Что влияет на процентный барьер
Процентный барьер
Проце́нтный барьер — доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест. Чаще всего — около 5 %. Сокращает пропорциональность представительства. Обоснование — недопущение фрагментации парламента и обеспечение стабильного большинства.
Содержание
Рекордные барьеры на парламентских выборах
Израиль — 2 %, Дания — 2 %, Нидерланды — 0,67 % (общее число голосов, разделённое на число мест в палате, избираемой по пропорциональной системе — 150).
Оценка процентных барьеров конституционными судами и Советом Европы
В 1987 и 1988 г. Европейская комиссия по правам человека отклонила две жалобы на закон Франции о выборах депутатов Европарламента, вводивший пятипроцентный барьер как для доступа к распределению мест, так и для возврата избирательного залога, что, по мнению заявителей, нарушало статью 3 первого протокола ЕКПЧ (ранее аналогичные жалобы отклонил также Государственный совет Франции). [1] [2]
В 1993 г. Конституционный суд Италии, а в 1996 г. Европейская комиссия по правам человека отклонила жалобу на новый итальянский закон о парламентских выборах, согласно которому для участия в пропорциональном распределении мандатов требовалось преодолеть четырёхпроцентный барьер на уровне всей страны. [3]
В 2001 г. ЕСПЧ признал неприемлемой жалобу на условия Устава об автономии Канарских островов, вводившие барьер на уровне 6 % голосов по всей автономии или 30 % голосов в одном из округов; аналогичную жалобу в 1999 г. отклонил Конституционный суд Испании. [4]
В 2007 году ПАСЕ рекомендовала устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3 %. [11]
Тенденции
В Израиле в 1992 г. для выборов кнессета барьер повышен с 1 до 1,5 %, с 2003 г. до 2 %.
В Латвии с 1995 г. повышен на выборах сейма с 4 до 5 % (сохранён в 2002 г. Конституционным судом). В 2002 г. жертвой этого повышения пала партия «Латвийский путь», в преддверии выборов 1995 г. возглавлявшая правительство и добившаяся тогда повышением барьера непопадания в Сейм социал-демократов. C 2005 г. такой же барьер введён Сеймом на выборах Рижской думы, от чего пострадала голосовавшая за его введение Партия народного согласия. С 2009 г. такой же барьер введён на всех муниципальных выборах.
На Украине с 2006 г. барьер на выборах в Верховную Раду снижен с 4 до 3 %. Выборы 2012 года пройдут с пятипроцентным барьером.
В России с 2007 г. барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 до 7 %, на выборах 2011 года предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов. На следующих выборах барьер вновь составит 5%.
Значимый эффект
На выборах Госдумы в 1995 г. и на турецких парламентских выборах 2002 г. в парламент по партийным спискам не прошли партии, в сумме набравшие более 45 % голосов избирателей.
Риск того, что наиболее близкая избирателю партия не преодолеет процентного барьера, способствует голосованию за более крупные партии.
Дифференциация
Процентный барьер может быть различным для отдельных партий и их блоков (Италия, Литва, Венгрия, Польша). Возможно освобождение от процентного барьера для партий национальных меньшинств (Германия).
Пропорциональная избирательная система
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.
Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.
Избирательная система состоит из двух компонентов:
Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.
Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).
Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.
Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.
Этапы избирательного процесса:
Организовать избирательные округа.
Создать избирательные комиссии.
Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.
Подвести итоги голосования.
Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.
Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.
Определение пропорциональной избирательной системы
Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.
В такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.
При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.
Признаки пропорциональной избирательной системы:
партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);
определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;
голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.
Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.
В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.
Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!
Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы
Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:
система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;
возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;
позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;
в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;
низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.
При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:
гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;
не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;
система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.
Вопросы для самопроверки
Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?
С чего начинается избирательный процесс?
Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?
Почему пропорциональная система выборов так называется?
Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:
прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;
широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;
избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;
каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.
Избирательный барьер
Виды избирательных барьеров
Во всех избирательных системах существуют избирательные барьеры (пороги) представительства: то есть минимальный уровень поддержки, который необходим партии, чтобы получить представительство в законодательных органах. Барьеры могут быть установлены законом (формальный барьер) или существовать как математическое следствие избирательной системы (действительные или естественные барьеры).
Формальные барьеры (пороги) прописаны в конституционных или законодательных постановлениях, которые определяют пропорциональную систему.
Этот опыт был учтен в современном избирательном законодательстве ФРГ. С 1949 г. на выборах в бундестаг для немецких политических партий установлен 5% барьер (одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе, другая половина по пропорциональной),(как и в сегодняшней России).
Примером страны которая имеет более одного порога может служить Германия. На общенациональных выборах установлен 5% барьер, но можно получить мандат при выигрыше в трех округах.
Действительный или естественный барьер
Действительный или естественный барьер (порог) создается как математический побочный продукт характерных свойств избирательной системы. [82]
Одно из главных достоинств пропорциональной системы состоит в том, что она обеспечивает представительство широкого круга политических позиций избирателей через выражающие эти позиции политические партии. В связи с этим важное значение имеют показатели, демонстрирующие, какова минимальная доля избирателей, которая может быть представлена при том или ином варианте избирательной системы.
К таковым показателям относятся пороги включения (представительности) и исключения. Порог включения – доля голосов, не набрав которой партия не имеет возможности получить хотя бы один мандат; порог исключения – доля голосов, набрав которую партия обеспечивает себе как минимум один мандат[83]. Иными словами, порог включения – доля голосов, которая обеспечивает партии мандат при самом благоприятном раскладе, а порог исключения – доля голосов, которая позволяет партии получить мандат при самом неблагоприятном раскладе.
Для ситуации, когда закон не устанавливает никакого заградительного барьера пороги включения и исключения зависят от размера избирательного округа (m), методики распределения мандатов, а также числа партий (n), участвующих в выборах (в данном округе)[84]. Формулы порогов включения и исключения для основных методов распределения мандатов[85] (при условии, что число партий не больше размера округа) представлены в таблице 1.
Метод | Порог включения | Порог исключения |
Хэйра-Нимейера | 1/(m*n) | (n–1)/(m*n) |
Д’Ондта | 1/(m+n–1) | 1/(m+1) |
Сент-Лагюе | 1/(2m+n–2) | 1/(2m–n+2) |
Датский | 1/(3m+n–3) | 1/(3m–2n+3) |
Примечание:формулы для порога исключения верны при условии m > n–1.
На основании этих данных можно определить абсолютные значения порогов включения и исключения, то есть значения, зависящие только от параметров избирательной системы. Для порога включения – это минимальное значение, и оно у всех методов при стремлении числа партий к бесконечности стремится к нулю. Для порога исключения – это максимальное значение, и оно у данных методов равно 1/(m+1).
Таблица 4-4. Значения порогов включения и исключения на примере выборов в Рязанскую областную Думу в 2010 году
Метод | размер округа | |
число партий | ||
Хэйра-Нимейера | порог включения | 0.93% |
порог исключения | 4.63% | |
Д’Ондта | порог включения | 4.34% |
порог исключения | 5.26% | |
Сент-Лагюе | порог включения | 2.50% |
порог исключения | 3.13% | |
Датский | порог включения | 1.75% |
порог исключения | 2.22% |
Как видно из таблицы, самые высокие значения обоих порогов – у метода д’Ондта. Метод Хэйра-Нимейера имеет самые низкие значения порога включения, однако порог исключения у этого метода выше, чем у датского метода и метода Сент-Лагюе. Самые низкие значения порога исключения – у датского метода.
Следует также отметить, что у трех методов делителей (д’Ондта, Сент-Лагюе и датского) разрыв между двумя порогами невелик, особенно при больших размерах округов и небольшом числе партий. В отличие от этих методов, метод квот Хэйра-Нимейера характеризуется довольно значительным разрывом между порогами включения и исключения.
Введение заградительного барьера изменяет ситуацию с порогами. Если барьер выше порога исключения, то именно величина барьера становится одновременно и порогом включения, и порогом исключения. Если барьер выше порога включения, но ниже порога исключения, то значение порога исключения не меняется, а порог включения становится равным барьеру. В то же время, если заградительный барьер ниже порога включения, то значения порогов не меняются.
Таким образом, заградительный барьер имеет смысл вводить тогда, когда пороги включения и исключения имеют низкие значения, то есть тогда, когда мандаты распределяются в больших избирательных округах. Не случайно заградительные барьеры установлены практически во всех странах, где пропорциональная система применяется в округах большой величины, а в странах, где используются округа с небольшим числом мандатов, они зачастую не устанавливаются..
Цель введения заградительного барьера.[86]
2. Для ограничения допуска в парламент партий, получающих поддержку избирателей на уровне «шума», т.е. факторов, вносящих искажения в результаты выборов. Речь в данном случае идет не о «случайных ошибках»: часть избирателей может по ошибке поставить знак не в тот квадрат, часть может голосовать наобум, часть может сделать выбор на основе случайных факторов. Ни в коем случае нельзя впрямую сопоставлять с числом недействительных бюллетеней.
3. Для ограничения чрезмерного влияния малых партий на принятие парламентом решений, в том числе на формирование правительства.
4. Для предотвращения чрезмерного фракционного дробления депутатского корпуса.
5. Для обеспечения всем партиям представленным в парламенте, возможность иметь работоспособные фракции.
6. Для укрупнению партий или, по крайней мере, их блокированию на выборах
Но сами по себе эти ситуации не могут служить основанием для введения заградительного барьера.
Можно сделать вывод. С правовой точки зрения заградительный барьер является существенным ограничением прав граждан и потому он может считаться допустимым лишь в той мере, в какой он позволяет решать задачу по обеспечению конституционно защищаемых ценностей. Иными словами, нужно, исходя из принципа разумной достаточности, установить такой размер барьера, при котором он выполнял бы свое конституционно-правовое предназначение. Увеличение барьера сверх этого размера будет чрезмерным, поскольку оно усиливает ограничения без дополнительного усиления его защитной функции.
Обратимся к выборам в Государственную Думу. Вспомним, что в 1995 году в этих выборах участвовали 43 списка. Если бы в такой ситуации не было заградительного барьера, порог исключения составил бы (при распределении 225 мандатов и при использовании метода Хэйра-Нимейера) 0,43%, а порог включения – всего 0,01%. Это – в теории. А на практике распределение мандатов по итогам тогдашнего голосования между всеми участниками выборов привело бы к тому, что по одному мандату получили бы лидеры 10 списков, чья поддержка составляла от 0,19 до 0,57% (и еще 10 списков с поддержкой от 0,62 до 1,94% получили бы от 2 до 5 мандатов). Итого – более 40 депутатов, реально избирателей не представляющих. [87] О какой пропорциональности может идти речь.
Проблема однако в том, что из подобных рассуждений невозможно определить, каков должен быть барьер для отсечения таких партий. Наиболее обоснованными можно считать доводы, связанные с тем, что заградительный барьер призван повысить работоспособность парламента. Так, немецкий правовед Майер считает, что защита функциональной способности парламента – это настолько большая ценность, что ее можно рассматривать как оправдывающую причину для нарушения принципа равенства выборов[88]. На необходимость обеспечить нормальное функционирование парламента ссылался и Конституционный Суд РФ, сделавший в своем Постановлении от 17 ноября 1998 года № 26-П[89] вывод о соответствии заградительного барьера российской Конституции.
В любом случае обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но учитывая, что 5%-ный барьер является бóльшим ограничением, чем 3- или 4%-ный, представляется более целесообразным установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности.
Принято считать, что выбор избирательной системы и ее отдельных элементов – это вопрос не права, а политической целесообразности. Однако, как отмечает В.В. Лапаева, любое законодательное решение, сколь бы ни были значимы его политические последствия, должно быть прежде всего правовым и потому оно должно, с одной стороны, соответствовать правовым принципам, закрепленным в Конституции, а с другой стороны, должно ориентироваться на достижение общего блага[90].
Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 138 | Нарушение авторских прав
Что влияет на процентный барьер
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава V.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
§ 39. Избирательные системы и избирательный процесс
Избирательная система является важнейшим элементом государственной политической системы. Это порядок формирования выборных органов, который регулируется правовыми нормами, составляющими избирательное право. Сюда также относится распределение мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Мировая практика демократического голосования знает два основных вида избирательных систем: мажоритарная (голосование по одномандатным округам) и пропорциональная (по партийным спискам), существуют также смешанные виды.
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят на избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, включающие:
• список кандидатов республиканской партии;
• список кандидатов коммунистической партии;
• список кандидатов либеральной партии;
• список кандидатов партии крупных хозяйственников;
• список кандидатов партии «зелёных».
Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдаёт свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии наиболее достойного, на его взгляд, кандидата). При подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится избирательный метр, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.
Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в парламенте могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в представительный орган избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.
Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorite – большинство; от лат. major – большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т. е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).
Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49%, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряжённость в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.
Особый вариант мажоритарной системы представлен системой абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Если первый тур не выявил абсолютного победителя, получившего более 50% голосов, во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии призывают избирателей поддержать представителей тех партий, с которыми они договорились в ходе предвыборной кампании.
В Российской Федерации при формировании Государственной Думы сначала использовалась смешанная система: половина мест в этом представительном законодательном органе (225) определялась на выборах по пропорциональной системе, другая половина депутатов избиралась по мажоритарной системе. Но с 2007 г. выборы в Государственную Думу проходили только по пропорциональной системе. Для того чтобы партия прошла в Государственную Думу и получила там адекватное представительство, необходимо, чтобы она преодолела процентный барьер. На последних выборах, прошедших в 2011 г., он составлял 7%. Каждая официально зарегистрированная партия представляла на выборы свой список кандидатов в депутаты. Возглавляют список, как правило, лидеры соответствующих партий, но туда могут быть включены и влиятельные, популярные «попутчики», не состоящие членами данной партии.
Однако в 2016 г. выборы в Госдуму будут проходить снова по смешанной системе (225 депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам; 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Госдумы). Процентный барьер будет снижен до 5%.
Основная причина, по которой в конце концов решили вернуться к смешанной системе формирования состава Государственной Думы, заключается в том, что избранный таким образом депутатский корпус будет более чётко отражать реальную расстановку политических сил в российском обществе.
Для проведения избирательной кампании образуются избирательные округа. Их необходимо «нарезать», как говорят специалисты, таким образом, чтобы во всех по возможности было одинаковое количество избирателей. Это непросто, особенно в стране, где много городов, деревень, сёл.
С приближением очередных выборов иногда предлагают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но население России так активно перемещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то продолжается отток селян в города, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей заметно увеличивается. Огромную роль сегодня играют процессы миграции, связанные с последствиями распада СССР.
Так что, если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, государства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором жили 7 человек, посылало в парламент двух депутатов. В населённом пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобладание в округах избирателей определённой категории закрепляется в конституции.
Об опасности произвольной «нарезки» избирательных округов свидетельствует случай, давший политологам крылатое слово «джерримендеринг». Этот термин произошёл от имени губернатора американского штата Массачусетс Э. Джерри, который в 1812 г. так «перекроил» избирательные округа, что сумел раздробить и нейтрализовать настроенных против него избирателей.
Избирательный процесс в Российской Федерации сложный. Он проходит достаточно долго, начинается с установления сроков проведения выборов и заканчивается опубликованием результатов голосования.
Выделяют следующие этапы избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и участков;
4) выдвижение кандидатов и их регистрация; 5) предвыборная агитация; 6) голосование; 7) подведение итогов, их опубликование. Выборы в Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ назначает Президент РФ, а выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. В России выборы проводятся в воскресенье. Ориентиром для назначения даты выборов является срок действия того или иного представительного органа. С 2013 г. установлен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных выборах.
Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной кампании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчёт голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Соблюдение установленных сроков гарантирует справедливость, результативность выборов, сводит к минимуму возможности нарушений.
Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей образуются избирательные участки. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории.
Реализацию и защиту избирательных прав граждан в России обеспечивают избирательные комиссии.
Все избирательные комиссии действуют в соответствии с законодательством (федеральным и субъектов РФ).
Закон определяет порядок финансирования избирательных кампаний. Из федерального бюджета определённые средства поступают в Центральную избирательную комиссию, которая направляет их в окружные, городские, участковые комиссии.
Эти деньги идут на подготовку бюллетеней для голосования, оборудование и приведение в порядок участков, ими оплачиваются транспорт и информационная продукция. Деньги из бюджета получают и участвующие в выборах партии, которые создают свои избирательные фонды. В эти фонды могут поступать и собственные средства партий, их членов, а также пожертвования физических и юридических лиц.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.
В Законе РФ «О референдуме в Российской Федерации» говорится, что референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он проводится на всей территории государства. Участвовать в референдуме имеет право гражданин, обладающий активным избирательным правом.
На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, когда решение об этом принято Конституционным Собранием Российской Федерации. Такой референдум называется конституционным (плебисцит). Могут выноситься и другие вопросы. Не выносятся на референдум такие вопросы, как, например, изменение статуса субъекта РФ, амнистии и помилования и др.
Референдумы делятся на общероссийский, субъектов РФ, местный.
И вот наступает день голосования. В установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определённого законом часа, чтобы приступить к подсчёту голосов. Председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным. Процедура подсчёта голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избиркома: необходимо проверить целостность печатей и пломб на ящиках, выявить недействительные бюллетени и др. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии.
Протоколы подсчёта голосов поступают в соответствующие избирательные комиссии, а общие итоги выборов подводит Центральная избирательная комиссия не позже чем через три недели после дня голосования.
В проведении выборов, в правильном ходе избирательного процесса большое значение имеет соблюдение процедуры. Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (лат. procedere – продвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если принять во внимание значительный объём свобод, составляющих сущность демократического режима, отличающих его от авторитарного и тоталитарного.
В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его чёткая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т. е. процедуре. Нужно следовать сущностным принципам демократии, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить её преимущества.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение понятия «избирательная система».
2. Классифицируйте виды основных избирательных систем.
3. Охарастеризуйте особенности пропорциональной системы. Объясните, что означает избирательный метр.
4*. Приведите примеры стран, где используется пропорциональная избирательная система.
5. Что такое мажоритарная избирательная система?
6*. Приведите примеры стран, где применяется мажоритарная избирательная система.
7. Рассмотрите смешанную избирательную систему на примере выборов в Госдуму РФ.
8. Что такое процентный барьер? Что влияет на его изменение?
9. Сравните в табличной форме достоинства и недостатки двух основных избирательных систем.
10*. Что такое джерримендеринг? Как появился этот термин?
11. Опишите, как проходят выборы в РФ.
12. Что такое процедура? Какую роль в избирательном процессе играют различные процедурные вопросы? Приведите примеры её нарушений.
Исследуем документы и материалы
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
(Извлечения)
Статья 25. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трёхдневный срок.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
1. Система выборов в Государственную Думу РФ: вчера, сегодня, завтра. С чем связаны её изменения? Оправданно ли это? Приведите свои аргументы «за» и «против».
2. Чем было вызвано введение единого дня голосования? Нужно и удобно ли это?
Темы для проектов и рефератов
1. Две избирательные системы – пропорциональная и мажоритарная: достоинства и недостатки, история и страны, где они используются.
2. Избирательный процесс: этапы, их содержание.