Что включают макрофакторы социализации

Факторы социализации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторами социализации принято называть побуждающие к активной социальной деятельности индивида. Эти факторы принято подразделять на три типа: маркрофакторы, мезофакторы, и микрофакторы

Социализация является весьма сложным процессом, когда в результате самых различных взаимодействий индивида с обществом возникает определенное влияние на личность. Совокупность влияющих условий называется факторами социализации. На рисунке ниже представлена схема основных групп факторов социализации личности:

Макрофакторы социализации в обществе

Макрофакторы влияют на человека с одинаковой интенсивностью на протяжении всей его жизни. Рассмотрим подробнее примеры макрофакторов социализации в обществе:

Это факторы, которые способны повлиять на социализацию больших групп людей, или даже на все население планеты. В последнее время макрофакторам придается большое значение. К примеру, природные и географические условия обитания влияют на становление личности и напрямую, и опосредованно. Изучение макрофакторов социализации помогает понять механизм проявления общих законов развития индивидов.

Мезофакторы социализации индивидов

Под мезофакторами социализации подразумеваются промежуточные причины, способные повлиять на социализацию индивидов. Эти факторы способствуют социализации в зрелом возрасте человека. К ним можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Микрофакторы социализации личности

Факторы, влияющие на личность на уровне ближайшего окружения, с которыми индивид непосредственно взаимодействует, называются микрофакторами. Наибольшее влияние они оказывают в детском и юношеском возрасте, но частично продолжают воздействовать на человека на протяжении всей жизни:

Необходимо еще отметить такой фактор социализации, как биологический.

Помимо социальной среды, обучения и воспитания, важным условием саморазвития являются биологически обусловленные особенности, являющиеся уникальными для каждого индивида. Учитывая тот факт, что человек является организмом, подчиненным законам биологии и физиологии, игнорировать биологический фактор социализации личности невозможно. Однако с точки зрения физиологии, человек наследует лишь задатки тех или иных качеств. Получат ли данные задатки развитие в способности, и каким образом усвоятся социальные роли, зависит от доминирующих в структуре общества условий. Таким образом, социальное воздействие биологических факторов является косвенным, второстепенным.

Факторы социализации являются одновременно средством формирования личности и развивающей средой общества. Как и любую другую, данную среду можно организовать и спроектировать. Для построения условий развивающей среды необходимо обеспечить в обществе атмосферу доверия, гуманности и безопасности. Только в такой среде социализация личности протекает безболезненно и в позитивных тонах.

Источник

Основные факторы социализации личности

Что такое социализация личности

Социализация личности — это процесс интеграции индивида в структуру общества через освоение им социальных норм, запретов и правил поведения, принятие определенных социальных ролей, осознание культурных ценностей и традиций.

Процесс социализации имеет двустороннюю направленность: под влиянием окружения индивид усваивает социальный опыт, в результате чего формируются его личностные качества и модели поведения; одновременно с этим, активно взаимодействуя с другими членами общества, человек устанавливает социальные связи, выполняет различные ролевые функции, преобразуя, таким образом, и общество, и себя.

Факторы социализации личности

Факторы социализации — это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В процессе социализации индивид проходит следующие этапы, или фазы:

Только в том случае, если индивид последовательно проходит этапы социализации, возможно развитие полноценной гармоничной личности.

В процессе социализации на человека влияют факторы, роль которых различна на каждом из этапов. Факторы социализации объединены в две большие группы:

Основные виды социальных факторов

К основным видам социальных факторов относят:

Макрофакторы

Макрофакторы — параметры адаптации личности к природной и социальной среде обитания, обусловленные нахождением индивида в крупной социальной общности.

В наиболее широком смысле к макрофакторам социализации можно отнести:

Вселенная и планета Земля

Каждый человек в какой-то момент своего становления начинает осознавать себя как жителя планеты Земля. Но при этом необходимо отметить, что понятие процесса социализации личности предполагает не только осознание себя членом какой-то общности, но и противопоставление ценностей своего сообщества ценностям членов других социумов. Вряд ли сегодня можно серьезно говорить о том, что любой живущий на Земле человек противопоставит себя представителю другой планеты, поэтому такие макрофакторы, как Вселенная и Земля, оказывают ничтожное влияние на процесс социализации личности.

Человечество и природа

Это факторы, формирующие экологическое сознание индивида. Природа является и географическим фактором социализации, то есть способствует тому, что определенный ландшафт и люди, населяющие его, воспринимаются индивидом в качестве родины, отечества.

Многие социальные психологи высказывают мнение, что осознание человеком причастности к некой социальной общности начинается именно с восприятия природного окружения. Поэтому страну как территорию, имеющую определенные границы, на которой проживает социум, также относят к географическим факторам социализации. Особенности и уровень развития страны в экономическом, технологическом и культурном плане определяют то, как будет проходить социализация индивида в конкретном регионе мира.

Государство

Государство как политическая система выступает одним из важнейших факторов социализации личности. Его можно рассматривать с нескольких сторон:

Общество

Общество как носитель культурных и цивилизационных ценностей формирует совокупность моральных установок, норм, правил и табу, которыми руководствуются все его члены. Если индивид не соблюдает нравственные законы или намеренно их нарушает, он становится изгоем. Культурные ценности социума оказывают воздействие на все стороны жизни его членов: работу и досуг, приготовление и прием пищи, коммуникацию, искусство и т.д.

Мезофакторы

Мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные включением человека в социальные группы средней величины.

К мезофакторам социализации можно отнести:

Национальный признак

Национальный признак социализации личности обусловлен осознанием принадлежности индивида к определенному народу (этносу).

Этнос — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная по территориальному и экономическому признакам, характеризующаяся единством языка, религии, культуры и традиций, а также осознанием отличий своей группы от других социальных общностей.

Тип поселения

Тип поселения (деревня, село, город или мегаполис), где проживает индивид, определяет особенности его социализации: особенности речи, степень вовлеченности в жизнь поселения, количество установленных социальных связей и активность коммуникации зависят от места жительства человека.

Аудитория

Средства массовой информации, точнее, принадлежность индивида к определенной радио-, теле- или интернет-аудитории — в современном мире очень важный фактор социализации личности. СМИ могут выступать проводником официальной государственной идеологии или выражать оппозиционное мнение, а могут вообще не соотносить свой контент с политикой, делая упор на развлечения, спорт и т.п. То, какие каналы получения информации предпочитает индивид, и обуславливает, в конечном итоге, направление его социализации.

Микрофакторы

Микрофакторы — группа факторов социализации, детерминированная воспитанием и обучением индивида в малых группах.

К микрофакторам социализации относятся:

Микрофакторы определяют бытовое устройство и качество жизни человека и основное влияние на формирование личности оказывают на этапе первичной социализации.

Семья

Важнейшим институтом социализации личности является семья. До достижения определенного возраста эта малая группа выступает для индивида единственным источником получения информации об окружающем мире, а также единственным фактором, оказывающим на него влияние, дающим опыт социального взаимодействия и формирующим его жизненный опыт.

Общественные нормы

Именно в семье человек впервые сталкивается со следующим микрофактором социализации — с общественными нормами как базовыми правилами взаимодействия с окружающим миром. В той или иной мере человек будет овладевать этими правилами на протяжении всей жизни, но самые главные из них закладываются в малых группах и формируются под влиянием воспитания — в семейном и дружеском окружении, в детских и учебных, позже — в трудовых коллективах.

Государственные, общественные учреждения

Немаловажными факторами социализации личности выступают государственные и общественные (в том числе религиозные) учреждения. Знакомство с ними происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, досуговые учреждения, спортивные секции. Здесь он впервые может столкнуться с чем-то, что отсутствует в жизни его семьи или даже противоречит прививаемым ему нормам и правилам.

Взаимодействуя с другими членами коллектива, человек расширяет круг своего общения, наращивает социальные связи, постигает особенности ролевых отношений.

Индивидуально-личностные факторы социализации

В отличие от рассмотренных выше социальных факторов, индивидуально-личностные факторы социализации обусловлены личным жизненным опытом индивида. К ним можно отнести уровень развития интеллекта, тип темперамента, особенности характера и т.п. От этих факторов зависит то, как человек воспринимает социальную среду, насколько подчиняется ее влиянию, то есть насколько эффективна в целом будет адаптация к ней.

Процесс социализации не является механическим отражением приобретенного социального опыта. Усвоение опыта социального взаимодействия всегда субъективно. Разные люди, находясь в одинаковой социальной ситуации (например, ученики одного класса), формируют различный социальный опыт. Этот феномен как раз и объясняется влиянием индивидуально-личностных факторов социализации.

Источник

Факторы социализации

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Что включают макрофакторы социализации. Смотреть фото Что включают макрофакторы социализации. Смотреть картинку Что включают макрофакторы социализации. Картинка про Что включают макрофакторы социализации. Фото Что включают макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Микрофакторы социализации

Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

Источник

Факторы социализации личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы социализации

Факторы социализации – это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.

Среди факторов социализации выделяют:

Макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.

К макрофакторам относятся:

В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:

На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.

Государство выступает как:

Готовые работы на аналогичную тему

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

Микрофакторы социализации

Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д.

Социализация личности происходит через различные институты социализации, позволяющие не отставать от уровня и темпов развития общества. К ним относятся:

Основными факторами социализации являются семья и образовательные учреждения.

Источник

Макрофакторы социализации

Страна – феномен географически-культурный. Обычно территория, на которой расположена какая-либо страна, выделяется по своему географическому положению, климатическим условиям и имеет четкие границы.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение преодолевать существующие трудности либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.

М. Монтень полагал, что люди в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это мнение не лишено смысла, хотя не следует преувеличивать воздействие климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова, Куба и Исландия, имеют практически одинаковую площадь. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в 20 раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с уровнем жизни кубинцев.

Являясь своеобразными рамками социализации, природно-климатические условия не играют в ней главной роли, а лишь определяют, в тесной связи с другими факторами, особенности этого процесса. Но все же как объективные условия страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство.

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, включают две составляющие: биологическую и социально-культурную. Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств.

В течение многих веков отдельные нации формировались и развивались на своей этнической территории. Наличие такой территории – обязательное условие формирования этноса, но не обязательное условие его сохранения: сейчас многие народы живут в рассеянии.

Акклиматизация людей происходит в течение длительного времени, население той или иной местности создает специфический тип хозяйствования, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека.

Человек начинает относить себя к какой-либо нации под влиянием близких и родных, которые считают свою принадлежность к той или иной национальности очень важной. Например, русский человек идентифицируетсебя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей. Таким образом, этнос, нация – явление историко-социально-культурное.

Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать.

Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее выраженные различия.

Так, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и не свойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни.

Малыш, который едва достиг трехмесячного возраста, уже может несколько минут сидеть без опоры, а шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако в возрасте около 1,5 лет (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

Физическое развитие очень тесно связано с пищей, это видно на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, то значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно уступают младшим по показателям роста и веса.

В то же время сохранение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, которые также держат одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.

Когда в развитых странах в связи с научно-техническим прогрессом резко уменьшилась необходимость в физических усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей стал играть спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Здесь важны оба условия: и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье обстоятельство – повышение уровня медицинского обслуживания.

Недостаточность этих условий в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным данным, сегодня в школе обучается всего 8,5 % детей (с I по XI классы) гармонично развитых, с правильным телосложением, с соответствием роста и веса.

У 40…45 % школьников отмечаются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. Примерно 25…35 % детей имеют хронические заболевания. Лишь около 20 % юношей, особенно из сельской местности, могут быть признаны абсолютно годными к службе в армии.

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом. Менталитет этноса отражает ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира на когнитивном, аффективном, и на прагматическомуровнях. Следовательно, менталитет проявляется и в свойственных представителям данного этноса способах действий в окружающей среде.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия жизни и отношения к ней его представителей.

Менталитет этноса проявляется во всех аспектах социализации человека. Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Так, в Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи – особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80 % узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей – недопустимым.

Приблизительно 80 % эстонцев не считают согласие родителей обязательным, и 50 % допускают развод даже при наличии детей. Менталитет этноса ярко проявляется и в сфере межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности.

Представители старшего поколения при общении с младшими берут на себя роль учителя, а младшие обычно просто молча внимают. Немаловажную роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, становятся весьма устойчивыми и нередко превращаются в стереотипы.

Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо, т.к. в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось с государством.

В последние годы идет довольно непростой процесс их разделения, состоящий в разгосударствлении общества, в возрождении, а во многом и в создании заново структур гражданского общества. Он потому так труден, что затрагивает коренные основания жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старые проблемы и не породить новые задачи социализации подрастающих поколений.

Дети, подростки, юноши, молодежь образуют своеобразные группы сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономнуюроль,каксходнуюво всехобществах,так и специфическую (в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества).

Социальная структура общества – это устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп.

Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня).

Согласно классификации, составленной Т.И. Заславской, это следующие слои:

В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются такие тенденции: обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Средний класс формируется на базе различных слоев. Для него характерны ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, устоявшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности – источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в обществе.

В то же время именно он обычно представляет собой силу, стабилизирующую общество. Воспитание как форма социально контролируемой социализации испытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей.

Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования, к организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

Уровень жизни – понятие, которое характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, что обычно отражается в количестве и качестве получаемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов частого пользования, средств передвижения и заканчивая очень сложными, «возвышенными потребностями», связанными с удовлетворением культурных, эстетических и других аналогичных запросов.

Чем сильнее экономика общества, тем благоприятнее возможности для развития человека, условия его социализации, т.е. экономика определяет возможности и стимулы реализации личности в трудовой деятельности, материальную основу ее семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни пожилых людей.

Социализация в современной России содержательно существенно изменилась, так как в политикоидеологической жизни общества в связи с социально-политическими процессами, происходящими в нем, появился неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека, поскольку предполагает сознательный и ответственный выбор им своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшиеся у широких слоев населения, приводят к нежеланию его делать.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и некоторые основы социума, что порождает в переходном обществе неопределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний: или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, так как утрата имеющихся ценностей и неспособность сделать выбор новых ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М. Достоевский.

Гармонизированность возможностей различных групп, а также профессионального и возрастного ценза определяет некоторую заинтересованность специалистов в поддержке общественной стабильности. Отсюда следует, что в обществе, отличающемся более или менее стабильным состоянием, четко определена задача развития человека в процессе его перехода из одного социального слоя в другой.

В нестабильном, изменяющемся обществе, где наблюдается переход от одного типа общества к другому или существенное изменение внутри одного типа общества, ситуация принципиально иная. Для такого общества не характерен социальный консенсус, т.е. интересы и потребности разных социальных, профессиональных, а также возрастных групп не совмещаются, начинают противоречить друг другу.

Как правило, наибольшую часть людей объединяет только согласие в том, что это общество необходимо изменить, но в вопросах о способах изменения и направления движения у них единого мнения нет.

Характерной чертой изменения общества является отсутствие в постановке решающих вопросов воспитания реального понимания ситуации, так как данное общество не имеет твердого канона человека и устоявшегося сценария дальнейшего развития. Оно лишь знает, что нужно воспитывать по-другому и иными способами.

Когда общество резко меняется, его задачи воспитания связаны с поиском ответа на вопрос, что и в каком направлении развивать в человеке и как это делать. Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения социальных потребностей – экономических, политических, культурных, религиозных и т.д.

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Государственная политика в сфере воспитания – это определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовноценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).

В государственную систему воспитания входят шесть элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических, культурных потребностей общества, меняется их роль и значение в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, которые культивирует государственная система воспитания и которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате чего воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают план воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях) и создают необходимую для его реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих организационно, материально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания).

Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития. Во многом эффективность государственной системы воспитания зависит от того, насколько в его содержании, формах, методах и стиле реализуется принцип культуросообразности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *