше начать от звука [р] проторного, т. е. без вибрации. В норме все дети проходят через [р] проторное.
Указание к вызыванию и постановке
Когда добьёмся хорошего [р], то мы говорим ребёнку: «Слышишь как у тебя комарик звенит, видишь, что делает твой язычок, он поднимается наверх и там неподвижно стоит. Теперь посмотри, что делает мой язык, когда я буду заводить моторчик».
Но есть и различие. У логопеда язык вибрирует, дрожит, а у ребёнка нет.
Следим,чтобы: 1. язык был поднят за верхние зубы, а не высовывался
2. нижняя челюсть была неподвижна
3. звук [д] носил характер чёткого удара
4. при произнесении [д] кончик языка не загибался внутрь
5. сначала звук [д] произносится медленно, только постепенно убыстряется темп.
6. хорошая воздушная струя
7. когда приступаем к выработке вибрации от звука [д], то надо следить, чтобы ребёнок произносил звук [д], а не просто давал голос. Для этого надо провести несколько раз под языком пальцем и отнять его, чтобы услышать, что в это время говори ребёнок.
1. Широкий язык – «накажем непослушный язык», «сделать язык широкий, как блин на сковородке».
2. Поднять язык наверх. «Вкусное варенье», «Грибок», «Барабанщик», «Чьи зубы чище», «Маляр», «Пощелкать язычком»
— выработать подъём языка наверх и чёткое произношение [д].
3. Струя – «Загони мяч в ворота», «Фокус».
Автоматизация звука [р].
Автоматизация проводится также, как и для других звуков – в слогах, словах и фразах.
Рисуем самолёт и говорим, какой звук от мотора: «р-р-р». Наш самолет летит в города. Вот город «А» и получается «ррра». Потом город «Ы»: «ррры».
Указания к автоматизации
Иногда вызывает трудности автоматизация сочетаний тра, дра. Между этими звуками вставляется звук близкий к «ы», «а».
а а При этом надо следить, чтобы автоматизация начиналась с [р]-проторного и язык находился в
тр ы др ы одном положении за верхними зубами.
ФРАЗЫ для автоматизации звука [р].
Ранние розы красивы
Рома подарил брату игрушечную ракету
У Ромы ранена река
Красная ручка на столе
Карась – маленькая рыбка
В лесу протекает ручей
На рынке продают морковь
Из раны течет кровь
У барана большие рога
За сараем глубокий ров
На небе разноцветная радуга
Радио говорит громко
На крыше красная труба
В парке растет трава
В печке жарко горят дрова
Дядя Рома купил трубку
По городу едет трамвай
Под аркой идет трамвай
Кран громко булькает
Мама купила помидоры, сахар и сыр
Мухомор растёт в траве
Костёр разожгли на поляне В лесу узкая тропка
За углом новое метро
На крыльце стоит ведро
Они хорошие друзья
Рома пьёт из кружки воду
Красная морковь очень вкусная
На горе Арарат растёт крупный виноград
Розе купили пирамидку
Рая барабанит на барабане
Арбуз очень вкусный
За городом крутые горы
Груши и арбуз лежат на столе
В графине чистая вода
Мурка громко мурлыкает
Кровать стоит у стены
У лодки красивый парус
В огороде красная смородина
Тетради и перья лежат в портфеле
У пионеров горн и барабан
У мамы густые брови
В парке есть карусель
Около забора лежит топор
Светофор показывает красный свет
У Ромы в руках красный шар
У катера работает мотор
На ковре крупные круги
Интегрированное занятие по формированию правильного произношения звука [ч] Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч» Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно,.
Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения» Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе[/b]«Воспитание у детей правильного произношения»Сроки выполнения Содержание работы.
Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Сроки выполнения Содержание работы.
Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с’. Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с’ в слогах, словах, фразах,.
Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.
Логопедическое занятие по коррекции произношения звука [л] Тема: «Постановка звука «Л». Цели: 1) Выработать навык правильного артикуляционного уклада. 2) Развивать подвижность речевого аппарата.
Работа с родителями «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Работа с родителями Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов Цель и.
Конспект занятия «Воспитание правильного произношения звука [Л] в активной речи детей» Задачи: Обогащение и систематизация словаря ; развитие умения восполнять структуру предложения; совершенствование навыка деления слов на.
Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.
Устранение горлового произношения звука «Р»: пошаговая работа
Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.
После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.
Общая информация
Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.
Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:
Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.
Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.
Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.
Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.
Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.
Важные моменты
Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:
Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.
При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.
В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.
Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
Подготовительный этап
Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:
Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.
В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».
Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.
На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.
На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:
Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.
Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.
Дыхательная гимнастика
Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.
Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.
Слуховое восприятие
Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.
Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.
Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.
Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.
Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.
Способы вызывания звука
После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».
Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.
Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.
Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.
Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.
Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.
Введение в речь
Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.
Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.
Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.
Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.
Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.
А давайте порычим, или Как поставить звук «р» у ребенка
Красивая и грамотная речь всегда ценилась в обществе. Порой умение правильно говорить помогало людям достичь карьерных высот или же делало их известными на весь мир. Однако никто из нас даже и не задумывался над тем, что это умение закладывается еще в детстве. А что же делать тем, чей ребенок не может выговорить некоторые буквы? Неужели нет никаких способов исправить это нарушение речи? Как оказалось, есть. Мы решили изучить проблему проговаривания звука «р» у детей, узнать, как происходит развитие речи у детей и как можно облегчить этот процесс. Помогала нам в этом учитель-логопед Вита Билуха.
Причины неправильного произношения звука «р»
Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?
По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:
• укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;
• слабость мышц языка;
• неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;
• нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.
Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:
• при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;
• при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;
• при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.
«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».
Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает.
Когда стоит обращаться к специалисту
Как нам рассказала логопед, артикуляционный аппарат полностью формируется к четырем-пяти годам. И если к этому времени ребенок не выговаривает твердый звук «р» и мягкий «рь», то это может стать веским поводом для обращения к специалисту. Она уточнила, что звук «р» считается одним из самых сложных и для его постановки нужна подготовительная работа.
Сейчас объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки по русскому языку, то наверняка у вас в памяти всплывет табличка со звонкими и глухими согласными. Но «р» всегда стоял в отдельной графе — сонорные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звонким выражением в голосе. По статистике, дошкольники в четырехлетнем возрасте умеют произносить все звуки, кроме сонорных.
Что происходит, когда мы произносим звук «р»? А вот что:
• губы находятся в расслабленном состоянии;
• между зубами образуется пространство в четыре-пять миллиметров;
• кончик языка в это время приподнимается к верхним деснам;
• из-за струйки воздуха язык начинает вибрировать;
• средняя часть языка выгибается, а задняя, наоборот, прижимается к небу;
• по краям язык прижимается к верхним зубам;
• голосовые складки в момент произношения колеблются.
Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют коррекции с квалифицированным специалистом:
• Велярный — кончик языка при произношении опускается вниз и не принимает участия в артикуляции. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отодвигается назад. Само произношение происходит не при помощи голоса, а при помощи воздуха, а значит, звук получается гортанным;
• Увулярный — язык начинает вибрировать в образовавшейся струе воздуха. Звук получается очень тихим и мягким;
• Носовой — из названия можно понять, каким получается сам звук. Для этого произношения характерна локализация воздуха в носу и полное отсутствие вибрации;
• Двугубный — в этом случае в образовании звуков принимают участие только губы, язык никак не задействуется;
• Щелевой — язык устремлен вверх, при говорении он образует щель с мягким небом;
• Межзубный — язык находится между зубами, из-за чего произносимые звуки сильно искажаются.
Процесс коррекции речи
Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:
• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.
• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.
• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.
• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.
• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким. При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться.
• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.
• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.
• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.
Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.
«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».
Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:
• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.
• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».
При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.
«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».
В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.
Еще один способ — постановка «р» через «с». Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе. Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».
Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.
Постановка звука «р» во взрослом возрасте
Ни для кого не секрет, что многие взрослые люди не выговаривают букву «р». Согласитесь, слушать такую речь довольно тяжело. Но куда сложнее приходится тем людям, речь которых имеет некоторые дефекты. В связи с этим мы задали логопеду соответствующий вопрос, можно ли исправить звукопроизношение во взрослом возрасте? По ее словам, сложно, но можно.
Эксперт обратила внимание, что научить ребенка произносить звук изолированно можно в любом возрасте, сложность заключается в автоматизации звука.
«В детском саду все находятся на равных условиях, кто-то учится шипеть, кто-то жужжать, кто-то рычать, и это воспринимается вполне естественно. В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно «р», первое время выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать на людях. Школьник может хорошо говорить дома или в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему очень сложно перейти на правильную речь».
При этом автоматизация звуков в более старшем возрасте требует от ребенка большой мотивации и хорошей поддержки взрослых. В результате звук как бы есть, но его как бы и нет. Поэтому она посоветовала молодым родителям своевременно позаботиться о речи ребенка и при необходимости обратиться к специалисту, который поможет исправить существующий дефект в речи ребенка.