дербентская стена в море
Морские стены
По единодушному свидетельству арабских авторов IХ-Х веков, впервые достаточно подробно описавших Дербентские оборонительные сооружения, северная и южная городские стены далеко вдавались в море. Объясняя подобную конструкцию городских стен, местные легенды повествуют о богатом караване, который однажды подошел к Дербенту поздно вечером, после закрытия городских ворот, и поэтому стража не пустила его в город. Когда же утром открыли городские ворота, то каравана уже не было. Оказалось, что он обошел доходящие только до берега городские стены по морю, которое здесь имеет небольшую глубину. Узнав о том, что караван обошел город, по мелководью, не уплатив положенной пошлины, правитель города повелел продолжить стены в море, чтобы сделать невозможным обход города.
Однако существуют и другие легенды, которые, повествуя о возведении персидским царем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.) Дербентских укреплений, сообщают, что им на продолжении восточной оконечности северной городской стены был устроен мол для судов.
Мол — оградительное сооружение защищающее порт от воздействия волн. Служит также для размещения причалов для судов.
Части городских стен уходящих в море («Морские стены») до наших дней не сохранились и поэтому о них можно судить лишь по сообщениям древних авторов, местных легенд и преданий.
По версии местной исторической хроники «Дербенд-наме» «…стена Искандера Зуль-Карнайна (Александр Македонский) шла на один фарсах (фарсах = 6-7 км) по дну моря». Согласно другой легенде: «…Искандер по прибытию на Кавказ, жители которого были огнепоклонниками, отправился в Дербент, где посредством вала с металлическими столбами, так запрудил море Каспиас (одно из древних названий Каспийского моря), что ни одному кораблю нельзя было выйти в море».
Об искусственном моле и гавани в Дербенте сообщают многие средневековые арабские авторы.
Так, по сообщению ат-Табари (IX в.), арабы, завоевав город, продолжили выстроенную ранее Хосровом I Ануширваном стену «…на 105 локтей в море» и устроили в гавани цепь, замыкавшую вход. Аль-Истархи (X в.) писал «…Город Баб аль-абваб лежит у моря, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроены параллельно берегу моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта цепь, так, что не может судно ни войти, ни выйти иначе, как с разрешениям.
Некоторые арабские авторы даже описывают способ сооружения Хосровом I Ануширваном загадочных «морских стен». Согласно сообщению Баладзори (IX в.) Хосров приказал «… возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену». Подобное описание строительства стен в море сообщают и другие авторы.
Масуди (X в.) описывает другой способ строительства. По его словам, стену возводили на надутых воздухом бурдюках, которые по мере возведения стены погружались в воду. Когда же бурдюки достигали дна, ныряльщики прокалывали их ножами. Под тяжестью веса стены воздух вытравлялся из бурдюков, и стена прочно садилась на дно моря.
Все эти описания сооружения «морских стен», явились скорее осмысливанием возможной технологии строительства последующими поколениями, чем реальностью. Не последнюю роль в столь преувеличенных, а порою фантастических сообщениях арабских авторов, видимо, сыграли огромные впечатления от грандиозных сооружений Дербента, подобие которых им ранее не встречались.
По мнению отдельных нынешних исследователей, технология сооружения морских стен, возможно, очень проста — подводная часть стены была сложена из достаточно больших, хорошо подогнанных друг к другу каменных кубов, держащихся без связывающих веществ, под собственным весом, а надводная — обычной технологией.
О длине стен, уходящих в море, у средневековых авторов нет единого мнения Одни сообщают, что стены достигали длины одной мили (1 арабская миля составляет около 2 км), другие пишут о длине стен в 3 мили, третьи называет цифру в 105 локтей (1 араб, локоть равняется около 50 см), четвертые о расстоянии в 6 башен (если учесть, что расстояние между башнями на северной стене составляет около 70 м, длина стен составит 400 — 420 м), пятые утверждают, что морские стены достигали длины в 600 локтей и т.д. Сообщения последних двух авторов исследователи считают наиболее достоверными. Обследования морского дна у побережья Дербента также выявили развалы стен на удалении до 300 м от нынешней полосы прибоя.
Анализ сведений древних авторов недвусмысленно свидетельствует, что морские стены возводились и использовались не только как препятствие против обхода города по мелководью вдоль берега, но и как, мол, для искусственной гавани, и выполняли одновременно оборонительные функции. О реальности подобной точки зрения свидетельствует и тот факт, что Дербент в средние века был крупнейшим портом на Каспийском море. При всей противоречивости сообщений средневековых арабских авторов, даже если принять самые минимальные размеры (25 га), приводимых ими, Дербентская гавань имела внушительные размеры.
Однако у отдельных современных исследователей существует и несколько иное мнение. Сопоставляя остатки стен, старые рисунки и описания древних авторов, они склонны считать, что морские стены, как таковые, древними строителями не возводились. Первоначально городские стены были построены до уреза морской воды. Затем уровень моря поднялся, и некоторая часть стен оказалась в море. И то, что было не под силу человеку, совершила природа, усилив тем самым мощь и грандиозность древнего Дербента.
В поддержку этой версии говорит и давно установленное значительное колебание уровня Каспийского моря, и косвенные сообщения отдельных источников. Так, на географической карте Каспийского моря, составленной в 1320 году, имеется запись: «Море каждый год прибывает на одну ладонь, и уже многие хорошие города затоплены». А московский купец Федот Котов, побывавший в Дербенте по пути в Персию в 1624 году, писал: «…А стоит город концом на горе, а другим концом в море. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня стоит в воде, велика, и крепка».
Однако легенды о строительстве стен непосредственно в море оказались живучими, так как соответствовали легендарной истории города, желанию народа, стремившегося не только бережно сохранить сведения, полученные в наследство от предков, но и возвеличить свой город, окружив его таинственным ореолом легенд.
Веками вода размывала камни, и стены рушились. Еще арабский автор сообщал, что в X веке в Баб аль-Абвабе обрушился мол, вдававшийся в море и защищавший гавань от нападения хазар. Более поздние авторы сообщают о морских стенах Дербента уже в прошедшем времени. Так, например, Исмаил бен Насир (XIII в.), автор знаменитых «Географических таблиц», писал: «… Волны моря несколько раз разрушали стены города»
Видимо, после одного из разрушений в X-XI веках мол так и не был восстановлен. Этому в немалой степени способствовало бурное развитие естественной глубоководной бакинской гавани и то, что изменение размеров и конструкций судов со временем стало создавать определённые трудности для причаливания их в мелководной Дербентской гавани. Хотя имеются сведения о том, что персидский шах Аббас I в 1606 году начал работы по восстановлению морских стен А. Олеарий посетивший Дербент в 1638 году, писал: «… Все побережье у Дербента скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно».
Беспощадное время не оставило следов древней дербентской гавани. Частые разрушения морских стен, агрессивная морская среда, весьма значительные колебания уровня Каспия, потеря мелководной дербентской гаванью своего значения привели к тому, что полностью исчезли его конструкции.
В настоящее время та часть стены, которая вдавалась в море, полностью разрушена. И поэтому о длине, высоте, конфигурации и материалах морских стен города можно судить лишь по противоречивым, а порою даже взаимоисключающим, сообщениям древних авторов.
Сегодня же на волне эйфории при подготовке к празднованию юбилея города смело высказываются идеи о строительстве в Дербенте порта и даже аэропорта, хотя экономических предпосылок к этому никаких нет. Дербент не производит товаров в таких количествах с которым не справлялся бы наземный транспорт. А развитие туризма, и слоган «создадим туристический кластер» так же остается не воплощенным в реальность уже более 30 лет.
Стены Дербента на старых фото.
Старые фото Дербента и его исторические описания, это отрывки из текстов путешественников, посещавших Город Железных ворот.
На многих старых изображениях перепутаны названия ворот, поэтому я снабдил фото своими комментариями.
Вид на цитадель Дербента и ворота Баят-капы.
Вид на южную стену Дербента, цитадель Нарын-Кала, ворота Баят-капы и верхний аристократический квартал города, когда-то здесь жила вся знать Дербента. Фото сделано еще до разрушения здания ханского дивана над воротами цитадели, видны также строения ханского дворца в крепости. Современное состояние стен Дербента можно увидеть в моем прошлом посте.
Абу Исхак аль-Истахри (около 850—934)
«Баб-ул-Абваб (Дербент) лежит на Табаристанском море. Город этот больше Ардабиля (Якут добавляет: «около двух миль в длину и в ширину»), и там много посевов, но незначительное количество плодов, не считая того, что привозят сюда из окрестных стран. Вокруг этого города стена из камня, обожженного кирпича и глины, и город этот служит портом на Хазарском море для Серира и иных стран «кяфиров»; он служит также портом для Джурджана, Табаристана и Дейлема. Из Баб-ул-Абваба вывозятся полотняные одежды, и не выделывается полотняных одежд в Арране, Армении и Адербейджане нигде, кроме этих мест. Там же произрастает шафран. В Баб-ул-Абвабе встречаются рабы из разных стран «кяфиров».
Город Баб-ул-Абваб держит при море, а в центре его рейд для судов. Между рейдов и морем выстроено параллельно берегам моря две стены; проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта протянута цепь, так что не может судно ни выйти, ни войти иначе как с разрешения. Эти две стены из камней и свинца».
Несмотря на то, что в 1811 году российский инженер Карпов перестроил ворота Баят-капы, на фото начала 20 века они выглядят сильно разрушенными также как и вся южная стена Дербента.
Йакут ал-Хамави (род. между 1178 и 1180 годом, — ум. 1229 г.)
«Вокруг города каменная стена, простирающаяся от горы к морю, длинная, но не широкая. Через гору у этого города нет пути в города мусульман вследствие испорченности дороги и затруднительности путешествия из земель «кяфиров» в земли мусульман. При (значительной) длине стены в море еще вдается подобно длинному (имеет: «величиною в шесть валов») носу часть ее, и таким образом город со стороны стены защищен от приближения судов. Стена эта основательной постройки на огромном фундаменте; строил ее Ануширван.
Баб-ул-Абваб одна из знаменитых и значительных пограничных местностей ( «и этот город велик и славен»), потому что в весьма громадном количестве окружают ее враги разных национальностей и языков в большом числе.
Рядом с городом находится высокая гора по имени «Дзы’б». На вершине этой горы ежегодно собирают большое количество дров и зажигают на ней костры в случае необходимости, и таким образом жители Адербейджана, Аррана и Армении предупреждаются о внезапном нападении врагов.
Воды моря иногда повреждают стену этого города».
Южная стена Дербента и верхний квартал города. Видно, как Дербент рос к югу, взламывая свои крепостные стены.
Кудама ибн Джафар (родился около 873 года, умер между 932 и 948 годами).
«Ануширван принялся за постройку стены и отстроил ее между морем и горами, выведя ее в вышину на 300 локтей, из каменных глыб и свинца. Затем он приказал возить камни на судах и бросать их в море, пока не подымется насыпь над поверхностью воды; на этой насыпи он продолжал постройку стены и вогнал стену в море на три мили. Окончив постройку стены, он повесил в проходе железные ворота и приставил к ним 100 конных стражников, тогда как раньше ему нужно было назначать туда 50 000 войска; выстроил он также там подвижную башню».
Общий вид Дербента. Северный край города вплоть до 20 века не переходил через линию северной крепостной стены, Дербент рос только к югу.
Ал-Мукаддаси (946/947, — после 1000)
«Баб-ул-Абваб на Хазарском море укрепленный стеной со стороны хазар; в стене трое ворот: ворота большие, ворота маленькие и еще одни ворота близ моря закрытые; они никогда не отворяются. И много есть ворот со стороны моря и со стороны исламских земель. Стена тянется от гор в море, а на стене башни; в городе мечеть; охраняют его часовые; соборная мечеть посреди площади; в городе есть источники; постройки жителей из камня; дома их из дерева; есть у них и проточная вода».
Бастион ворот Орта-капы.
Вид из города на юг через ворота Орта-капы.
Ал-Масуди (ок. 896, — сентябрь 956)
«. город Баб-валь-Абваб построен при выходе из одного такого ущелья; основан он Хосроем Ануширваном. Устроил он его между ущельем и морем.
Ануширван сделал эту стену выступающей на одну милю от берегов в море, а с другой стороны протянул ее до вершин гор Кабх (Кавказ) и сделал ее спускающеюся в ущелья гор, продолжая ее до тех пор, пока не довел до укрепления по имени Табарсеран. На каждых трех милях этой стены, а то и больше или меньше, сообразно с дорогами, соответственно которым он поставил ворота, он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены. Все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх, каковы хазары, аланы, турки, сериры и иные племена кяфиров».
Ибн-Хаукаль (10 в.)
«Баб-уль-Абваб город на Хазарском море и в середине города гавань для судов. В этой гавани, тянущейся из моря, от моря до города есть сооружение, имеющее форму двух стен с обеих сторон; по нему проходят суда от того места, где фарватер сделан извилистым. В устье фарватера протянута цепь, подобно цепи в Тире и Бейруте, а на ней запоры, находящееся в ведении того, кто наблюдает за состоянием моря; судно не входит и не выходит иначе как с разрешения.
Эти две стены сделаны из камня и свинца (Р вместо этого дает: «.подобно стене между (краями), сделанными над водой этой гавани с наружной стороны ее; вода гавани из Хазарского моря. В этой стене находятся висящие над водой ворота; они сделаны крепко и створы их на сводах, а своды выведены над самой водой и вода доходит до самых створ. Для судов извилистый вход со стороны ворот; у устья пролива, в который входят суда, протянута цепь, а на ней запоры, находящееся в введении наблюдающего за состоянием воды. Судно не входит и не выходит иначе, как с разрешения заведующего запорами. Стена из камня и свинца»).
Татарская (азербайджанская) девочка из Дербента.
Кубад в один год с помощью своих войск подправил сломанные места. В разных местах [стены], вплоть до прохождения через Табарсаран (Каз.: «один край стены Искендера доходил до Черного моря»), он распорядился установить железные ворота (Каз.: у стены Искендера построили «великий город и назвали его Баб ал-абваб Дербенд»). Когда он привел это укрепление в полное совершенство, то начал строить новый крепостной вал и стену с южной стороны. Всем войском в течение семи месяцев они полностью построили стену на южной стороне».
Неопознанные и ныне разрушенные ворота Дербента, скорее всего, это Енги-капы южной стены, вид из города.
Те же ворота, вид снаружи.
В городе Дербенде сделал семь кварталов (махалла) (Каз.: доб.: «мечетям дал наименования по названиям племен» ). Для ополчения (таифа) Урдун построил в одном месте мечеть и сделал один квартал. Говорили, [что это] мечеть хазарского («первая — Хазарская мечеть» ) племени. Для ополчения Филистина (из Палестины) сделали один квартал и мечеть, которую назвали Филистинской мечетью. Для ополчения Димишки (из Дамаска) сделали один квартал и построили мечеть, [которой] дали имя Димишкинская мечеть. И для ополчения Хумиса (из сирийского Хомса) сделали мечеть с названием Хумисская. И для ополчения Кайсерина сделали один квартал и оставили [для них] мечеть с названием Кайсеринская. Выполнили требование и ополчения из Джезиры. Для народа (халк) из Мусыла сделали один квартал. Кроме этих мечетей построили одну большую Соборную мечеть для совершения в ней пятничной молитвы.
Когда там была сделана Соборная мечеть, в нескольких местах в Дербенде построили хранилища для воды.
Ворота южной стены Дубары-капы.
(Каз.: названия шести ворот Дербента идентифицированы с более поздними их наименованиями следующим образом: «Баб ал-мухаджир теперь называют Джарчы-капу; Баб ал-джихад [теперь] называют Кырклар-капу; Баб ал-хумис [теперь] называют Йенги-капу; Баб ас-сакир (кайсер?) [теперь] называют Туркман-капу; Баб ал-мектуб (ал-мектум?) теперь называют Байат-капу; Баб ал-алкама [теперь] называют Нарынкала-капу»).
Когда наступил сто шестидесятый (776-77) год хиджры, халиф Багдада дал повеление и в Дербенде построили большой дворец. Налоги, поступавшие с разных сторон собирали там».
Детали ворот Дубары-капы, сейчас их облик сильно изменен фантазийной реконструкцией 2015 года.
Дубары-капы, вид изнутри города.
Гильом де Рубрук (ок. 1220 — ок. 1293) «Путешествие в восточные страны»
«На следующий день мы добрались до Железных ворот, которые соорудил Александр Македонский. Это — город, восточная оконечность которого находится на берегу моря, и между морем и горами имеется небольшая равнина, по которой тянется самый город вплоть до вершины горы, прилегающей к нему с запада; таким образом, выше нет никакой дороги из-за непроходимых гор, а ниже нельзя пройти по причине моря, и дорога лежит единственно прямо посередине города поперек, где находятся Железные ворота, от которых назван город. Он имеет в длину более одной мили, а на вершине горы стоит крепкий замок; в ширину город простирается на полет большого камня. Он окружен крепчайшими стенами без рвов, с башнями, построенными из больших обтесанных камней. Но татары разрушили верхушки башен и бойницы стен, сравняв башни со стеною».
Берег Каспийского моря в районе Дербента.
Эвлия Челеби (1611—1682 гг.) и его «Книга путешествий» о Дербенте:
«Топография крепости Демиркапу. Первым ее основателем является Искандер Зулькарнайн, о пророчестве которого существует разногласие. Позднее, во времена омейядского халифа Иазида ибн Абд ал-Малика, [крепость] была отнята у чужеземцев, и все население Дагестана приняло ислам. Впоследствии она неоднократно подвергалась осадам, бывала разрушена, восстанавливалась. Наконец, в 986 (1578-79) году один из везиров Мурада III, Оздемир-заде Осман-паша, главнокомандующий бесчисленным войском, двинулся на эту крепость, взял в плен ее правителя Чираг-хана, и тот сдал ему крепость без боя. Оставленный за это правителем Ширванского эйялета, он восстановил и благоустроил крепость. Мусульманские газии, выходя из этой крепости, совершали внезапные нападения на страну Ширван и захватили семьдесят крепостей. В крепости были размещены тысяча янычаров, четыре бёлюка сипахиев, десять ода джебеджи, десять ода топчу его величества, шестьдесят пушек, пятьсот ящиков боеприпасов и другое необходимое снаряжение. Вместе с пятнадцатитысячным войском они остались здесь для охраны. Благодаря правильному и справедливому управлению эти места были благоустроены».
Эвлия Челеби «Книга путешествий»
«При постройке стены Искандер вставил в нее одни железные ворота и поставил там сторожей. И поскольку эти ворота простояли до времени Ануширвана, крепость называли [все это время] Демиркапу. Вторым ее основателем является Ануширван, третьим — Йездигерд-шах, четвертым — шах Исмаил, пятым — Оздемир-оглу Осман-паша. Так как западная сторона крепости обращена к Хазарскому морю, в основные ее стены бьют морские волны. Над портовыми воротами, выходящими на берег моря, на персидском языке написаны стихи и тарих (история) о том, что стены эти после Иездигерд-шаха достраивал Хазар-шах. Со стороны моря [хорошо] видна стена, которую построил Искандер. Вот какой большой и широкой была эта стена! И если будет на то желание царей, то [на участке] от той стены до крепости тут можно основать порт. Ныне стены и башни [прежней постройки] виднеются и в глубинах моря. Длина стены, идущей от берега моря, равна расстоянию, которое пролетает стрела. Если же идти от моря до горы, находящейся за крепостью, то получится, что ширина крепости равна расстоянию, на которое летит стрела пута (арбалет (?))».
Эвлия Челеби «Книга путешествий»
«Крепость построена на высоком холме и имеет пятиугольную форму. Хотя я не слишком много путешествовал, но на таком фундаменте столь прочного укрепления не видел. Способный инженер, понимающий назначение сооружения, построил эту крепость из трех фортов и укрепил ее крепкими трехрядными железными воротами. Один форт — это бастион с обрывом, обращенным на восток. Второй форт выходит в город. В стене, которая обращена к уязвимой стороне, имеется двое ворот. И еще двое крепких ворот открываются в нижнюю часть города. Одни из них называются Мискюрскими, так как они открываются на восток, в сторону нахие Мискюр. Выходящие из этих ворот [путники] со своими лошадьми и арбами направляются в крепость Шемаха. А из других ворот отправляются на юг (север), в сторону Кыпчакской степи, Крыма и Черкесии».
Общественный фонтан на улице Дербента.
Улица Дербента и возможно северные ворота Кырхляр.
Эвлия Челеби «Книга путешествий»
«Вся крепость имеет квадратную форму и окружность в одиннадцать тысяч шестьдесят шагов. В ней семьдесят больших башен, и в каждой из них по одному медресе и по одной мечети для пришлых и [ремесленников-] мюджерредов. Для светильников учащихся [медресе] привозят черную нефть из Баку. Из кухни, [достойной] Кейкавуса, раздают пшеничную похлебку. Этой заботой оберегают и охраняют крепость [и] для улемов. Во всех стенах крепости насчитывается семь тысяч шестьдесят бойниц и зубцов. В темные ночи крепость освещают нефтяным маслом, ибо крепость имеет семь непримиримых врагов. Один из них — это казаки Московии, которые прибывают каждый раз на судах и грабят окрестные нахие, но под самые стены крепости не подходят, потому что на берегу моря она имеет семьдесят пушек бал-емез. Все эти пушки — османские, и от чистки и шлифовки они как зеркало отражают лица людей. Другим врагом являются османы и крымские и калмыцкие татары. Враги с юга — черкесы. С кыблы их врагом является дагестанский народ кумыки. С востока врагом является Грузинская страна Теймураз-хана. Потому-то в этой крепости постоянно сидит стража, и в случае нападения разводится огонь для оповещения населения крепости».
Эвлия Челеби «Книга путешествий»
«Камни, заложенные в четырех стенах крепости, громадны, как туловище слона. Пятьдесят человек не смогут поднять и один из них, даже с помощью науки о перемещении тяжестей. Внутри крепости стоит до тысячи двухсот домов, крытых глиной. В южной части, у самой стены, стоит большой дворец — один из первых дворцов, построенных на земле Персии. К этому дворцу примыкает большая мечеть, минарет которой разрушен. Поблизости от этой мечети стоит красивая баня, построенная в стиле османского зодчества; но зодчий неизвестен. Около ворот Кайик-капы, выходящих на восток, расположены соборная мечеть Оздемир-заде Осман-паши, постоялые дворы и лавки. За стенами крепости имеется до тысячи домов, с трех ее сторон много садов и виноградников. Столовой для бедных нет. Много мечетей, ханов, бань и базаров. Население в основном занято [ремеслами] и зарабатывает на жизнь шелководством. Многие из кумыкского народа куют красивые кольчуги. Население — сунниты-шафииты. По словам Ибн Хаукаля, город расположен в восемнадцатой климатической области, на краю пятого действительного климата».
Общий вид цитадели Нарын-кала.
Федор Котов «О ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ МОСКВЫ В ПЕРСИДСКОЕ ЦАРСТВО» 1623 год.
«Дербент город каменной белой, бывал крепок, только не люден, а стоит концом на горы, а другим концом в море, а длиною в горы больше трех верст, а поперек города сажен с триста и поперек город перегорожен каменными стенами в двух местах, инно станет три города. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать, а теперь башня стоит в воде велика и крепка, и от того города Дербеня стена была каменная через горы в Черное море, в турскую землю, а посады все в городе, а за городом башни отводные каменные. Город перегорожен поперек каменными стенами в двух местах, так что получается три города»
Северная стена Дербента спускается от цитадели.
Северная стена и цитадель Нарын-кала.
Адам Олеарий (1638 год) «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»
«Что касается города Дербента, то персы полагают его под 85° долготы; широту я определил здесь в 41°50’. Он тянется своими постройками в длину с 3апада к Востоку на полмили, а в ширину с С к [Ю] от одних ворот до других всего на 450 шагов, а не так, как пишет И. Барб[ар], “medii miliaris spaciuim. Он простирается от гор до моря, так что волны иногда бьют высоко об стены, а то и ударяют в них сверху. Город этот, таким образом, замыкает путь, идущий между морем и непроходимыми горами, и является здесь как бы ключом и железными воротами персидского царства, как указывает на это новый в XIII книге “Histor.”, pag. 237. Никто не может пройти в этой местности, не заходя в этот город».
Общий вид северной стены города.
Адам Олеарий (1638 год) «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»
«Как не только о том сообщают все писатели, но как жители и теперь еще сообщают, город построен Искандером, или Александром Великим. Им воздвигнуты, однако, лишь замок и одна стена, а именно южная, между тем как другая, по эту сторону, к северу, была, по словам жителей, построена их древним достохвальным царем Науширваном. Обе стены одинаково высоки и широки и сложены из мощных квадратных камней, объемом в 4 и 6 кубических фута. Все эти камни — что нам представилось удивительным, были как бы слиты исключительно из мелких разбитых раковинок.
На стене Александра над воротами на длинном камне были высечены три строки по-сирийски, а в другом месте была арабская надпись и еще чуждые письмена, довольно неясные вследствие древности. Я весьма точно срисовал город, чтобы его здесь воспроизвести. В нем различаются три части. Высшая из них, это — замок на горе А. Здесь живет наместник; эта часть была вооружена пушками и 600 солдата из двух племен: аюрумлу и койдурша. Средняя часть населена персами; позади она сильно опустошена, а именно собственным же их царем Эмиремзе, сыном Ходабенде, когда он вновь отнял ее у турки Мустафы, которому жители добровольно передались. Нижняя часть длиной в 2000 простых шагов, совершенно лишена домов и имеет лишь немного садов и пашен. Как они говорят, она была населена греками, вследствие чего и по сию пору именуется Шахернан — “городом греков”.
Северная стена и ворота Кырхляр-капы.
Иоганн Стрейс, 1670 год.
«Этот город стоит на берегу Каспийского моря, со стороны суши с востока на запад он имеет полмили длины и вдвое меньше ширины. С другой стороны море омывает его стены и часто, в бурное время, волны перебрасываются через них. Так как вся окрестная сторона окружена непроходимыми горами, то этот город единственный вход в Персию. Каждый камень стены имеет 5-6 футов в диаметре. Александр Великий жил некогда в этих странах и приказал построить стены во время своего пребывания.
От этой постройки сохранились только замок и южная стена, северная же стена на цепи скал построена по приказанию Ануширвана, знаменитого царя Мидии. Обе эти стены необыкновенной высоты и соразмерной толщины. Город разделён на верхний и нижний, и пространство между ними образует третью часть. Верхняя часть города расположена на горе, также как и замок, которого гарнизон, во время моего пребывания, был 1000 человек, замок хорошо снабжён всяко города припасами, здесь же обыкновенно пребывает султан.
Среднюю часть города занимают персияне, а нижняя не обитаема, на расстоянии его длины видны только сады и пахотные земли, эту часть называют Скагер-юнан, то есть город греков, почему можно думать, что здесь жили греки. Несколько выше города видны остатки стены, которая шла к Чёрному морю. На высотах, господствующих над городом, находятся несколько укреплений и башни, с которых обозревается окрестность. Немного далее находятся гробницы первых вождей армии мидийцев. Ближе к морю находится кладбище, окружённое стеною, где есть 40 кладбищ, как говорят, святых или принцев страны»
Верхний квартал Дербента и Джума (Пятничная) мечеть.
На улицах Дербента.
Линия северной стены города, вид с российского маяка.
Иван Густав Гербер, 1728 год.
«Дербент стоит близ Каспийского моря так, что стены его до самых берегов морских простираются, и на таком месте, где горы вдоль моря проходящие, почти с оными смыкаются. Город разделён на 4 части поперечными стенами.
Вне города находятся хорошие сады. Здесь растёт превосходный виноград. Но вино из этого винограда готовять нехорошее, потому что не знают, как приготовить. Имеются здесь и пашни для скота, где ближе к горам пасутся овечьи стада, с которых получают хорошую шерсть. Также находятся в городе многие персидские, армянские, грузинские, индийские купцы и художники. С Дербентского уезда государь никаких доходов не забирал. Если только пошлину с выходящих и входящих товаров ежегодно 1000 рублей»
Мемориальный павильон, возведенный в 19 веке над хижиной Петра I, посещавшего Дербент в 1722 году во время Персидского похода.