Что влияет на развитие языка
Развитие речи у детей
Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.
Раннее детство и развитие речи
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Какие факторы влияют на развитие речи
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Как помочь развитию речи детейраннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Как правильно формировать речь
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Презентация по родному русскому языку на тему «Факторы, влияющие на развитие языка».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык и культура Факторы, влияющие на развитие языка.
Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Первоначальные формы начертания письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.
Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма.
Письмо возникло из потребности передать сообщение людям, отсутствующим в данное время в данном месте. В письменную эпоху в этих целях могли использоваться различные предметы. Значение предметов в таких посланиях должны быть известны отправителю и получателю. Иначе коммуникация состояться не может.
Североамериканские ирокезы использовали для передачи сообщений вампум – широкий пояс, сделанный из нитей, унизанных раковинами или бусами, подобранными определенным образом в соответствии с содержанием сообщения.
Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. Pictus «нарисованный» и греч. Grapho «пишу») Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, который передает целое сообщение, обычно нерасчлененное на слова.
«Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал» Пиктограмма. «Дневник» эскимоса-охотника. Здесь линейный ряд рисунков передает линейный ряд сообщения.
Но что удивительно, графические пиктограммы встречаются и в наши дни практически везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним, что часто не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей простотой и заменяют целые понятия, подсказывая нам определенные условия, расположение предметов, направление движения.
Следующим этапом письма была идеография, т. е. письмо понятиями (от греч. Idea «идея, понятие» и grapho «пишу»). При этом виде письма идеограмма – графический знак в виде отвлеченного рисунка или условного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение. Поэтому такие знаки называют еще логограммами.
Иероглифы. Древнеегипетское письмо.
Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. Syllabe «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог.
Лучшим примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо «деванагари», где каждый знак, как правило, служил изображением согласной в сочетании с гласной а, т. е. слогов па, ба, та, да и т. п.; для того чтобы читать другую гласную, применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак; если же требовалось передать одну согласную, то ставился особый подстрочный «запретительный» знак вирама.
Последний шаг на пути фонографии был сделан древними греками, которые заимствовали графические знаки, судя по названиям букв, от финикийцев, но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом корни и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных.
Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке, когда на смену древнему язычеству пришло христианство. В 863 году была создана на основе греческого алфавита первая славянская азбука —кириллица. Азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Они создали даже 2 азбуки —кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта. От кириллицы и происходит наш русский алфавит. Именно в память о святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в России 24 мая отмечается праздник День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия).
2) СМС-общение. Влияние примерно такое же, как в первом случае, только без включения заимствований.
3) Научное, техническое, политическое развитие страны. Отсюда появление новых слов, большого числа заимствований в разных сферах, изменения значений уже существующих (напр., санкция).
4) Язык СМИ (Средств Массовой Информации). СМИ «отбирают» языковые единицы, которые будут употребляться носителями языка, а также раскрывают различные возможности языка (как системы), например, используя приемы языковой игры. Эти возможности, таким образом, становятся известными и в среде носителей языка.
5) Переход лексики из пассивного запаса в активный (возвращаются различные термины из экономической или политической сфер на уровне отдельных групп населения). Среди школьников пару лет назад очень популярным было употребление различных обращений (вроде «сударь», «боярин»), в принципе вышедших из употребления, но появившихся на какое-то время снова благодаря Интернет-мемам и сетевому общению в принципе.
6) Устаревание слов. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом. Щепа — деревянная посуда, Яства — еда, кушанья, Кладязь — колодец, Купно — вместе Лобзати — целовать, Льзя — можно Ми — мне, Мнить — думать, считать Несть — нет
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1287221
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
К теме 2.1 Какие современные тенденции влияют на язык? Это влияние положительное или отрицательное?
На язык оказывают влияние такие тенденции: развитие Интернет-коммуникации, язык СМИ, преобладание массовой, не всегда качественной,культуры по сравнению с элитарной и народной. Мое субъективное мнение, влияние чаще всего носит негативный характер. Мало кто уделяет внимание грамотности,лаконичности написанных текстов,допускается огромное количество ошибок,особенно это характерно для Интернет-коммуникации, где совершенно не придается значение к тому,как написано сообщение. В СМИ происходит аналогичная ситуация:приличное количество слов с ошибками, как в написании, так и в произношении.Все это безусловно влияет на речь рядовых носителей. Люди слушают,видят и перенимают манеру говорения,написания. Лишь немногие готовы к тому,чтобы заглянуть в словари и проверить правильность
Анна, большое спасибо за Ваш комментарий! Очень приятно читать сообщение человека (носителя языка), разводящего понятия «массовая культура» и «народная культура». Не сомневаюсь, что Вы прекрасно понимаете, в чем специфика каждого из них. Солидарна с Вами.
Здравствуйте! Попробую высказать свою точку зрения.
На мой взгляд, на современный язык влияют такие факторы, как:
3) Научное, техническое, политическое развитие страны. Отсюда появление новых слов, большого числа заимствований в разных сферах, изменения значений уже существующих (напр., санкция);
4) Язык СМИ. СМИ «отбирают» языковые единицы, которые будут употребляться носителями языка, а также раскрывают различные возможности языка (как системы), например, используя приемы языковой игры. Эти возможности, таким образом, становятся известными и в среде носителей языка.
Активные процессы:
Переход лексики из пассивного запаса в активный. На мой взгляд, это интересное явление, которое наблюдается на уровне государства (т.к. возвращаются различные термины из экономической или политической сфер) и на уровне отдельных групп населения. Среди школьников пару лет назад очень популярным было употребление различных обращений (вроде «сударь», «боярин»), в принципе вышедших из употребления, но появившихся на какое-то время снова благодаря Интернет-мемам и сетевому общению в принципе.
Полностью с Вами согласна.
Все изменения в языке исходят от самих людей и только от них, а положительность или отрицательность языковых изменений зависит от положительных или негативных побуждений и намерений людей.
Насчет смайлов не в полной мере согласна. Ой как не всегда наличие смайликов свидетельствует о скудном словарном запасе. Строго говоря, это даже не иснструмент языка. Ни русского, ни английского. Просто невербальный инструмент, заменяющий в какой-то мере мимику в условиях, когда она, эта самая мимика, недоступна для собеседника в силу большой удаленности.
Да, верно. Я не совсем удачно выразилась и вовсе не имела в виду, что непременно «свидетельствует». Скорее, может привести к подобной проблеме. И очень часто может, на мой взгляд, приводит к значительному уменьшению активного словарного запаса. Однако при желании он, конечно, подлежит восстановлению.
Спасибо за комментарии! Присоединяюсь: как это ни прискорбно, но ЕГЭ многих разучил аргументированно и развернуто выражать собственные мысли. Отсутствие сочинения в течение нескольких лет тоже этому способствовало.
По моему мнению влияние Интернет-ресурсов, СМИ и образа жизни влияет ещё и на то, что мы стали меньше говорить. Как следствие: беднеет устная речь, далеко не все могут грамотно и понятно сформулировать собственные мысли, «цветут» слова-паразиты. Положительное же влияние может оказывать растущая популярность изучения иностранных языков. Наверное, знакомясь с чужим, начинаешь более внимательно относиться и к своему языку.
Я с интересом наблюдаю за развитием русскоязычного сегмента интернета, как за одним из компонентов современного русского языка, все же много людей общается в сети и с каждым годом их количество растет.
Да, и все из-за скорости, гонки. Только вот куда несёмся-то?
Совокупность выше перечисленных факторов и, пардон, но без политики здесь не обойтись. Многое решается именно на законодательном уровне, и ЕГЭ является ярким тому примером.
Как было бы полезно продвигать и помогать именно на законодательных уровнях существование таких курсов как этот, например.
Спасибо вам, еще раз!
Чацкий: Но Скалозуб? Вот загляденье! За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом – герой.
Софья: Не моего романа.
2) Ответ на второй вопрос уже был: оба варианты в литературном языке равноправны.
Большое Вам спасибо за разъяснения!
Я считаю, что сейчас в языке появляется все больше иноязычных вкраплений. Речь молодежи состоит из сленга и иноязычных слов, слов-паразитов. Влияние иноязычных вкраплений не всегда положительное, скорее отрицательное.
Знаю людей, которые работают в интернете, но не оскудевает их речь и ум. Ведь всё от самого человека зависит. Если я в молодости говорила «куды пойдём», то теперь я так не скажу. )) Разве пошучу..)). Ведь ни кто не запрещает читать классику и любую другую литературу. Научиться разговаривать на нормальном русском языке можно. Приведу пример: Приятельница говорит мне: «..ну, позвОнишь..» Я ей отвечаю:»хорошо, позвОню». Посмеялись вместе, не обиделась. Сейчас говорит «позвонИшь», «звонИт». И уже ей по ушам «режет», когда не правиьно говорят. )). Дочь мне однажды сказала: «Мама, ты русская! Пожалуйста, учись разговаривать на русском языке». Ну, вот, от моего забайкальского диалекта ни чего не осталось.
Совершенно с Вами согласна. Спасибо!
Как мне показалось, многие из высказавшихся выше оценивают Интернет-коммуникацию и язык СМИ негативно. Да, наблюдается повсеместное снижение уровня грамотности, рядовые носители, обыкновенные люди порой и не хотят, да и не до того им, думать о том, как «правильно». Расстаривает, что СМИ, особенно электронные издания не чувствуя своей роли, или осознаннно идя на экономию средств не нанимают редакторов, корректоров. Многие материалы бедны стилистически, содержат массу грамматических и синтаксических ошибок, но. руководство изданий это не заботит. Сейчас модно быть с читателем «на одной волне» и часто формат блогов проникает на ленту информационных ресурсов. Все это минусы, но одним большим и неоспоримым плюсом происходящего сейчас процесса, на мой взгляд, является возможность человека общаться, пусть и не всегда на достойном языке с точки зрения науки. Мы все же социальны, и без этой потребности погибнем. Интернет-общение раздвигает границы и стирает сословные рамки, и пусть оно не всегда корректно, правильно и нормативно, но это та самая коммуникация, которая влияет и на нашу бытовую речь, оффлайн.
Спасибо всем за интересные комментарии.
Еще одно последствие массовых заимствований в различных сферах ярко проявляется в современных российских СМИ, которые из-за обилия англицизмов оказываются оторванными от огромной аудитории носителей русского литературного языка. Например, послушав в течении нескольких часов федеральный канал «Россия 24», рядовой носитель русского языка услышит о «фьючерсах», «девелоперах», «инструментах фандрайзинга», «сиквелах культового боевика», «флагманах цифрового рынка». и поймет, что все это не для него, что федеральный канал вещает для какой-то очень узкой группы столичных жителей, которым все эти термины понятны, а его просто игнорируют. Эта тенденция является следствием социального неравенства российского общества, а также усугубляет, подчеркивает на языковом уровне это неравенство и, к сожалению, может послужить почвой для других неблагоприятных общественных явлений.
Создается впечатление лично у меня, что никому русский язык не нужен на государственном уровне, он только мешает глобализации. Но поскольку никакого другого языка мы хорошо не знаем, то и говорим на смеси «французского с нижегородским». Грустно, конечно, но каждый может выбирать только за себя.
Из последних наблюдений: повсеместно опускается «www» при написании адреса веб-сайта. Но, это касается письменного языка.
А какой в этом написании смысл? Как вы думаете, почему этот элемент опускается? И надо ли указывать еще и протокол: http или https и др.?
Разрешите задать вопрос?
Может наконец мне объяснят в чем же именно заключается такая большая нелюбовь у современных людей к слову «кушать»? Мне оно очень симпатично, но. В современном русском языке для него почти не осталось места, а если спросить на форуме или просто у знакомых, то оно выхывает волну возмущения. И слащаво-то оно, и пошло, и говорят так только сюсю-молодые матери о своих детях «Мы покушали. «. Взамен предлагают использовать слово «есть».
А как вы считаете? Есть ли у слова «кушать» перспектива в современном русском языке? Или и правда остактся только есть.
На речь человека влияет его окружение, деятельность, которой он занимается.
Что касается вопроса о глаголах «есть» и «кушать». На примере иностранных студентов: несмотря на усиленное стремление с моей стороны приучить их говорить «я ем», » я поел», они упорно говорят «я кушаю», «я кушал». Ну не прививается им форма «есть»! К тому же, по их замечанию, русские говорят «я кушаю». Согласна, что форма устаревшая, сразу вспоминаются фразы типа «барин откушать изволили». Но при отрицании, я думаю, никто не скажет: «Мой ребенок не кушает кашу» или «Я не кушаю на завтрак омлет». Обычно употребляют все-таки форму «не ест». Но это моё мнение.
Да, и что касается источников информации, которым я доверяю. Я доверяю академическим словарям, будь то бумажный носитель или электронный. «Бумагу» люблю больше. Всегда руководствуюсь принципом «доверяй, но проверяй». Если сомневаюсь в написании слова, в постановке знака препинания или в выборе управления в словосочетании, всегда обращаюсь к справочникам, люблю сайт грамота.ру.
Как мне кажется, на язык сильно влияет научно-технический прогресс, который в настоящее время происходит, увы, не в России, а в других, в основном англоязычных странах. Другими причинами изобилия иностранных слов в русском языке, на мой взгляд, являются очень быстрые темпы развития технологий и недооценка роли переводчика. Кто-то выше уже упомянул изменившиеся темпы жизни, а отсюда не только стремление к краткости, но и нехватка времени, чтобы подумать над переводом. Если какие-то новые слова и реалии смогли перевести на русский, например, «возобновляемые источники энергии», и они довольно неплохо прижились, то большинство терминов переводить (пока?) не стали. Гораздо проще и быстрее применить «фандрайзинг», чем придумать русскоязычный эквивалент. Еще на язык сильно влияют путешествия за рубеж и знакомство с новыми для русскоязычных туристов реалиями, которые опять-таки очень быстро нуждаются в описании (например, апрески).