В 2020 году в регионе произошла достаточно мощная волна изменений, связанных с информатизаций. И одной из основных причин является широкое участие нашего региона в мероприятиях по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Задача региона к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды, что повлечет за собой ряд изменений инфраструктуры:
Ссылки на информацию о ЦОС:
Мониторинг технического обеспечения школы
27 Сентября — 17 Октября 2021 В рамках урока «Искусственный интеллект в образовании» ученики познакомились с понятием «искусственный интеллект» и узнали о возможностях его использования в работе на примере профессии учителя.
Завершился конкурс «Открытые возможности» с 25.01.по 30.01.2021 г.
В рамках проведения конкурса на базе ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» прошёл тематический поток, где участникам была предложена образовательная программа, включающая в себя модуль «Основы предпринимательской деятельности в информационно-техническом проектировании», а также модули технической направленности:
Командам был предложен набор практических кейсов, предложенных работодателями Калининградской области и направленные на решение реальных бизнес-задач.
Итогом конкурса стала защита подготовленных проектных работ, выполненных на основе выбранного кейса.
Была проделала серьезная работа на протяжении 5 насыщенных дней. Каждый день ребята посещали образовательные модули, а также для них были мастер-классы Клубного пространства, которые дополняли и совершенствовали проектные идеи!
Ребята получили большой опыт в проектной деятельности и готовы воплощать свои идеи в реальность!
27 января школьный администратор, в числе других 17 общеобразовательных организаций принял участие в обучающем вебинаре по работе с информационно-коммуникационной образовательной средой «Сферум».
Платформа «Сферум» предназначена для взаимодействия участников образовательного процесса, создания школьных сообществ, ведения чатов школ, классов, для организации видеоконференций.
Сервис работает как на ПК, так и на мобильных телефонах, защищен от хакерских атак и взломов.
В апробации платформы успешно участвуют три школы Калининградской области: МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска, MAOУ «Лицей №10» г. Советска, МАОУ «Гимназия №2 г. Черняховске».
Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT-технологий и информационно-коммуникативных сетей.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков, использующих для общения сеть Интернет (в том числе социальные сети и т.п), играющих в компьютерные игры. Правильное использование персональных данных в сети Интернет – это часть медиабезопасности ребенка.
В рамках проведения информационно-просветительской и разъяснительной работы в части формирования у несовершеннолетних модели общественного поведения, направленной на безопасное и ответственное обращение с личной информацией, в школе был проведён цикл внеклассных уроков по теме: «Что такое персональные данные и как правильно с ними обращаться. Распространение персональных данных в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, блогах и т.д.».
Просмотрели и обсудили видеоролик, в котором говорится, что такое персональные данные, какие бывают персональные данные, правила защиты персональных данных, какие последствия могут возникнуть, если не соблюдать правила их защиты. А также познакомились с последствиями, которые могут возникнуть, если не соблюдать правила защиты персональных данных. #Укомнадзор #Новостроевскаясредняяшкола #ТочкаРоста #Минпросвет #Национальныепроекты #Образованиевприоритете #Калининградскаяобласть39
«#Времяучиться: программирование на Python»- очно-заочная командная олимпиада по информатике, основной целью которой является создание условий для развития навыков программирования у мотивированных обучающихся, а также формированию профессионального педагогического сообщества учителей информатики Центров образования и гуманитарного профиля «Точки роста».
В регионе прошёл первый этап серии виртуальных турниров по программированию. В соревнованиях принимали участие ученики школ Калининградской области, где уже открылись или откроются в 2021 году Центры образования гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста». От Новостроевской средней школы участие в виртуальном турнире по программированию на Python приняло две команды. Задачи были подобраны по возрастающей сложности. Для участников, олимпиада стала хорошей тренировкой и проверкой собственных сил и знаний.
Следующий виртуальный турнир по программированию состоится 12 марта 2021 г.
Калининградская область я вляется пилотным регионом в числе 14 субъектов Российской Федерации по проведению в 2020-2022 годах федерального эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.
ИКОС предназначена для информационно-коммуникационного взаимодействия с участниками образовательного процесса, создания школьных сообществ, ведения чатов школ, классов, для удаленного проведения занятий и совещаний до 100 человек.
Команда Новостроевской средней школы приняла участие в первом этапе межрегиональной олимпиады «3D-профи. Олимпиада проводится в несколько этапов в течение учебного года: три заочных тура и финальный очный тур. Первый заочный этап. Кейс «Разработка 3D-модели CAD-среде по чертежу». От участников команды требовалось: Создать и разработать 3D-модель изделия в CAD-среде согласно чертежу. Подготовить деталь к печати и настроить печать. Подготовить чертёж детали в проекциях вид: спереди, сбоку, 3D-проекция с указанием размеров. Следующий заочный этап состоится 15 марта 2021 г. #Точкароста #Новостроевскаясредняяшкола #Нацпроект #Современнаяшкола #3Dмоделирование #Калининградскаяобласть
В рамках Всероссийской образовательной акции «Урок цифры» по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение» в период в нашей школе прошли тематические уроки, направленные на повышение интереса к изучению информатики и программирования. В качестве участников акции выступили учащиеся 1-11-х классов.
На уроке ученики прошли все этапы создания алгоритмов искусственного интеллекта на примере беспилотного автомобиля и узнали про профессию Data Scientist.
Как машины и компьютеры стали умными и начали учиться?
Кто им в этом помог?
Какие задачи может решать искусственный интеллект сейчас и как он будет выглядеть в далеком будущем?
Что вы можете сделать уже сейчас, чтобы развиваться в этой сфере?
Ответы на эти вопросы учащиеся получили после прохождения урока.
Проект внедрения Персонализированной Модели Образования на Школьной Цифровой Платформе от Благотворительного Фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
В этом учебном году наша школа вошла в список кандидатов для участия в проекте внедрения Персонализированной Модели Образования на Школьной Цифровой Платформе от Благотворительного Фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
В апробации этого проекта участвуют 5-е классы. Сегодня родителям учеников этих классов были выданы комплекты для работы в Сберклассе (Smart Box + клавиатура). Они помогут учащимся с интересом погрузиться в мир наук.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Проблема
Решение
Увеличение финансовой нагрузки школ
Проведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОС
Необходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.
Нет цифровых методов обучения
Этот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии
Необходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.
Риск технических неполадок и сбоев
Наличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»
Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).
Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.
Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»
Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:
Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды».
Введут ли в России дистанционное обучение?
С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.
Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.
Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.
Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.
В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.
Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.
Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году
С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.
При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.
Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово « открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС:
(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.
Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.
Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.
Цели ЦОС:
Задачи:
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Что включает в себя цифровая образовательная среда
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции оператора системы;
ввод в эксплуатацию системы и отдельных подсистем системы осуществляется на основании правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1836
Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
I. Общие положения
3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
4. Система обеспечивает выполнение следующих задач:
а) формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
б) интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;
в) учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).
5. Система обеспечивает выполнение следующих функций:
а) проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;
в) хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;
д) обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;
ж) предоставление с согласия обучающегося доступа к информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, иным лицам;
з) обеспечение формирования цифрового индивидуального портфолио обучающегося;
и) обеспечение обмена информационными данными цифрового индивидуального портфолио обучающегося между системой и информационными системами (базами данных) образовательных организаций, в которых обучается обучающийся, а также образовательными платформами, на которых обучающийся осваивает либо планирует освоить онлайн-курс;
к) организация электронного документооборота, обеспечивающего автоматизацию процессов заключения и обмена договорами об образовании, о сетевой форме реализации образовательных программ между образовательными организациями, договорами об обеспечении доступа к онлайн-курсу, а также иными договорами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, заключаемыми пользователями системы в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения, а также обмена сопроводительной документацией в электронном виде;
л) обеспечение единого учета обучающихся по образовательным программам высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;
м) обеспечение информационного обмена (интеграции) с информационными системами образовательных организаций высшего образования;
н) формирование сводной аналитической и статистической информации об обучающихся в образовательных организациях высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;
о) обеспечение проверки технических ошибок, дублирований, актуальности и достоверности данных об образовательных программах высшего образования и образовательных программах дополнительного профессионального образования.
6. Создание, развитие и эксплуатация системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации, содержащейся в системе;
б) обеспечение информационной безопасности при создании, развитии и эксплуатации системы;
в) интеграция и взаимодействие системы с иными информационными системами;
г) однократность размещения информации в системе и многократность ее использования;
д) размещение информации в системе без получения оплаты или иного встречного требования;
е) безвозмездность доступа к онлайн-курсам, размещенным в системе, для всех участников системы.
II. Участники системы, их полномочия и ответственность
7. Участниками системы являются:
8. Оператор системы реализует следующие полномочия:
а) предоставление возможности доступа участникам системы к информации в системе;
б) предоставление обучающемуся в целях освоения онлайн-курса после выполнения установленных в системе правообладателем онлайн-курса требований (при их наличии) к его прохождению возможности:
освоения выбранного онлайн-курса, доступ к которому обеспечивается с помощью системы;
прохождения промежуточной аттестации по завершении освоения онлайн-курса;
доступа к результатам освоения онлайн-курса в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося;
получения по запросу на условиях правообладателя онлайн-курса документа, подтверждающего успешное освоение онлайн-курса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
в) осуществляет мониторинг системы образования в части внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, реализации персональных образовательных траекторий и обеспечения доступности онлайн-контента в целях принятия управленческих решений по вопросу обеспечения базового уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования;
г) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы;
д) обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе обеспечивает контроль за получением согласия пользователей системы на обработку их персональных данных;
е) обеспечивает доступ к системе участников системы и их информационную поддержку по техническим вопросам;
ж) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе;
з) обеспечивает соблюдение требований информационной безопасности, в том числе защиту системы от несанкционированного доступа.
9. Зарегистрированные пользователи реализуют следующие полномочия:
а) образовательные организации, являющиеся правообладателями онлайн-курсов, и операторы образовательных платформ:
размещают информацию в системе в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;
актуализируют и корректируют имеющуюся в системе информацию об образовательных организациях, образовательных платформах и онлайн-курсах, а также вносят в систему информацию о новых онлайн-курсах и образовательных платформах;
осуществляют выбор онлайн-курсов из содержащейся в системе информации об онлайн-курсах в целях их включения в образовательную программу;
осуществляют оценку качества онлайн-курсов в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;
б) эксперты размещают в системе в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заключения по итогам экспертизы онлайн-курсов;
осуществляют выбор онлайн-курсов, размещенных в системе, для их освоения;
участвуют в оценке качества онлайн-курса с размещением отзыва и проставлением баллов онлайн-курсу;
предоставляют в системе согласие на доступ для иных участников системы к данным, содержащимся в индивидуальном цифровом портфолио обучающегося;
получают с согласия обучающегося доступ к информации цифрового индивидуального портфолио обучающегося (о достижениях обучающихся, результатах освоения онлайн-курса и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса);
осуществляют выборку (выгрузку) информации из системы по обучающимся в объеме, разрешенном оператором системы;
участвуют в оценке качества онлайн-курса в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса.
10. Незарегистрированные физические и юридические лица имеют доступ к порталу и размещенным на нем публичным данным без регистрации в системе.
11. Участники системы несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
12. Оператор системы обеспечивает полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой им в системе, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам такой информации, установленным требованиями к размещению онлайн-курса.
13. Зарегистрированные пользователи системы несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой ими в системе, а также информации, доступ к которой предоставлен с помощью системы.
III. Структура системы
14. Структура системы содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иные ресурсы, необходимые для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
15. В структуру системы включаются:
а) подсистема администрирования системы, обеспечивающая управление системой, управление распространением и актуализацией информации, содержащейся в системе, а также выполнение работ по сопровождению системы;
в) интеграционная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие с информационными системами, в том числе с единой системой идентификации и аутентификации;
г) подсистема оценки качества онлайн-курсов, обеспечивающая возможность зарегистрированным пользователям осуществлять на добровольной основе экспертизу содержания онлайн-курсов;
е) подсистема рейтингования онлайн-курсов, обеспечивающая формирование независимых рейтингов онлайн-курсов на основании информации, размещенной на портале, с учетом оценок (отзывов) и рецензий на онлайн-курсы, критерия зачета (незачета) образовательными организациями высшего образования и результатов их освоения обучающимися;
ж) подсистема обеспечения доступа и предварительной обработки обезличенных данных о процессе освоения обучающимися онлайн-курсов, обеспечивающая анализ и обработку обезличенных данных, а также реализацию алгоритма предварительной обработки и подготовки обезличенных данных, включая визуализацию таких данных, в том числе обезличенных данных о ходе освоения онлайн-курсов;
з) подсистема ведения юридически значимого электронного документооборота, обеспечивающая автоматизацию процессов заключения и обмена договорами, предусмотренными подпунктом «к» пункта 5 настоящего Положения, сопроводительной документацией, касающейся освоения обучающимися онлайн-курсов, в электронном виде между пользователями системы, в том числе в целях обеспечения сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
и) подсистема «Цифровое портфолио», обеспечивающая сбор, хранение и обработку информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, а также предоставление с разрешения обучающегося доступа иным лицам к такой информации;
к) подсистема обеспечения информационной безопасности, обеспечивающая надежную, безопасную и достоверную передачу необходимой информации между подсистемами системы;
л) реестр онлайн-курсов, обеспечивающий хранение сведений об онлайн-курсах, в том числе их версиях, с присвоением уникальных идентификаторов цифровых объектов;
м) личный кабинет образовательной организации;
н) личный кабинет обучающегося;
о) личный кабинет работодателя;
п) личный кабинет эксперта;
р) информационный сайт системы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающий доступ к документации системы, открытым исходным кодам всех созданных программных модулей и информационных стандартов;
с) интеграционные сервисы, обеспечивающие интеграцию системы с подсистемами, компонентами и модулями системы;
т) иные подсистемы, необходимые для создания, развития и эксплуатации системы.
IV. Порядок обеспечения доступа к системе
16. Доступ к системе предоставляется оператором системы участникам системы на безвозмездной основе в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего Положения.
17. Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей системы осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
18. Порядок подачи образовательной организацией заявки на размещение в системе информации об онлайн-курсе, предусматривающий требования к заполнению образовательной организацией паспорта онлайн-курса, отправки в автоматическом режиме онлайн-курса на экспертизу онлайн-курса и требования к срокам хранения информации, содержащейся в системе, устанавливается требованиями к размещению онлайн-курса.
V. Правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе
19. Информация, содержащаяся в системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
21. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.
22. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обладает исключительными правами на используемое в системе программное обеспечение и его компоненты.
23. В системе размещается и хранится следующая информация:
а) справочная информация;
б) перечень онлайн-курсов, доступ к которым предоставлен с помощью системы;
г) информация о результатах освоения обучающимся онлайн-курса, оценки, отзывы об онлайн-курсе и сведения об образовательных программах высшего образования.
24. В системе обрабатывается следующая информация об обучающихся:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) (в том числе прежние фамилии, имена и (или) отчества (при наличии), дата, место и причина изменения (в случае их изменения);
б) число, месяц, год рождения;
в) сведения об образовании (когда и какие образовательные, научные и иные организации окончил, направление подготовки или специальность, квалификация);
г) сведения об ученой степени, ученом звании обучающегося;
д) сведения о профессиональной переподготовке и (или) повышении квалификации;
е) сведения о владении иностранными языками, степень владения;
ж) сведения о трудовой деятельности (включая работу по совместительству, предпринимательскую и иную деятельность), военной службе;
з) сведения о государственных наградах, иных наградах и знаках отличия;
и) адрес и дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), адрес фактического проживания;
к) номер телефона или сведения о других способах связи;
25. Сроки хранения информации, содержащейся в системе, не могут быть меньше сроков хранения информации, которые устанавливаются для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.
VI. Требования к техническим и программным средствам системы
26. Технические и программные средства системы должны отвечать следующим требованиям:
а) размещение на территории Российской Федерации;
б) обеспечение размещения информации в системе на государственном языке Российской Федерации;
в) наличие действующих сертификатов безопасности, выданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в отношении средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
г) обеспечение автоматизированного ведения электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы, осуществивших указанные действия;
д) обеспечение доступа участников системы к системе, бесперебойного ведения баз данных и защиты содержащейся в системе информации от несанкционированного доступа;
е) обеспечение проведения обучающимися оценки качества онлайн-курса;
ж) обеспечение сохранности всех версий создаваемых документов и истории их изменений;
з) обеспечение возможности информационного взаимодействия системы с другими информационными системами;
и) обеспечение возможности предоставления пользователями системы согласия на обработку их персональных данных.
VII. Правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами
27. Под взаимодействием системы с иными информационными системами и образовательными платформами понимается получение, размещение и использование в системе информации, содержащейся в иных информационных системах и платформах, а также предоставление в иные информационные системы и платформы информации, содержащейся в системе.
28. Система взаимодействует и интегрирует со следующими информационными системами и образовательными платформами:
а) федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
б) единая система идентификации и аутентификации;
в) федеральная государственная информационная система «Единая система нормативной справочной информации»;
г) портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования;
д) иные образовательные платформы, базы данных и информационные системы, содержащие информацию, необходимую для реализации полномочий участников системы и требований настоящего Положения.
29. Организация информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется оператором системы и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. Информационное взаимодействие системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется с соблюдением следующих требований:
а) обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;
б) обеспечение операторами иных информационных систем и образовательных платформ защиты передаваемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и образовательной платформы и до момента ее поступления в систему;
в) фиксация даты, времени, содержания и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;
г) незамедлительное информирование о сбоях и нарушениях в функционировании системы и иных информационных систем и образовательных платформ, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением;
д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования системы и иных информационных систем и образовательных платформ, а также случаев нарушения требований к обеспечению информационной безопасности, установленных настоящим Положением.
31. Правила информационного взаимодействия системы с информационными системами и образовательными платформами, указанными в пункте 27 настоящего Положения, устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в части информационных систем, заказчиком и (или) оператором которых является Министерство) либо соглашениями, заключенными Министерством с заказчиками (операторами) этих информационных систем.
VIII. Требования к защите информации, содержащейся в системе
32. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о персональных данных.
33. Защита информации, содержащейся в системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией системы.
34. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития системы осуществляются:
а) формирование оператором системы требований к защите информации, содержащейся в системе;
б) применение оператором системы сертифицированных средств защиты информации к отдельным модулям и компонентам, содержащим персональные данные, а также аттестация системы по требованиям к защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
г) обеспечение защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы.
35. В целях защиты информации, содержащейся в системе, при эксплуатации системы оператор системы обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к такой информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе;
в) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации, содержащейся в системе;
г) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в системе, в результате которого нарушается их функционирование;
д) возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в системе, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
е) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в системе;
ж) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Обзор документа
Решено создать ГИС «Современная цифровая образовательная среда».
Через нее можно будет по принципу «одного окна» получить доступ к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными организациями и платформами. В частности, это смогут сделать обучающиеся по программам высшего и дополнительного профессионального образования.
Предусмотрены формирование и ведение реестра онлайн-курсов, организация централизованного учета результатов обучения на них, учет образовательных программ и результатов их освоения.
Подключиться к системе можно будет с помощью ЕСИА.