Что влияет на формирование жизненного стиля
Стиль жизни в концепции Адлера
Впервые термин «жизненный стиль» Адлер использовал в 1926 году. До 1926 года он использовал для обозначения этого понятия менее емкие термины: «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни», «жизненный план», «линия развития целостной личности».
Стиль жизни — это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем»
Мы видим, что стиль жизни — это:
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.
Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
— ошибочность;
— устойчивость.
«Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его. Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений». «И, вероятно, что-то похожее на ошибку неизбежно вкрадывается, когда мы берем какие-то определенные переживания в качестве основы для нашей будущей жизни».
«К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя; до этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему аперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».
Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. «Даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него».
С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Эти проблемы всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни.
Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.
Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.
Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.
1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.
2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.
3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.
4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.
Существует опросник жизненного стиля личности (Life Style Personality Inventory — LSPI), который позволяет построить индивидуальный личностный профиль, аналогичный профилю MMPI.
Жизненные цели, жизненный стиль и социальный интерес
Каждый человек, по мнению А. Адлера, выбирает для себя более специфическую, отвечающую его индивидуальным особенностям более конкретную жизненную цель. Автор полагал, что социальная адаптация — понятие слишком абстрактное: «Стремление к превосходству в каждом индивидууме лично и уникально. Оно зависит от того, каково для него значение жизни». Основа для формирования жизненных целей закладывается в детском возрасте как компенсация чувства неполноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели. Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, она еще всего полностью не осознается, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности. Например, человек, стремящийся к власти, разовьет в себе определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: тщеславие, зависть, жестокость, амбициозность. Адлер подчеркивает, что эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, но принимается индивидуумом как средство для достижения жизненой цели. Ученый выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
Работа приносит удовлетворение и чувство собственной начимости в той степени, в какой она полезна обществу.
Дружба — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.
Любовь — тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации двух индивидуумов противоположного пола.
Эти три задачи, по мнению Адлера, всегда взаимосвязаны. «Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся».
Жизненный стиль – это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Его можно анализировать только с позиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целостное представление о личности, е целях и жизненном стиле. «Главная задача индивидуальной психологии, — подчеркивал Адлер, — подтверждать это единство в каждом индивидууме — в его мышлении, чувствовании, действовании, в его независимом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности». К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, ученый относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.У детей, страдающих каким-либо хроническим заболеванием, имеющих физические или психические недостатки, может развиться резко выраженное чувство неполноценности, что часто приводит к утрате социального интереса, изоляции или выбору ложной жизненной цели. Однако те дети, утверждал Адлер, которые преодолевают чувство неполноценности, могут компенсировать недостатки и выработать для себя оптимальный жизненный стиль.
В своих поздних работах Адлер большое внимание уделил социальным интересам личности, «чувству общности», под которым он понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком. расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе». В определенном смысле все поведение человека, по его мнению, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции». Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности. Способность к сотрудничеству (кооперации) имеет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись для добывания пищи, защиты от хищников и внешнего врага. Чувство общности и сотрудничество, по Адлеру, помогают строить такие социальные отношения, которые являются основанием для формирования полноценного конструктивного жизненного стиля. Чем слабее у человека выражено чувство общности и сотрудничества, тем сильнее чувство неполноценности, и наоборот. «Все неудачники, — утверждал Адлер, — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они не способны к сотрудничеству, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру». И наоборот, «если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком».
.В своейиндивидуальной психотерапияА. Адлер выделил три основных этапа: 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса. Первый этап. Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания о раннем детстве, выяснял, не имели ли место физическая неполноценность, гиперопека или отверженность. Адлер подчеркивал, что не бывает «случайных воспоминаний. Из бесчисленного количества впечатлений, с которыми сталкивается индивидуум, его память выбирает только те, которые. имеют отношение к его нынешней ситуации». Беседуя с пациентом, важно обращать внимание не только на содержание его рассказа, но и на особенности поведения, позу, мимику, интонацию. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как движется в ситуации». Кроме рассказа материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки и т.д.
От пациента требуются терпение и искреннее желание понять врача. Адлер подчеркивает: «Действительное измене ние природы пациента может быть только его собственным делом. На лечение и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех пациента. Консультант лишь указывает на ошибки, истинной жизни должен добиваться сам пациент».
Третий этап. Адлер был убежден в том, что в основе переживаний и стремлений невротика лежит забота о собственном престиже, и главная задача врача в этом случае заключается в том, чтобы переключить интересы пациента с собственной персоны на интересы общества.
Альфреда Адлера по праву считают основателем индивидуальной психологии, в основе которой лежит понимание каждого человека как интегрированной целостности, не отделенной от социальной среды. Он заложил основы «социальной ориентации» в лечении больного, создав тем самым базу для целого направления в психотерапии. Следует отчасти согласиться с мнением Ф. Виттельса, который считает, что всех так называемых «неофрейдистов» более справедливо было бы называть «неоадлерианцами».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Стиль жизни— это:
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.
Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
В рамках своего стиля жизни каждый «человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее.
Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.
Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и поставлены перед тремя неизбежными проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассматриваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни. » (Аd1ег А., 1969). Выделенные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» для лучшего уяснения понятия.
Типы жизненного стиля по Адлеру:
Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными понятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимаеттри основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает,чторешение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.
Психолог Альфред Адлер
Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.
Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера
Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.
Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.
Индивидуальная теория личности
Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.
Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:
Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.
Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.
Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:
Установка | Характеристика |
Управление | Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон. |
Получение | Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности. |
Избегание | К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств. |
Польза | Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям. |
В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.
Жизненный стиль. Типы стилей
— Контент-анализ ранних воспоминаний. По Сидоренко Е. В.
— Метод оценки зрелости психологической темы раннего воспоминания по Мэйман.
— Техника Уиллхайта.
Клиента просят рассказать раннее воспоминание. Далее каждое предложение, сказанное клиентом, записывают на левой половине листа в столбик. Справа, после окончания рассказа клиента записывают чувства в каждый момент воспоминания. Таким образом, мы можем получить эмоциональную динамику ситуации. Следует обращать внимание на воспоминания со сходной эмоциональной динамикой, так как именно в них ключ к пониманию проблемы, а возможно и типа психопатологии клиента. По окончании возможен вопрос: «Что бы вы хотели изменить в данной ситуации и как тогда изменится Ваше состояние?» А. Адлер писал, что стиль жизни имеет цель и чувства никогда не противоречат ему, а подстраиваются под стиль жизни. Эмоциональный фон фиксирован, как и стиль жизни. Поэтому данная техника бывает полезна для более глубокого понимания проблематики клиента.
Мэйман писал о том, что зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость или не-зрелость нынешнего состояния психики человека.
Иными словами, раннее воспоминание по теме можно отнести к той или иной стадии психосексуального развития по З. Фрейду:
1. Оральная. Темы воспитания, недоверия, удовлетворения желания, лишения чего-либо.
2. Анальная. Темы бунтарства, неповиновения, власти, нанесения вреда себе и окружению, или послушания, опрятности, чистоплотности, заботы об имуществе.
3. Фаллическая. Темы получения удовольствия от власти, силы, или боязни наказания за это удовольствие. Возможны сексуальные темы.
4. Эдипов конфликт. Вражда, соревнование или гармоничные отношения и действия в семейной триаде.
5. Латентная. Совместная деятельность и игры со сверстниками, принятие или отвержение группой, индивидуальные умения и достижения.
Такая методика позволяет получить более обобщенное и структурированное представление о психике клиента в целом.
Е. В. Сидоренко предлагает схему анализа ранних воспоминаний, содержащую несколько этапов. Эта схема предполагает работу с материалом клиента как индивидуально, так и в группе.
Этапы:
1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.
2. Проверка гипотез.
4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.
Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
В рамках своего стиля жизни каждый «человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее.
Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.
Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и поставлены перед тремя неизбежными проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассматриваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни. » (Аd1ег А., 1969). Выделенные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» для лучшего уяснения понятия.
Типы жизненного стиля по Адлеру:
Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными понятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимаеттри основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает,чторешение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.