Что влияет на формирование индивидуального сознания
Источники сознания (что влияет на формирование сознания)
1. Объективный мир. Вся окружающая действительность. Отражённые образы внешнего мира, понятия, эмоции, представления о мире
2. Культурный мир. От культуры мы получаем освоение языка (значит и способ логического мышления), умение общаться, навыки практической деятельности, ценности, идеалы, нравственные принципы, установки и так далее.
3. Собственный духовный опыт человека. Собственные эмоции, переживания, восприятия, образы и так далее.
Наличие сознания и порождаемого им идеального выделяет человека из окружающего мира и отличает его от животных. Компоненты сознания:
2. логико-понятийные— это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом здесь является истина.
3. эмоциональная— это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек
4. ценностно-мотивационная — высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности. Цель и регулятив бытия этой сферы сознания – красота, правда и справедливость. Компоненты дополняются уровнями сознания:
1. В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания
2. Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».
3. К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество).
Бессознательное. Бессознательное выражается в существовании
жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и
оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда
человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида
неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся
действия. В душе содержится огромное богатство испытанных
ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо
представление или мысль, они поднимаются
до уровня существования в сознании.
Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом и развитием именно человеческого мозга. В современной науке:
Нейропсихологический: изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной мере нарушается сознание.
Нейрохимический: выстраивается химическая картина мозга, определяется, как определенные настроения, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, следовательно, на сознание.
Нейрокибернетический: сознание и мозг рассматриваются как информационные системы, как сложные запрограммированные машины, доказывается, что работа мозга определяется по определенным алгоритмам, программам и т.д.
Сознание и речь.
21. Проблема идеального в философии.
Что влияет на развитие сознания
Сознание как способность понимать окружающее, отделяя себя от него, как нечто обособленное и частное, позволяющее включать функцию мышления и делать анализ происходящему, начинает развиваться в человеческой форме.
Сознание является промежуточным звеном в развитии души между стадиями животного и высшего существа. Именно в человеческой форме существования оноприобретает особые качества, которые не свойственны прочим формам. У животных такого сознания ещё нет, а у Высших уже нет. (Здесь мы имеем в виду то сознание, которое понятно в своём проявлении для человека.) А это говорит о том, что оно является промежуточным процессом, который получает душа при прохождении формы человека для наработки определённого качества осознания себя и всего окружающего в земном мире. Данное качество введено на соответствующей стадии развития души для наработки ею других, более высоких функций.
Что влияет на изменение сознания?
На развитие сознания влияет прошлый опыт, накапливаемый в предшествующих инкарнациях. Чем больше жизней проживает индивид, тем сознание его становится шире, так как само проживание в социальной среде, подчинение определённым её правилам, наблюдения за жизнью окружающих способствуют приобретению какого-то определённого опыта.
В настоящем же воплощении появляется множество других факторов, способствующих его росту.
Развитие мышления, памяти, интеллекта способствуют совершенствованию сознания. Но в основном, конечно, на него влияют жизненный опыт и всё, за счет чего оно приобретается, а это — различные ситуации бытия, особенно чрезвычайные, а также чувства. Последние помогают осознавать плохое и хорошее, радостное и трагическое, то есть сознание подводится к пониманию противоположностей эволюционных путей развития. Сначала это осознание осуществляется с помощью чувств. Насекомые, например, находясь на другом уровне развития, не способны осознать наличие в мире доброго и злого, положительного и отрицательного. То есть новый уровень развития позволяет душе осознавать через введение дополнительных процессов в конструкцию формы такие эволюционные движения в мироздании, которые не даёт низкий Уровень существования. Но высокий Уровень это понимание и осознание вводит через новые элементы развития: введения чувств, сознания, мышления и т.д.
Так развитию сознания в некоторой степени способствуют страдания. От них сознание развивается частично, так как они не способны обеспечить полный аспектего эволюции. Страдания не столько развивают, сколько повышают сознательность, но зато они играют огромную роль в воспитании и совершенствовании души. К тому же люди по-разному реагируют на них; некоторые не делают из них никакого вывода, поэтому им приходится страдать не одну жизнь, чтобы повысить свое сознание.
Конечно, сознание человека можно развивать и без страданий. Например, интеллект тоже развивается не обязательно на основе страданий, хотя такой вариант имеет место. Но это уже совершенно другой путь развития. Определённая категория знаний положительно влияет на развитие сознания.
У отдельных индивидов интеллект развивается быстрее, чем сознание, появляется такое сочетание высокого интеллекта и низкого сознания. Чтобы подтянуть уровень сознания до уровня интеллекта, жизнь человека строят из таких ситуаций, которые включают в себя страдания. Высокий интеллект в случаях страдания позволяет быстрее осмыслить происходящее и сделать правильный вывод. Но у каждого человека всё происходит индивидуально.
На Высших ступенях иерархии душа развивается не через страдания, а через расширенное сверхсознание. Но это уже совершенно другое качество. Однако в любом случае данному качеству помогают прогрессировать знания. На Высших ступенях развития они приобретают другое выражение: сначала выступают в форме числа, потом в форме энергии и т.д.
Если же говорить конкретно о формировании сознания, то в сознание идет только жизненный опыт, а никаких знаний о мире от этого особо не прибывает, так как это качество формируется по-особому. У человека много качеств появляется с развитием, но каждое из них формируется на своих ситуациях. Любовь формируется на одних ситуациях жизни, интеллект — на других, честность — на третьих. Поэтому и для развития сознания требуются определённые ситуации.
Самым важным в развитии сознания является программа, составляемая для каждого человека Высшими. Она учитывает все тонкости его индивидуального совершенствования в каждом отдельном случае. У всехлюдей на Земле сознание развивается на основе программы.
Достаточно развитые личности обладают способностью раздваивать своё сознание, они могут одновременно находиться в физическом теле и в тонком плане. Но для раздвоения необходима мощная энергия, поэтому такой человек должен обладать большой энергетикой.
Раздвоение сознания происходит на основе наличия у человека тонких тел. За счёт определённых практик индивид получает возможность самостоятельно отделяться в астральной оболочке от физического тела, сохраняя при этом связь с ним за счёт наличия серебряной нити. Сознание раздваивается, так как каждая оболочка обладает своим центр-мозгом, каждый из которых способен проявлять себя в определённой степени. Отделившаяся часть представляет собой тонкоматериальный энергетический двойник. Но чтобы такое осуществить, человек должен обладать очень высокой энергией и знанием данных процессов.
Кроме того, у людей, которые способны вылетать из своего тела, идет еще приобретение опыта из параллельных миров. Оттуда они получают дополнительную информацию, и сознание у них формируется с учетом знаний параллельных миров.
Но и после смерти у людей не прекращается работа сознания. Оно передаётся на все последующие жизни. Интеллект тоже сохраняется, но какие-то знания стираются, а всё, что касается сознания, остаётся. Поэтому сознание есть первооснова в развитии, но опять же только до некоторого Уровня развития души. Дальше в основу развития берётся другое качество.
Космическое сознание
Степень развития сознания человека зависит от его Уровня, поэтому в обществе существуют одновременно и низшее сознание, и среднее, и высшее. Но в виду того что часть внутренних качеств души блокируется, то и сознание проявляется у некоторых людей не в полной мере. Однако в момент связи с Высшими Учителями, в период контактов у таких людей раскрывается высшее сознание, так как за счёт действия мощных энергий, происходит разблокировка скрытых ячеек матрицы. В момент озарения человек ощущает собственное сознание в полной степени своих возможностей, поэтому способен понять то, что до этого не понимал. Такое переключение с частичного сознания на полное для данного индивида воспринимается им как озарение.
В период контактов, например, канал связи с Определителем открывается у человека полностью и он воспринимает мощный поток энергетики как просветление, как озарение. Хотя для одних такой контакт будет нормальной работой с Определителем, а для другого явится озарением. Однако, чтобы такая связь произошла, требуется программная установка. Без разрешения в программе на такую ситуацию никакого озарения в виде открытия полного сознания быть не может. Человек к этому должен быть подготовлен и физически, и морально. Если он не будет подготовлен физически, то сгорит, что имело место на Земле в отдельных случаях, а если не будет готов морально, то сойдёт с ума. Поэтому программа обычно учитывает возможности человека.
Но озарение как форма восприятия огромного объёма информации в единицу временине означает открытие в человеке космического сознания. Озарение — это мимолётное видение новых знаний в другой сфере существования.Но чтобы такое произошло, человек должен в течение длительного промежутка времени наработать упорным трудом высокое сознание.
Индивидуальное сознание.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:
73. Сущность науки, исторические условия ее возникновения и развития. Методологические проблемы современной науки.
Основные особенности научного познания:
2. наука ориентирована на воплощение в практике
5. наука работает с идеальными объектами
6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания
7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию
Отличие науки от обыденного познания:
2. наука ориентируется на познание сущности
Этапы развития науки:
(науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки.
В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:
Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.
Классификация методов научного познания:
I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания
II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования
III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.
Методы эмпирического исследования:
Методы теоретического исследования:
1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления
2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве
Обще логические методы познания:
74. Диалектика биологического и социального в человеке.
Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.
Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)
Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.
Как соотносятся в человеке эти 2 начала?
1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.
2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.
Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:
Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.
Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.
Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.
Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества.
75. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Аспекты проблемы смерти:
1. Как определить, что данный человек уже умер?
2. Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?
3. Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с фактом своей физической смерти.
Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения у людей.
1. Шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.
Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.
3. Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:
— бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.
— Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для тоталитарных обществ
— Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских течений
— Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические концепции
— Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры.
Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит после смерти.
Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.
Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть раньше времени, нужно вовремя его отремонтировать.
Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться духовными ценностями.
Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез ощутить ценность своей жизни.
Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни телесной.
Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти человека. Та религия, которая постоянно разрастается.
Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и воскреснуть.
Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений, не возрождаться в этом виде.
Марксистская философия: смерть–естественный конец всего живого, обмен между органической и и неорганической природой.
Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.
Смысл жизни имеет биологическое происхождение:
1. Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.
2. Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом
3. Жизнь для вида, для коллектива.
Проблема: право на жизнь и право на смерть
Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое должно жить.
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»
Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.
76. Учение о человеке (философская антропология). Природа человека и смысл его существования.
77. Проблема личности в философии. Основные типы личности.
В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.
Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.
Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным хаактером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, е всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.
Индивидуальность не есть абсолют. Она изме6няется и одновременно остается неизменной на протяженими жизни человека.
Необходимость и свобода.
“Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.
Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
См вопрос 36 о свободе и необходимости.
78. Общество, как само развивающаяся система. Социальная структура общества.
Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений.
В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
— по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
— по их отношению к средствам производства,
— по их роли в общественной организации труда,
— по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
— классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:
1. Это высший класс профессионалов-администраторов.
2. Технические специалисты среднего уровеня
3. Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
5. Квалифицированные рабочие
6. Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.
79. Понятие культуры в философии. Культура и цивилизация.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.
Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры) обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение.
Ц.- социокультурное образование.
Не Ц., а К.- единственный критерий социального развития общества.
80. Философия истории.
Фи. берет начало в гегелевских лекциях по фи – концепция разумности всемирно-исторического процесса.Интерес в эпоху фр.просвещ.
Ввел термин – вольтер. Это совокупность фил.рассуждений о всемирной истории без спец.фил-теор. обоснования их необх. и правомерн.
В наст.вр. относит.самост.обл.фил.знания,занятая рефлексией качеств.своеобр.разв. общ-ва в его отличии от природы.
Важн.пробл.- направленность и смысл истории- методол.подходы к типологизции общ-ва-китерии периодизации истории – критерии прогресса историч.процесса.
Фи стреится найти всобщие законы вовлекающие общ-во во всемирн.ист.процесс.
Задача – исследование проблемы смысла и направленности истории.
81. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Их значение для медицины.
Случайность также имеет причины.
Диалектика необходимости и случайности:
2) случайность может переходить в необходимость
Условия превращения возможности в действительноость:
1. в развитии природы это происходит стихийно
2. в общественной жизни:
Методологическое значение категорий диалектики.
82. Истина и заблуждение. Знание и вера.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.
Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.
Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.
Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Но, как отмечал В.И. Ленин, вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: «. Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной». (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн.собр.соч.).
Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.
Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.
В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.
83. Формы и методы научного познания.
Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.