Что влияет на выбор образовательной технологии

Факторы определяющие выбор технологии обучения

Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть фото Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть картинку Что влияет на выбор образовательной технологии. Картинка про Что влияет на выбор образовательной технологии. Фото Что влияет на выбор образовательной технологии

Факторы определяющие выбор технологии обучения

Выбор технологии обучения зависит от:

а) приоритетности целей образования;

б) специфики содержания обучения (учебного материала);

в) состава студентов (их уровня развития и подготовленности;
мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста и т. п.);

г) уровня развития технической оснащенности учебного про­цесса.

Покажем на примерах, как различные факторы определяют выбор (разработку) технологий обучения.

1. Приоритетность целей образования. В процессе обучения реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития сис­тем образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и обуславливает возникновение новых технологий обучения или мо­дернизацию существующих.

Назовем разные цели и соответствующие им технологии обу­чения.

а) Подготовка эрудированного специалиста, владеющего
стройной системой знаний, обладающего большим запасом информа­ции.

Технологии: лекционно-семинарский метод; использование информационных технологий для самостоятельного пополнения зна­ний.

б) Подготовка профессионала-специалиста, способного квали­фицированно решать профессиональные задачи.

Технологии: моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; конкретное обучение; организация профессионально ориентированной НИР в учебном заведении; погружение в профес­сиональную деятельность (в различных вариантах); деловые игры.

в) Подготовка специалиста способного видеть, формулировать
проблемы, выбирать способы и средства для их решения.

Технологии: проблемное обучение (в разных видах и сочета­ниях); проблемные лекции; проблемные семинары; учебные дискус­сии; поисковые лабораторные работы; научно-исследовательская ра­бота, направленная на поиск решений принципиально новых проблем; организационно-деятельностные игры; организация КМД (коллектив­ной мыслительной деятельности) в малых и больших группах.

г) Формирование активной личности в процессе обучения, спо­собной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-
познавательную и профессиональную деятельность.

Технологии: установление соотношения аудиторной и внеау­диторной самостоятельной работы в пользу последней и выбор соот­ветствующей организации учебного процесса, методов и средств обу­чения; установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и выбор соответствующей организации учеб­ного процесса; методов и средств обучения; опережающая самостоя­тельная работа (предшествующая лекциям и семинарам, основанная на использовании информационных технологий); индивидуализация обу­чения (более свободный выбор тем, работ, курсов; работа по индиви­дуальным учебным планам в своем темпе); индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования); программированное обучение; научно-исследовательская работа, ор­ганизованная таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (применение информационных технологий); использование АОС в учебном процес­се.

Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно различные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используются разные. Кроме того, как говорилось ранее, выбор техно­логий определяется также и другими факторами.

2. Влияние содержания обучения на выбор технологии. Существенно важным при определении (выборе) технологии является
содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, ос­нованные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла. Специфические технологии свойственны изучению гума­итарных дисциплин, иностранного языка и т. п. Перенос технологий обучения из одной дисциплины в другую не всегда эффективен и целесообразен.

3. Влияние оснащенности учебного процесса на выбор тех­нологии. Уровень развития учебно-материальной базы влияет на вы­
бор или разработку технологии. Моделирование профессиональной
деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда мож­но имитировать соответствующую производственную ситуацию. Про­граммированное обучение возможно лишь при наличии соответст­вующего машинного и программного обеспечения. Применение ин­формационных технологий в учебном процессе возможно лишь при
наличии соответствующей базы данных или включений в общую сис­тему информации региона, страны. Таким образом, возникновение но­вых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с уче­том возможностей эффективного их использования. Характерным в этом отношении является возникновение на определенном этапе так
называемой компьютерной технологии обучения. На современном
этапе идет активное внедрение в учебный процесс новых информаци­онных технологий.

Следует предостеречь, что нельзя принимать за новую техно­логию обучения создание (разработку) отдельных методов, приемов или средств обучения, которые могут быть применены как в разных технологиях, так и являться основой для создания новой технологии, ориентированной на достижение той или иной цели совокупностью форм, методов и средств обучения.

Какова роль органов управления средним профессиональным образованием в разработке технологий обучения?

Существенно важно, чтобы была обеспечена полнота разра­ботки технологий как по основным целям образования, так и с учетом специфики содержания обучения, развития системы средств обучения, особенности контингента обучаемых. Определение приоритетных це­лей образования, требующих на данном этапе разработки соответст­вующих технологий, обеспечение всеохватности названных выше на­правлений, обобщение и систематизация разработок, адресность реко­мендаций преподавателям должны стать заботой и центральных орга­нов среднего профессионального образования. Разработанная техно­логия только тогда представляет собой ценность, когда она взята на вооружение большинством преподавателей, принята ими в силу убе­дительности ее практической значимости, доступности пониманию, обобщенности (возможности переноса с одной учебной дисциплины на другую).

Изучение технологий обучения должно стать предметом со­держания подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведе­ний.

Как рождаются новые технологии?

Какие новые технологии нужны нам в современных усло­виях?

Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отноше­ний в мире труда, сложные экономические условия требуют подготов­ки человека к активному самостоятельному решению многих жизнен­ных вопросов, среди которых: выбор образовательной траектории, вы­бор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содер­жания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро ликвидировать имеющиеся пробелы в зна­ниях.

Сегодня есть научные предпосылки к разработке новых техно­логий. В центре внимания исследований зарубежных и отечественных психологов находятся проблемы личности. Начаты исследования в области конкретной личности студента (, и др.). В отличие от предыдущего примера о моделирования профессио­нальной деятельности уже приняты и административные решения: в образовательную работу студентов введены элективные курсы наря­ду с обязательными, причем доля элективных курсов составляет поч­ти 20% в нормативах учебного плана. Таким образом, новые условия предлагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Однако еще не разработаны соответствующие личностно-ориентированные техно­логии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения.

В рамках научно-технической деятельности создана мощная база средств, ориентированных на удовлетворение требований этой новой, рождающейся технологии обучения. Речь идет о научном и практическом решении проблемы информатизации общества и ин­форматизации образования.

Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательных систем ин­формационными средствами, технологиями и продукцией. Однако но­вые информационные технологии являются ничем иным, как средст­вами обучения. Это средство будет востребовано и использовано сту­дентами и преподавателями лишь тогда, когда будет создана соответ­ствующая технология обучения, побуждающая и даже принуждающая студентов к пользованию новыми информационными технологиями. Мы можем затратить большие средства на их разработку, хотя они и так разрабатываются в рамках исследований по информатизации об­щества, но можем не достигнуть в процессе обучения сколько-нибудь значительных результатов в плане овладения студентами новыми ин­формационными технологиями, если не будет соответствующих тех­нологий обучения.

Занимается ли кто-нибудь проблемой личностно-ориентированных технологий сегодня?

Однако при более основательном знакомстве с материалами обнаруживается, что крен все-таки усилен в направлении разработки средств обучения, а не эффективности применения их в учебном про­цессе для достижения таких значимых целей, как повышения уровня интеллектуальной подготовки студентов (развитие проблемного мыш­ления, обеспечение готовности решать нетиповые задачи на основе стандартных методов), индивидуализация обучения, формирование активности личности в процессе обучения.

Мы считаем, что именно в этих направлениях и должны быть усилены психолого-педагогические исследования и начаты разработки новых технологий обучения.

Источник

Факторы, определяющие выбор технологии обучения

Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть фото Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть картинку Что влияет на выбор образовательной технологии. Картинка про Что влияет на выбор образовательной технологии. Фото Что влияет на выбор образовательной технологии

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет учебные заведения пересмотреть как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения научно – технического прогресса в новые технологии обучения.

Термин «технология», имеющий технократическое значение, в течение длительного времени «пробивал себе дорогу» и признание применительно к педагогическому процессу. Он правомерно отторгался педагогами – сторонниками точки зрения, что педагогическая деятельность сродни искусству и поэтому не может быть жестко регламентирована.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технологии обучения могут выступать и как самостоятельные педагогические категории, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Выбор технологии обучения зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения (учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса. Рассмотрим эти основные факторы.

Приоритетность целей образования.

В процессе обучения реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и обуславливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих. Назовем разные цели и соответствующие им технологии обучения.

Влияние содержания обучения на выбор технологии.

Существенно важным при выборе технологии является содержание учебной дисциплины. Все технологии обучения, основанные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения применяются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, гуманитарные дисциплины и другие). Перенос технологий обучения из одной дисциплины в другую не всегда эффективен и целесообразен.

Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии.

Уровень развития учебно-материальной базы влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного и программного обеспечения. Применение информационных технологий в учебном процессе возможно лишь при наличии соответствующей базы данных или включении в общую систему информации регион, страны. Возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей эффективного их использования.

Учет состава обучающихся при разработке технологии обучения.

Среди признаков, определяющих выбор технологии – особенности состава обучающихся: их возраст (степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); их физическое состояние – здоровые люди или инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом физических возможностей); уровень подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях на первых этапах обучения, специфическая организация работы с одаренными студентами); количество обучающихся (различие в технологии индивидуального обучения, обучение малыми группами обучения в учебной группе; потоковое обучение, массовое обучение, дистанционное).

Нельзя принимать за новую технологию обучения разработку отдельных методов, приемов или средств обучения, которые могут быть применены как в разных технологиях, так и являются основой для создания новой технологии,ориентированной на достижение той или иной цели совокупностью форм, методов и средств обучения.

Как рождаются новые технологии?

Разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в область человеческой деятельности как философского, так и психологического плана (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К.А. Абульханова-Славская, Э.Г. Юдин, М.С. Каган и др.). Работы об индивидуальном стиле деятельности, о психолого-педагогических основах профессиональной и учебной деятельности, о типах и месте задач в процессе обучения позволили вплотную приступить к разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Результаты исследований нашли документальное решение в виде квалификационных характеристик,введения новых учебных дисциплин,ориентированных на овладение профессиональной деятельностью («Основы педагогического мастерства», «Основы инженерной деятельности», «Основы изобретательства»и др.).

Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребности общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.

Время, потраченное на внедрение интерактивных технологий обучения компенсируется значительным повышением уровня подготовки студентов к реальной жизни в информационном обществе, без чего сегодня немыслима адаптация к нему и полная самореализация выпускников образовательных учреждений.

Источник

Выбор образовательной технологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Критерии выбора образовательной технологии

Один из важнейших и наиболее трудных моментов в педагогической деятельности, является выбор образовательной технологии. Осуществляя процесс выбора, педагог должен исходить из того, что каждая образовательная технология ориентирована на решение конкретных дидактических задач.

В процессе выбора образовательной технологии необходимо творчески и обоснованно оценивать возможности каждой технологии, учесть ее «сильные» и «слабые» стороны. Исходя из этого, следует опираться на оптимальное сочетание технологии с темой учебного предмета или занятия.

При осуществлении выбора образовательной технологии их принято подразделять на два вида:

Механизм выбора индивидуален и вариативен по своему осуществлению. Это связано с тем, что часть педагогов подбирают технологии в зависимости от цели и конечного результата обучения. Для вторых важно содержание учебного материала и его обучающие возможности. Третьи опираются на используемые в технологии методы и способы. Кто-то учитывает реальный практический опыт и т.д.

Несмотря на индивидуальность и вариативность выбора, все педагоги обязаны учитывать следующие критерии выбора:

Алгоритм выбора образовательной технологии

Выбор педагогом образовательной технологии осуществляется согласно следующему алгоритму:

Готовые работы на аналогичную тему

Определение актуальной цели обучения и общих задач по изучению дисциплины, курса, раздела, темы и т.п.

Осуществление анализа возможностей и характера изучаемого учебного материала. Оценка материала осуществляется по следующим параметрам:

Осуществление анализа обучаемости и учебных возможностей учащихся.

Формулировка и постановка задач, исходя из цели. Задачи ставятся двух уровней развивающие и обучающие.

Предварительное определение предпочитаемой образовательной технологии.

Корректировка и конкретизация принятого решения о выбранной технологии. Осуществляется на основании учета имеющегося времени, методического и учебного материала, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.

Факторы выбора образовательной технологии

Для выбора образовательной технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:

Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.

В случае, если цели изучаемой темы или раздела не превосходят уровня усвоения, то выбор педагога должен остановиться на репродуктивной образовательной технологии. Содержание данной технологии включает в себя:

В том случае, если цель изучение темы или раздела направлена на усвоение основных алгоритмов деятельности, то выбор останавливается на репродуктивно-алгоритмической технологии. Данная технология предполагает:

Если основной целью является формирование опыта эвристической и поисковой деятельности, то выбирается эвристическая технология, в которой преобладают дидактические методики (проблемное обучение, метод проектов, деловые игры и т.п.).

Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности (ТРИЗ – технологии, метод морфологического анализа и т.п.).

Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии (ИКТ, мультмедиа, автоматизированные обучающие системы и т.п.)

Источник

Выбор образовательной технологии- Основные направления развития педагогических технологий

При выборе новых концепций и технологий учителя в первую очередь обращают внимание на эффективность, результативность технологий. Исследуя условия для повышения эффективности методов обучения, сегодняшние учителя пришли к выводу, что некоторые из методов можно вывести на уровень образовательных технологий.

В качестве примера современных эффективных образовательных технологий отметим следующее: Технология коллективного способа обучения (А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко), Технология индивидуального обучения математике (Р.Г. Хазанкин), адаптивная система обучения (А.С. Границкая) и др.

Новое понимание педагогической технологии вводится не только как исследование в области использования ТСО (технических средств обучения), но и как исследование по определению принципов и разработке методик оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, разработки и применения методик и материалов, а также оценки применяемых методик.

Для того чтобы педагогические технологии были эффективными, они должны быть тщательно изучены. Проблема педагогических технологий как составной части педагогической системы решалась и решается многими педагогами и психологами. В.П. Беспалько, М.В. Кларин изучают определение педагогических технологий, Б.П. Лихачев в своих работах акцентирует внимание на задачах педагогических технологий. Г.И. Щукина и М.Н. Скаткин имеют активный подход к преподаванию. Однако аспект практического внедрения современных педагогических технологий в учебный процесс остается актуальным.

Целью педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса и обеспечение достижения запланированных результатов обучения.

Такой процесс обучения можно считать эффективным, что и вызывает:

Рассмотрим систему критериев оценки педагогических технологий, позволяющих характеризовать как количественные, так и качественные параметры обучения в профессионально-техническом училище на этапах проектирования и оценки результатов определенной педагогической технологии (О.Б. Хохлов, Д.В. Чернилевский).

Критерии оценки на стадии разработки новых технологий:

Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть фото Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть картинку Что влияет на выбор образовательной технологии. Картинка про Что влияет на выбор образовательной технологии. Фото Что влияет на выбор образовательной технологии

Основные направления развития педагогических технологий

Сегодня можно сказать, что человечество вступило в фазу информационных технологий своего развития, что требует кардинальных изменений во всей системе: Накопление, преобразование и использование знаний. Информационные технологии, преодолевая естественные пределы познания, определяемые природой человека, стали инструментом, с помощью которого трансформируются устоявшиеся веками ментальные модели мировоззрения. Эффективность использования информационных технологий и сетевых ресурсов обеспечивается не столько доступностью информационных массивов, сколько способностью пользователя проектировать и реализовывать информационный процесс на практике. На сегодняшний день в новой области науки — инжиниринге знаний, обработке информации с целью построения интеллектуальных систем — существует много нерешенных вопросов в практическом плане. Решение указанных проблем, как в научно-методическом, так и в практическом плане, является одной из актуальных задач современных университетов.

Если рассматривать современный университет как сложную открытую социально-образовательную систему, то можно выделить ряд подсистем, обеспечивающих и поддерживающих образовательный процесс. Эти подсистемы включают в себя: Административное управление; Методология, персонал и программное обеспечение; Техническая поддержка; Психологическая поддержка.

Каждая из вышеперечисленных подсистем является основным модулем в общей структуре деятельности высшего образования. Основными условиями функционирования всей системы являются: во-первых, цикличность и непрерывность образовательного процесса, а во-вторых, гибкость учебных планов и программ, что обеспечивает возможность их трансформации в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и растущими технологическими возможностями. Программное обеспечение должно постоянно обновляться.

Перспективное направление информатизации образовательного процесса связано с дальнейшим развитием электронных учебных курсов по основным дисциплинам общего профессионального блока и ряда дисциплин специализации. Решение этой проблемы особенно важно сейчас, когда в условиях модернизации высшего образования независимость студентов в образовательном процессе постепенно возрастает. Это становится возможным как благодаря деятельности самих студентов, так и благодаря созданию соответствующих условий преподавательским составом в частности и современной образовательной структурой в целом. Можно отметить, что развитие информационно-образовательной среды в вузе радикально меняет роль преподавателя в образовательном процессе и трансформирует критерии его профессионализма. Внедрение системы дистанционного образования означает не только изменение форм, характера и методов совместной деятельности преподавателей и учащихся, но и существенное преобразование их роли и функций в процессе приобретения и перевода знаний.

Инновации всегда были неотъемлемым атрибутом образования. Учитель не может обойтись без постоянного обновления, самосовершенствования. Благодаря уникальности индивидуальности и опыта, каждый учитель может «достичь» общечеловеческих ценностей в своей деятельности только своим неповторимым способом.

Структура педагогической технологии

Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:

2) Формализовано-описательная (описательная>:технология представлена моделью, описанием (словесным, текстовым, схематическим) целей, содержанием, методами и средствами, алгоритмами действий, используемыми для достижения намеченных результатов;

3) Процедурная деятельность, которая предстает как фактический процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, постановки их целей, планирования, организации, реализации целей и анализа результатов.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и как наука (область педагогической теории), изучающая и проектирующая наиболее рациональные способы обучения, и как система алгоритмов, методов и регуляторов деятельности, и как реальный процесс обучения и воспитания. Она может быть представлена как целый комплекс своих аспектов, или как научная разработка (проект, концепция), или как описание алгоритма (программы) деятельности, или как процесс, который фактически реализуется на практике.

Вертикальная структура этой технологии следует из общей иерархии педагогических технологий.

Каждая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Это направление деятельности, с одной стороны, включает в себя комплекс составных видов деятельности (и соответствующих технологий), а с другой стороны, само по себе может быть включено в состав деятельности (технологии) более широкого (более высокого) уровня.

По структуре этой иерархии можно выделить четыре класса образовательных технологий (соответствующих уровням организационных структур деятельности людей и организаций)

Описание образовательной технологии

Описание технологии подразумевает раскрытие всех ее основных характеристик, позволяющих воспроизводить ее. Краткое описание образовательной технологии может быть представлено в следующей структуре (по Г.К. Селевко):

(4) Организационные особенности технологии (содержание и структура EPM) рассматриваются с позиции современных идей и теорий образования, принципов последовательности, соответствия целей социальному порядку.

Любая технология, в том числе педагогическая, должна отвечать ряду основных методологических требований:

Концептуальность, т.е. обращение к определенной научной концепции, включая философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование целей образования;

Последовательность как целостность, связность частей и логика процесса;

Управляемость означает возможность постановки целей диагностики, планирования, проектирования, диагностики процесса обучения, коррекции для достижения результатов.

Эффективность через результаты и рентабельность;

Воспроизводимость как возможность повторения, применение в других аналогичных условиях.

Следующий алгоритм действий учителя является наиболее целесообразным при проектировании технологии обучения:

Первым и самым ответственным из них, от которого зависит эффективность всего дидактического процесса, является этап постановки цели, который осуществляется на диагностическом уровне. Под эффективностью в данном случае понимается степень достижения целей обучения, преобразованная в систему значимых профессиональных навыков и умений, которые должны формироваться у выпускников вузов. Диагностически значимое означает, что сформулированное качество описано настолько подробно, что его можно отличить от любого другого качества; существует метод, инструмент, критерий для четкой идентификации диагностированного качества; существует рейтинговая шкала, основанная на результатах измерения.

Следующим этапом проектирования является выбор содержания образовательной дисциплины. В качестве его критериев используются: целостное отражение в содержании учебных целей формирования всесторонне развитой личности и профессионально подготовленного специалиста; высокая научная и практическая значимость содержания; соответствие его сложности реальным учебным способностям студентов, времени, отведенного на его усвоение, а также наличие дидактико-методологической и материально-технической базы в вузе.

Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности студентов и преподавателя.

Педагогическое проектирование — это функция любого учителя, которая не менее важна, чем организационная, методическая (поиск содержания методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная функция.

Педагогическое проектирование заключается в предположении вариантов предстоящих мероприятий и прогнозировании их результатов.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.

Формы педагогического проектирования — это документы, в которых с различной точностью описываются формирование и действие педагогических систем, процессов или ситуаций (закон, устав, концепция, план).

Давайте остановимся на формах дизайна, которые в настоящее время применяются в нашей образовательной системе. Давайте рассмотрим две из них.

Концепция является одной из форм, с помощью которой уточняются основная точка зрения, основная идея, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция основывается на результатах научных исследований. Несмотря на то, что он достаточно общий и абстрактный, он имеет большое практическое значение. Цель концепции — представить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, каждая концепция включает в себя только такие положения, идеи, взгляды, которые могут быть реализованы на практике в конкретной системе, процессе.

Например, концепция профессионального образования включает объяснение общей методологии (теории, лежащей в основе), которая указывает на роль и место профессионального образования в социально-экономической системе государства и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионального образования как части целого, в котором оно функционирует.

Концепция также включает объяснение других теоретических положений о непосредственной организации образовательного процесса в образовательном учреждении: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, штатное расписание, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание административного аппарата и др.

Таким образом создаются концепции систем школьного, профессионального и высшего образования.

План — это документ, содержащий список дел (мероприятий), порядок и место их выполнения. Планы часто используются в процессе проектирования: Учебная программа школы или другого образовательного учреждения, план педагогической работы, план урока и т.д. Каждый из этих планов имеет свое назначение и структуру.

Педагогическое проектирование — это механизм развития технологий в педагогической теории и практике.

Принципы педагогического проектирования:

Принцип человеческих приоритетов как принцип сосредоточения внимания на человеческом участнике систем, процессов или ситуаций педалей является наиболее важным.

Сделайте педагогические системы, процессы и ситуации, которые вы разрабатываете, зависимыми от реальных потребностей, интересов и способностей ваших учеников.

Не навязывайте ученикам свои проекты и конструкции; умейте отступать и заменять их другими.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть фото Что влияет на выбор образовательной технологии. Смотреть картинку Что влияет на выбор образовательной технологии. Картинка про Что влияет на выбор образовательной технологии. Фото Что влияет на выбор образовательной технологии

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *