Что влияет на развитие туризма

Главные факторы влияющие на развития туризма

Туристическая индустрия это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро развивающихся в мировом хозяйстве. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Основу развития туристической индустрии формируют следующие существенные моменты:

— Увеличение доли въездного туризма;
— Уменьшение диспропорции между ресурсным обеспечением и степенью его использования;
— Пропаганда национального туристического продукта;
— Государственная поддержка отечественного туризма.

Индустрия туризма функционирует как межотраслевой комплекс благодаря налаженным связям с едва ли не всеми государственными управлениями и службами. В частности, существуют связи с такими структурами как правовая (охватывает законодательную и нормативную базу, таможенную и консульскую службы), финансово-экономическая (системы налогообложения и страхования, финансовые взаимоотношения), кадровая (подготовка кадров для туризма, научные исследования и т.д.). Государственная поддержка заключается в стимулировании потребностей населения в услугах туризма. Проявлением эффективности государственной туристической политики прибыльность индустрии туризма и ее вклад в национальную экономику.

Исследованию проблем и особенностей развития рынка туристических услуг под воздействием различных видов факторов посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. В своих работах ученые уделяют внимание методологии разработки и реализации государственной и региональной туристической политики, определяющих экономические и организационные рычаги регуляторной политики развития туризма, предпосылки возникновения и принципы функционирования предприятий рекреационно-туристического комплекса, классификации их форм и видов, планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической сферы, прогнозированию развития регионального рынка туристических услуг, механизма экономической оценки и регулирования туристической привлекательности территории.

Изучение изданных работ по проблеме развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопрос влияния факторов в туристической индустрии исследованы недостаточно, что негативно влияет на развитие туризма в целом и делает вопрос решения данной проблемы весьма актуальным.

Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно-географических, историко-политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют. Факторы развития рынка туристических услуг принято делить на внешние и внутренние.

Фактор в туризме — это момент, существенное обстоятельство туристской практики.

Внешние (экзогенные) факторы влияют на туризм посредством демографических и социальных изменений; экономического и финансового развития; изменений политического и правового регулирования; технологических изменений; торгового развития; транспортной инфраструктуры и безопасности путешествий. К внешним факторам можно отнести географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п..

Определяющими являются внутренние факторы развития рынка туристических услуг. Среди них — природно-географические особенности и климатические условия страны, наличие и качество природных ресурсов и возможность их удобного использования, экономическая ситуация в стране, внутренняя политика страны, политическая стабильность общественный строй, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, возможность получение льгот и скидок на туристические услуги за счет государства и общественных организаций, предприятий и учреждений, состояние развития туристической инфраструктуры, транспортных сетей, уровень жизни в обществе, образовательный и культурный уровень населения.

С точки зрения механизма влияния на развитие туризма можно определить факторы объективные, уже сформированы историческим развитием общества, и такие, целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность — факторы первой группы. Ко второй относятся государственная политика в туризме, наличие и содержание туристического законодательства, туристическое образование в обществе и т.п.

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и страны в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статические и динамические.

Статические имеют неизменное во времени значение (природно климатические, географические, культурно-исторические факторы). К динамическим факторам относятся:

— Демографические (общий рост народонаселения, урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения за счет сокращения численности сельских жителей, изменение возрастной структуры населения (увеличение во многих странах средней продолжительности жизни приводит к тому, что все больше людей имеют свободное время и средства, позволяющие им осуществлять заграничные путешествия);
— Социальные (рост благосостояния населения развитых стран активно участвуют в туристическом обмене, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков и сокращение продолжительности рабочей недели, увеличение числа работающих женщин и увеличения дохода на каждую семью (домохозяйство), рост доли одиноких людей, тенденция к более позднему брака и создания семьи, чрезвычайно быстрый рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграции, более ранний выход на пенсию, рост осознания туристских возможностей.)
— Экономические (заключаются в изменении структуры потребления товаров и услуг в сторону увеличения в потребительской корзине населения доли различных услуг, в том числе и туристических);
— Культурные (рост культурного уровня населения многих стран и в связи с этим стремление людей к ознакомлению с зарубежными культурными ценностями);
— Научно-технический прогресс (обусловливает быстрое развитие материально-технической базы туристической индустрии, создает необходимые условия для массового туризма);
— Международные факторы (смягчение международного климата, переход в ид конфронтации между отдельными государствами к сотрудничеству и взаимопониманию, процессы глобализации, решение спорных международных вопросов путем переговорного процесса.

К важнейшим факторам, которые обуславливают развитие туризма рубежом относят:

— Поддержка со стороны государственных органов (опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой);
— Рост общественного богатства;
— Сокращение рабочего времени;
— Урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывает необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания);
— Уровень общественного сознания.

По мнению западных специалистов, основными факторами, определяющими привлекательность туристского региона, являются: доступность региона, его природа и климат, отношение местного населения к приезжему; инфраструктура региона, уровень цен, состояние розничной торговли; спортивные, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Последний фактор, в свою очередь, привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремесла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка, гастрономия.

Совокупность факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристических услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:

— Частотность туризма;
— Предпочтения в выборе туристического центра и география туризма;
— Форма организации тура, предпочитаемого;
— Представление туриста о цене тура;
— Представление о торговой марке турфирмы;
— Коммуникативное поведение туриста;
— Роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о покупке тура.

Еще одним видом факторов, влияющих на развитие рынка туристических услуг является личностно-поведенческие факторы. Cтоит отметить, что среди всех факторов, влияющих на развитие туризма, личностно-поведенческие факторы играют ведущую роль в современном мире. Они состоят из мотивов, которые обеспечивают желания потребителей путешествовать, при этом соответствовать требованиям туриста. Анализируя роль психологических факторов в формировании рынка туристических услуг доказано, что только немного туристов приезжают снова в те места, где они уже были ранее, исключая случаи присутствия экономических, лечебно-профилактических или сентиментальных мотивов. По мере роста доходов человек начинает отдавать предпочтение психологическим мотивам при выборе нового путешествия. Мнение о качестве потребленного туристического продукта формируется через некоторое время после поездки, поскольку до поездки потребитель может только смоделировать свои ожидания на основе имеющейся информации. Поэтому важность ситуации заключается и в том, что представление о продукте порождает у потребителя определенные ожидания, и если они не оправданы реальным качеством продукта, потребитель легко в нем разочаровывается. Целью туризма является рациональная организация свободного времени потребителя. Соответственно этому, развитие туризма может быть обусловлен наличием двух основных моментов: свободного времени и финансовых средств для его рациональной организации.

Итак, по нашему мнению, на развитие туризма влияют как позитивные, так и негативные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире. К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:

— Стабильность и открытость политики и экономики
— Рост общественного богатства и доходов населения;
— Сокращение рабочего и увеличение свободного времени;
— Развитие транспорта, средств коммуникаций и информационных технологий;
— Усиление урбанизации;
— Построение интеллектуального общества;
— Поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма;
— Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке;
— Упрощение и гармонизация налогового, валютного, таможенного, пограничного и других форм регулирования;
— Стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот;
— Содействие развитию индустрии приоритетной туристической деятельности.

К негативным факторам развития рынка туристических услуг относят:

— Напряженность в международных отношениях;
— Нестабильность политики и закрытость экономики;
— Стагнация экономики и падения благосостояния населения;
— Неустроенность туристических ресурсов;
— Неразвитость индустрии туризма;
— Нерациональное использование культурно — исторической и культовой наследия и окружающей среды;
— Низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени;
— Загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;
— Недооценка роли туризма в интеллектуализации общества;
— Отсутствие эффективных стимулов инвестирования развития индустрии туризма на ровной и мировых стандартов;
— Недооценка роли туристического бизнеса в наполнении бюджета.

Указанные факторы влияния на развитие туризма должны определять цели государственного регулирования и приоритетные направления развития туристического бизнеса.

Источник

Воздействие экономических факторов на развитие туризма

Экономические науки

Похожие материалы

Факторы, влияющие на туристский рынок, туризм, а также на его спрос разделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также их можно разделить на позитивные и негативные [3].

К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:

К негативным факторам развития рынка туристических услуг относят:

Внутренние факторы — это те основные события и объекты, оказывающие прямое воздействие именно в туристской сфере [1, с. 127].

Внешние факторы воздействуют на индустрию туризма при помощи перемен, происходящих в обществе. Они не имеют прямой связи с туристкой деятельностью, однако оказывают влияние на ее масштабы. Но каждый элемент системы туризма находится под различной степенью влияния.

К внешним группам факторов, которые влияют на развитие туризма, относятся следующие:

Особое место, среди факторов, воздействующих на туризма занимает группа экономических факторов.

К группе экономических факторов относятся:

Туризм подвергается воздействию группы экономических факторов в связи с тем, что рост развития туризма и состояние экономики находятся во взаимосвязи друг с другом. Развитие страны в экономическом плане подразумевает уровень материального положения населения, величину, что непосредственно влияет и напрямую зависит одно от другого. Следовательно, страны, с высоким уровнем развития экономики, имеют преимущество на мировом рынке, и занимают лидирующие позиции по количеству совершения поездок и приобретению туров своими гражданами.

Уровень экономики государства отражается не только на доходах граждан проживающих в нем, но также предоставляет возможности (если экономика достаточно развита) для улучшения инфраструктуры туристской индустрии и ее материально-технической базы.

Как и любые другие факторы, факторы экономики могут воздействовать положительно и отрицательно на туризм. К числу положительных факторов относят: увеличение реального дохода, конъюнктура рынка, рост ВВП, стабильное положение валюты, рациональное распределение дохода. Негативные экономические факторы — кризисы, происходящие в экономике, увеличение роста безработицы, снижение заработной платы, высокие процентные ставки, рост инфляции и др [2].

На спрос туристских услуг воздействует величина реального дохода. При росте реального дохода население получает больше денег, увеличиваются заработные платы, материальная помощь, пенсии и другие виды доходов населения. Следовательно, если доходы человека растут и превышают необходимый для жизни уровень, то он может потратить их на путешествия.

Согласно статистике Российской Федерации, наблюдается снижение реально располагаемых денежных доходов жителей государства в 2014 году, а также и на начало 2015 г., что изображено на рис. 1.

Что влияет на развитие туризма. Смотреть фото Что влияет на развитие туризма. Смотреть картинку Что влияет на развитие туризма. Картинка про Что влияет на развитие туризма. Фото Что влияет на развитие туризма

Рисунок 1. Изменение реальных располагаемых денежных доходов в % к предыдущему периоду

Из рисунка 1 видно, что по итогам 1 квартала 2015 г. реальные располагаемые денежные доходы снижаются, так же как и в прошлом 2014 году данного периода. В период с января по март 2015 г. доходы снизились на 1,4% сравнительно к предыдущему году того же периода; наряду с этим год назад данное значение было выше и составляло 10,2%. Главными причинами такого падения доходов стали: потребительская инфляция, прежде всего цены значительно возросли на продовольственные товары; снижение заработных плат и пенсий, а также расходование сбережений, конвертированных в доллары и евро [8,9].

Распределение доходов также играет немаловажную роль. Чем равномернее они будут распределены в обществе, тем большее количество людей смогут позволить себе отправиться в путешествие.

Такой фактор, как стабильность валюты проявляется в следующем. Если, к примеру, курс доллара будет очень высок, то турист сможет приобрести не большое количество валюты и ему не хватит для путешествия в другую страну. Однако в такой ситуации, турист из США наоборот сможет приобрести такую же услугу в России за небольшие деньги и это для него очень выгодно. Для многих стран Россия стала одним из самых доступных и дешевых курортов среди других, к этому привело падения курса рубля в 2014 г. Нестабильность валюты обуславливается тем, что цены на одни и те же услуги находятся в разном ценовом диапазоне. И эта разница может быть очень существенной. Значительно снизился спрос на российский туризм в США, Великобритании и Германии. Объем туристских потоков между странами с разной стабильностью валюты обусловлен изменениями обменных курсов. Если себестоимость тура за границу увеличивается на 5%, то желание путешественника к выездному туризму падает на 6-10%.

Исходя их рассмотрения экономических факторов воздействия на развитие туризма, можно подчеркнуть, что эта группа является одной из наиболее весомых, требующей постоянного анализа с целью выявления проблемных мест и поиска путей их преодоления.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Какие факторы влияют на развитие туризма?

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статические и динамические.

Статические имеют неизменное во времени значение. К этой группе относятся природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

К динамическим факторам относятся:

— Демографические;
— Социальные;
— Экономические;
— Культурные;
— Научно-технический прогресс;
— Международные факторы.

Демографические факторы. В XX в. численность населения планеты увеличилось в 5 раз и как следствие — увеличение доли иностранных путешественников. К демографическим факторам, помимо общего роста народонаселения, следует отнести и урбанизацию, т.е. увеличение доли городского населения за счет сокращения численности сельских жителей. Отсюда вывод: поскольку городское население активнее путешествует, то этот процесс ведет к росту темпов развития международного туризма.

Важным демографическим фактором является изменение возрастной структуры населения. Увеличение во многих странах средней продолжительности жизни приводит к тому, что все больше людей имеют свободное время и средства, позволяющие им делать заграничные путешествия.

Социальные факторы. К ним относится рост благосостояния населения развитых стран, активно участвующих в туристическом обмене, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков и сокращение продолжительности рабочей недели.

Следует также отметить, что индустриализация современного общества создает большие стрессовые нагрузки на население и соответственно обусловливает необходимость в отдыхе, рекреации, восстановительной активности, в том числе с помощью туризма. Поэтому промышленные города являются местами повышенного спроса на туризм с целью отдыха. Именно здесь формируются различные сегменты со спросом на спортивный, пешеходный, приключенческий, сельский туризм и другие нетрадиционные виды путешествий.

Экономические факторы. Они заключаются в изменении структуры потребления товаров и услуг в сторону увеличения в потребительской корзине населения доли различных услуг, в том числе и туристических.

Культурные факторы. Это прежде всего рост культурного уровня населения многих стран и в связи с этим стремление людей к ознакомлению с зарубежными культурными ценностями.

Научно-технический прогресс. Он обусловливает быстрое развитие материально-технической базы международного туризма, иными словами — туриндустрии, что создает необходимые условия для массового туризма. Речь идет о гостиничных цепях и других коллективных средствах размещения, транспортных средствах для массовых пассажирских перевозок. Особо следует выделить внедрение в туриндустрию компьютерной техники, без чего сейчас невозможна организация массового туризма.

Международные факторы. Это смягчение международного климата, переход от конфронтации между отдельными государствами к сотрудничеству и взаимопониманию, процессы глобализации, решение спорных международных вопросов путем переговорного процесса.

Эти постоянно действующие факторы в определенные периоды могут усиливаться или ослабляться разными менее масштабными и кратковременными конъюнктурными изменениями, такими как, например, экономические кризисы, природные катаклизмы, угроза терроризма и т. п.

Важнейшие факторы, обусловливающие развитие туризма за рубежом:

— Поддержка со стороны государственных органов;
— Рост общественного богатства и доходов населения;
— Сокращение рабочего времени;
— Развитие транспорта и средств коммуникации;
— Урбанизация;
— Приоритеты в системе духовных ценностей общества.

Поддержка со стороны государственных органов. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Рост общественного богатства. В послевоенные годы в развитых странах мира значительно увеличились доходы на душу населения. При этом расходы на питание и предметы роскоши сокращаются, а доля расходов на туризм увеличивается. Усредненные данные по разным странам свидетельствуют, что в общей совокупности затрат расходы на путешествия составляют 12-19%.

Сокращение рабочего времени. Продолжительность рабочего времени в промышленности ФРГ сократилось с 2350 часов в год в 1950 г. до 1716 часов в 2004 г.

Развитие транспорта привел к увеличению мобильности общества и, соответственно, к росту путешествий.

Урбанизация. Концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывает необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания. Высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77%) и Европы (71%). Эти регионы являются основными «поставщиками» туристов. Внутри одной страны степень туристической активности городского населения значительно выше, чем сельских жителей. Причем чем больше город, тем большее количество жителей предпочитают путешествия.

Источник

Развитие туризма в России: основные виды туризма

Что влияет на развитие туризма. Смотреть фото Что влияет на развитие туризма. Смотреть картинку Что влияет на развитие туризма. Картинка про Что влияет на развитие туризма. Фото Что влияет на развитие туризмаТуризм на современном этапе является самой развивающейся отраслью экономики. Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие туризма в России.

Факторы влияющие
на развитие туризма в России

Факторы, влияющие на развитие туризма : природно-географические, социальные, а также экономические и культурно-исторические особенности государства.

Природно-географические и экологические факторы рассматриваются, как едино целое. Они характеризуются наличием интересных природных ресурсов таких, как леса, моря, озера. Для привлечения туристов необходима богатая флора и фауна.

Культурно-историческая группа подразумевает присутствие памятников истории и архитектуры. Чем богаче история страны или местности, тем большей она вызывает интерес.

Экономические факторы влияют на приток туристов. Развитые страны более востребованы и доступны. Немаловажным считается и политический фактор, при спокойной обстановке в государстве, больше уделяется внимания туристам и гостям. Стабильность и спокойствие в стране является залогом развития туристического направления.

Основные виды туризма

Туризм сейчас распространен, как самый интересный вид отдыха. Как и в любом экономическом направлении, существуют основные виды туризма:

Следует отметить, что туризм способствует формированию положительных отношений с соседними странами. В России данная отрасль довольно молодая. В Советском Союзе очень редко выезжали за границу. Со временем возник интерес к другим странам и сейчас международный туризм считается очень распространенным.

Перспективное развитие
туризма в России

Перспективное развитие туризма в России требует уделить
внимание качеству туристических услуг и ценам. На сегодняшний момент оба фактора не в идеальном состоянии. Для улучшения туристической сферы необходимо снизить налоги и госпошлины на туруслуги, а это повлечет и снижение цен, в общем, на туризм. Спрос станет возрастать.

Для развития туризма в России необходимо внедрять новые направления, такие как экотуризм. Вид туризма, который строится на знакомстве с историей населения, традициями, обычаями, фольклором. Так же нужно развивать сельский туризм, который богат в нашей стране колоритом. Молодежный туризм пользуется успехом, ему тоже стоит уделить внимание.

Любой вид туризма требует сил и физической подготовки. Что бы быть готовым к любым путешествиям и впечатлениям рекомендуем Леветон П и Элтон П они укрепят ваше здоровье, придадут сил и энергии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *