Гидродинамический подшипник кулера что это
Типы подшипников в корпусных вентиляторах
Содержание
Содержание
Активное охлаждение компонентов компьютера уже давно ни для кого не является новостью. Пользователи так сильно увлечены воздушными потоками, давлением внутри корпуса, что забывают о том, что не каждый вентилятор подходит на отведенную ему роль в полной мере. И не последнее значение в этом играет тип подшипника вентилятора.
Немного истории
Изначально подшипники выглядели совсем не так как сейчас. Как следует из названия, это то, во что упирается шип.
Простая конструкция за счет малого диаметра оси создает большое отношение плеч рычага и даже большой коэффициент трения не создает существенного противодействия вращению. А что бы износ был как можно меньше, в качестве подшипника используется более твердый материал. Сегодня такая конструкция встречается в механических часах.
Так или иначе прогресс взял свое, и современные конструкции уже более совершенны.
Подшипник скольжения
Традиционный спутник бюджетных вентиляторов. Внешне максимально простая конструкция, состоящая из латунной втулки и стального вала, но в своей работе не так уж и проста.
Небольшая разница в диаметре вала и втулки заполнена маслом. При вращении вала силы трения между валом и маслом нагнетают масло в место соприкосновения вала и втулки, создавая давление масляного клина. Если это давление будет достаточно большим, оно предотвращает контакт вала и втулки.
h — толщина слоя смазки, ω — угловая скорость вращения вала, d — диаметр вала, P — величина нагрузки, s —средний зазор, e — эксцентриситет
Как видно из рисунка слабым местом этого подшипника является то, что давление прилагается только с одной стороны вала — это не способствует гашению вибраций, а даже наоборот вызывает их при малой величине нагрузки.
По мере работы нагрев делает масло более жидким, что уменьшает давление масляного клина. Также нагрев способствует ускорению испарения масла и в итоге вал с втулкой начинает контактировать. При повышении окружающей температуры на 20 градусов срок эксплуатации такого подшипника снижается в 3 раза. То есть, для вентилятора с обычным подшипником скольжения наиболее удачным будет место с низкой температурой. А для уменьшения, микровибраций, которые изнашивают втулку и в итоге становятся слышимыми вибрациями нужна нагрузка на вал. Такие условия в сборке башенного типа актуальны только на фронтальной панели.
По мере усовершенствования этого типа подшипника появились самосмазывающиеся вариации, а также с винтовой нарезкой. Их особенностью является большее количество масла, доступное для смазки, а также некоторое подобие насоса за счет винтовых конструкций, обеспечивающее циркуляцию масла в любом положении.
Использование полиоксиметилена (POM) также идет на пользу. Этот материал частенько используют в редукторах дешевого электроинструмента. Но в данном случае это замена мягкой втулки из медного сплава, которая в редукторе рассыпалась бы моментально. Полимерный материал уменьшает коэффициент сухого трения и появление частиц с абразивными свойствами, которые в свою очередь ускоряют износ.
Все эти ухищрения не устраняют полностью недостатки конструкции подшипника скольжения, хотя и позволяют ему проработать несколько лет даже в неудачном положении. Наиболее живучим будет вентилятор, имеющий защиту IP6X. В нем применяется герметизирующая втулка для защиты от пыли, которая также мешает испаряться и вытекать маслу.
Гидродинамический подшипник
Считается вечным, ведь пока в нем есть масло, вал и втулка не могут соприкоснуться. Это обеспечивается особым профилем либо втулки, либо вала, обеспечивающих повышенное давление в некоторых участках. Обычно это встречные косые углубления на втулке. Их проще выполнить в мягком металле, не нарушая балансировки вала. Но на практике может встретиться все что угодно, щедро сдобренное маркетинговыми названиями.
Как видно по результатам моделирования, повышенное давление действует на вал со всех сторон. За счет этого вал меньше вибрирует и практически исключается контакт со втулкой. Но главная проблема подшипников скольжения — высыхание масла тут тоже присутствует. И добавляется еще одна: в лежачем положении масло, по мере высыхания, либо скопится в масляной камере (при этом некоторые конструкции исключают достаточное поступление масла за счет капиллярного эффекта), либо постепенно будет покидать подшипник через недостаточно герметичное уплотнение вала.
И ко всему этому еще добавляется очень большая восприимчивость к работе на низких оборотах. Давление масла зависит от оборотов, и если они будут недостаточны, то гидродинамический подшипник превращается в обычный подшипник скольжения. Недаром производители зачастую ограничивают нижнюю частоту вращения вентиляторов с гидродинамическими подшипниками в 600 оборотов в минуту. Но даже с таким ограничением пользователи отмечают появление посторонних звуков.
Подшипники с магнитным центрированием
Большая часть вентиляторов пользуется магнитной левитацией за счет притяжения постоянного магнита ротора и полюсов статора. Убедиться в наличии магнитной левитации просто — достаточно вдоль оси потолкать крыльчатку. Она свободно перемещается на некоторое расстояние и тут же возвращается. В вентиляторах с магнитным центрированием добавляют еще один магнит, придающий больше жесткости, и упор оси вала, который может быть выполнен как из пластика, так и из гидродинамического подшипника.
Дополнительная жесткость уменьшает вибрацию вала на низких оборотах и позволяет гидродинамическому подшипнику работать на любых оборотах и в любом положении.
Подшипник качения
Как можно понять из названия, принцип его работы основан на качении. Чем тверже материал, меньше шероховатость поверхности и точнее детали, тем дольше прослужит такой подшипник. Чем ниже рабочие обороты в подшипнике качения, тем дольше он проработает (даже в перерасчете на суммарное количество оборотов).
Ориентация в пространстве на работе никак не сказывается, поэтому вентиляторы на его основе можно применять в любой части сборки.
Но такой подшипник шумный, что делает его применение на низких оборотах бессмысленной затеей, и с течением времени создаваемый шум растет постепенно. Наиболее долговечная разновидность выполняется из керамики.
А самую тихую модификацию без сепаратора, в которой шарики не создают шума постукиванием друг о друга, скорее всего в компьютерных вентиляторах мы никогда и не увидим.
Заключение
Подшипники компьютерных вентиляторов имеют свои слабые и сильные стороны, учитывая которые можно избежать ускоренной поломки и бессмысленных трат.
Обычный подшипник скольжения дешевый, быстро выходит из строя, но на фронтальной панели может прослужить вполне долго.
Самосмазывающиеся подшипники, особенно с применением пластика (POM) и класса защиты IP6Х могут работать в любой части сборки, не уступая в долговечности другим типам.
Гидродинамический подшипник в самом простом исполнении даже капризнее чем обычный подшипник скольжения. Оптимальным будет использование на оборотах, близких к максимальным, если избегать «лежачего» положения.
Магнитное центрирование позволяет гидродинамическим подшипникам работать в любом положении и оборотах.
Подшипник качения самый надежный, но шумный. Зачастую заранее предупреждает о своей грядущей поломке повышенным шумом, что позволяет избежать внезапной остановки.
Подшипник в кулерах имеет значение
Подшипник скольжения (sleeve bearing)
Простейший тип подшипника, состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал.
Подшипник скольжения c винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing)
Подшипник скольжения со специфическими нарезами на втулке и оси, осуществляющими рециркуляцию смазывающей жидкости.
Гидродинамический подшипник (FDB bearing)
Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений.
Подшипник качения (ball bearing)
Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора.
Керамический подшипник качения (ceramic bearing)
Подшипник качения с использованием керамических материалов.
Подшипник масляного давления (SSO)
Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP)
Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)
Усовершенствованный подшипник скольжения. Для увеличения срока службы вал покрыт полиоксиметиле́ном, обладающим пониженным коэффициентом трения скольжения.
Сообщество Ремонтёров
6.1K постов 35.6K подписчика
Правила сообщества
ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:
Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont
К публикации допускаются только тематические статьи с тегом «Ремонт техники».
В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:
В остальном действуют базовые правила Пикабу.
У шариковых подшипников вой обычно стоит такой, что желание использовать этот кулер быстро пропадает. Но ресурс да, неплохой.
Циклы старт-стоп существенно сокращают ресурс данного типа подшипников.
Работа на пониженных оборотах существенно сокращает ресурс данного типа подшипников.
Обслуживание не предусмотрено.
Noctua SSO\Sunon MagLev
MagLev (Vаро подшипник) это модернизированный подшипник скольжения, в котором специальная система магнитов образует магнитное поле, компенсирующее собственный вес ротора. В результате при работе ротор левитирует в магнитном поле, почти не касаясь стенок втулки.
нормально работает только при вертикальном положении вала(горизонтальном положении вентилятора), например в ноутбуке, видеокарте настольного ПК, блоке питания настольного ПК, при горизонтальном положении вала (вертикальном положении вентилятора) по-сути работает как обычный подшипник скольжения.
Гидродинамический подшипник кулера что это
Время работы заявлено: до 35 000 час
Время работы реально: до 17 000 час
Это самый простой тип подшипников. Состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал.
Время работы заявлено: до 70 000 час
Время работы реально: до 35 000 час
Подшипник скольжения с нарезами на втулке и оси, что обеспечивает рециркуляцию смазывающей жидкости.
Время работы заявлено: до 80 000 час
Время работы реально: до 40 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений.
Время работы заявлено: от 160 000 час и выше
Время работы реально: от 160 000 час и выше
Практически, бесконтактный механизм, основанный на принципе магнитной левитации..
Время работы от 60 000 час до 90 000 час
Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора.
Время работы заявлено: до 160 000 час
Время работы реально: до 160 000 час
Подшипник качения с использованием керамических материалов.
Время работы заявлено: до 160 000 час
Время работы реально: до 160 000 час
Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом.
Время работы заявлено: до 160 000 час
Время работы реально: до 160 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)
Время работы заявлено: до 160 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения. Для увеличения срока службы вал покрыт полиоксиметиле́ном, обладающим пониженным коэффициентом трения скольжения.
Время работы заявлено:
до 200 000 час при 20°C
до 110 000 час при 70°C
Компания CUI разработала новый тип вентилятора, который устраняет разрыв между традиционными конструкциями на основе шарикоподшипников и подшипников скольжения. Новая конструкция подшипника, известная как система omniCOOL, использует магнитную подвеску для балансировки ротора в сочетании с усовершенствованным подшипником скольжения.
Ротор в системе omniCOOL работает как волчок, который никогда не падает и может работать под любым углом.
Система omniCOOL уменьшает или устраняет многие недостатки традиционных втулок или шариковых подшипников. Например, магнитная структура, активно уравновешивающая ротор, сводит к минимуму проблемы наклона и колебания, характерные для стандартных подшипников скольжения. И поскольку вал не опирается на внутреннюю часть подшипника, трение между ними значительно ниже, чем у традиционного подшипника скольжения.
Втулка, используемая в системе omniCOOL, специально закалена, чтобы противостоять истиранию и нагреву. Это позволяет работать при температуре до 90°C, в то время как традиционные подшипники скольжения обычно могут выдерживать температуру только до 70°C.
ВЫВОД: Как показала практика, несмотря на широчайшее разнообразие существующих типов подшипников, наибольший акустически комфорт предоставляют гидродинамические подшипники и их развитие. Лишь они обеспечивают одинаковый уровень шума весь срок эксплуатации.
Какой тип подшипника в вентиляторе лучше и в каких случаях?
Всем привет! Сегодня разберем, какой лучше подшипник для кулера в системном блоке, для процессорного вентилятора, если это блок питания, какие у них сроки службы, на что влияет конструкция и как сильно.
Сравним подшипники скольжения или качения и скольжения или гидродинамический — какие лучше и почему. О том, сколько охладителей должно быть в компьютере, вы можете почитать вот тут.
Напомню о конструкции вентилятора. Крыльчатка посажена на магнитный вал, который приводится в действие силой электромагнитной индукции.
Ток проходит в нескольких электрических катушках, которые установлены рядом с посадочным местом для вала. От конструкции подшипника, который удерживает вал на посадочном месте, во многом зависит эффективность системы охлаждения ПК.
О типах подшипниках в вентиляторе
Сегодня, в основном, в кулерах используются следующие виды:
Скольжения
Самый простой тип. Состоит из покрытой антифрикционным материалом втулки, в которой вращается ось вентилятора. В исправном состоянии издает минимальный уровень шума, но при износе втулки начинает ощутимо гудеть. Самый дешевый вид, который используется преимущественно в вентиляторах для корпуса ПК.
С винтовой нарезкой
На втулке и оси есть специальная нарезка, благодаря которой рециркулирует смазка. Служат гораздо дольше вышеописанного типа. Кроме этого, ничем не отличаются. Стоят чуть дороже.
Гидродинамический
Вращение вала осуществляется в слое смазки, а втулка удерживается внутри из-за разницы давлений.
Издает наименьший уровень шума из перечисленных девайсов, а по стоимости находится посредине между подшипниками скольжения и качения. Используется в дорогих моделях корпусных вентиляторов и дешевых процессорных.
Качения
В кулерах используются радиальные подшипники, оборудованные двумя кольцами с шариками внутри. Довольно шумный вид, и стоит дороже. Однако и ресурс у них существенно выше, чем у всех предыдущих типов. Используются в дорогих процессорных крыльчатках и видеокартах, а также в блоках питания.
Качения керамические
По конструкции не отличаются от предыдущего типа.
Кардинальное отличие в использовании керамики, которая при контакте создает намного меньше шума по сравнению с металлом, как в предыдущем случае. Самые дорогие из представленных в этом обзоре, но и откатают по максимуму.
С каким типом покупать кулера
На мой взгляд, шумные подшипники качения больше подойдут для серверной или стрим-хаты, где и без них всегда довольно шумно.
Для домашнего ПК или тихого офиса лучше взять бесшумные подшипники скольжения, а если интересует ресурс, отдать предпочтение керамическим.
Особенно это важно, если компьютер установлен в той же комнате, где вы обычно спите, а на ночь вы его не выключаете — например, фармите АФК ресурсы в корейской ММОПРГ или там криптовалюты, а также по религиозным убеждениям.
В конце добавлю: при выборе, обращайте вниманье на параметр шума в технических характеристиках к товару. Сейчас есть очень много различных крутых производителей, которые имеют свои запатентованные технологии и может быть так, что уровень шума будет ниже чем ожидается.
Также советую ознакомиться с инструкцией «Как правильно ставить кулер на корпус». Поделитесь этом постом в социальных сетях, чтобы помочь продвижению моего блога. До завтра!
Сводное тестирование корпусных вентиляторов
При наличии большого желания и кошелька можно собрать неслабый компьютер с полностью пассивным охлаждением. Безвентиляторные блоки питания мощностью свыше 500 Вт, габаритные процессорные радиаторы и даже бесшумные среднепроизводительные видеокарты – все это в предостаточном количестве доступно на полках интернет-магазинов. Да и шум от перемещения головок и вращения пластин жесткого диска можно устранить, установив вместо него SSD. Но даже если мы соберем такую систему, то для удержания необходимой температуры внутри корпуса все же желательно установить хотя бы пару пропеллеров, которые создавали бы активную циркуляцию воздуха между передней и задней панелью. Таким образом вы не только защитите комплектующие от перегрева, но и продолжите срок их службы благодаря более щадящему температурному режиму.
Если активное перемещение воздуха требуется даже в маломощных бесшумных ПК, что же говорить о среднестатистическом компьютере современного пользователя с более производительными компонентами. Здесь количество применяемых вентиляторов значительно больше, и все они, как и все в нашем мире, не вечны и имеют свойство ломаться, со временем начинают гудеть, да и просто могут не удовлетворять нас по другим критериям. Поэтому в данном материале мы хотим не просто познакомить вас с различными пропеллерами, но также разобраться в отличиях между ними и определить модели, которые лучше всего подойдут в качестве корпусных охладителей или для работы в составе процессорных систем охлаждения, а также для применения в бесшумном ПК. Но начнем мы с краткого теоретического курса о том, на какие показатели следует в первую очередь обратить внимание при выборе вентилятора.
Немного теории
Габаритные размеры или размеры крыльчатки
В современных компьютерах чаще всего можно встретить вентиляторы стандартных типоразмеров: 140, 120, 92 и 80 мм. Решения большего диаметра позволяют получить более высокую эффективность при меньшем уровне шума, но их установка не всегда возможна, особенно когда идет речь о компактных корпусах. Да и блоки питания, и процессорные охладители чаще всего рассчитаны на применение вертушек определенного типоразмера. А вот места для установки корпусных вентиляторов часто предполагают применение решений с разным размером крыльчатки. В таком случае мы советуем обратить внимание на модели с как можно большим диаметром, но, безусловно, не следует забывать и о других важных параметрах. Кстати, некоторые модели 140-мм вентиляторов (например, Fractal Design Venturi HP-14 PWM) предполагают возможность установки и на 120-мм посадочные места.
Тип применяемого подшипника и его ресурс
В основе большинства доступных вентиляторов лежит подшипник скольжения или втулка (sleeve bearing). Часто на его применение указывает буква «S» в названии вертушки. Его конструкция предельно проста: вал, к которому крепится крыльчатка вентилятора, скользит по поверхности неподвижной втулки, а в качестве смазки между ними используется антифрикционный материал. Решения на основе подшипника скольжения имеют сравнительно небольшой ресурс, что касается как времени работы в целом, так и быстрого увеличения уровня создаваемого шума по мере износа. Также нежелательно установка таких моделей в местах с повышенным уровнем нагрева, например, в блоках питания.
Улучшенной версией такой конструкции является подшипник скольжения с нарезкой (rifle bearing). Для циркуляции смазывающей жидкости на втулке имеются специальные желобки, а ось подшипника отличается винтовой нарезкой. Использование данной конструкции позволило повысить ресурс работы вентилятора и снизить уровень шума. При этом она остается достаточно доступной для применения в решениях начального уровня.
Гидродинамический подшипник (FDB) также является развитием подшипника скольжения. Однако его конструкция предполагает вращение оси в смазывающей жидкости, что обеспечивает очень тихую и длительную работу вентилятора. Развитием данного вида подшипника является SSO-Bearing (self-stabilising oil-pressure bearing), то есть самостабилизирующийся масляный подшипник, применяемый во всех современных вентиляторах Noctua. Его особенность заключается в установке дополнительного магнита, который центрирует и стабилизирует ось ротора. Похожие усовершенствования можно встретить и у других производителей вентиляторов.
Модели на основе подшипников качения (ball bearing) являются долговечными и наиболее предпочтительными для работы в местах с повышенным уровнем нагрева. В их основе используются тела качения (шарики или ролики), размещенные между внешним и внутренним кольцами. Из-за необходимости создания точных механических деталей их изготовление является недешевым, что влияет и на конечную стоимость основанных на данных подшипниках вентиляторов.
Наиболее долговечными являются пропеллеры, в основе которых используются шарикоподшипники или гидродинамические решения, а подшипники скольжения традиционно остаются наименее надежными. В целом о том, насколько долго прослужит вентилятор, должен был бы говорить показатель времени наработки на отказ, составляющий от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч часов. Но производители по-разному могут определять данный показатель, поэтому мы советуем обратить внимание на тип используемого подшипника и гарантийный срок, в течение которого производитель обещает заботиться о работоспособности вентилятора.
Главные технические показатели
Скорость вращения вентилятора измеряется в оборотах в минуту (об/мин, RPM − revolutions per minute). Именно на этот показатель покупатели чаще всего обращают внимание в первую очередь, поскольку он влияет и на эффективность, и на акустический комфорт, имея прямую зависимость от входного напряжения на вентиляторе. Применение четырехконтактного коннектора для подачи питания говорит о наличии ШИМ-регулировки (PWM) скорости вращения лопастей, то есть данный параметр можно изменять программно.
Скорость перемещения воздушного потока обычно указывается в кубических футах в минуту (CFM) или кубических метрах в час (м 3 /ч). При этом 1 CFM ≈ 1,7 м 3 /ч. Данный показатель информирует нас о том, какой объем воздуха вентилятор может перемещать за определенное время при условии полного отсутствия сопротивления воздушному потоку, то есть при равном воздушном давлении с обеих сторон вентилятора. Данная величина особенно важна при выборе корпусного вентилятора.
Статическое давление воздушного потока измеряется в миллиметрах водяного столба и характеризует силу воздушного потока, которую может создавать вентилятор. Напомним, что давление вычисляется по формуле P=F/S. То есть давление является отношением силы воздушного потока к площади, на которую она действует. В спецификации указывается максимальное значение статического давления, которое создает вентилятор, когда он из-за сопротивления не может создавать воздушный поток. На данный параметр следует обращать внимание при выборе решения для охлаждения процессорного радиатора.
Кривая производительности представляет собой зависимость скорости воздушного потока от давления. Самая верхняя точка кривой соответствует значению максимального давления, которое и приводится в спецификации. Нижняя точка кривой, лежащая на горизонтальной оси, соответствует максимальной скорости перемещения воздушного потока вентилятором, когда ему не приходится создавать давление. В реальных условиях, а именно в корпусе, воздушный поток должен преодолевать некоторое сопротивление. Каждый корпус имеет свою степень сопротивления, и чем оно больше, тем под большим углом к плоскости будет размещена прямая. Точка ее пересечения с кривой является рабочей точкой вентилятора в нашей условной системе.
Итак, теоретическая часть в общих чертах описана, поэтому самое время перейти к практическому знакомству. Начнем его со 140-мм моделей, дальше рассмотрим более компактные 120- и 92-мм решения, протестируем их на двух стендах и расскажем, что мы думаем по поводу каждого из них. Некоторые приведенные в сравнении модели мы уже тестировали ранее, поэтому в данном материале мы ограничимся их кратким описанием и ссылкой на более подробный обзор.
140-мм вентиляторы
be quiet! SHADOW WINGS 140mm PWM
Производитель и модель
be quiet! SHADOW WINGS SW1 140mm 1000rpm
(BL027, BQT T14025-MR-PWM)