Гмар хатима това что за праздник
Слова и выражения Судного дня
СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ
(из цикла «Слова и выражения еврейских праздников»)
В русском языке этот день имеет несколько названий:
«Судный День», «День Отпущения Грехов», «День Искупления», «День Всепрощения».
И в иврите этот Праздник называется по-разному.
יוֹם כִּיפּוּר (йом кипУр) – «День опущения грехов, день прощения, день искупления».
Это название, которое появилось в средневековой раввинистической литературе, является наиболее употребительным для данного Праздника.
Это название встречается в Торе и Талмуде. Существительное мужского рода множественного числа כִּיפּוּרִים (кипурИм) используется по той причине, что в этот день по иудейской традиции происходит очищение как живых, так и мёртвых.
שַבָּת שַבָּתוֹן (шабАт шабатОн) – «Суббота суббот, суббота полного покоя, суббота полного отдыха».
Это название, которое также встречается в Торе, говорит о том, что этот день является самым священным из всех дней отдыха.
Суть этого дня заключается в примирении между людьми, а также в примирении между человеком и Богом.
Перед Праздником люди желают друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора:
!גמָר חֲתִימָה טוֹבָה
(гмар хатимА товА!)
«Завершение хорошей подписью!».
Перед Праздником люди также высказывают взаимное пожелание:
!צוֹם קַל
(цом кал!)
«Лёгкого поста!»
Перед Праздником религиозные евреи совершают обряд, который называется כַּפָּרוֹת (капарОт) – «искупления, искупительные жертвы».
Этот широко распространённый обычай состоит в том, что человек берёт деньги, которые предназначены для благотворительных целей, и произносит следующую фразу:
«Это замена моя, это подмена моя, это искупление моё. Эти деньги станут пожертвованием, а я вступлю в жизнь добрую, долгую и мирную».
Перед наступлением Праздника устраивается трапеза, традиционным блюдом которой является куриный бульон с треугольными пельмешками, символизирующими трёх еврейских патриархов (Авраам, Ицхак и Яаков), а также приношения в Иерусалимском Храме. Такие пельмешки называются קרֶפּלָך (крЭплах) – «кнедлики».
Главным содержанием Праздника являются תַעֲנִית (таанИт) – «пост (воздержание)» и תפִילָה (тфилА) – «молитва».
תַעֲנִית (таанИт) включает в себя полный отказ от еды и питья, от купания и натирания маслами и кремами в косметических целях, от интимной близости между супругами, от ношения кожаной обуви.
Молятся в этот день много. Молитвы этого дня – самые длинные в году.
В первый вечер служба открывается молитвой כָּל נִדרֵי (кол нидрЭй) – «Все обеты, все зароки», которая произносится только в раз в году именно в этот день.
Данная молитва поётся на древнюю мелодию, которая зародилась в Германии между 1430 и 1550 годами.
С течением времени эта молитва превратилась в символ Праздника.
Так как молитва נִדרֵי (кол нидрЭй) написана и исполняется на арамейском языке, вот её перевод:
«Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары и разновидности их, которые мы будем возлагать на себя от этого Дня Искупления и до Дня Искупления, который грядёт нам во благо – во всех них я заранее раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, необязывающи и недействительны. Обеты наши да не будут обетами, зароки – зароками, клятвы – клятвами».
Молитва וִידוּי (видУй) – это исповедь перед Богом в своих грехах.
В молитве אָבִינוּ מַלכֵּנוּ (авИну малкЭну) – «Отец наш, Царь наш» содержится мольба обо всём, что необходимо человеку для счастливой, благополучной жизни, а также обо всём, о чём мечтает народ Израиля вот уже многие столетия.
Обязательная поминальная молитва יִזכּוֹר (йизкОр) – это молитва в память умерших родителей и других родственников, в память общин, уничтоженных при антиеврейских преследованиях, в память о погибших в Катастрофе Европейского Еврейства, в память о погибших солдатах Армии Обороны Израиля.
Молитва נְעִילָה (нэилА) – это последняя молитва праздника, которая означает «Замыкание (ворот Неба)», то есть завершение Божественного Суда над людьми, «скрепление печатью».
Во время Праздника читается סֵפֶר יוֹנָה (сЭфэр йонА) – «Книга Йоны». Йона, сын Амитая, был известным пророком, который жил в Израильском (Северном) царстве.
Йом Киппур (Судный День). Гмар Хатима Това
Гмар хатима това (хорошей записи в Книгу Судеб) верующим и неверующим, легкого поста постящимся и удачи всем нам!
!גמר חתימה טובה וכתוב לחיים טובים כל בני בריתך
Молитва У-нетане токеф кдушат га-йом («Поведаем о силе святости этого дня») в исполнении главного кантора ЦАХАЛа подполковника Ш.Абрамсона. Кадры Войны Судного Дня, 43-ая годовщина начала которой отмечается в октябре.
«У-нетане токеф»
Раби Амнон из Майнца
Поведаем о святости этого дня,
Ибо он грозен и страшен.
В этот день возвеличится царство Твое,
И милостью утвердится Твой престол,
И будешь в истине восседать на нем.
Истинно, что только Ты – Судья и Обличитель;
И всё знающий Свидетель,
Ты записываешь и скрепляешь печатью,
Исчисляешь и назначаешь,
Вспоминаешь всё забытое,
Раскрываешь Книгу памяти,
А она сама возглашает в ней записанное.
Деяния каждого запечатлены в ней.
И в великий шофар затрубят,
И будет услышан голос безмолвия.
И ангелы пронесутся,
Объятые страхом и трепетом,
И провозгласят: «День суда наступил!» –
Чтобы созвать на суд воинство Небес,
Ибо и они не безгрешны на суде пред Тобою.
И все приходящие в мир
Проходят пред Тобою как обитатели Небес.
Как пастух, осматривающий стадо,
Проводит овец под посохом своим,
Так и Ты – проводишь и считаешь,
Определяешь и учитываешь
Души всего живого,
Решаешь судьбу всякого создания
И подписываешь приговор.
В десятый день месяца Тишрей, евреи всего мира отмечают Йом Кипур – день Высшего суда, строгого поста, покаяния и отпущения грехов
На десятый день еврейского месяца Тишрей (в этом году – 19 сентября) евреи всего мира отмечают Йом-Кипур (יוֹם כִּפּוּר, Судный день) – день Высшего суда, строгого поста, покаяния и отпущения грехов.
Это – тот самый день, когда нам необходимо честно, внимательно и строго проанализировать свои поступки, покаяться в грехах и пообещать, что впредь мы не будем творить зло ни делами, ни мыслями своими.
Из истории известно, что в этот день Моше (Моисей) получил вторые Скрижали Завета, взамен разбитых им при виде сынов и дочерей Изральевых, поклоняющихся золотому тельцу. В этот же день наш народ был окончательно прощен за этот страшный грех. Таким образом, Всевышний судил и простил наших предков, как поступает Он по неизъяснимой милости своей ежегодно.
В древности, когда в Иерусалиме стоял Храм, Судный день был одним из самых великих, торжественных и, пожалуй, самым важным праздником. Первосвященник совершал процедуру самоочищения, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа. Затем, зайдя в Святая Святых – особое помещение, где хранился Ковчег Завета – он шепотом произносил истинное имя Б-га.
Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли особого рода молитвы.
Но, прежде чем разобрать их (хотя бы поверхностно, ибо подробный и полный разбор со всеми комментариями и примечаниями, мнениями мудрецов и цитатами из священных книг далеко выходит за рамки этой статьи), я хочу остановиться на приготовлениях к этому великому празднику.
Незадолго до начала Йом-Кипура мужчине надлежит окунуться в микву (или в море, если есть такая возможность) и, кроме того, хорошо вымыться. До того, в течение дня надо совершить обряд «капарот», устроить обильную праздничную трапезу и благословить детей – все это в первой половине дня. Перед зажиганием праздничных свечей и после возвращения из миквы, устраивают последнюю трапезу накануне Йом-Кипура, т.н. «сеудат мафсекет».
Йом-Кипур – день строгого поста: запрещены не только любая работа (как в субботу), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые отношения. Этот день все евреи стараются проводить в синагогах в молитве и раскаянии. Множество одетых в белое (талиты и «кители») мужчин и женщин, так же предпочитающих белые цвета, устремляются в быстро наполняющиеся народом синагоги; сюда приходят даже те, кто не бывает там в течение года!
В Израиле закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато множество галдящих детей, свободно разъезжающих на велосипедах и скейтбордах по пустым улицам. По этой причине в Израиле Йом-Кипур в шутку называют «Днем еврейского велосипедиста».
Работают только армия (память о Войне Судного дня 1973 года, когда на Израиль напали египтяне и сирийцы именно в Йом-Кипур, все еще очень свежа) и полиция, особенно антитеррористические бригады, ибо враги стараются испортить нам любой праздник. И, конечно, работает служба «скорой помощи» и все коммунальные предприятия: электричество, вода и пр. должны поступать бесперебойно.
Итак, вернемся к молитвам.
Коль-Нидрей («Открывающая молитва») поистине стала символом всего праздника. Она поется вслух трижды на прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.
В Йом-Кипур читают также особую поминальную молитву «Изкор», к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля, особенно в войну Судного дня, когда прямо из синагог солдаты спешили на фронт.
Особое значение приобретает «Завершающая молитва», произносимая при заходе солнца: с нею закрываются небесные Врата Милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля.
Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году – в Иерусалиме!».