Герменевтика что такое кратко

ГЕРМЕНЕВТИКА: кратко

О философии кратко и понятно: ГЕРМЕНЕВТИКА. Все основное, самое главное: очень кратко про ГЕРМЕНЕВТИКУ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.

Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.

Философы с незапамятных времен видели свое призвание в разъяснении себе и другим глубинного смысла существующего и происходящего. Их излюбленным делом от Сократа и Платона до М. Хайдеггера и Э. Гуссерля было постижение сокровенного, таинственного. Но как достичь понимания?

Герменевты озабочены жестким противопоставлением субъекта объекту, науки искусству. Особенно их раздражают крайности натурализма, неспособного усвоить своеобразие человека. Более всего их завораживает все та же тайна человека. В. Дильтей выделял науки о природе и науки о духе. Науки о природе используют методику объяснения (подведения частных явлений под понятие). Науки о духе – а именно такова философия – не могут довольствоваться объяснением. Духовная целостность – жизнь – должна постигаться непосредственно. Понимание тогда выступает как непосредственное проникновение в жизнь. Понимание собственного духовного мира достигается в процессе самонаблюдения, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования. Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер (1889–1976). Для него само бытие есть донимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык. Человек – не просто тело, объект, в его жилах не течет холодная кровь бездушных понятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание выступает как языковая интерпретация прежде всего самого языка, а он, как известно, реализует тексты. Ученик Хайдеггера Гадамер более конкретно, чем его учитель, толковал понимание. Он интерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, образованием. Понимание есть, по Гадамеру, универсальный способ освоения мира человеком, это его опыт, который включает в практику все типы диалога, присущие ей. Герменевты приветствуют диалог между верующими и неверующими, между теми, кто воюет друг с другом.

Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.

Источник

Что такое историческая герменевтика? Какие представители герменевтики?

Содержание:

Протестантский философ и теолог Шлейермахер первым начал разрабатывать философскую мысль в восемнадцатом веке. Ранее герменевтика встречалась в период Античности и Средневековья. Современный мыслитель написал ряд трудов, рассуждающих о понимании, интерпретации и других суждениях направления.

Главная цель – выявить принципы передачи мыслей автора читателю через текст. Он искал способы определения индивидуальности, своеобразности. Мыслитель сравнивал диалектику и герменевтику, считая их противоположными понятиями.

Что такое герменевтика

Герменевтика – это философия, предмет которой понимание, его теоретическое и практическое восприятие. Культура, окружающий мир, бытие человека, язык влияют на то, как он воспринимает произведение. Герменевтикой называется процесс исследования интерпретации, влияющих на нее факторов. Философское направление названо в честь Бога по имени Гермес. Он известен как посредник между Божеством и обществом. Его задачей было передать Божьи слова человеку, донести Его волю.

Герменевтика – философский метод, ориентированный на решение двух проблем:

Основной идеей направления является убеждение, что существование подразумевает понимание. Философия появилась, когда потребовалось понимать и истолковывать тексты. Средневековая герменевтика, представители которой старались расшифровать Библию, постепенно развивалась. Фома Аквинский один из первых начал заниматься расшифровкой текста Священного Писания. Современные приверженцы направления: Рикер, Гадамер, Хайдеггер, Шлейермахер и другие.

Герменевтика – кратко и понятно

Философское направление подразумевает процесс анализа. Мыслители рассматривают понимание, движение к истинному толкованию текстов. Жизненный опыт оказывает большое влияние на восприятие информации. Значение имеет бытие, окружающее читателя.

Человеческое общение – это главная ценность, единственный доступный мир. Оно позволяет правильно истолковать культуру, традиции, ситуации. Конгениальность – это творческое совпадение между авторскими мыслями и мыслями читателя. Это одно из ключевых понятий философского мышления, раскрывшего универсальную трактовку понимания:

Герменевтика – основные идеи

Герменевтика – это в философии определение понимания текстовой интерпретации информации. Философский взгляд базируется на фундаментальных идеях:

Источник

Герменевтика

Термин «герменевтика» в переводе с греческого языка означает «истолковать, разъяснить». Название происходит от Гермеса — древнегреческого бога красноречия, истолковывающего для людей послания от божеств. Если говорить о герменевтике кратко, то ее основные проблемы заключаются в правильном понимании.

Этапы развития герменевтики

Еще в Древнее время появлялись обычаи истолковывать священные тексты, которые люди получали от богов. Такие послания могли передавать оракулы, пророки и др. Тексты бережно сохранялись и наследовались через поколения.

Когда появился разговорный диалект, тексты практически исчезли или превратились в мертвый язык, не поддающийся толкованию. Но даже при таком развитии языков священные послания были необходимы людям для связи с богами. В этом была их структура жизнедеятельности, общественного порядка. В культуре появлялись новые приемы восприятия священных посланий, и это повлекло соперничество различных школ и направлений герменевтики.

Александрийская школа проповедовала поиск более глубокого смысла. Светская герменевтика появилась уже в Древней Греции. Поэмы Гомера были самыми актуальными, а потому требовали особых истолкований. На его творчестве выстраивалась вся образовательная система и культура. Поздняя античность и Средневековье ознаменовались творчеством Платона и Аристотеля, тексты которых искажали переводчики.

Эпоха Возрождения проявила себя в герменевтике очень ярко, потому что ставила несколько задач:

1. Поиск методов и приемов верного истолкования античного текста, который существовал в определенный исторический период и имел совершенно другую культуру. Итог – светская герменевтика.

2. Протестантизм развивался, отвергая «Священное писание». Появилась цель найти способы прочитать и правильно интерпретировать библейские тексты. Итог – Теологическая протестантская герменевтика.

Такая классификация помогла людям сформировать современное языкознание.

Герменевтика в философии

в 19 веке возникла общая герменевтика как отдельная дисциплина в науке. Она основывалась на изучении практически любого текста, благодаря исследовательским работам Шлейермахера и Дильтея. В 20 веке появляется философская герменевтика, основывающаяся на работе философов того времени Хайдеггера и Гадамера.

Философская герменевтика больше всего полагалась на исследование Хайдеггера «Бытие и время». В позднем творчестве Хайдеггер старался раскрыть бытие в историческом контексте, которое происходит спонтанно и через поэтический язык. Он уверял, что сама герменевтика уже изначально часть философии. У него учился Гадамер, который написал тоже очень важную работу для развития герменевтики «Истина и метод».

Методы философской герменевтики

Герменевтический анализ включает в себя множество принципов и методов, позволяющих найти правильные значения феноменов и смыслов и понять контексты содержания текстов.

Гуманитарные науки и их методы – это текстовая реальность, выражающая принципы общественной жизни и истории людей. В герменевтике основой являются принципы анализа, интерпретации смыслов.

Представители герменевтики указывали, что она использует методы семиотики, логики и феноменологии и направлена на объективность понимания текстов. Интерпретации смысла бывают разные: психологические, исторические и филологические.

Герменевтика, как постижение смысла, делится на несколько основных методов изучения текстов:

Семиотика ищет в тексте знаки и символы, которые помогу понять смысл текста. Этот метод делится на несколько шагов:

а) Синтагматика – взаимосвязь слов с типологическим размещением.

б) Семантика – делится на: подбор слов, лексикона и формулирования смысла отдельных слов вне этого текста; виды и форма слов, грамматические элементы.

в) Прагматика – делится на: способы автора показать участвовал ли он в том, о чем пишет; духовное воздействие текстов, когда человек эмоционально реагирует на прочитанное.

Такой метод рассматривает историю появления текстов. Тоже делится на несколько шагов:

а) Литературный анализ – способ выявления правды: этот текст был таким изначально или со временем постоянно дополнялся?

б) Анализ литературных форм и жанров.

в) Анализ исторической передачи текста – отвечает на главный вопрос: как возник текст? Он мог появиться из устного пересказа, а потом измениться, либо сохранить свою форму до наших дней.

г) Анализ редактирования текста.

д) Анализ отдельный частей текста – например, слов, предложений, комментариев.

Представители направления

1. Фридрих Шлейермахер – занимался изучением немецкой философии и протестантской теологии.

Был исключительным проповедником и профессором. Он писал различные монологи и доктрины, переводил платоновские произведения. Шлейермахер был уверен, что герменевтика учит о взаимосвязанных принципах понимания, а ее задача в формировании методов для толкования всех письменных текстов. Исследователь рассматривал двойственную природу текста: психологическую и лингвистическую.

Исследовательская цель Шлейермахера в поиске понимания автора. Его существенным достижением в этой области стало основное понятие «герменевтического круга». Это значит, что для того, чтобы понять один текст, нужно изучить все. Работы философа по герменевтике объясняли, что терминология авторов священных текстов может выразиться не только в одной его работе, но и во многих других, раскрывая авторский замысел.

2. В. Дильтей – еще один немецкий философ и ученик Шлейермахера.

Он создал идею об исторически обусловленном сознании. Текст – это «творческий дух» автора, поэтому чтобы понять его, нужно погрузиться в эпоху, в которой текст был создан. Для этого нужно подробное исследование культурно-исторической эпохи и всех произведений того времени.

Дильтей указывал, что жизнь – духовное и историческое явление, которое может изучаться только живым человеком. Он первым сформировал теорию, что гуманитарное познание включает в себя проблемы понимания смысла текстов.

3. Ханс-Георг Гадамер – написал труд «Истина и метод», где развивал методологию герменевтики по отношению к различным текстам.

Он тоже разграничивал естественные и гуманитарные науки. Методом он называл то, что не всегда может помочь при поиске смыслов. Единственная возможность постижения действует благодаря герменевтическому анализу, для обнаружения «истины».

Философской герменевтике Гадамер приписывал другое определение. Он считал, что это в первую очередь толкование интерпретаций текста, поэтому этот процесс проходит через понимание человека о его сущности. «Герменевтический круг» в понимании Гадамера – это когда автор использует язык и культурную традицию при написании текста, который в итоге становится самостоятельным произведением. А толкование текста постоянно усовершенствуется и приобретает новые смыслы.

4. Мартин Хайдеггер – немецкий философ, учения которого строились на фактах и деконструкции герменевтики.

Предметом его анализа стал язык, который может просвещать, а может уменьшать смысл текста. Хайдеггер делает вывод, о том, что нужно сфокусировать внимание на толковании бытия, фактах и изучить первооснову проблем, благодаря мышлению. «Герменевтический круг» у философа – это идея, подразумевающая понимание текста с помощью предположений. Хайдеггер создал новую концепцию решения проблемы герменевтики в историческом и современном контексте.

Современная герменевтика

Герменевтика и сейчас представляет интерес для многих приверженцев. Только используют ее не в науке, а в искусстве. Представители герменевтики беспокоятся о новом поколении людей, которые все меньше интересуются новыми знаниями и мыслями. Современному человеку, по их мнению, философия уже не кажется такой важной.

Современная герменевтика – это реакция на Новое время с рациональным мышлением одинокого человека, который противостоит всему внешнему миру. Самые новые представители герменевтики: Кьеркегор, Ж.П. Сартр и Н.А. Бердяев. Их главная концепция состояла в ответственности человека за свои действия, потому что он волен делать что захочет. Герменевтика – это философия, которая необходима всем, кто готов вникать в тайные смыслы старых текстов.

Источник

Герменевтика

Гермене́втика (от греч. ἑρμηνευτική — искус­ство тол­ко­ва­ния (от греч. ἑρμηνεύω — тол­ко­вать, объ­яс­нять, пере­во­дить)) — 1) науч­ное направ­ле­ние бого­сло­вия, пред­ме­том кото­рого явля­ется иссле­до­ва­ние и рас­кры­тие исто­ри­че­ского опыта основ­ных прин­ци­пов тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, раз­ви­тие мето­дов и при­е­мов тол­ко­ва­ния биб­лей­ских тек­стов; 2) наука, пред­ме­том кото­рой явля­ется иссле­до­ва­ние и тол­ко­ва­ние древ­них тек­стов.

Осно­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния в Пра­во­слав­ной Церкви явля­ется догмат о его Бого­дух­но­вен­но­сти, то есть его напи­са­ния по вну­ше­нию Свя­того Духа избран­ным Богом чело­ве­ком. В цер­ков­ной исто­рии сохра­ни­лась бога­тая тра­ди­ция тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, раз­ра­бо­тан­ная Самим Гос­по­дом и свя­тыми мужами (про­ро­ками, апо­сто­лами, свя­тыми отцами), а также авто­ри­тет­ными цер­ков­ными учи­те­лями, разъ­яс­няв­шими сочи­не­ния друг друга. Иссле­до­ва­ние этой тра­ди­ции поз­во­ляет выде­лить основ­ные методы тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния. К ним могут быть отне­сены бук­вально-исто­ри­че­ский, сим­во­ли­че­ский, типо­ло­ги­че­ский (про­об­ра­зо­ва­тель­ный), алле­го­ри­че­ский и др. Изу­че­ние этих мето­дов и их вза­и­мо­дей­ствия в про­цессе истол­ко­ва­ния – пред­мет гер­ме­нев­тики. Гер­ме­нев­тика также при­звана изу­чить исто­ри­че­ское воз­ник­но­ве­ние мето­дов истол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния и про­сле­дить их исполь­зо­ва­ние в исто­рии Церкви. В связи с этим пред­ме­том гер­ме­нев­тики может быть, напри­мер, воз­ник­но­ве­ние алле­го­ри­че­ского тол­ко­ва­ния у иудеев диас­поры, раз­ви­тие алле­го­ри­че­ского объ­яс­не­ния Вет­хого Завета у Филона Алек­сан­дрий­ского, край­них и уме­рен­ных алле­го­ри­стов (тера­певты), алле­го­ри­че­ский метод тол­ко­ва­ния Алек­сан­дрий­ской школы экзе­гезы. Пред­ме­том иссле­до­ва­ния также могут быть тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, тол­ко­ва­ние вет­хо­за­вет­ных Писа­ний апо­сто­лами, свя­то­оте­че­ские методы тол­ко­ва­ния: тол­ко­ва­ния Писа­ния у мужей апо­столь­ских, тол­ко­ва­ния Писа­ния у апо­ло­ге­тов, прин­ципы тол­ко­ва­ния Писа­ния Ори­ге­ном, прин­ципы тол­ко­ва­ния антио­хий­ской школы, Иоанна Зла­то­уста, еги­пет­ских подвиж­ни­ков (напри­мер. прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина), эдес­ско-низи­бий­ская школы и др. Содер­жа­тельно-смыс­ло­вой аспект тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния изу­чает экзе­ге­тика.

В то же время важно под­черк­нуть, что грань между биб­лей­ской гер­ме­нев­ти­кой и экзе­ге­ти­кой очень тонка, что ведет к частич­ному отож­деств­ле­нию этих наук.

«В системе Хри­сти­ан­ского Бого­сло­вия учение о спо­собе тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния состав­ляет особую науку, в кото­рой пре­по­да­ются пра­вила как узна­вать и изъ­яс­нять под­лин­ный смысл Свя­щен­ного Писа­ния. Эта наука известна у бого­сло­вов под раз­лич­ными наиме­но­ва­ни­ями. Обык­но­венно назы­вают ее Свя­щен­ною или Биб­лей­скою Гер­ме­нев­ти­кой. Назва­ние Гер­ме­нев­тики взято от гре­че­ского слова тол­ко­вать, изъ­яс­нять что-нибудьили посред­ством про­стого пере­вода с одного языка на другой или подроб­ней­шего рас­кры­тия пред­ла­га­е­мой мысли; а Свя­щен­ною или Биб­лей­скою она назы­ва­ется в отли­чие от гер­ме­нев­тики общей. – Другие дают этой науке назва­ние Экзе­ге­тики, потому что слова διερμήνευσεν и ρμηνεύω упо­треб­ля­ются в Свя­щен­ном Писа­нии как тож­де­ствен­ные, в оди­на­ко­вом зна­че­нии ( Лк.24:27 ; Ин.1:18 ). – Неко­то­рые назы­вают ее Бого­сло­вием Тол­ко­ва­тель­ным или Ска­за­тель­ным, по ее пред­мету, по отно­ше­нию к составу бого­слов­ских наук».
Пра­во­слав­ное учение о спо­собе тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния.

«Гер­ме­нев­тика (наука о пони­ма­нии тек­стов, отде­лен­ных от интер­пре­та­тора боль­шой куль­тур­ной дистан­цией) с помо­щью ряда при­е­мов поз­во­ляет пре­одо­ле­вать дистан­цию между эпохой авто­ров (и первых адре­са­тов биб­лей­ских тек­стов) и новей­шим вре­ме­нем. Поэтому любая экзе­геза должна попол­няться гер­ме­нев­ти­кой. Биб­лей­ская гер­ме­нев­тика – это интер­пре­та­ция Свщ. Писа­ния для нашего сего­дняш­него мира, т.е. акту­а­ли­за­ция посла­ния, содер­жа­ще­гося в древ­них текстах. Уже отцы Церкви, первые тол­ко­ва­тели Свщ. Писа­ния, настой­чиво под­чер­ки­вали: экзе­геза лишь тогда полна, когда она рас­кры­вает смысл текста для хри­стиан своего вре­мени.

Совре­мен­ная гер­ме­нев­тика, кроме того, есть здо­ро­вая реак­ция на исто­ри­че­ский пози­ти­визм и на иску­ше­ние при­ме­нять при иссле­до­ва­нии Библии те же самые кри­те­рии объ­ек­тив­но­сти, кото­рые при­ло­жимы к есте­ствен­ным наукам.

Еван­ге­лие, несо­мненно, гово­рит на чело­ве­че­ском языке, но нельзя забы­вать и о том, что перед нами сакраль­ный текст: наряду с исто­рико-быто­вой инфор­ма­цией, он содер­жит веро­учи­тель­ные, кериг­ма­ти­че­ские све­де­ния «не от мира сего». Эти послед­ние лишь посте­пенно откры­ва­ются как отдель­ному чело­веку, так и чело­ве­че­ству. Между тем ради керигмы и напи­сана эта цен­траль­ная хри­сти­ан­ская книга.

Не забу­дем к тому же, что мно­госмыс­лен­ность Еван­ге­лия пред­по­ла­гает (по край­ней мере) четыре уровня про­чте­ния: бук­валь­ный (прямой), алле­го­ри­че­ский (или ана­го­ги­че­ский), нрав­ствен­ный и типо­ло­ги­че­ский (или про­об­ра­зо­ва­тель­ный). Старец Пар­фе­ний Оптин­ский одна­жды напи­сал как бы от лица многих: «Свя­щен­ное Писа­ние все тай­нами повито. Там глу­бина, там смысл неис­чер­па­е­мый. Всего ура­зу­меть нельзя. Подобно тому, как можно сни­мать с луко­вицы одну чешуйку, затем другую, третью и т.п., – вот то же и в Свя­щен­ном Писа­нии: ура­зу­меет чело­век один смысл, за этим смыс­лом есть другой глу­бо­кий, за вторым — третий и т.д.».

Источник

Что такое Герменевтика

Герменевтика — это наука, искусство и процесс, что занимается толкованием текстов (особенно Священных Писаний), тех, которые были созданы в другом времени и контексте.

Герменевтика, как методология интерпретации, связана с проблемами, которые могут возникать при работе с человеческими действиями или же с результатами этих действий (текстами).

С течением времени герменевтика значительно видоизменились, а вместе с ней и проблемы, которые она решает, и даже её инструменты.

Герменевтика в философии

В философии герменевтика занимается толкованием текстов (религиозных, научных и др.), дабы наиболее основательно углубиться в их изучение и понять.

На герменевтику можно смотреть как на некий метафизический и методологический элемент большинства гуманитарных дисциплин, который пытается найти подход к осмыслению.

Герменевтика тесно связана с толкованием смысла определённой культурно-исторической обстановки и бытия.

Некоторые представители герменевтики

Философ и теолог Фридрих Шлейермахер разработал концепцию «герменевтического круга», который считается одним из основных принципов интерпретации по сей день.

Другим представителем герменевтики является Вильгельм Дильтей (1833 – 1911 гг.) — немецкий историк, литературовед и философ. Он усовершенствовал идею Шлейермахера, о том, что в интерпретации необходимо учитывать культурный и исторический контекст. Дильтей считается основоположником философской герменевтики.

Другие представители герменевтики:

Герменевтический круг

Герменевтический круг — это цикл интерпретации: чтобы понять весь текст (целое) необходимо понять его отдельные части (предложения), и чтобы понять его отдельные части нужно понять смысл всего текста, как одно целое.

Герменевтика Гадамера

Книга «Истина и метод», написанная немецким философом по имени Ханс-Георг Гадамер (1900 – 2002 гг.), стала одним из самых важных сочинений о герменевтике ХХ века.

В этой книге автор описывает основы философской герменевтики. Гадамер не только связывает истину и метод, но и противопоставляет их друг другу. Он описывает познание как то, в чём лишь иногда кроется какой-то метод, он считает его «неметодичным».

Наука — это только одна из сторон человеческого мироощущения. Автор придаёт огромное значение искусству. Т. е. весь опыт, полученный в искусстве, обладает теми же познавательными возможностями, как тот, что был приобретён с помощью точных наук.

Герменевтический метод

Герменевтика — это широко используемый метод толкования текстов в философии, и в литературоведении он ориентируется на читателя.

Суть метода состоит в том, чтобы сформировать значение из текста, который выглядит как простая система знаков. Один из инструментов интерпретации является душевный мир того, кто производит анализ.

Герменевтика права

Герменевтика права изучает вопросы интерпретации и осмысления правовых норм (права). В герменевтике права существует две структуры значения, где есть два смысла: один прямой, другой косвенный. И для верного использования закона, во время толкования, необходимо понять этот косвенный смысл (который скрыт).

Этимология слова «герменевтика»

Считается, что это слово произошло от греческого hermeneuein — интерпретировать, толковать; а его производное «hermeneia» — значение, интерпретация. Но ещё это слово связывают с именем Гермес — вестник Зевса, которого называли «общим переводчиком», он дал людям письменность (среди многого другого).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *