Что включает в себя территориальные воды
Территориальные воды
Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.
Содержание
Юрисдикция
Пределы
Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).
Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).
Право мирного прохода через территориальное море
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.
Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Территориальные воды» в других словарях:
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (Territorial waters) вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды границей Т. В. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три… … Морской словарь
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (territorial waters) Часть моря, омывающего берега страны, на которую, согласно международному праву, распространяется юрисдикция этой страны. Исторически территориальными водами считались воды шириной три мили от побережья, что практически было… … Словарь бизнес-терминов
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… … Современная энциклопедия
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… … Большой Энциклопедический словарь
Территориальные воды — (территориальное море) морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод Российской Федерации 12 морских миль.… … Политология. Словарь.
территориальные воды — Морские воды, а также морское дно под ними и прилегающее воздушное пространство, примыкающие к побережью или внутренним водам государства и составляющие часть его территории, которая находится под его суверинитетом. → Рис. 326 … Словарь по географии
Территориальные воды — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, в международном праве морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства. Входят в состав территории государства и находятся под его суверенитетом (осуществляет в территориальных водах… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила для прибрежных государств ширину… … Юридическая энциклопедия
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — см. Территориальное море … Юридический словарь
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (англ. territorial waters) морская акватория, прилегающая к побережью или внутренним водам страны и составляющая часть государственной территории, над которой действует суверенитет прибрежного государства. Отсчет ведется тремя способами: а) от… … Экономический словарь
территориальные воды — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу или островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим… … Морской биографический словарь
Территориальное море: понятие, правовой режим
Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским (и/или архипелажным) водам государства, на который распространяется его суверенитет. Суверенитет осуществляется с учетом норм международного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с термином «территориальное море», который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин «территориальные воды». В некоторых государствах территориальные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина «территориальное море» предпочтительней.
Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским поясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государствами. Так, о признании этой ширины территориального моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в позициях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.
Отсчет ширины территориального моря производится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствующие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства, который распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного государства в отношении территориального моря, которые установлены международным правом.
Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре допустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непреодолимой силы или бедствия или когда требуется оказание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.
Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом.
Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного государства. Вместе с тем если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, международную ответственность несет государство флага этого корабля.
Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в территориальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориальное море, или в территориальном море во время осуществления мирного прохода.
Прибрежное государство не предпринимает никаких действий по осуществлению уголовной юрисдикции, если преступление совершено на борту иностранного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного прибрежного государства.
Конвенция 1982 года из этой общей нормы устанавливает два исключения. Они относятся к нарушению законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случаям нанесения ущерба морской среде.
Если иностранное судно находится в территориальном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе принимать любые меры для ареста этого судна и расследования на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распространяются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после выхода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.
СОДЕРЖАНИЕ
Исходный уровень
Обычно исходной линией, от которой измеряется территориальное море, является линия отлива вдоль побережья, отмеченная на крупномасштабных картах, официально признанных прибрежным государством. Это либо ближайшая к берегу отметка отлива, либо, в качестве альтернативы, это может быть неограниченное расстояние от постоянно открытой суши при условии, что некоторая часть возвышенностей, открытая во время отлива, но покрытая во время прилива (например, грязевые отмели), находится в пределах 3 морских миль. миль (5,6 км; 3 + 1 ⁄ 2 статутных мили) постоянно открытой земли. В качестве альтернативы можно определить прямые исходные линии, соединяющие окаймляющие острова вдоль побережья, через устья рек или с некоторыми ограничениями через устья заливов. В этом случае залив определяется как «хорошо заметная выемка, проникновение которой пропорционально ширине ее устья, чтобы содержать не имеющие выхода к морю воды, и представляет собой нечто большее, чем простое изгибание берега. Выемка не должна: однако его следует рассматривать как залив, если его площадь не равна или не больше площади полукруга, диаметр которого представляет собой линию, проведенную через устье этого углубления «. Базовая линия через залив также должна быть не более 24 морских миль (44 км; 28 статутных миль) в длину.
Внутренние воды
Территориальное море
Территориальное море государства простирается на расстояние до 12 морских миль (22 км; 14 миль) от его исходной линии. Если это будет перекрываться с территориальным морем другого государства, граница считается средней точкой между исходными линиями государств, если только соответствующие государства не договорятся об ином. Государство также может претендовать на меньшее территориальное море.
Смежная зона
Прилежащая зона представляет собой полосу воды расширяя дальше от внешнего края территориального моря до до 24 морских миль (44,4 км; 27,6 миль) от базовой линии, в течение которого состояние может оказывать ограниченный контроль с целью предотвращения или наказания «нарушение его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил на его территории или территориальном море». Обычно это будет 12 морских миль (22 км; 14 миль) в ширину, но может быть больше (если государство решило претендовать на территориальное море менее 12 морских миль) или меньше, если в противном случае оно будет перекрывать прилегающие территории другого государства. зона. Однако, в отличие от территориального моря, не существует стандартных правил разрешения таких конфликтов, и соответствующие государства должны вести переговоры о своем собственном компромиссе. Соединенные Штаты ссылаться на прилежащую зону из 24 NMI от базовой линии 29 сентября 1999 года.
Исключительная экономическая зона
континентальный шельф
Определение
Внешний край континентальной окраины для целей данной статьи определяется как:
* серия линий, соединяющих точки на расстоянии не более 60 морских миль (110 км; 69 миль) друг от друга, где толщина осадочных пород составляет не менее 1% от высоты континентального шельфа над подножием континентального склона; или * серия линий, соединяющих точки на расстоянии не более 60 морских миль друг от друга и не более 60 морских миль от подножия материковой окраины.
Подножие континентального склона определяется как точка максимального изменения уклона в его основании.
У стран есть десять лет после ратификации ЮНКЛОС для подачи заявлений о расширении своего континентального шельфа за пределы 200 морских миль или до 13 мая 2009 г. для стран, где конвенция была ратифицирована до 13 мая 1999 г. По состоянию на 1 июня 2009 г. была подана 51 заявка. Комиссии, восемь из которых были рассмотрены Комиссией и получили рекомендации. Восемь (в порядке даты подачи): Российская Федерация; Бразилия; Австралия; Ирландия; Новая Зеландия; совместное представление Ирландии, Испании, Соединенного Королевства и Франции; Норвегия и Мексика.
Права на континентальный шельф
Статьи 77–81 определяют права страны на свой континентальный шельф.
Прибрежная страна имеет контроль над всеми ресурсами на своем континентальном шельфе или под ним, живыми или нет, но не контролирует какие-либо живые организмы над шельфом, которые находятся за пределами его исключительной экономической зоны. Это дает ему право проводить разведочные и буровые работы на углеводороды.
Заявка на ширину | Количество состояний |
---|---|
Ограничение на 3 мили | 26 |
Ограничение на 4 мили | 3 |
Ограничение на 5 миль | 1 |
6-мильный лимит | 16 |
Предел 9 миль | 1 |
Ограничение на 10 миль | 2 |
Ограничение на 12 миль | 34 |
Более 12 миль | 9 |
Неопределенные | 11 |
Во время конференции по кодификации Лиги Наций в 1930 году был поднят вопрос об установлении международного законодательства о территориальных водах, но согласия достигнуто не было.
Правительство Соединенных Штатов считает, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа ниже открытого моря, но прилегающие к побережью Соединенных Штатов, принадлежат Соединенным Штатам и находятся под их юрисдикцией и контролем.
Вторая прокламация была озаглавлена «Политика Соединенных Штатов в отношении прибрежного рыболовства в определенных районах открытого моря», и в ее постановляющей части говорилось:
Правительство Соединенных Штатов считает правильным создание охранных зон в тех районах открытого моря, примыкающих к побережьям Соединенных Штатов, где рыболовство было или в будущем может быть развито и поддерживаться в значительных масштабах.
После провозглашения президента США, вопрос о юридически определяющих территориальных водах международного соглашения был поднят, и в своей первой сессии в 1949 году Комиссия международного права из Организации Объединенных Наций добавил тему в свою повестку дня.
Важный вопрос о ширине территориальных вод не мог быть решен ни на конференциях UNCLOS I (1956-1958), ни на UNCLOS II (1960), при этом ни один из двух основных претендентов на ограничение в 3 или 12 миль не достиг необходимого уровня. две трети поддержки. Это отсутствие согласия могло привести к серьезным международным спорам. Только на конференции UNCLOS III (1973–1982), положения которой не вступали в силу до 1994 года, этот вопрос был решен на расстоянии двенадцати морских миль.
Разное
Таким образом, прибрежная нация имеет полный контроль над своими внутренними водами, немного меньший контроль над территориальными водами и якобы еще меньший контроль над водами в прилегающих зонах. Однако он полностью контролирует экономические ресурсы в своей исключительной экономической зоне, а также на континентальном шельфе или под ним.
Претензия на территориальное море
Особые случаи
Претензии прилежащей зоны
Заявления о расширенном континентальном шельфе
По состоянию на 13 мая 2009 г. от 44 стран была подана 51 заявка по претензиям в отношении их расширенного континентального шельфа. У некоторых стран есть несколько заявок и совместных заявок с другими странами. Рекомендации даны по 8 обращениям.
Материалы с рекомендациями
Список с датой подачи и принятия рекомендации Комиссией по границам континентального шельфа.
Другие материалы
Перечислите в порядке даты подачи, с указанием даты подачи.
Территориальные воды и их отсчет
Территориальными водами или территориальным морем называется полоса моря шириной не более 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства.
Ширина территориальных вод прибрежных государств отсчитывается в соответствии с положениями Международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Часть II «Территориальное море и прилежащая зона», Раздел 2 «Границы территориального моря». Данная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года.
На территориальные воды в полном объёме распространяется юрисдикция прибрежного государства.
Иностранное судно, при плавании в территориальных водах, обязано поднимать государственный флаг прибрежного государства. Правила подъёма государственных флагов на торговых судах рассмотрено в отдельной статье.
Ниже приведены статьи из данной Конвенции и приведены некоторые комментарии.
Статья 3
Ширина территориального моря
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
1 морская миляравна 1852 метра.
Статья 4
Внешняя граница территориального моря
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
Отсчет ширины территориальных вод производится от исходной линии, которой могут служить: нормальная исходная линия; прямые исходные линии у изрезанных и извилистых берегов; линии наибольшего отлива вокруг осушек, расположенных полностью или частично в пределах территориальных вод прибрежного государства; архипелажные линии; линия внешнего края окаймляющего рифа вокруг атоллов при наибольшем отливе; замыкающие линии в заливах, берега которых принадлежат одному государству; прямые линии, проведенные поперек устьев рек, впадающих непосредственно в море или сочетание перечисленных выше методов.
Статья 5
Нормальная исходная линия
Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
В Российской Федерации официальными картами считаются карты, издаваемые Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны ГУНиО МО.
В Великобритании официальные карты издаёт Гидрографическая Служба Великобритании (UK Hydrographic Office). Адмиралтейские стандартные морские карты (Admiralty Standard Nautical Charts – ASNCs), являются наиболее достоверными и широко используются во всем мире как официальные навигационные морские карты.
В каждом государстве, имеющем морские границы, имеются гидрографические службы, которые выпускаю официальные навигационные карты охватывающие прибрежные воды данного государства. Карты, как правило издаются на основании стандартов Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization).
Международная Ассоциация Геодезии (International Association of Geodesy) рекомендует использовать для издания карт референс эллипсоид «GRS80», однако большинство навигационных карт издаются на основании референс эллипсоида «WGS84», который незначительно точнее, однако для практических целей разница в точности настолько не существенна, что не имеет никакого значения.
Статья 6
Рифы
В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.
На навигационных картах часть берега, осыхающая, при наибольшем отливе, как правило окрашивается зелёным цветом, а на картах, выполненных в серых и голубых цветах, окрашивается сине-серым цветом.
Статья 7
Прямые исходные линии
1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. При проведении прямы исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.
4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.
5. В случаях, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.
6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
На навигационных картах исходные прямые линии наносятся в виде прямых линий с треуголниками, обращенными вершинами в сторону береговой линии, соединяющих конечные точки исходных линий, которые находятся в официальном перечне. Исходные линии на навигационных картах издания ГУНиО МО наносятся зелёным цветом, как на приведенном выше фрагменте карты для южной части пролива Каттегат. На картах издаваемых Британским Гидрографическим управлением как указано ниже в таблице.
Статья 9
Устья рек
Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.
Статья 10
Заливы
1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.
2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линий, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.
4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.
Статья 11
Порты
Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.
Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
Статья 12
Рейды
Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.
Статья 13
Осыхающие при отливе возвышения
1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориальных вод, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.
2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.
Статья 14
Сочетание методов установления исходных линий
Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных статьях, в зависимости от различных условий.
Территориальные воды имеют три границы:
Внутреннюю — исходную линию, от которой в сторону открытого моря отмеряется ширина территориальных вод данного государства.
Внешнюю — линию, отстоящую от внутренней границы на расстоянии, равном ширине территориальных вод, установленной национальным законодательством данного государства с учетом перечисленных выше требований Конвенции.
Внешняя и боковая границы территориальных вод служат морской государственной границей прибрежного государства.
Таблица. Ширина территориальных вод государств Европы
В Черном море Турция имеет ширину территориальных вод 12 морских миль, так как все прибрежные государства имеет такую же ширину территориальных вод.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г, за судами всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, признаётся право мирного прохода через иностранные территориальные воды, которое накладывает на проходящее судно определённые обязательства. Право мирного прохода будет рассмотрено в отдельной статье.