динамики в передние двери ока
Аудиосистема в ВАЗ-1111 «ОКА»
Александр Султанбеков, г. Пермь
Взлётная полоса частот
В 2004 г. я окончил автодорожный факультет ПГТУ по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Про взлётные полосы знаю всё (или, по крайней мере, много). Но, скорее всего, строить их не буду, меня привлекли другие полосы…
Вообще-то в автозвук я пришел через домашнее аудио, и мне казалось, что мобильных компонентов, способных сравниться с домашними, нет и быть не может. Взгляды изменились в конце 90-х и начале нового тысячелетия. В продаже стала появляться техника достойного уровня и для установки в автомобиль. В соответствии с возможностями того времени порадовал себя приобретением 2-канального усилителя «Блаупункт» и хорошей головки Nakamichi. Имея родительскую базу по изготовлении мебели, изобразил хороший корпус для саба и на первых официальных соревнованиях в Перми по автозвуку в 2002 г. (SPL) занял в самом популярном классе «двенашек» 2-е место. Невеликое дело, скажете вы. Но для меня это первое «серебро» привело к крутому виражу в сторону от взлётно-посадочной полосы.
Идея построить автозвуковую систему в «Оке» пришла после финала 2005 г. по версии SPL клуба в Казани. Отвлекаясь, выскажу собственное мнение по поводу этого мероприятия: на мой взгляд — полный бред проводить финал России по SPL сразу в трёх городах в режиме он-лайн. Ведь на результат оказывает существенное влияние атмосферное давление, влажность воздуха и площадка, на которой проходят состязание. Получив доступ к измерительному комплексу TermLab, эту зависимость мы определили однозначно.
Возвращаясь к теме. В 2005 г. победил участник, выступавший на «Оке», и понятно, почему: чем меньше объем кузова, тем меньше мощности потребуется, чтобы сжать воздух в салоне авто. Для того чтобы спор на будущих этапах шёл на равных, была приобретена новая «Ока», исключительно с целью превращения её в «боевую» машину.
Все 100% работ по инсталляции осуществлял сам вместе с отцом, заложившим в нас (нас два брата) уважительное отношение и к музыке, и к технике. Причём не нравоучениями, а собственным примером, у отца в ВАЗ-21120 установлена очень неординарная система, привлекающая всеобщее внимание на автозвуковых соревнованиях.
Для начала изготавливается фанерная диафрагма на всю площадь двери
За основу басовой составляющей системы взял головку Eton Crag 12-1000. Задача была — не выходя за рамки приемлемой цены и не зацикливаясь на монстрах-авторитетах, показать приличный результат. С опытом построения систем экстремального уровня на Kicker SoloX (Андрей Ракин из Лысьвы с 151,1 дБ в классе «Супер Бас-2») я был знаком, но для себя решил положить этот козырь в рукав, до финала.
Величина звукового давления зависит от хода диффузора, его площади и скорости перемещения. На частотах 55 Гц и выше практически невозможно реализовать максимальный ход диффузора, даже увеличивая мощность усилителя за всякие пределы, поэтому нужно снижать рабочую частоту, отбросив влияние резонанса салона, и максимально наращивать мощность, подведенную к головке. А это означает — использовать длинноходовый динамик. Всё выше сказанное имеет отношение конкретно к «Оке» и классу «Бас-1», где саб должен находиться в багажном отсеке, это важно. А уж из области полубреда — подбирать автомобиль, совмещающий в себе все предпосылки для серьезного результата. Почему полубреда? Уже есть и мысли, и движение в эту сторону у зацикленных, но стоит ли приехать куда-то, неся на борту немыслимые затраты, погудеть 5 секунд на определенной частоте, что к музыке никакого отношения ни имеет, и вернуться с 30-рублевым кубком, на котором даже места, которое ты занял и даты не будет (насчет кубка — это из практики и, считайте, камень в огород).
В ней делаются отверстия под мидбасовые динамики
Сабвуфер Crag обладает всеми предпосылками для хорошего результата: высокий и эластичный подвес (гарантирует большой ход при максимально сохраненной площади диффузора), жесткий диффузор, огромный магнит и катушку диаметром 100 мм, которая сможет переварить очень приличную мощность. В результате работы с различными корпусами пришел к выводу, что кузов «Оки» обладает максимальным резонансом в диапазоне 60 — 62 Гц, поэтому корпус саба был настроен на 62 Гц, там где и резонанс салона. Правда, после долгой жизнедеятельности саба он размялся, и окончательно установились 60 Гц, при полоса частот остаётся «взлётной».
На усилителе Kicker KX2500.1 машинка стабильно показывала результат от 146 до 147 дБ. Но это — чистый спорт, а хотелось сделать машину, которая и по качеству звучания не заставит краснеть. Поэтому остальные, не влияющие на эспиэльный результат, компоненты аудиотракта старался взять не из худших и сделать всё как следует, а не на скорую руку. Головное устройство Clarion DXZ845MC располагается на центральной симметричной панели, изготовленной заново из стеклоткани и полиэфирной смолы, симметричная панель — дело очень хлопотное, но чемпионы по SQ доказали: важнейшее для корректного построения звуковой сцены. С головного устройства сигнал поступает на активный кроссовер Oris EC-230, который делит сигнал на мидбасы (подрезаны снизу на 50 Гц и сверху на 2 кГц) и высокочастотники (подрезаны снизу на 2 кГц). Уже отфильтрованный сигнал попадает на усилитель ArtSound PA75.4, обслуживающий четырьмя каналами все мидбасовые головки. Их в каждом канале целых четыре штуки, чтобы уж играло, так играло. Головки — 6-дюймовые ArtSound Aura Z6 попарно запараллелены, так что каждый из четырёх каналов усилителя работает на 2-омную нагрузку. Установлены мидбасы в дверях на кольцах-подиумах.
Отверстия усиливаются кольцами-подиумами
Отфильтрованный сигнал с частотами выше 2 кГц поступает на усилитель ArtSound PA75.2, он обслуживает двумя каналами все четыре высокочастотника Eton CX260, по два твитера с каждого борта. У этих пищалок низкая резонансная частота, что позволило выбрать и частоту раздела полос довольно низкой. В результате ВЧ-звено воспроизводит широкую полосу частот, что потом очень благоприятно сказалось на звуковой сцене. Номинальное сопротивление каждой пищалки 8 Ом, и, попарно запараллеленые, они образуют для каждого канала усилителя 4-омную нагрузку. Пищалки в кольцах из нержавейки установлены в приборной панели. Все фильтры у усилителей отключены. Полнодиапазонный сигнал с выхода сабвуфера головного устройства идет на басовый усилитель, в котором включен фильтр низких частот на 65 Гц и сабсоник на 25 Гц. Секции звуковой катушки сабвуфера (по 2 Ом каждая) включены в параллель, Kicker на такой импеданс работает нормально и отдаёт как раз столько, сколько мне надо. Вся акустика, в т.ч. сабвуфер, включена в фазе относительно друг друга, именно так мне звук понравился больше по всем параметрам. К этому пришел опытным путем, меняя фазировку разных компонентов. Вся проводка и «мелочи» использовалась фирмы Kicker и ArtSound.
Силовая проводка включает отдельные провода (и плюсовые, и минусовые) к каждому усилителю, магнитоле и кроссоверу, причем самый крупный кабель — сечением 1/0AWG! Всю аппаратуру питает гелевый АКБ глубокого разряда Optima D34/78, поставленный взамен штатного. Конденсатор ArtSound AXC10VM емкостью 1 Ф обслуживает усилители ArtSound.
Остальная конструкция двери полностью виброизолируется
Система сделана «двухрежимной». Если на носу соревнования по SQ, делается коррекция настроек кроссовера, эквалайзера и прочих элементов системы. В частности (хотя какая тут частность: это самое важное), сабвуфер перемычками включается в 4-омный режим, часть щелевого порта затыкается, тем самым снижается частота настройки и выравнивается АЧХ). А на выступлениях по SPL все мибдасы, пищалки, кросс, конденсатор отключаются, разумеется, саб включается перемычками в 1-омный режим, а басовый усилитель поворачивается на раме, дабы не заслонять порт фазоинвертора.
В результате работ получился громоподобный бас — опора мелодии и не менее громоподобный весь оставшийся звуковой диапазон, нисколько не в ущерб качеству звучания: доказательство тому — 3-е место в ЛАС и 2-е — в IASCA по SQ, а соревноваться пришлось с соперниками, на автомобилях, которых гораздо легче строить звуковую сцену и применявшими компоненты в разы дороже.
Первыми слушателями системы оказались практически все гаишники города, хотя город наш немаленький. Заметную машину норовили остановить блюстители дорожного порядка, где бы ни появился. Потом начинался осмотр, потом — «дай послушать», затем частично лишённый слуха инспектор возвращался к несению службы, а я продолжал движение.
Дверь с установленной акустикой
На всех соревнованиях, в которых принимал участие, машина вызывала ажиотажный интерес, когда система выходила на штатный режим, интерес к другим автомобилям опускался к нулевой отметке.
Взлёт на «Оке» задал новый курс моему движению по жизни, я твёрдо решил: это — моё, и решил открыть в Перми отдел по продаже компонентов автомобильного звука. Так что в этой рубрике мы уже не увидимся, да и на соревнованиях, в которых я намерен продолжать участвовать, мне грозит статус профессионала. Ну, что поделаешь, чем-то приходится жертвовать. Но взлёт получился красивый, видно, полоса была построена правильно…
Панель «Оки» в исходном состоянии
Отрезан козырёк над приборами
Примерка козырька на новое место
Заготовки будущего крепления приборов в центре
Изготовление основы остальной части панели
Готовая симметричная конструкция
Сдвоенные пищалки будут установлены по углам панели
Так отрабатывалась технология перестройки порта частичным перекрытием сечения
Сборка ныне действующего варианта: один щелевой порт с ребром жёсткости в центре
Для снижения вихреобразования в нижней части закреплён «зализ», так это называется в авиации
Для настройки ФИ на более низкую частоту одна часть порта полностью перекрывается
В реальной жизни на верху сабвуфера будут жить усилители
Фальшпанель усилителей обтянута винилом
Готовый басовый агрегат
Активный кроссовер Oris установлен под сиденьем
Папа у меня тоже не прост: это фрагмент его системы
Усилители фронта лежат на фальшпанели, закреплённой на корпусе сабвуфера
После установки в багажник в фальшпанели закрепляется буферная ёмкость
Конденсатор-фарадник подключён к двум усилителям отдельной проводкой
Задуманное про басовый усилитель потребовало сварочных работ
В багажнике установлены трубы-цапфы для разворота усилителя
К корпусу «Кикера» крепятся уголки с приваренными стальными «как бы подшипниками»
В обычном режиме усилитель находится в горизонтальном положении
При перестройке системы в режим SPL он поворачивается, чтобы не создавать помех фазоинвертору
Автозвук ч.15.1 Дверные карты под громкий фронт. Начало
Всем привет)
Родные карты по любому надо было менять потому что двп в некоторых местах рвётся, всё болтается, клипсы не держат и т.д. Но если просто поменять двп на такую же фанеру это будет та же карта только из фанеры. Так не интересно. Как всегда покопавшись на драйве я нашёл вот это, и решил сделать так же.
Купил ручки дверей от жиги (280 руб). В магазине были только задние, по этому взял их. Потом поменяю на длинные. Ручки открывания двери от 08 (30 руб), облицовки на них (80 руб) и пеноплекс 2 см 3 листа (1 лишний, 180 руб).
Сначала я хотел оставить подиумы от жиги с одним динамиком. Потом я вспомнил что ручка будет длинная, а у меня короткая. Но это не проблема, взял у брата с четвёрки ручку и отрезал как надо.
Отдельно хочу сказать про качество старой и новой ручки. Новая ручка полное дерьмо, резина рвётся и всё болтается, можно без проблем оторвать ручку от подлокотника. Старая вообще топ, жёсткая целая ручка с нормальным количеством металла внутри.
Потом я подумал что если я сейчас сделаю дверь под подиум на 1 динамик, то мне так и придётся с одним динамиком ездить. По этому было решено делать подиум под две 20-ки 1 16-рь и рупор т.к. 2-х динамиков мало. Кольца вырезал сам фрезером из 24 мм фанеры. На саму карту купил фанеру 7 мм (400 руб). Ну и рас уж делаем такие карты, то кнопки стеклоподъёмников лучше сразу в них сделать потому что потом уже не получится. Вот примерно как будет всё выглядеть
Теперь вырезаем новый пеноплекс потому что тот я вырезал слишком короткий
Карты у нас будут Супер-Люкс+ по этому подлокотник будет ещё и сверху как во всех новых машинах. прям к стеклу (не к резинке а прям к стеклу). Для этого я оставил сверху столько пеноплекса. Теперь идём в машину, примеряем дверь и отрезаем сколько надо. До этого нужно поменять ручки.
Динамики в передние двери ока
На вдумчивую, не торопливую работу ушли два выходных дня.
До начала наклейки «Битопласта», необходимо точно вырезать дырку в обшивке под размер динамика. Снова на помощь пришел шаблон.
Берем лист бумаги А4, прикладываем к двери точно так же, как прикладывается штатная обшивка двери. Фиксируем его подручными средствами (сверлом, клином) в отверстиях под «пистоны» (клипсы), и обводим по окружности выреза карандашом (я это делал просто грязными руками 🙂 ) Снимаем лист, прикладываем к нему наше заранее вырезанное картонное кольцо (я его почему-то назвал «дистанционным»), и вырисовываем правильный круг под динамик. На пятьсот раз все перепроверям. и только после этого беремся за резку обшивки!
Прикладываем обшивку в двери и убеждаемся в соосности всех отверстий. Если все делали аккуратно, то «сюрпризов» быть не должно. Далее смело беремся за «Битопласт» и наклеиваем его на внутреннюю сторону обшивки. Тут не надо быть Энштейном! После наклейки еще раз проверяем все ли в порядке и, если это так, ставим на место обшивку.
Динамик и сеточку можно закрепить двумя способами. 1. Сначала крепим динамик саморезами, а уже потом отдельно крепим саморезами сеточку. 2. Крепим динамик ВМЕСТЕ с сеточкой. Тут кому как удобней, но ИМХО, лишняя фиксация не повредит. Центрируем динамик так, что бы максимальное количество отверстий в сеточке совпало с максимальной площадью металла под обшивкой. Во как загнул! 🙂
Несколько слов о кроссоверах. Оба коробки закреплены под «Торпедой». Аккуратно при крепеже! Длинный саморез может пройти сквозь панель и вылезти в весьма неподходящем месте, например, где Вы обычно кладете свои сигареты на панели, или Ваша жена кладет перчатки (на «столике», справа).
Кроссоверы закрепились надежно и ничему не мешают. Наконец, про «пищалки». Честно говоря, я не придумал где их окончательно «поселить» в своей машинке. Потому временно приклеял их на скотч. В планах попробовать приделать на стойки декоративные накладки от ВАЗ-2108, а уж потом на них разместить «пищалки».
С уважением, oka275
С уважением, oka275
Комментарии разрешены только зарегистрированным пользователям