Что включала в себя античная гимнастика
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИЧНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
История Древней Греции подразделяется на периоды:
1. Крито-микенский период (2100 – 1000 гг. до н.э.).
2. Гомеровский период (IX – VII вв. до н.э.). (Разложение родового строя)
3. Период расцвета (VIII – IV вв. до н.э.).
Причины (разложения родового строя), которые привели к изменению в общественной и политической жизни Д. Греции:
1. Разделение труда, между ремеслом и земледелием.
3. Классовое расслоение общества.
В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы.
В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания.
В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям, содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям военной демократии. Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. Племенные формы несистематического военного обучения были заменены подготовкой, соответствовавшей специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и культурным традициям. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую роль, и была создана эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика,которая была введена в большинстве греческих городов-полисов.
Слово «гимнастика», происходит от греческого «обнаженный». Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности человека.
Античная гимнастика состояла из 3 основных частей:
1. Упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.
3. Орхестрика.Она сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство, двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным обучением к палестре. К ней причисляли игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как тренировались в Древней Греции? Тренировки первых олимпийских атлетов
Греки уделяли много внимания внешнему виду. В эллинской культуре красивое и спортивное тело было настолько же важной составляющей развитого человека, как и его умственные способности. Поэтому любой воспитательный процесс включал в себя обязательные тренировки. Как же проходили занятия в Древней Греции?
Палестры и гимнасии
Атлеты тренировались в специальных учреждениях, которые назывались палестрами и гимнасиями. В палестрах проходили не только тренировки, но и занятия по философии, риторике и другим дисциплинам. Это место, где тренировали и тело, и ум. В гимнасиях же проходили только спортивные занятия.
Фото: Кадр из фильма
В таких «школах» были дворики под открытым небом, окруженные колоннами. В двориках располагались или дорожки для бега, или специальные ямы для занятий боевыми искусствами. Кроме того, в зданиях находились бани, горячие и холодные ванны, а тоже дорожки для бега – на случай плохой погоды. Здания украшали статуи Аполлона, бога света и искусств, и Гермеса, бога скорости – его особо почитали пятиборцы и бегуны.
Программа тренировок
Греки использовали метод прогрессирующей нагрузки: когда после каждого подхода увеличивается интенсивность и количество повторений.
Фото: Кадр из фильма
В качестве утяжеления греки использовали и домашний скот. Милон Кротонский, исторический прототип античного героя Геракла и многократный победитель Олимпийских игр, в качестве тренировки носил на своих плечах телёнка. Каждый день атлет поднимал животное, оно росло, и вместе с ним росла выносливость и сила грека.
Некоторые античные тренировки сегодня покажутся довольно экзотичными. Например, атлеты бегали наперегонки с лошадьми или убегали от львов, тянули повозки. А после существовала целая система восстановления. Спортсмены принимали горячие и холодные ванны, расслаблялись в бане. Несколько раз в неделю они обливались оливковым маслом, чтобы заживить раны и улучшить состояние кожи. Также частью восстановительных процедур было вино, однако его греки разбавляли водой – считалось, что чистый напиток пьют только варвары.
Много мяса и хлеба
Атлеты ели очень много мяса, особенно накануне соревнований. Несмотря на то что этот продукт был очень дорогим и, как правило, использовался во время жертвоприношений, для спортсменов его не жалели.
Помимо мяса греки ели хлеб, инжир, финики, виноград, орехи. Молоко они не употребляли – это был продукт для крестьян. Зато почти с каждым приёмом пищи атлеты пили вино и воду.
Древнегреческая (античная) гимнастика. Агонистика и участие в ней древнегреческих мыслителей и философов.
Античная гимнастика в том, что касается ее цели обучения и упражнений, состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых под наблюдением родителей или воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения калестрике и орхестрике.
Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.
В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.
Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.
Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)
Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики(системы подготовки к агонам, или, как их сейчас называют, к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания (особенно первоначально) посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев. Другими словами, становятся более атлетическими по содержанию.
Кроме Олимпийских игр существовали, как известно, и другие: Немейские, Истмийские, Панафинейские, Пифийские — всего около 40, по названию мест, где они проводились. Но самыми значительными были, конечно, Олимпийские.
В общественной жизни рабовладельческой Греции VI — IV вв. до н. э. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили, таким образом, делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.
Гимнастика в Древней Греции.
Гимнастика в Афинах
студентка II курса
Андрейченко Наталия Сергеевна
Содержание
Введение. 3
История развития гимнастики с древних времен. 3
История спортивной гимнастики. 3
Гимнастика в Древней Греции. 4
Физическая культура в Древней Греции. 6
Заключение. 9
Введение
Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.
История развития гимнастики с древних времен
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Познавательная история развития гимнастики Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.
В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII – XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.
История спортивной гимнастики
Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже.интересная история спортивной гимнастики В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.
В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.
Гимнастика в Древней Греции.
Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др.
Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.
В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.).
Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, внимательность, терпение и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Аристотель считал, что под влиянием музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов, переживать при этом «безвредную радость».
Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.
В эпоху античности общество проявляло заботу о состоянии физического и духовного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рассматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алкоголя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на службу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказывались женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к расстройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами.
Что включала в себя античная гимнастика
§ 3. Физическая культура Древней Греции
Древнегреческая гимнастика. Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.
На Крите археологами найдены остатки обширных сооружений в Кносе и Фесте, представляющие собой комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кносе достаточно велика и составляет 24 тыс. квадратных метров.
Праздники устраивались в пещерах, на вершинах гор, а также и во дворцах, где было специально оборудовано просторное помещение с широкими лестницами по бокам, служившими одновременно и трибунами для публики.
Сохранились фрагменты фресок с изображением борьбы. Найден сосуд для питья в виде рога (приблизительно 1550-1500 гг. до н.э.), на котором художник изобразил отдельные фазы кулачного боя. Вызывает интерес снаряжение бойцов, состоящее из металлического шлема для защиты головы, полосок переплетенной кожи на запястьях и специальной обуви с ремешками, укрывавшими икры. Уже в наше время в 1970 г. во время новых раскопок на Крите найдена фреска, запечатлевшая фигуры двух мальчиков в натуральную величину, ведущих кулачный бой.
Одна из находок на Крите представляет собой бронзовый меч с рукояткой, инкрустированной золотом. Возле рукоятки, на диске диаметром 7 см, изображен человек-акробат, который, лежа на животе, касается ногами головы, настолько гибко его тело.
Особенно на о. Крит в XXV-XX вв. до н.э. популярны были игры с быками. Их появление относится к эпохе матриархата и связано с развитием скотоводства, большая роль в котором принадлежала женщинам. Поэтому первоначально в играх принимали участие только женщины. На настенной росписи в Кносе изображено, как участница хваталась за рога нагнувшего голову животного и бык взмахом головы назад бросал ее над своей спиной. Сделав в воздухе сальто, участница приземлялась сзади быка. Были и более простые прыжки поперек быка. На спине бегущего по кругу животного участницы игр демонстрировали упражнения в равновесии и вольтижировке. Позже (в эпоху патриархата) в играх с быком принимали участие и мужчины, которые, взяв быка за рога или же путем подножек и других приемов, заставляли его ложиться на землю.
Игры с быком являлись захватывающим зрелищем для зрителей, однако нередко они заканчивались трагически для людей.
Во время раскопок на юге Греции найдены два золотых кубка, на которых изображена ловля диких быков сетью. На спине одного из быков сидит человек. Эта находка предполагает, что первоосновой акробатических игр с быками на Крите была охота на диких быков с целью их приручения для домашнего хозяйства.
В XIII в. до н.э. на Балканский полуостров и Малую Азию вторглись враждебные племена из Европы, которые уничтожили большинство коренного населения. После их нашествия на Крите остались лишь разбитые статуи и сожженные здания, а о процветавшей физической культуре напоминали только росписи на стенах и вазах. Почти три века длились упадок экономической и запустение культурной жизни на Пелопоннесе. Лишь с конца X в. до н.э., когда завершилось заселение обезлюдевших территорий дорийцами, начался этап нового расцвета. Установление мира, оживление экономической жизни, торговли вызвали создание греческих городов-государств (полисов) со своей культурой. Города строились на плодородных землях у подножия гор. Центрами их являлись общественные и культовые сооружения. Греческие полисы строились и в колониях, основанных эллинами на побережье Италии, Сицилии, Южной Франции, Испании, на побережье Черного моря. Особенности развития греческого общества в течение архаического периода (VIII-V вв. до н.э.) отразились и на физической культуре. Специфический характер имела физическая культура аристократии, особые черты имелись в Спарте и Афинах.
До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже здесь их приучали не бояться темноты, терпеть боль, питаться любой без разбора пищей. С 7 лет воспитание детей проходило в государственных интернатах. Все мальчики разделялись на отряды (имевшие свои названия) соответственно возрасту. Их воспитанием руководили представители государства, отбиравшиеся из свободных и уважаемых граждан. В обучении могли принимать участие и любые свободные спар-тиаты, которые приходили на тренировки, наблюдали, давали советы и имели право наказывать.
Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.
Главной целью спартанского воспитания было достижение полной физической закаленности. По словам древнегреческого историка Плутарха, спартанские мальчики грамоте учились лишь в том объеме, без которого нельзя обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год верхнее платье, грязные, запущенные; за весь год лишь несколько раз они ходили в баню. Спали они вместе, по отрядам, на подстилках, которые сами себе готовили из тростника на берегу Эврота.
Уровень физической подготовки юношей проверялся во время празднеств, на которых они должны были доказать свое право на переход в общество взрослых мужчин.
С 20 лет юноши после успешных испытаний переходили в группу эфебов, где подготовка длилась до 30 лет. Вследствие такого воспитания воинов Спарта достигла большого могущества и являлась в VI в. до н. э. сильнейшим полисом Греции. Это проявлялось даже на олимпийских состязаниях эллинов. В течение VII в. до н.э. победителями игр постоянно становились спартиаты. Поэтому древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы воспитания. Систематическая физическая подготовка спартанцев практически вся являлась качественно новым явлением в истории физической культуры, так как здесь право на занятия физическими упражнениями было всеобщим для всех граждан, кроме рабов-илотов.
Однако пренебрежение духовным развитием личности явилось одной из причин застоя в общественном развитии Спарты. К тому же вследствие постоянных войн неуклонно снижалась численность спартиатов, что в итоге привело к ослаблению Спарты, которая в конце VI в. до н.э. начала утрачивать свое политическое и культурное значение среди греческих полисов, в том числе и в сфере физической культуры.
Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где занимались их сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими упражнениями).
В целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).
В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.
В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).
К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.
После завоевания Греции Македонией (337 г. до н.э.) греческая культура распространилась в новые города и центры Азии и Африки, подчиненные Александру Македонскому. Там строились гимнасии, стадионы, купальни. Однако система применения физических упражнений изменила свою ценностную сущность. Проведение состязаний носило прежде всего зрелищный, развлекательный характер. В соревнованиях стали принимать участие профессиональные атлеты. Аристократы могли позволить себе выступать лишь в состязаниях конников и других менее трудоемких видах.
Во II веке до н.э. после римских завоеваний проведение эллинских игр широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий. Таким образом, классическая античная гимнастика как средство физического воспитания постепенно утратила свое влияние.
Зарождение элементов научных знаний о физической культуре. Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.
Наиболее полно точку зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».
Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».
Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.
Становление общеэллинских игр произошло от древних обрядов посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.
На территории Древней Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.
Одним из них была Кирренская долина близ города Дельфы у подножия горы легендарного Парнаса (заочно облюбованной поэтами всей Греции), где устраивались Пифийские игры. Первоначально здесь проходили состязания только музыкантов-кифаредов (певцов, исполнявших хвалебные песни). В 590 г. до н.э. к ним добавляются выступления флейтистов, атлетов и наездников. Эта дата считается официальным годом рождения Пифийских игр. Победители здесь награждались венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Его срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Первым победителем этих игр считался бог Аполлон, который был умелым дискоболом и кулачным бойцом.
На Коринфском перешейке раз в два года проводились Истмийские игры, посвященные богу морей Посейдону. Победителей здесь награждали венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмийских игр считается 583 год до н.э.
Также раз в два года праздновались и Немейские игры, в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть древние мифы об их происхождении. Первые записи имен атлетов, победивших в Немейской долине, относятся к 573 г. до н.э.
Раскопки Кносского дворца подтвердили существование Лабиринта.
Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусиче-ские состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.
Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 000 мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь также выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проходили за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.
На о. Делос проводились Делийские игры, куда весной приплывали делегации других греческих полисов.
Расцвет общеэллинских игр приходится на VI-II вв. до н.э., их организацию можно представить в виде стройной структуры (табл. 1).
Наибольший след в истории античности оставили Олимпийские игры, проводившиеся в долине Алфея на берегу Кладея.
Подготовка к играм занимала длительное время. Сперва назначались судьи, которые определяли сроки проведения игр. После этого специальные вестники, называемые «теорами» (священными посланниками Зевса), отправлялись из Олимпии по греческим городам и приглашали их посетить состязания. Поначалу в играх принимали участие только дорийские племена Пелопоннеса, но с течением времени в них стали участвовать и остальные греческие племена, а еще позже и жители Крита, Родоса, Сицилии, затем греки Нижней Италии, ионяне Малой Азии, Лидии, представители греческих городов у Черного моря, а затем Египет и киренейцы.
Прибывали участники игр по-разному: кто пешком, кто морем, кто на повозках. Спали под открытым небом. На Олимпийских играх присутствовали только мужчины. Женщинам под страхом смерти запрещалось появляться на празднике. Игры занимали три из пяти дней праздника. За расписанием следили судьи, называвшиеся «элленодиками» («элладониками») и назначавшиеся из числа аристократических семей Элиды.
Элленодики следили, чтобы строго выполнялись правила игр, которые предписывали невозможность участия в играх рабам, негрекам и осужденным когда-либо судом, а также уличенным в аморальном поведении и нечестных поступках. Каждый участник должен был пройти 30-дневную тренировку и дать клятву, что он будет честно соблюдать правила соревнований. Опоздавших не допускали на игры. Запрещалось убивать своего соперника, а также применять незаконные приемы и спорить с судьями. За подкуп судей наказывали плетью. Всякое нарушение правил наказывалось штрафом, который должны были выплатить семья или город нарушителя.
С 632 г. до н.э. вводят состязания среди мальчиков. Большое место в программе Олимпийских игр занимали различные состязания среди животных, поклонение которым у древних греков было особенно велико. Награждали за победу владельцев животных. Скачки на колесницах были самым опасным видом состязаний. Например, в 462 г. до н.э. из сорока участников уцелел лишь один.
Любимым зрелищем у греков был пентатлон, включавший в себя бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьбу. Борьбой заканчивалась программа второго дня Олимпийских игр.
Третий день посвящался соревнованиям юношей (старше 17 лет и моложе 20). Для них дистанцию бега уменьшали наполовину, при борьбе и кулачных боях уши и головы юношей защищались наушниками из мягкой кожи или плотно прилегающими шапочками. В программу четвертого дня входили бег мужчин, кулачный бой, панкратион и бег в вооружении.
Кулачный бой был самым популярным видом во все периоды древнегреческой истории игр. Бой проводился на широкой площадке, без ограничения времени (до победы одного из бойцов), не было разделения по весовым категориям. Нередки были случаи серьезных увечий.
Бег в вооружении был заключительным зрелищем Олимпийских игр. Требовалось пробежать два стадия в военном вооружении гоплита (тяжеловооруженного воина), состоявшем из щита, шлема, копья и наколенников. Постепенно правила изменялись, облегчая бег. В IV в. до н.э. участники состязаний бежали только с одним шлемом.
В последний день (пятый) праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Жрецы Олимпии и должностные лица Элиды чествовали победителей, их имена вносились в специальные списки олимпиоников, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии. Дома в честь олимпиоников воздвигали каменные столбы, статуи на городской площади или в храме, иногда давали и денежное вознаграждение. Олимпионикам предоставлялось преимущественное право на занятие почетных должностей, для них оставлялись почетные места в театре и на праздниках.
Астилос из Кротона в 73-76 Играх (488-476 гг. до н.э.) добился восьми побед в тех же видах состязаний. Его земляк Милон, сначала в юношеских соревнованиях, а позднее взрослым в 60, 62-66 Олимпийских играх (540, 532-516 гг. до н.э.) шесть раз выходил победителем в состязаниях по борьбе.
Спартанец Филомброт три раза подряд (676-668 гг. до н.э.) добился победы в пентатлоне.
Были и несчастные случаи на Играх. Спартанец Лалас добился победы на 85-х играх (440 г. до н.э.) в беге на длинную дистанцию, но вслед за тем от перенапряжения, упал мертвым. Во время состязаний в панкратионе на 54-х играх (564 г. до н.э.) тоже упал мертвым Аррахион, победитель предыдущих двух Олимпиад.
Войны и стихийные бедствия также не обошли стороной землю древней Эллады. В 420 г. до н.э. спартанцы, обидевшись, что их атлетов не допустили к участию в Олимпийских играх из-за нарушения «правила экехерии» (священного перемирия), ввели свои фаланги в Элиду. Они оккупировали половину страны и лишь через 50 лет, потерпев поражение под Левктрами, дорийцы ушли из Элиды.
В 146 г. до н.э. Греция становится римской провинцией, потеряв независимость. Теперь к играм допускались представители всех подвластных Риму территорий.
Диктатор Сулла в 86 г. до н.э. распорядился реквизировать хранившиеся в сокровищницах Альтиды ценности, а в 80 г. до н.э. приказал отправить в Рим участников 175-й Олимпиады для выступления на Римских играх.
Постепенно культура проведения эллинских соревнований падала. Полностью прекратились Пифийские, Немейские, Истмийские и Делийские игры, утратили свое общегреческое значение Гераклеи, лишь изредка, как местный праздник, проводились Панафинеи.
В 394 г. в связи с провозглашением римским императором Феодосием I христианства единственной религией всей Римской империи Олимпийские игры были запрещены, так как в них усматривали проявление языческих обрядов. Храмы Альтиды были разорены, статуи богов и олимпиоников сброшены с пьедесталов, бронзовые скульптуры вывезены и переплавлены.
Спустя год Греция подверглась готскому нашествию. Готы продолжили разорение Олимпии. В 426 г. император Феодосий II приказал полностью выжечь Олимпию и разрушить ее каменные строения. Альтида и стадион превратились в развалины, заросли травой и кустарником.
В 522 и 555 гг. в долине Алфея произошли сильные землетрясения. Оползни с холма Крона и наносы разлившегося Кладеоса покрыли Альтиду шестиметровым слоем земли. Территория священной Олимпии на долгие годы оказалась в запустении.