Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992

Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т. д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате — несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа — профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов, а также и как руководство для преподавателей.

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство — несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню — о чем, несомненно, помнит и он, — как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), — экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство — плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа; Годфруа — приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперёд, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию — это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека — биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Источник

Что такое психология, Том 1, Годфруа Ж., 1992

Что такое психология, Том 1, Годфруа Ж., 1992.

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей интересующихся вопросами психологии.

Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть картинку Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Картинка про Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992

Что такое поведение?
Врожденное и приобретенное.
Виктор был человеческим детенышем. Какое же наследие он получил от своих родителей и поколений, которые им предшествовали? Было ли это наследие минимальным, как это считал Пинель, или же оно полностью трансформировалось под влиянием той особой среды, в которой Виктору пришлось жить? Безусловно, мы этого никогда не узнаем. Виктор унес свою тайну в могилу, а записи, оставленные Итаром, не дают возможности разобраться в этом вопросе.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Представление книги.
1. Изучение поведения – история и методы.
Глава 1 Что такое поведение?.
Эволюционная теория.
Эволюция поведения.
Таксисы.
Рефлексы.
Инстинктивное поведение.
Врожденные пусковые механизмы.
Импринтинг.
Научение.
Способность к умозаключениям.
Эволюция человека.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Глава 2 Что такое психология?.
Развитие психологии.
Рождение научной психологии.
Заключение.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Глава 3 Чем занимаются психологи?.
Психология и ее разделы.
Область научных поисков.
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты.
Выводы.
Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания.
Употребление наркотических средств и патологические состояния.
Возбуждающие средства.
Документ 4.1. Электрическая активность мозга.
Резюме.
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?.
Глава 5. Наше восприятие мира.
Внимание и восприятие.
Экстрасенсорное восприятие.
Резюме.
Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация.
Мотивация и эмоции.
Эмоции.
Резюме.
3. Высшие функции и обработка информации.
Глава 7 Научение.
Глава 8 Память, мышление и общение.
Память.
Мышление.
Речь.
Теории научения.
Документ 8.1. Сенсорная память.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Ответы на вопросы.
Глава 9 Адаптация и творчество.
Интеллект.
Резюме.
Литература.
Материал для самопроверки.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Что такое психология. В 2-х т. Годфруа Ж.

Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть картинку Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Картинка про Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть картинку Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Картинка про Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности.

В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для специалистов и студентов-психологов, биологов, медиков, педагогов — и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Том 2. (1996, 376с.; 2-е изд., стереотип.)

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 1.
Предисловие 4
Представление книги 8
Часть 1. Изучение поведения – история и методы 12
Глава 1 Что такое поведение? 15
Эволюционная теория 17
Эволюция поведения 21
Таксисы 21
Рефлексы 21
Инстинктивное поведение 22
Врожденные пусковые механизмы 23
Импринтинг 23
Научение 24
Способность к умозаключениям 26
Эволюция человека 26
Резюме 39
Материал для самопроверки 41
Глава 2 Что такое психология? 44
Развитие психологии 44
Рождение научной психологии 49
Заключение 61
Резюме 72
Материал для самопроверки 75
Глава 3 Чем занимаются психологи? 79
Психология и ее разделы 80
Область научных поисков 83
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты 98
Выводы 100
Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания 108
Употребление наркотических средств и патологические состояния 114
Возбуждающие средства 115
Документ 4.1. Электрическая активность мозга 122
Резюме 135
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? 135
Глава 5. Наше восприятие мира 146
Внимание и восприятие 155
Экстрасенсорное восприятие 161
Резюме 181
Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация 197
Мотивация и эмоции 198
Эмоции 212
Резюме 253
Часть 3. Высшие функции и обработка информации 266
Глава 7 Научение 267
Глава 8 Память, мышление и общение 309
Память 309
Мышление 320
Речь 328
Теории научения 330
Документ 8.1. Сенсорная память 333
Резюме 351
Материал для самопроверки 362
Ответы на вопросы 369
Глава 9 Адаптация и творчество 369
Интеллект 369
Резюме 412
Литература 428
Материал для самопроверки 430

Источник

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора перевода

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.
Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.
В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.
В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.
Профессор Г. Г. Аракелов
Работа по переводу книги была распределена следующим образом:
Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.
Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.
Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.
Жан Марсенак

Предисловие

начатое с этой книги, и таким образом проверить эффективность тех новых средств анализа поведения, которыми он овладел.
Кроме того, в одном из досье, а также в некоторых документах описаны нетрадиционные модели или поиски новых путей исследования. Наше мнение по этому вопросу существенно отличается от взглядов популяризатора науки Мишеля де Праконталя, автора недавно вышедшей книги «Научный обман в десяти уроках»2. В этой книге Праконталь клеймит позором ученых-физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в итоге длительных исследований и размышлений выдвинули ряд гипотез, не укладывающихся в рамки рационального научного объяснения.
С нашей же точки зрения, наилучший способ развития критического мышления состоит не в том, чтобы выступать в роли цензоров, а в том, чтобы как можно объективнее излагать состояние исследований, теорий и моделей, которые теснят друг друга, стремясь пробиться в узкую дверцу гуманитарных наук.
Важно помнить, что Декарт со своими концепциями «мыслящей души» и «животного разума» или Фрейд с его представлениями о «подсознательном» и о «либидо», а также большая часть психологов, цитируемых в этой книге (в том числе психофизиологи, взгляды которых на нервную систему непрестанно изменяются в связи с новыми научными открытиями),-тоже в какой-то мере «обманщики» в науке или же их концепции еще ждут своего подтверждения2. Нет никаких причин отказываться от того, чтобы расширить поле зрения психологии, включив в нее, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома или гипотезу «в глубь собственного я» Лилли3.
Психология не может ждать, когда появится некая окончательная теория о функционировании головного мозга, и только тогда переходить к попыткам понимать и действовать. Как и другим гуманитарным наукам, ей нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать. Это очень своевременно сейчас, когда вновь стали заботиться о накоплении знаний, которые позволят отделить зерна от плевел и проложить новые пути, все больше приближающиеся к реальной жизни человека. Недавний период в истории психологии показал, что стремление навязать слишком быстро редукционистское и «научное» представление о поведении человека приводит в лучшем случае лишь к карикатуре.
Беда не столько в изложении представлений, на первый взгляд кажущихся «ложью», сколько в стремлении выдать их за истину, за
1 Michel de Pracontal, L’imposture scientifique en dix lecons, editions La Decouverte, Paris, 1986.
2 Эволюционная теория Дарвина, которую мы излагаем в главе 1, продолжает испытывать сильные потрясения (см. М. Denton, Evolution: „Theory in Crisis», а также статью S. Ortoli, Science et Vie, № 834, 1987).
3 См. документы к гл. 5.

Предисловие автора
единственный возможный путь, или же, напротив, во имя научной ортодоксальности высмеять их (а заодно и всех, кто хотел бы к ним приблизиться) и окончательно изъять из области возможного. Автор старался на протяжении всех последующих страниц избегать как одного, так и другого из этих подводных камней. Если ему не везде это удалось, он смиренно примет критику.

Представление книги

1. Изучение поведения – история и методы

Источник

Что такое психология, Том 1, Годфруа Ж., 1992

Что такое психология, Том 1, Годфруа Ж., 1992.

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.
Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей интересующихся вопросами психологии.

Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Смотреть картинку Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Картинка про Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992. Фото Годфруа ж что такое психология ж годфруа м 1992

Что такое поведение?
Врожденное и приобретенное.
Виктор был человеческим детенышем. Какое же наследие он получил от своих родителей и поколений, которые им предшествовали? Было ли это наследие минимальным, как это считал Пинель, или же оно полностью трансформировалось под влиянием той особой среды, в которой Виктору пришлось жить? Безусловно, мы этого никогда не узнаем. Виктор унес свою тайну в могилу, а записи, оставленные Итаром, не дают возможности разобраться в этом вопросе.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Представление книги.
1. Изучение поведения – история и методы.
Глава 1 Что такое поведение?.
Эволюционная теория.
Эволюция поведения.
Таксисы.
Рефлексы.
Инстинктивное поведение.
Врожденные пусковые механизмы.
Импринтинг.
Научение.
Способность к умозаключениям.
Эволюция человека.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Глава 2 Что такое психология?.
Развитие психологии.
Рождение научной психологии.
Заключение.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Глава 3 Чем занимаются психологи?.
Психология и ее разделы.
Область научных поисков.
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты.
Выводы.
Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания.
Употребление наркотических средств и патологические состояния.
Возбуждающие средства.
Документ 4.1. Электрическая активность мозга.
Резюме.
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?.
Глава 5. Наше восприятие мира.
Внимание и восприятие.
Экстрасенсорное восприятие.
Резюме.
Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация.
Мотивация и эмоции.
Эмоции.
Резюме.
3. Высшие функции и обработка информации.
Глава 7 Научение.
Глава 8 Память, мышление и общение.
Память.
Мышление.
Речь.
Теории научения.
Документ 8.1. Сенсорная память.
Резюме.
Материал для самопроверки.
Ответы на вопросы.
Глава 9 Адаптация и творчество.
Интеллект.
Резюме.
Литература.
Материал для самопроверки.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *