Глаголем кошелем и брусом что значит

Русская изба. Типы изб.

Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть фото Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть картинку Глаголем кошелем и брусом что значит. Картинка про Глаголем кошелем и брусом что значит. Фото Глаголем кошелем и брусом что значит

Русская изба. Типы изб.

Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора.

По способу отопления избы делили на «черные» и «белые».

Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были «черными» избами. Изба черная (курная, рудная — от «рудный»: замаранный, затемненный, дымник) — изба, топящаяся «по-черному», т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке

проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь — это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над

кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба белая или белокурная изба, топящаяся «по-белому», т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище — временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни.

Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен,

предохраняя от атмосферных осадков.

Стремление сохранить тепло, особенно в северных районах, выразилось в устройстве в жилище холодных прирубов-сеней (прируб — клеть, пристроенная к основному объему здания).

Изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей — изба или горница, в меньшей — сени или жилая комната (если есть прирубленные сени).

Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.

Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.

Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) — деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на «у») — внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.

Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.

Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.

Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.

Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.

Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 — 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.

Дом двухсрубный — деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.

Изба в два жилья — крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом — летом.

Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы — «переднюю» и «заднюю», соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.

Изба двойная или двойня — избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще «дом о два коня» («дом под два коня»), иногда такие дома называли еще «дом с оврагом». В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.

Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также «дома о три коня» (встречаются и дома «о пять коней»). На главный фасад выходят торцы построек.

Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.

По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Изба «брусом» (ударение на «у») — тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник — «брус», покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса — избы, сеней, двора, сарая — обычно образуют одно покрытие, такой дом называют «домом об один конь» или «домом под одним конем». Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.

Изба «кошелем» (ударение на «о») — наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом — двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.

Изба «гоголем» или «сапогом« — тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву «г», которая раньше называлась «глаголь». Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.

На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем — подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку — крытым двором с пристройками, сзади — хлевом, а у земли — глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем

Источник

Глаголем кошелем и брусом что значит

ТИПЫ ДОМОВ РУССКОГО СЕВЕРА

(по книгам Р.М.Габе, А.В.Ополовникова, Е.А.Ополовниковой, Г.С.Островского, А.Б.Пермиловской)

А.В. и Е.А.Ополовниковы:

В деревнях южной России и Сибири приусадебные постройки обычно ставили отдельно от жилья, на открытом хозяйственном дворе, обрамленном высоким забором. На Севере же отдельно от жилья ставили лишь амбары, бани да гумна, а все другие хозяйственные помещения – хлевы, сеновалы, кнюшни, сараи, а иногда даже и колодцы – объединялись вмеcте с жильем в одно здание, перекрытое общей кровлей.

В условиях натурального хозяйства, территориальной разобщенности и долгих северных зим с их снегами и стужей, в условиях ежегодных весенних и осенних распутиц такой тип дома-двора cтал самым удобным. В нем можно было заниматься хозяйством, не выходя подолгу наружу. И, верно, по этой причине крестьянский дом-двор получил на европейском Севере России повсеместное распространение. Само объединение под одной крышей жилья и хозяйственных помещений стало типичной традицией северорусского деревянного зодчества.

Громадные дома северной деревни – это само воплощение родового строя и патриархального ведения хозяйства, воплощенное в архитектурных формах. Под одной крышей в них жили отцы и дети, сыновья и внуки, большая нерасчлененная семья, прочно связанная узами родства, традиционным уставом быта, общим земельным наделом и промысловыми угодьями, общей собственностью на скот, инвентарь, на все движимое и недвижимое имущество.

Четыре, пять, а то и шесть отдельных изб можно было насчитать в старинном северном доме. Но это лишь жилье. А сколько хозяйственных помещений объединялось с этими избами! И все они органично срастались между собой в единое архитектурное целое, в одну гармоничную композицию, из которой, как из песни, ничего не выкинешь и к которой ничего не прибавишь, не нарушая самобытного характера и художественного строя.

А.В.Ополовников:

В основе всех основ — деревянный сруб. Прекрасны четкие, ясные формы сруба, его несколько суровая, мужественная монументальность. Он хорош своей первозданной силой, естественной, природной красотой, простым ритмом могучих венцов. Попробуйте, прикройте их каким-либо причудливым узором, аккуратно распиленными досками, штукатуркой или краской — и сразу пропадет все очарование. В прямых, крепких стволах сосен и елей еще струятся жизненные силы, и, притронувшись к бревнам, мы словно ощущаем их трепетный поток. Трудно отвести взгляд от богатой, разнообразной текстуры дерева. Чудесен теплый цвет и тон дерева, доброго и надежного, дубленного северными ветрами, насквозь прогретого солнцем и теплом разгоряченных рабочих рук. Не всякое дерево годится на стройку: валили только лучшие ели и очень крупную смолистую сосну. Рубили, сплавляли по рекам и озерам, очищали стволы от сучьев и коры, тесали. А уж затем вязали венцы сруба. Углы, как правило, рубили так, чтобы снаружи оставались концы бревен — они придают русским избам и храмам особую пластичность и прелесть. Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, верного глаза и твердой руки. Ведь надо было сделать пазы, врубки, потайные зубья, притесать одно бревно к другому так плотно, чтобы между ними не вошло даже лезвие тонкого ножа. Гвозди были не нужны: без них сруб прочнее, устойчивее, долговечнее. Топор в руках северного плотника — универсальное и всемогущее орудие. Наверное, быстрее и легче перерезать бревна пилой, но сила привычки, власть древних традиций была слишком велика, и бревна перерубали топором да так, что не оставалось ни малейшей зазубрины. И этим же топором да долотом плели тончайшее кружево резных орнаментальных узоров. Итак. сруб. Но какими же были древние строения, основу которых составлял сруб?

А.Ополовников, Г.Островский:

М.Гуров, Э.Сакулина:

Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть фото Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть картинку Глаголем кошелем и брусом что значит. Картинка про Глаголем кошелем и брусом что значит. Фото Глаголем кошелем и брусом что значит
Разрезы трех типов домлв

А.Б.Пермиловская :

В зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» — дом с однорядной связью, покрытый двускатной симметричной крышей. Часто встречается разновидность таких домов — «брус с уширенным сараем», в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину. Планировочная структура в этом случае представляет разновидность типа «брус», которую можно условно назвать «нечистый брус», «брус с уширенным сараем» или «брус со взвозом у стены». Характерен «нечистый брус» для Каргопольского района. Примером домов подобного типа служат избы из деревень Гарь и Погост Ошевенской слободы.

«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной час­тью асимметричной.

. Примером дома-«глаголя» может служить дом Елизарова из д. Середка (музей «Кижи»). Это самый старинный из известных крестьянских домов, существующих в Карелии, принадлежавший средней по достатку крестьянской семье. Он датирован первой половиной XIX века. В нем один жилой этаж и одно жилое помещение, общее для всей семьи. Соответственно этому и размеры хозяйственной части значительно меньше.

Дома Г-образной формы зафиксированы в низовьях Двины, в д. Чухчерема. Хозяйственный двор здесь перекрыт отдельной двухскатной кровлей, взвоз располагается сзади или сбоку двора. Местное название таких домов «в крюк», самый старый дом А.П.Бутакова построен в конце XIX века.

«Т-образная связь»—жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобная связь дома-двора получила широкое распространение на Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора. Такие избы изредка можно было встретить и в средней полосе России (Ярославско-Тверском крае). Здесь они назывались «двор-ендова». Собственно «ендовой» именовалось то место, где крыша двора соединялась с кровлей жилого помещения и образовывался сток воды с двух скатов.

А.В.Ополовников:

Вот, к примеру, крестьянский дом Ошевнева на Большом Клименецком острове Онежского озера, перенесенный и установленный ныне в Кижском музее народного деревянного зодчества.

Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть фото Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть картинку Глаголем кошелем и брусом что значит. Картинка про Глаголем кошелем и брусом что значит. Фото Глаголем кошелем и брусом что значит

Дом громадный: в два этажа со светелкой, крытым двором, длинной открытой галереей, опоясывающей жилую часть с трех сторон, и нарядным балконом у светелки. К нему даже как-то неприменимо слово «изба», настолько он велик и импозантен. Объем его достигает внушительной цифры — две с половиной тысячи кубических метров!

Архитектурно-планировочная структура дома из деревни Ошевнево может служить воплощением патриархального уклада жизни старой северной деревни. Под его кровом — четыре отдельные избы для разных семей одного и того же патриархального рода, светелка и два других летних помещения. Подстать жилью и двухэтажный двор, занимающий примерно две трети площади всего дома.

Весь первый этаж крытого двора занимает скотный двор с двумя воротами, хлевы, конюшня, кладовая для фуража и лестница наверх. А наверху — просторный сарай, который служит сеновалом и местом хранения всевозможного земледельческого и промыслового инвентаря. Тут же в непогоду и в холодное время года выполняли многие домашние работы. С «улицы» ведет взвоз — наклонный бревенчатый помост, по которому въезжали даже на запряженных лошадях. Такие помосты — одна из характерных особенностей северных изб.

Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть фото Глаголем кошелем и брусом что значит. Смотреть картинку Глаголем кошелем и брусом что значит. Картинка про Глаголем кошелем и брусом что значит. Фото Глаголем кошелем и брусом что значит

Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения сгруппированы и объединены в один общий сруб, образующий в плане почти правильный квадрат. Жилая часть дома с крыльцом и входом обращена по традиции в сторону озера, поближе к свету, воздуху, а крытый двор выходит к огороду, на задворки. Огромный массив сруба перекрыт одной общей двухскатной кровлей, причем ее верхний стык проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли разные: один короткий и крутой, другой пологий и длинный. Потому и боковые фасады дома приобретают своеобразные асимметричные очертания, а вся его композиция и архитектура — черты правдивости, мужественной простоты и самобытности. Дом такого типа получил в народе название «кошель». Он известен на севере с незапамятных времен и очень характерен для народного деревянного зодчества

А.Б.Пермиловская:

Каждый регион на Русском Севере имел свои особенности развития народной деревянной архитектуры, как художественные, так и конструктивные. Для Каргополья характерны дома с однорядной связью, однако здесь встречаются почти все типы домов-комплексов, бытовавших на Севере. Это «двухрядная связь», «кошель», «глаголь», «Т-образная связь».

В подавляющем большинстве здесь получили распространение избы-четырехстенки на высоких подклетах. Дом Попова — классический пример крестьянского дома, один из наиболее известных и изученных памятников Русского Севера. В 1972 году его перевезли в музей «Малые Корелы».

Прием соединения жилья и двора типичен для Каргополья — «нечистый брус». Жилая часть — пропорциональный четырехстенок с 4 окнами по главному фасаду на высоком подклете. На втором этаже — курная изба, под ней — подвал и подполье для хранения продуктов. Вход в избу расположен с бокового фасада и решен традиционно для Каргополья: камень-валун перед низкой входной дверью, обрамленной мощными косяками. Справа от входа расположены клеть для хранения утвари и «зимняя изба», или «заднюха». Из сеней на второй этаж ведет крутая лестница. Здесь кроме черной избы летняя горенка — парадное, гостевое помещение, женская половина в доме. Горенка отличалась особой чистотой, ухоженностью. Кровать, расписной шкаф, диван, стол, застланный белой льняной скатертью, зеркало, лубочные картины на стене — все это говорит о городском влиянии на уклад крестьянской жизни в конце XIX века. Но принцип расстановки мебели традиционен для крестьянского дома: она группируется вдоль стен.

Плотно примыкает к избе большой хозяйственный двор. Первый этаж — скотный двор с двумя воротами для въезда и выезда подвод и четырьмя хлевами для скота. Поветь (по-каргопольски — «сарай») конструктивно не связана с двором и опирается на мощные стойки-столбы, укреплена контрофорсами-перерубами. На поветь ведет бревенчатый взвоз с перилами, расположенный по отношению к дому под углом в 30 градусов.

Развитие пятистенного жилища в этом регионе было связано с появлением неполной перегородки, а затем и капитальной стены по главному фасаду четырехстенного сруба. Избы-пятистенки — как одно-, так и двухэтажные — получили большое распространение на Кенозере. Следующей стадией развития каргопольского жилища стало преобразование пятистенной избы в избу-крестовик, представлявшую в плане почти правильный квадрат и значительно увеличивавшую площадь и количество жилых помещений.

Крестьянское жилище среднего и нижнего течения реки Онеги не отличается от каргопольского. Здесь также преобладают избы-четырехстенки, строенные «брусом». Характерная черта архитектурно-планировочного решения онежского дома — наличие в составе сеней встроенных горниц, выступающих за пределы сруба жилой части.

На нашей странице использованы книги:

Источник

Северные избы

Северная изба — образец типовой деревянной жилой постройки, идеально приспособленной к трудным условиям Русского Севера. Ее главная особенность: жилые и хозяйственные помещения соединены под одной крышей. И называть ее, вообще-то, правильнее не избой, а домом-избой. Изба, то есть собственно жилье, — только часть ее, причем меньшая. Другие компоненты — подклет, взвоз, поветь, чердак со светлицей; на повети — сени, сеновал, сараи, чуланы, амбары; в подклете — конюшня,хлев, прочие подсобные и жилые помещения. К этому списку порой добавляются крыльцо, галерея, мезонин. Словом, целое селение, маленький мир, за пределы которого можно, кажется, не выходить всю долгую северную зиму.

Такая постройка — результат долгой эволюции строительной практики. Исходными объектами были курные избы, четырех-пятистенки, топившиеся по-черному. Курных изб много было в Олонецкой, Вологодоской, Архангельской губерниях еще в середине XIX века. Через полстолетия они повсюду уступили место составным домам с дымоходными печами.

Распространены три основных типа северных изб. На плотницком языке они называются «брус», «глаголь» и «кошель».

Дом «брусом»: хозяйственная часть примыкает к торцовой, более узкой стороне жилой части и соединяется с ней через сени. Здание вытянуто вдоль одной оси, имеет форму параллелепипеда, «бруса».

Дом «глаголем» (от старинного названия буквы «Г» — «глаголь»): хозяйственная часть пристроена к углу жилой части и соединена с ней Г-образным сочленением. Здание приобретает живописно-асимметричную форму.

Дом «кошелем»: хозяйственная часть примыкает к длинной стороне жилой постройки, причем общая двускатная кровля становится асимметричной; один ее скат, покрывающий часть жилья и двор, значительно больше другого.

Вся постройка стоит на высоком подклете — полторы-две сажени от земли (3-4 метра). Второй ярус — поветь — заключает в себе основные жилые и даже парадные помещения — горницы. Высота потолка в горнице могла достигать двух с половиной саженей (более 5 метров). В жилье вход через сени, к которым снизу ведет лестница крыльца. В хозяйственные помещения повета отдельный пологий подъем — взвоз. Обширный чердак использовался и под хозяйственные нужды, и как летнее жилье.

Помещение, выходящее окнами в торцовую часть чердака, называется свет-лица; в домах-«кошелях» нередко устраивали жилой мезонин над парадным крыльцом и сенями. Вся постройка поражает масштабностью, обилием пространства, сложностью его организации (с непривычки можно заблудиться). И удобством, продуманностью каждого элемента.

Строители северных изб не скупились на украшения, к каковым относились; коньки — резные фигуры на стыках боковых скатов кровли; курицы — загнутые жерди, на которые укладывались потоки (желоба для стока воды); причелины — резные планки, прилаженные с торцовой стороны здания к скатам кровли; полотенца — планки с резьбой, опущенные вниз от конька; оконные наличники; балясины на лестницах и галереях; фигурные столбы, поддерживающие декоративный балкон светлицы или мезонина.

Северные избы имеют вид внушительный и в то же время радостный, затейливый. И, при типологическом единообразии, все они разные, неповторимые. Вот только беда: мало их осталось. Весь север Европейской России усеян руинами и остовами умирающих северных изб.

Автор текста Анджей Иконников-Галицкий. Из книги «Удивительные места России» (СПб., 2014)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *