Что включает в себя внешняя среда предпринимательского предприятия
Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя
Предприятие и его внешняя и внутренняя среда
Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:
Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результативность его деятельности.
Не меньшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать следующим образом:
Важное значение для деятельности предпринимательской организации имеет также конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги.
Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия.
Внутренняя среда предпринимательского предприятия тесно связана с его внешней средой. Она в значительной степени зависит от внешней среды данного предприятия, а также от его целей и задач.
Рассмотрим содержание составляющих внутренней и внешней среды предпринимательского предприятия и их влияние на его деятельность.
Внутренняя среда предпринимательского предприятия
Выше мы назвали важнейшие составляющие внутренней среды предпринимательского предприятия. Рассмотрим кратко их содержание.
Производственно-технические факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.
От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности предприятия: количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.
Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предприятия оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительную роль и воздействие на все составляющие внутренней среды предприятия оказывают применяемые на предприятии технологии. В современных условиях, когда все большее применение на предприятиях находят высокие технологии, эта роль и воздействие многократно возрастают. Применяемые на предприятии технологии оказывают влияние на все составляющие внутренней среды, они взаимосвязаны с ними. В данном случае мы имеем в виду персонал предприятия, его квалификацию и уровень образования, методы стимулирования труда, культуру поведения.
Здесь мы переходим к социальной составляющей внутренней среды предприятия. Понятие социальной составляющей очень широко.
Сюда входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Не случайно во всех промышленно развитых странах, включая и Россию, уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.
В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. В современных условиях выделяются три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любого предпринимателя:
В наличии третьей проблемы — коррупции и вымогательства чиновников — одинаково виновны и чиновники и предприниматели. Нередко предприниматели используют корыстолюбие чиновников, чтобы добиться определенных льгот, выгод.
Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.
Особое место в ряду факторов внутренней среды предприятий занимает информационная составляющая — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.
Основное назначение информационных технологий — максимальное приближение персонала управления предприятием к выполнению ими основной функции — принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций.
Важное значение среди факторов внутренней среды предприятия имеет маркетинг. Он предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.
Последняя составляющая внутренней среды предприятия — деловые отношения и поведение сотрудников — перекликается с социальными условиями. Однако, учитывая их актуальность и недостаточное к ним внимание, мы выделили их в самостоятельную составляющую. Действительно, многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за несложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения — не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении. Широко известны шесть правил успешного общения с людьми, сформулированных Д. Карнеги1.
1. Искренне интересуйтесь людьми, с которыми вы общаетесь.
2. Улыбайтесь при общении с людьми. Умение улыбаться тесно связано с умением управлять собственным настроением.
3. Помните, что на любом языке имя человека — это самый важный для него звук. Внушить человеку сознание собственной значимости — это верный способ завоевать его расположение.
4. Будьте хорошим слушателем. Дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника.
5. Говорите главным образом о том, что интересует вашего собеседника. К каждой деловой встрече надо основательно готовиться.
6. Внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне. Следуя этому правилу, вы оградите себя от многих бед, приобретете множество друзей и моральное удовлетворение.
Внешняя среда предпринимательского предприятия
Выше нами названы важнейшие составляющие, входящие во внешнюю среду предпринимательского предприятия.
Рассмотрим кратко их содержание.
Внешние экономические факторы включают обший уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.
Использование знаний об этих параметрах, вообще о тенденциях развития экономики может помочь предприятию получить определенные преимущества перед конкурентами.
Внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научнотехническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него. Широкая информированность предприятий о политической системе, ее функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.
Вместе с тем и сами предприятия могут оказывать активное влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.
Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.
Значительное влияние на деятельность предприятий оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране научно-технический потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.
Наличие научных и технических факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.
Деятельности предпринимательских предприятий способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важное значение в этом ряду имеет также уровень демократической гласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз данных, библиотек и др. источников.
Наконец, определенное влияние на деятельность предпринимательских организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минеральною сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.
На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных сырья и материалов, отдельных видов энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов продукции и т.п. Все это требует от предприятий дополнительных усилий и средств.
Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды предприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис. 3.1)1.
Внешняя деловая среда предприятия
Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.
Следующая составляющая деловой среды — конкуренты. Мы уже говорили о предприятиях-конкурентах, которые реализуют аналогичную продукцию или оказывают аналогичные услуги. Задача руководства предприятия — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. Оптимальный вариант в этих условиях — разработать и начать производство продукции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отличающихся более высоким качеством и потребительскими свойствами. Другими словами, в борьбе с конкурентами нужна наступательная, а не оборонительная позиция.
Важное место в составе деловой среды предприятия занимают потребители продукции и услуг. Помимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы.
Состав потребителей продукции и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.
Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п.
Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг.
Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами.
Все большее распространение в России получает страховой бизнес, осуществляющий страхование имущества, ответственности, рисков, личностей и др.
Небывало высокими темпами растут в нашей стране консультационные и аудиторские услуги. Все больше предприятий и фирм обращаются за оказанием помощи в разработке информационных технологий, стратегического планирования и организационного развития, финансового управления, управления персоналом и его подбора, маркетинга и отношений с общественностью и др.
Наконец, все большую долю себестоимости продукции предприятий составляют транспортные услуги, которые оказывают транспортные организации.
В деловую среду предприятий включаются также государственные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. на предприятия многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др. В современных условиях влияние этой части деловой среды на деятельность предприятия очень велика, так как она подвержена частым и нередко непредсказуемым изменениям, что усложняет деятельность предприятия.
Наконец, определенное влияние на деятельность предприятий оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа и выходе наших предприятий на зарубежные рынки и др. Особо надо отметить широко распространившуюся в последние годы покупку акций отечественных компаний иностранными инвесторами. Взаимодействие наших предприятий в сфере международного сектора, широкая конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке, приводящая нередко к вытеснению российских производителей, выдвигает перед руководителями наших предприятий задачу противостояния этой конкуренции. Встает задача всемерного повышения качества и технических характеристик отечественной продукции и выработки мер противостояния, государственного регулирования, разработки и осуществления новых правил, специфических приемов современного менеджмента.
Выводы
1. В процессе получения ресурсов, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или услуг предприятие активно взаимодействует с внутренней и внешней средой.
2. Внутреннюю среду предпринимательского предприятия составляют производственно-технические факторы, социальная, экономическая, информационная и маркетинговая составляющие, фактор деловых отношений и поведения сотрудников.
3. Внешняя среда предпринимательского предприятия включает в себя внешние экономические факторы, внешние политические условия, внешние правовые составляющие, научные и технические факторы, а также коммуникационные внешние условия.
4. Отдельного изучения заслуживает важная часть внешней среды предприятия — деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.
Внешняя предпринимательская среда
Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желания.
Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы.
1. Важную роль в развитии в стране предпринимательства играют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов, необходимых для развития их деятельности.
2. Для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.
3. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий органов государственной (муниципальной)власти и должностных лиц, криминальных структур.
4.Усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.
5.Институционально-организационной среды, развитие которой выступает важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям.
6. Социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы.
7. Культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса.
8. Научно-техническая, технологическая среда.
9. Наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности.
10. Физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.
Маркетинговая среда
Маркетинговая среда предприятия обусловливает эффективность ведения любой коммерческой деятельности. Без этого невозможно полноценно оценить влияние сторонних факторов, которые определяют принципы общения с клиентами, поставщиками, партнерами и прочими участниками рынка. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает система, и научиться взаимодействовать с ней.
Что такое маркетинговая среда
Маркетинговая среда — это совокупность характеристик, субъектов и организационных структур, определяющих условия ведения деятельности предприятия. Это та среда, в которой компания функционирует и с условиями которой считается при принятии решений. Сюда относятся все факторы, которые оказывают влияние на возможность компании устанавливать контакты с рынком.
Это важный показатель, который необходимо проанализировать перед разработкой маркетинговой стратегии. Для этого применяются разные методы, использование которых зависит от типа анализируемых факторов: внешних или внутренних.
Внутренняя маркетинговая среда
Внутренняя маркетинговая среда организации основывается на тех потенциальных возможностях, которые имеются у предприятия в области маркетинга и производства. Смысл внутреннего управления в том, чтобы приспособить фирму к изменениям со стороны внешней среды, опираясь на имеющиеся ресурсы.
В понятие внутренней среды входят элементы, располагающиеся внутри компании:
численность персонала и его специализация;
опыт работы компании на рынке.
Внешняя маркетинговая среда
Внешние элементы маркетинговой среды разделяются на две категории, так как могут принадлежать макросреде и микросреде. Сюда входят все объекты и события, лежащие за пределами предприятия, но при этом влияющие на его работу.
Микросреда фирмы
К этому понятию относятся все контакты организации с посредниками, конкурентами, клиентами и поставщиками. Это непосредственная работа с участниками рынка, от которых зависит успешность реализации продуктов компании.
Поставщики
Сюда входят те субъекты микросреды, которые обеспечивают компанию ресурсами (товарами). Собственникам бизнеса необходимо изучать возможности разных поставщиков, чтобы выбрать самого надежного и экономически выгодного.
Конкуренты
Это те компании, которые работают в вашей нише. Они становятся соперниками для других организаций и могут изменить ситуацию на рынке через взаимодействие с поставщиками, посредниками и клиентами. Понимания маркетинговой стратегии конкурентов, знание их сильных и слабых сторон помогает спланировать стратегию развития с упором на конкурентные преимущества.
Посредники
В эту категорию входят компании или физические лица, которые занимаются продвижением, доставкой или продажей. Посредники могут предлагать свои услуги в сфере торговли, логистики, финансов, маркетинга.
Потребители
Это те, кто готов купить товар. Поведение потребителей постоянно изучается маркетологами для выработки оптимальных стратегий привлечения внимания клиентов. Именно они создают фирме прибыль, а потому лояльность покупателей ценится дорого и требует продуманной схемы организации бизнеса.
Аудитория
Это группы, интересующиеся компанией или влияющие на нее каким-либо образом. Аудитории бывают благотворные (например, спонсоры), искомые (СМИ) и нежелательные (преступные группировки). Соответственно, контактная аудитория может либо положительно способствовать усилиям предприятия, либо мешать достижению целей.
Макросреда фирмы
Это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через ее микросреду и не подконтрольны ей. Предприятие не сталкивается с ними напрямую, но ощущает серьезное влияние на деятельность.
Основные факторы макросреды
Среда маркетинга в макрообъеме состоит из:
демографических характеристик: численности населения, разделения по возрасту и полу, географии жителей;
социально-экономических условий: скорости экономического роста, показателей доходов населения;
культурных традиций: обычаев, привычек, степени образованности граждан;
научного прогресса: достижений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и обновлять продукты;
природных условий: местоположения компании, климатических особенностей.
Кроме того, в расчет необходимо брать налоговое законодательство, действующее в стране, правовое регулирование деятельности в вашем сегменте.
Структура анализа маркетинговой среды
В упрощенном виде она разделяется на макровнешнюю и микровнешнюю. Это помогает глубже вникнуть в происходящие процессы и провести более детальный анализ.
Анализ микровнешней среды
Под микровнешней средой понимается прямое действие всех субъектов и факторов, которые влияют на способность фирмы обслуживать потребителей. Среди показателей, анализируемых в этом направлении, можно выделить участников рынка, СМИ, организации, регулирующие исполнение законов, и саму компанию.
В том случае, когда организация становится фактором микровнешней среды, исследуется эффективность маркетингового управления, зависящая от работы других отделов фирмы.
Анализ макровнешней среды
Среда маркетинга на этом уровне представляет собой сочетание социальных и природных факторов, оказывающих влияние на элементы микровнешней среды. Они практически не поддаются коррекции, фирме остается только подстраивать свою стратегию под изменяющиеся условия рынка.
Существует несколько способов анализа:
PEST-анализ (или STEP-анализ) делит внешние факторы на такие категории, как: политические, экономические, социальные и технологические. Такая классификация довольно удобна, несмотря на то, что некоторые аспекты можно отнести к нескольким факторам сразу.
Перечень ICEDRIPS позволяет проанализировать среду более подробно. Список включает следующие факторы: