Что внутри воронцовского дворца
Воронцовский дворец в Крыму. Фото внутри, снаружи. История
Архитектура Крымского полуострова завораживает: здесь много известных исторических памятников, привлекающих внимание туристов со всего мира. Воронцовский дворец, как видно на многих фото, — одно из самых величественных зданий в Крыму.
Был он построен графом Михаилом Воронцовым в маленьком татарском селении Алупка у подножия горы Ай-Петри. Особняк приобрел славу архитектурного шедевра эпохи романтизма.
Воронцовский дворец: расположение на карте Крыма
Воронцовский дворец находится в городке Алупка в южной части живописного Крымского полуострова. Город входит в городской округ Ялта и растянулся вдоль побережья на 4 км. Недалеко от Алупки находятся курорты Симеиз и Кацивели.
Географические координаты на карте Крыма GPS N 44.4197, E 34.0430
Как и кем осуществлялось строительство
Граф Воронцов впервые побывал в Крыму в 1822 году и был восхищен красотой и богатством южного края. При нем началось бурное развитие виноделия, создавались рыбные заводы, была налажена добыча соли, строились дороги и порт. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого представлены в статье, строился как летняя резиденция графа Михаила Воронцова.
Генерал-губернатор Новороссии был очень богатым и образованным человеком. Он серьезно подходил к планировке проекта и лично до последнего дня руководил строительством. Первоначально строительный комплекс планировали в стиле строгого классицизма известные архитекторы Томас Харрисон и Франческо Боффо.
Граф одобрил проект, но побывав в Англии, где познакомился с талантливым королевским архитектором Эдвардом Блором – создателем Букингемского дворца и большим ценителем средневековой архитектуры – изменил чертежи. Знаменитый архитектор никогда не приезжал в Крым, но досконально изучил по рисункам и наброскам местность вокруг строительной площадки.
Он спроектировал великолепный замок, который идеально вписался в окружающий ландшафт.
Дворец общей площадью 40 гектаров строился 20 лет с 1928 по 1948 год. Материалом стал местный прочный камень диабаз вулканического происхождения. Его блоками доставляли на строительную площадку, где резали вручную.
Дворцовый комплекс состоит из пяти корпусов, соединенных открытыми и закрытыми переходами, которые строились поочередно в стиле определенной эпохи. Внутри дворца находится 150 комнат, оборудованных водопроводом и канализацией. В строительство дворца были вложены огромные деньги, но богатейший человек России мог себе позволить такую роскошь.
История дворца
Дворянский род Воронцовых один из самых древних. Михаил вырос в семье известного политика и дипломата, и свое детство провел в Англии. Блестяще образованный молодой человек по возвращению на родину в возрасте 19 лет поступил на военную службу. Михаил сделал успешную карьеру и совсем молодым получил звание генерала.
В 1823 году граф с семьей прибывает в Одессу, где он назначен генерал-губернатором. Зная о богатстве южного края, Михаил был заинтересован в получении этой должности. При его правлении город процветал, а свой личный доход граф решил вложить в строительство пышного поместья. После завершения строительства дворец долгое время принадлежал семейству Воронцовых, а затем его потомкам.
Но к концу XIX века имение оказалось заброшенным:
С 1990 года дворцовый комплекс носит название – «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник».
Архитектура. Интерьеры дворца
Главная особенность дворца – оригинальное слияние различных стилей. Знаменитому архитектору удалось органично соединить темы Запада и Востока. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого передают рыцарский интерьер и элементы стилизованной готики, соответствовал характеру и образу жизни графа, отражал его мужские интересы.
Воронцовский дворец в Крыму великолепно выглядит не только вживую, но и на фото.
К созданию великолепного интерьера приложили руку, как европейские мастера, так и камнерезы, краснодеревщики, лепщики, вышивальщицы со всех губерний России, крепостные самого графа. В архивах сохранилось до трехсот фамилий искусных мастеров.
Западный фасад Воронцовского дворца
Западный фасад или Шуваловский проезд с его высокими сторожевыми башнями, узкими бойницами и толстыми крепостными стенами из блоков серого диабаза напоминает средневековый европейский замок. С этой стороны проходит главный подъезд к дворцовому ансамблю.
Архитектура хозяйственных корпусов Воронцовского дворца
Хозяйственные корпуса расположены вытянутым замкнутым многоугольником, к которому ведут двое отдельных ворот. Архитектура этих зданий соответствует английским средневековым замкам. Фасады оформлены четкими геометрическими линиями дверных и оконных проемов, стены обработаны методом «рваного» камня.
На первом этаже располагались различные хозяйственные службы, а в верхних комнатах жила прислуга.
Северный фасад Воронцовского дворца
Северной стороной особняк напоминает загородный дом XVI века в Англии. Высокие дымовые трубы придают особый колорит северному фасаду.
Северная сторона освещается солнцем только утром и вечером, в остальное время суток будто сливается с серыми скалами. Возвышающаяся за дворцом гора Ай-Петри гармонично дополняет архитектурный ансамбль.
Парадный кабинет Воронцовского дворца
Кабинет оформлен в традиционном английском стиле:
На стенах с расписными обоями памятные портреты боевых соратников по Отечественной войне 1812 года и портрет самого хозяина в военной форме.
Кабинет украшают книжный шкаф из черного дерева тонкой работы, английские стулья и кресла с готической резьбой, бронзовые скульптуры, канделябры, золоченые часы с изображением народных героев Минина и Пожарского. Здесь генерал-губернатор проводил совещания и дружеские встречи.
Ситцевая гостиная Воронцовского дворца
Маленькая ситцевая комната служила приемной, где ждали аудиенции у графа. Стены обиты дорогой английской тканью с изящным рисунком, мебель инкрустирована бронзой, на потолке голубая хрустальная люстра, мозаичный паркет.
Стены украшают пейзажи русских художников.
Китайский кабинет Воронцовского дворца
Это будуар графини. В его оформлении чувствуется тонкий женский вкус и увлечение модной в те времена дальневосточной экзотикой. Стены отделаны тонкой рисовой соломкой, шелковыми вышивками, резным декором.
На стене портреты знаменитых людей, портрет самой графини кисти неизвестного художника и родовые гербы.
Вестибюль Воронцовского дворца
Парадный вестибюль оформлен в английском стиле и был предназначен для встречи гостей. Здесь два камина из отполированного диабаза.
На стенах портреты родственников графа, императрицы Екатерины II, которая была крестной матерью Михаила Воронцова. Дополнением интерьера служат редкие персидские ковры.
Гостинная Воронцовского дворца
Светлое праздничное помещение использовалось как домашний театр. Голубые стены украшены цветами из алебастра. Художественную лепку выполняли крепостные графа Воронцова. В гостиной камин из белого мрамора с растительным орнаментом, огромные фарфоровые вазы, люстры из богемского стекла и прекрасный белый рояль.
Гостеприимные хозяева охотно принимали в своих апартаментах поэтов и музыкантов. Здесь выступали Жуковский, Алексей Толстой, Щепкин, Рахманинов. Сама графиня прекрасно играла на рояле и пела.
Зимний сад Воронцовского дворца
Зимний сад соединяет внутренние покои и парадную столовую. Чета Воронцовых любила здесь отдыхать. В саду выращивали редкие декоративные растения из Африки, Австралии, Японии. Сад традиционно украшали белые античные скульптуры, бюсты членов семьи, фонтан из белого мрамора. Скульптура смеющейся девочки считается одной из самых искусных в мире.
Парадная столовая Воронцовского дворца
Самое торжественное и просторное помещение дворца напоминает рыцарские залы средневековья. Высота потолков достигает 8 метров, а общая площадь около 150 кв. м. Оформлением этого помещения занимался лично Эдвард Блор. Окна-эркеры, потолок из дуба в форме готических сводов, резное дерево, родовые гербы, строгие цвета дерева и камня.
Архитектор рискнул дополнить холодный интерьер живописными панно в резных рамах работы французского художника Робера.
Между двумя каминами расположен комнатный фонтан, а над ним балкончик для музыкантов. Сверкающие обеденные столы, сервант с львиными ножками, ажурные буфеты, хрустальные вазы, десятки люстр и канделябров, украшенных уральским малахитом.
Бильярдная Воронцовского дворца
В бильярдной хозяева и гости играли и развлекались. Здесь находится ореховый гарнитур, стол из красного дерева. Комната оформлена в английском стиле. Воронцовский дворец в Крыму (фото ниже представляют картины европейских художников) славится многочисленной коллекцией работ знаменитых мастеров разных эпох. В бильярдной размещено большое количество живописных полотен.
Южный фасад Воронцовского дворца
Южный фасад обращен в сторону моря и постоянно освещается солнцем. В его оформлении присутствуют характерные элементы мусульманского зодчества. Это огромные окна, глубокие ниши, веранды с ажурными решетками, подковообразные арки, витиеватая резьба с цветами, арабские надписи по карнизу.
Монументальную лестницу, спускающуюся к морю, охраняют шесть львов, изваянных из белого мрамора. Львиная терраса стала любимым местом для фотосессий и селфи.
Библиотека Воронцовского дворца
Библиотека графа Воронцова не без основания считалась одной из самых крупных в России. На четырехметровых стеллажах хранилища размещались тысячи книг на различных языках. Хозяин интересовался наукой, о чем свидетельствуют редкие рукописи, старинные карты и глобусы. Уникальную библиотеку начали собирать отец и тетка графа.
Алупкинский парк
Воронцовский дворец в Крыму (фото с видом на парк сегодня хочет сделать каждый турист, чтобы сохранить память о его красоте) начал строиться уже после закладки роскошного парка. Немецкий садовод Карл Кебах за 1/4 века сотворил настоящее чудо. По личной просьбе графини территория усадьбы буквально утопала в зелени и цветах.
Когда-то здесь цвело свыше 2 тыс. кустов роз.
Нижний парк своими цветниками на террасах, фонтанами, скамьями, мраморными вазами напоминает сады средневековья. Близость горных источников позволила создать искусственные прохладные водоемы с каскадами и небольшими водопадами, плавающими лебедями. Здесь постоянно журчит вода, царит гармония и упорядоченность.
По приказу графа дно Лебединого озера для создания солнечных бликов было усыпано полудрагоценными камнями. Верхний парк по замыслу имитировал дикую природу. С трудом верится, что каменный хаос в виде ущелий, обрывов, гротов сделан человеческими руками. Рядом широкие поляны, специально очищенные от нагромождения камней. Каждая лужайка имеет свое романтическое название.
В парке собрана богатейшая коллекция вековых деревьев и кустарников редких пород, завезенных из других стран. Туристы могут полюбоваться уютным Чайным домиком, удивительным водопадом Фрейшютц, фонтаном Мария – копией фонтана «слез» в Бахчисарае.
Воронцовский дворец и его великолепный парк увековечили в своих картинах Левитан, Суриков, Лентулов. Будучи в Крыму здесь писал свои морские пейзажи Айвазовский. Скала, на которой он работал, носит имя художника. Прекрасные фото на память о чудесной природе Крыма и его удивительной достопримечательности увозят с собой тысячи туристов.
Экспозиции музея
Внутренний интерьер дворца за последние 100 лет изменился незначительно. В музее есть несколько постоянных экспозиций. Туристы могут осмотреть 10 парадных залов на первом этаже.
Посетителям также доступны следующие выставки:
Здесь собраны ценные коллекции картин, фарфора, скульптур, изящной антикварной мебели, имеющих большую историческую ценность. Экскурсоводы очень интересно и подробно рассказывают о постройках и жизни членов семейства.
Режим работы дворца
Основные экспозиции музея работают без выходных с 9:00 до 18:00. Остальные выставки выходные по понедельникам и средам. Билеты продаются в нескольких кассах, которые начинают работать с 9 часов.
Информация для туристов. Правила посещения
Туристов заранее знакомят с правилами посещения музея.
Вот основные из них:
Как проходят экскурсии
Каждая экскурсия начинается с осмотра стендов, где представлена история строительства. Потом посетители осматривают остальные залы первого этажа. В верхние спальные помещения экскурсантов не допускают. Они явно выглядят скромнее, а обстановка не сохранилась.
На территории парка часто устраивают тематические выставки, предлагаются экскурсии по парку на электромобилях. Индивидуальные экскурсии проводятся на договорной основе.
Стоимость посещений
Вход в Алупкинский парк свободный, кроме некоторых популярных у туристов мест.
Цены для посещения музея приемлимые:
Услуги | Стоимость билета для взрослых (руб.) | Стоимость льготного билета (руб.) |
Основные экспозиции | 300 | 200 |
Выставки | 110-150 | 55-80 |
Экскурсия по парку | 50-100 | 25 |
Прогулка по парку на электромобиле | 800 | 800 |
Единый билет | 650 | З25 |
Мероприятие с фотосопровождением в течение одного академического часа | 2500 |
Коммерческие видеосъемки оплачиваются заранее.
Как добраться в Воронцовский дворец
Из любого населенного пункта ЮБК легко попасть в Алупку, как по морю, так и по суше.
Из Ялты
От Ялты до Алупки 17 км. Сюда можно добраться на рейсовом катере, который отправляется с морского вокзала. С центрального автовокзала ходят автобусы со специальными маршрутами — №132 (из центра) и №102 (с автовокзала).
От остановки «Воронцовский дворец» к замку можно выйти через парк. Маршрутки №107 и №115 везут туристов до автовокзала, а оттуда надо идти пешком. На машине из Ялты надо ехать через Виноградное, Ливадия, Горное.
Из Алушты
Из Алушты до Алупки легче добираться через Ялту, куда каждые полчаса отправляются маршрутные троллейбусы. На автовокзале Ялта пересесть на автобусы до Алупки. На проходящих междугородных автобусах «Симферополь-Симеиз» за два часа можно напрямую доехать до Алупки (трасса). Этот вариант подходит для активных туристов, не обремененных багажом.
Из Симферополя
Вначале надо доехать до Ялтинского автовокзала на автобусе «Симферополь-Ялта», а оттуда маршрутным автобусом до остановки «Автостанция» и еще 10-15 минут пешком.
Из Севастополя
На автобусе «Севастополь-Ялта» доехать до остановки «Питомник», перейти на другую сторону дороги и на маршруте №1А и ехать до остановки «Автостанция». Также есть прямой рейс «Севастополь-Алупка». Хорошим вариантом будет приобретение экскурсионного тура, что избавит от проблем с транспортом.
Интересные факты про дворец
Величественный дворец имеет свои тайны и загадки.
Некоторые их остаются неразгаданными по настоящее время:
Воронцовский дворец является ярчайшей достопримечательностью полуострова. Нельзя побывать в Крыму и не посетить знаменитый дворцовый ансамбль и его великолепный парк. Здесь можно полюбоваться красивыми видами, получить незабываемые яркие впечатления. Туристы, приезжающие в Алупку, любят делать фото на фоне дворца и зубцов горы Ай-Петри.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Воронцовском дворце в Крыму
Воронцовский дворец. Алупка. Достопримечательности Крыма:
Воронцовский дворец
Внутренние покои Воронцовского дворца
В помещения дворца вы, скорее всего, попадете организованно, в составе экскурсии, к вам приставят экскурсовода, который расскажет всё наилучшим образом. Так что остановимся только на некоторых деталях.
Дворец-музей
Во дворце насчитывается около 200 комнат (включая и служебные помещения), парадные комнаты занимают не более трети всего комплекса. Алупкинскому дворцу повезло — в 1921 году, после национализации, его, в отличие от остальных дворцовых комлексов Южнобережья, превратили не в пролетарский или, что еще ужаснее, крестьянский, санаторий, а в музей дворянского быта. Это на долгие годы наложило отпечаток на характер научно-просветительской работы, ведущейся здесь. Основная мысль: в то время как народ там. представители паразитических классов здесь. Это сквозит во многих изданиях вплоть до позднесоветских времен. Нынче с идеологией поспокойнее; например, одна из проводившихся здесь в последние годы конференций, называлась даже несколько сентиментально — «Мир усадебной культуры».
В 20-е гг. XX в. фонды музея были изрядно пополнены раритетами из художественных собраний южнобережных дворцово-усадебных комплексов, принадлежавших Романовым, Юсуповым, Строгановым и многим другим владельцам. В Алупке сконцентрировалось огромное собрание произведений живописи, художественной бронзы, предметов прикладного искусства, высокохудожественной посуды и мебели. Впоследствии этих фондов хватило на формирование нескольких музейных экспозиций в крымских городах, но многое было вывезено для дальнейшей реализации за рубеж и утрачено из-за халатного отношения к ценнейшим предметам искусства.
Работами по формированию экспозиции руководил вступивший в должность главного хранителя музея А.Г. Корнеев — энтузиаст музейного дела и знаток западноевропейского искусства, вокруг него собралась группа сподвижников из уцелевших представителей местной интеллигенции. Уже в предвоенное время Алупкинский дворец-музей стал широко известным и посещаемым культурным центром, наладилась исследовательская и издательская деятельность.
Войну и оккупацию дворец пережил с утратами, музейное собрание оккупанты существенно «подчистили»: вывезли более 500 экспонатов различного характера. Зданиям был нанесен немалый ущерб, в 1944 году комплекс едва не взорвали, однако всё обошлось, и уже в феврале 1945 году Алупка принимала английскую делегацию во главе с У. Черчиллем, прибывшую на Ялтинскую конференцию делить мир.
Далее следует самое темное десятилетие в истории Алупкинского дворца. Не вполне ясно даже, к какому ведомству он относился, на книжных штампах библиотеки числится: «Спецобъект МВД №. ». Здесь проложили линии правительственной связи, построили небольшой бункер-бомбоубежище. Наверное, все госдачи таким образом обустраивали.
Вновь в качестве музея дворец открыли только в 1956 году, объяснив публике, что десять лет ликвидировали последствия ущерба, нанесенного оккупантами.
В наши дни Алупкинский дворец-музей — это значительное собрание художественных и историко-культурных ценностей, более 700 живописных произведений, около 6000 гравюр, коллекции предметов прикладного искусства и быта, собрание документов и старинных карт, подлинники проектных чертежей архитекторов Гунта и Блора. Гордостью Алупки являются в значительной мере сохранившиеся интерьеры и отделка помещений.
Хотя, конечно, сохранилось далеко не всё, и не всё из того, что сохранилось, вам покажут. Часть дворцовых покоев не избежала участи побыть санаторными помещениями до середины 70-х гг. XX в. Там созерцать особо нечего, реставрированы фасады, и на том спасибо. Уже в изданиях начала XX в. отмечалось, что дворец имеет пустынный вид, его великолепная обстановка по большей части была вывезена еще вдовой князя С.М. Воронцова в Италию.
Вестибюль
Однако войдем. Экскурсию по покоям дворца хотя бы один раз следует совершить. Уже в парадном вестибюле возникает ощущение, что вы переноситесь в Российскую империю XIX в. С огромных живописных полотен на вас умиротворенно смотрят герои давно ушедшей эпохи. На Северной стене портрет матушки-государыни Екатерины II кисти Рокотова. Над каминами портреты родителей супруги графа Воронцова, Елизаветы Ксаверьевны, ее матери А.В. Браницкой и отца К.П. Браницкого с сыновьями, «гонорового» польского магната. Отчего-то предки владельцев дворца представлены односторонне. Интерьер дополняют уникальные ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.
Кабинет графа Воронцова
Проследуем в кабинет графа. Интерьер весьма сдержан, отвечает строгим вкусам англомана-хозяина. Деловая атмосфера подчеркивается симметрией расположения дверных проемов, расстановкой мебели. Обставлен кабинет уникальными изделиями европейских мастеров рубежа XVIII-XIX вв. Гармонично подобраны вещи различных стилей: готики, ренессанса и барокко. Единство поддерживается строгими линиями и цветом камина.
Освещен кабинет трехчастным окном в эркере, отсюда открывается вид на верхний парк и утесы Ай-Петри. На стене висит портрет хозяина на склоне лет, отягощенного фельдмаршальскими эполетами, он изображен на фоне так и не усмиренного им Кавказа.
Многое в кабинете напоминает о событиях Отечественной войны 1812 года: здесь находятся портреты соратников графа, боевых генералов Ф. Уварова и Л. Нарышкина, скульптурные изображения предводителей союзных армий А. Веллингтона и Г.Л. Блюхера. Бронзовые каминные часы французского литья освежают в нашей памяти патриотический сюжет: здесь запечатлены Минин и Пожарский.
Ситцевая приемная
Далее находится Ситцевая приемная. Стены небольшой комнаты действительно затянуты тканью теплых тонов, с приятнейшим рисунком. Интерьер более поздний — 60-70 гг. XIX в., первоначально это был малиновый кабинет Е.К. Воронцовой. Привлекает внимание хрустальная люстра работы русских мастеров. На стенах сентиментальные пейзажи русских и европейских художников. Примечательны крымские сюжеты. Очень привлекателен столик итальянской работы, отделка столешницы выполнена из смальты — цветного стекла. Важный элемент интерьеров — мозаичный паркет, набранный из многих пород дерева различных тонов, причем рисунок нигде не повторяется. Посетители бесшумно скользят по паркету дальше — в Китайский кабинет.
Китайский кабинет
Снова мода на «счастливый восток», но не ищите здесь подлинных предметов, вывезенных из Поднебесной. Китай присутствует здесь скорее символически, как и Альгамбра, важна сама идея связи с экзотическим восточным миром. Даже стилизованные циновки сплетены русскими мастерицами. Льняная скатерть на столике, возможно, собственноручно вышита Е.К. Воронцовой. Восточные сюжеты на лакированных дверцах встроенного шкафчика не должны вводить в заблуждение — он английской работы. Напоминающий своей формой черепаший панцирь угловой шкафчик имеет не только художественное, но и мемориальное значение — это подарок императрицы Александры Федоровны. Через двухстворчатую стрельчатую дверь можно проникнуть прямо в портал южного фасада, однако сюда не пускают.
Голубая, или артистическая, гостиная
Далее следуем в наполненную светом просторную Голубую, или артистическую, гостиную. Изначально интерьер здесь был выдержан в восточном стиле и комната называлась Турецкой.
Невозможно представить уважающий себя аристократический дом XIX в. без музицирования и домашних театральных действ. В солидном жилище для этого отводилось специальное помещение. Здесь это Голубая гостиная.
Композиционное единство интерьера обеспечивает изумительно тонкий белоснежный лепной орнамент на лазурных стенах и потолке. Торжественности интерьеру добавляют бронзовые канделябры и люстры изысканных форм, мягкий узор огромных фаянсовых ваз. Поблескивают каминные часы с фигурами Дианы и Аполлона. Мебели немного, акцент сделан на прекрасный белый рояль. Сама Елизавета Ксаверьевна была незаурядной пианисткой. Значительную часть библиотеки составляло собрание нотных партитур.
В этой гостиной в 1863 году в последний раз выходил к зрителям Михаил Щепкин, в 1898 году пел молодой Федор Шаляпин, а аккомпанировал ему Сергей Рахманинов.
Будуар
Следуем далее в небольшой будуар. Здесь снова царит классика. Паркет скромного рисунка, светлые стены, резные рамы зеркал, удобная мебель мягких форм — большинство предметов создано руками русских умельцев. На стенах портреты персон из времен блестящего екатерининского царствования: дядюшка князя, дипломат А.Р. Воронцов; знаменитая родственница, президент Российской императорской Академии наук Е.Р. Дашкова. Эта почтенная дама пережила в молодости много приключений в компании с будущей императрицей и сыграла не последнюю роль в восшествии Екатерины II на российский престол.
Парадная столовая и бильярдная
Для парадной столовой отведен отдельный корпус. Помещение грандиозно, полтораста квадратных метров при восьмиметровых потолках. Здесь, как и положено в столовых средневековых замков, темновато, несколько помпезно и таинственно, но вместе с тем как-то своеобразно уютно. Когда-то здесь повсюду были свечи: десятки канделябров и люстр с сотнями свечей. Электричество появилось здесь чуть позже, чем в Баскервилль-холле у сэра Генри, в 1915 году. А как всё это можно было отопить каминами, не спрашивайте, видимо, периодически здесь бывало довольно холодно, притом что большая часть окон не имеет двойных рам. Возможно, часть помещений при необходимости специально готовили к зимнему сезону, иначе было бы чрезвычайно неуютно.
Вернемся же к столовой, здесь царит тюдоровская готика. Особенно хорош резной деревянный потолок, воспроизводящий формы готических перекрытий с висящими замковыми камнями. Мотивы резьбы, цвет и рисунок дубового потолка повторяют стенные панели, оконные переплеты, навершия дверных проемов. Свет проникает в зал сквозь окна эркера в южной стене и две остекленные двери. Некогда через них можно было выйти прямо на южную террасу дворца.
Под стать грандиозности зала и мебель: четыре сдвинутых вместе внушительных стола со столешницами из плах красного дерева, покоящихся на массивных тумбах с ножками в виде звериных лап. Вокруг две дюжины стульев, обивка для каждого из них некогда была не выкроена, а выткана в Лионе единым куском. В эркере «расположился» внушительный сервант. Его мощные формы дополняют буфеты, стоящие у западной и восточной стен зала. Как писали сто лет назад, «уставленные редкостными жбанами, кувшинами и кубками». Их резьба особенно хороша: крупные детали, высокий рельеф, четкий растительно-геометрический орнамент. Все это тщательнейшим образом до равномерного матового блеска отполировано. Когда проходишь мимо, всегда хочется провести рукой по гладеньким бокам почтенной мебели, чего делать не следует (хранители музея этого не одобряют).
Как и положено в средневековой английской обеденной зале, здесь устроены большие камины. Правда, они расположены не на самом «почетном» месте, как следовало бы в «правильной» английской столовой, а установлены по сторонам от, казалось бы, совершенно здесь неуместного фонтана, выложенного майоликовыми плитками с изображениями фантастических животных (опять дань восточным вкусам, всё же Крым, не Англия).
Над фонтаном резной деревянный балкончик, где в особо торжественных случаях мог разместиться квартет музыкантов. Попадали туда прямо из свитского корпуса по железному мостику над проездом. Из значительных деталей интерьера столового корпуса осталось упомянуть живописные панно с романтическим сюжетами. Размещенные в простенках, над буфетами и каминами, они как бы дополняют пейзаж, открывающийся из окон.
В столовой осталась масса презанятнейших мелочей, однако заглянем в бильярдную, где помимо бильярдного стола привлекает внимание ломберный столик и коллекция живописных работ европейских мастеров XVII-XVIII вв. Отделкой комната напоминает вестибюль. Осмотримся и вернемся в Зимний сад.
Зимний сад
Зимний сад устроили, застеклив длинную открытую южному солнцу лоджию, соединявшую жилые покои и столовый зал. Редкий по изысканности интерьер создан здесь сочетанием экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высадили вьющийся фикус, расставили кадки с деревьями, сделали небольшой беломраморный фонтан. География присутствующих здесь растений широка: араукарии с тихоокеанских вулканических островов, манстера из Южной Америки, африканцы саговник и финиковая пальма.
Среди растительной экзотики разместилась коллекция мраморных скульптур. Копии антиков: Аполлон Бельведерский, купающаяся Афродита, муза Урания. Жанровая скульптура европейских мастеров: смеющаяся шаловливая девочка Корбеллини и работа Маркеста «Первые шаги».
Вдоль южной стены ряд мраморных бюстов, по образцу скульптуры позднего Рима, снова Екатерина Великая, здесь весьма пожилая, бюсты четы Воронцовых, рядом ироничный старец — Воронцов-папа, по соседству с ним его современник английский премьер Вильям Питт-младший.
Что нам не показали
Экскурсантам не показывают помещения на втором этаже и антресолях, там располагались спальни. По-видимому, оформлены они были много скромнее: панели светлого дерева, не очень изысканная лепнина карнизов и потолков, гладкий паркет. Обстановка, надо полагать, утрачена. Комнаты просторные, светлые, думается, прохладные; отопление — те же камины, однако дворец все же предназначен в первую очередь для летнего проживания.
А вот то, что мы не были в библиотеке, действительно достойно сожаления. Как уже отмечалось, библиотека занимает отдельный корпус. Книгохранилище расположено на втором этаже. Некогда книжное собрание Воронцова насчитывало до 25 тысяч томов и по своему характеру было энциклопедическим. Здесь же хранилось собрание гравюр XVI-XVIII вв. и старинных карт. Естественно, за прошедшее столетие фонды библиотеки изрядно прорежены, сказался энтузиазм первых лет советской власти, война также не обошла их стороной, затем значительную часть собрания изъяли в фонды библиотеки АН СССР, часть съели мыши. Но и то, что сохранилось, представляет внушительное зрелище и немалую научную и библиографическую ценность.
Естественно, основная часть библиотечного интерьера — это четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами, высотой почти до потолка. До верхних полок было бы не добраться без забавного столика-стремянки. Потолок помещения похож на потолок столовой, но несколько скромнее. В ячейках-кессонах находятся лепные геральдические композиции: гербы Воронцовых и Браницких. Массивный письменный стол, удобное кресло, рядом пара огромных глобусов на резных трехногих подставках: сфера земная и сфера небесная. Против выходящих на юг окон, над камином, в оформленной резьбой нише находится парадный портрет католикоса Армении мудрого Нерсеса V.
Иванов А.В. Алупка: путеводитель. – Севастополь: Библекс, 2008.