Что влияет на безопасность дорожного движения
Доклад о реализации в 2020 году Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы (далее – Стратегия), определившая основу для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.
Целями Стратегии определены повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска[1], составляющий не более четырех погибших на 100 тысяч населения.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145 основные направления реализации Стратегии включены в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»[2], в структуру которого вошли федеральные проекты «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».
Ключевым по содержанию мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, является федеральный проект «Безопасность дорожного движения»[3], ответственным за его реализацию определено МВД России.
В соответствии с паспортом и планом мероприятий по реализации федерального проекта целевым показателем 2020 года установлен общероссийский уровень социального риска гибели в ДТП, не превышающий 10,9 погибшего на 100 тысяч населения.
По итогам прошедшего года этот показатель составил 10,8.
Указанное достижение обусловлено соблюдением основных принципов комплексного воздействия на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения и максимальной эффективностью мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, осуществленных МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в рамках деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ), во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № Пр-1381ГС в 2020 г., в 25 субъектах Российской Федерации открыты центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которые передано методическое обеспечение, а также оборудование и мобильные автогородки «Лаборатория безопасности».
Во всех регионах страны состоялся масштабный социальный проект «Без вас не получится!», направленный на привлечение внимания взрослых к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей: донесение до водителей транспортных средств важности соблюдения ПДД, в том числе скоростного режима, отказа от выполнения опасных маневров на дорогах, обгона, применения ремней безопасности, использования детских удерживающих устройств при перевозках детей.
За отчетный период в субъектах Российской Федерации сотрудниками подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях проведено более 913,7 тыс. просветительских бесед с детьми в образовательных организациях и свыше 100 тыс. информационно-пропагандистских мероприятий по профилактике ДДТТ. В последние несколько лет в стране активно развивается волонтерское движение «Родительский патруль», активисты которого вместе с сотрудниками Госавтоинспекции и педагогами оказывают содействие в обеспечении безопасности детей при участии в дорожном движении.
На данный момент в стране насчитывается более 11 тысяч «Родительских патрулей». По мере развития этого общественного движения его участники не ограничиваются проведением профилактических мероприятий возле образовательных организаций, расширяя поле деятельности, охватывая все больший круг участников дорожного движения.
МВД России совместно с Минпросвещения России в 2020 году разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и организации деятельности отрядов юных инспекторов движения в образовательных организациях.
С 2019 г. по 2020 г. реализован проект по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движения и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) в образовательных организациях, которые действуют во всех 85 субъектах Российской Федерации. По данным мониторинга Минпросвещения России, проведенного в декабре 2020 г., общее количество отрядов ЮИД составило 29 743, численность детей, вовлеченных в отряды ЮИД – 443 409 обучающихся.
Разработана Концепция развития отрядов ЮИД для организации единого подхода к их деятельности, методические и информационно-пропагандистские материалы. Созданы и функционируют сайт ЮИД (юидроссии.рф) и мобильное приложение «ЮИД РОССИИ», издавалось печатное издание ЮИД «ПроДвижение». Организовано проведение федеральных мероприятий: Единого дня безопасности дорожного движения в образовательных организациях и Единого тестирования учащихся образовательных организаций, в котором приняли участие более 450 тысяч детей.
В 10 субъектах Российской Федерации реализован проект «ЮИД России». Проведены интерактивные занятия для детей в летних оздоровительных лагерях, детских садах, школах, а также массовые информационно-пропагандистские мероприятия «Территория ЮИД», направленные на профессиональную ориентацию детей в области безопасности дорожного движения, в столицах регионов страны с охватом более 1,1 тысячи взрослых и свыше 50 тысяч детей.
Территориальными органами МВД России по субъектам Российской Федерации в течение 2020 г. организована дополнительная просветительская работа по основам безопасности дорожного движения с учащимися, их родителями и педагогическими работниками (с использованием возможностей социальных сетей и сайтов сети «Интернет» – создание и размещение тематических видеоматериалов, проведение «прямых эфиров», онлайн-занятий, конкурсов, викторин и др.).
В рамках «Недели безопасности», проводимой во всех образовательных организациях после летних каникул, органами управления образованием совместно с подразделениями МВД России на региональном уровне обеспечена реализация 118 межведомственных мероприятий, направленных на совершенствование профилактической работы с детьми, педагогами и родителями по вопросам обеспечения безопасности обучающихся на дорогах,
23 сентября 2020 г. в более 77 тысячах образовательных организаций состоялся «Единый день БДД» для обучающихся, их родителей и педагогических работников с использованием сценариев занятий и мероприятий, разработанных МВД России в рамках реализации федерального проекта и размещенных на сайте юидроссии.рф.
В прошедшем году в рамках федерального проекта реализованы мероприятия, направленные на повышение уровня правосознания и культуры поведения участников дорожного движения.
Так, в целях профилактики отвлечения внимания водителей при участии в дорожном движении, повышения внимания пешеходов при пользовании пешеходными переходами организована и проведена социальная кампания «Внимание на дорогу!». В 15 субъектах Российской Федерации состоялись информационно-пропагандистские мероприятия для участников дорожного движения с охватом более 77,8 тыс. взрослых и более 23 тыс. детей.
В 35 субъектах Российской Федерации на базе родильных домов и перинатальных центров организовано проведение более 3,4 тыс. тренингов по профилактике ДДТТ с участием женщин рожениц. В текущем году планируется организовать проведение таких тренингов во всех субъектах Российской Федерации.
В 2020 году разработан и принят ряд законодательных инициатив, направленных, в том числе, на совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, внесены изменения в правила учета дорожно-транспортных происшествий.
Осуществлена работа по приведению ответственности за нарушения ПДД в соответствие с их общественной опасностью, а также по повышению уровня квалификации и профессиональной подготовки лиц, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения.
Одновременно МВД России осуществлен мониторинг реализации региональных проектов по безопасности дорожного движения, по результатам которого подготовлены и направлены аналитические и методические материалы в 49 субъектов Российской Федерации, имевших риски недостижения целевых показателей снижения смертности в 2020 году, для принятия дополнительных мер по совершенствованию этой деятельности.
Продолжено создание системы комплексной автоматизации контрольно-надзорной деятельности («ЕАИСТО», «Оперативная выборка данных», «Надзор ГИБДД»), а также развитие и материально-техническое обеспечение автоматизированных систем сбора, учета, анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подсистем единой информационно-аналитической системы безопасности дорожного движения МВД России («ЕИАС БДД МВД России»).
Приняты меры по укреплению технической оснащенности подразделений Госавтоинспекции, в рамках которых в территориальные органы МВД России на региональном уровне поставлены патрульные автомобили (4 326 ед.), специальные технические средства контроля за безопасностью эксплуатации автомобильных дорог (2 362 ед.) и транспортных средств (1 501 ед.). Значительные средства выделены на осуществление их ежегодной поверки и ремонта.
В 2020 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»[4].
Государственным заказчиком-координатором Программы выступило МВД России. В ее реализации совместно с МВД России участвовали МЧС России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минпромторг России, Минтранс России и Росавтодор.
С самого начала реализации Программа стала составной частью государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», ответственным исполнителем которой также является МВД России.
На заключительном этапе, начиная с 2019 года, реализация Программы продолжилась уже в рамках мероприятий федерального проекта.
При этом включение Программы в состав федерального проекта существенно повлияло на первоначально запланированные в ней целевые ориентиры, оценка и расчет по которым осуществлялись на этапе разработки проекта Программы.
В этой связи показатели Программы были приведены в соответствие с показателями федерального проекта и тем самым увеличили задание по числу сохранных жизней участников дорожного движения, повлекшее за собой установление нового планового значения цели Программы – сокращение смертности от ДТП к 2020 году на 11 981 тыс. человек (42,8%) по сравнению с базовым 2012 годом, что на 3 981 человек и на 13,98% выше первоначальных плановых значений соответственно.
Благодаря принятым государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками Программы мерам удалось достичь установленных значений всех показателей и индикаторов Программы по всем годам ее выполнения.
Число сохраненных за период выполнения Программы жизней участников дорожного движения[5] составило 56 447 человек.
Также были достигнуты в полном объеме такие индикаторы Программы, как число детей, погибших в ДТП, показатели социального риска (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число лиц, погибших в ДТП, на 10 тыс. транспортных средств).
В процессе выполнения Программы за счет средств консолидированных бюджетов по линии всех государственных заказчиков приобретено 5 714 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, созданы интерактивные наглядные пособия, дидактические игры, интерактивный конструктор, программа для диагностики знаний учащихся, анимационные и видеофильмы, обучающая мультимедийная игра, электронный интерактивный курс, набор учебно-методических пособий, рекомендаций и диагностических материалов, электронные интерактивные книги, мини-игры, пособия, методические указания, интерактивная образовательная программа (ИОП) и т.д., проведены информационно-пропагандистские кампании, созданы и размещены телерадиопрограммы по тематике безопасности дорожного движения, проведены публикации в печатных и онлайн СМИ, поставлено 27 мобильных автогородков, приобретено 4 414 единиц оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге, проведены тематические информационно-пропагандистские мероприятия с несовершеннолетними участниками дорожного движения, поставлено 5,6 млн световозвращающих приспособлений, проведено оснащение участков улично-дорожной сети городов и населенных пунктов 821,7 п. км. пешеходных ограждений, модернизировано 8 068 нерегулируемых пешеходных переходов и 5 396 светофорных объектов, проведены специализированные семинары в форме круглых столов по различным аспектам безопасности дорожного движения, выполнены работы по развитию автоматизированных систем сбора, учета и анализа показателей состояния безопасности дорожного движения.
Построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки сотрудников МЧС России и отработки действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, в Сибирском федеральном округе (пос. Дивногорск, Красноярский край).
В Московской области (пос. Пионерский, Истринский район) открыт Федеральный учебный центр подготовки и переподготовки сотрудников Госавтоинспекции.
В отчетном периоде продолжилось внедрение современных образцов специальной техники, инструментов, оборудования и технологий, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ, в подразделения МЧС России, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП (поставлено 89 единиц современных образцов специальной техники: аварийно-спасательные автомобили, пожарно-спасательные мотоциклы, пожарные автомобили первой помощи, подвижные спасательные посты с прицепом, снегоходы, квадроциклы, мобильные комплексы обеспечения деятельности высокоманевренных пожарно-спасательных средств), 27 единиц мобильных автономных быстроразвертываемых комплексов жизнеобеспечения спасателей, более 680 единиц гидравлического аварийно-спасательного оборудования, вспомогательного оборудования, экипировки, имущества, используемого при ликвидации последствий ДТП (бензорезы, кусачки, тросорез, разжимы-кусачки, дисковые резаки, автономные осветительные установки, мотоциклетные шлемы и пр.).
Закуплено 92 автомобиля скорой медицинской помощи класса «С».
Построено два федеральных центра по подготовке и повышению квалификации специалистов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск) и на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск).
В федеральные центры по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий поставлены технические средства обучения и тестирования, оборудование, наглядные, учебные и методические пособия, электронные образовательные ресурсы и т.д.
Осуществлялось материально-техническое, метрологическое и методологическое обеспечение проведения научных исследований, направленных на повышение активной и пассивной безопасности автомототранспортных средств, предоставлялось стендовое оборудование, манекены, измерительно-регистрирующая аппаратура, испытательные участки дорог, методическое обеспечение и сопровождение и т.д.
Организованы и проведены конкурсы «Лучший водитель грузовика», «Лучший водитель троллейбуса», «Лучший водитель автобуса», «Лучший водитель трамвая» и их информационная поддержка, включая размещение информации на интернет-сайте, создание цикла теле- и радиопередач, а также публикаций в печатных и онлайн СМИ.
Курсы повышения квалификации прошли 1 301 сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Госавтоинспекции.
Создан и внедрен программный модуль планирования мероприятий безопасности дорожного движения базового модуля «Ремонт и содержание автодорог» в составе прикладной системы «Управление и контроль выполнения дорожных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» АСУ «Росавтодора».
Обустроено 81 пересечение на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Оборудовано искусственным освещением 89 мест концентрации ДТП, 124 таких места на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения оборудовано также элементами обустройства и др.
Всего в 2020 году на реализацию мероприятий федерального проекта было предусмотрено 10 752,8 млн рублей, в том числе на завершение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» – 1 353,2 млн рублей.
Отдельного внимания заслуживает комплекс мероприятий, реализованных в 2020 году в рамках федерального проекта «Дорожная сеть», где было обеспечено выполнение дорожных работ на более чем 7 300 объектов (прирост 500 объектов) общей протяженностью более 16,5 тыс. км (прирост 0,5 тыс. км). Общая площадь восстановленного покрытия составила более 144,8 млн.м 2 (прирост 22,8 млн.м 2 ).
В целях повышения безопасности движения устроено более 635 тыс. пог. м. линий искусственного электроосвещения, установлено более 2 650 светофорных объектов, 700 тыс. пог. м. барьерных ограждений, 344 тыс. пог. м. пешеходных ограждений и т.д.
Протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составила более 236 тыс. км, а в части городской дорожной сети более 63 тыс. км. Значение показателя «Доля автомобильных дорог регионального значения соответствующих нормативным требованиям» на конец 2020 года также оказалось выше планируемого и составило 45%.
Бюджетные ассигнования, доведенные в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» за счет всех источников, составили 144 877,5 млн рублей.
По направлению, связанному с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения, совершенствованием дорожных условий и дорожной инфраструктуры, осуществлены мероприятия федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», по результатам реализации которых в 2020 году удалось достичь перевыполнения по большинству показателей.
Доля контрактов с использованием Реестра новых технологий и материалов составила более 54% при плановом показателе – 20%. Доля контрактов на принципах контрактов жизненного цикла составила 22% при плановом значении – 20%.
На автомобильных дорогах регионального и местного значения размещено 156 Автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК), что на 18 единиц выше планового значения.
Достигнут результат по увеличению количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения до 161% от базового количества 2017 года, при плановом значении 2020 года – 133%.
По показателю «Повышение квалификации для работников дорожного хозяйства» предусмотрено обучение не менее 500 человек, фактически завершено обучение 3 198 человек.
В рамках мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в 14 городских агломерациях поставлено 654 единицы транспорта – 547 автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая.
Выполнялись мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (64 города, накопленным итогом).
Бюджетные ассигнования, доведенные в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» за счет всех источников, составили 11 225,3 млн рублей.
2020 год в истории обеспечения безопасности дорожного движения является особым. Этот период совпал с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 и внес существенные коррективы в повседневную деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и на практике показал влияние экономических и демографических факторов на достижение целевых показателей и результатов национальных проектов.
Введение ограничительных мер и запретительных режимов вызвало необходимость оперативного реагирования на возникающие риски в области обеспечения безопасности дорожного движения и способствовало переосмыслению ключевых показателей и направлений реализации федерального проекта.
Отличительной чертой новой редакции проекта является смена горизонта планирования до 2030 года и ориентир на общественно значимый результат (повышение безопасности участников дорожного движения), достижение которого непосредственно связано с сохранением населения, здоровья и благополучия людей, обеспечением комфортной и безопасной среды для жизни.
В этой связи актуализирован целевой показатель социального риска, введены показатели «удовлетворенность безопасностью дорожного движения» и «транспортный риск[6]». Для поддержания на заданном уровне вектора на устойчивое снижение тяжести последствий ДТП, установленного актами Президента и Правительства Российской Федерации, со всеми руководителями региональных проектов заключены соответствующие дополнительные соглашения, содержащие индивидуальные показатели, рассчитанные с учетом установленного федеральным проектом целевого значения его снижения до 4 погибших к 2030 году, а также обязательства по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и финансированию мероприятий, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств региональных бюджетов.
С учетом закрепления новых целей национального развития Российской Федерации на период до 2030 года по результатам мониторинга и оценки состояния безопасности дорожного движения Стратегия может быть скорректировна.
[1] Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тысяч населения.
Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы
IV. Риски и угрозы в области безопасности дорожного движения
В области безопасности дорожного движения существуют следующие риски:
неконтролируемый рост автомобилизации населения;
углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;
снижение среднего возраста водительского состава;
приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения;
применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.
К числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести:
значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности (в настоящее время половина транспортных средств имеет срок эксплуатации более 10 лет);
отсутствие действенного организационно-правового механизма контроля технического состояния транспортных средств;
несовершенство системы допуска водителей к участию в дорожном движении (подготовка, экзамены, медицинские критерии);
наличие в стране круга экономических проблем, зачастую препятствующих принятию необходимых мер по повышению безопасности дорожного движения;
недостаточное внимание к причинам детского дорожно-транспортного травматизма;
несовершенство действующей системы оповещения о дорожно-транспортных происшествиях;
несовершенство системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Безопасность на дорогах
ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.
АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ
При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло. В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА
КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна. Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку. Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.