Что влияет на формирование общества

Факторы развития общества

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.

Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.

Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (например, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.

В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.

Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда — очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.

(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

Источник

Какие факторы способствуют развитию общества?

Человечество находится в постоянном цивилизационном развитии и тесном взаимодействии индивидов, образующих социальную среду. Разнообразные процессы во всех сферах жизнедеятельности и существования индивидов в совокупности образуют общество, и представляют систему, которая способна изменяться и двигаться. Но жизнеспособность системы зависит от ряда условий, которые называются факторами. Чтобы социум полноценно развивался, он опирается на различные виды факторов. Как это происходит, какое влияние и действие они оказывают, предлагаем узнать из данной статьи.

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Общая характеристика факторов

Согласно научным мнениям и обобщениям, факторами социального развития называют определенные условия (обстоятельства), которые способствуют возникновению новых и отмиранию устаревших элементов, составлявших основу общества:

Социум – это целостный организм всех взаимосвязанных элементов. Стойкость связи напрямую зависит от внутреннего восприятия процессов, обусловленных окружающей средой (обитание и взаимодействие с другими индивидами).

При этом ведущими сферами общества являются такие среды как:

Представленные среды, с уточнениями, можно отнести к обстоятельствам, определяющим современную эволюцию социума.

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Различают такие факторы развития общества:

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Социальная политика государства прежде всего направлена на повышение благополучия. Определенным категориям людей предоставляются льготы, оказывается материальная помощь, ежемесячные выплаты (пособия), в том числе и по болезни, родам и беременности, для детей до 3-х лет, продуктовая помощь, предоставление помощи работников служб социального обеспечения (уход за тяжелобольными, инвалидами, пожилыми одинокими людьми и т.д.). Также социальный фактор воздействия на общество определяет уровни борьбы с безработицей, ищет пути трудоустройства и занятости граждан. Особое внимание уделяется институту материнства и детства. Ведется наблюдение за детьми из неблагополучных семей, многодетными и нерадивыми родителями.

Любые виды социальных факторов всегда действуют в тесном взаимодействии друг с другом, так как по сути вытекают из одного условия в другое. Но каждый из них имеет большое значение для жизни индивида и государства в целом, формируя положительное или отрицательное отношение человека к происходящим цивилизационным процессам.

Поэтому на их основе могут возникнуть и другие разновидности факторов, например, социально-экономические, где моральная и финансовая заинтересованность индивидов проявляется в их общей деятельности. Также стойко формируется отношение к труду, инициативность, корпоративные отношения, правовая защищенность, общее здоровье, степень образованности, интеллект, внутренние убеждения, нормы поведенческой морали, профессиональная квалификация и уровень благосостояния.

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Разнообразие дополнительных факторов

Любые условия и признаки, при которых развивается социум, прямо влияют на цивилизационные процессы. Они способны вызвать как прогресс, так и регресс социума. В связи с этим, особо обращают внимание на существующие объективные и субъективные факторы.

Первые (объективные) могут не зависеть от сознания, восприятия и воли человека. На них оказывает влияние политические, экономические, психологические и социальные условия. Вторые (субъективные), имеют прямую зависимость от целенаправленной сознательной деятельности индивида или любой социальной группы, его воли, желания, выбранных функций и действий.

К объективным факторам в первую очередь относят действие окружающей природы. Имеет значение регион, местность, географическое расположение, влияющие на урбанизацию, миграцию и расселение людей. Природный фактор имеет огромное значение для существования цивилизации. Именно расселение древних людей около рек, на равнинах и в благоприятных климатических условиях способствовало развитию земледелия, зарождению экономического начала и обособлений государств.

Влияние природы имеет значение и в наше время. Так, например, Японию постоянно накрывают тайфуны и цунами, и некоторые города и поселения постоянно разрушаются и требуют восстановления. Это способствует поиску японцами новых конструктивных решений, развития технологий, а также особого ведения экономики, для образования отдельного денежного счета, откуда можно будет брать средства для ремонта поврежденных коммуникационных сетей и разрушенных объектов инфраструктуры, вызванных стихиями.

Природа может как создать, так и уничтожить. Например, в мире есть такие государства (Южная Корея и Малайзия), в которых круглый год климат и почва остаются теплыми и благоприятными для роста растений. Поэтому это позволяет странам выращивать урожай 2 раза в год, самостоятельно обеспечивая себя зерновыми культурами, фруктами и овощами, тем самым развивая собственное фермерское (сельское) хозяйство, и помогая другим странам, и прежде всего – себе (экспорт).

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Поэтому большинство современных исследователей считают, что природа относится к важнейшему объективному фактору. Гибель от извержения вулкана, наводнения, сейсмические колебания, торнадо, цунами и т. д. свидетельствуют о слабости человека перед природными стихиями, побуждая его к поиску лучших способов защиты, развития техники и расселения в более благоприятные условия, где будет развиваться экономика, на основе которой построятся все остальные сферы жизнедеятельности человека.

От природного напрямую зависит и технологический фактор, способствующий НТР человечества, росту демографических показателей, развитию социальной и культурной среды. Новые разработки во всех сферах деятельности человека приводят к стабильности положения индивидов, ускорению цивилизационных процессов. Компьютерные и цифровые технологии в последние годы вышли на высокий уровень, способствуя наилучшему обобщению и систематизации научных данных, которые накопились у человечества за последние тысячелетия.

Это способствует возникновению новых разработок в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, производстве лекарственных препаратов, автоматизации, строительстве, дизайне, самолетостроении и других сферах. Современная наука социология придерживается мнения, что любой исторический процесс всегда связан с модернизацией, благодаря которой традиционный вид социума трансформируется в индустриальный, стремясь затем к постиндустриальному типу.

Условия для факторов

Несмотря на то, что понятие «социальные факторы» само по себе считается обстоятельствами, для его всестороннего воздействия на жизнь индивида тоже необходимы условия, и таким образом, социологические процессы оказываются взаимосвязанными, развиваясь по кругу. Так, например, двигателем прогресса факторов в обществе считают степень свободы, которая предоставляется индивиду для максимального развития ее способностей и возможностей.

Понятие свободы в РФ закреплено в Конституции. Оно включает в себя большое количество разнообразных прав, относящихся к разряду демократических. Индивид может свободно передвигаться по своей стране, менять место жительства (регион), выбирать ООУ, ВУЗ, место работы, формировать род своих занятий, предпочтений, хобби и взаимодействия с индивидами, группами и уполномоченными государственными органами.

Человек имеет свободу выбора во всех сферах своего существования, включая манеру поведения и коммуникации, но существующие рамки дозволенного не влияют на понятие свободы в общем, они лишь призваны обеспечивать порядок в обществе, определяя социальные и нравственные нормы.

Что влияет на формирование общества. Смотреть фото Что влияет на формирование общества. Смотреть картинку Что влияет на формирование общества. Картинка про Что влияет на формирование общества. Фото Что влияет на формирование общества

Еще одним условием считают наличие в социуме регресса определенной сферы. Традиционно считается, что регресс является двигателем прогресса. Любые катаклизмы, проблемы с сырьем и экологией, в глобальном масштабе, способствуют поиску новых конструктивных технологических решений, способных привести социум к успеху и движениям вперед. При этом временной остановкой развития обозначается такое понятие, как стагнация.

Прогресс, основанный на модернизации, способствует продолжению общественной жизни, выбору определенного образа жизни индивидов, духовной жизни, проведения реформ (экономических, политических, культурных), революций, противоречий в социуме, деятельности граждан, групп и народных масс.

Роль любого фактора для жизни социума является важной. Общественные процессы невозможны без определенных условий, обстоятельств, внешних, внутренних и исторических факторов. Поэтому они активно изучаются современными исследователями, для поиска конструктивных решений и выработки положительного направления их влияния.

Источник

Объективные и субъективные факторы развития общества

Все виды общественных отношений тесно взаимосвязаны. Научное изучение общества весьма затруднено.

В отличие от, например, математических наук, где объектом изучения выступают неизменные и независящие от учёного элементы, в общественных науках объектом изучения выступает общество, состоящее из отдельных людей. Человек, в отличие от природных объектов, обладает свободой воли, его поступки часто иррациональны и непредсказуемы. Так могут ли вообще существовать в общественных науках чёткие законы, как объективные, необходимые, повторяющиеся, общие и устойчивые связи между явлениями?

Принято выделять законы динамические и статистические. Например, в физике закон сохранения и превращения энергии будет действовать всегда, при любых условиях. Такие законы, проявляющиеся во всей своей полноте в каждом конкретном случае, называются динамическими.

В общественных науках каждый отдельный случай может не совпадать с законом или закономерностью. Но чем больше таких явлений и случаев, тем чётче проступает объединяющий их закон, имеющий форму тенденции. Эти законы-тенденции можно проследить на примере факторов, определяющих развитие общества. Данные факторы определяют основные направления развития общества, ускоряя или замедляя его совершенствование.

Объективными факторами развития общества являются такие факторы, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп.

Ведущим объективным фактором в развитии общества является природа. Природные условия давали толчок к развитию той или иной цивилизации. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Наличие гор или плодородных равнин, климатические условия, способствующие возникновению определённой флоры и фауны, удобные морские бухты – всё это непосредственно отражается в самых существенных чертах общества. При этом природный фактор может способствовать быстрому развитию общества, или стагнации (застою) в развитии или гибели той или иной цивилизации.

Так удобные бухты, выгодное географическое положение способствовали расцвету критской цивилизации, господствовавшей когда-то в Эгейском море. Но природные катаклизмы (землетрясение и наводнение) позже способствовали упадку и гибели этой цивилизации.

В благоприятных условиях тропиков, где нет стимулов к совершенствованию средств производства, до настоящего времени можно встретить первобытные общества, охотников и собирателей, как бы остановившиеся в своём развитии.

С природным фактором тесно связано развитие технологии обеспечения жизненных потребностей человека. В благоприятных условиях тропиков охота и собирательство (присваивающий тип хозяйствования) удовлетворяют основные потребности человека. Однако изменение условий (перенаселение, изменение климата, а затем флоры и фауны и т.д.) приводит к необходимости поиска новых технологий. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Появление первых государств некоторые учёные связывают с переходом к земледелию и необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, но может и замедлять его развитие. В древние времена любой сбой в технологии производства приводил к голоду и к повышению смертности. С другой стороны, совершенствование технологии производства может привести к перенаселению. Так, с проблемой демографического роста Китай столкнулся ещё в средние века, когда появилась технология выращивания в год нескольких урожаев риса. Достаточное количество риса привело к падению смертности, повышению рождаемости и к перенаселению страны. Такое перенаселение грозит теперь всей планете. Таким образом, природный фактор оказывает воздействие на технологический, а затем на демографический, но и сама природа испытывает влияние развития технологий производства и демографического кризиса. Это можно назвать фактором взаимодействия между природной и социокультурной организацией общества.

Однако деятельность человека может смягчать или нейтрализовать действие объективных природных факторов.

Субъективными факторами развития общества являются факторы, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп. Первый наиболее значимый субъективный фактор – народные массы. Под ними можно понимать социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единую культуру, традиции и обычаи.

Народные массы создают материальные и культурные ценности, борются за улучшение жизни, за утверждение и практическую реализацию прав человека. Народные массы – движущая сила любой революции. Именно народ защищает свою Родину в борьбе против захватчиков.

Однако понятие “народные массы” неоднозначно. Ряд исследователей считает, что народ – это трудящиеся, составляющие основную массу. Другие считают, что народ – это прогрессивные силы общества, выражающие интересы поступательного движения. Ряд исследователей обращают внимание на необходимость различения понятий “народ” и “масса” (группа людей, не связанных друг с другом). А что такое толпа – “масса” или “народ”?

Народные массы, несомненно, играют определяющую, а подчас и решающую роль в обществе. Однако всегда ли она прогрессивна?

Ряд исследователей обращает внимание на то, что для народа характерна традиционность и консервативность, боязнь любых, даже прогрессивных изменений. Под влиянием демагогических призывав народ может временно поддержать таких одиозных личностей, как например, Сталин, Гитлер и т.п.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно наличие в его среде особых слоёв – элиты (от фр. лучшее, отборное). Элита – это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. Ведь массы, большинство могут управлять, добиваться осуществления своих стремлений, не иначе, как выделив из своей среды властвующее меньшинство – элиту.

Роль элиты в разные исторические эпохи могут играть различные социальные группы, общественные объединения во главе с историческими личностями. Рассмотрим их роль в развитии общества.

Социальные группы наряду с народом являются субъективным фактором развития общества. Эти группы могут выделяться по различным признакам – возрастному (молодёжь), половому (женщины), профессиональному (учёные), религиозному (мусульмане) и т.д. Наибольшую роль в историческом процессе сыграли классы, сословия и нации. Например, рыцарское сословие в средневековье способствовало становлению европейского общества, защите его от врагов и, одновременно, выступало притеснителем крестьян. Большую роль в событиях ХХ века сыграл рабочий класс. Стремление наций к объединению способствовало созданию централизованных национальных государств.

У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать и для защиты которых создают общественные объединения. Так, партия большевиков способствовала установлению диктатуры пролетариата в России. Деятельность профсоюза “Солидарность” в Польше привела к падению в этой стране власти коммунистов. Народники в России в XIX веке способствовали пробуждению революционного движения.

Субъективным фактором развития общества является и деятельность исторических личностей. К их числу мы можем отнести как людей, стоящих у власти (монархи, президенты и т.д.), так и великих учёных и деятелей культуры и искусства. При этом деятельность исторической личности может способствовать действию объективных факторов и закономерностей, но может и уменьшать их влияние. Так, деятельность великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 г.г.) способствовала приостановлению на некоторое время объективно складывавшейся на Руси феодальной раздробленности.

Таким образом, субъективные факторы развития общества складываются из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом. При этом эти факторы могут способствовать и прогрессу и регрессу общества.

Мыслители разных эпох, оценивая влияние различных факторов на развитие общества, часто выделяли в качестве основного то географическую среду (Ш. Монтескье и др.), то идеи (А. Токвиль и др.), то развитие материального производства (К.Маркс и др.). Конечно, в определённые эпохи влияние того или иного фактора может выступать на первый план, но в целом развитие общества определяется взаимодействием всех объективных и субъективных факторов. Важную роль при этом играют потребности человека (биологические, социальные, идеальные), которые побуждают человека к деятельности.

Деятельность есть способ существования общества. Она представляет собой процесс, в ходе которого общество воспроизводит и творчески преобразует природу. Человек тем самым становится деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы становятся объектом его деятельности. Именно деятельности обязан человек своим первоначальным становлением и образование общества. Ниже мы подробнее познакомимся со структурой деятельности. Сейчас отметим, что деятельность невозможна без творчества, т. е. создания чего-то принципиально нового. Исторически первый творческий акт – это производство орудия с помощью орудия. В дальнейшем, по мере развития человечества именно деятельность способствовала переходу общества на новые ступени развития.

Источник

Глава II ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?

Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей античности, средних веков, так и мыслителей нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления: а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать ее «причину»), как и создателей науки генетики (и ее «причину»), не представляет особого труда. Эти и им подобные «изменения» в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени – множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями. Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.

В первую очередь, привлекали внимание Разум, Интеллект, Дух, Человек (все равно, был ли он в облике индивида homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354–430 гг. н. э.) в своем главном историософском произведении «О граде Божьем» предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомистского направления в философии.

Мы познакомились с некоторыми трактовками движущих сил истории: религиозным провиденциализмом (А. Августин), объективным идеализмом (Гегель) и экзистенциализмом (К. Ясперс). Все они усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе. Дело вовсе не в том, что выдвигается этот фактор сам по себе, а в том, что он становится самодовлеющим, не связанным с материальными факторами. Когда же в поле зрения ученых или философов (как, к примеру, у 3. Фрейда или Ортеги-и-Гассета) попадают массы, народ, то они оценивают их роль в истории, как мы убедились, в негативном плане, что не выводит их к объективным факторам развития. Даже социально-философская категория «народ», которая может под определенным углом зрения считаться объективным фактором, квалифицируется здесь со стороны субъективных черт индивидов (их характера, эмоций, подсознательных влечений, желаний, обычаев и т. п.), что оставляет этих ученых и философов в пределах утверждения субъективных детерминант социальных изменений.

В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития. Но, как правило, они не доходят до личности человека, оставляя его позади выдвинутых на передний план материальных факторов развития социума. К числу такого рода концепций относятся географический детерминизм, демографический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм.

Первый из них (географический детерминизм) отстаивает приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, представитель евразийского течения 20-40-х годов XX века П. Н. Савицкий, после Второй мировой войны – Г. Гримм, А. Хеттнер и др.). В рамках этого направления имеется школа, называемая «геополитика». Еще перед Первой мировой войной в ней сформировалась установка на захват чужих территорий под предлогом нехватки территорий у одних (своих империалистических) стран и избыточности территорий у других. Обоснование этой установки якобы находило подтверждение данными экономической и политической географии. В 20-х годах в Германии были организованы кружок и журнал «Геополитика», в котором публиковались статьи, провозглашавшие геополитику в качестве новейшей науки. Руководителями этого движения были К. Хаусгофер и Э. Обст. Геополитика стала составной частью нацистской агрессивной идеологии.

Одним из представителей демографического детерминизма в России был социолог Ковалевский М. М. (1851–1916), который наряду с народонаселением называл также другие факторы развития (политические, социальные, общекультурные); его нередко относят к тем, кто разрабатывал теорию факторов в социологии.

Наряду с антигуманистичным неомальтузианством имеется, что следует отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете угрозы развитию человечества на Земле из-за роста народонаселения и в то же время преследующая гуманные цели: сохранение жизни (даже воскрешение из мертвых) и переселение части населения Земли на другие планеты космоса (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский).

Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл «локомотивом истории». Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались «рабочие массы», которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится «материальной движущей силой» (правда, лишь постольку, поскольку «овладевает» массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование – к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.

В вульгаризованной форме этот экономический детерминизм применительно к историко-философскому процессу представлен В. М. Шулятиновым в его книге «Оправдание капитализма в западноевропейской философии» (1908). Он писал, что всякая идеология, как вообще всякое явление в жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства. Изменения экономики обусловливают, с его точки зрения, изменения в культуре, и прежде всего в философии. «Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества, нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей социальное profession de foi известной буржуазной группы» (с. 6).

В годы сталинского тоталитаризма в нашей стране внедрялась в сознание людей идея о наличии «буржуазной» генетики и других «буржуазных» наук о природе. Такой характер естествознания якобы вытекает из деления экономических систем на «социалистическую» и «капиталистическую», детерминированность той же генетики характером буржуазной экономики. Изменения в экономике якобы определяют изменения в культуре, в естествознании, как и вообще (поскольку они «первичны») во всех основных элементах надстроечного типа.

В настоящее время экономический детерминизм чаще всего проявляется в форме фетишизации прибыли и денег, количественный рост которых становится будто бы движущей силой развития всего общества и культуры.

Технологический детерминизм, разрабатываемый в течение последних десятилетий, представлен трудами Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменения структуры и характера общества. Само это общество называется индустриальным (в противовес «доиндустриальному», где определяющей была аграрная сфера). Это общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда. Переход к автоматизации лишь видоизменяет форму индустриального общества, но не трансформирует его сущность. В недрах индустриального общества появляются компьютеры, которые знаменуют уже начало господства информации и его вхождение в стадию информационного (постиндустриального) общества. Собственность на средства производства утрачивает свое социальное значение; классовая борьба отходит на второй план; основным конфликтом постиндустриального общества становится конфликт между знанием и некомпетентностью. Важное место в нем занимает сфера услуг, включая врачебные услуги (здравоохранение) и образование. Растет благосостояние населения. Центральным стержнем всей организационной системы такого общества становится сфера управления на основе информации.

Можно считать, что реальной движущей силой развития общества (в США, Западной Европе, Японии) становятся ныне информатизация (компьютеризация), роботизация и автоматизация производства. Обработка огромного, все увеличивающегося объема информации позволяет в промышленности и сельском хозяйстве увеличивать выпуск продукции, делать более гибким и устойчивым управление госучреждениями и многое другое. Информатизация не означает сокращения традиционных производств, наоборот, многочисленные отрасли производства, существовавшие в традиционных индустриальных общественных системах, получают новые дополнительные импульсы для своего развития. Наша страна, к сожалению, значительно отстает от передовых стран по компьютеризации промышленности и управления. Так, в США в сфере управления и промышленности было задействовано на начало 90-х годов около 17 млн персональных компьютеров, а в СССР к 1990 году намечено было произвести 1 млн 100 тыс. персональных компьютеров, однако план был выполнен едва ли на 30–50 %. За прошедшее десятилетие разрыв в производстве компьютеров в России и США только увеличился. Хотя Россия и предпринимает усилия по их количественному увеличению, для нашей страны широкое использование компьютеризации как движущей силы (или одной из движущих сил) развития общества остается еще не решенной проблемой. Но важно подчеркнуть, что одной из мощных движущих сил развития общества в наше время стала наука, научные знания.

Несмотря на различие концептуальных начал (у одного – отношение человека к обществу, фокусируемое на труде, на потребностях, интересах и целях человека; у другого – деятельность человека как субстанция общества, социальное действие человека), оба виднейших представителя современной российской социальной философии – В. С. Барулин и К. X. Момджян – занимают диаметрально противоположную позицию, нежели сторонники экономического детерминизма, желающие убедить, что подлинной движущей силой общества являются способ производства и классовая борьба в обществе. Позиция названных философов наиболее реалистична и не заслуживает того, чтобы эту точку зрения упрекали в антропоцентризме, экзистенциализме или функционализме. Если это и есть «антропоцентризм», то в лучшем значении этого слова: человек, его жизнь и деятельность есть не придаток имущественных (производственных) отношений, а фундаментальная основа, или субстанция, всего общества и цель развития этого общества.

Важно заметить, что если принять человека, его деятельность, труд, интересы и многое другое, неразрывно связанное с его бытием, за подлинное основание, или субстанцию, общества как материальной (в целом) системы, то многие из вышерассмотренных концепций обнаружат в себе справедливые моменты, действительно заслуживающие внимания движущие силы социума: и изменения способа производства, и народонаселение, и традиции наций, и характер выдающихся личностей, и многое другое. Только если деятельность (труд) человека будет находиться в центре самой сущности общества (или в центре движущих сил общества), то все остальные факторы окажутся обусловленными этим фактором, т. е. находящиеся либо на фрагментарно-сущностном, либо на феноменологическом уровнях реальности.

Рассмотрев ряд концепций, касающихся движущих сил (или источников) социального развития, мы приходим к следующему общему заключению: наиболее приемлемым решением вопроса о движущих силах развития общества, если его рассматривать на феноменологическом и фрагментарно-сущностном уровнях, является признание теории факторов (как синтеза многих концепций), а на тотально-сущностном, т. е. самом глубоком, фундаментальном уровне – принятия антропоцентристской концепции общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Культура как детерминант развития общества

Культура как детерминант развития общества «Культура, — писал Ж.-П. Сартр, — никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека — в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо.» Что

6.3. Факторы развития производства

6.3. Факторы развития производства Материальное производство в конечном счете ориентировано на удовлетворение потребностей человека и общества. В развитии общества отмечается объективная закономерность – непрерывный рост потребностей. Увеличение потребностей

Природа как естественное условие существования и развития общества

Природа как естественное условие существования и развития общества Социальная материя – общество – это верхний ярус материального бытия. Поскольку мир – материальное единство, где все связано, то ни одна форма материи не может существовать изолированно. С учетом же

Глава четвертая. МЕГАПОЛИСЫ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Расселение людей и самоорганизация общества

Глава четвертая. МЕГАПОЛИСЫ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Расселение людей и самоорганизация общества Уже к концу палеолита ойкуменой человечества стала вся наша планета, за исключением зон, принципиально недоступных для существования человека,

4.1. Социокультурные факторы развития науки

4.1. Социокультурные факторы развития науки Изменчивость – универсальное свойство всех материальных и духовных образований. Развитие как следствие присущей всем явлениям изменчивости обусловлено факторами внутренней и внешней среды. В обыденном понимании развитие

Глава II Фазы развития Природы и общества

Глава II Фазы развития Природы и общества У каждого своя судьба, каждый ищет помощника и союзника в своих делах, но, к сожалению, многие ищут их в чудесном и непонятном, вместо того, чтобы вступить на путь, указанный самой Матерью-Природой, Логикой ее развития.Мне, автору

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В переходный от капитализма к социализму период в нашей стране было успешно преодолено неантагонистическое противоречие между самой передовой в мире политической властью и отсталой технико-экономической базой

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В практической деятельности общества раскрывается v противоречивое единство объективных и субъективных сторон. Субъективная сторона общественной жизни включает все формы общественного и

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава VII. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В практической деятельности общества раскрывается v противоречивое единство объективных и субъективных сторон. Субъективная сторона общественной жизни включает все формы общественного и

1. Методологические основы анализа источников и движущих сил развития общества

1. Методологические основы анализа источников и движущих сил развития общества Как отмечалось[268], в рамках исторического материализма существуют два основных взаимосвязанных подхода к объяснению истории общества — естественноисторический и субъектный. Поэтому и

Глава III «Византизм и славянство». Натуралистический характер мышления. Философия истории и общества. Три периода развития. Либерально-эгалитарный процесс. Аристократическая мораль. Эстетическое учение о жизни

Глава III «Византизм и славянство». Натуралистический характер мышления. Философия истории и общества. Три периода развития. Либерально-эгалитарный процесс. Аристократическая мораль. Эстетическое учение о жизни I У К. Н. Леонтьева не было сложных познавательных интересов

13.1. Возможные пути развития общества

13.1. Возможные пути развития общества Не надо быть особенно проницательным, чтобы заметить: человеческое общество — подвижная динамическая система, оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Каковы движущие силы этого развития? На эти вопросы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *