Гендер стадиз это что

gender studies

Смотреть что такое «gender studies» в других словарях:

Gender studies — is a field of interdisciplinary study which analyzes the phenomenon of gender. Gender Studies is sometimes related to studies of class, race, ethnicity, sexuality and location.Healey, J. F. (2003). Race, Ethnicity, Gender and Class : the… … Wikipedia

Gender Studies — On appelle dans le monde anglo saxon Gender studies (ou parfois Gender, Cultural Queer studies[1]) un vaste domaine d étude, de débat, de controverses portant sur la question du gender (c est à dire du genre sexuel, différence sociale faite entre … Wikipédia en Français

Gender studies — Les gender studies (ou parfois gender, cultural queer studies[1]) sont un domaine d étude, de débat, de controverses portant sur les relations et les corrélations entre le sexe physiologique et le sexe « social » (le genre), à la lumière des… … Wikipédia en Français

Gender Studies — Frauen und Geschlechterforschung * * * Gender Studies [ dʒendə stʌdɪz, englisch], die Geschlechterforschung … Universal-Lexikon

gender studies — noun The academic discipline which analyses constructions of gender in society, often with reference to class, race, sexuality and other sociological characteristics … Wiktionary

Department of Women and Gender Studies an der Makerere-Universität — Seit 1991 bietet die Makerere Universität in Kampala, Uganda, ein Women und Gender Studies Programm an. Das Department für Women und Gender Studies ist multidisziplinär organisiert und gehört der sozialwissenschaftlichen Fakultät an. Schwerpunkt… … Deutsch Wikipedia

Gender and Judaism — is an emerging subfield at the intersection of gender studies and Jewish studies. Gender studies centers on interdisciplinary research on the phenomenon of gender. It focuses on cultural representations of gender and people s lived experience.… … Wikipedia

Gender & cultural studies — Gender studies On appelle dans le monde anglo saxon Gender studies (ou parfois Gender, Cultural Queer studies[1]) un vaste domaine d étude, de débat, de controverses portant sur la question du gender (c est à dire du genre sexuel, différence… … Wikipédia en Français

Источник

О программе:

Гендер стадиз это что. Смотреть фото Гендер стадиз это что. Смотреть картинку Гендер стадиз это что. Картинка про Гендер стадиз это что. Фото Гендер стадиз это что

Программа «Гендерные исследования» была открыта на базе факультета политических наук и социологии ЕУСПб осенью 1997 года. Программа была поддержана профессурой «Социология общественного здоровья и гендера», учрежденной в 2012 году. Основной целью Программы является научная работа в области гендерных исследований.

Основные направления деятельности:

С самого начала работы Программы основной задачей стала институционализация и развитие магистерской программы по гендерным исследованиям на базе факультете политических наук и социологии ЕУСПб.

Сотрудники Программы организуют конференции и теоретико-методологические семинары с участием коллег из дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря работе Программы, сформировался круг молодых исследователей (слушателей и выпускников Программы), которые активно занимаются изучением гендерной проблематики, гендерных аспектов социальных процессов в современном российском обществе. За прошедший период большинство слушателей Программы успешно защитили магистерские диссертации, четыре выпускника Программы защитили кандидатские диссертации по гендерной тематике.

Гендер стадиз это что. Смотреть фото Гендер стадиз это что. Смотреть картинку Гендер стадиз это что. Картинка про Гендер стадиз это что. Фото Гендер стадиз это что

В рамках Программы также проводятся научные исследования, читаются публичные лекции, публикуются статьи в отечественных и международных изданиях, предоставляются экспертные комментарии для СМИ. Выпускники Программы также проводят исследования и преподают в разных университетах России и за рубежом. На постоянных исследовательских семинарах обсуждаются различные проекты, включая теоретические и методологические подходы, их возможности и ограничения. Особенное внимание уделяется качественной методологии и методологии феминистских исследований.

В настоящее время исследовательская деятельность сотрудников, аспирантов и выпускников Программы связана с исследованиями, связанными с гендерными отношениями, медициной, заботой и уходом, старением, организацией родовспоможения, паллиативной помощью, антенатальными потерями, социологическими аспектами пандемии COVID-19.

Контактная информация:
тел./факс: +7 (812) 386-76-33
191187, Санкт-Петербург
Гагаринская ул., дом 6/1, лит. А (вход со Шпалерной ул., дом 1)

Источник

Gender-studies и trans-studies на территории России: проблемы, вопросы, будущее

Мне давно хотелось поговорить об исследованиях гендера и сексуальности, и в частности – об изучении трансгендерности в современной России. Эта тема сейчас довольно болезненна для тех немногих российских ученых, исследователей и студентов, кто так или иначе проявляет интерес к вопросам гендерной идентичности.

К сожалению, наши реалии сейчас таковы, что гендерные исследования не только не поддерживаются, но и я всячески пресекаются на уровне вузов. Что же касается защиты диссертаций, то присутствие в их названии слова «трансгендер» или «гомосексуал», как правило, предполагает, что работа защищена не будет никогда. Происходит это негласно, причин и законов, на основании которых осуществляется отказ в утверждении такого рода темы, назвать не представляется возможным (их попросту не существует!), однако тенденция прослеживается очень четко.

Гендер стадиз это что. Смотреть фото Гендер стадиз это что. Смотреть картинку Гендер стадиз это что. Картинка про Гендер стадиз это что. Фото Гендер стадиз это что

Особо хочется отметить уровень знаний в гендерной психологии и гендерных исследованиях самих ученых, преподавателей вузов. К сожалению, те зачатки здравых мыслей и актуальной информации, что начали было просачиваться в научные круги во времена оттепели, сейчас не только подвергнуты стигматизации и уничтожению, но еще и значительно откатились назад, в прошлое, к «институту традиционной семьи», активно декларируемому властью и насаждаеому преподавателями вузов своим студентам.

«Традиционализм во всем» – говорит власть, подразумевая, что существует только два пола, одна «правильная» ориентация, понятие «гендер» завезено с Запада и чуждо российской традиции, а слово «толерантность» превращая в пресловутый «толеразм» и подвергая жесткой стигме. В итоге мы получаем не просто ограниченный научный подход, но и ограниченных ученых, преподающих то, что «дÓлжно», а не то, что есть на самом деле, растящих новые поколения студентов, не имеющих даже представления о вариациях гендера и гендерной идентичности, не допускающих сексуальной вариативности и полностью убежденных, что «здорового ребенка можно вырастить только в здоровой (читай: гетеронормативной) традиционной семье».

К огромному сожалению, ограничения на исследования гендера, боязнь перед «неправильными словами» в названии диссертаций, исковерканные представления о гендере (или его «отсутствии»), закладываемые в головы студентов и молодых ученых, и т.п. имеют свои серьезные негативные последствия не только для российской науки, но и для положения трансгендеров в стране. Как ни странно, взаимосвязь здесь самая прямая: нет исследований – нет оснований, на которые можно опираться в защите прав и свобод тех, кого нельзя изучать, кому нельзя помогать и работа с кем считается чуть ли ни аморальной с точки зрения множества «общественных институтов».

Еще один важный аспект проблемы заключается в том, что в связи с категорической нехваткой исследователей и негласным запретом на исследования такого рода отсутствует база каких бы то ни было обоснованных данных о количестве, проблемах, возрасте, качестве жизни и т.п. трансгендеров, то есть даже при обращении в юридические институты с проблемой, требующей судебного разбирательства, в качестве аргумента приходится зачастую предъявлять практически высосанные из пальца редкие цифры и факты, часть из которых уже морально устарела, а часть просто переврана в силу недостаточного знания автором проблематики трансгендерности.

Кроме всего прочего, стимулируя и поощряя неведение, откатываясь в прошлое и не усваивая новых знаний, мы все более уходим в разрыв с мировой наукой, отказываясь от фундаментальных исследований, а порой – даже не узнавая имен выдающихся исследователей гендера и всемирно известных работ. Если имя Сандры Бем, к примеру, еще хоть немного известно российским психологам благодаря довольно популярному опроснику (который, увы, уже морально устарел и признан таковым самим автором), то о Джудит Батлер знают уже единицы, а Анну-Мари Джагоз, написавшую «библию» квир-теории, не знают и вовсе. Да что там! Даже термин «квир» не знаком абсолютному большинству психологов (к сожалению, его очень плохо знают и представители ЛГБТ).

В итоге, уходя в дремучее прошлое гендерной бинарности, выдвигая ее как априорную, «традиционную» систему взглядов и ценностей, российская наука выходит в серьезный отрыв от науки зарубежной, разрывает связи и возможности сотрудничества, а тем самым перестает быть интересной и хоть сколько-нибудь значимой для многих зарубежных исследователей. Итог тому – самый плачевный: почти полностью отсутствует переводная литература на русском языке по проблематике гендера и трансгендерности, нет интереса студентов и ученых к такой литературе, да и сами исследования не проводятся и не заявляются.

Так или иначе такая картина провоцирует ущербность не только научных знаний, но и взглядов общества на проблематику гендера. Усиливается дискриминация в адрес трансгендеров. Утрируются гендерные стереотипы. Психологи работают с гендером в рамках собственного, иногда совершенно разрушительного для трансгендеров, дискурса. Психиатрия все больше пытается «лечить» от трансгендерности медикаментозно, стационарно, а порой и авторитарно-тюремно. Известны, например, случаи, когда помещенные в психиатрические клиники трансгендеры по негласному «заказу» врачей подвергались физическому и моральному насилию со стороны санитаров и других пациентов.

Особенно хочется отметить дискриминацию самих трансгендеров – студентов и молодых ученых, изучающих разного рода науки в высших учебных заведениях, а особенно тех, кто пытается работать в направлении гендера, защиты прав трансгендеров, их социальной поддержки. К огромному сожалению, их учебе мешает не только дискриминация по признаку гендерной идентичности, но и попытки пресечь «неправильные» взгляды, запретить защиту дипломных и диссертационных работ на неудобную для вуза тему, а также сознательное занижение оценки за блестящие работы, суть которых преподавателям попросту неясна в силу темноты и незнания вопроса.

Единицы ученых, студентов, заинтересованных людей, что все еще пытаются находить крупицы знаний, работать в выбранном направлении изучения гендера и исследований трансгендеров, мечтают о создании Гендерных центров, программ и направлений по исследованию гендера как при кафедрах вузов, так и отдельными группами ученых. Однако сейчас их создание в нашей стране не представляется возможным.

Ситуация плачевна. Но мы пытаемся искать выходы. И сейчас одним из возможных вариантов продолжения научных исследований мы видим интеграцию с зарубежными передовыми вузами, заинтересованными в нашей работе и готовыми к совместным исследованиям и обмену знаниями и информацией. Для нас крайне важно, если крупные научные центры и организации, занимающиеся gender-studies, trans-studies и queer-studies, обернутся к нам и протянут руку помощи.

Со своей стороны, мы должны объединить усилия, создать базу ученых, занимающихся проблематикой гендера и трансгендерности, поддерживать друг друга, создавать собственную базу и наработки. Мы должны проводить открытые лекции, вести факультативы в вузах, обучать студентов, врачей, социальных работников и психологов грамотному и бережному отношению к вопросам гендерной идентичности. Нам необходимо инициировать научные конференции, обучающие семинары и тренинги, на которых мы будем давать настоящие знания о гендере, будем говорить о трансгендерах и направленной работе с ними.

Мы готовы к сотрудничеству! Давайте действовать вместе!

Источник

Дисклеймер читать текст будет порой физически больно и Вы будете отводить глаза от экрана от того уровня жестокости и бесчеловечности на который казалось бы не способен человек, текст не авторский. Рекомендовано 18+

Гендер стадиз это что. Смотреть фото Гендер стадиз это что. Смотреть картинку Гендер стадиз это что. Картинка про Гендер стадиз это что. Фото Гендер стадиз это что

Джо́н Уи́льям Ма́ни (англ. John William Money, 8 июля 1921, Моринсвиль, Новая Зеландия — 7 июля 2006, Тоусон, США) — американский психолог и сексолог, занимавшийся проблемами сексуальной идентичности и биологии пола. Также получивший известность своим поведением по отношению к уязвимым пациентам. Мани представил термины «гендерная идентичность», «гендерная роль» и «сексуальная ориентация» и популяризировал термин «парафилия»[6][7]. Значительную часть своей карьеры он провел в США.

Современные академические исследования критикуют работы Мани во многих отношениях, особенно в отношении его причастности к принудительной смене пола Дэвида Реймера в детском возрасте, его принуждения Дэвида и его брата имитировать половые акты, которые Мани фотографировал и из-за самоубийства обоих братьев во взрослом возрасте[8][9].

Мани родился в Морринсвилле, Новая Зеландия[10]. Он учился в средней школе Хатт-Вэлли, а затем изучал психологию в Университете Виктории в Веллингтоне, получив двойную степень магистра в области психологии и образования в 1944 году[11][12]. В 1950-х годах он был недолго женат, но детей не имел.

Мани пожертвовал значительную часть своей коллекции произведений искусства Художественной галерее Восточного Саутленда в Горе, Новая Зеландия[13]. В 2003 году премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк открыла крыло Джона Мани в галерее Eastern Southland[14].

Мани умер 7 июля 2006 года, за день до своего 85-летия, в Таусоне, штат Мэриленд, от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона[15][16].

Мани был младшим преподавателем факультета психологии Университета Отаго в Данидине. Джанет Фрейм посещала некоторые занятия Мани в Университете Отаго в рамках своей педагогической подготовки. В октябре 1945 года, после того, как Фрейм написала эссе, в котором упомянула о своих мыслях о самоубийстве, Джон Мани поспособствовал тому, что Фрейм поместили в психиатрическое отделение государственной больницы Данидина, в результате чего она провела в психиатрических учреждениях восемь лет[17][18]. В автобиографии Фрейм «Ангел за моим столом» Мани упоминается как Джон Форрест.[17]

В 1947 году в возрасте 26 лет он эмигрировал в США, чтобы учиться в Психиатрическом институте Университета Питтсбурга. Он уехал из Питтсбурга и в 1952 году получил докторскую степень в Гарвардском университете.

Мани заимствовал из английской грамматики и ввёл в употребление в науках о поведении термин «гендер»[19] (гендерная роль, гендерная идентичность, и пр.)[20]. Разработал понятие «карта любви[en]» (англ. Lovemap), обозначающее сексуальные предпочтения индивидуума, формируемые в возрасте 5—8 лет[21]. Выдвинул теорию о гендерной нейтральности детей при рождении[22]. Популяризировал термин парафилия и ввел термин сексуальная ориентация вместо сексуального предпочтения, утверждая, что влечение не обязательно является вопросом свободного выбора[6][7].

С 1951 года до конца жизни занимал должность профессора педиатрии и медицинской психологии (англ. medical psychology) в Университете Джонса Хопкинса. В 1965 году вместе с Клодом Миджоном, который был главой детской эндокринологии в институте Джонса Хопкинса, Мани основал Клинику гендерной идентичности. В 1966 году в больнице начали проводить операции по смене пола[23]. Мани также был связан с отделом сексуального поведения, который проводил исследования по хирургической коррекции пола. В 2002 году он получил медаль Магнуса Хиршфельда от Немецкого общества социально-научных исследований сексуальности.

Смена пола Дэвида Реймера

В течение своей профессиональной жизни Мани пользовался уважением как специалист по сексуальному поведению, особенно известный своими взглядами на то, что гендер является приобретенным, а не врожденным явлением. Однако, позже выяснилось, что его самый известный случай с пациентом Дэвидом Реймером был в корне неудачным[24]. В 1966 году восьмимесячному Дэвиду Реймеру проводили обрезание, в ходе которого пенис ребенка был значительно поврежден. Мани убедил родителей ребенка, что операция по смене пола является наилучшим решением в данной ситуации. В возрасте 22 месяцев Реймер перенес орхиэктомию. Его стали воспитывать как девочку, а имя изменили с первоначального Брюс на Бренду. Мани опубликовал ряд статей, в которых коррекция пола была признана успешной.

Во время последующих встреч с ребенком и его братом-близнецом Брайаном, Мани заставлял их изображать половые акты. Мани также заставлял детей раздеваться для «осмотра гениталий», фотографируя их. Мани оправдывал это тем, что «детская сексуальная репетиция важна для здоровой гендерной идентичности во взрослом возрасте».

В течение нескольких лет Мани отчитывался о прогрессе Реймера в работе под названием «дело Джона/Джоан», описывая успешное женское гендерное развитие и используя этот случай для подтверждения возможности смены пола и хирургической реконструкции даже в случаях, не связанных с интерсекс-вариациями. В отчетах бывшего студента лаборатории Мани говорится, что во время ежегодных контрольных посещений родители Реймера постоянно лгали персоналу об успехе процедуры. У брата-близнеца Реймера, Брайана, позже развилась шизофрения[25]. В 14 лет родители Реймера рассказали ему правду. Он решил начать называть себя Дэвидом и прошел хирургические процедуры, чтобы вернуть тело к мужскому виду[26].

Мани заявлял, что реакция СМИ на случай с Реймером была вызвана предвзятостью СМИ и «антифеминистским движением». Он сказал, что его противники полагали, что «мужественность и женственность заложены в генах, поэтому женщинам следует вернуться на кухню»[32].

Также взгляды Мани раскритиковали интерсекс-активисты, заявив, что подделанные результаты эксперимента Мани привели к распространению этой практики на тысячи младенцев[33].

Если бы я увидел случай мальчика десяти или одиннадцати лет, который испытывает сильное эротическое влечение к мужчине двадцати или тридцати лет, если отношения полностью взаимны, а связь действительно полностью взаимна [. ], то я бы определенно не стал называйте это патологией.

Исследователь Мэри Энн Кейс заявляет, что Мани сделал «мошеннические ложные заявления о податливости гендера у некоторых пациентов, которые недобровольно перенесли операцию по коррекции пола», и что это подпитывало антигендерное движение

Источник

Чем пол отличается от гендера?

Объясните, пожалуйста, с медицинской точки зрения, что такое гендер и чем он отличается от пола.

Почему, если мужчина называет себя женщиной, а женщина — мужчиной, это не считается психическим расстройством, а если человек называет себя Наполеоном, Мерилин Монро или боевым вертолетиком, то считается?

Почему в одном случае общество хочет дать больше прав и свобод — например, позволить мужчинам, которые ощущают себя женщинами, принимать участие в женских соревнованиях, ходить в женский туалет и так далее, — а в другом стремится изолировать от себя?

Где проходит грань между самоопределением и психическим расстройством?

Ваш вопрос можно разбить на три части:

Разберу все по порядку.

Чем пол отличается от гендера

Пол — это биологические различия между мужчинами и женщинами, которые определяются при рождении и говорят о том, какую репродуктивную функцию человек сможет реализовать, когда вырастет.

Что такое пол — рамочная программа Юнеско по внедрению гендерного подхода

Рыбы-клоуны меняют пол — пресс-релиз Института Бекмана при Иллинойсском университете

Гендер. Разные группы исследователей приписывают понятию гендер немного разное значение. Но я предлагаю придерживаться определения, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения. ВОЗ считает, что гендер — это социальные характеристики мужчин и женщин. То есть поведение и роли, которые представители разных полов играют в обществе.

Поскольку гендер — социальная конструкция, нормы, связанные с этим понятием, могут меняться не только от общества к обществу, но и трансформироваться в рамках одного и того же общества или государства.

Например, до 1917 года женщины в Российской империи были почти вычеркнуты из социальной жизни. За редким исключением их делом была семья и дом. Именно так женщину и воспринимали — как человека, предназначенного для ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей.

Неравноправное положение женщин в Российской империи — материалы Третьей международной научной конференции «История и археология» в Санкт-Петербурге

Но после 1917 года отношение к женщинам изменилось. Молодое государство нуждалось в рабочих и социально активных гражданах, поэтому женщины получили возможность вступать в большевистскую партию и работать, например, на заводах.

От женщин стали ожидать, что они будут не только матерями и хранительницами очага, но и производственными единицами с четко закрепленными социальными обязанностями. Например, они должны были наравне с мужчинами участвовать в партийной работе. Благодаря тому, что в стране изменились социальные условия, всего за несколько лет отношение к представительницам одного и того же гендера тоже очень сильно поменялось.

Таким образом, пол — это анатомическая данность, с которой человек рождается. А гендер — то, как люди, рожденные мужчинами и женщинами, чувствуют, ведут себя и воспринимаются другими людьми в обществе.

Как победить выгорание

Зачем потребовалось вводить понятие гендера

Если бы пол всегда совпадал с гендером — то есть человек, рожденный мужчиной или женщиной, всегда чувствовал бы себя и воспринимался бы другими людьми как мужчина или женщина, — понятие гендера было бы лишним.

Но ученые изучают не отдельные группы людей, а человечество в целом. Оказалось, что даже биологическое деление людей на мужчин и женщин — это не нерушимая биологическая константа, а только два из нескольких возможных направлений, по которым может развиваться человеческое существо. Когда исследователи убедились, что самоощущение человека объективно может не совпадать с его внешним видом, обходиться без понятия «гендер» стало невозможно.

Чтобы понять, какие еще анатомические варианты, кроме мужчин и женщин, возможны, скажу пару слов о том, как люди приобретают половые различия.

На ранних этапах развития у эмбриона еще нет пола. Родится человек мужчиной или женщиной, определяют гены, которые отвечают за половое развитие. Они включаются через некоторое время после зачатия. Эти гены находятся на половых хромосомах: у мужчин это хромосомы XY, у женщин — XX.

В Y-хромосоме есть ген SRY, который отвечает за образование семенников у эмбриона. Если этот ген есть и работает, то у человека развиваются мужские гениталии. Примерно на седьмой-восьмой неделе беременности мужские гениталии начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который завершает превращение эмбриона в мужчину.

Информационный бюллетень по Y-хромосоме — Национальный институт исследований человеческого генома

Если гена SRY нет, у эмбриона развиваются женские гениталии. Поскольку человеческий организм по умолчанию развивается как женский, чтобы превратиться в женщину, подвергаться внутриутробному воздействию эстрогенов эмбриону не нужно.

Но иногда развитие эмбриона отклоняется от стандарта. Скажем, если ген SRY есть, но не работает из-за мутации, то эмбрион будет развиваться по женскому типу. В итоге человек с набором половых хромосом XY будет выглядеть, а зачастую и чувствовать себя женщиной. Получается, что хромосомный пол не совпадает с внешним видом и самоощущением человека, то есть с гендером.

Мутации в гене SRY — это не единственная причина, из-за которой может возникать несовпадение. По статистике, у одного из 1000—4500 малышей строение гениталий не соответствует хромосомному полу. Причин и вариантов такого несовпадения много.

Кто такие люди с атипичными гениталиями — международный справочник для врачей Uptodate

Например, у девочек с хромосомным набором XX и врожденной гиперплазией надпочечников — состоянием, из-за которого этот орган вырабатывает избыточное количество мужского гормона тестостерона, — наружные гениталии могут сформироваться неотличимыми от мужских. А у некоторых мальчиков с хромосомным набором XY, но с врожденной нечувствительностью к мужским половым гормонам гениталии могут сформироваться неотличимыми от женских.

Еще у некоторых людей гениталии получаются промежуточной формы, то есть их нельзя однозначно отнести ни к мужским, ни к женским. Людей с атипичными гениталиями иногда называют интерсексуальными.

Раньше интерсексуальным людям приписывали тот пол, на представителей которого они были больше похожи в младенчестве. В середине 20 века интерсексуальность начали корректировать хирургическим путем, чтобы строение гениталий лучше соответствовало полу, который определили при рождении.

Через некоторое время от этой практики отказались почти во всем мире. Проблема в том, что врачи, которые принимали решение об операции, часто неправильно угадывали пол интерсексуальных детей. В итоге человек, которого превратили в анатомическую женщину, со временем мог понять, что он мужчина. И наоборот. Несмотря на психологическую помощь, адаптироваться к полу, приписанному при рождении, ошибочно прооперированные интерсексуальные люди так и не смогли.

То есть снова оказалось, что такая вроде бы очевидная биологическая константа, как пол, у интерсексуальных людей запросто могла не совпасть с самоощущением, то есть с гендером.

Трагедия интерсексуальных людей показала, что биологическое разделение на два пола по внешнему виду гениталий работает далеко не всегда. Но дальнейшие исследования выяснили еще больше: для того чтобы пол не совпал с гендерным самоощущением, не обязательно рождаться интерсексуальным человеком. Судя по имеющимся данным, есть множество куда менее очевидных причин, из-за которых здоровые люди с мужскими гениталиями могут чувствовать себя женщинами, и наоборот.

На рубеже 20 и 21 веков появилось много исследований по проблеме восприятия человеком собственного пола. Они показали, что мужественный мужчина и женственная женщина — не абсолютная норма, а скорее две часто встречающиеся крайности. Между этими двумя состояниями находится множество людей, чьи тела и сознание сочетают характеристики того или иного пола и гендера в разных пропорциях. Чтобы говорить об этом многообразии, пришлось изобрести новую терминологию, которая вышла за рамки привычных половых характеристик.

Какими словами ученые описывают восприятие пола

Понятия «пол» оказалось недостаточно, чтобы описать то, как человек выглядит, чувствует и ведет себя в обществе. А понятие «гендер» слишком общее и широкое. Поэтому исследователи разработали несколько более узких терминов.

Основы гендерной терминологии — Справочник по гендерной терминологии GLAAD MediaPDF, 774 КБ

Гендерная идентичность — внутренне, глубоко укоренившееся чувство пола человека. О своей гендерной идентичности человек может никому не рассказывать, но переделать свое самоощущение в соответствии с ожиданиями социума он тоже не в силах. У большинства людей гендерная идентичность соответствует полу, с которым человек родился, — их называют цисгендерными людьми.

У трансгендерных людей половое самоощущение с врожденным полом не совпадает. А у некоторых людей гендерная идентичность выходит за рамки мужского и женского пола — такие люди не ощущают себя ни мужчинами, ни женщинами. Их называют небинарными персонами.

Гендерное выражение — внешние проявления пола, которые демонстрирует конкретный человек. Это выражается через то, как люди подают себя в обществе, то есть через имена, на которые они откликаются и которыми предпочитают себя называть, и местоимения, с помощью которых они о себе говорят. А еще через то, как люди стремятся выглядеть: через одежду, прическу, поведение, голос и тому подобное. Общество идентифицирует эти сигналы как мужские или женские и относится к людям соответственно.

Люди могут быть гендерно конформными, то есть вести себя так, как мы ждем от мужчин или женщин. А могут быть гендерно неконформными, то есть разрушать стереотипы.

При этом ни гендерная идентичность, ни гендерное выражение не связаны с сексуальной ориентацией — влечением к людям своего или противоположного пола. Цисгендерный человек может быть и гетеросексуальным, и асексуальным, и геем, и бисексуалом — точно так же, как трансгендерный или небинарный.

Пол мозга — учебник Оксфордского университета

Где проходит граница между гендерной идентичностью и психическими расстройствами

МКБ-10 — классификация ВОЗ десятого пересмотра

Однако в Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, которую обновили в 2019 году и на которую страны — члены ВОЗ планируют перейти к 1 января 2022 года, трансгендерность вынесли в отдельный раздел. Он не относится к психиатрии. Об этом просили правительства нескольких государств — членов ВОЗ и парламент Евросоюза, потому что такой диагноз приводит к стигматизации трансгендерных людей и нарушениям прав человека. Но дело не только в этом.

МКБ-11 — классификация ВОЗ одиннадцатого пересмотра

Что такое психоз — Национальный институт психического здоровья США

Психозы характерны для нескольких тяжелых расстройств психики, например шизофрении. Такие болезни нужно контролировать всю жизнь. А после адаптации в желаемом гендере многие трансгендерные люди перестают ощущать, что их пол не соответствует внешнему виду, и страдать от этого. Не всем для этого нужно менять свое тело при помощи гормонотерапии и хирургических операций. Некоторым достаточно совершить социальный переход, то есть пересмотреть одежду и прическу и объяснить друзьям, в каком роде к ним обращаться и каким именем называть.

Другими словами, чтобы помочь людям с психическими расстройствами чувствовать себя лучше и адаптироваться к жизни в обществе, нужны консультации психиатра и психолога. А также лекарства, которые влияют на психику, — иногда в пожизненном режиме. Человеку же с нарушением гендерной идентичности достаточно совершить трансгендерный переход — полный или частичный — и спокойно жить дальше в полной гармонии со своим самоощущением.

Бывают ли психические расстройства, похожие на трансгендерность

Трансгендерность можно перепутать с расстройством психики, при котором человек не принимает некоторые особенности своего тела, кажущиеся другим совершенно нормальными, и стремится изменить свой организм с помощью косметологических и хирургических процедур. Это называется телесным дисморфическим расстройством, или дисморфофобией.

Страдающий от дисморфофобии человек может так сильно переживать, например, из-за формы своего носа, что будет снова и снова ложиться на операцию, чтобы сделать его красивым. При этом результат ему никогда не понравится, даже если в итоге хирург создаст самый совершенный нос на планете.

Трансгендерные люди со стороны тоже выглядят полностью здоровыми. Так что их стремление сделать свое вполне нормальное тело похожим на тело представителя другого пола может показаться необоснованным. Но это не одно и то же.

В отличие от людей с дисморфическим расстройством трансгендеры не стремятся изменить не связанные с полом черты и чувствуют сильное облегчение после того, как приводят свое тело в соответствие с самоощущением. Попытки при помощи психотерапии или лекарств адаптировать трансгендерных людей к тому полу, в котором они родились, не работают и даже могут быть опасны для их физического и психического здоровья.

Людям, страдающим от дисморфофобии, никакие процедуры не помогают. А вот правильно подобранная психотерапия и лекарственные препараты, как правило, дают возможность вернуться к нормальной жизни.

Ответить еще на один ваш вопрос — о том, почему одни общества дают людям, которые отличаются от большинства, больше прав и свобод, а другие меньше, — я не смогу. Этот вопрос не относится к сфере биологии и медицины, и для ответа мне не хватает профессиональной подготовки.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *