География 5 класс что проходят

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Суража

М.: Просвещение, 2011 и примерной программы ООО по ГЕОГРАФИИ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» в 5классе являются следующие умения:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

использование географических умений:

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

3.Содержание учебного предмета «География» в 5 классе

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытияСредневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. ОткрытиеАнтарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». ОсвоениеСибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представлениядревнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строенииВселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран иНептун. Плутон.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местнымпризнакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царствебеспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Источник

Рабочая программа по географии, 5 класс

Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

научить устанавливать связи в системе географических знаний.

1.Планируемые предметные результаты освоения географии

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты- гиганты;

описывать уникальные особенности Земли как планеты:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)

Основные виды деятельности

Формы учебных занятий

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с учебником и электронным приложением

Знакомство с презентацией.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Анализ текста и иллюстраций учебника

Решение ситуационных задач

Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов

Как люди открывали Землю (5 ч)

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты.

Чтение ианализ карт атласа

Выполнение заданий учителя

Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы.

Диагностическая работа №1

Контрольная работа №1

Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»

Работа с текстом и рисунками учебника.

Составление характеристики планет по плану.

Характеристика особенностей различных небесных тел

Подготовка сообщений по теме.

Выполнение заданий учителя

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью

Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью

Групповая и индивидуальная работа

Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию

проверка знаний. Эвристическая беседа

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

№ 3«Ориентирование по компасу»,

№ 4. «Составление простейшего плана местности»

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

Ориентирование по компасу и местным предметам

Отработка знания условных знаков плана.

Ориентирование по плану и географической карте.

Самостоятельное построение простейшего плана местности.

Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа

Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся

Природа Земли (10 ч)

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Ост рова.

Диагностическая работа №2

Контрольная работа №2

Анализ рисунков учебника.

Определение ключевых понятий урока.

Обозначение районов землетрясений на конт. карте

Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков.

Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли.

Анализ текста учебника.

Работа с учебником.

Анализ текста учебника

Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий.

мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников

Групповая и индивидуальная работа

Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме:

викторина «Самое-самое на моем материке»

Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль

3. Календарно-тематическое планирование

Источник

Рабочая программа по географии 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рабочая программа учебного предмета географии для 5 класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:

· приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального (основного, среднего) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

· приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

· примерной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 35 часов за учебный год, 1 час в неделю. Учебным планом МБОУ ……………СОШ» на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часа на 2020-2021. Рабочая программа полностью соответствует Программе основного общего образования по географии. 5-9 классов линии «Полярная звезда» авторы А.И.Алексеева, В.В.Николина, Е.К.Липкина– М.: Просвещение, 2020». Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из них 2 часа резервное время. Количество часов: всего 35 часа; в неделю 1 час.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

— основам воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

— формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

— формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

— освоит социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; научится участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

— развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— формированию ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2.Учащийся получит возможность научиться:

формированию основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

— умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умению самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— овладеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умению определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

— умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— основам смыслового чтения;

2. Учащийся получит возможность научиться:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

— формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

— формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

— формированию представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

— формированию первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

— формированию представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

— овладеет элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

— овладеет основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

— овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

2.Уащийся получит возможность научиться:

формированию умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

— формированию представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение важнейших знаний о природе Земли, как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

· овладение умениями внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

· развитие интереса к естественным наукам;

· воспитание безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

· Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

· Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

· Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

· Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

· Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

· Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

· Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

· Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

· Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной м относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

· Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

2.Учащийся получит возможность научиться:

· Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

· Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

· Строить простые планы местности;

· Создавать простейшие географические карты различного содержания;

· Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

· Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

· Приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

· Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ.

· Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Географическое изучение Земли

Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.

Как география изучает Землю.

Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний

Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эрато-

сфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света —

экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследование полярных

областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.

Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы

развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

1) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.

2) Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).

Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма,

размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.

Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и

зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света

и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

1) Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на

полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

2) Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и

высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

Раздел 3. Изображения земной поверхности

Тема 2. План и топографическая карта

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей

земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности.

План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.

Разнообразие планов и области их применения.

Проведение полярной съёмки и составление плана местности.

Тема 3. Географические карты

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах.

Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты.

Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по

карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

1) Определение направлений и расстояний на карте.

2) Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли:

ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин

по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа

земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

1) Сравнение свойств горных пород.

2) Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.

3) Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.

Тематическое – поурочное планирование

Наименование разделов программы, темы уроков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *