Гендерная политика что это такое
Что такое гендерная политика
Содержание статьи
Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и женщин. Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.
Различие между полом и гендером
Пол – это биологическая характеристика человека. Она может быть определена уже у новорожденного по первичным половым признакам, т.е. по анатомическому строению наружных половых органов.
С этой точки зрения половая принадлежность человека никоим образом не зависит от той культуры, к которой он принадлежит. Не влияет на пол и окружение, в котором ребенок будет расти и воспитываться.
Гендером называется социальный пол – поведение человека, связанное с его социальной ролью как мужчины или женщины. Это определяется целой системой представлений о том, как должен вести себя человек определенного пола, а какое поведение для него или для нее под запретом. Гендерная роль предписывает, какая профессиональная деятельность более приемлема для мужчины, а какая – для женщины. Эти представления варьируются от эпохи к эпохе, а в пределах одного времени – от народа к народу, от культуры к культуре. Это отличает гендер от биологических характеристик пола. Например, гражданка США с биологической точки зрения ничем не отличается от жительницы Саудовской Аравии, но различно их положение в обществе, связанное с полом.
Гендер, как социальный пол, может и не совпадать с биологическим в результате воспитания. Такие человеческие истории имели место не только в «развращенной» современности. Например, знаменитую женщину-пирата Мэри Рид родители в детстве растили как мальчика, т.к. для получения наследства был нужен ребенок мужского пола. Это впоследствии привело ее к роду занятий, который в начале XVIII века в принципе не мог считаться «женским».
Гендерная политика
Политика государства, связанная с правами мужчин и женщин, половым различиям, гендерным ролям, именуется гендерной политикой.
Гендерная политика государства во многом определяется традициями того или иного народа – национальными и религиозными. Так на сегодняшний день во многих мусульманских странах права мужчин и женщин различаются. Для женщин брачный возраст наступает раньше, чем для мужчин. Мужчина имеет право развестись с женой без причины, а для женщин существует жесткий перечень причин, по которым она может требовать развода. Женщинам запрещается многое из того, что разрешено мужчинам, например, водить автомобиль. Если женщина нарушила закон, ответственность несет ее муж.
В других государствах, составляющих большинство на сегодняшний день, закон декларирует равенство полов. Брачный возраст одинаков для мужчин и для женщин. Право избирать и быть избранным не связано с полом. Формально пол претендента не может быть причиной отказа в приеме на работу. Тем не менее, различие в правах и обязанностях между мужчинами и женщинами сохраняется в отдельных моментах. Например, в Российской Федерации только мужчины подлежат призыву на военную службу, а в Израиле – и мужчины, и женщины.
«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин
Исправить нельзя отменить
Мужчина в Швеции едва ли сможет устроиться медбратом или воспитателем детского сада, даже если очень захочет и будет достаточно квалифицированным. На должность уборщика его кандидатуру тоже вряд ли станут рассматривать и скорее всего просто не позовут на собеседование. На эту проблему обратили внимание исследователи из Линчёпингского и Калифорнийского университетов.
Ученые занимались изучением дискриминации на рынке труда по заказу Шведского исследовательского совета и обнаружили, что здешним мужчинам недоступно подавляющее большинство традиционно «женских» профессий. При этом шведская женщина без проблем устроится слесарем, рабочим на складе, механиком — иными словами, на любую типично «мужскую» работу.
С дискриминацией при приеме на работу сталкиваются не только шведские мужчины. Так, в 2020 году суд оштрафовал мэрию Парижа на 90 тысяч евро: с приходом на пост мэра Анн Идальго большинство руководящих должностей в городской администрации оказались заняты женщинами, при том что согласно закону о паритете полов представители одного гендера не могут занимать более 60 процентов руководящих должностей.
Еще один дискриминационный скандал разгорелся в 2019 году в Google. Компания заказала зарплатное исследование, чтобы выявить случаи ущемления прав женщин и меньшинств в пользу мужчин, а обнаружила ровно противоположную картину. Оказалось, что как раз мужчинам платят меньше, чем женщинам, за одну и ту же работу. По итогам разбирательства более 10 тысяч сотрудников получили компенсации. Причем это уже второй такой скандал в Google: годом ранее бывшие сотрудники подали иск против компании и обвинили ее в «дискриминации белокожих мужчин консервативных взглядов». Программисты, уволенные за критику гендерной политики Google, утверждали, что руководство прибегает к незаконным квотам, чтобы нанять как можно больше женщин и представителей нацменьшинств.
Профессор Университета Мичиган-Флинт Марк Перри, активист, выступающий за права мужчин, рассказывает, что американские образовательные учреждения предоставляют намного больше преимуществ студенткам и преподавательницам в сравнении с мужчинами. Речь идет о стипендиях, грантах, финансировании исследований, материальной помощи — подобную поддержку все чаще предоставляют женщинам или представителям меньшинств. Ученый отмечает, что в среднем в университетах США есть 60-70 специальных стипендий для девушек и чаще всего ни одной для юношей.
В высшем образовании существуют очень лицемерные двойные стандарты. Администрация не терпит дискриминации в отношении женщин, но одобряет и фактически санкционирует дискриминационные программы в отношении мужчин
По словам Перри, подобные программы появляются, когда руководство учебных заведений, компаний, политики и властные институты идут на уступки фемактивисткам. «Это неэтично и нечестно — относиться к мужчинам и женщинам по-разному, организовывать специальные стипендии и программы только для женщин и лишать мужчин равных образовательных возможностей», — заключил он.
Ученый считает, что феминизм часто апеллирует к понятиям инклюзивности и равенства, но на практике как раз занимается их истреблением.
Такое заявление выглядит спорным, так как в данном случае профессор допускает неуместное обобщение. Современный феминизм насчитывает множество направлений и продолжает стремительно развиваться, ведь женщины по всему миру по-прежнему сталкиваются с несправедливостью и невозможностью защитить свои права и даже жизнь. Есть лишь одно направление феминизма, которое ставит перед собой более амбициозные цели, чем всеобщее гендерное равенство, и призывает к фундаментальному изменению миропорядка.
Борьба сквозь века
Феминизм зародился в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми последовательницами этого движения принято считать суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав.
В 1960-х годах на Западе сформировалась вторая волна феминизма. Активистки новой формации выступали против угнетения женщин в профессиональной и бытовой сфере, начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в оплате труда и возможностях профессионального роста. Тогда же феминистки начали защищать репродуктивные права женщины и права представителей ЛГБТ-сообщества.
В 1990-х годах представительницы третьей волны феминизма начали привлекать внимание к проблемам гендерной и сексуальной идентичности, а также сексуального удовольствия женщины. Теперь одним из ключевых принципов движения стала интерсекциональность — рассмотрение дискриминации сразу по нескольким признакам, таким как пол, раса, сексуальная ориентация.
«Я ненавижу мужчин. Я изначально не уважаю никого из них», — заявила в своей книге писательница Полин Арманж. Ее литературный труд с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» вышел всего год назад, но его уже признали манифестом радикального феминизма наравне с книгой «Лесбийский гений» Алис Коффин. Авторки призывают женщин не просто сместить мужчин с лидерских позиций, но исключить их из социума в принципе, воспитать в себе ненависть к ним. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам взрастить любовь к себе и добиться большего в жизни. Писательницы гордо заявляют, что не смотрят фильмы, снятые мужчинами, не слушают музыкантов-мужчин.
Я решила выйти замуж за мужчину и должна признать, что до сих пор очень люблю его. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые
Основную идею радикального феминизма (или радфема, как стали называть это направление движения) сформулировала писательница Кейт Миллет еще в 1970-х годах. Она заключается в том, что общество построено на системе патриархата, в рамках которой мужчины систематически угнетают женщин. По мнению Миллет и других идеологов радфема, такой порядок господствует в мире с самого зарождения человечества, и угнетение женщин следует считать древнейшей формой дискриминации.
Своей главной задачей радикальные феминистки объявили отказ от маскулинных стереотипов и традиционных гендерных ролей, которые приобретаются в рамках гендерной социализации. Этот процесс, по их мнению, начинается в раннем детстве: девочкам внушают, что они хрупкие и слабые, должны носить платья и не иметь больших амбиций.
Радфем четко разделяет биологический пол и гендер. Второе — более широкое понятие, которое определяет психические, культурные и социальные различия. От него активистки предлагают вообще отказаться. Например, в минувшем сентябре испанские феминистки потребовали от конгресса использовать термин «пол» вместо «гендер», так как, по их словам, концепт гендера не позволяет полноценно анализировать социальную, экономическую и политическую реальность в условиях неравенства. В Испании законодательно разрешено самоопределение по гендерному признаку, но радикальные феминистки считают, что это размывает женское сообщество и уменьшает женское влияние в общественной сфере.
Личность мужчины, его человеческие качества и поступки в радикальном феминизме не принимаются во внимание. Предполагается, что абсолютно все мужчины заинтересованы в позиции угнетателей, вне зависимости от их личных убеждений и поведения, и стремятся поддерживать доминирование над женщинами в экономической и социальной сфере. Некоторые активистки даже отказываются от гетеросексуальных отношений и причисляют себя к лесбиянкам по идеологическим причинам. По их мнению, гетеросексуальные и бисексуальные женщины остаются под гнетом мужчин.
В ходе развития своей идеологии радикальные феминистки пришли к тому, что ценности их сообщества должны встать выше комфорта мужчин, а женщины должны занять их место в социальной иерархии. И проводить эти преобразования предлагается весьма радикальными средствами.
Человек человеку враг
Еще в 1967 году американская радикальная феминистка Валери Соланас, совершившая покушение на художника Энди Уорхола, заявляла, что самец — это ошибка природы, промежуточный вид между женщиной и обезьяной. В повестке многих представительниц современного радикального феминизма мужененавистничество занимает заметное место.
Носительницы подобных взглядов заявляют о негативном влиянии мужского общества на их ментальное состояние. Они организуют женские коммуны, чтобы находиться как можно дальше от мужчин. Одна из самых известных — Alapine — сформировалась в американском штате Алабама в 1997 году, в нее входит около двух десятков гомосексуальных женщин. Всего в США существует около сотни подобных женских поселений. Жительница одного из них, радикальная феминистка Винни Адамс рассказала, что оставила мужа и детей ради переезда в женскую коммуну. По ее словам, мужчины агрессивны, и она предпочитает не находиться рядом с ними ради своего спокойствия.
Мизандрия — ненависть, предубеждение и предвзятое отношение к мужчинам — все глубже проникает в западные сообщества и все чаще становятся причиной скандалов, подобных тем, что произошли в Google и в мэрии Парижа. Активистки в соцсетях открыто заявляют о ненависти к мужчинам и призывают бойкотировать любую их деятельность. Так, феминистка и журналистка Кири Рупиа (Kiri Rupiah) заявила, что мужчины — это мусор, потому что даже самые безобидные из них потенциально могут стать насильниками.
Недостаточно просто помогать друг другу, мы должны стереть мужчин. Сотрите их из вашего разума, из вашего воображения, из вашей самопрезентации
Ее единомышленницы распространяют в социальных сетях хештеги #killallmen («Убей всех мужчин») и Men Are Trash («Мужчины — это мусор»), которые остаются популярным в Twitter по сей день.
При этом активистки не боятся быть «отмененными» или осужденными за столь радикальные и оскорбительные заявления, так как говорят от лица «угнетенного сообщества» — и это действительно работает. Даже самые грубые выпады в сторону лиц мужского пола остаются безнаказанными.
С возникновением движения #MeToo в Facebook начали появляться откровенные оскорбления в адрес мужчин: в постах и комментариях их огульно называли подонками, насильниками и свиньями. Модераторы начали удалять такие публикации и блокировать профили их авторов, что вызвало мощную волну критики. Радикальные феминистки пожаловались на дискриминационную политику сервиса и ограничение свободы высказываний. В итоге представители соцсети восстановили некоторые комментарии и признали, что блокировка профиля — слишком жесткое решение, несмотря на то, что «Facebook должен оставаться безопасной средой для всех».
Мизандрия приобретает подчас самые неожиданные и спорные формы. В 2015 году в сети широко обсуждался анонимный пост феминистки, которая рассказала, что прервала беременность во втором триместре, когда узнала, что ждет мальчика. По словам женщины, она «не могла произвести на свет еще одного монстра». Стоит, правда, отметить, что правдивость этой истории, как и личность автора, так и не были установлены.
Энтони Синотт, профессор социологии из канадского Университета Конкордия и автор книги «Переосмысляя мужчин: герои, злодеи и жертвы», отмечает, что радфем создает необычную ситуацию. Когда у женщин появляется все больше возможностей и когда женщин становится все больше среди мировых лидеров, все больше феминисток начинают симпатизировать мизандристским идеям. По словам ученого, эти идеи, когда-то ставшие основой концепции «токсичной маскулинности», по сути являются формой обратного сексизма.
Эти идеи негативно сказываются на гендерных отношениях, приводят к гендерной поляризации и росту антифеминистских настроений среди мужчин. Зачем поддерживать движение, которое так очевидно ненавидит вас?
Профессор Загребского института философии Ивана Скухала Карасман отмечает, что мизандрия прямо противоречит центральной идее феминизма о создании общества, в котором мужчины и женщины равны, в котором у всех одинаковые права, привилегии, обязанности, финансовые и карьерные возможности. «Мы должны относиться с пониманием друг к другу. Ненависть к противоположному полу делает жизнь в одном обществе невозможной», — уверена Карасман.
Если женщина разделяет идеи мизандрии, то она ничем не лучше мужчины-сексиста. Ненависть к противоположному полу — это сексизм
Мужчинам вход воспрещен
Радикальные феминистки считают, что большинство современных общественных институтов руководствуются патриархальными установками и исторически основаны на патриархальных принципах. А массовая культура, общепринятые нормы и гендерные роли диктуют женщине, что делать, как выглядеть и кем работать. И даже если женщина утверждает, что не хочет ничего менять, это считают иллюзией, навязанной мужчинами. По сути они не признают саму возможность свободы выбора для женщин.
По их мнению, правительства государств принимают решения, выгодные мужской части населения, а голос мужчины во властных органах весит больше, женщинам же достается черная работа и роль обслуживающего персонала. Даже когда в западных странах женщины заняли значительную часть государственных постов, а канцлер Германии Ангела Меркель открыто назвала себя феминисткой, радфем-активистки не изменили свою позицию.
Я феминистка. Раньше я немного стеснялась об этом говорить. Но теперь я могу сказать: да, мы все должны быть феминистами
Похожим образом радикальный феминизм относится и к религии: женщины из консервативных религиозных общин воспринимаются активистками исключительно как узницы и рабыни. Традиции, преемственность поколений и культура этих женщин в учет не берутся. По такой логике мусульманская женщина не может самостоятельно принять решение носить или не носить хиджаб — оно будет навязано ей мужчинами и религиозными догматами. И такое убеждение приводит к дискриминации религиозных женщин, как это было, например, в Германии в разгар миграционного кризиса.
По данным исследования Университета Пенсильвании, коренные немки относились к приезжим априори негативно, не вступали с ними в социальные отношения и отказывались помогать им с ассимиляцией в стране. В рамках эксперимента ученые просили женщин одеться в традиционный мусульманский наряд, отправиться в людное место и обратиться за помощью к другим женщинам. Перед этим испытуемой надо было разыграть сценку: ей якобы звонила сестра, которая не может решить, выйти ей на работу или остаться дома с детьми. Участница эксперимента должна была громко обсудить с воображаемой собеседницей эту проблему, чтобы прохожие могли ее услышать, и только после этого попросить о помощи.
В зависимости от того, какой совет испытуемая давала сестре, число женщин, согласившихся ей помочь, менялось. Если она вслух выражала прогрессивные взгляды и призывала родственницу выйти на работу, немки активнее шли на контакт. Если же советовала остаться дома и заниматься мужем и детьми, ее обращение в большинстве случаев оставалось без ответа.
Но, пожалуй, яростнее всего радикальный феминизм критикует нуклеарную семью, брак и материнство. Представительницы движения бросают вызов традиционной модели формирования семейного союза между мужчиной и женщиной для продолжения рода. По их мнению, в рамках семьи женщина эксплуатируется для выполнения бытовых обязанностей и ухода за детьми и несет двойное бремя — основной работы и бытовых дел.
При этом радикальные феминистки даже не рассматривают такие варианты здоровых семейных отношений, как, например, разделение обязанностей между супругами, за что выступают активисты либерального направления. Вместо этого они призывают полностью отказаться от института семьи.
В качестве альтернативы радфем предлагает женские коммуны, политическое лесбиянство и безбрачие.
Для преодоления чувства изолированности и одиночества в патриархальном мире радфем призывает женщин объединиться. Так как мужская коллективная идентичность, по мнению радикальных фем-активисток, существует априори, они призывают женщин к созданию похожей модели. Движение требует, чтобы женская часть населения организовалась в единую группу, так называемое сестринство, для преодоления дискриминации и гнета. Фактически многие последовательницы радфема стремятся к установлению матриархата — доминированию женщин в большинстве сфер общественной жизни.
Впрочем, к институту сестринства даже у феминисток возникает много вопросов.
Золотые юбки
Несмотря на то что сестринство предполагает объединение всех женщин против мужского доминирования, на сегодняшний день лидирующие позиции в радфем-сообществе занимают белые женщины из обеспеченных слоев. И некоторые западные исследователи уже заметили, что движение, которое призвано представлять всех женщин, часто фокусируется на интересах тех, у кого уже и так достаточно привилегий. И это происходит в то время, как многие женщины по всему миру лишены даже базовых прав.
Эта тенденция привела к росту неравенства среди женщин. Например, создание квот для женщин в советах директоров крупных компаний вызвало рост благосостояния и без того успешных и образованных сотрудниц, сумевших получить еще более высокие должности. Так, в Норвегии, где женщины должны занимать как минимум 40 процентов руководящих постов в компании, появилась особая группа «золотых юбок» — богатых женщин, занимающих высокие должности, при том что не все они обладают достаточными компетенциями для этого. Вместе с тем, по данным The Guardian, доходы женщин в других областях — сферы услуг, домашнего персонала, образования — так и остались низкими.
При этом если женщина решит нанять домработницу или няню, чтобы строить карьеру наравне с мужчинами, ее также обвинят в угнетении, ведь она, по мнению радикальных феминисток, способствует популяризации женского низкооплачиваемого труда.
По словам чернокожей писательницы и фем-активистки Микки Кендалл, если женщина, получив руководящую роль, воспроизводит репрессивные структуры, которые лишают права голоса большинство женщин, в феминистской борьбе нет смысла.
Кроме того, как отмечают активисты других правозащитных движений, радикальные феминистки убеждены в существовании неизменных биологических предпосылок угнетения и набора феминных и маскулинных признаков, которые нельзя изменить. Но, следуя этой логике, у женщин нет возможности выйти за рамки своего биологического предназначения. Так что радфем, стремясь объединить женщин по биологическому признаку, в итоге лишь уравнивает их и стандартизирует их желания и стремления, навязывая всем одинаковые ценности. И в этом, по мнению Иваны Карасман, он мало чем отличается от патриархата, который загоняет женщин в строгие рамки традиционных ролей. «Феминизм должен быть про право выбора. Одна женщина может хотеть строить карьеру. Другая — заниматься только детьми и домом. И это нормально, если она этого действительно хочет. Мы не должны осуждать женщин за их выбор», — убеждена она.
Я думаю, что мужененавистничество будет лишь набирать обороты. Не исключаю, что дойдет и до нападений на мужчин. Одновременно с этим радфем будет усиливать давление на тех женщин, которые не разделяют их идеи
Усилиями феминисток жизнь женщин становится лучше и свободнее — это очевидный факт. Общество учится порицать насильников и абьюзеров, прислушиваться к мнению женщины и ценить ее профессиональные и личностные качества. Несомненно, сегодня феминизм, как и прежде, преследует позитивные цели, выступая против дискриминации и за равноправие во всех сферах. Однако радикальный феминизм часто подменяет эти цели, навязывая свои агрессивные установки в интересах небольшой группы людей. Приходится признать, что эта стратегия показала свою эффективность, а значит, велика вероятность того, что в будущем феминизм продолжит приобретать все более радикальные формы.
13.2. Гендер и политика
13.2. Гендер и политика
Однако в одной из сфер жизни — политической (многие авторы, прежде всего представители феминистского направления, постоянно указывают общественности на это обстоятельство) возможности женщин были и остаются крайне ограниченными (Таблица 13.2). Причем такое положение дел касается не только стран с низким индексом развития человеческого потенциала (по классификации ООН), но и стран со средним и высоким индексом. Как будет показано ниже, очевидный прогресс в индустриальной сфере, освоение инновационных технологий, равно как и экономические достижения, до сих пор не принесли желаемых результатов по части реального женского равноправия.
Таблица 13.2. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ)
Рейтинг (первая колонка) определяет общий уровень экономического развития страны: 1 — развитые страны с максимальным уровнем дохода на душу населения; 2 — страны со средним уровнем экономического развития и средним уровнем дохода на душу населения; 3 — развивающиеся страны с минимальным уровнем дохода на душу населения. ПРВЖ — показатель расширения возможностей женщин. Расчитывается на основе трех индексов: 1) индекса представительства женщин во власти (доля мест в законодательных органах, занимаемых женщинами, с учетом доли женщин в общем населении); 2) индекса участия женщин в экономике (доля женщин, занимающих административные посты); 3) индекса дохода женщин. Вычисляют значения для мужчин и женщин раздельно, а затем значения для мужчин и женщин сводят в единый равномерно распределенный индекс. ПРВЖ вычисляется как среднее арифметическое последних трех показателей.
Гендерное неравенство по избирательным правам и участию в политике в странах с разным уровнем развития человеческого потенциала, по-видимому, следует считать одной из универсальных характеристик современных государств, вне зависимости от их рейтинга по уровню развития человеческого потенциала (Таблица 13.3). Ни в одной стране женщины не получили избирательные права одновременно с мужчинами, а вынуждены были длительное время бороться за свои права. Нет ни одной страны в мире, где бы доля женщин в верхней палате бы равной мужской, хотя в нижней палате положение дел несколько лучше, лишь в одной стране (Швеция) представительство женщин немногим превосходит мужское. В ряде стран (прежде всего это касается арабских государств) женщины вовсе лишены права быть избранными в парламент.
Таблица 13.3. Гендерное неравенство по избирательным правам и участию в политике
Успех женщин на политической арене в демократичных обществах и в прошлом был весьма скромным. Правда, в этом случае России есть чем гордиться — Александра Михайловна Коллонтай (Домонтович) была первой в мире женщиной-министром, свой пост Наркома государственного призрения она получила в октябре 1917 года, а затем, в 1923 году, установила еще один рекорд, став первой в мире женщиной-дипломатом — полпредом и торгпредом Советского Союза в Норвегии. Первые женщины-парламентарии появились примерно в то же время, когда Александра Коллонтай стала наркомом. Жаннетта Ранкин из штата Монтана в 1914 году добилась для женщин своего штата права голоса, а в ноябре 1916 года была избрана в палату представителей конгресса США. Затем женщины появились и в британском парламенте. Первой британской женщиной-парламентарием стала в 1919 году Нэнси Уитчер Ленгхорн, виконтесса Астор.
Не лучше обстоят дела и с высшими государственными постами. Лишь во второй половине XX века в ряде стран пост премьер-министра заняли женщины. Правда, в ряде случаев это скорее напоминало наследственную передачу власти в пределах правящего клана. Первой в мире женщиной премьер-министром Цейлона (ныне Шри-Ланка) стала в I960 году Сиривамо Бандаранаике, унаследовавшая пост от покойного мужа Соломона Бандаранаике, погибшего от рук буддийского монаха. Это пост Сиривамо занимала трижды — в 1960-1965, 1970-1977 и 1994-2000 годах, причем в последний раз она получила его в период, когда президентом Шри-Ланки являлась ее дочь Чандрика Кумаратунге. В 1966 году премьер-министром Индии была избрана Индира Ганди. И вновь этот пост унаследован ею от отца. Первой женщиной, возглавившей кабинет министров и при этом не имевшей родственников мужского пола, в 1969 г. стала Голда Меир, правда, она была назначена на этот пост, а не избрана. Лишь в 1979 г. пост премьер-министра в результате победы на выборах получила женщина — Маргарет Тэтчер, она возглавляла правительство Великобритании с 1979 по 1990 год.
Сходные закономерности можно увидеть в отношении женщин-президентов. Первой женщиной-президентом в мировой истории стала в 1974 году аргентинка Мария Эстела Мартинес де Перон, больше известная как Исабель Перрон, унаследовавшая пост от умершего супруга. Лишь в 1980 г. путем прямого голосования была избрана первая женщина-президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир. Помимо Аргентины и Исландии, женщины были президентами или исполняющими обязанности президента следующих стран: Боливия, Гаити, Гайана, Гвинея-Бисау, Грузия, Индонезия, Ирландия, Латвия, Либерия, Мальта, Никарагуа, Панама, Филиппины, Швейцария, Шри-Ланка, Эквадор. И в этом списке можно увидеть высших леди, унаследовавших или получивших пост в качестве представителя конкретного клана. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве случаев женщины берут на себя тяжелую ношу и реально платят за свою решительность жизнью (Индира Ганди, Беназир Бхутто) во имя общей цели и в соответствии с волей партии (или клана). При этом, как правило, реальные политические решения принимает мужское большинство.
Заметим, что продвижение политики гендерного равенства входит в конфликт с обычным правом зулусов, одной из наиболее многочисленных этнических групп ЮАР. Как пишут в своей работе А. Б. Девидсон и И. И. Филатова (2009): «Любой зулус объяснит вам, почему многие его соотечественники считают едва ли не оскорблением тот факт, что заместителем президента страны после снятия с этого поста Джекоба Зумы была назначена зулуска Пумзиле Мламбо Нгкука. Дело не только в том, что она женщина, хотя и этот фактор неблагоприятный — негоже женщине представлять в правительстве нацию великих воинов».
Даже в Замбии, где роль женщин во власти традиционно велика, и где в большинстве этнических групп и сегодня наследование и происхождение определяется по материнской линии, представленность женщин в политике много ниже, чем можно было бы ожидать. Так, по данным на 2006 год, в правительстве Л. Мванаваеы было всего 4 женщины-министра, а доля женщин в парламенте составила 14,6%.
Лозунг «Женщину — в президенты!» уже долгое время на слуху у американцев. В 2000 году по данным совместного опроса телекомпании NBC и газеты «Wall Street Journal» 87% американцев готовы были проголосовать за женщину. За 1,5 года до выборов в США о желании видеть на посту президента женщину заявили 55% жителей США, тогда как противоположного мнения придерживаются лишь 35% опрошенных (опрос общественного мнения, проведенный журналом «Newsweek»).
Нужно сказать, что попытки женщин занять президентское кресло в США предпринимались, начиная со второй половины прошлого века. Однако, эти кандидатки были выдвиженками мелких партий и практически не имели никаких шансов на успех. Так, в 2000 году за Белый дом боролась афроамериканка Моника Мурхед, лидер Всемирной рабочей партии, но за нее проголосовало лишь 0,002 % избирателей. Впрочем, женщины в США сегодня полностью доказали свою эффективность в роли политика, и это обстоятельство объективно признается американским обществом. Не случайно, что пост госсекретаря при последних трех президентах занимают женщины.
Сегодня в мире лишь шесть женщин-президентов. Этот факт, впрочем, нужно расценивать как значительный успех по ликвидации гендерного неравенства в сфере политики. Вслед за Европой положительные сдвиги в направлении женского равноправия коснулись других континентов. В конце 2005 года женщина впервые в истории возглавила африканскую страну — Эллен Джонсон-Серлиф стала президентом Либерии, а в начале 2006 г. главный государственный пост в Чили получила Мишель Бачелет. Шесть женщин возглавляют правительства. Крупным достижением в борьбе за гендерное равноправие безусловно следует считать избрание первым президентом Пан-Африканского парламента танзанийки Гертруды Ибенгве Монгелла. Африканский союз (в настоящее время объединяет 39 из 54 стран Африканского континента) является аналогом Евросоюза. Он был создан в 2002 году вместо Организации африканского единства и является самой влиятельной политической силой на африканском континенте. Наконец, в декабре 2012 г. на президентских выборах в Южной Корее победу одержала 61-летняя Пак Кын Хе.
Современная действительность оказывает значимое влияние на внутреннюю политику даже в странах с сильными исламскими традициями. Недавно Совет стражей исламской революции изменил традиционное толкование одной из конституционных статей о выборах президента Ирана и разрешил женщинам баллотироваться на этот пост. Напомним также, что Беназир Бхутто стала первой в истории женщиной, ставшей главой государства с преимущественно мусульманским населением.
Можно ли рассматривать растущую заинтересованность женщин в политической деятельности как вызов патриархальным гендерным установкам? Или же к настоящему времени в экономической, социальной и культурной сферах сложились условия, создающие реальную базу для ломки базовых гендерных стереотипов? Что это за условия и какие факторы следует выделить в качестве решающих?
Логично предположить, что либерализация общественной жизни способствует более уважительному и толерантному отношению к женщинам, национальным и сексуальным меньшинствам. Важную роль, по-видимому, играет фактор экономической стабильности и ориентация на развитие мощной системы соц. обеспечения внутри страны.
Общая тенденция к росту трудовой занятости женщин, более поздние сроки вступления в брак и снижение рождаемости оказывают существенное влияние на жизненные установки и ценностные ориентации женщин (Таблица 13.4). Правда, здесь важно отметить, что гендерное неравенство по оплате труда — явление универсальное. Даже в условиях, когда женщины имеют доступ к образованию и получает это образование, их карьерный рост и оплата труда существенно отстают от такового у мужчин с аналогичной квалификацией.
Таблица 13.4. Ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и годовой доход мужчин и женщин
Наконец, не последним важным обстоятельством, благоприятствующим политизации женской части населения, является большая длительность жизни (и активного трудового периода), женщин по сравнению с мужчинами, снижение уровня рождаемости, снижение младенческой и детской смертности (Таблица 13.5). Сегодня женщинам не нужно обзаводиться многочисленным потомством, чтобы быть уверенными в том, что хоть один из детей выживет и станет опорой на старости, а современные средства ухода за младенцами и искусственное питание позволяют ей активно работать даже с маленьким ребенком на руках. Эти обстоятельства в значительной степени устраняют необходимость гендерного разделения труда по уходу за новорожденным. Не случайно в ряде стран Западной Европы введены законы, позволяющие брать отпуск по уходу за ребенком не только матери, но и отцу.
Таблица 13.5. Показатели прироста населения, младенческая смертность, наличие квалифицированного персонала при родовспоможении и продолжительность жизни мужчин и женщин
Т — Годов, темпы роста численности населения, 2004-2015;
Ф — Коэф. плодовитости (рождения на одну женщину, 2000-2005);
К — Роды, принят, квалифицир. персоналом, 1996-2004 (%);
М — Млад, с пониж. массой тела при рожд., 1996-2004 (%);
С — Коэф. младенческой смертности, 2004 (на 1000);
Дж — Вероятность дожить до 65 лет для женщин, 2000-2005;
Дм — Вероятность дожить до 65 лет для мужчин, 2000-2005;
Итак, мы уже установили, что в современном мире происходят интенсивные преобразования, облегчающие рождение, уход за ребенком и снижающие риск младенческой и детской смертности. Наряду с этим в западных странах уже отмечена отчетливая тенденция большей активности женщин по получению высшего образования. В многолетней конкуренции женщин с мужчинами за престижные позиции, к сожалению, пока отчетливо лидируют мужчины. Однако столь жесткие условия конкуренции сделали свое дело — те женщины, которые смогли получить заветные должности, в основном значительно превышают по уровню квалификации коллег-мужчин. Поэтому к моменту выдвижения на высшие государственные посты они далеко обошли возможных претендентов мужчин. К примеру, по всем опросам общественного мнения Кондолиза Райс являлась самым популярным сотрудником администрации Дж. Буша, а рейтинг Ангелы Меркель превзошел все ожидания.
Как следует из мирового опыта, женщины-политики высокого ранга — это дамы после 50-ти, и свои репродуктивные функции они уже выполнили. В этом аспекте, они столь же свободны, как и мужчины-политики (а то обстоятельство, что они были успешны вопреки гандикапу, делает их в высшей мере конкурентоспособными). Традиционные женские обязанности (рождение и воспитание детей) не являются противопоказанием для успешной политической карьеры в современном мире, что уже продемонстрировали женщины президенты и премьер-министры. Так, 67-летняя Эллен Джонсон-Сирлиф, нынешний президент Либерии имеет четырех сыновей и шесть внуков, а президент Чили Мишель Барчелет и бывшая претендентка на пост президента Франции Сеголен Руаяль имеют троих детей. Реализовались как матери женщины президенты и премьер-министры из азиатского региона. Так, у Корасон Акино (президент Филиппин) пятеро детей, у Беназир Бхутто (бывший премьер-министр Пакистана) — трое, у Индиры Ганди (бывший премьер-министр Индии) — двое, у Йиглак Чинават (нынешний премьер-министр Тайланда) — один.
Правда, приход во власть женщин из стран азиатско-тихоокеанского региона, Южной Америки и Африки все же связан с некоторой спецификой, при которой в каждом случае прослеживается «мужской» след. Большинство этих успешных женщин являются женами, сестрами или дочерьми известных в прошлом политических деятелей. Пак Кын Хе, недавно избранная президентом Южной Кореи, хорошо иллюстрирует эту «специфику» женского продвижения во власть.
1) Как и другие женщины — президенты или премьер-министры — она связана прямым родством с мужчиной, сосредоточившим в прошлом в своих руках политическую власть. Ее отец, бывший президент Южной Кореи генерал Пак Чжон Хи, правил железной рукой с 1961 по 1979 год и был убит в результате покушения.
2) Получила хорошее образование.
3) Участвовала в политической жизни, поддерживая линию отца.
4) Профессионально занялась политикой уже в зрелом возрасте.
Пак Кын Хе, правда, несколько отличается от других женщин-политиков тем, что осталась бездетной. Как говорилось выше, в большинстве случаев эти женщины полностью реализовались как матери.
Нельзя не заметить явную связь между полоролевой идеологией и уровнем социально-экономического развития страны и религиозными установками: полоролевая идеология более современна в более развитых и христианизированных странах, в странах с высоким уровнем урбанизации и свободы суждений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Политика
Политика Идеальные человеческие типы 1Каждое общество чтит людей одного типа, а другого — презирает, потому что они чего-то не умеют, потому что у них неправильный акцент, не тот темперамент, пол или цвет кожи. Однако эти критерии далеко не вечны. Качества и навыки, дающие
Политика
Политика Учеба во время войны. — Верность королю и забота об интересах университета. — Внешние признаки лояльности При всей декларированной автономии и порой республиканских способах управления университеты были зависимы от властей предержащих, выступавших
Политика
Политика — Да! Чуть было не забыл, — вскричал Азазелло, — мессир передавал вам привет, а также велел сказать, что приглашает вас сделать с ним небольшую прогулку, если, конечно, вы пожелаете. Так что ж вы на это скажете? — С большим удовольствием, — ответил Мастер. М.
Политика
Политика — Да! Чуть было не забыл, — вскричал Азазелло, — мессир передавал вам привет, а также велел сказать, что приглашает вас сделать с ним небольшую прогулку, если, конечно, вы пожелаете. Так что ж вы на это скажете? — С большим удовольствием, — ответил Мастер. М.
Фанаты vs. политика
Фанаты vs. политика Идеология фанатизма максимально проста: ты поддерживаешь свою команду и четко себе представляешь, кто твои враги, а кто друзья. С друзьями ты дружишь, с врагами воюешь – все однозначно, как черное и белое.По логике, в фанатизме политике места нет. Каждый
Политика
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и
Искусственное / Гендер
Искусственное / Гендер Для декадентов — утопистов фетишизация части, которую они ставили выше природного целого, была борьбой с биологическим порядком вещей. Создавая и мифологизируя фетиши — субстатуты объектов желаний, они утверждали превосходство искусственного
1.1. Иммиграционная политика и политика интеграции: подходы к определению понятий
1.1. Иммиграционная политика и политика интеграции: подходы к определению понятий Миграция – сложный и многомерный феномен. Она приводит к перераспределению населения и рабочей силы между регионами мира и странами, тем самым изменяя демографический потенциал и баланс их
Глава 1 Пол и гендер
Глава 1 Пол и гендер 1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово