Главный музейный комплекс эрмитажа что включает в себя экскурсия
Маршруты посещения Эрмитажа в 2021 году
Реалии 2021 года вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.
Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам.
На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.
Маршрут №1 по Эрмитажу
Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.
Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.
Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.
Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:
На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.
План маршрута №1 по Эрмитажу
Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:
Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.
По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.
Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.
От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:
И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.
Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.
По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.
Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга
Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.
При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.
Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда. Билеты на второй маршрут доступны онлайн на официальном сайте.
План маршрута №2 по Эрмитажу
От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.
Ваш путь пройдет через:
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.
Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.
На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:
Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:
После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.
Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:
Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.
Маршрут №3 по Эрмитажу
Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.
Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.
В программе осмотра:
Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.
В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:
Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:
Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.
Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году
В период пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек.
Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.
Взрослым гостям предлагаются визиты:
Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2021 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.
Временные выставки
В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).
Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.
График сеансов, единый для любого маршрута
Дни недели | Сеансы для основной категории посетителей | Сеансы по специальному предложению льготным категориям |
вторник-воскресенье | 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 | 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00 |
среда, пятница, суббота (доп.) | 17-30, 18-00 | — |
Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.
Полезные советы
Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.
В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.
Путеводитель по Эрмитажу
Что стоит знать перед посещением?
Режим работы
Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.
Гардероб и турникеты
После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.
Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.
О маршруте
Музейная экспозиция
Эрмитаж или Зимний дворец?
Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.
Посольская (Иорданская) лестница (2)
Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
Большой фельдмаршальский зал (193)
Петровский зал (194)
Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями (1). На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.
В центре зала стоит трон Петра Великого (1). Над троном — сам Петр с Минервой (2), аллегорической фигурой Славы.
Гербовый зал (195)
Военная галерея (197)
Большой тронный (Георгиевский) зал (198)
Аполлонов зал (260/261)
Романовская галерея (259)
В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.
Павильонный зал (204)
Часы «Павлин»
Советская лестница (206)
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.(207)
Зал Тициана (221)
Кающаяся Мария Магдалена
«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.
Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане (1), старуха-служанка на заднем (2) плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет (3).
Зал Леонардо Да Винчи (214)
Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.
Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.
Мадонна Литта
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.(216)
В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.
Лоджии Рафаэля (227)
Зал Рафаэля (229)
Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле (1) и Святое Семейство (2). Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна Конестабиле (1)
Святое семейство (2)
Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.
Зал Микеланджело (230)
Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.
Зал Рембрандта (254)
Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
Даная
Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.
У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.
Возвращение блудного сына
Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».
Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.
Советская лестница (206)
Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.
Двадцатиколонный зал (130)
На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.
Колыванская ваза (128)
Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.
Египетский зал (100)
Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.
Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.
Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг (1). Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).
Галерея Растрелли
Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.
Эрмитаж без очереди: билеты и экскурсии. Главные шедевры
Эрмитаж по праву считается достопримечательностью номер один Санкт-Петербурга. Как парижский Лувр, это музей два в одном:
Знаменитые очереди на Дворцовой площади способны испугать даже самого искушенного туриста. Поэтому в этой статье разбираемся
Сколько стоят билеты в Эрмитаж. Купить билет
Билеты в Эрмитаж (главный музейный комплекс) стоят 500 рублей. Для всех. Льготники могут воспользоваться своими преимуществами каждый третий четверг месяца. То есть если вы идете в музей с ребенком до 18 лет, вам на него нужно также купить билет за 500 рублей (если только вы не подгадали свое посещение под третий четверг месяца). В этом случае вы заказываете отдельно билет с нулевой стоимостью для льготной категории граждан.
Билеты в Главный штаб — 500 рублей.
Билеты во дворец Меншикова (с экскурсией) — 600 рублей.
Зимний дворец Петра I. Билеты с экскурсией) — 600 рублей.
«Старая деревня». Билеты с экскурсией — 600 рублей.
Все условия с льготниками сохраняются. Билеты можно предъявлять с экрана смартфона или в распечатанном виде.
Как выбрать билет
Для начала давайте разберемся, сколько зданий входит в музей под названием «Эрмитаж»:
В Главный музейный комплекс входят первые четыре здания, соединенные между собой переходами. Хорошо и наглядно это видно на фото, сделанном во время водной прогулки по Неве:
Главное, всеми узнаваемое здание салатового цвета — Эрмитаж, рядом слева, с колоннами — Малый Эрмитаж, и рядом с ним фрагмент желтого фасада — это Большой Эрмитаж.
Если смотреть на здания музея с улицы Милионной, то рядом с Малым Эрмитажем увидим Новый Эрмитаж. На фото — галерея между зданием нового Эрмитажа и Малым Эрмитажем, фрагмент входной группы с Атлантами:
То есть, купив билет в Главный музейный комплекс, вы получаете проход во все эти четыре здания. Внимание, теперь билеты в Главный штаб продаются отдельно!
Но и это еще не все нюансы. Вам предстоит выбрать, какой билет в Главный музейный комплекс купить:
Иорданская лестница — это парадная лестница Зимнего дворца, и этим сказано все.
Позолота, лепнина, скульптуры, колонны — все эти элементы декора одной только лестницы можно разглядывать и фотографировать бесконечно. Прямо с этой лестницы мы попадаем в парадные залы Зимнего дворца, что очень удобно.
Кроме того, этот маршрут хорош тем, что вам сразу будут доступны залы Старого (Большого) и Нового Эрмитажа, где сосредоточена вся западно-европейская коллекция живописи и скульптуры (чем славен Эрмитаж в первую очередь): да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт etc. Дальше на странице подробно рассказываю, что и где нужно посмотреть в Эрмитаже в первую очередь. Поэтому, если есть возможность выбирать точку входа в Эрмитаж, — выбираем парадную.
Церковная лестница — это лестница, ведущая в Малую церковь Зимнего дворца. Если вам достанутся эти билеты, вы в первую очередь попадете в частные покои императора и его семьи. С парадными залами эти интерьеры не сравнятся. Далее в доступе — коллекция русского, английского, французского и восточного искусства. Если вы уже видели все основные шедевры музея, это альтернативный маршрут, чтобы увидеть больше. Я не говорю, что у вас не получится выбраться в другие павильоны, но на это уйдет драгоценное время. Так что это запасной вариант, который можно использовать, если ничего другого не осталось. (Не забываем, что палочкой-выручалочкой может стать экскурсия по Эрмитажу, план которой вы сможете составить по своему вкусу).
Если вам нужны только билеты в Эрмитаж, то покупать их советую на сайте музея (именно там и появятся льготные билеты). Есть другие сервисы для продажи билетов, но у них есть наценка — 200 рублей. На всякий случай даю ссылку: КУПИТЬ БИЛЕТ. Есть один лайфхак с этим сервисом, как не платить комиссию за билет: можно купить электронный билет с аудио-экскурсией, его цена складывается из цены билета в Эрмитаж (500 рублей) и цены аудио-экскурсии = 900 рублей (экскурсия стоит 400 рублей, не верите — просто проверьте на сайте). Таким образом за 900 рублей вы получаете билет без наценки и аудио-гида, который проведет вас по маршруту (не заплутаетесь в бесконечных анфиладах), да еще и расскажет о каждом шедевре.
Купить билет с аудио-экскурсией:
Лайфхак работает только с основной экспозицией. Если хотите аудио-экскурсию по импрессионистам etc в Главном штабе, то придется купить отдельно билет, отдельно — экскурсию здесь.
Эрмитаж: как не испортить впечатление
Есть несколько лайфхаков, с помощью которых можно получить от посещения Эрмитажа гораздо больше (особенно, если вы это делаете самостоятельно).
Шедевры Эрмитажа, которые обязательно нужно увидеть
Планирование — залог успешного прохождения квеста под названием «Найди самое главное в Эрмитаже и ничего не пропусти!». Нужно определиться с приоритетами, ведь музей насчитывает 350 залов! За один визит даже просто пробежаться по ним — нереально. Поэтому определяем главные и вечные ценности, которые непременно нужно увидеть своими глазами.
Главный корпус. Зимний дворец и Большой Эрмитаж
Здесь есть буквально все: западно-европейское и русское искусство, древности Египта, Ближнего Востока и Средней Азии. Определяем приоритеты — и вперед, за впечатлениями!
Самые красивые залы Эрмитажа, которые обязательно нужно посмотреть:
В Большом Эрмитаже на втором этаже — вся итальянская коллекция музея.
«Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Это единственная скульптура Микеланджело, которую можно увидеть в России (за остальными добро пожаловать в Европу). По одной из версий, великий итальянски скульптур готовил мальчика в качестве кариатиды для гробницы Медичи во Флоренции — это видно по композиции фигуры. Общеизвестный факт, что гробницы, которые мы можем увидеть в церкви Сан Лоренцо далеки от замысла автора. Несколько незавершенных скульптур мастера дошли до нашего времени, одна из них — «Скорчившийся мальчик». Зал 230, второй этаж, Большой Эрмитаж.
Две картины Леонардо да Винчи можно увидеть в именном зале мастера: «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» (Зал 214, второй этаж, Большой Эрмитаж).
Днем здесь не протолкнешься (я серьезно). Это один из самых популярных залов музея, наряду с залом №204, в котором находится еще один шедевр — часы «Павлин».
Главный корпус. Новый Эрмитаж
Два шедевра Рафаэля находятся в зале №229 Нового Эрмитажа (второй этаж). Здесь же можно увидеть «Мертвого мальчика на дельфине» (по мнению искусствоведов, скульптура создана одним из учеников художника).
За великими именами да Винчи, Рафаэля, Микеланджело порой теряется другой гениальный итальянский художник (один из моих любимых!) — Караваджо. В Эрмитаже лишь одна картина художника — «Юноша с лютней», но это несомненный шедевр, пройти мимо которого — преступление (зал №232 Нового Эрмитажа).
Зал Рембрандта — 254-й зал, второй этаж Нового Эрмитажа. Здесь представлена самая большая коллекция художника за пределами Голландии, можно увидеть «Возвращение блудного сына», «Жертвоприношение Авраама», «Данаю»,
«Святое семейство», «Портрет старика в красной одежде» и др.
Великие испанцы экспонируются в двух залах на втором этаже Нового Эрмитажа: в Испанском кабинете — зал №240, Испанском просвете (зал №239).
Рядом — Галерея истории древней живописи (зал №241). Полюбуйтесь барельефами европейских художников
и, конечно, скульптурами Антонио Кановы.
Ну вот, главные шедевры Нового Эрмитажа увидели. Не забудьте прогуляться по Лоджиям Рафаэля (зал №227) — очень красиво!
Главный штаб
Клод Моне (зал 403). «Дама в саду» — из ранних, доимпрессионистских работ. А самая интересная — «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». В соседнем зале — работы Дега
и Эдуарда Мане, а в зале №406 — чудесные Камиль Писарро и Альфред Сислей, а в 407-ом зале — Огюст Ренуар.
От импрессионизма переходим к постимпрессионизму — залы № 409 и 410 представляют нам коллекцию работ Поля Сезанна, следом за ними идем в зал Поля Гогена (№411). А от Гогена — в зал Винсента Ван Гога (№413).
Зал Пабло Пикассо (№431). Я была во всех музеях, собравших крупные коллекции работ художника (в Париже, Барселоне, Малаге и, конечно, в Мадриде). Но эрмитажная коллекция его картин великолепна и очень интересна. На небольшой площади собраны картины разных периодов творчества от «Любительницы абсента» до раннего кубизма.
Один из самых интересных и грандиозных залов Главного штаба — это зал Анри Матисса (№440). Здесь собрана очень интересная и объемная коллекция картин этого французского художника. Центром композиции, сразу привлекающим к себе взгляды, является «Танец». Остальные работы развивают наше представление о творчестве гения.
Скульптуры Огюста Родена расположены в отдельном зале (зал №452). Все шедевры, но самых из вестный из них — «Вечная весна».
Экскурсии в Эрмитаж
Если вы интересуетесь историей искусства, то очень логично будет заранее забронировать экскурсию по Эрмитажу. Это очень удобно: в своем темпе, и гид рассказывает только вам, только то, что именно вам интересно (обычно гиды идут навстречу и корректируют экскурсию по вашим пожеланиям). Огромный выбор самых разных экскурсий здесь.
Отдельная тема — если вы идете в Эрмитаж с детьми. Огромный музей, толпы туристов, «взрослые» предметы искусства. Как увлечь, заинтересовать ребенка — знают профессионалы: можно выбрать квест по следам мумий, или программу, адаптированную и для детей, и для взрослых. Отдельно расскажу о возможности порисовать в главном музее, среди шедевров живописи с профессиональным художником. Вы откроете секреты создания известных картин, а потом сами создадите шедевр!
Как добраться в Эрмитаж
Все основные здания Эрмитажа находятся на Дворцовой площади. Доехать сюда можно всем видами транспорта разной степени удобства
На метро
Станции метро расположены довольно далеко от музея:
Но если у вас есть время — прогуляйтесь по Невскому, это отличная прелюдия к шедеврам, спрятанным на Дворцовой площади.
На автобусе и троллейбусе
Остановка общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится всего в трехстах метрах от входа на площадь, поэтому если не хотите себя перегружать ходьбой — вперед на маршруты № 7, 10, 24, 191 автобуса и № 1, 7, 10, 11 троллейбуса.