Что внес аристотель в зоологию
Аристотель как зоолог
Научному изучению животного мира положил начало величайший мыслитель древности Аристотель, живший в IV веке до нашей эры (384–322 годы). Ему принадлежит первая попытка научной классификации животного мира. Аристотель разделил его на «животных с кровью» (за кровь он признавал только жидкость красного цвета; следовательно, в эту группу вошли позвоночные) и «животных без крови» (сюда были отнесены все беспозвоночные).
Кроме того, Аристотель написал книгу «О частях животных» — первый по времени трактат по сравнительной анатомии, в котором нашли выражение, пока ещё в несовершенном виде, принцип корреляции, или соответствия в развитии органов, принцип экономии («природа пользуется одной и той же частью тела для многих дел») и принцип аналогии (части, разнородные по своей форме, но соответствующие друг другу по своей функции). А в книге «Возникновение животных» Аристотель пытается подойти и к разрешению вопросов, связанных с зародышевым развитием, то есть вопросов общей и частной эмбриологии.
Обращение к исследованию животного мира едва ли можно объяснить только гениальностью Аристотеля и исключительной широтой его научных интересов. Аристотель жил в эпоху, когда греческий мир уже вышел за пределы Эллады и западного побережья Малой Азии и войска Александра Македонского в своём движении на Восток дошли до Индии. Завоеватели увидели иные страны и иную природу, а их предводитель, который в юности сам был учеником Аристотеля, содействовал сбору тех материалов, которые, наряду с результатами собственных наблюдений, использовал Аристотель в своих зоологических работах.
Однако, как известно, империя Александра Македонского вскоре после его смерти распалась, а вместе с тем ослабли или порвались непрочные связи греческого мира со странами Востока. Центром дальнейшего развития античной культуры — культуры эллинистической — стала Александрия — новый город в пределах того же Средиземноморского побережья.
Начался период национального распада Греции, а затем и утраты её политической самостоятельности. В области философии шла борьба материалистов с идеалистами и мистиками, а конкретное изучение животного мира, начатое Аристотелем, в этих условиях не получило дальнейшего развития.
Что внес аристотель в зоологию
АРИСТОТЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ
Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384—322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук».
Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего времени. Аристотель дал верное объяснение причин появления радуги, определил звук как колебание воздуха, доказал шарообразность Луны.
Его имя навсегда осталось бы в науке, даже если бы он занимался только биологией. Огромный труд Аристотеля «История животных» состоит из десяти томов. В нем он описал 500 видов животных и впервые в науке дал их классификацию. К этому труду Аристотелем было создано приложение из семи атласов по анатомии животных.
Аристотель сделал много зоологических открытий. Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц, установил биение сердца у куриного зародыша на третий день его развития в яйце, обнаружил во внутреннем ухе животных особый орган — улитку и многое другое. В «Истории животных» Аристотель заявил, что самка гладкой акулы откладывает яйца в собственное тело, где и происходит их дальнейшее развитие. Около двухсот лет ученые-зоологи смеялись над этой «выдумкой», пока не была доказана правота «отца зоологии».
Знаменитый французский ученый Жорж Кювье (1769—1832) — основатель сравнительной анатомии и палеонтологии, создатель современной классификации животных-писал о том, что не может понять, каким образом человек мог собрать и сравнить такое множество фактов. Имеются сведения, что Аристотель был учителем Александра Македонского, который предоставил в распоряжение своего бывшего воспитателя несколько тысяч человек, которые собирали все, что могла дать охота, ловля птиц, рыболовство.
Аристотель внес в науку идею лестницы существ, на ступенях которой он расположил все природные тела: минералы, растения и животных, по мере нарастания их сложности. На вершину этой лестницы Аристотель поставил человека, отличающегося, по его мнению, от животных наличием интеллекта.
Используя содержание текста «Аристотель — основоположник зоологии» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.
1) Как назывался главный труд Аристотеля по зоологии?
2) Кто является создателем современной классификации животных?
3) Почему Александр Македонский помогал Аристотелю в его исследованиях?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «История животных».
3) Аристотель был учителем Александра Македонского.
Аристотель | 10 основных вкладов и достижений
Аристотель был древнегреческим философом и ученым, который считается одним из величайших мыслителей в истории. Более того, наряду с Платоном, он считается “отцом западной философии”. В течение своей жизни Аристотель много писал, внося заметный вклад в многочисленные области, включая физические науки, такие как астрономия, анатомия, эмбриология, геология, география, метеорология, зоология и физика. В области философии Аристотель писал об этике, эстетике управления, политике, метафизике, экономике, риторике, психологии и теологии. Он также изучал изобразительное искусство, внес значительный вклад в такие предметы, как литература, поэзия, драма и риторика. Во многих из этих многочисленных областей работы Аристотеля имели огромное влияние в течение почти двух тысячелетий, делая его одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Более того, Аристотель продолжает влиять на некоторые из этих областей даже в современную эпоху. Узнайте больше о вкладе Аристотеля через его 10 основных достижений.
Логика, разработанная Аристотелем, преобладала на Западе до середины 19 века
В западном мире Аристотель был первым, кто провел формальное исследование логики, и его система сегодня известна как термин логика, силлогистическая логика или аристотелевская логика. Логические труды Аристотеля собраны в шесть текстов, известных как Органон (”инструмент»). В одном из этих текстов, озаглавленном «категории», Аристотель дает десять слов, которые следует исследовать, чтобы получить знание о предмете: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, ситуация, состояние, действие и страсть. Наиболее выдающимся аспектом аристотелевской логики является силлогизм, классический пример которого таков: все люди смертны; Сократ-человек; следовательно, Сократ смертен. Аристотелевская логика доминировала в области логики в течение 2000 лет и широко использовалась в математике и науке, пока в конце концов не была заменена современной пропозициональной и предикатной логикой в начале девятнадцатого века. Следовательно, Аристотель широко рассматривается как отец области логики.
Аристотель, «Органон логика»
Его можно считать основателем биологии
Хотя другие западные философы также отмечали различные виды флоры и фауны, Аристотель был первым человеком, систематически изучавшим биологию. Поэтому его можно считать первым биологом в западной традиции. Более того, метод Аристотеля напоминает стиль науки, используемый современными биологами с систематическим сбором данных, открытием закономерностей и выводом из них возможных объяснений. В своих работах Аристотель называет около 500 видов птиц, млекопитающих и рыб, различает десятки насекомых и других беспозвоночных. Описывает внутреннюю анатомию более ста животных, из которых он рассек около 35. Он поместил животных в группы в соответствии с их общими особенностями и смог идентифицировать 11 поисковых групп, которые он назвал родом. Более того, он был первым, кто классифицировал животных на основе их среды обитания: таких как наземные, водные и воздушные животные.
Аристотель и его учения о животном мире
Он заложил основы психологии
Опираясь на труды более ранних философов, Аристотель написал один из самых ранних всеобъемлющих текстов в психологии. Под названием De Anima («о душе») основное внимание в тексте уделяется не духовному, а биопсихологическому, изучению психологии в биологических рамках. Термин «душа» в тексте лучше перевести как жизненная сила. Согласно Аристотелю, у животных и растений также есть души, подобные человеческим. Растения обладают вегетативной душой, которая включает в себя силы роста, питания и размножения. Кроме того, животные обладают чувствительной душой, которая включает в себя способности восприятия и передвижения. В дополнение к вышеперечисленным двум душам, люди также обладают рациональной душой, которая включает в себя силы разума и мысли. Аристотель был одним из первых, кто исследовал импульсы, которые двигали жизнью, утверждая, что стремление к воспроизведению («либидо») было преобладающим импульсом всех живых существ, который берет начало от растительной души. Наряду с либидо человеческие действия определялись также «оно» и «я». Работа Аристотеля в психологии была неоспорима в течение многих лет, и она определила историю предмета. Более того, многие из его предложений продолжают оказывать влияние на современных психологов.
Платон и Аристотель, психология античности
Его работа в метафизике оказала огромное влияние на этот предмет
Метафизика может быть определена как отрасль философии, которая имеет дело с первыми принципами вещей, включая абстрактные понятия, такие как бытие, знание, тождество, время и пространство. Это слово взято из более позднего собрания сочинений Аристотеля, которое мы теперь знаем под названием «метафизика». В Метафизике Аристотель исследует универсальные принципы бытия, абстрактные качества самого существования. Он отвергает теорию форм Платона, согласно которой все в мире было несовершенным проявлением идеальной формы. Аристотель считал эту теорию поэтической и вместо этого делал свои метафизические выводы на основе науки и эмпиризма. Основное внимание Аристотеля в Метафизике уделяется природе бытия; тому, как вещи существуют, претерпевая изменения в естественном мире; и тому, как этот мир может быть понят. Метафизика считается одним из величайших философских произведений. Помимо того, что она на протяжении веков оказывала огромное влияние на запад, она также имела огромное влияние на средневековых мусульманских философов.
Он сделал один из самых ранних вкладов в области геологии
Аристотель был, пожалуй, первым человеком, который сделал критические замечания о медленных темпах геологических изменений. Он был одним из первых, кто разработал основанную на фактических данных концепцию скорости, с которой происходят физические изменения на земле. Таким образом, Аристотеля можно рассматривать как раннего геолога. Он признал, что поверхность Земли имеет черты, которые не являются постоянными. Таким образом, жара может высушить озера, пустыни могут стать влажными, а извержения вулканов могут привести к образованию островов. Более того, даже море и Земля могут менять свои формы, когда море становится землей, и наоборот. Он отметил, что людям трудно осознать эти изменения, поскольку они происходят в сроки, во много раз превышающие среднюю продолжительность жизни человека. Он также изучал речные отложения, понимая, что окаменелые морские раковины из скал были похожи на те, что найдены на пляже, что указывает на то, что окаменелости когда-то были живыми существами.
Его труды по этике были критическими в развитии современной философии
Этика-это отрасль философии, которая включает в себя систематизацию, защиту и рекомендации концепций правильного и неправильного поведения. Она предлагает рациональный ответ на вопрос о том, как люди должны лучше жить. Добродетельная этика —это подход к этике, который подчеркивает характер человека, как ключевой элемент этического мышления, а не действия, чтобы принести хорошие последствия. Добродетельная этика возникла у Сократа и была развита Платоном и Аристотелем. По мнению Аристотеля, когда человек действует в соответствии с добродетелью он будет делать добро и станет довольным. С другой стороны, неправильное поведение приведет к несчастью, разочарованию, неудачным целям и плохой жизни. Поэтому, чтобы вести хорошую жизнь, человеку необходимо действовать в соответствии с добродетелью. Никомахова этика — наиболее известная работа Аристотеля по этике. Она широко рассматривается как одна из важнейших философских работ. Более того, она оказала огромное влияние на Запад, оказав решающее влияние на развитие современной философии, а также Европейского права и теологии.
Он внес существенный вклад в политическую философию
В дополнение к своей работе по этике, где он фокусируется на личности, Аристотель также обратился к городу в своей работе под названием Политика. Он считает, что город должен быть природным сообществом. Более того, он считал, что город важнее общины, которая, в свою очередь, важнее личности. Известные теории, выраженные в политике, включают, что «человек по своей природе политическое животное», и город существует, чтобы обеспечить хорошую жизнь, соответствующую таким животным. В книге также дается анализ видов политической общности, существовавших во времена Аристотеля. Это также показывает, как эти политические сообщества не дотягивают до идеальной политической системы. Взгляды, выраженные Аристотелем в политике на связь между благополучием политического сообщества и его граждан; его убежденность в том, что граждане должны активно участвовать в политике, если они хотят быть счастливыми и его анализ того, что вызывает и предотвращает революцию; были источником вдохновения для многих современных теоретиков.
Он также внес существенный вклад в экономическую мысль
В политике Аристотель предлагает один из самых ранних анализов происхождения денег. Он утверждает, что они стали использоваться для удобства, поскольку люди согласились иметь дело с чем-то, что по сути своей полезно и легко применимо, например с железом или серебром. Предшественник Аристотеля Платон верил в коммунистический социальный порядок, где материальные вещи являются общими. Аристотель возражал против этого убеждения, утверждая, что это приведет к вражде среди граждан, поскольку люди будут чувствовать, что они не получают то, что по праву принадлежит им; и вознаграждение не будет пропорционально работе. Также, в отличие от Платона, Аристотель защищал право на частную собственность. Он рассматривал права собственности как механизм стимулирования, в котором люди сохраняли бы плоды их труда. Аристотель рассматривал создание богатства как средство достижения целей истины и добродетели. Он был против того, чтобы богатство становилось самоцелью, а не чем-то подчиненным высшей цели. Он также был против розничной торговли и интересов. Он полагал, что розничная торговля ведется для получения прибыли, а не для приобретения необходимых вещей, в то время как процент неестественен, так как он извлекает выгоду из самих денег, а не из их использования.
Он написал первый западный трактат о систематическом изучении литературы
Поэтика — это произведение Аристотеля, которое является самым ранним сохранившимся произведением драматической теории, а также первым сохранившимся западным философским трактатом, посвященным литературной теории, систематическому изучению природы литературы. В Поэтике Аристотель утверждает, что эпическая поэзия, трагедия, комедия, дифирамбическая поэзия, живопись, скульптура, музыка и танец — все это в основе своей акты мимесиса (“подражания”). Затем он различает подражания на основе: различий в музыкальном ритме, гармонии, метре и мелодии; различий добра в характерах; и разницы в том, как повествование представлено. Аристотель далее классифицирует подражание в их различии объективного. Например, он утверждает, что комедия — это драматическое подражание людям хуже среднего, а трагедия — драматическое подражание людям лучше среднего. Наконец, он различает подражания по способу подражания: через повествование или характер; через изменение или без изменения; через драму или без драмы.
Он написал одну из самых влиятельных работ по риторике
Через риторику, трактат об искусстве убеждения, Аристотелю также приписывают развитие основ риторики и влияние на развитие риторической теории с древности до современности. Риторика Аристотеля предполагает, что говорящий может использовать три типа призывов, чтобы убедить аудиторию: этос-призыв к характеру говорящего; пафос-призыв к эмоциям аудитории; и логос-призыв к логическому рассуждению. Он также классифицирует риторике в трех жанрах: epideictic, торжественных речей, нужных для того, чтобы хвалить или ругать; судебные, судебные речи о виновности или невиновности; и совещательные речи, призывающие аудиторию принять решение по вопросу.
Аристотелевская физика
Аристотель выдвинул много теорий в физике, которые сегодня называются аристотелевской физикой. Эти теории считались правильным объяснением многочисленных явлений на протяжении почти двух тысячелетий. Только после работ таких ученых, как Коперник, Галилей, Декарт и Ньютон, было доказано, что аристотелевская физика была неправильная и нежизнеспособная. Например, Коперник и Кеплер установили, что Земля вращается вокруг Солнца, в то время как Аристотель утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли. Телескоп Галилея ясно показал горы и кратеры на Луне, доказывая ошибочность аристотелевской идеи о безупречно совершенной гладкой Луне. Эксперименты Галилея далее доказали, что скорость, с которой что-то падает на землю, не зависит от его массы, в то время как Аристотель считал, что более тяжелые объекты падают на землю быстрее, чем более легкие.
Презентация по биологии на тему «Аристотель «отец» зоологии и первой систематики
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аристотель как «отец» зоологии и первой систематики Алфимова Ю.В.
Аристотель «отец» зоологии Аристотель, древнегреческий философ и ученый, родился в 384 г. до н. э. в Стагире (греческая колония), в семье придворного врача. Отец сам обучал мальчика медицине и философии, (в то время понятия неразделимые).
Аристотель — создатель биологии как науки Объединил изучение природы, свойственное медикам, с философией. Профессия врача была наследственной, Аристотель с детства был знаком с врачебным искусством. Об этом говорит тот факт, что впоследствии даже в самых сложных философских трактатах он часто пояснял свои мысли примерами из медицинской практики. Когда Аристотелю исполнилось 15 лет, его отец умер, и опекуном Аристотеля стал муж его старшей сестры Проксен. Это был образованный человек, имевший обширную библиотеку. Аристотель увлекся философией и не захотел становиться врачом. В 17 лет он уехал в Афины и поступил в Академию Платона. Закончив обучение, он остался преподавать в Академии.
В этом месте по предположениям ученых находился Лицей Аристотеля
. В трактате «Топика» даются принципы изложения научного материала. Аристотель предлагает излагать материал в следующем порядке: 1. Что было известно ранее по данном)’вопросу. 2. В чем суть проблемы. 3. Изложение фактического материала. 4. Выводы. До сих пор мы пользуемся этой схемой, добавились «Материалы и методы» Аристотель разделяет науки на теоретические (знание ради знания), практические и поэтические (творческие). Теоретические — физика, математика, первая философия (метафизика) Практические — этика и политика (наука о государстве) Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
Материя (греч ΰλη, греческое ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий):воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция) Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение)
Зоологические труды К собственно зоологическим трактатам относятся «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» «О движении животных» Необходимость выделения родовых и видовых категорий, то есть создание системы, и предлагает принципы классификации: 1. Выделять видовые и родовые признаки. 2. Использовать комплексы признаков; в противном случае может возникнуть перекрывание систематических единиц. Не использовать для характеристики отрицательных признаков; например, у рыб, змей и моллюсков нет ног, но во всем остальном они различны и поэтому признак «ноги отсутствуют» не может характеризовать ни один из этих родов. Система животных, созданная Аристотелем, включает 9 высших родов. Всего ему было известно около 500 видов животных
Созданная Аристотелем система животного мира Животные с кровью: I Звери (75). Живородящие четвероногие с волосами (млекопитающие без китообразных и ластоногих). II Гады (20). Яйцеродящие четвероногие, иногда безногие, с щитками на коже (рептилии и амфибии). III Птицы (160). Яйцеродящие, двуногие, с перьями; летающие. IV Киты (4). Живородящие, безногие, живут в воде; дышат легкими (китообразные и тюлени). V Рыбы (117). Яйцеродящие (иногда живородящие), безногие, с чешуей или гладкой кожей, живут в воде; дышат жабрами. Животные без крови: VI Мягкотелые(Т). Тело мягкое, среднее по консистенции между мясом и сухожилием, образует мешок; ноги на голове (головоногие моллюски). VII Мягкоскорлупные(15). Покров рогового характера облегает мягкое тело; имеется большое количество ног (большинство ракообразных). VIII Черепокожие (27). Мягкое тело без ног покрыто твердой ломкой раковиной (в этот высший род он включал раковинных моллюсков, а также усоногих ракообразных, морских ежей и асцидий). IX Насекомые (81). Тело с насечками, все твердое (насекомые, хелицеровые, некоторые ракообразные, многоногие, черви).
Аристотель первым сформулировал принцип корреляции органов. «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других». «Изменение в одном органе вызывает перемены в другом». Этот принцип он иллюстрирует множеством примеров, таких, например, как связь между наличием клыков и отсутствием рогов у млекопитающих, отсутствие резцов в верхней челюсти при наличии сложного желудка у жвачных, уменьшение числа ног у ракообразных, в зависимости от усложнения их челюстного аппарата и т. д.
Минимальным критерием жизни, присущим как животным, так и растениям, по Аристотелю является онтогенез (индивидуальное развитие), т. е. движение во времени к конечной цели (взрослому организму). Каждый живой организм имеет нечто, что определяет конечную цель и обеспечивает движение (во времени) к этой конечной цели. Это «нечто» он называет энтелехией. Непременной особенностью живых существ, согласно представлениям Аристотеля, является также питание, составляющее способность растительной души. «Питание сохраняет сущность питающегося, которое и существует до тех пор, пока оно питается. При этом питание способствует порождению, но не того существа, которое питается, а подобного питающемуся». Так что «растительная способность и способность воспроизведения — одно и то же». Животные обладают более развитой душой — чуствующей. Поскольку растительная душа не может обеспечивать наличие ощущений, он приходит к выводу о наличии у животных особой чувствующей (aisteticon) души, или способности к ощущениям. «Если бы тело, способное к передвижению, не обладало ощущением, оно бы погибло и не достигло цели, назначенной ему природой. В самом деле, как могло бы оно питаться?».
Если способность к онтогенезу всегда проявляется, так сказать, «в полном объеме», степень развития души чувствующей может быть различной. Важнейшим ощущением является осязание, присущее всем животным. Это единственное чувство, утрата которого приводит животное к гибели. Низшим животным присуще только осязание. «Вкус необходимо есть некоторого рода осязание, потому что он и есть ощущение осязаемого и пригодного для питания». Осязание и ощущение вкуса происходит только при непосредственном контакте с объектом. Все прочие ощущения (зрение, слух, обоняние) возникают без такого контакта и для них нужны специальные органы. Отсутствие какого-то органа свидетельствует об отсутствии у животного соответствующих ощущений.
Очень многое из того, что было описано Аристотелем, он видел сам. И это характеризует его как прекрасного натуралиста. Более того, некоторые приведенные им факты долгое время считались сказками, но впоследствии подтвердились. К таким фактам относится описанное им своеобразное оплодотворение осьминогов при помощи отделяющегося щупальца самца (гектококтиля), который еще во времена Кювье считали самостоятельным животным. Лишь недавно подтвердилось и другое наблюдение Аристотеля: «Из речных рыб сом самец проявляет большую заботу о детях: самка, породив, удаляется, а самец остается сторожить яйца в том месте, где их скопляется больше всего. Он не приносит другой пользы, кроме того, что удерживает других рыбок, чтобы они не расхитили потомство, и делает это в продолжение сорока или пятидесяти дней, пока мальки, выросши, не будут в состоянии ускользать от других рыб».
. Ответ Платона — да, идеи существуют, и только они и реальны Идеи существуют до вещей, universalia anteres Ответ Аристотеля — да, идеи существуют как то общее, что есть В единичных вещах. Существуют в вещах, universalia in rebus Возражения Аристотеля 1. Бесполезны для познания чувственного мира. Если в идеях нет ничего, чего не было бы в вещах-Зачем они для познания идей? 2. Если мир идей жестко отграничен от мира вещей-зачем он для познания вещей? 3. Среди идей есть более и менее общие. Более общая идея — находится в своем особом мире по отношению к менее общей? «Третий человек» 4. Если мир идей полностью отграничен от мира вещей — он не может быть причиной движения в мире вещей. Спор Платона с Аристотелем — начало многовекового спора об универсалиях
Аристотель — методы и подходы Логика, Индукция, Эмпиризм Аристотель не считал свои выводы истиной в последней инстанции и прекрасно понимал, что новые факты могут изменить его выводы. Так, раздел о пчелах в трактате «О возникновении животных» он заканчивает следующими словами: «Вот как обстоит дело относительно возникновения пчел, если исходить из рассуждений и из фактов, наблюдающихся у них; только факты эти недостаточно известны. Но если когда-нибудь они станут известными, то доверять следует больше чувствам, чем рассуждению, а рассуждениям только в том случае, если они окажутся в согласии с явлениями».
. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников. Спустя несколько месяцев умер от болезни желудка в 322 г. до н. э.
Вывод В итоге помним о том, что наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление зоологии, философии мысли, а также и ботаники. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной зоологии и философии.