Гендерная небинарность что это
Гендерквир, агендер и гендерфлюид: Какие небинарные идентичности бывают и что они значат
При общении с небинарными персонами стоит сразу спрашивать, какое местоимение лучше использовать при обращении к ним. Одни выбирают «они» в единственном числе, чтобы не добавлять гендерированные окончания к словам, а другие — «он» или «она». Выбор местоимения зависит от небинарной идентичности. Во время подготовки материала с историями небинарных екатеринбуржцев мы решили спросить у сотрудника Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Арсения Виноградова, какие небинарные идентичности бывают.
Небинары в городе: «Во мне есть намного больше, чем качества только мужчины или только женщины»
Арсений Виноградов
сотрудник Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге
Небинарная персона относит себя к любому гендеру, кроме четко мужского или четко женского. Небинарные люди могут быть женщинами и мужчинами одновременно, быть между или вне этих гендеров. Одни причисляют себя к трансгендерному сообществу, а другие — нет; кто-то выбирает для себя идентичность «небинарные», кто-то — идентичность из множества объединенных этим термином. Небинарность не является синонимом интерсекс. Иногда небинарные люди делают трансгендерный переход, выбирая те процедуры, которые актуальны для них. Это может быть как медицинский и юридический переход, так и только смена имени или местоимений, только гормональная терапия и так далее. Существует несколько распространенных небинарных идентичностей.
Демибой, демигерл — персоны, чья идентичность не полностью мужская или не полностью женская. Они могут ощущать частичную, разную по интенсивности принадлежность к одному из бинарных гендеров, но также чувствовать, что не вполне вписываются в строгие рамки мужской или женской идентичности. Другая часть идентичности этих персон может быть любой, не обязательно противоположной. Эта идентичность никак не зависит от пола, приписанного при рождении.
«Андрогинная персона», «андрогин», «андрогинность» на самом деле разные термины. Например, андрогинность — это не гендер, а внешняя репрезентация, когда персона не считывается как типично феминная или маскулинная. Словом андрогин исторически обозначали интерсекс-персон, но сейчас это не считается верным. Андрогин (или же андрогинная персона) может обозначать небинарную гендерную идентичность, которая сочетает мужскую и женскую (не обязательно в равной степени) или тяготеет к нейтральности.
Квиргендерная персона (гендерквир) — иногда используется как синоним небинарности, но является самостоятельной идентичностью. Название происходит от многозначного термина «квир», который описывает разные грани ненормативности в контексте сексуальности, гендера, политических взглядов и мировоззрения. Квир предполагает отказ от нормативных идентичностей и ярлыков, размывание бинарных категорий гендера. То есть квиргендерные персоны тяготеют к отказу от гендерных ярлыков в принципе.
Бигендерная персона — персона, которая ощущает принадлежность к двум гендерам. Часто так обозначают себя персоны, чувствующие принадлежность и к мужскому, и к женскому гендеру. В других случаях этот термин обозначает принадлежность к двум любым гендерам из спектра, например, принадлежность к гендерквиру и демибою одновременно. Если персона ощущает принадлежность к трем и более гендерам, то можно использовать термин «полигендер». Существует также термин «пангендер», который обозначает, что персона относит себя одновременно ко всем идентичностям гендерного спектра или что опыт персоны выходит за эти рамки.
Агендерная персона не ощущает принадлежности к какому-либо гендеру. Из-за этого такие люди не вполне относятся к небинарным, но их объединяет выход за рамки однозначно мужского или женского. Иногда агендеры в целом отрицают гендерную систему.
Гендерфлюидная персона — персона, гендерная идентичность которой изменчива. Не обязательно от мужского к женскому: самоощущение может меняться в рамках всего гендерного спектра. Гендерфлюидность — не переходный этап и может сохраняться на протяжении всей жизни. Также существует идентичность «гендерфлакс», которая меняется по шкале силы ощущения какой-либо идентичности, например, от агендерной до полностью женской или от агендерной до пангендерной.
«Ни кошечка, ни собаченька»: агендерные и небинарные люди — о том, как они живут
Многим кажется, что «мужчина» и «женщина» — это естественные, самой природой (или богом) созданные роли и что разделение человечества на мужчин и женщин так же естественно и несомненно, как и эти роли. Однако, если взглянуть на разные сообщества и культуры (как современные, так и из прошедших эпох), то можно заметить, что представления о мужчине и женщине существенно отличаются в зависимости от культурных норм. Даже если взять российское общество еще 10–15 лет назад, не говоря уже о 50, и сравнить с нынешним, то радикальные отличия в требованиях относительно внешнего вида и поведения будут несомненными.
Безусловное сходство наблюдается в одном — незыблемая вера большинства людей в то, что именно эти роли и именно эти представления о них являются подлинными, настоящими. Но важнее то, что это самое большинство требует от всех соответствия этим ролям и представлениям. Гендерное, если можно так выразиться, принуждение, начинается еще до рождения — с покупки розовых или голубых ползунков. И продолжается всю жизнь: стараются и семья, и школа, и маркетологи, и литература, и работодатели, и врачи. Бинарность закреплена и в языке (особенно в русском, с его родовыми окончаниями), и, соответственно, в нашем образе мышления — да так, что, кажется, избежать ее невозможно. Тем не менее никто не соответствует стереотипам о мужчинах и женщинах на сто процентов, даже если очень к этому стремится.
Социальные науки используют термины «маскулинность» и «фемининность» вместо слов «мужественность» и «женственность», чтобы отделить разнообразное гендерное поведение от привязки к так называемому биологическому полу (которых, кстати, в современной биологии уже тоже признается далеко не два). Они — два края шкалы, на которой между крайними отметками есть гигантское пространство, где в разных местах находятся в том числе и цисгендерные люди — те, чей гендер соответствует предписанному полу. Есть также и люди, которые находятся где-то в середине этой шкалы, либо вообще не являются ее частью — люди, чьи идентичности не обозначаются словами «мужчина» или «женщина».
По просьбе BURO. журналистка и феминистка Белла Рапопорт поговорила с людьми с разнообразной гендерной самоидентификацией о том, как они ощущают свою идентичность, какие языковые методы они используют для ее обозначения и какие у них возникают сложности.
Термин «гендер» был введен социологами для того, чтобы обозначить социальную природу разделения на два пола и всего, что следует из этого разделения. Впервые его предложил Роберт Столлер — американский психиатр, изучавший человеческую сексуальность и трансгендерность.
Герои и героини
Кликните на имя, чтобы прочитать историю
«Я не хочу становиться «мужчиной», но и «женщиной» оставаться не хочу»
Нико, 35 лет, активистка проекта «Гендерное путешествие»
Меня зовут Нико. Больше всего я не люблю заходить в церкви и общественные туалеты — то есть в те пространства, которые жестко и принудительно делят людей на два гендера. Я выгляжу андрогинно, и у большинства незнакомых людей вызываю гендерную тревогу — они не могут сходу определить, кто я: «женщина» или «мужчина». Если у меня нет необходимости разговаривать, то чаще всего меня воспринимают как молодого парня и обращаются ко мне со словами «мальчик», «сынок» и т.д. Если же нужно поговорить, и люди слышат мой явно не мужской голос, то передо мной извиняются — за то, что обратились ко мне изначально в мужском гендере.
Я долго себя искала. В детстве и подростковом возрасте у меня была сильная гендерная дисфория — я хотела, чтобы мое тело развивалось как у мальчишек, хотела стать мальчиком. Помню, как лет в пять плакала в ванной, когда мама меня купала. Говорила ей, что хочу стать мальчиком. Мама у меня была «лучшевсехняя», она не ругала меня за такие желания. Сказала, что смогу стать мальчиком, когда вырасту. А я выросла и стала лесбиянкой. Гендерную дисфорию у меня практически получилось побороть: я сжилась с ней как с излишней стеснительностью своего тела, думала, что это типа «комплексы» у меня такие. До 23 лет я ничего не знала о трансгендерных людях и не знала, что возможен «переход»: смена гендерной роли, документов и, при желании, тела. Хорошо, что не знала — иначе сейчас писала бы этот текст от имени Максима, трансгендерного мужчины, а это, конечно, не совсем та форма, которая соответствует моему внутреннему самоощущению.
Потом в мою жизнь ворвался ЛГБТ-активизм. Тут-то вопросы к собственной идентичности снова стали актуальными. Несколько лет я думала о возможности сделать-таки «переход»: много читала и разговаривала на тему трансгендерности. Результатом такого осмысления стала моя агендерная идентичность — я поняла, что не хочу становиться «мужчиной», но и «женщиной» оставаться не хочу. Честно говоря, я была расстроена результатом поисков: мне хотелось поставить точку, определиться, иметь какой-то конкретный ответ на вопрос «кто я». На тот момент моя агендерность не казалась мне достойным ответом: просто я отчаялась как-то точнее себя понять. Сейчас я укрепилась в своей идентичности: в России и мире постепенно формируется сообщество небинарных людей. Я поменяла имя и фамилию на гендерно-нейтральные и отказалась от отчества. Теперь мои паспортные данные точнее отражают мою идентичность — осталось только добиться возможности ставить прочерк в графе «пол».
Я часто путешествую, интересуюсь церковной архитектурой и историями намоленных мест и икон, но в большинстве случаев не захожу в действующие церкви. Я не знаю, как мне поступить: зайти как парень, снимая кепку, или как девушка, надевав платок и намотав на себя подобие юбки. Оба варианта для меня очень стрессовые: юбка и платок вызывают у меня всплеск гендерной дисфории, а притворяться парнем страшновато — вот-вот бабушки в церкви услышат мой голос и выгонят за подлог. Так что если вы увидите человека, заглядывающего в церковь через окна и двери — это я!
Уверена, мое гендерное путешествие еще не закончилось, но сейчас я ощущаю себя агендерным человеком, то есть человеком без гендера.
Мне некомфортно думать о себе как о «женщине» или «мужчине» или как о том и другом одновременно, или по очереди: я предпочитаю отказаться от гендера совсем. Помните присказку «ни рыба, ни мясо»? Это про меня! Хотя обычно о себе я говорю так: «ни кошечка, ни собаченька».
Для меня нет разницы, в каком местоимении обо мне говорят — «она» или «он»: и тот, и другой вариант мне не до конца подходит, у меня нет предпочтения, и поэтому я не поправляю людей, которые обращаются ко мне так или иначе. Но сама о себе я говорю в женском роде — в видимости и продвижении «женского» выражается мой феминизм. Феминизм как противостояние насилию, власти и несправедливым иерархиям очень много значит для меня. Некоторые небинарные люди используют в отношении себя местоимение «они». Я их очень поддерживаю и хотела бы, чтобы это местоимение стало привычным, но о себе так говорить не могу, потому что для меня это скорее о двойственности, чем о нейтральности. Мне было бы ближе «оно», но в русском языке это местоимение негативно окрашено, а в английском употребляется в отношении неодушевленных предметов. Идеальное местоимение, найдись!
В своей семье, с друзьями и в соцсетях я открыто говорю о своей агендерности. Уверена, что не все люди, которых я знаю близко, всерьез относятся к моему выбору. Многие по привычке продолжают думать и говорить обо мне, например, используя мое прошлое имя. Если меня не спрашивают, я не рассказываю много о своем самоощущении — просто живу, как мне хочется, меняю Ф.И.О. и выгляжу как «сынок». Постепенно люди к этому привыкают, их восприятие меняется, они задумываются о чем-то и спрашивают меня. Я люблю, когда меня спрашивают; тогда я честно рассказываю о себе. Мне бы хотелось, чтобы наше общество выросло из общества предположений («ты выглядишь маскулинно, наверное, ты парень») и предписаний («все женщины должны. ») и стало обществом вопросов и диалога.
«Мы, и правда, существуем»
Меня зовут Элис Че, я идентифицирую себя как небинарный человек, гендерквир или просто квир. Небинарность для меня — это невозможность вписаться в имеющуюся установку «есть только два гендера». Это слово уже изначально определяет себя через отрицание другого понятия — бинарность. Большую часть жизни мне просто не хотелось активно идентифицироваться с предписанным гендером, не было чувства, что он мне подходит, хотя в старших классах у меня были попытки. Это было похоже на актерскую игру без удовольствия, а целью было привлечение романтических партнеров. Сейчас я понимаю, насколько сильно на меня давило цис- и гетеронормативное общество. В то время информации о гендере было мало, а доступной для подростков, как мне кажется, не было вообще. Поэтому на несколько лет в стремлении завоевать любовь и внимание я пытался «соответствовать». Это привело к недовольству своей внешностью, даже несмотря на то что у меня конвенционально привлекательная внешность.
Прежде чем узнать слова «гендерквир» и «небинарность» пять лет назад, я просто приняла себя как «странного» персонажа.
Отыскав подходящую лексику и целое сообщество, я почувствовал освобождение.
До сих пор, когда я вижу, например, видеоролики на ютьюбе с репрезентацией небинарных людей, в душе появляется какое-то радостно-грустное чувство: мы, и правда, существуем. Грустное, потому что до сих пор даже мне для этого иногда нужны подтверждения других людей.
Вокруг тем не менее очень многое четко делится на два гендера, что вызывает у меня растерянность или даже гнев. В такие моменты, например, стоя перед общественными туалетами М и Ж, я просто вижу еще раз: окружающие не считают, что небинарные люди существуют. Они не считают, что я существую.
Когда меня автоматически считывают в соответствии с приписанным гендером, мне кажется, что собеседники меня не видят и разговаривают отчасти с кем-то другим. Когда прохожие считывают меня в соответствии с «противоположным» гендером, чувство то же, но одновременно это вносит разнообразие в обращение ко мне, поэтому переживается легче.
Очень часто за спиной или даже прямо в лицо люди спрашивают: «Ты мальчик или девочка»? Еще чаще просто разглядывают в попытке понять: я отличаю этот особенный взгляд недоумения. С одной стороны, постановка вопроса, снова предполагающего, что есть либо М, либо Ж, ужасно бесит — как и попытка докопаться до мимо проходящего меня. С другой стороны, меня радует, что они не могут выбрать. В такие моменты я не хочу нарушать их замешательство.
У меня нет рабочего или учебного коллектива. Я стараюсь вращаться в таких кругах, где люди поймут и постараются принять, поэтому реакции на каминг аут обычно нейтрально положительные или поддерживающие. О своей идентичности я рассказываю, если предполагаю отсутствие конфликта с людьми или если я готов к конфликту. Иногда я уклончиво отрицаю уже высказанные кем-то предположения о моем гендере. Иногда на это нет сил. В социальных сетях я открыта. То же самое и с местоимениями: я не чувствую, что мне подходит «он» или «она». Перейти на «они» в данный момент из-за сложности русского языка мне не кажется стоящим усилий — учитывая, что я не чувствую связи с этим словом. Поэтому я использую и «он», и «она». Это также может вызвать замешательство, но, похоже, замешательство неосведомленных окружающих подходит мне больше всего. Они не кладут меня в одну из двух коробочек только тогда, когда не могут понять, куда класть.
«Если ты не чувствуешь себя мужчиной, в каком возрасте ты собираешься менять пол?»
Для меня гендерная идентичность — модель определенного опыта, отражающая представления общества о людях и их поведении на основе их биологического пола. Не зная об интерсексности, общество разработало всего два гендера. Таким образом, небинарность — это о гендерной идентичности за пределами двоичной модели, будь то смешение, отсутствие гендеров, перемещение между ними или что-то иное. Сам себя я не идентифицирую ни с одним гендером и потому применяю к себе слово «агендер». Хотя лично мне не нравится и то, что это слово включает «гендер», и что «агендерность» относят к «трансгендерности». Я думаю, чтобы гендерная идентичность с чем-то не совпадала, она должна быть, а ее в моем случае, кажется, нет.
Помню, как в детстве мне говорили: «Ну ты же мальчик», «Ну ты же мужчина, будущий отец». Еще тогда я понимал, что ко мне это не относится и что кто-то ввел всех людей вокруг меня в заблуждение; мне казалось, в один момент они прозреют. Как если бы люди неверно строили предположения о моем гражданстве по языку, на котором я говорю.
Я никогда не пытался использовать гендерно-нейтральные местоимения по отношению к себе. Я стараюсь запоминать и использовать небинарные местоимения, если для человека это важно, но относительно себя придерживаюсь модели «он», «его», «ему». При этом меня возмущает, когда в отношении меня используют обращения и существительные, навязывающие гендер. Я часто открыто бунтую, если меня называют мужчиной, парнем, юношей или молодым человеком. В таких случаях я понимаю, что мне приписывают качества и ожидания, которые я не исповедую и не уважаю. Я чувствую, что должен объяснить людям, что их выводы обо мне неверны. Например, отвечая на обвинения докторки в моей трипанофобии (страх перед уколами, инъекциями. — прим. BURO.) в стиле «ты же мужик», я сказал, что не чувствую себя мужчиной. Никогда не забуду ее шокированное лицо, будто бы она столкнулась с инопланетянином.
Не хочу и никогда не хотел менять половые характеристики моего тела, которое и так достаточно андрогинно. Мне достаточно комфортно жить с мужским паспортом — до тех пор, пока он не возлагает на меня юридические ограничения, вроде запрета въезда на Украину несколько лет назад.
Главная сфера, в которой проявляется моя небинарная идентичность, — это внешность и саморепрезентация.
Еще в школе я старался разбавлять классические представления об одежде, надевая вызывающие галстуки и излучая женственность, будучи одетым в мужскую школьную форму. Постепенно я начал осознанно экспериментировать с внешностью более радикально. Сейчас у меня достаточно длинные волосы и феминный язык тела, но при этом я их умудряюсь комбинировать с щетиной и классическими мужскими элементами в одежде. Или, наоборот, подчеркиваю нейтральность унисекс-нарядами с религиозными мотивами и парфюмом. Когда я выгляжу более маскулинно, мне нравится оцепенение людей, которые ожидают услышать что-то низкое и прямолинейное, а я начинаю очаровательно щебетать.
Из-за высокого голоса по телефону меня часто принимают за девушку, женщину, бабушку, свою же мать (постоянный вопрос ко мне по телефону: «А Вы ему кем приходитесь?»). Меня это тоже раздражает, потому что я начинаю тратить время, доказывая, что я — это я. Однажды сотрудница службы поддержки продолжала называть меня «мэм» после моего третьего исправления, объясняя, что «у меня такой прекрасный голос», что она никак не может перестроиться. В другой раз после моей жалобы уволили сотрудника Минздрава, который отказался предоставлять мне информацию по поводу моего обращения, потому что был уверен, что я — мошенница, представляющаяся моим именем по телефону.
По моему впечатлению, быть гендерно-неконформной и небинарной персоной в России — это двойное бремя. С одной стороны, ты подвергаешься проблемам приписанного тебе юридического пола. Тебе нужно идти в армию, тебя чаще обвиняют в неправильном поведении (например, однажды в школе, не зная, кто испачкал пол, учитель заставил мыть его всех мальчиков в классе), тебе нужно отстаивать свои границы в отношениях с братьями, ты лишен эмоциональной поддержки, если тебе больно и хочется плакать. В конце концов тебе не сдают комнату или квартиру, потому что «ну вы же знаете этих мальчиков?» и «я ничего против тебя не имею, но я не смогу объяснить родителям, почему я живу с парнем». Формально все предполагают, что ты физически сильный, агрессивный и должен все терпеть.
С другой стороны, ты лишен привилегий, которые по замыслу отцов-основателей гендера уравновешивают возложенное ими бремя, потому что твой внешний вид и поведение не соответствуют ожиданиям. Более того, ты получаешь в довесок часть существующих проблем другого гендера, поскольку в бинарном мире то, что не мужское, — женское. Например, одноклассница искренне спрашивала меня: «Если ты не чувствуешь себя мужчиной, в каком возрасте ты собираешься менять пол?» А еще я чувствую многие стереотипы, которые связаны с понятием «женского» в обществе: меня часто перебивают люди с более громким и низким голосом или, например, люди, которые не знают, чем я занимаюсь, очень удивляются, когда феминный я внезапно задвигаю какую-нибудь лекцию философского содержания. Но есть проблемы и посерьезнее. Я прекрасно понимаю проблему уличного харассмента, потому что мужчины иногда меня принимают за девушку и неуместно пытаются собой заинтересовать.
Другим людям я открываюсь как агендер только в безопасности в попытке объяснить, что их представления обо мне неверные. Я не чувствую потребности просвещать об этом всех и каждого. Прогрессивные люди реагируют нормально, возможно, они остаются при своем мнении, но хотя бы не спорят со мной. Более консервативные удостаивают меня своими доброжелательными объяснениями о том, кто я есть на самом деле, мне становится смешно, и я посылаю их читать о небинарности.
Прожив некоторое время на Западе, я понял, насколько редко твой пол имеет значение в повседневности, и ощутил свободу от озабоченных гениталиями патриархальных клещей. Надеюсь, что в скором времени такое же отношение к вопросам гендера наступит и в России.
9 фактов о небинарности, которые люди неправильно понимают
Сюзанна Вайс, 15 февраля 2018 г.
Когда люди видят меня или слышат мое имя, они обычно предполагают, что я женщина, и используют местоимения «она/её». Но они только отчасти правы. Я идентифицирую себя как женщину, но я также идентифицирую себя небинарной (да, можно быть тем и другим — подробнее об этом позже) и также обозначаюсь «они/их». К сожалению, это идентичность, которую многие люди всё ещё не понимают.
Это определение довольно широкое, потому что небинарность означает разные вещи для разных людей. Для меня это означает, что я отвергаю всю концепцию гендера. Взрослея, я никогда не чувствовали, что люди ошибаются, когда называют меня женщиной, но это чувствовалось как ярлык, налепленный на меня, который мне не подходит. Позже, в колледже, я узнали о небинарной идентичности, и она подошла мне. Конечно, у меня есть симпатии и антипатии, которые некоторые могут маркировать «феминными» или «маскулинными», но я не чувствую никакой необходимости обозначать их таким образом. Гендерная бинарность заставила меня чувствовать, что на меня навешан ярлык, и я не хочу идентифицировать себя с ним.
Вот некоторые факты о небинарности, которые люди склонны неправильно понимать, по моему опыту и опыту других небинарных людей.
1. Нет такой вещи как «Небинарный внешний вид»
Большинство людей понимают, что не нужно носить платья, чтобы быть цис-женщиной, или носить брюки, чтобы быть цис-мужчиной. Тем не менее, многие люди считают, что вам нужен андрогинный стиль, чтобы быть небинарными, делая предположение, что я и другие небинарные люди, которые носят женскую одежду, должны быть женщинами. Но невозможно сказать, как кто-то идентифицируется, на основании того, как они выглядят, вот почему так важно спрашивать.
«Мне бы хотелось, чтобы люди не использовали автоматически местоимения “она/её” только отттого, как я себя преподношу,» — говорит Келли Кантрелл, 19 лет, — «Они должны прекратить приписывать людям гендер на основе их самопрезентации».
«Я ношу длинные волосы, и я обозначена как феминная, воспринимаюсь как цис-женщина. Это не отменяет того факта, что я небинарная,» — соглашается 24-летняя Алайна Лири, — «Не существует какого-то конкретного способа выглядеть небинарными. У небинарных людей есть все виды представлений гендера, также как у женщин и мужчин».
2. Небинарная идентичность не исключает любой другой гендерной идентичности
Некоторые люди идентифицируют себя как небинарные и как мужчины или женщины или транс или как-то ещё. Я лично идентифицируюсь как небинарная женщина, потому что для меня эта идентичность признаёт и то, что мне не свойственна идентификация с каким-либо гендером, и что я была социализирована как женщина. Однако, наличие более чем одной гендерной идентичности означает разные вещи для других. 24-летняя Рей Нобл идентифицирует себя и небинарной, и женщиной, чтобы подчеркнуть, что она любит свое тело, обозначенное как женское, но не всегда чувствует, что оно точно представляет её.
3. Не все небинарные люди обозначаются местоимением «они/их»
Небинарные люди также могут называться различными местоимениями. Некоторые называются «они/их», некоторые — «она/её», некоторые и так и так, а некоторые кроме этого как-то ещё. Единственный способ узнать — спросить.
Точно так же некоторым небинарным людям всё равно, какие местоимения использовать, в то время как другие имеют сильное предпочтение и чувствуют себя глубоко неоцененными, когда это предпочтение не соблюдается. Ивен, 21 год, сравнивает это с чувством, когда называют не тем именем. «Мне по настоящему физически больно, когда кто-то называет меня неправильными именами,» — говорят они.
4. Мы — не интерсекс, трансгендерные, или ещё какие-то предположения других людей о нас
Существует некоторая путаница в понимании того, что значит быть небинарным. Некоторые приравнивают это к интерсексу, то есть к тому, чьё тело не классифицируется традиционно как мужское или женское, но это никак не связано с биологией. Интерсекс люди могут быть небинарными, но и не-интерсекс люди тоже могут. Другие приравнивают небинарных к трансгендерам, то есть идентифицирующим себя с гендером, отличным от того, который был назначен им при рождении. Некоторые небинарные люди считают, что это определение относится к ним, а другие — нет.
5. Небинарная идентичность — не причуда и не мода
«Люди все больше привыкают к идее трансгендерных людей, поскольку легче объяснить идею ощущения себя более приспособленными к “противоположному гендеру”, но что-то, что находится в середине или полностью отсутствует в гендерном спектре, все еще трудно объяснить,» — говорит Ивен, — «Есть люди, спрашивающие меня, как это чувствуется, и затем отвергающие ответ, когда я это описываю, или пытаются мне сказать, что это скорее мои причуды, а не подлинный опыт». Мандулли также сталкивается с идеей, что небинарная идентичность — это просто мода или, как они выразились, «изобретение с Tumblr». Быть небинарным — это не просто личностная черта или этап, это настоящая идентичность, существующая тысячи лет.
6. Мы не чувствуем себя «рождёнными не в том теле»
Это обычная история о трансгендерных людях, а также о небинарных людях, и хотя она верна для некоторых, она не делает идентичность того, кто не связан с рассказами о «рожденных в неправильном теле», менее обоснованной.
Я лично не чувствую, что родился не в том теле, я чувствую, что мне назначили неправильный гендер на основании неправильных представлений людей о моем теле. Моя небинарная
идентичность не является результатом химии моего мозга, это отражение моего несогласия со всей системой гендера.
«Нет никаких небинарных удостоверений, которые люди должны были бы получить за стресс по
поводу своих тел,» — говорит Мандули, — «Соответственно, дисфория может быть распространенной, и на нее иногда влияют способы, которыми общество (в целом и даже LGBTQ-специфические пространства) часто толкает людей в гендерно бинарные системы и заставляет небинарных людей чувствовать себя разбитыми, смущенными и неуверенными, как будто они делают что-то неправильное, “не определившись, наконец”».
«Точно так же небинарные люди не всегда чувствуют, что они “родились такими”,» — добавляет Мандули, — «У некоторых людей осознание (или даже дискомфорт от бинарного приписывания к мужчинам или женщинам) не появляется до более поздних этапов жизни,» — объясняют они, — «У некоторых мало, или вообще нет стресса, они просто признают для себя, что их гендер не укладывается в дихотомию “мужской/женский” и/или является чем-то более сложным».
7. Необязательно быть феминными и маскулинными в равной степени, чтобы быть небинарными
«Мне бы хотелось, чтобы люди знали, что небинарные — это не на 50% мужчина и 50% женщина,» — говорит Кей Баше, 23 года. Небинарные люди все идентифицируются как феминные и маскулинные разной степени, точно так же, как мужчины и женщины, и это может даже время от времени меняться. Некоторые вообще не идентифицируют себя с маскулинностью или феминностью.
Никто другой не может сказать о человеке, насколько он «маскулинный» или «феминный». Маскулинность и феминность — это просто произвольные ярлыки, которыми мы обозначаем определенные черты. То, что кажется маскулинным одной культуре или человеку, может показаться феминным другому. И нельзя сказать, что кто-то из них прав или ошибается.
8. Небинарность не нужно доказывать
Раньше я чувствовал себя обманщиком, когда говорил, что я не бинарный, потому что я ничего не делал иначе, чем когда идентифицировался как женщина. Я одевался так же, я поступал так же, и я не говорил о небинарности со многими людьми.
Быть небинарным не обязательно должно быть огромным делом. Вам не нужно делать что-то особенное, признаваться кому-либо или вести себя иначе, чем раньше. Суть гендера в том, что он полностью ваш личный, поэтому, независимо от того, что вы говорите о своём гендере, вы правы. Вы не можете ошибаться.
«Быть небинарным не так трудно и сложно, как может показаться,» — говорит Нобл, — «Это неприятно и странно из-за того, что трудно думать вне рамок, которые общество построило для нас, но, в конечном счёте, это термин, который приветствует и принимает любой смысл, который вы в него вкладываете. Это то, что вы можете создать для себя».
9. Изучение всех этих пунктов — не излишняя политкорректность, а необходимо чтобы быть приятным человеком
Почему стоит потратить время на то, чтобы отучиться от этих предположений, узнать о небинарной идентичности и попытаться понять, как люди в нашей жизни идентифицируют себя? Потому что это делает нас друзьями, партнёрами, членами семьи и людьми, более способными к поддержке.
«Людям, которые не идентифицируют себя вне назначенного им при рождении гендера, может быть трудно понять, что переживают небинарные и транс-люди в целом,» — говорит Ивен, — «Но учиться принимать, что люди живут совершенно по-разному, это часть человеческого бытия. Поддержка того, кто пытается чувствовать себя более комфортно в себе, — это то, к чему общество должно стремиться и поощрять».
Послесловие переводчицы
Я не согласна с приравниванием гендера к гендерной идентичности, которое сделано в п. 8. Гендер — социальный конструкт, это не тоже самое что гендерная идентичность, которая у каждой личности особенная. Если каждая наполняет термин собственным содержанием, он становится бесполезным в коммуникации с другими. Но уж как написали, так я и перевела. Разве что перевела «цис» не как самостоятельную часть речи (которая бессмысленна), а как часть составного слова.