География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

§ 16. Что изучает география культуры

Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны (или «разломы») цивилизаций? Что включает Всемирное культурное наследие?

Что изучает география культуры

Как свидетельствуют толковые словари, слово «культура» имеет широкий спектр значений, но чаще всего культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. С культурой нередко связываются сегодня пути разрешения многих острых проблем современности. Считается, что именно культура способна удержать и охладить кипение мирового «политического котла».

География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира.

Мировая культура чрезвычайно разнообразна по своим региональным и этническим «модификациям», причем это относится ко всем сферам культуры — духовной, производственной, поведенческой, бытовой pi т. д. Например, у различных народов мира своеобразны традиционные жилища: свайные постройки меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у некоторых народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища — чумы, юрты — у кочевников и т. д. Культурные различия между народами проявляются и в пище, и в способах ее приготовления, и во времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды, траурные церемонии. Культурное своеобразие народов проявляется и в общении людей между собой.

«Негр племени масаи при встрече торжественно сплевывает, потом плюет па собственную руку и только после этого позволяет себе пожать руку незнакомого. Л вот мангабетту на севере Конго здороваются совсем по-европейски, за руку, но при этом вежливо похрустывают суставами средних пальцев. Тумбве в Танганьике становятся при встрече на одно из колен, берут горсть земли и сыплют ее крест-накрест на грудь и руки. На Замбези в аналогичных обстоятельствах хлопают в ладоши и делают реверанс, а при встрече с белым считается необходимым еще и шаркнуть ножкой. »

ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.

От культуры к цивилизации

Современный мир — это несколько тысяч больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов.

Что же такое цивилизация? Если под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, то цивилизация, — это культурная общность наивысшего типа (выше ее только человечество в целом). Ее определяют как объективные, так и субъективные признаки. В числе первых — общность истории, религии, традиций и обычаев, форм материальной культуры и т. д. Среди субъективных критериев — самоидентификация людей, т. е. их самосознание, кем считает себя человек. Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции или в США могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации. Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно (Япония).

Термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.

Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, хотя бы потому, что японская (традиционная) цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3—4 тыс. лет до н. э. Роль же «доцивилизации» относится к периоду формирования человека как вида.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ «РАМКИ» ЦИВИЛИЗАЦИЙ СИЛЬНО РАЗЛИЧАЮТСЯ; ТАК, ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОХВАТЫВАЕТ ДЕСЯТКИ ГОСУДАРСТВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ЯПОНСКАЯ — ЛИШЬ ОДНО.

Осевые линии распространения цивилизаций

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно перемещались вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер. Распространение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях двух материков Старого Света (афроевразийский цивилизационный регион), а влияние цивилизации Двуречья ощущалось не только в пределах Восточного Средиземноморья, но и в Закавказье, Иране и т. д.

Расширение древнекитайского цивилизационного очага в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток — в сторону позднейшей Маньчжурии и на север — в сторону будущей Монголии, на запад — в сторону современной провинции Сычуань, на юг — в сторону современного Вьетнама. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в нее вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы.

Географическое «расползание» древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке и т. д.

Источник

«География культуры» (10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Описание презентации по отдельным слайдам:

География культуры 10 класс

Основные направления культурной географии 1) территориальное распространение элементов материальной и духовной культуры; 2) выраженность элементов материальной и духовной культуры в ландшафте; 3) связь культуры с географической средой; 4) территориальную организацию и дифференциацию общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения. География культуры занимается изучением территориальных различий культуры и отдельных её видов.

Термин «цивилизация» может быть использован в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизация и т.д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его цивилизаций. Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью, и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации называют духовными, а техногенные – материальными. Географические «рамки» цивилизаций сильно различаются, западная цивилизация охватывает десятки стран, в то время как японская – лишь одно.

Осевые линии распространения цивилизаций Древнеегипетская цивилизация Цивилизация Двуречья Древнекитайская цивилизация Индуистская цивилизация Майя, ацтеки, инки в Центральной и Южной Америке

Современные цивилизации: ареалы и «разломы» Западноевропейская Конфуцианская (Китай) Индуистская Японская Исламская Православная Латиноамериканская Негро-африканская

Охрана Всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО Конвенция принята в 1972 году. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия народов и стран на сохранение достижений прошлых цивилизация и уникальных природных ландшафтов планеты. Насчитывается более 700 памятников Всемирное культурное и природное наследие принадлежит к числу бесценных достояний всего человечества, важнейшей задачей является сохранение его будущих поколений.

Гроты Лунмэнь «Драконовы ворота»

Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами

Водопады «Garganta del Diablo» «Горло Дьявола»

Сиднейский оперный театр

18-километровый акведук Понткисиллте

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Номер материала: ДБ-386901

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по географии на тему «Что изучает география культуры» (10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что изучает география культуры 10 класс

Цели: Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что включает Всемирное культурное наследие?

Культурная карта Греции

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. Цивилизация – культурная общность людей наивысшего типа

Признаки цивилизации Объективные (общность истории, религии, традиций и т.п.) Субъективные (самосознание)

Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно

Осевая линия цивилизаций Долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер.

Географическое «расползание»древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья Понять характер современных цивилизаций помогает изучение основных направлений географического распространения древних цивилизаций и очередности вовлечения в цивилизационный процесс новых территорий и государств

Современные цивилизации Английский историк и социолог А.Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сейчас выделяют лишь 8: (таблица № 3 стр. 70, задание № 7)

«Дуга нестабильности» Географические рубежи между различными цивилизациями нередко представляют собой зоны повышенной напряженности, связанные со стремлением людей сохранить самосознание, чувство принадлежности к своей цивилизации. (выписать линию цивилизационного «разлома» стр. 71)

Домашнее задание Читать § 16 Отвечать на вопросы стр. 72 Приготовить презентации по теме «Охрана Всемирного культурного и природного наследия»

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Номер материала: ДБ-255200

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Рабочая программа по географии 10 класс. Полярная звезда»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Смотреть картинку География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Картинка про География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры. Фото География 10 класс полярная звезда что изучает география культуры

1. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

— Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

— годовым календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 75» на 2021-2022 учебный год;

— учебным планом МБОУ «СОШ № 75» на 2021-2022 учебный год;

— примерной программы основного общего образования по географии;

Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина для 10 класса линии «Полярная звезда»

с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, внеурочной деятельности, предметных курсов, элективных учебных предметов, курсов по выбору МБОУ «СОШ № 75».

Основная задача рабочей программы – обеспечить выполнение ФГОС и учебного плана по предмету.

2.Цели и задачи курса

Главная задача курса сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

· развить пространственно-географическое мышление;

· воспитать уважение к культурам других народов и стран;

· сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

· научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

· воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

3. Отличительные особенности Рабочей программы по сравнению с авторской программой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.

4.Сроки реализации Рабочей программы

На изучения географии в 2021-2022учебном году отводится 35 часа, согласно календарному плану школы

5.Формы, методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ текста и иллюстраций учебника, рассказ учителя, работа с учебником, атласом, контурными картами, урок-путешествие, самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью, подведение итогов.

6. Формы промежуточного контроля:

Тестовый контроль, практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

7. УМК «География. «Полярная звезда». 10 класс»»

А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В.П. Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень.

Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Учебник.

Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10—11 классы

Контурные карты 10 класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.

2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

Тема 2. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство — главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии.

Политическая география и геополитика.

1) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.

Тема 3. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. За-нятость населения.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

1) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран.

2) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.

3) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

Тема 5. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

1) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

2) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося

Человек и ресурсы Земли

· различать этапы освоения Земли человеком;

·понимать изменение характера связей человека с природой;

· оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

· определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;

· различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;

· оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

· использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться :

·оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

· выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.

Политическая карта мира

·понимать этапы формирования политической карты мира;

· анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;

· прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;

· оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;

· различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение», «геополитика».

Выпускник получит возможность научиться:

· анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

·оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.

· различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;

· прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;

· анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;

· определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

· выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;

· оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

· объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;· анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.

Выпускник получит возможность научиться:

· приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

География культуры, религий, цивилизаций

· различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

· объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.

Выпускник получит возможность научиться:

· находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий.

География мировой экономики

·объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;

· оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества — науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;

· оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

· понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

· выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;

· характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

· определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

· объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции

· выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;

· определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

· составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.

Выпускник получит возможность научиться:

· анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *