Гендерная дискриминация что это простыми словами
Сексизм: что это такое простыми словами, примеры, причины
Приветствую Вас, друзья!
Современное общество предъявляет людям слишком много требований. Несоответствие тем или иным ожиданиям зачастую выливается в осуждение и дискриминацию. Под раздачу попадают такие отличительные факторы как раса, национальность, вероисповедание и даже пол. Формирование отношения к человеку исходя из того, к какому полу он принадлежит, называется сексизмом. Давайте подробнее познакомимся с этим понятием, рассмотрим примеры сексизма, узнаем причины.
Что такое сексизм?
Сексизм – это идеология, основывающаяся на стереотипах и предрассудках о том, что один пол лучше, умнее, успешнее, чем другой. В понятии сексизма можно выделить 2 направления: общее, относящееся к обоим полам и частное – касающееся в большей степени только женщин.
В более широком смысле сексизм рассматривается как негативное предвзятое отношение к человеку, дискриминация по половому признаку, будь то мужчина или женщина, в результате чего один пол принижается, а другой наоборот, превозносится. Примечательно, что негативное отношение может возникать между представителями одного пола. Частными случаями сексизма можно считать мизогинию – явление, при котором транслируется ненависть к лицам женского пола, и противоположное явление мизандрию – ненависть к мужчинам.
Но чаще всего сексизм проявляется, все же, по отношению к женщинам. Под действием сексистских установок создается негативный образ женщины, принижается ее роль в обществе, что является грубым нарушением основ равноправия и проявлением неуважения. Таким образом обесценивается личность женщины, ее интеллект и способности, а весь ее потенциал относят только к семейно-бытовой сфере и биологическим функциям (готовка, уборка, рождение и воспитание детей). Ставится под сомнение способность женщины работать, зарабатывать и быть продуктивной наравне с мужчиной. Сексисты считают, что женщина не способна и не должна превзойти мужчину, оставаясь «слабым полом».
При этом те, кто придерживаются идеологии сексизма не считают свои взгляды неправильными. Они полагают, что культивировать и поддерживать различия между ролями женщин и мужчин не только можно, но и нужно. Это, по их мнению, позволит сохранить исторически сложившийся уклад, где женщины считались хранительницами очага, а мужчины добытчиками и покровителями. Однако на практике не все сексисты сами стремятся соответствовать описанным ими ролям (далеко не каждый мужчина способен/стремится прокормить семью).
Чаще всего сексистами оказываются люди, копирующие модель поведения, привитую им в детстве, или люди, имеющие психологические травмы, нанесенные женщинами, отчего они проецируют негативное отношение к той конкретной женщине на всех остальных.
Примеры сексизма
Сексизм – это явление, затронувшее абсолютно все сферы жизни, начиная с семьи. В семье зачастую проявления сексизма бывают самыми жесткими, приводящими к психологическому и физическому насилию. Причем второе в обществе зачастую не порицается, ведь установка «бьет – значит любит», к сожалению, все еще жива.
Стремление поддерживать авторитет «сильного пола» зачастую настолько сильно, что проявляется даже на бытовом уровне и выражается в следующем:
В трудовых отношениях влияние сексизма ничуть не меньше. При приеме на работу при равных исходных данных работодатель чаще отдает предпочтение мужчине, из опасения, что женщина может выйти замуж, родить ребенка, уйти в декрет или оплачиваемый больничный по уходу за ребенком, и это все будет отвлекать ее от выполнения работы, либо скажется на ее качестве. Даже если ничего из перечисленного в планах нет, а женщина достигла предпенсионного возраста, причиной отказа в приеме на работу чаще становится именно этот параметр, называемый «возрастным цензом».
Также, по статистике, женщины при равных условиях получают на 30% меньше мужчин. Мотивируется это разными причинам, наиболее распространенными из которых являются:
При этом, с юридической точки зрения описанные сценарии не законны и запрещены в 3 статье ТК РФ, а в 19 статье Конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод независимо от половой принадлежности. К сожалению, на практике это чаще всего не соблюдается.
Причины сексизма
Итак, разобравшись с тем, что такое сексизм, давайте выясним, что приводит к его появлению. Самыми распространенными причинами являются:
Несмотря на то, что ведется активная борьба за признание прав женщин, сексистские установки все еще сильны потому, что общество еще не избавилось от гендерных стереотипов, которые выступают основой сексизма. Гендерные стереотипы описывают среднестатистического мужчину и женщину: как они должны выглядеть, как себя вести, чем заниматься в соответствии со своим полом.
Очень ярко гендерные стереотипы проявляются при воспитании детей, вот несколько примеров:
Подобные установки формируют у девочек неправильное восприятие, они вырастают неуверенными в себе, не амбициозными, несамостоятельными, рассчитывающими на помощь извне в виде мужа, что дает почву для доминирования одного пола над другим.
Сексизм в современном мире
Установки, которые прививались столетиями о том, какими должны быть мужчины и женщины, не так-то легко разрушить. И хоть в современном мире прогресс идет семимильными шагами, окончания этого процесса ожидать в ближайшем будущем не приходится.
В наши дни все еще сильны стереотипы. Примечательно, что многие установки транслируются самими женщинами. Например, бабушки и мамы учат подрастающее поколение, что нужно быть хорошей, примерной, послушной, обязательно ухоженной и красивой, а в противном случае, ты никому не будешь интересна и никогда не выйдешь замуж. Поэтому так много молодых женщин считают главной целью всей своей жизни выйти замуж (не обязательно даже удачно), а не реализоваться как личность.
Модная индустрия тоже диктует свои правила: со всех обложек смотрят красивые худощавые модели, всем своим видом призывая быть похожей на них. А почему? Потому что красивая молодая женщина является лучшим способом привлечь внимание потенциального клиента, а значит, лучше продает. Отсюда же нелепые рекламы товаров и услуг, в которых эксплуатируется сексуализированный образ женщины и конкурсы красоты.
Если с рекламой все понятно – действует главное правило маркетинга «секс продает лучше всего», то конкурсы красоты уже давно устарели и потеряли свой смысл. Как может быть актуальным мероприятие, где женщин оценивают с точки зрения внешних параметров, забывая про индивидуальность. Это оскорбительно по своей сути – женщина в первую очередь человек и личность, а не товар. Такие конкурсы несут только вред, транслируя стереотипные взгляды на красоту, прививая тем самым комплексы (как избавиться от комплексов?) тем, кто не соответствует выдуманным «идеальным» параметрам.
Заключение
В теме сексизма нет единого мнения. Противники считают, что необходимо бороться со стереотипами, т.к. они ограничивают и вредят гармоничному развитию общества. Сторонники сексизма считают, что отсутствие четкого разделения мужских и женских ролей сотрет имеющиеся социально-поведенческие границы и приведет к хаосу в обществе. Тем не менее, в любом вопросе, в первую очередь, преобладать должен здравый смысл. И самое важное, что стоит понять – плохо ущемлять людей, какого бы пола они ни были; у каждого должны быть равные права и возможности. Вот почему важно знать, что такое сексизм и почему в современном обществе он недопустим.
Гендерная дискриминация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие гендерная дискриминация
Гендерная дискриминация на сегодняшний день выступает одной из форм дискриминации, которая выделяется по половому признаку. Прямая гендерная дискриминация имеет место в том случае, когда два человека оказываются в равных условиях, но один из них испытывает неблагоприятное отношение и влияние, нежели другой. Основная причина такого отношения – пол.
Что касается косвенной гендерной дискриминации, то она имеет место в том случае, когда внешние нейтральные факторы ставят одного человека в менее выгодное положение, что другого. Основная причина опять же пол, женщина может получать больше прав или свобод в какой-либо деятельности, или наоборот: мужчина более почитаем и считается «надежным», а женщина выступает в качестве стереотипизированного человека, чье место исключительно в рамках бытовой сферы.
Сегодня гендерная дискриминация – это не просто обыденное явление: его признают настоящим нарушением прав и свобод человека на законодательном уровне. Лишение возможности удовлетворять свои потребности в равной степени с представителями противоположного пола может грозить разбирательствами в суде и несением наказания за подобные действия.
С 60-х годов 20 века вместо термина «гендерная дискриминация» все чаще используют понятие «сексизм». Изначально оно начало употребляться участницами феминистских движений, которые очень распространились в тот период в Соединенных Штатах Америки. Сексизм был образован как термин по аналогии с термином «расизм». но если расизм предполагал под собой дискриминацию по расовому признаку, то сексизм – это дискриминация по признаку пола.
Изначально теории гендерной дискриминации разрабатывались исключительно в рамках феминистского движения, а также как объект ряда гендерных исследований. Но чуть позже понимание сексизма вышло за рамки указанных направлений и получило более широкое распространение в социально-гуманитарном научном знании. Таким образом, в социальных науках под сексизмом принято понимать целый комплекс практик и идеологических направлений, которые поддерживают патриархат (главенствование мужчины в семье), а также в целом мужское господство во всех областях жизни человека. Женщина же – это исторически «хранительница очага», которая должна посвятить себя быту и воспитанию детей, а также обязательно должна быть покорной своему мужу.
Готовые работы на аналогичную тему
Составляющие гендерной дискриминации (сексизма)
Поскольку сексизм – это многоаспектное понятие, то оно включает в себя несколько идеологий, которые выступают в поддержку гендерной дискриминации и определяют ее с различных научных точек зрения. сюда можно отнести биологический эссенциализм, гендерную поляризацию. Также сюда отнесем следующее:
Эссенциализм (и в частности, биологический эссенциализм) выступает в качестве довольно обыденного представления о том, что гендерные различия могут служить оправданием существующему в обществе гендерному неравенству. Мужчины и женщины отличаются друг от друга по своей природе, и, соответственно, их внутренние установки, ценности и мировоззрения также отличаются друг от друга. В этой связи они не могут быть равны, а также не могу заниматься равной деятельностью. Если же они достигают этого, то их труд не будет оцениваться в равной степени, что и ведет к проявлению гендерной дискриминации.
Гендерная поляризация – это еще одно устойчивое представление в рамках гендерной дискриминации. Оно основывается на том, что мужчина и женщина – это две противоположности, и их отличия друг от друга распространяются практически на каждую сферу жизни. Сюда входит манера поведения, специфика психологического состояния, физического развития (например, в подростковом возрасте девочки растут быстрее, чем мальчики, но затем мужчина может значительно превосходить женщину в данном вопросе). Это все не может сказываться на специфике их профессиональной деятельности. Поэтому сегодня мы можем столкнуться с таким разделением, как «мужские профессии» и «женские профессии».
Андроцентризм – это представление о самом мужчине или о его мужском начале, поведении и действиях как о норме, как о стандарте для поведения любого человека в целом. Все женское и то, что относится к женщинам, наоборот, воспринимается в качестве исключения из правил, а в некоторых случаях еще и как отклонение от общепринятой нормы. Так, андроцентризм способен привнести изменения и структурировать организацию языковых практик, научно-исследовательской сферы, рынка труда, семейных отношений и иных социальных институтов, в которых принимают участие женщины. В большей степени здесь делается акцент на мужской опыт и утверждение о том, что женщина не сможет достичь таких же высот, что представитель мужского пола.
Сексистская идеология в особой степени поддерживается гендерными стереотипами. Они приписывают и мужчинам, и женщинам совершенно противопоставленные качества, которые подчеркивают значительные различия между двумя крупными гендерными группами. Мужчина ассоциируется с силой, доминированием и властью, а женщина – исключительно пассивное существо, которое не имеет право высказывать свою точку зрения.
В данном случае мужчина – это добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага и воспитатель для детей. Причем, такой стереотип очень приевшийся, и существует еще с древних времен. Люди по-прежнему поддерживают его и транслируют своим детям, и по этой причине сегодня многих женщинам достаточно непросто добиваться высот и не зависеть от мужчины, поскольку, если такая ситуация складывается, то они в большей степени испытывают осуждение, а не одобрение и поощрение со стороны социума. Таким образом, гендерные стереотипы не просто объясняют традиционные гендерные роли, но и закрепляют их. Общества, в которых они правят, не развиваются в соответствии с развитыми государствами, поскольку такая стереотипизация мешает им выйти на совершенно новый уровень и осознать значимость женского труда.
ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Смотреть что такое «ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ» в других словарях:
Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН … Официальная терминология
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия
Гендерная статистика — это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся… … Термины гендерных исследований
Гендерная асимметрия — непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди… … Термины гендерных исследований
Дискриминация женщин в оплате труда — см. Гендерная дифференциация оплаты труда … Термины гендерных исследований
Чикалова, Ирина Ромуальдовна — Чикалова Ирина Ромуальдовна (14 августа 1961(19610814), Минск) историк, социолог, политолог. В 1983 г. закончила с отличием исторический факультет, в 1989 г. аспирантуру Минского государственного педагогического… … Википедия
Чикалова Ирина Ромуальдовна — ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М. Горького. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию… … Википедия
Чикалова — Чикалова, Ирина Ромуальдовна Чикалова Ирина Ромуальдовна ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М.… … Википедия
ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь
Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины
Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равенства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.
Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследований и феминистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели общественное и политическое значение. Серьезные международные организации наподобие Мирового банка подсчитывают индексы гендерного равенства и составляют рейтинги стран в соответствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономического развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал международные рекомендации по борьбе с сексизмом.
Социальные и гуманитарные исследования часто могут показаться оторванными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.
В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодолеть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических решениях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о гендерном неравенстве мы дальше и поговорим.
Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образование, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одинаковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.
Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревнование между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнование было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответствуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуации равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответственность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семейные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотягивают до мужской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.
Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социальном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феминизма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равенстве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитивные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы понимаем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для достижения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы понимаем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.
Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконечного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегированном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщинах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодернистский феминизм Постмодернистский феминизм — направление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дискурсивный конструкт, критика нормативности и признание множества различных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуальность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендерной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендерный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентичностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравенство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предполагает равную представленность всех гендеров в разных сферах социальной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.
Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.
Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и женщин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех различиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравенство — это не индивидуальная проблема и не проблема, затрагивающая исключительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.