Что включает в себя учетно операционная работа в банке
Организация учетно-операционной работы в банке. Документооборот. Внутрибанковский контроль
Основными участниками учетно-операционной работы учреждения банка являются работники, занимающиеся оформлением, контролем расчетно-кассовых документов и отражением банковских операций
по счетам бухгалтерского учета.
В структуре учетно-операционного аппарата банков выделяют учетные группы (отделы), которые ведут счета, как правило, однородные по экономическому содержанию. Количество групп (отделов) и их состав зависит от объемов работы и направлений деятельности банка, а также исходя из принятой в учреждении банка технологии документооборота.
Закрепление счетов за структурными подразделениями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером
(его заместителем) и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка.
Книгу учета распределения и перераспределения счетов можно вести на машинном носителе информации. В данном случае должно быть обеспечено:
— наличие электронных цифровых подписей лиц, участвующих в приеме-передаче лицевых счетов;
— возможность получения надлежащим образом заверенных бумажных копий;
— сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством для ее хранения.
В каждом учреждении банка должны быть разработаны и утверждены главным бухгалтером учреждения банка должностные инструкции, копии которых передаются учетно-операционным работникам под расписку.
Соответствующие работники должны быть ознакомлены с законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.
Организация рабочего дня учетно-операционных работников должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день банка состоит из операционного времени по работе с клиентами и времени на завершение обработки информации с формированием ежедневного, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня устанавливается на основании распоряжения руководителя учреждения банка либо оговаривается в графике обслуживания клиентов.
Операционное время банка представляет собой период времени, в течение которого осуществляется прием от клиентов и служб банка расчетно-кассовых документов. Продолжительность операционного времени устанавливается руководителем учреждения банка.
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечивать выполнение следующих условий:
— все операции по расчетно-кассовым документам,
поступившим в течение операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день.
Расчетно-кассовые документы, поступившие в банк по истечении операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня;
— оплата всех расчетно-кассовых документов с расчетных
(текущих) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня с соблюдением действующей очередности платежей. Порядок использования денежных средств, поступивших на расчетные (текущие) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание;
— передача информации на межбанковский расчетный центр производится по графику;
Все операции банков ( расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются в учреждениях банков и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформленных в установленном порядке.
Расчетно-кассовые документы поступают в учреждения банков от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский
Все расчетно-кассовые документы по характеру
отражаемых операций подразделяются на:
Кассовые документы используются при оформлении операций по ведению кассовых
операций Мемориальными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов.
К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера.
Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К ним относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.
Выделим этапы документооборота
1.составление первичных документов в процессе оперативной работы.
2.прием документов бухгалтерией к исполнению
3.проверка документов и отражение их в бухгалтерских счетах
4.передача документов в архив
ВНУТРИБАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ — система обеспечения совершения кассовых, расчетных, кредитных и других операций в учреждениях банка в соответствии с установленными правилами. В.К. направлен на обеспечение сохранности денежных средств и ценностей в банке, законности выполнения операций, точного и своевременного отражения их в бухгалтерском учете, возможности документального установления ответственности за нарушение правил выполнения операций или утрату ценностей.
Операционная деятельность банка
Содержание
Что такое операционная банковская деятельность
Операционная деятельность банка – деятельность по привлечению и размещению ресурсов, где в качестве основной цели – извлечение прибыли
Задачи операционной деятельности в банках
В операционной деятельности КБ весомую роль играет банковский учет, с помощью которого обеспечивается формирование информации о движении средств и их источниках.
Задачи операционной деятельности:
1) Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности.
2) Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и их источников.
3) Обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, текущих, кредитных и других счетах.
Основная доля банковских операций связаны с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это определяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
1) Построение учетно-операционного аппарата;
2) Организацию рабочего дня и документооборота;
3) Внутренний банковский контроль – совокупность процедур, обеспечивающих соблюдение внутренних и внешних положений при осуществлении операций банка, достоверность и полноту информации.
Дополнительному контролю подлежат отдельные операции, при выполнении которых существует вероятность возникновения ошибки и махинаций:
Цели операционной банковской деятельности
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:
1) Все операции с документами, принятые от клиентов в течение операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете в тот же день.
2) Обработка документов должна производиться в течение рабочего дня по графику, чтобы до конца операционного времени составить текущую отчетность.
3) Не позднее следующего рабочего дня составляется ежедневный бухгалтерский баланс (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий день после проведенных операций).
Для эффективной организации операционной деятельности в учреждении банка должен быть установлен единый порядок прохождения документов по всем стадиям обработки.
Требования к операционной деятельности в банках
Организация операционной деятельности предполагает наличие документированных операционных процедур по всем банковским операциям в соответствии с законодательством.
Операционная деятельность банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить:
1) Накопление и предоставление информации о каждой операции с обязательным обозначением всех параметров для обеспечения банковской отчётности.
2) Операционную деятельность банка обеспечивают работники из фронт-офиса и бэк-офиса
Фронт-офис – это подразделения банка, сотрудники которого инициируют и организуют банковские операции.
Бэк-офис – подразделение, где исполнители обеспечивают регистрацию, проверки, сверки, учет операций и их контроль.
В целях рациональной организации учетной работы в учреждениях банка составляется график документооборота по банковским операциям. Документооборот прохождения документов можно представить следующей схемой:
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Учетно-операционная работа в банке
Характеристика учетно-операционной работы в банке. Документальное оформление банковских операций, их отражение в учете и контроль правильности их совершения. Межбанковские и межгосударственные расчеты. Определение структуры активов и пассивов баланса.
Рубрика | Банковское, биржевое дело и страхование |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.06.2010 |
Размер файла | 37,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Характеристика учетно-операционной работы в банке
2. Организация бухгалтерской работы в банке
3. Организация документооборота в банке
Список использованной литературы
Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.
Надежность отражения проведенных операций в учете и отчетности банка должна обеспечиваться специальными процедурами обработки информации, реализованными как в самих применяемых программных средствах, так и в установленном порядке использования программных средств при совершении операций. Доступ к информации пользователей локальной сети должен быть защищен иерархическим построением доступа по уровням пользователей сети и индивидуальными средствами паролевой защиты.
1. Характеристика учетно-операционной работы в банке
Основными задачами учетно-операционной работы являются:
— быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;
— своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
— предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
— сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
— надлежащее оформление документов, исходящих из банка, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.
К учетно-операционной работе относятся:
— открытие и ведение счетов клиентов банка;
— прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
— прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
— формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
— контроль за своевременностью совершения платежей;
— подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
— ведение регистров бухгалтерского учета;
— подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.
Организация учетно-операционной работы в банке основывается:
— на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
— на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах. При этом установленные учетной политикой банка формы и методы обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета должны обеспечивать своевременное и правильное составление сводной отчетности банка;
— на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
— на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.
2. Организация бухгалтерской работы в банке
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— увести в штат должность бухгалтера;
— передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично.
Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.
Организация работы строится на следующих принципах:
— образуется единое бухгалтерское подразделение;
— все работники объединяются в группы;
— работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.
Обязанности работников бухгалтерии и распределение счетов, которые они обслуживают определяет главный бухгалтер банка. Распределение закрепляется в письменном виде в специальной книге. Банк самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, времени, в течение которого обслуживаются клиенты и оформляются документы.
Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.
Структура построения и распределение обязанностей внутри бухгалтерии банка зависит от количества обслуживаемых клиентов и видов выполняемых услуг. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю банка.
За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности отвечает главный бухгалтер кредитной организации. Кроме того, главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций по законодательству РФ, указаниям ЦБ РФ, контроль за движением имущества и выполненных обязательств.
В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер сообщает руководителю банка и только после его письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его.
За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров и т.д.).
3. Организация документооборота в банке
Система документооборота, претендующая на интегрирующую роль в современном банке, должна: позволять интегрировать различные подразделения и организации в рамках одного бизнес-процесса; реализовывать стандартные, шаблонные бизнес-процессы; реализовывать гибкие, настраиваемые индивидуально процессы и маршруты.
В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:
1. Дополнительный контроль документов.
Любой подготовленный документ всегда проходит стадию дополнительного контроля, маршрутизация которой определяется как действующей нормативно-законодательной базой, так и существующими в банке технологией обработки документов. Пройдя все необходимые стадии, документ попадет на контроль и исполнение ответственному исполнителю с правом единоличной подписи.
2. Обработка документа.
В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.
Организация документооборота в банке предусматривает определенные этапы обработки документов, служащих основанием для совершения операций по балансу банка.
Технология организации проверки корректности и установки разрешения совершения с документом тех или иных действий предусматривает настройку функций контроля за денежными переводами, формируемыми ответственными исполнителями, когда за конкретным исполнителем закрепляется контролер, причем наряду с выполнением специфических функций авторизации денежных переводов, контролер может быть наделен функциями ответственного исполнителя по другим операциям, тогда функции контроля денежных переводов этого исполнителя выполняют другие лица. Отдельные документы до того, как они будут исполнены в балансе банка, подвергаются еще и дополнительному контролю со стороны контролирующих работников. По таким счетам исполнитель не может совершить проводку без участия другого работника.
Организация учетно-операционной работы позволяет всегда получить полную информацию об исполнителе по документу, исполнителе по счету, исполнителе по контролю по любому отдельно взятому документу.
Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.
2) Кассовые приходные.
4) Документы по межбанковским и межгосударственным расчетам.
Исполненные платежные документы хранятся в электронной форме на магнитных или иных видах носителей и не требуют распечатки или иного отображения содержания электронного платежного документа на бумажном носителе с целью хранения.
Правила и сроки хранения электронных платежных документов устанавливаются внутренними документами банка, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях бухгалтерского учета банк вправе формировать общую справку исполненных электронных платежных документов и использовать ее для выверки учетных записей, формирования мемориальных документов, а также других целей бухгалтерского учета, предусмотренных внутренними правилами учета.
Руководители банка обязаны проверять своевременность составления баланса и отчетности, осуществлять контроль за: своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, использованием расчетно-кассовых документов по назначению, хранением и использованием печатей, штампов и бланков, чтобы исключить их утерю или использования в целях злоупотребления.
Внутрибанковский контроль за совершенными операциями подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса). Особенно важен своевременный предварительный контроль, который осуществляется через контрольные подписи.
Все бухгалтерские операции, совершенные за предыдущий день, должны быть полностью проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета.
Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Контроль должен быть направлен на: обеспечение сохранности средств и ценностей; соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление или выдачу средств; перечисление или зачисление, в точном соответствии с реквизитами, средств, указанными в платежных (расчетных) документах, принимаемых к исполнению.
Методы и технические средства для осуществления внутреннего контроля определяет сама кредитная организация, исходя из условий работы, характера операций и их объема.
Контроль может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств.
По операциям, требующим дополнительного контроля, не допускается их единоличное исполнение одним работником бухгалтерии. Организация контроля и повседневное наблюдение за осуществлением контроля возлагается на главного бухгалтера.
Необходимо проанализировать работу одного из коммерческих банков. Анализ выполняется на основе баланса банка и отчета о прибылях и убытках в следующем порядке:
1. Определить структуру активов и пассивов баланса коммерческого банка. Выделить в активах и пассивах статьи, занимающие наибольший удельный вес.
2. Определить структуру доходов и расходов коммерческого банка. Выделить статьи доходов, занимающие наибольший удельный вес в формировании доходов банка.
3. Рассчитать прибыль от различных видов деятельности банка и экономические показатели:
— рентабельность: прибыль / активы * 100%;
— прибыль в доходе: прибыль / доходы * 100%;
— доходность активов: доходы / активы * 100%;
— коэффициент надежности: собственные средства / привлеченные средства;
— коэффициент доходности: прибыль / уставный капитал.
4. Определить, в каком году банк работал эффективнее. Сделать выводы.
Структура активов и пассивов баланса ОАО «Далькомбанк» представлена в таблице 1.
Наибольший удельный вес в составе активов банка составили денежные средства и чистая ссудная задолженность.
Что включает в себя учетно операционная работа в банке
Раздел 1. Организация бухгалтерской работы
1.1. Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых выполнение таких операций закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, за исключением работников, обрабатывающих информацию с применением средств автоматизации и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.
Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.
1.2. Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.
Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяют главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.
Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.
1.3. Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящей части.
Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.
Если режим работы служб или внутренних структурных подразделений, совершающих соответствующие операции, не совпадает с режимом работы бухгалтерской службы, продолжительность операционного времени для таких операций устанавливается в рамках периода, предусмотренного режимом работы соответствующих служб или внутренних структурных подразделений в целях обеспечения завершения бухгалтерской службой операционного дня. Операции, совершенные такими службами или внутренними структурными подразделениями в соответствии с их установленным режимом работы, после окончания операционного времени оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и отражаются в регистрах бухгалтерского учета в следующем операционном дне.
Операции, совершенные в выходные дни, под которыми понимаются установленные федеральными законами выходные и нерабочие праздничные дни, оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и могут быть отражены в бухгалтерском учете в типовых формах аналитического и синтетического учета одним из следующих способов, предусмотренных учетной политикой:
(в ред. Указания Банка России от 19.05.2020 N 5460-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
в текущем операционном дне с составлением ежедневного баланса за указанный день;
(в ред. Указания Банка России от 19.05.2020 N 5460-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
в операционном дне, следующем за выходным днем, с составлением ежедневного баланса за указанный день.
(в ред. Указания Банка России от 19.05.2020 N 5460-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.4. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
1.5. При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее.
1.5.1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими записями также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.
Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
1.5.2. Если по принятым документам необходимо осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в подразделениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта», определенной договором.
1.5.3. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в подразделение Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.
При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.
1.5.4. Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из подразделений Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено договором с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы переводов денежных средств не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счете по учету незавершенных переводов и расчетов по банковским счетам клиентов при осуществлении расчетов через подразделения Банка России или на счете по учету незавершенных переводов, поступивших от платежных систем и на корреспондентские счета.
Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.
Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или по счету получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих оправдательных документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.
Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.
Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.
1.5.6. Прием распоряжений о переводе денежных средств на бумажных носителях осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с Положением Банка России N 383-П.
1.5.7. При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.
1.5.8. В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания.
1.5.9. Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.
1.5.10. Распоряжения клиентов на перевод денежных средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке приема к исполнению распоряжений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при осуществлении переводов денежных средств кредитными организациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется правилами документооборота, утвержденными кредитной организацией.
1.6. Документы по операциям, связанным с переводом денежных средств, оформляются в соответствии с Положением Банка России N 383-П.
1.7. Прием к исполнению документов клиентов. Распоряжения клиентов на перевод (выдачу) денежных средств с их счетов принимаются к исполнению на основании документов, оформленных в соответствии со следующими требованиями.
1.7.1. Представляемые клиентами распоряжения на осуществление переводов должны быть заполнены в соответствии с требованиями Положения Банка России N 383-П.
Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Для осуществления валютных операций клиенты представляют документы, предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.
1.7.2. Клиент обязан указать в тексте распоряжения, а также на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Организации, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают своих расходов, представляют в кредитные организации распоряжения и денежные чеки без указания назначения сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя.
Документы должны содержать четкое изложение сущности операции.
Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Объявления на взнос наличными подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные части должны быть прочеркнуты.
1.7.3. При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом.
1.7.4. Внесение исправлений в кассовые и расчетные документы не допускается.
1.7.5. При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.
1.7.6. При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтерский работник, контролирующий работник) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильно ли указаны банковские реквизиты, соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.
1.7.7. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на кредитную организацию или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
1.7.8. Жалобы на действия работников кредитной организации и другие письма по бухгалтерскому учету принимают от клиентов экспедиция (специально выделенные лица) кредитной организации или лично главный бухгалтер. Об этом порядке клиенты должны быть извещены соответствующим объявлением. Бухгалтерским работникам принимать такую корреспонденцию запрещается.
1.8. Особенности организации бухгалтерской работы при совершении кассовых операций.
(в ред. Указания Банка России от 18.12.2018 N 5019-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
оплаты неправильно оформленных документов, оплаты денежных чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и денежных чеков, выписанных из денежной чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;
внесения исправлений и дописок в расходные кассовые документы, а также заполнения данных документов с помарками и подчистками;
внесения необоснованных исправлений в кассовые журналы по расходу.
Поступление в кассу расходных кассовых документов, минуя соответствующих бухгалтерских и контролирующих работников кредитной организации, не допускается.
1.8.2. Направление расходных кассовых документов контролирующим работником в кассу для оплаты производится в соответствии с правилами документооборота, утвержденными кредитной организацией.
1.8.4. Отдельные листы кассового журнала по расходу могут передаваться на обработку в составе учетно-операционной информации по мере их заполнения. При незначительном объеме операций на обработку в составе учетно-операционной информации передается кассовый журнал по расходу, оформленный в порядке, предусмотренном Указанием Банка России N 2481-У.
При приеме наличных денежных средств на основании объявления на взнос наличными бухгалтерский работник подписывает его, записывает в кассовом журнале по приходу сумму и реквизиты, предусмотренные кассовым журналом по приходу, и передает в кассу в соответствии с правилами документооборота, утвержденными кредитной организацией. После приема наличных денежных средств в кассу объявление помещается в дело с кассовыми документами, квитанция выдается вносителю наличных денежных средств, ордер прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета клиента или к расчетному документу (при переводе денежных средств клиента для зачисления на банковский счет, открытый в филиале или в другой кредитной организации). Получив обратно из кассы ордер, бухгалтерский работник обязан проверить на ордере наличие подписи кассового работника, подтверждающей прием наличных денежных средств, и ее соответствие имеющемуся образцу подписи кассового работника.
(в ред. Указания Банка России от 18.12.2018 N 5019-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 18.12.2018 N 5019-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 18.12.2018 N 5019-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.8.7. Принимать от клиентов неиспользованные денежные чеки по закрываемым банковским счетам имеет право только главный бухгалтер (его заместитель) или начальник отдела бухгалтерской службы, который одновременно должен погасить каждый принятый неиспользованный денежный чек путем вырезания из него части, предназначенной для подписи. После этого неиспользованные денежные чеки передаются соответствующему бухгалтерскому работнику, который помещает их в бухгалтерские документы дня на дату закрытия банковского счета.
1.8.8. Кассовые документы должны быть оформлены от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение, с сохранением всех реквизитов бланка. Оформление кассовых документов от руки, в том числе проставление подписей, осуществляется ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Денежные чеки должны быть заполнены только от руки. Наименование владельца банковского счета, номер банковского счета, полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации в объявлениях на взнос наличными и в денежных чеках могут обозначаться штампами.
1.8.10. Кредитная организация утверждает правила документооборота по выдаче (продаже) денежных чековых книжек клиентам. Выдаваемые денежные чековые книжки, оформленные бухгалтерским работником кредитной организации, должны содержать штамп кредитной организации, выдающей денежные чековые книжки, с указанием на каждом денежном чеке номера банковского счета клиента, с которого будут выдаваться наличные денежные средства по денежному чеку. Выданные (проданные) за день денежные чековые книжки списываются с внебалансового счета по их учету на основании мемориального ордера, составленного бухгалтерским работником.
Операции совершаются и отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, оформленных в соответствии с требованиями настоящего приложения и иных нормативных актов Банка России по отдельным операциям.
1.9.1. Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению (удержанию) и перечислению налогов, оформляются также с учетом требований налогового законодательства Российской Федерации.
1.9.2. Операции по счетам клиентов проводятся на основании принятых к исполнению распоряжений и кассовых документов клиентов.
Операции, совершаемые без документов клиентов кредитной организации, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиям нормативных актов Банка России по отдельным операциям.
1.9.3. В кассовых ордерах и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей и документов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.
1.9.5. Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен содержать следующие реквизиты:
обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись; в необходимых случаях и другие реквизиты;
дату бухгалтерской записи;
Расчетные документы по операциям, связанным с переводом денежных средств кредитной организацией клиентам, другим организациям, взысканием средств со счетов клиентов, составляются в соответствии с требованиями Положения Банка России N 383-П.
1.9.6. Счета, операции по которым должны проводиться с дополнительной подписью контролирующего работника, приведены в приложении 3 к настоящему приложению.
1.9.7. Проверка наличия на расчетных и кассовых документах соответствующих подписей работников кредитной организации, уполномоченных осуществлять те или иные операции, возлагается на работников, занятых передачей документов (информации) на обработку.
В кредитных организациях, учет в которых ведется с применением средств автоматизации, эта проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руководителя кредитной организации. Для выполнения указанной проверки составляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороны должностных лиц кредитной организации. Перечни, а также образцы подписей работников кредитной организации, выполняющих контрольные функции, должны находиться у работников, осуществляющих указанный контроль.
1.9.8. Право подписания расчетных и кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляется распоряжением руководителя кредитной организации.
Право контрольной (первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетных и кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или по их поручению доверенные лица.
Предоставление права контрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (за исключением главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае он контролирует документы по операциям, выполняемым другими работниками.
Главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам. Главный бухгалтер обязан следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники кредитной организации в своей работе.
Один комплект образцов подписей должностных лиц кредитной организации хранится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетных и кассовых документах.
Для проверки соответствия подписей правомочных должностных лиц кредитной организации на принимаемых к исполнению расчетных и кассовых документах утвержденным образцам работники должны иметь образцы их подписей.
Контролирующие работники должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников кредитной организации, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами. Этим работникам запрещается пользоваться тем же экземпляром карточек с образцами подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников кредитной организации, которыми пользуются бухгалтерские работники.
1.9.9. В карточках с образцами подписей и оттиска печати клиентов у исполнителей и контролирующих работников подлежат регистрации номера выданных данным клиентам денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.