Гобсек в чем смысл
«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть «Гобсек» входит в цикл сочинений «Человеческая комедия» и относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.
Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.
История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.
Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.
Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька», нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков», черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно». В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.
Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.
Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – «только привычка к излюбленной среде». Нравственные правила – различны у разных народов, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.
К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.
Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей». Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.
При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.
Анализ произведения Гобсек Бальзака
Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.
В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.
В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.
Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.
Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.
Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.
2 вариант
Гобсек- произведение написано французским писателем Оноре де Бальзак, в 1830 году, вошел в сборник «Человеческая комедия». Автор работал над произведением довольно долго, потому что он готов достичь совершенства и легкости в чтении. В течение 18 лет он трижды вносил в повесть изменения.
Повесть начинается разговором хозяйки с адвокатом Дервилем. Однажды адвокат слышал разговор где Гранлье с Камиллой своей дочерью, о том, что она любит Эрнеста де Ресто. Мать не хочет, чтобы она выходила замуж и вообще общалась с ним, поскольку мать парня связана с Максимом где Траем, ради него она отдала ему все состояние. Однако мать понимает, что Эрнест бедный. Адвокат однажды пришел к Камилле и рассказывает, что Эрнест вернул семейную наследство, и у него появились деньги. Адвокат рассказывает, как это произошло, когда он узнал кто такой Гобсек, который был лихарем
Находясь в пансионате Дервиль знакомится с Гобсеком, который не разговаривал с людьми. Дервиль стал адвокатом купив адвокатскую практику, в Гобсека одолжил деньги. Однажды тот познакомил Гобсека с одним человеком, тот хотел одолжить у него денег. Но Гобсек понимая, что у него уже есть долги, и денег у него нет чтобы потом вернуть ему деньги. Однако Максим де Трай друг адвоката не кажется, он просит любимую девушку одолжить денег у Гобсека. Узнав об афере, человек графини, приходит к Гобсеку требует у того залог, однако Гобсек отказывает мужу и вообще забрать деньги от женщины и развестись с ней, а имущество передать ему, так как по его словам он надежный человек.
Дервиль идет к мужу графини де Ресто, так как она не передала имущество Гобсеку. Дервиль узнает, что граф больной, однако графиня делает все, чтобы к мужу не пришел адвокат. Граф хочет увидеть адвоката, чтобы отдать наследство сыну, но женщина препятствует. Когда он умирает она просит у графа прощения, но тот ей отмовляет. После смерти графа, на следующий день Гобсек с Дэрил приходят в дом графа. Зайдя в дом они удивились, ища завещание мужа графиня перевернула все вверх ногами. Увидев их она бросает документы в огонь, граф должен был передать Дервилю. Владельцем всего имения и денег становится Гобсек.Дервиль просит, чтобы тот отдал графини с детьми наследство, но Гобсек отказал, сказав, что отдаст наследство Эрнесту. Перед смертью Гобсека, Дервиль посещает его чтобы тот помог Эрнесту и его возлюбленной. Когда Гобсек умирал он превратил свой дом в свалку. Перед смертью он пишет завещание, где все имущество передает Дервилю, а замок Эрнесту. Эрнест вернул свое наследие. Где Гранлье соглашается на любовь дочери с Эрнестом, если тот богатый по рассказу Дэрвилл.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Гобсек Бальзака
Популярные сегодня темы
С самого начала произведение знакомит нас с подробным описанием природы. Автор описывает поля, на фоне прекрасного захода солнца, которое аккуратно падает в красивые легкие облака. Кажется
Повесть А.С. Пушкина Пиковая дама интересна, проста в чтении и достаточно увлекательна. Это произведение притягивает и интригует читателя с первых строк
Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811
Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник – главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель». Его жизнь протекает тускло и незаметно. Он словно и не живет вовсе, а, как лошадь с шорами на глазах, двигается в заданном направлении.
Смысл произведения «Гобсек» Оноре де Бальзака
О чем произведение «Гобсек»?
Произведение «Гобсек» рассказывает нам о Жане Эстере ван Гобсеке, скупом, но справедливом заемщике. О нем рассказывает человек, с которым тот был максимально честен в своей жизни — Дервиль. Дело в том, что история Гобсека — это рассказ о людской жадности, о власти денег. Гобсек был заемщиком, всегда работающим честно. Да, он был относительно скуп, а единственной ценностью в его жизни были деньги, но это не мешало Жану Эстеру обладать достаточно положительной репутацией.
Однажды к нему обращается графиня де Ресто, пытающаяся заложить фамильную драгоценность мужа. Оказалось, что делает она это для любовника, который легко пользуется доверчивостью графини. Вот только ее муж узнает о том, что жена ему изменяет и тратит его деньги. Вместе с Дервилем они обращаются к Гобсеку. Тот предлагает переписать имущество графа на себя, чтобы жена не получила во время развода ни копейки, а имущество потом Гобсек переоформит на детей. Так и случается.
После смерти графа она будет пытаться найти бумаги о собственности, вот только все уже перейдет в руки Гобсека. Он получает полный контроль над имуществом графа. Вот только отдавать его наследнику графа де Ресто он не спешит. Мужчина считает, что юноше нужно почувствовать вес денег, понять их стоимость — только тогда он и отдаст наследство.
Вот только Гобсек с каждым годом становился все жаднее и жаднее. Он перестал что-то перепродавать, а начал копить, ведь боялся продешевить. Так, когда Дервиль в очередной раз придет к нему с просьбой вернуть имущество, Гобсек будет при смерти. Рядом с его телом будут лежать дорогие картины, испорченная изысканная еда, деньги. Гобсек будто бы тонет в своем имуществе, которое так и не принесло бы ему счастья.
Молодой граф де Ресто все-таки получит свое наследство, но немного позже.
Смысл книги «Гобсек»
Оноре де Бальзак показывает, что даже самая сильная личность может пасть перед огромным количеством денег. Гобсек всю жизнь считал деньги, совершая успешные сделки одну за одной. Можно считать, что они и были смыслом его жизни, о чем Гобсек не боялся говорить. Совершая сделки, он получал от этого удовольствие, ведь они приносили мужчине именно его. Заемщик жил сделками, постоянно думал о них, искал способы продать имущество подороже. Именно в этот момент своей жизни он жил, пускай и не так, как принято в остальном светском обществе.
Однако, получив огромное количество имущества и денег, он потерял себя. Теперь уже не нужно было искать выгоды в сделках — оставалось лишь жадно копить имущество, загребая его к себе поближе. Поэтому Гобсек и погибает — его жизнь стала бесполезной. И, что символично, погибает он именно среди своих «богатств» в виде картин, золота, денег и испорченной еды. Гобсек даже съесть что-то вкусное боялся, ведь жажда денег пленила его. Так он и умер в бессмысленных богатствах среди гнили.
Для полного понимания стоит сравнить его с самим собой в начале произведения. Аккуратный, немного строгий Гобсек, у которого каждая монетка на счету и Гобсек, тонущий в собственном богатстве. Наглядно, не так ли?
Вот такое произведение! Чтобы понять все его великолепие, нужно читать его в полной версии. Так удовольствия от чтения будет куда больше!
«Гобсек»: картина человеческих страстей из-под пера Бальзака
Меню статьи:
В 1830-м году из-под пера французского автора Оноре де Бальзака выходит важное для культуры того времени произведение. Автор дал своему творению название «Гобсек». Этот текст отличается любопытной биографией. Произведение пережило несколько трансформаций. Но стоит отметить, что анализируемый текст – важный винтик для понимания механизма глобального детища француза – «Человеческой комедии».
История создания
Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.
Писатель Оноре де Бальзак
Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».
Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.
Книги Оноре де Бальзака
В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.
Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.
Тематика произведения
Исследование человеческой души
Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:
Мотив пагубной страсти
В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.
Тема отчуждения
Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.
Мотивы произведения
Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:
Конфликты повести
Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:
Биография
Гобсек – арт
Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.
Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.
Иллюстрация к книге «Гобсек»
Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.
Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.
Внешность Гобсека
Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.
Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.
гобсек II
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | гобсе́к | гобсе́ки |
гобсе́ка | гобсе́ков | |
гобсе́ку | гобсе́кам | |
гобсе́ка | гобсе́ков | |
Тв. | гобсе́ком | гобсе́ками |
Пр. | гобсе́ке | гобсе́ках |
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Произношение
Семантические свойства
Значение
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Образовано от Гобсек
+
гомосек
путём контаминации.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
Сюжет
Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.
Гобсек собирает монеты
Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.
Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.
Главные герои повести «Гобсек» (кадр из фильма)
Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.
Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.
Экранизации
Леонид Леонидов в образе Гобсека
Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.
Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека
В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии Аллы Будницкой, перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер Константин Богомолов, будучи на тот момент еще мальчиком.