Что включается в прожиточный минимум
Прожиточный минимум
В соответствии с федеральным законом № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года, прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум предназначается для:
— оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
— обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
— формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум устанавливается на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Его величина в целом и по субъектам РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины; данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги; расходов по обязательным платежам и сборам.
Граждане, чей среднедушевой доход составляет ниже величины прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в РФ в 2011 году составила 18,1 млн человек, или 12,8% от общей численности населения России.
В России за II квартал 2012 года величина прожиточного минимума составила:
— на душу населения – 6 385 рублей;
— для трудоспособного населения – 6 913 рублей;
— для пенсионеров – 5 020 рублей;
— для детей – 6 146 рублей.
Величина прожиточного минимума за III квартал 2015 года установлена в размере:
По сравнению с данными за III квартал 2015 года прожиточный минимум за IV квартал 2015-го уменьшился на 221 рубль и составил 9 452 рублей. При этом величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена на уровне 10 187 рублей, для пенсионеров — 7 781 рубль, для детей — 9 197 рублей.
Во II квартале 2017 года величина прожиточного минимума составила:
Что включается в прожиточный минимум
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 26 июня 2021 г. N 1022 «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год”
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год.
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие установление величины прожиточного минимума, с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
разработать (при необходимости) и утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений план поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, установленной на 2021 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, рассчитанной с учетом коэффициента региональной дифференциации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июня 2021 г. N 1022
Правила
установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год
1. Настоящие Правила определяют порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
3. К основным социально-демографическим группам населения относятся:
в) дети в возрасте 0-15 лет.
4. Величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливаются до 15 сентября текущего года нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, установленной на текущий год.
6. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается не ниже величины, рассчитанной путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на очередной год в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», на коэффициент региональной дифференциации.
7. Коэффициент региональной дифференциации i-гo субъекта Российской Федерации (КРД;) определяется по формуле:
— величина прожиточного минимума на душу населения в i-м субъекте Российской Федерации, рассчитанная на основе эталонных величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, рассчитанных на основе норм потребления, приведенных в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;
— величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, рассчитанная на основе эталонных величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, рассчитанных на основе норм потребления, приведенных в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.
8. Субъекты Российской Федерации, в которых соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, сложившееся в 2021 году, ниже коэффициента региональной дифференциации, вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год исходя из соотношения, установленного планом.
План утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по форме согласно приложению N 2 по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
После доведения субъектом Российской Федерации значения соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации до коэффициента региональной дифференциации величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год рассчитывается путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на коэффициент региональной дифференциации.
9. Субъекты Российской Федерации, в которых соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, сложившееся в 2021 году, выше коэффициента региональной дифференциации, устанавливают величину прожиточного минимума на душу населения в i-м субъекте Российской Федерации на очередной год ( ) не ниже значения, рассчитанного по формуле:
— величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации в текущем году;
— индекс потребительских цен (декабрь очередного года к декабрю текущего года), прогнозируемый (базовый вариант) на очередной год в субъекте Российской Федерации.
В случае если при расчете величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год темпы роста величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год в сравнении с величиной прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, установленной в текущем году, выше темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году), субъекты Российской Федерации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, устанавливают величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год таким образом, чтобы темпы роста величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации (очередной год к текущему году) были не ниже темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году).
В случае если значение соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации становится равным или меньше коэффициента региональной дифференциации, субъект Российской Федерации рассчитывает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на коэффициент региональной дифференциации.
Темп роста величин прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых на очередной год в сравнении с такими величинами, установленными на текущий год, не может быть меньше индекса потребительских цен (декабрь очередного года к декабрю текущего года), прогнозируемого (базовый вариант) на очередной год в субъекте Российской Федерации.
В случае если темпы роста величин прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год в сравнении с величинами прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, установленными в текущем году, выше темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году), субъекты Российской Федерации устанавливают величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год таким образом, чтобы темпы роста величин прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации (очередной год к текущему году) были не ниже темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году).
11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
В случае дифференцированного установления величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей субъект Российской Федерации отражает данную дифференциацию в нормативном правовом акте, указанном в пункте 4 настоящих Правил.
Субъекты Российской Федерации, в которых величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения установлена дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, используют величину прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, рассчитанную в целом по субъекту Российской Федерации.
12. Пересмотр коэффициентов региональной дифференциации (в сторону увеличения) осуществляется Правительством Российской Федерации на основании предложений субъектов Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам установления величины
прожиточного минимума на душу
населения и по основным
социально-демографическим
группам населения в субъектах
Российской Федерации
на очередной год
Коэффициенты региональной дифференциации
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам установления величины
прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим
группам населения в субъектах Российской
Федерации на очередной год
Примерная форма
плана поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, установленной на 2021 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, рассчитанной с учетом коэффициента региональной дифференциации
(указывается название субъекта Российской Федерации)
УТВЕРЖДАЮ
___________________________________________________
(указывается должность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
и название субъекта Российской Федерации)
от «____»_____________2021 г. N_____
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с прожиточным минимумом на душу населения в целом по Российской Федерации, сложившееся в 2021 году | Коэффициент региональной дифференциации для субъекта Российской Федерации, установленный в соответствии с приложением N 1 к Правилам установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от «26» июня 2021 г. N 1022 | Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с прожиточным минимумом на душу населения в целом по Российской Федерации, устанавливаемое на 2022 год | Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с прожиточным минимумом на душу населения в целом по Российской Федерации, устанавливаемое на 2023 год | Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с прожиточным минимумом на душу населения в целом по Российской Федерации, устанавливаемое на 2024 год | Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с прожиточным минимумом на душу населения в целом по Российской Федерации, устанавливаемое на 2025 год |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
0,91 | 0,98 | 0,93 | 0,95 | 0,98 | 0,98 |
Обзор документа
Правительство определило порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в регионах.
Предусмотрен дифференцированный подход к установлению величин прожиточного минимума с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей внутри региона.
Определены коэффициенты соотношения величины прожиточного минимума на душу населения с величинами прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.
Также установлены коэффициенты региональной дифференциации.
Регионам необходимо разработать план поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на 2021 г., до величины прожиточного минимума, рассчитанной с учетом коэффициента региональной дифференциации.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Прожиточный минимум и МРОТ
МРОТ по законам экономики должен превышать прожиточный минимум, в крайнем случае, показатели должно быть равными. Но не во всех государствах это правило соблюдено. Еще пару лет назад Россия тоже не могла установить равновесие в этих уровнях, что приводило к недовольству граждан. Бробанк разъяснит, что такое прожиточный минимум и МРОТ и как учитываются эти две величины в экономике страны.
Отличия показателей
МРОТ — фиксированный показатель, который отражает минимальный размер заработной платы гражданам России. Его утверждает правительство страны. МРОТ — един для всего государства, ниже этой цифры нельзя выплачивать заработную плату. Но в законе объясняют и возможные исключения, которые могут возникать в определенных ситуациях. Прожиточный минимум — наименьший размер заработка, который потребуется гражданину для обеспечения минимального уровня потребностей.
Федеральный МРОТ устанавливают для всей территории РФ. Работодатели в обязательном порядке выплачивают заработные платы сотрудникам в размере не меньше фиксированного показателя. Так как территория России большая и расположена в разных климатических условиях, то уровень жизни по регионам отличается. Поэтому и МРОТ местные органы власти могут установить в большем размере, чем базовый показатель по стране, но не в меньшем.
Районные уровни применяют для конкретных регионов — Крайнего Севера и территорий, который к нему приравнены, в том числе высокогорья и пустынь. Отличается минималка и для столичных округов. МРОТ в РФ регулирует закон №82 принятый в 2000 году.
От ПМ и минималки зависят многие другие выплаты гражданам:
Общее у минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума то, что оба показателя призваны гарантировать гражданам нормальное существование и удовлетворение основных потребностей.
Главные отличия МРОТ от ПМ:
Прожиточный минимум основывается на потребительской корзине — денежном выражении всех товаров и услуг, которые нужны для нормальной жизни. В нее включают:
Поэтому понятия МРОТ и ПМ скорее дополняют друг друга.
Взаимосвязь МРОТа и ПМ
МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума, так гласит закон. В ТК РФ установили связь между суммами этих показателей, чтобы снизить уровень бедности по территории страны.
До 2018 года МРОТ был ниже прожиточного минимума. Но уже к концу 2018 года эти показатели пришли в равновесие. Дальнейший курс был взят на то, чтобы сохранить равенство между МРОТ и ПМ либо сделать так, чтобы минимальный доход россиян стал выше прожиточного минимума.
Правовые документы
МРОТ закреплен в федеральном законе с 2000 года, до этого законодательный акт издавался каждый раз новый. С тех пор ежегодные изменения в законе касаются только суммы наименьшего дохода работающим россиянам. На 2019 год размер минимальной заработной платы составлял 11280 рублей, а с 1 января 2020 года его повысят до 12130 рублей. Прожиточный минимум в 2017 году был больше, чем МРОТ. На 2019 год прожиточный минимум равен 11185 рублей, то есть он на 95 рублей ниже федерального МРОТа.
Размер региональной минималки определяют на основании статьи 133 Трудового Кодекса РФ, а индексацию показателя поддерживают статьей 421. Заработная плата — не одно и то же, что и МРОТ. Зп состоит из оклада, премиальных выплат, надбавок, коэффициентов по району. Если все эти выплаты в сумме превышают объем минималки, то работодатель на законных основания может снизить оклад.
МРОТ может быть меньше зп в таких ситуациях:
Прожиточный минимум регулируют ФЗ №134. Показатель используют для оценки жизни граждан, для статистики о количестве бедных в стране. ПМ служит базой для формирования МРОТ.
Когда минималка может не достигать прожиточный минимум
В Указе «О национальных целях, стратегических задачах развития РФ до 2024 года» определены способы борьбы с бедностью в Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы устанавливают на следующий год на основании прожиточного минимума, рассчитанного за второй квартал предшествующего года.
С тех пор как ПМ уравняли с МРОТ, работодатели не могут назначать заработную плату своим сотрудникам в меньшем размере, чем прожиточный минимум. Ежемесячный наименьший доход теперь должен включать денежный размер потребительской корзины. Если по каким-либо причинам зарплата работника вышла меньше, чем МРОТ, работодатель должен доплатить недостающую сумму за счет премий, надбавок или увеличить оклад дополнительным соглашением.
Для формирования минималки выбирают прожиточный минимум второго квартала текущего года по следующим причинам:
Последствия для работодателей при нарушении закона о МРОТ:
Работодатель | Штраф |
ИП | От 1 до 5 тыс. рублей |
Должностное лицо | От 10 до 20 тыс. рублей |
Юр. лицо | От 30 до 50 тыс. рублей |
Санкции назначают на основании статьи 5.27 КоАП.
Где учитывают уровень ПМ
В целом по России прожиточный минимум нужен для того, чтобы:
Прожиточный минимум для регионов Российской Федерации служит для:
Также ПМ по региону нужен для того, чтобы в центрах занятости граждан определять подходящие вакансии для зарегистрированных безработных лиц.
На что влияют МРОТ и ПМ
МРОТ и прожиточный минимум влияют на следующие выплаты:
МРОТ может оказывать негативное воздействие на малый бизнес. Предприниматели не в состоянии выплачивать зп в таком размере. Кроме того у ряда граждан снижается мотивация для развития и улучшения профессиональных навыков.
Если размер пенсии оказывается у россиянина меньше прожиточного минимума, то выплаты дотягивают до нужного показателя. Пенсионеру потребуется обратиться в фонд социальной защиты по месту жительства или в ПФ и подать письменное заявление.
Прожиточные минимумы и доходы семьи
Пример определения права семьи на ежемесячную выплату в зависимости от дохода
В Калуге живет семья из трех человек: мама Ирина – бухгалтер, папа Николай – электрик в жилищной компании и их сын Дима, которому исполнилось 5 лет. В марте 2022 года в семье родилась дочь Маша.
Ирина обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала 15 июля 2022 года. Доход семьи за период с 15 января 2021 по 15 января 2022 года составляет 850 тыс. рублей: Ирина заработала 370 тыс. рублей, Николай – 480 тыс. рублей. Иных доходов не было.
Чтобы понять, имеет ли семья право на ежемесячные выплаты из материнского капитала, необходимо посчитать, какой доход приходится на каждого человека в семье и сравнить с прожиточным минимумом трудоспособного населения в регионе на дату подачи заявления. Для этого общий доход семьи за год делится на 12 месяцев и на всех членов семьи: 850 тыс. рублей : 12 месяцев : 4 человек. Получается 17 708,3 рублей на одного человека в месяц.
Прожиточный минимум трудоспособного населения в Калуге на 2022 год составляет 13 241 рубль, соответственно, 2-кратная величина прожиточного минимума – 26 482 рубля
То есть месячный доход на одного человека в семье (17 708,3 рублей) меньше 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Калуге (26 482 рубля). Это значит, что семья имеет право на ежемесячную выплату из материнского капитала. Ее размер равен прожиточному минимуму ребенка в Калуге на 2022 год и составляет 12 058 рублей в месяц.