Что влияет на величину жизненной емкости легких
Что влияет на величину жизненной емкости легких
Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдоха дыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений. Частота дыхания человека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и ее величина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрастает при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом. Например, у новорожденных частота дыхания равна 60—70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25—30 лет — в среднем 16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла. Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания — вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания — это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин. Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6—8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7—10 раз.
Рис. 10.5. Объемы и емкости воздуха в легких человека и кривая (спирограмма) изменения объема воздуха в легких при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе. ФОЕ — функциональная остаточная емкость.
Легочные объемы воздуха. В физиологии дыхания принята единая номенклатура легочных объемов у человека, которые заполняют легкие при спокойном и глубоком дыхании в фазу вдоха и выдоха дыхательного цикла (рис. 10.5). Легочный объем, который вдыхается или выдыхается человеком при спокойном дыхании, называется дыхательным объемом. Его величина при спокойном дыхании составляет в среднем 500 мл. Максимальное количество воздуха, которое может вдохнуть человек сверх дыхательного объема, называется резервным объемом вдоха (в среднем 3000 мл). Максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после спокойного выдоха, называется резервным объемом выдоха (в среднем 1100 мл). Наконец, количество воздуха, которое остается в легких после максимального выдоха, называется остаточным объемом, его величина равна примерно 1200 мл.
Сумма величин двух легочных объемов и более называется легочной емкостью. Объем воздуха в легких человека характеризуется инспираторной емкостью легких, жизненной емкостью легких и функциональной остаточной емкостью легких. Инспираторная емкость легких (3500 мл) представляет собой сумму дыхательного объема и резервного объема вдоха. Жизненная емкость легких (4600 мл) включает в себя дыхательный объем и резервные объемы вдоха и выдоха. Функциональная остаточная емкость легких (1600 мл) представляет собой сумму резервного объема выдоха и остаточного объема легких. Сумма жизненной емкости легких и остаточного объема называется общей емкостью легких, величина которой у человека в среднем равна 5700 мл.
При вдохе легкие человека за счет сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц начинают увеличивать свой объем с уровня функциональной остаточной емкости, и его величина при спокойном дыхании составляет дыхательный объем, а при глубоком дыхании — достигает различных величин резервного объема вдоха. При выдохе объем легких вновь возвращается к исходному уровню функциональной остаточной емкости пассивно, за счет эластической тяги легких. Если в объем выдыхаемого воздуха начинает входит воздух функциональной остаточной емкости, что имеет место при глубоком дыхании, а также при кашле или чиханье, то выдох осуществляться за счет сокращения мышц брюшной стенки. В этом случае величина внутриплеврального давления, как правило, становится выше атмосферного давления, что обусловливает наибольшую скорость потока воздуха в дыхательных путях.
Что влияет на величину жизненной емкости легких
При вдохе увеличению объема грудной полости препятствуют эластическая тяга легких, движение ригидной грудной клетки, органы брюшной полости и, наконец, сопротивление дыхательных путей движению воздуха в направлении альвеол. Первый фактор, а именно эластическая тяга легких, в наибольшей степени препятствует увеличению объема легких во время инспирации.
Растяжимость легких ( легочной ткани ).
В нормальных физиологических условиях глубина вдоха может быть ограничена только физическими свойствами легочной ткани и грудной клетки. Сопротивление раздуванию легких, которое возникает при поступлении в них воздуха, обусловлено растяжимостью их соединительной ткани и сопротивлением дыхательных путей потоку воздуха. Мерой эластических свойств легочной ткани является растяжимость легких, которая характеризует степень увеличения объема легких в зависимости от степени уменьшения внутриплеврального давления:
где С — растяжимость (англ. — compliance), dV — изменение легочного объема (мл), а dР — изменение внутриплеврального давления (см водн. ст.). Растяжимость характеризует количественно степень изменения объема легких у человека в зависимости от степени изменения при вдохе внутриплеврального давления. Грудная клетка также обладает эластическими свойствами, поэтому растяжимость тканей легких и тканей грудной клетки обусловливает эластические свойства всего аппарата внешнего дыхания человека.
Рис. 10.6. Кривая растяжимости ( комплайенса ) легких человека. Кривые справа показывают изменение дыхательного объема легких и общей емкости легких, возникающие при изменениях внутриплеврального давления без учета влияния тканей грудной клетки. Легкие полностью не спадаются, если внутриплевральное давление становится равным нулю (точка 1). Кривые комплайенса совпадают в точке 2 при большом объеме в легких, когда легочная ткань достигает предела эластического растяжения. Вд — внутриплевральное давление. Слева — схема регистрации изменений внугриплеврального давления и дыхательного объема легких.
На рис. 10.6 показано изменение легочного объема, которое возникает при изменениях внутриплеврального давления. Восходящая и нисходящая линии характеризуют раздувание и спадение легких соответственно. Фрагмент рис. 10.6 слева демонстрирует, каким образом могут быть измерены значения легочного объема и внутриплеврального давления, вынесенные на график. Объем легких не уменьшается до нуля, когда величина внутриплеврального давления становится равной нулю. Раздувание легких с уровня их минимального объема требует усилия для того, чтобы раскрыть спавшиеся стенки альвеол в силу значительного поверхностного натяжения жидкости, покрывающей как их поверхность, так и поверхность дыхательных путей. Поэтому кривые, полученные при раздувании и спадении легких, не совпадают друг с другом, и их нелинейное изменение называется гистерезисом.
Легкие при спокойном дыхании никогда не спадаются полностью, поэтому кривая спадения описывает изменения легочного объема при изменении величины внутриплеврального давления в диапазоне от —2 см. водн. ст. до —10 см водн. ст. В норме легкие человека имеют высокую растяжимость (200 мл/см водн. ст.). Эластичность легочной ткани обусловлена свойствами соединительных волокон легочной ткани. С возрастом эти волокна, как правило, снижают тонус, что сопровождается увеличением растяжимости и уменьшением эластической тяги легких. При повреждении легочной ткани или при избыточном развитии в ней соединительной ткани (фиброз) легкие становятся плохо растяжимыми, величина их растяжимости снижается, что затрудняет выполнение вдоха и требует значительно большего усилия дыхательных мышц, чем в норме.
Легочная растяжимость обусловлена не только эластичностью легочной ткани, но и поверхностным натяжением слоя жидкости, покрывающей альвеолы. По сравнению с эластической тягой легких, влияние на величину легочной растяжимости во время дыхания фактора поверхностного натяжения слоя жидкости, покрывающей альвеолы, имеет более сложную природу.
Функции внешнего дыхания: показания, противопоказания, методика исследования
Внешнее дыхание – термин, обозначающий циркуляцию воздуха, направленную по системе дыхательных путей. Отклонения от нормы в процессе указывают на заболевания. Оценка функции внешнего дыхания способна выявить нарушения в работе легких, а так же бронхов, диагностирует скрытые патологии.
ФВД: что это такое?
Исследование ФВД – процедура, определяющая вентиляционную способность легких. Тест дает представление о полном и остаточном объеме воздуха в легких, скорости движения воздуха во внутренних органах. Врачи сравнивают результаты диагностики с показателями нормы функции внешнего дыхания и делают вывод о прогрессировании заболевания, эффективности лечения, ставят диагноз.
Оценка ФВД безопасна и проводится взрослым и детям. Тест помогает выявить причину одышки, контролировать состояние организма у спортсменов, людей, относящихся к группе риска (курящие, работники вредных производств). Исследование необходимо и пациентам, готовящихся к операции на легких и бронхах.
Показания и противопоказания
Обязательным тест считается при наличии показаний:
Плановое обследование проходят курильщики и спортсмены перед стартом соревнований.
Как медицинское исследование, анализ ФВД имеет противопоказания. Тест не проводится при наличии у пациента туберкулеза, пневмоторакса, умственных и психических расстройств, кровотечений в дыхательных органах, глаукомы. Исследованию не подлежат люди, перенесшие аневризму аорты, инфаркт или инсульт, дети до 5 лет и пожилые в возрасте после 75 лет.
Что показывает функция внешнего дыхания
На монитор аппарата во время теста выводится ряд показателей, которые подлежат расшифровке специалистом. Поскольку уровень подготовки и физической активности индивидуальны для каждого пациента, оценка результатов также будет разниться.
Разъясняя пациенту особенности функционирования его дыхательной системы, доктор может прокомментировать, что показывает функция внешнего дыхания. К основным показателям относятся:
Основываясь на перечисленных показателях теста, врач диагностирует патологии плевры, легких и бронхов, мышц, отвечающих за дыхание.
ФВД: подготовка к исследованию
Чтобы пройти обследование, вы можете обратиться в наш центр и получить консультацию опытного кардиолога. Врач расскажет, как проводится функция внешнего дыхания, и как правильно подготовиться к анализу.
Перед диагностической процедурой необходимо исключить факторы, влияющие на результат. За несколько дней до теста запрещено:
Пациенту заранее заготавливает легкую одежду, не сдавливающую живот и грудь.
Метод исследования функции внешнего дыхания в МЦОЗ:
Процесс, как делают и как проверяют функцию внешнего дыхания, зависит от выбранного способа. Каждый из них отличается технически и по количеству определяемых показателей.
Для распознавания хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы может применяться спирометрическая проба с бронхлитиками. Тест выполняется для оценки значимости препятствия.
Детям до 5 лет исследование ФВД не проводят: крик, плач, негативные эмоции искажают данные. Школьники проходят тест в кабинете функциональной диагностики, он оснащен игрушками, тут царит благожелательная атмосфера. Найти подход к ребенку может педиатр. Детям до 9 лет понять инструкции врача помогают картинки. Тесты проводят 2-3 раза. Если результаты мало отличаются, исследование считают информативным.
ФВД: расшифровка, показатели
Цель исследования – выявление аномалий ФВД. Для этого врач анализирует полученные показатели и ставит диагноз. Есть различные типы нарушений функции внешнего дыхания:
Результаты исследований выводятся на монитор в виде цифровых данных и графиков. Самостоятельно пациенту расшифровать их сложно: для этого требуются медицинские знания. Лучше обратиться к врачу, который грамотно прокомментирует данные теста.
Сделать это можно в Международном центре охраны здоровья. У нас работают квалифицированные доктора, которые проведут обследование легких, расшифруют показатели и назначат курс лечения.
Если пациент обращается в клинику впервые, врач осмотрит его, расспросит о жалобах и назначит один из типов исследования ФВД. Перед процедурой он расскажет о ходе процедуры, предоставит инструкции, чтобы пациент чувствовал себя комфортно.
Традиционно обследованием легочной ткани пациента занимается пульмонолог, лечением детей и подростков – детский пульмонолог. Когда причина ухудшения состояния не определена, поможет терапевт. Он поставит предварительный диагноз, направит к пульмонологу или кардиологу. Обращаясь в нашу клинику, пациенты могут быть уверены, что им окажут высококвалифицированную помощь.
Для записи на исследование звоните нам или заполняйте на интернет-ресурсе специальную форму. Операторы выберут комфортное для клиента время, сориентируют по стоимости, напомнят о подготовке к тесту.
Научно-исследовательская работа «Факторы определяющие изменение жизненной емкости легких»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17 Ворошиловского района Волгограда»
Районный конкурс юношеских
«Я и Земля» им. В.И.Вернадского
Секция: здоровый образ жизни
Факторы, определяющие изменение жизненной емкости легких
учащиеся 9 «Б» класса
Зарудняя Татьяна Владимировна
Живые организмы для своего существования, для поддержания обмена веществ нуждаются в кислороде. Перенос газов обеспечивается дыхательной и сердечно – сосудистой системами.
Дыхательная функция осуществляется с помощью внешнего (легочного) дыхания, переноса кислорода к тканям и углекислого газа от них, а также газообмена между тканями и кровью.
Для осуществления газообмена необходима смена воздуха в альвеолах – вентиляция. Она осуществляется посредством периодических движений грудной клетки, приводящих к изменению объема грудной полости, а следовательно, и изменению объема легких. Находясь в спокойном состоянии, взрослый человек делает 14-18 дыхательных движений в минуту, вдыхая и выдыхая за один раз по 500 мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным. Сверх него при глубоком вдохе человек может вдохнуть дополнительно ещё около 1500 мл воздуха (дополнительный объем), а после спокойного выдоха выдохнуть ещё 1500мл воздуха (резервный объём).
Сумма трех приведенных объемов воздуха составляет жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ). Таким образом, ЖЕЛ – это наибольший объём воздуха, который человек способен выдохнуть после сильного вдоха. ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания, популяционных особенностей строения тела, климатогеографических и социально-экономических условий жизни. К 16-17-ти годам развитие дыхательных функций в основном завершается [Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 1995].
ЖЕЛ зависит также от степени тренированности и служит одним из показателей физического развития человека. Для взрослого человека ЖЕЛ близка к 3500мл. У физически тренированных лиц она достигает 6000-7000мл, у курящих людей снижается на 300-400 мл [ Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», М., 1984].
Актуальность нашего исследования заключается в том, что выносливость, работоспособность человека и его устойчивость к различным заболеваниям напрямую зависит от показателя ЖЕЛ .
В основу исследования положена гипотеза о практическом просмотре влияния занятий спорта на изменения жизненной емкости легких учащихся.
Объекто м исследования являются жизненная емкость легких.
Предмет исследования: изменение жизненной емкости легких у учащихся 9 класса .
Оборудование : Весы, ростомер, портативный (сухой) спирометр, одноразовые мундштуки.
Целью данной работы является сравнение показателей жизненной емкости легких в покое и при физической нагрузке учащихся адаптированных к спорту и не занимающихся спортом.
1. Изучить особенности внешнего дыхания, изменения жизненной емкости легких в зависимости от пола и занятий физической нагрузкой.
2. Измерить методом спирометрии жизненную емкость учащихся разных групп (занимающихся спортом, посещающих только уроки физкультуры, освобожденных от физкультуры).
3. Изучить динамику показателей жизненной емкости легких в покое и при нагрузке среди девушек и юношей.
Проблемные вопросы работы:
-Почему врачи считают величину ЖЕЛ показателем здоровья?
-Влияют ли оздоровительные физические тренировки на значение ЖЕЛ и
-Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
— Информированность о том, что существенным фактором, снижающим ЖЕЛ, является малоподвижный образ жизни и вредные привычки.
Физическая культура и спорт
а. Для определения легочных объемов и емкостей используются методы спирометрии, спирографии
3) методы статистической обработки данных
Наша работа посвящена анализу ознакомления с жизненной емкостью легких, которая является одним из основных показателей состояния дыхательной системы и жизнестойкости организма.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются теоретические вопросы процесса внешнего дыхания, проблемы возрастного изменения дыхательной системы. Рассматриваются причины вызывающие снижение показателей ЖЕЛ. Во второй главе описана методика определения ЖЕЛ, в третьей главе представлены результаты исследования изменения ЖЕЛ у учащихся 9 классов, определены меры, приводящие к снижению ЖЕЛ растущего детского организма.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Дыхательная система выполняет важнейшую функцию – снабжение организма кислородом и выведение из него углекислого газа. Полость носа, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи различных калибров, включая бронхиолы, служат воздухоносными путями, по которым осуществляются вентиляция, или конвекционный транспорт кислорода в альвеолы, и выведение углекислого газа. Альвеолярные ходы и альвеолы являются собственно респираторными отделами, в которых происходит диффузия (пассивный транспорт) кислорода [М.Р.Сапин, Г.Л.Билич Анатомия человека том 1 стр 424] из альвеол в кровь легочных капилляров и в обратном направлении – углекислого газа.
Дыхательные пути и движение в них воздуха
Воздухоносные пути представляют собой последовательно разветвляющиеся трубочки. По мере погружения в легочную ткань они сужаются, укорачиваются и увеличиваются в числе. Трахея разделяется на правый и левый главные бронхи, те в свою очередь на долевые, затем на сегментарные бронхи и так далее до конечных бронхиол, еще не связанных
непосредственно с альвеолами. Конечные бронхиолы разветвляются на дыхательные бронхиолы, в стенках которых в виде выпячивания уже появляются одиночные альвеолы. Отделы легких, содержащие альвеолы и участвующие в газообмене, называются дыхательной зоной. На дыхательную зону приходится большая часть легких: ее объем равен примерно 3000 мл.
Во время вдоха объем грудной полости увеличивается и воздух засасывается в легкие. Главным механизмом вентиляции в дыхательной зоне является диффузия газов.
[ Дж.Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988 стр 8]
Строение легких, их деятельность
[ Дж. Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988 стр. 8]
[ Дж.Уэст: Физиология дыхания Основы Издательство «Мир» 1988
1.2 Функции внешнего дыхания
1.2.1 Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания
Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ – из клеток в кровь). [Михайлов В.В.,1980].
Все показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания, условно можно разделить на четыре группы.
Ко второй группе относятся показатели, характеризующие вентиляцию легких: частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания, минутная альвеолярная вентиляция, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания или коэффициент дыхательных резервов.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие состояние бронхиальной проходимости: форсированная жизненная емкость легких (проба Тиффно и Вотчала).
В четвертую группу входят показатели, характеризующие эффективность легочного дыхания или газообмен. К этим показателям относятся: состав альвеолярного воздуха, поглощение кислорода и выделение углекислоты, газовый состав артериальной и венозной крови [Карпенко Л.И.,1964].
Объемы и емкости легких здорового человека определяет ряд факторов:
рост, масса тела, возраст, расовая принадлежность, конституциональные особенности человека;
эластические свойства легочной ткани и дыхательных путей;
1. 1.2.2. Жизненная емкость легких
Жизненная емкость с возрастом увеличивается; она может определяться у детей с 3—4 лет (табл. 9).
1.2.3 Влияние спорта на дыхание и жизненную емкость легких
Хорошо тренированный человек удовлетворяет возросшие потребности организма в кислороде главным образом путем увеличения глубины дыхания. Это вырабатывает выносливость к длительному физическому напряжению. Нетренированный человек усиливает снабжение организма кислородом главным образом за счет учащения дыхательных движений.
У нетренированного человека частота дыхания в покое составляет 16—18, а у тренированного она равна 14—10 и даже 8—6 в минуту. Замедление дыхания сопровождается его углублением. У тренированного человека при физической нагрузке количество поглощаемого кислорода и удаляемой углекислоты выше, чем у нетренированного; у него наблюдается лучшая слаженность между работой органов дыхания и кровообращения.
Под влиянием длительных регулярных занятий различными видами спорта, и в первую очередь такими, как гребля, плавание, бег, лыжи, бокс, спортивные игры, жизненная емкость легких увеличивается.
Тренировка развивает дыхательный аппарат, способствует увеличению жизненной емкости легких. У спортсменов жизненная емкость в среднем на 500—1000 см3 больше, чем у людей нетренированных. Емкость легких физкультурников-новичков, равная 3500 см3, через 6 месяцев тренировки может увеличиться на 400—600 см3. Степень увеличения зависит главным образом от вида спорта, методики и длительности тренировки.
Наибольшая величина жизненной емкости легких наблюдается у тренирующихся на скорость и выносливость, наименьшая — у тренирующихся на силу. Систематические занятия спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки — увеличивают жизненную емкость легких, у хорошо тренированных спортсменов она достигает 8 л.
2. 1.2.4 Методы исследования дыхания: спирография и спирометрия.
К основным методам исследования внешнего дыхания у человека относятся:
1.Спирография – метод графической регистрации дыхательных объемов, с помощью которого можно определить все выше перечисленные показатели легочной вентиляции. В настоящее время используются электронные приборы и компьютерные программы, которые позволяют графически зафиксировать и обработать объемы, потоки и скорости дыхательных маневров в самых разных режимах.
2. Трубка . Через нее в колокол поступает выдыхаемый воздух.
Предназначены для измерения объема выдыхаемого воздуха с целью определения жизненной емкости легких. Представляет собой воздушную турбину в пластмассовом корпусе, имеющем короткую трубку со сменными мундштуками. Турбина приводится в движение струей выдыхаемого воздуха, а ее вращение передается стрелке на шкале прибора.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ У УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ №17
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №17 Ворошиловского района Волгограда»
Перед проведением основной серии исследования у учащихся мы измерили рост и вес, все испытуемые имели среднее физическое развитие.
В гимназии исследование проводилось двукратно. Первый раз в октябре 2016 года и затем в январе 2017 года. ЖЕЛ измеряли до урока физкультуры, после разминки и игры в волейбол.
В эксперименте приняли участие 14человек. Из них 7мальчиков и 7девочек. Два мальчика и две девочки занимаются спортом, четверо учащихся посещают только уроки физкультуры, 6 учеников освобождены от уроков физкультуры.
2.2. Объект исследования
В качестве объекта исследования была жизненная емкость учащихся 9 «Б» класса, у которых было произведено исследование на определение жизненной емкости в покое и после нагрузки.
2.3. Методы исследования
1. Теоретические ( сравнение, анализ собранного фактического материала,)
1) измерили рост и вес с помощью весов и ростомера в медицинском кабинете гимназии.
2) с помощью сухого спирометра измерили ЖЕЛ учащихся до урока физкультуры, после разминки, а затем после игры в волейбол.
Перед уроком физкультуры мы предварительно измеряли показания ЖЕЛ у ребят в состоянии покоя. Для этого мы подготовили спирометр сухой портативный SPIRIVA к работе, внеся в него индивидуальные мерки участника проекта (возраст, рост, пол) и надев на спирометр одноразовый мундштук, за несколько секунд до этого распакованный из прозрачного пакета. Исследуемый должен стоять, зажав нос рукой, максимально вдохнуть ртом, воздух и, сомкнув губы на мундштуке, на 2-3 см от края трубки, максимально выдохнуть, в течение 4-6 сек. Максимально выдыхает участник три раза за одно измерение ЖЕЛ, дальше уже прибор выбирает средний показатель. После этого учащийся подвергается физической нагрузке (бег – 5 мин, эстафетные упражнения – 2 мин) и процедура со спирометром повторяется. После разминки участники эксперимента играют в волейбол, затем снова спирометрия учащихся (Все показатели записываются, также делаются фотографии процесса, процедуру проходят все участники проекта).
Абсолютные значения ЖЕЛ мало показательны из-за индивидуальных колебаний. При оценке состояния обследуемого рекомендуется рассчитывать «должные» величины.
ИМТ (индекс массы тела)= вес (кг)/рост (м)
В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:
3. Методы статистической обработки данных (таблицы).
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ данных обследования учеников на определение жизненной емкости
Таблица 1. Статистическая обработка данных учащихся (октябрь 2016г)
Таблица 2. Статистическая обработка данных по исследованию ЖЕЛ и жизненного показателя у учащихся в октябре
после разминки (5-7 мин)
после занятия физической культурой
Из данных таблицы мы видим, что почти у всех исследуемых (№ 1,2,3,4,5,6,7,9) показания спирометра в покое выше их индивидуальной нормы (ДЖЕЛ), вычисленной по формуле, кроме № 8,10,11,12,13,14, у которых наблюдается незначительное понижение показателей ЖЕЛ по сравнению с должной, не превышающее нормы (нормальная величина ЖЕЛ отличается от должной не более, чем на 15-20 процентов) и объясняется тем, что участник №8 часто болеет, из-за чего часто пропускает уроки физкультуры, а № 10,11,12,13,14 – освобождены от физической нагрузки, которая воздействует на развитие легких. Самые высокие показания спирометра в состоянии покоя наблюдаются у спортсменов (№ 1,2,4), которые отличаются от нормы в среднем на 10 %. У учащихся занимающихся физической культурой (№ 5,6,7) повышено в среднем на 4%. У № 9, (освобожден от физкультуры) ЖЕЛ повышена на 8%. № 10,11,12,13 предоставляют пониженные показатели ЖЕЛ (на 10,5% меньше должной). 100% ЖЕЛ наблюдается у участника под № 3.
После физической нагрузки (бег 5-7 минут) показатели ЖЕЛ у всех участников, занимающихся физкультурой, понизились на 9%, что обусловлено повышением наполнения кровью сосудов легочного (малого) круга кровообращения. Самое большое снижение ЖЕЛ наблюдается у № 2 ( на 18 % меньше ЖЕЛ в покое).
После игры в волейбол (20 минут), показатели участников № 1,2,3,4,6,7 увеличились в среднем на 2%; показатели № 8 остались теми же; ЖЕЛ у № 5 понизилась на 3%, что указывает на утомляемость дыхательных мышц на протяжении исследования.
В сравнении ЖЕЛ спортсменов-мальчиков с их ДЖЕЛ, специализированной под определенный вид спорта, она находится в норме и даже превышает установленные пределы на 4.5% , а ЖЕЛ спортсменок-девочек наоборот меньше ДЖЕЛ на 20,5%
После физической нагрузки (бег 5-7 минут) показатели ЖЕЛ у всех участников, занимающихся физкультурой, понизились на 9%,что обусловлено повышением наполнения кровью сосудов легочного (малого) круга кровообращения. Но, если у участников № 3,4,5,6,7,8 снижение показателей происходит не более чем на 15% (№6), что является нормой, то у № 1,2, которые являются спортсменами, показатели снижаются в среднем на 29,5%, что больше нормы на 14,5 % (свидетельствует о неудовлетворительном функциональном состоянии системы внешнего дыхания). После игры в волейбол (20 минут), показатели участников № 1,2,3,4,6,7 увеличились в среднем на 2%; показатели № 8 остались теми же; ЖЕЛ у №5 понизилась на 3%, что указывает на утомляемость дыхательных мышц на протяжении исследования.
ИМТ (индекс массы тела) у участников № 1,2,3,4,5,6,8 колеблются в интервале 19.95-23.30 и соответствует норме. ИМТ же у № 7 меньше на 0.72 единицы от нормы (норма: 18,5-25), что указывает на недостаточную (дефицит) массу тела исследуемого. У № 9 показания ИМТ больше должной на 2.33 единицы, что означает избыточную массу тела (предожирение) исследуемого.
Таблица 3. Статистическая обработка данных учащихся (Январь 2017 г)
Как видно из таблицы вес учащихся не адаптированных к спорту изменился в сторону увеличения, так была малая подвижность: во первых с 1 января начались каникулы и новогодние праздники: во вторых был введен в Волгограде карантин по гриппу и занятий физкультуры не было. У учащихся занимающихся спортом вес изменился незначительно как в сторону снижения, так и в сторону увеличения, за исключением номера1. Номер 14 из категории освобожденных перешел в группу сверстников, занимающихся физической культурой.
Таблица 4. Статистическая обработка данных по исследованию ЖЕЛ и жизненного показателя у учащихся в январь