Что влияет на нервную систему ребенка
Что влияет на нервную систему ребенка
Анализ раннего онтогенеза показывает, что становление функции нервной системы идет последоватено. Развитие нервной системы ребенка идет этапно ради достижения овладевания полнотой той или иной функции, во время которых осуществляется своеобразная закладка фундамента будущей функциональной системы. Так, для формирования способности к сидению необходимо хорошее удерживание головы, формирование цепных реакций с головы на туловище и с туловища на голову. В свою очередь уверенное удерживание головы возможно при своевременном угасании лабиринтных и шейных тонических рефлексов.
В противном случае у ребенка в положении на животе будет доминировать тенденция к сгибанию головы и конечностей, что препятствует подниманию и удерживанию головы. Наблюдая ребенка 2—3 мес с аномальной тонической активностью, можно заранее предположить, что без коррекционных мероприятий его ожидает задержка моторного развития. Неспособность удерживать голову приводит к нарушениям в закладке предпосылок для усложнения двигательных актов: не формируются цепные реакции, зрительно-пространственная координация, контроль за положением туловища и т. д.
Средовые факторы являются важным условием реализации генетической программы развития не только в эмбриональном периоде, но и на этапах постнатального онтогенеза. В этом смысле особый интерес представляют многочисленные исследования, посвященные модифицирующим влияниям среды на врожденные формы поведения. В наблюдениях над животными установлено, что разнообразные зрительные, слуховые, тактильные, температурные и так называемые социальные раздражители, воздействующие в первые часы и дни жизни, способны существенно влиять на поведенческие реакции в течение длительного времени после предъявления.
В частности, обнаружен феномен, получивший название «импринтинга», или запечатлевания. Суть его состоит в том, что определенный раздражитель, предъявленный в первые часы или дни после рождения, прочно фиксируется в памяти и в дальнейшем способен устойчиво вызывать ту или иную реакцию, даже если он физиологически неадекватен. Наиболее отчетливо импринтинг обнаруживается у птиц.
Характерной особенностью запечатлевания является то, что оно возникает лишь в течение сравнительно короткого периода жизни — в первые часы, дни, реже месяцы. По истечении этого времени тот же раздражитель способен вызвать лишь ориентировочную реакцию. Наблюдения над млекопитающими показали, что у них явления импринтинга выражены менее отчетливо, чем у птиц, но критический период способности к запечатлеванию оказывается в ряде случаев более продолжительным. Можно допустить, что чем менее автоматизированным является поведение животного, тем менее у него выражена способность к запечатлеванию. В отношении новорожденных детей убедительных данных о существовании импринтинга пока не получено.
В то же время изучение импринтинга позволило установить, что целый ряд средовых условий, воздействующих в ранний постнатальный период, способен значительно видоизменять реактивные системы, влиять на выработку поведенческих норм, хотя в этих случаях запечатлевания как такового не происходит.
Весьма демонстративна серия экспериментов с ранней изоляцией детенышей обезьян от матери или от сверстников. Детеныши, изолированные от матери, оказывались впоследствии чрезмерно пугливыми, у них слабо был выражен исследовательский инстинкт. В случае ранней изоляции детенышей от сверстников наблюдалось нарушение форм «общественного» поведения: выросшие обезьяны занимали самые низкие ступени в иерархииобезьяннего сообщества, а в дальнейшем у них было слабо выражено сексуальное поведение.
Разумеется, результаты подобных экспериментов можно переносить на человека с большой осторожностью. Каждый вид эволюционно «подогнан» к условиям раннего постнатального развития, поэтому повышенная или пониженная чувствительность к тем или иным влияниям среды не может быть одинаковой у представителей разных видов. Однако детальный анализ средовых влияний на ранний онтогенез ребенка необходим. В настоящее время точно установлено, что специфической потребностью грудного ребенка является постоянный контакт со взрослым. Уже на 3—4-м месяце лицо и голос человека начинают доминировать над другими зрительными и слуховыми раздражителями.
Недостаток контакта со взрослыми отрицательно сказывается на нервно-психическом развитии ребенка. В таком же направлении действует сенсорный дефицит вообще — недостаток зрительных, слуховых, тактильных и комплексных обстановочных раздражителей, способных вызывать эмоциональные реакции.
И наоборот, ранняя стимуляция чувствительных анализаторов способствует быстрому созреванию двигательной функции. Установлено, например, что систематическая нагрузка на вестибулярный анализатор в первые месяцы жизни способствует более раннему усвоению навыков сидения, стояния, ходьбы.
Наряду с этим недостаточно выясненным является вопрос о способах и возможных пределах стимуляции развития отдельных функциональных систем. Если подобная стимуляция необходима в случаях отставания в развитии моторики, то остается неясным, приемлемо ли такое искусственное ускорение при нормальных темпах формирования двигательных функций. В настоящее время можно лишь с уверенностью сказать, что поскольку новорожденный ребенок обладает весьма ограниченным набором врожденных форм поведения, специальная организация средовых воздействий в умеренных пределах необходима.
Что влияет на нервную систему ребенка
В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.
Бесплатные занятия с логопедом
Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.
Особенности психики ребенка в год
Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.
Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:
Особенности психики ребенка в 2-4 года
Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.
Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.
В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.
Особенности психики ребенка 5-7 лет
Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:
В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.
Что оказывает влияние на психику ребенка?
Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:
Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет. Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:
Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.
Как укрепить нервную систему и психику ребенка?
Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:
Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.
Укрепление нервной системы
Нервная система ребенка подвержена серьезным нагрузкам особенно в современной среде, когда постоянно происходит увеличение информационного потока, который воздействует на ребенка. Если не поддерживать центральную нервную систему (ЦНС), то возникают различные невротические расстройства (тики, заикания, энурез, гиперактивность и другие) и тогда придется потратить больше времени уже на лечение. Чтобы укреплять нервную систему, не нужно прикладывать много усилий. Все необходимое доступно человеку здесь и сейчас.
Средства для укрепления ЦНС
Укрепление центральной нервной системы требует комплексного подхода. Поэтому придется учесть сразу несколько факторов:
Чтобы понять, почему для укрепления требуется так много средств, следует рассмотреть, как работает ЦНС. Тело и психика тесно связаны, это уже давно официально подтверждено медициной. Существует даже такое направление, как психосоматика, где исследуют влияние психики на состояние физического тела. Отдельные заболевания получили название психосоматических.
Когда ребенок подвергается влиянию стресса, его мышцы напрягаются. Это защитная реакция организма, которая позволяет обрести равновесие. Однако при постоянном воздействии стресса возникает заболевание. Это может быть комплекс расстройств, связанных с неправильной работой желудка, бессонницей, головной болью, ухудшением памяти и самочувствия. Можно годами лечить отдельные симптомы, хотя причина их в неправильной работе ЦНС.
Вот почему так важен комплексный подход. Нужно следить за сном, питанием, физическими нагрузками, витаминами и минералами в рационе, чтобы не допустить сбоев в работе ЦНС.
Правильное питание — основа здоровья ЦНС
Для правильной работы ЦНС требуются витамины, которые должны поступать внутрь с едой. Человеку необходимы витамины группы А, В, С, D, аминокислоты, микроэлементы, минералы. Но правильное питание не ограничивается только этим — требуется сбалансированный рацион:
На состояние нервной системы положительно влияют такие продукты, как речная и морская рыба, нежирное мясо, кисломолочные продукты, орехи, овощи и фрукты, зерновые культуры. В меню должно быть достаточно фосфора, кальция, железа и калия.
Физическая нагрузка
Физическая активность положительно влияет на нервную систему. Занятия спортом способствуют развитию ЦНС, помогают снять стресс и улучшить самочувствие. Поэтому рекомендуется больше двигаться, посещать спортивные секции или, как минимум, делать простую зарядку по утрам.
К физическим нагрузкам можно добавить контрастный душ, прогулки, бег — все, что связано с воздействием на физическое тело. Особое внимание стоит уделить периодизации — чередованию отдыха и работы, занятий умственным и физическим трудом. Тогда нервная система не будет испытывать перегрузок от однотипной деятельности.
Сон и вредные привычки
Некоторые вещи влияют на нервную систему, но мы их не замечаем. Это связано с вредными привычками: перееданием, неправильным сном, сидячим образом жизни. Такое поведение негативно влияет не только на нервную систему, но и на иммунитет. Нормализация сна — первое, с чего стоит начать после занятий спортом. Сон индивидуален, здоровому взрослому человеку нужно около 7-8 часов сна в сутки. Ребенку требуется от 8 до 11 часов сна в сутки в зависимости от возраста.
Нормализация сна может вернуть душевное равновесие, спокойствие. Ребенок, который будет нормально высыпаться, станет более внимательным на уроках. Биохимические процессы мозга придут в норму. Также стоит обратить внимание на рацион. Если у ребенка бессонница, причина может быть в неправильном питании.
Сидячий образ жизни не способствует укреплению нервной системы. Оправдывать это учебой не стоит — всегда найдется время на физическую активность. Спорт нормализует сон, а также положительно влияет на интеллектуальное развитие. Если попытки нормализовать состояние нервной системы не увенчались успехом, стоит обратиться к врачу.
Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни
Для выявления заболеваний нервной системы, проявляющихся специфической задержкой психомоторного развития, важное значение имеет оценка сопутствующих задержке развития неврологических и психопатологических признаков. Возрастная незрелость нервной системы ребенка первого года жизни определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него признаков. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития. Ниже представлены основные варианты, отражающие преимущественно тип нервно-психического реагирования на первом году жизни.
Учитывая высокую частоту перинатальной патологии нервной системы и возможные трудности получения квалифицированной специализированной помощи, несомненным представляется острейшая необходимость в получении родителями соответствующей научно-популярной информации.
Большую роль в оценке состояния ребенка играет состояние родничков : напряжение, выбухание родничков является очень грозным симптомом повышения внутричерепного давления. О многом говорят врачу размеры головки новорожденного : признаки гидроцефалии, если они обнаружены с первых дней жизни, обычно свидетельствуют о внутриутробной патологии мозга, тогда как постепенное развитие гидроцефалии может быть нередко следствием родового повреждения головного мозга.
Мы попробовали рассмотреть некоторые возможности общего осмотра новорожденного для поиска признаков, позволяющих заподозрить ту или иную неврологическую патологию.
Каждый из перечисленных выше признаков не может считаться доказательным, но в совокупности они приобретают большой диагностический смысл. В любом случае, разрешить ваши сомнения сможет только врач, специализирующийся в области неонатальной неврологии.
Малая двигательная и психическая активность ребенка, которая всегда ниже его дви-гательных и интеллектуальных возможностей; высокий порог и длительный отсроченный период возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Депрессия часто сочетается с низкими мышечным напряжением и рефлексами, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, пониженной мотивацией и слабостью волевых усилий.
Гиповозбудимость может быть выражена в различна степени и проявляться либо эпизодически, либо стойко. Эпизодическое возникновение синдрома характерно для соматических заболеваний, особенно патологии желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся гипотрофией. Иногда легкие, но стойкие проявления синдрома могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Преобладание мозговой депрессии в первые месяцы жизни наблюдают при недоношенности, у детей, перенесших кислородное голодание, внутричерепную родовую травму. Выраженная и стойкая депрессия часто сопровождается задержкой психомоторного развития, которая приобретает некоторые характерные особенности.
Задержка психомоторного развития при гиподинамическом синдроме характеризуется замедленным формированием всех условных рефлексов. В период новорожденности и в первые месяцы жизни это проявляется в отставании развития условного рефлекса на время кормления; в дальнейшем задерживается развитие всех пищевых условных рефлексов (рефлекс на положение кормления, вид груди или бутылки с молоком и т. д.), задерживается развитие пищевой, а затем зрительной и слуховой доминанты и чувствительных локальных реакций. Особенно характерна задержка развития цеп-ных двигательных сочетанных рефлексов, что наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни! Такой ребенок в возрасте 6-8:мес не похлопывает рукой по одеялу или игрушке, не стучит предметом об предмет, к концу года не производит повторных выбрасываний предмета, не вкладывает предмет в предмет. Это проявляется также в голосовых реакциях: ребенок редко повторяет звуки, слоги, т. е. выполняя однократные движения и произнося отдельные звуки, он не стремится к их повторению. В результат задержки формирования условных рефлексов на сочетании слова с предметом или действием как в конкретной, так и в неконкретной ситуации начальное понимание речи и подчинение словесным :командам у этих детей происходит в более поздние сроки. При этом формируется отставание таких функций, как предметно-манипулятивная деятельность, ползанье, лепет, понимание речи, собственная речь.
При варианте гиповозбудимости в более поздние сроки отмечают формирование положительных эмоциональных реакций. Это проявляется как при общении со взрослым, так и в спонтанном поведении ребенка. В период новорожденности при общении со взрослым у таких детей обычно отсутствует ротовое внимание, в возрасте 2 мес не выражена или слабо выражена реакция радостного оживления при виде взрослого и ласковом голосе. Часто вместо мимики оживления у ребенка можно видеть только реакцию сосредоточения. Улыбка появляется позже 8-9 нед, для ее возникновения требуется комплекс раздражителей, включая и проприоцептивные, их повторность; латентный период возникновения улыбки в ответ на раздражитель удлинен.
В состоянии бодрствования ребенок остается вялым, пассивным, ориентировочные реакции возникают в основном на сильные раздражители. Реакция на новизну вялая и в большинстве случаев имеет характер пассивного изумления, когда ребенок с широко раскрытыми глазами остается неподвиж-ным при виде нового предмета, не предпринимая активных попыток приблизиться к нему, захватить его. Чем более длительный период отсутствуют активное бодрствование и ориентировочно-исследовательское поведение, тем более выражено отставание в психомоторном развитии.
Особенности эмоциональной сферы определяют вторичное недоразвитие интонационной выразительности голосовых реакций, а также специфику формирования сенсорных функций. Так, на втором возрастном этапе гиповозбудимый ребенок обычно хорошо фиксирует и прослеживает предмет, но движения глазных яблок за перемещающимся предметом у него начинаются не сразу, а после определенного латентно-го периода, как это характерно для новорожденного: глаза как бы постоянно догоняют перемещающийся в поле зрения предмет. Эти зрительные реакции отличаются непостоянством, и для их возникновения часто необходимы специальные оптимальные условия: определенное состояние ребенка, до-статочная сила и длительность раздражителя и др. Во второй возрастной период указанные реакции наиболее отчетливо и часто возникают не в положении на спине, а в вертикальном положении на руках у взрослого. Особенностью зрительного восприятия при гиповозбудимости на этом возрастном этапе является также то, что ребенок спонтанно почти не рассматривает окружающие предметы, у него отсутствует активный поиск раздражителя. Гиповозбудимый ребенок обычно поворачивает голову и глаза к невидимому источнику звука после неоднократного повторения и длительного латентного периода; слуховое восприятие, так же как и зрительное, обычно не приобретает доминантного характера.
Задержка психомоторного развития при синдроме гиповозбудимости характеризуется диспропорцией развития, которая проявляется во всех формах сенсорно-моторного поведения. Так, при достаточном развитии дифференцирована эмоциональных реакций на «своих» и «чужих» ребенок проявляет активной радости на общение со знакомыми протеста на общение с незнакомыми лицами, т. е. на в возрастных этапах остается выраженной недостаточная активность общения. Наряду со своевременным развитием отдельных сенсорных функций наблюдается отставание в формировании интерсенсорных связей, особенно в системе тактильно-кинестетического анализатора, поэтому гиповозбудимые дети позже начинают рассматривать и сосать свои руки, ощупывать игрушки, у них с задержкой формируется зрительно-моторная координация. Отсутствие активного исследовательского поведения выражается в диспропорциональности развития зрительного восприятия. Поэтому при достаточном развитии у ребенка дифференцированного зрительного восприятия может сохраняться автоматический характер прослеживания предмета.
При динамической количественной оценке возрастного развития ребенок с синдромом гиповозбудимости в разные периоды теряет 7-9 баллов, причем максимальную потерю наблюдают в возрасте 4-5 мес, когда в норме должны активно формироваться первые интерсенсорные связи и активные формы поведения.
Двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, усиление врожденных рефлексов, повышенная рефлекторная возбудимость, тенденция к патологическим движениям часто в сочетании со сниженным порогом судорожной готовности. Гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и может наблюдаться у детей с перинатальной патологией, некоторыми наследственными ферментопатиями и другими обменными нарушениями, врожденной детской нервностью и при минимальной мозговой дисфункции. Выраженного отставания в психомоторном развитии у этих детей может и не быть, но при тщательном обследовании обычно удается отметить некоторые негрубые отклонения.
Для нарушения психомоторного развития при синдроме гипервозбудимости характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность. У таких детей к концу первого года жизни обычно хорошо выражены познавательный интерес к окружающему, активные формы общения, и в то же время при сильных эмоциях может проявляться общий комплекс оживления с диффузными двигательными реакциями.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. При этом манипулятивная исследовательская деятельность, подражательные игры и жесты у них выражены слабо. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудизмости сочетается с повышенной психичской истощаемостью. При оценке возрастного развития гипервозбудимого ребенка обычно относят не к группе задержки, а к «группе риска», если гипервозбудимость не сочетается с другими неврологическими нарушениями.
В большинстве случаев при гипертензионно-гидроцефальном синдроме имеет место увеличение размеров головы, что выясняется путем динамического измерения ее окружности и сравнения с динамикой роста и массы тела. Патологическим считают прирост окружности головы, превышающий нормальный более чем на 2 сигмальных отклонения. По мере увеличения окружности головы выявляется диспропорция между мозговым и лицевым черепом. Увеличение черепа может быть асимметричным вследствие односторонне патологического процесса либо дефекта ухода за ребенком.
Повышение внутричерепного давления у грудных детей сопровождается также расхождением черепных швов, что можно определить при пальпации и рентгенологическом исследовании. Расхождение швов наступает быстро при прогрессирующей гидроцефалии и более медленно, когда внутричерепное давление повышено нерезко или стабилизировалось. При перкуссии черепа отмечают звук «треснувшего горшка».
Другим признаком повышения внутричерепного давления является выбухание и увеличение большого родничка. При выраженном гидроцефальном синдроме могут быть открыты малый и боковые роднички. Следует, однако, иметь в виду, что изменение черепных швов и родничков выявляется лишь на определенной стадии развития патологического процесса, поэтому их отсутствие при однократном осмотре нельзя расценивать как свидетельство против наличия гипертензионно-гидроцефального синдрома.
При повышении внутричерепного давления у новорожденных и грудных детей расширяется венозная сеть волосистой части головы и истончается кожа на висках.
Мышечный тонус меняется в зависимости от выраженности внутричерепной гипертензии и течения заболевания. В первые месяцы жизни при повышении внутричерепного давления, особенно если оно сопровождается гипервозбудмостью и объем черепа не увеличен, мышечный тонус часто бывает повышенным, сухожильные рефлексы высокими, с расширенной зоной, иногда наблюдаются клонусы стоп. При гидроцефальном синдроме с умеренно выраженной внутричерепной гипертензией вначале наблюдают мышечную гипотонию. Если гидроцефалия прогрессирует, в дальнейшем можно отметить нарастание мышечного тонуса, раньше в ногах. Это связано с растяжением пирамидных волокон парасагиттальной области за счет увеличения желудочков мозга.
У новорожденных и грудных детей при гипертензионно-гидроцефальном синдроме часто выражен тремор рук. Он может быть частым, мелкоразмашистым или редким, крупноразмашистым типа гемибализма. Судороги наблюдаются значительно реже, они возникают обычно при быстром нарастании внутричерепной гипертензии.
Изменения на глазном дне у маленьких детей развивается не обязательно в связи с возможностью увеличения объема черепа за счет расхождения черепных швов. Однако в ряде случаев можно обнаружить расширение вен, стушеванность границ соска зрительного нерва, а в дальнейшем, при прогрессировании гидроцефалии, его отек и атрофию.
Важное значение для диагностики гипертензионного синдрома имеет определение давления спинномозговой жидкости при люмбальной пункции, которое в норме у новорожденных составляет 50-100 мм вод. ст., у грудных-60-150 мм вод. ст. При гипертензионном синдроме ликворное давление у грудных детей может повышаться до 200-3Q мм вод. ст. и выше. Состав спинномозговой жидкости при гипертензионно-гидроцефальном синдроме зависит от особенностей патологического процесса, в результате которого он возник, характера течения синдрома, стадии его развития. Чаще наблюдают нормальный состав ликвора, но могут быть белково-клеточная или клеточно-белковая диссоциация.
Наряду с клиническими, офтальмологическими и ликворологическими данными для диагностики гипертензионно-гидроцефального синдрома важное значение имеют: трансиллюминация череепа, ЭхоЭГ, краниография, компьютерная томография.
Метод трансиллюминации безопасен, ее можно проводить неоднократно и в амбулаторных условиях. Принцип метода заключается в распространении лучей света в пространстве, заполненном жидкостью. В норме у новорожденных грудных детей вокруг тубуса с источником света возникает кольцо свечения шириной от 0.5 до 3 см в зависимости от плотности костей черепа. Наиболее интенсивное свечение наблюдают в лобных областях (до 3 см), наименьшее в затылочной области (0,5—1 см). Увеличение границ свечения возникает при расширении субарахноидального пространства до 0,5 см. Просвечивание полостей внутримозговой ткани или желудочков возможно только при толщине мозговой ткани менее 1 см.
У детей с наружной и внутренней гидроцефалией выявляют симметричное свечение. Асимметричное свечение имеет место при одностороннем расширении желудочка и суоарахноидального пространства.
На ЭхоЭГ при гидроцефалии регистрируют увеличение количества отраженных эхо-сигналов, вентрикулярного индекса (норма 1,9) и амплитуды эхопульсаций. В случае асимметричного расширения желудочковой системы м-эxo смещено в сторону, противоположную увеличенному желудочку.
У детей грудного возраста при легком повышении внутричерепного давления без расхождения черепных швов краниография не дает достаточной информации для диагностики. В то же время именно краниограмма может дать объективные доказательства повышения внутричерепного давления. При прогрессировании гидроцефалии на краниограммах уже спустя 2-3 нед наблюдают расхождение черепных швов, чаще венечного и стреловидного. Асимметричное расширение черепных швов указывает на локализацию очага поражения. Истончение костей свода чeрeпa и выраженные пальцевые вдавления у детей первого года жизни указывают на относительную давность процесса приведшего к ограничению внутричерепного пространства.
Глубина и характер задержки психомоторного развив при гидроцефалии и гипертензионном синдроме варьируют в широких пределах в зависимости от первичных изменений нервной системы, вызвавших гидроцефалию, и от вторично обусловленных нарастающей гипертензией. Если деструктивные изменения мозга, вызвавшие гидроцефалию, были выраженными, даже в случае компенсации гидроцефалии консервативными или хирургическими мероприятиями, развитие ребенка значительно задерживается. В то же время присоединение и прогрессирование гипертензионно-гидроцефального синдрома при любой патологии делает задержку развития еще более выраженной и своеобразной, несмотря на компенсацию первичного процесса. Наконец, при своевременной эффективной компенсации и первичного процесса, и гидроцефалии легкая задержка развития, чаще парциальная, быстро ликвидируется.