Что влияет на величину эксплуатационного парка локомотивов
Определение эксплуатируемого парка локомотивов
Эксплуатируемый парк локомотивов – это количество локомотивов, необходимых для выполнения графика движения поездов заданного веса с установленными скоростями. Расчет производится по формуле
, (3)
где п – число пар поездов в сутки (из исходных данных);
К – коэффициент потребности в локомотивах.
Для различных видов движения используются различные серии локомотивов. Обороты этих локомотивов различны по времени и поэтому расчет необходимого количества локомотивов следует вести отдельно для каждого вида движения.
Полный эксплуатируемый парк локомотивов в депо определяется как сумма локомотивов, требующихся для каждого вида движения и работ (пассажирское движение, грузовое движение, маневровая работа и др.).
Расчет коэффициента потребности ведется по формуле
, (4)
где Tоб — полный оборот локомотива, ч;
24 – длительность суток, ч.
Коэффициент потребности позволяет перейти к расчету потребного количества локомотивов для заданного размера движения, т.е. для заданного числа пар поездов в сутки по исходным данным.
Полный оборот локомотива, ТП, час, – это время от момента выхода локомотива на контрольный пост основного локомотивного депо на работу с поездом до момента следующего выхода локомотива на тот же контрольный пост для работы со следующим поездом, определяется по формуле
, (5)
где – время следования поезда в оба конца на данном участке, час;
– продолжительность технических операций на станции участка (выбирается из таблицы №7 и №8), час.
Чтобы определить полный оборот локомотива необходимо рассчитать время хода поезда по перегону соответственно для грузового и пассажирского движения.
Время хода поезда по участку , ч, определяется по формуле
, (6)
где Lуч – длина участка, км;
Vуч – участковая скорость, км/ч.
График технических операций по обороту локомотива разрабатывается для определения времени простоя локомотива в депо, для лучшей организации технического обслуживания и экипировки (таблица №5, №6).
График оборота в основном или оборотном депо для грузового движения
(при различных способах обслуживания поездов локомотивами)
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ ПАРК ЛОКОМОТИВОВ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Эксплуатируемый парк локомотивов для каждого основного депо:
| (4.1) |
где – количество пар грузовых поездов на участке обращения локомотивов (принимается по количеству поездов в груженом направлении);
– коэффициент потребности локомотивов на пару поездов.
| (4.2) |
где – оборот локомотива на участке обращения Lуч определяется по формуле
| (4.3) |
где – простой локомотива на станциях смены локомотивных бригад, оборотного и основного депо.
Ускорение оборота локомотива позволяет одним и тем же парком локомотивов выполнить больше перевозочной работы, сократить расход топлива, электроэнергии, уменьшить себестоимость перевозок.
Эксплуатируемый парк локомотивов дороги равен сумме локомотивов, приписанных к основным депо.
Основные качественные показатели использования локомотивов:
Среднесуточный пробег локомотива (количество километров пробега, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка в среднем за сутки) определяется:
| (4.4) |
Повышение среднесуточного пробега локомотива ведет к уменьшению потребного эксплуатируемого парка локомотивов.
При увеличении среднесуточного пробега локомотива высвобождается часть локомотивов, повышается производительность труда локомотивных бригад, более эффективно используются основные средства, уменьшаются эксплуатационные расходы, связанные с перевозками грузов, и в конечном счете повышается эффективность перевозочного процесса.
Производительность локомотива – это число тонно-километров брутто, приходящееся в среднем в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка и определяется по формуле
| (4.5) |
где – средний вес поезда брутто, т:
| (4.6) |
| (4.7) |
– т-км брутто;
– вес брутто и тара вагона, т.
Производительность локомотива характеризует показатели его использования как средняя масса брутто поезда, среднесуточный пробег и коэффициент вспомогательного пробега, т. е. качество работы локомотивного парка в целом.
Расчет эксплуатационного парка локомотивов для каждого региона:
сут;
;
лок-ва;
км;
ткм брутто;
т брутто;
т-км брутто/лок-сут.
сут;
;
лок-ва;
км;
ткм брутто;
т брутто;
т-км брутто/лок-сут.
сут;
;
лок-ва;
км;
ткм брутто;
т брутто;
т-км брутто/лок-сут.
Результаты расчетов сведем в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Нормы эксплуатационного парка локомотивов
Показатели | Р-1 | Р-2 | Р-3 |
Размеры движения | 132 | 78 | 92 |
Коэффициент потребности локомотивов | 1,23 | 1,01 | 1,29 |
Потребность локомотивов по коэффициенту | 186 | 77 | 115 |
Среднесуточный пробег локомотива | 652,32 | 594,68 | 590,13 |
Суточная производительность локомотива | 2166369,7 | 1966657,2 | 2027924,8 |
Заключение
В первом разделе расчетно-графической работы рассмотрели характеристики дороги и ее регионов.
Во втором разделе рассчитали количественные показатели эксплуатационной работы, а именно:
— нормы погрузки и выгрузки, баланс по районам управления:
— нормы передачи вагонов и поездов по стыковым пунктам:
прием груженых по дороге – 6362 ваг;
сдача груженых 6514 вагонов.
— транзитный вагонопоток на технических станциях: 35500 ваг (дорога);
— размеры поездной работы, например, количество поездов, чет/неч:
Р-1= 68/64; Р-2= 40/38; Р-3= 47/45 поездов.
В третьем разделе рассчитали качественные показатели эксплуатационной работы:
— нормы участковой скорости и простоя вагонов на станциях:
участковая скорость: км/ч;
норма простоя вагона под одной грузовой операцией для дороги:
часа;
— показатели использования вагонов:
полный рейс вагона, длина вагонного плеча, оборот вагона общего рабочего парка:
Р-1: км;
км;
сут;
Р-2: км;
км;
сут;
Р-3: км;
км;
сут;
для дороги: км;
км;
сут.
— коэффициент местной работы: .
В четвертом разделе рассчитали эксплуатируемый парк локомотивов и показатели его использования.
— эксплуатируемый парк локомотивов:
Р-1: лок-ва;
Р-2: лок-ва;
Р-3: лок-ва.
Р-1: км;
Р-2: км;
Р-3: км.
Р-1: т-км брутто/лок-сут;
Р-2: т-км брутто/лок-сут;
Р-3: т-км брутто/лок-сут.
В ходе выполнения расчетно-графической работы научились разрабатывать технические нормы работы дороги и регионов.
Список используемой литературы
1 Кащеева Н.В. Техническое нормирование работы железной дороги : учеб.-метод. пособие / Н. В. Кащеева, Е. Н. Тимухина, В. С. Колокольников. – Екатеринбург : УрГУПС, 2018. – 77 с.
2 Ковалев В. И. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте / В. И. Ковалев, А. Т. Осьминин. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. – 263 с.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Определение эксплуатируемого парка локомотивов
Локомотивы, выделенные дороге для обеспечения перевозок, составляют парк локомотивов, находящийся в ее распоряжении. Этот парк состоит из инвентарного парка данной дороги (за исключением находящихся в запасе, сданных в аренду и откомандированных для временной работы на другие дороги) и из локомотивов других дорог, временно прикомандированных на эту дорогу.
Парк локомотивов, находящийся в распоряжении дороги, разделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый.
К эксплуатируемому парку относятся локомотивы, участвующие в перевозочном процессе, т. е. находящиеся во всех видах работы, под техническими операциями (набор топлива, набор воды и т. п.), на техническом обслуживании (в пределах установленной нормы времени) и в ожидании работы как на станционных путях, так и в основном и оборотном депо.
К неэксплуатируемому парку относятся неисправные локомотивы, локомотивы, находящиеся в резерве дороги, временно отставленные по неравномерности движения, исправные, находящиеся в процессе перемещения, приема и сдачи в холодном состоянии, под оборудованием и модернизацией между плановыми видами ремонта.
По характеру работы локомотивы эксплуатируемого парка могут быть подразделены на поездные, специальные маневровые и занятые на прочих работах.
Поездные локомотивы по роду выполняемой ими работы подразделяются на локомотивы, работающие в пассажирском, грузовом и хозяйственном движении.
Потребность в грузовых локомотивах определяется по видам тяги (электровозы, тепловозы), видам движения (грузовое и хозяйственное, специально маневровая работа). Для определения потребного эксплуатируемого парка поездных локомотивов для грузового движения существует несколько способов, имеющих разную степень точности:
1. По тонно-километровой работе:
где Fл – суточная производительность локомотива.
2. По линейному пробегу:
где Sл – среднесуточный пробег локомотива.
3. По бюджету времени:
где SMtсут – локомотиво часы в сутки:
где SMtдв – время в чистом движении, ч;
SMtпр.ст – время простоя на промежуточных станциях, ч;
SMtосн. – время простоя в пунктах основного депо, ч;
SMtоб. – время простоя в пунктах оборота, ч;
SMtсм. – время простоя в пунктах смены локомотивных бригад, ч.
4. По коэффициенту потребности локомотивов на 1 пару поездов:
где N сут пар – суточные размеры движения в парах поездов;
Кпотр – коэффициент потребности локомотивов на 1 пару поездов:
где Ол – среднее время оборота локомотива, ч.
Наиболее точные результаты при составлении годовых и перспективных планов дает расчет по локомотиво-часам и нормам затрат времени по графику оборота локомотива.
Для расчета потребности в локомотивном парке этим способом необходимо иметь нормы технической и участковой скорости по участкам обращения, нормы затрат времени на технические операции в основном и оборотном депо (с учетом отдыха и подмены бригад, если они имеются по графику оборота локомотива). Для расчета в курсовом проекте они приведены в
Приложении №. 2.
Затраты локомотиво-часов определяют в среднем за сутки по элементам: на станции основного депо; на станции оборотного депо; на других технических станциях, на которых производится смена бригад; в поездах на участке.
Время в поездах на участках обращения локомотивов определяют делением удвоенной длины каждого участка на норму участковой скорости и умножением на число пар поездов:
Время в чистом движении находят аналогичным способом, беря в расчет техническую скорость вместо участковой:
Разница между временем в поездах и чистым движением показывает, какое время затрачено на простои на промежуточных станциях:
Локомотиво-часы на станциях основного и оборотного депо, рассчитывают умножением нормы простоя локомотивов на соответствующих станциях на число пар поездов:
Затраты локомотиво-часов в пунктах смены бригад определяются по формуле:
где Ксм – количество пунктов смены, определяемых по формуле:
В свою очередь время работы локомотивной бригады (Тбр) можно определить как:
Среднесуточный парк локомотивов определяют суммированием локомотиво-часов по всем элементам и участкам дороги и делением этой суммы на число часов в сутках:
Расчет эксплуатируемого парка поездных локомотивовпроизводится в таблице 2.11. Для наглядности расчетов удобно составить схему работы поездных локомотивов на участках дороги (рис 2.1.)
скв. | од. | скв. | од. |
| |||
Кочетовка | Рыбная | Москва | |
скв. | од. | скв. | од. |
Рис.2.1. Схема работы поездных локомотивов на участках дороги.
Потребность в специальных маневровых локомотивах устанавливают по каждой станции исходя из объема и особенностей ее работы, наличия примыкающих подъездных путей, горок и технологии процесса. В курсовой работе число маневровых локомотивов задано (Приложение № 2).
Анализ показателей использования эксплуатируемого парка локомотивов
Государственное образовательное учреждение
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Анализ показателей использования эксплуатируемого парка локомотивов
Методические указания к курсовому и дипломному проектированию
Представлены методические рекомендации по анализу и расчету качественных показателей, влияющих на величину потребного эксплуатируемого парка локомотивов, используемых для выполнения заданных объемов перевозок при организации движения грузовых поездов.
Содержатся краткие сведения из теории технического нормирования эксплуатационной работы, а также методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы с учетом требований ЕСКД и ГОСТов.
Предназначены для студентов специальности 190701 при выполнении ими контрольных курсовых и дипломных работ.
Рецензент: канд. техн. наук, доцент (РГУПС)
Анализ показателей использования эксплуатируемого парка локомотивов
Методическое указание к курсовому и дипломному проектированию
Техническое редактирование и корректура
Подписано к печати 13.09.2006. Формат 60´84/16.
Бумага газетная. Ризография. Уч. печ. л. 0,7
Уч.-изд. 0,66 л. Тираж 60 экз. Изд № 54. Заказ №
Ростовский государственный университет путей сообщения.
Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
2. Анализ показателей использования локомотивов
3. Расчет времени оборота локомотива
4. Расчет среднесуточного пробега локомотива
5. Расчет производительности локомотива
Приложение. Задание на контрольную работу
Научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте в значительной мере определяется уровнем развития локомотивного хозяйства и внедрения в работу транспорта новых, экономичных, мощных штатов локомотивов.
В локомотивном хозяйстве сосредоточена почти восьмая часть общей стоимости основных фондов железных дорог, на его долю приходится свыше 36 % эксплуатационных расходов, затрачиваемых на перевозку грузов и пассажиров.
Локомотивное хозяйство предназначено для обеспечения выполнения заданных государственным планом объемов перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.
На протяжении всего времени эксплуатации отечественных железных дорог совершенствовалась материально-техническая база локомотивного хозяйства и структура его управления, что способствовало повышению эффективности их использования как по мощности, так и по времени, а также снижению эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
Будущий инженер по организации и управлению процессами перевозок – управленец – должен знать прогрессивные приемы и методы организационно-технологического характера, применение которых в его практической деятельности создают условия для надлежащего состояния эксплуатируемого парка локомотивов, повышения эффективности их использования.
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ
Инвентарный парк локомотивов подразделяется на парки – в распоряжение дороги (депо) и вне распоряжения дороги (депо). Парк в распоряжении дороги подразделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый.
Неэксплуатируемый парк дороги (депо) состоит из локомотивов, находящихся во всех видах ремонта, модернизации между плановыми видами ремонта, в ожидании ремонта и исключения из инвентарного парка.
В процессе перемещения, сдачи, приемки, подготовки в запас и резерв министерства, дороги, а также, находящихся в запасе и резерве министерства и дороги этот парк количественно меняется.
Эксплуатируемый парк состоит из локомотивов, занятых во всех видах работ (грузовое движение, пассажирское движение, передаточное и вывозное движение, подталкивание, хозяйственное движение, маневровая работа, прочие виды работ), под техническими операциями, в ожидании работы, а также находящиеся в техническом обслуживании ТО-2 в пределах норм простоя.
Показатели использования локомотивов делятся на количественные, характеризующие объем выполняемой работы, и качественные, которые позволяют оценить степень использования локомотивного парка по времени и мощности. Показатели рассчитываются по каждому виду движения (грузовому, пассажирскому, передаточному, вывозному, хозяйственному, маневровому) и по роду тяги (электровозами, тепловозами), по участкам обращения (работы) локомотивных бригад, локомотивных депо, отделениям дороги и дороги в целом.
В контрольной работе необходимо проанализировать основные качественные показатели использования локомотивов в грузовом движении.
3. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ОБОРОТА ЛОКОМОТИВА
Оборот локомотива на участке его обращения определяется по формуле:
, ч, (1)
где – оборот локомотива, ч;
– длина участка обращения локомотива, км;
,
,
– соответственно, время нахождения локомотива на станциях смены бригад, оборотного и основного депо, ч;
– участковая скорость движения поезда (локомотива), км/ч.
4. РАСЧЕТ СРЕДНЕСУТОЧНОГО ПРОБЕГА ЛОКОМОТИВА
Среднесуточный пробег локомотива рассчитывается по формуле:
, км/сут., (2)
где – среднесуточный пробег локомотива, км/сут;
– коэффициент потребности локомотивов на пару поездов, который определяется по формуле:
, (3)
где 24 – суточный бюджет времени в часах, ч.
Используя формулу (2), данные таблицы 1 и 5 (), необходимо определить
и
.
5. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЛОКОМОТИВА
Под производительностью локомотива понимают количество тонно-километров брутто, приходящегося в среднем за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.
Определяют ее только для грузового движения по видам тяги по формуле:
, (4)
где – производительность локомотива,
;
– суммарные на рассматриваемом участке движения поездо-километры пробега с учетом одиночно следующих локомотивов, поездо-км;
– эксплуатируемый парк локомотивов депо (отделения, дороги), включая локомотивы одиночно следующие, занятые на подталкивании, работающие кратной тягой и по системе многих единиц, лок.
Для расчета необходимо определить
и
по формуле:
, (5)
где – число грузовых поездов на рассматриваемом участке обращения локомотива. Принимается по количеству поездов в груженом направлении.
Используя данные таблиц 4 и 5, определяем потребный эксплуатируемый парк локомотивов (,
). Затем рассчитываем производительность локомотива, используя данные таблиц 1, 4, 6 и результаты расчетов эксплуатируемого парка.
Приложение. Задание на контрольную работу
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Студенту ________________________группы _______________
на контрольную работу по дисциплине
«Технология и управление движением на полигоне и сети железных дорог»
на тему: «Анализ показателей использования локомотивов»
Таблица 1 – Длина участка обращения локомотива