География 10 класс что изучает география культуры
Презентация «География культуры» 10 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.
по теме «Население мира»
1. Установить соответствие
1. Установить соответствие:
А. коэффициент урбанизации в мире
Б. средняя плотность населения
В. количество сельских населенных пунктов
Г. формула естественного прироста, мир
Д. количество городов – миллионеров
Е. прогноз численности населения на 2025 г.
Ж. количество этносов
З. численность населения Китая, 2006 г.
И. количество городов в начале 21 века
К. численность населения мира, 2008 г.
1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?
а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка
2. Кто является главой государства Новая Зеландия?
а) президент США б) король Испании
в) император Японии г) королева Великобритании
3. Исторически первым городом – «миллионером» был:
а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон
4. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?
а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж
5. В какой стране национальная одежда кимоно?
а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия
6. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:
а) многонациональные б) двунациональные
в) однонациональные г) самостоятельные
а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия
8. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?
а) мсье б) пан в) сэр г) дон
9. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:
а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол
10. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?
11. Какой город удостоен титула «вечный город»?
а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим
а) кулон б) одеколон в) колье г) колония
13. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:
а) «утечка мускулов» б) «утечка денег»
в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов»
14. Какой город является центром двух мировых религий?
а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул
География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной,
языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и
традиций населения мира.
Важность этой отрасли знания определяется тем, что во многом именно с культурой
связывают решение большинства острейших проблем человечества.
Современный мир — это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов: китайская (или конфуцианская), индуистская, исламская, западноевропейская и др.
Цивилизация — это культурная общность наивысшего типа (выше — только все человечество в целом).
Она определяется такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д.
Некоторые из признаков не имеют абсолютной значимости. Так, язык может быть разным даже в одной стране, уж точно принадлежащей к одной цивилизации (как немецкий, французский, итальянский в Швейцарии). Зато фактор религии крайне важен, причем речь обычно идет о причастности к одной из мировых религий.
Принадлежность людей к той или иной цивилизации может определяться не только объективными критериями, но и субъективным, а именно самоидентификацией людей (кем считает себя человек). Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации.
Следует помнить, что термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.
Все цивилизации иногда подразделяются на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные — материальными. Такое деление весьма условно, поскольку, например, мусульманская цивилизация не похожа на индуистскую или китайскую, хотя все они — традиционные общества. В то же время японская традиционная цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.
Природа и древние цивилизации.
Первые цивилизации на Земле возникли примерно 3-4 тыс. лет до н. э. До этого был, можно сказать, доцивилизационный период, когда происходило первоначальное расселение людей на Земле, а человеческое бытие характеризовалось жесткой зависимостью от природы, отсутствием средств связи, письменности и т. п.
Северная граница «Римского мира» не пересекала зоны распространения виноградной лозы, а южная — слишком засушливых ландшафтов Аравии и Африки. «Мусульманский Восток» (или Левант) практически совпадал с территорией возделывания финиковой пальмы и зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Великая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне меандрирующих Хуанхэ и Янцзы трудолюбивые китайцы выращивают рис.
Выдающийся русский философ и географ И. Мечников, автор книги «Цивилизация и великие исторические реки», полагал, что человечество вначале пережило речную фазу, потом морскую и, наконец, достигло океанической. Он писал: «Четыре древнейшие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату — этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как утверждал уже Геродот, был «даром», «созданием Нила».
Действительно, реки служили источником питьевой воды, продовольственных ресурсов, использовались для орошения и транспортных сообщений; реки сплачивали людей. Велика была роль и других элементов природы.
Осевые линии распространения цивилизаций.
На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на стыке трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.
Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке — прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и Западной Явы и т. д.
Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации — Евроафроазиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми — Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и др. Рост Римской державы на рубеже старой и новой эр вовлек в цивилизационное поле Испанию, Галлию, Британию и т. д.
Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства шло за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т. д.
Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации — индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной, народов Черной Африки и др.
Современные цивилизации: ареалы и «разломы».
На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и философ А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь:
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее северо-американским и австрало-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
6) славяно-православную (или ортодоксально- православную);
7) африканскую (или негро-африканскую);
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными. Так, некоторые ученые ставят под сомнение выделение латиноамериканской и славяно-православной цивилизаций из западной, наличие самостоятельных негро-африканской и японской цивилизаций, но никто не отрицает исключительной самобытности этих культур.
Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Например, эмигрантов из «доброй католической Польши» французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.
Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский Рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой цепочкой недавних конфликтов: мусульмане — евреи (Палестина — Израиль), мусульмане — индусы (Индия), мусульмане — буддисты (Мьянма). Хочется верить, что у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.
Охрана всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО.
Египетские пирамиды и Гранд-каньон в Колорадо (США), национальный парк Горомбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском — эти и многие другие памятники и достопримечательности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (1972 г.) включены в Список культурного и природного наследия человечества. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия стран и народов для сохранения достижений прошлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты.
Каждый культурный объект (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические ценности, строения архитектуры в единстве с пейзажем, т. е. культурные ансамбли и др.), внесенный в Список (а их вместе с природными памятниками около 600), представляет собой шедевр творческого гения человечества, свидетельство существования или исчезновения цивилизации или культуры. Количество и качество культурных объектов, имеющих отношение к той или иной цивилизации, прямо или косвенно свидетельствуют о ее достижениях.
В основе любой цивилизации, соединяющей в себе человека, пространство и время, лежит единство природы и общества. Учитывая огромные различия цивилизаций и культур различных народов, географическое изучение образа жизни и традиций населения, проявлений материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства различных народов становится сегодня необходимостью для каждого человека.
Д/З: выучить текст, знать ответы на вопросы, подготовить сообщения по теме «Чудеса Света наших дней»
География 10 класс что изучает география культуры
Подробное решение параграф § 16 по географии для учащихся 10 класса, авторов Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина 2013
1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?
Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.
2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.
Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.
3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.
В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.
4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».
Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.
5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?
Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.
6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?
7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?
Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.
8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение. должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей. »?
Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.
9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.
Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.
10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?
Презентация по географии на тему «Что изучает география культуры» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает география культуры 10 класс
Цели: Что изучает география культуры? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что включает Всемирное культурное наследие?
Культурная карта Греции
Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. Цивилизация – культурная общность людей наивысшего типа
Признаки цивилизации Объективные (общность истории, религии, традиций и т.п.) Субъективные (самосознание)
Цивилизация может охватывать десятки государств или только одно
Осевая линия цивилизаций Долины Нила, Тигра и Евфрата, где возникли Древний Египет и Шумер.
Географическое «расползание»древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического до Тихоокеанского побережья Понять характер современных цивилизаций помогает изучение основных направлений географического распространения древних цивилизаций и очередности вовлечения в цивилизационный процесс новых территорий и государств
Современные цивилизации Английский историк и социолог А.Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сейчас выделяют лишь 8: (таблица № 3 стр. 70, задание № 7)
«Дуга нестабильности» Географические рубежи между различными цивилизациями нередко представляют собой зоны повышенной напряженности, связанные со стремлением людей сохранить самосознание, чувство принадлежности к своей цивилизации. (выписать линию цивилизационного «разлома» стр. 71)
Домашнее задание Читать § 16 Отвечать на вопросы стр. 72 Приготовить презентации по теме «Охрана Всемирного культурного и природного наследия»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-255200
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«География культуры» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
География культуры 10 класс
Основные направления культурной географии 1) территориальное распространение элементов материальной и духовной культуры; 2) выраженность элементов материальной и духовной культуры в ландшафте; 3) связь культуры с географической средой; 4) территориальную организацию и дифференциацию общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения. География культуры занимается изучением территориальных различий культуры и отдельных её видов.
Термин «цивилизация» может быть использован в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизация и т.д.). Во втором случае имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его цивилизаций. Цивилизации иногда подразделяют на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью, и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации называют духовными, а техногенные – материальными. Географические «рамки» цивилизаций сильно различаются, западная цивилизация охватывает десятки стран, в то время как японская – лишь одно.
Осевые линии распространения цивилизаций Древнеегипетская цивилизация Цивилизация Двуречья Древнекитайская цивилизация Индуистская цивилизация Майя, ацтеки, инки в Центральной и Южной Америке
Современные цивилизации: ареалы и «разломы» Западноевропейская Конфуцианская (Китай) Индуистская Японская Исламская Православная Латиноамериканская Негро-африканская
Охрана Всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО Конвенция принята в 1972 году. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия народов и стран на сохранение достижений прошлых цивилизация и уникальных природных ландшафтов планеты. Насчитывается более 700 памятников Всемирное культурное и природное наследие принадлежит к числу бесценных достояний всего человечества, важнейшей задачей является сохранение его будущих поколений.
Гроты Лунмэнь «Драконовы ворота»
Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами
Водопады «Garganta del Diablo» «Горло Дьявола»
Сиднейский оперный театр
18-километровый акведук Понткисиллте
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-386901
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.