Что включает в себя специальная физическая подготовка тест

«Практические основы физического воспитания»

136. Какой формы самостоятельных занятий по физической культуре не существует?
вечерней гигиенической гимнастики

137. При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?
при уступающем режиме работы мышц

138. Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?
более 50%

139. Сколько мышц в теле человека?
примерно 600

140. Сколько раз в неделю рекомендуется проводить самостоятельные тренировочные занятия индивидуально или в группе?
3-4 раза в неделю

141. Что включает в себя специальная физическая подготовка?
воспитание физических качеств, обеспечивающее развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности

142. Что понимают под быстротой человека?
способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени

143. Что понимают под выносливостью человека?
способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление

144. Что считается основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию?
урочная форма

145. Что такое абсолютная сила мышц человека?
сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги)

146. Что такое моторная плотность урока (занятия)?
отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к общему времени занятий

147. Что такое общая физическая подготовка?
процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека

148. Что такое плотность урока?
отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию)

149. Что такое производственная гимнастика?
физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний

150. Что такое физическая подготовка?
направленный процесс развития физических качеств, необходимых для успешной спортивной деятельности

Источник

Что включает в себя специальная физическая подготовка тест

Ответы на тесты по физ-ре.

1. Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является супекомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)?

Метод строго регламентированного упражнения

Принцип динамичност и

4. Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

5. Что является основным средством физического воспитания?

6. Что такое физическое упражнение?

7. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?

Это наиболее целесообразный способ управления движениями.

Второй этап обучения.

10. На каком этапе обучения формируется двигательный навык?

При совершенствовании движения.

11. Что такое физическая подготовка?

Это направленный процесс развития физических качеств, необходимых для успешной спортивной деятельности.

Это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

13. Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Развитие физических качеств, обеспечивающих развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

15. Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?

16. Что такое абсолютная сила мышц человека?

Это сила мышц, необходимая для преодоления максимального сопротивления (пружины динамометра или веса штанги).

17. Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?

Относительная сила мышц.

18. При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?

При уступающем режиме работы мышц.

19. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?

20. Каковы параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений по методу максимальных усилий?

Отягощение 90% от максимального, 1-3 повторения в одном подходе, 5-6 подходов, отдых 4 мин.

21. Каковы оптимальные параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений с целью увеличения мышечной массы?

Отягощение 70-75% от максимального, 6-10 повторений в одном подходе в медленном темпе (30-60 с на один подход); 4-10 подходов, отдых до восстановления.

22. Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?

3 занятия в неделю.

24. Что понимают под быстротой человека?

Способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.

25. Какие физические упражнения применяются для развития быстроты?

Хорошо знакомые физические упражнения, которые можно выполнять на предельных скоростях и длительность которых не более 20-22 с.

Время реагирования на сигнал, время одиночного движения и частота движения.

27. Сколько занятий скоростными упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?

28. Что понимают под гибкостью человека?

Способность выполнять движения с большой амплитудой.

29. Зависит ли гибкость от возраста человека?

30. От чего зависит активная гибкость?

От силы мышц, окружающих сустав и их способности производить движения с максимальной амплитудой.

Комбинированное применение маховых, статических и пассивных движений с максимальной амплитудой.

32. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?

33. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?

Чем больше, тем лучше.

Быстрее других физических качеств.

Способность успешно выполнять движения, несмотря на наступающее утомление.

36. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для поддержания уровня аэробных возможностей человека?

37. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для повышения аэробных возможностей человека?

38. С какой частотой сердечных сокращений (ЧCC) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для максимального повышения аэробных возможностей организма?

40. Какой дистанции достаточно студенткам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости, применительно к беговым упражнениям?

43. Что такое моторная плотность урока (занятия)?

Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений времени к общему времени занятий.

44. Что такое плотность урока?

Это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).

45. Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?

46. Что такое производственная гимнастика?

Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний.

Бег на длинные дистанции (циклический вид спорта).

Способствование укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

49. Что относится к видам диагностики?

51. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

52. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

Определение состояния здоровья студентов и распределение их по группам: основной, подготовительной, специальной.

53. На что направлены мероприятия врачебного контроля?

На исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

54. Чем определяется физическое развитие человека?

Морфологическими и функциональными свойствами организма.

55. Какой тип осанки считается нормальным?

58. До какого возраста можно ожидать увеличение роста у девушек?

59. С помощью какого прибора определяется жизненная емкость легких?

С помощью спирометра.

Среднее и стандартное отклонение.

На том, что физическое развитие отдельных частей тела взаимосвязано между собой.

Делением массы тела на его длину.

65. Определите оптимальную величину пульса при продолжительных физических упражнениях для начинающих в возрасте 20 лет.

66. Каковы параметры физической нагрузки одномоментной функциональной пробы с приседанием?

20 глубоких приседаний в течении 40 с.

67. На чем основан метод определения физической работоспособности PWC170?

На линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы.

Восстановительные процессы после дозированной мышечной работы.

69. Что является оценкой теста Купера?

Расстояние в метрах, пробегаемое за 12 минут.

70. С какой целью проводится педагогический контроль?

Чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

71. Укажите один из видов педагогического контроля.

72. Укажите один из типов психофизического состояния занимающихся физической культурой.

73. Что является целью самоконтроля?

Самостоятельные регулярные наблюдения за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений.

74. Укажите субъективные данные самоконтроля.

75. Укажите объективные данные самоконтроля.

76. Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?

О хорошей физической тренированности.

78. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

79. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

80. Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

81. Что такое гомеостаз?

Процесс поддержания или восстановления относительного динамического постоянства внутренней среды и физиологических функций организма.

82. Что такое организм?

Саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей.

83. Почему кости детей более эластичны и упруги?

В них больше органических веществ.

84. Посредством чего кости человека соединяются между собой?

Суставами, связками и сухожилиями.

85. К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?

86. Сколько мышц насчитывается у человека?

88. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

На молочную кислоту.

89. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

Вода, углекислый газ и энергия.

Способствуют транспортировке кислорода и углекислого газа.

Укрепляют дыхательную мускулатуру и способствуют увеличению объема и подвижности грудной клетки.

96. Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.

Активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

97. От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?

98. До какого уровня восстанавливаются энергетические ресурсы в восстановительном периоде после физической нагрузки?

До уровня, превышающего исходный.

99. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?

Во второй половине дня.

100. К чему приводит пониженная двигательная активность?

К развитию гиподинамии.

103. На что указывает урежение пульса в покое (брадикардия) у тренированных людей?

На эффективность работы сердца.

104. В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (МПК) и тренированностью?

106. Что является главным источником энергии в организме?

107. Когда преимущественно используются жиры как источник энергии при физической деятельности?

При длительной мышечной работе.

Регулирование реакций обмена веществ.

109. Сколько калорий расходует в течении рабочего дня (8-10 ч) мужчина, занимающийся умственным и физическим трудом?

110. Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?

111. Какова причина «гравитационного шока»?

Резкое прекращение длительной, циклической работы.

112. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?

Циклические упражнения на свежем воздухе.

Несоответствие интенсивной деятельности двигательного аппарата и возможностей функциональных систем организма.

Провести полноценную разминку.

Регулярные занятия физическими упражнениями с оптимальными нагрузками.

116. Укажите правильную формулу для вычисления PWC170.

3 ИГСТ= t *100/2*( f 1+ f 2+ f 3)

118. Что такое физическая культура?

Часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

119. Что является важнейшей функцией физической культуры?

Создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

121. Что относится к показателям физического совершенства?

Физическая подготовленность, уровень здоровья, творческое долголетие.

122. Что такое физическое воспитание? Педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

123. На каких общих принципах основывается отечественная система физического воспитания?

Принципах всестороннего гармоничного развития личности, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности.

Состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение.

Это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

126. Из каких разделов состоит учебный материал?

Учебная программа состоит из теоретического, практического и контрольного разделов программы.

Основное, подготовительное, специальное медицинское.

Овладеть знаниями теоретического, методического разделов и жизненно необходимыми умениями и навыками, выполнить тесты по ОФП и спортивно-технической подготовке, посетить не мене 90% занятий, участвовать в спортивно-массовых, оздоровительных мероприятиях.

129. Что включает итоговая аттестация по учебному предмету «Физическая культура»?

Итоговая аттестация включает оценки за практический и теоретические разделы программы, а окончательная аттестационная оценка определяется как средняя арифметическая оценок за эти разделы.

130. Какое определение здоровья дает Всемирная организация здоровья (ВОЗ)?

131. Какие компоненты здоровья в настоящее время принято выделять?

Здоровье соматическое, физическое, психическое, сексуальное, нравственное.

132. Что является наиболее объективным показателем здоровья?

Величина максимального потребления кислорода (МПК).

133. Что предполагает здоровый образ жизни?

Плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание.

134. Что такое закаливание?

Это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание воздухом, закаливание водой, местное закаливание холодом, закаливание солнцем.

Постепенность, систематичность, разнообразие средств закаливания.

137. Какие существуют разновидности закаливания водой?

Обтирание, обливание, душ и купание.

138. За сколько часов приблизительно до занятий физическими упражнениями и до спортивных соревнований необходимо завтракать, обедать, ужинать?

Составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

140. Каковы основные черты соревновательной деятельности?

Это система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований); унификация состава действий, посредством которых ведется состязание, условие их выполнения и способов достижения, регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципом неантогонистической конкуренции.

169. Что такое массовый спорт?

Это занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или физическими упражнениями с целью активного отдыха, снятия эмоционального и нервного напряжения, повышения работоспособности и достижения физического совершенства.

142. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

Это систематическая плановая многолетняя подготовка и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

143. Что такое профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт)? Это коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

144. Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением? Международная федерация университетского спорта (FISU).

145. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады? Всемирные Универсиады проводятся один раз в два года (каждый нечетный год).

146. Когда состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?

В 1959 году в Турине.

148. Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта?

Российский студенческий спортивный союз (РССС).

149. Что такое профессиональная прикладная физическая подготовка?

Это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

150. Какова цель профессиональной прикладной физической подготовки (ППФП)?

Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний; физических качеств; психических и личностных качеств; социальных качеств; умений и навыков.

152. На какие группы можно условно разделить профессии, в связи с профессиональной прикладной физической подготовкой (ППФП)?

Профессии связанные с умственным трудом; легкими однообразными движениями; станками, механическими приспособлениями и инструментами; тяжелым физическим трудом и большими энергетическими затратами.

ЧСС, минутный объем дыхания, энергозатраты, потери воды, потребление кислорода.

154. Что относится к объективным факторам обучения?

155. Что относится к субъективным факторам обучения?

Уменьшается объем циркулирующей крови

157. Что такое утомление?

Реакция организма на выполняемую работу

158. Что такое усталость?

Психическое явление, вызванное утомлением

159. Что такое работоспособность?

Способность человека быстро и эффективно выполнять конкретную деятельность

160. На какой период суток приходится подъем жизненно важных функций организма?

Суточной ритмикой и психологической установкой на выполнение учебной работы

162. Какова динамика изменения умственной работоспособности в течении недели?

Понедельник врабатывание, вторник-четверг устойчивая высокая, пятница-суббота снижение

Циклические упражнения умеренного характера

На развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости

165. Физические упражнения какой направленности следует применять во второй половине семестра?

На развитие силы, общей и силовой выносливости

Занятия по физическому воспитанию в конце учебного дня

Источник

Что включает в себя специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка кратко

Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся, движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Избранные варианты тактических действий в ряде случаев могут отрабатываться специально на тренировочных занятиях. Специфика вида спорта — это решающий фактор, определяющий структуру тактической подготовленности спортсмена. Так, при беге на средние дистанции (800,1500 м) бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким (100—150 м) быстрым финишным рывком добиться победы.

Бегуну же с более высоким уровнем выносливости, наоборот, выгоднее вести бег в высоком равномерном темпе по всей дистанции и выиграть забег благодаря длинному (иногда в треть дистанции) финишному рывку. Среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, единоборствах, Сложность тактических действий спортсмена здесь определяется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене соревновательных ситуаций. Умение принимать быстрые и действенные решения в условиях дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации из-за того, что соперник маскирует свои возможные действия, отличает мастера от новичка.

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю во время соревнования.

Психическая подготовленность по. своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена (табл. 1), а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

Таблица 1. Психическая напряженность фехтовальщика при выполнении специализированных упражнений (по С.С. Гурвичу, B.C. Келлеру, В.Н. Платонову)

Группа упражненийУпражненияСтепень психической
напряженности, балл
IСоревновательный бой в ответственных соревнованиях7-10
IIТренировочные бон на результат и соревновательные бои в подводящих соревнованиях6-8
IIIУчебные бои, индивидуальные уроки тренера, спортивные игры4-6
IVВзаимоупражнсния с партнером на заранее обусловленные действия3-4
VУпражнения, применяемые в самостоятельной работе над техникой, в утренней зарядке-разминке1-3 >

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать, в ходе спортивной подготовки:

Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду. Подробно проблемы ППФП изложены в гл. 10.

В данном разделе ППФП упоминается для того, чтобы читатель имел целостное представление о структуре специальной физической подготовки, а также о единстве теоретических и методических подходов в спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке.

Интенсивность физических нагрузок

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем.

Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу.

Таких показателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС).

Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных, сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС.

Что включает в себя специальная физическая подготовка тест. Смотреть фото Что включает в себя специальная физическая подготовка тест. Смотреть картинку Что включает в себя специальная физическая подготовка тест. Картинка про Что включает в себя специальная физическая подготовка тест. Фото Что включает в себя специальная физическая подготовка тест

Рис. 1. Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:

О — зона отдыха (или восстановления); I — первая тренировочная зона; II — вторая тренировочная зона; III надкритическая зона; ПАНО — порог анаэробного обмена; ЧСС — частота сердечных сокращений ЧСС: О, I, II, III.

На рис. 1 представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе.

Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований.

Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера (прикидки и т.д.).

Понятие об общей и специальной физической подготовке

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Известно, что различные виды спорта требуют различных способностей и неодинакового сочетания тех или иных физических качеств.

Так, спринтер должен обладать, прежде всего, высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношениями, условно обозначенном термином «спринтерская мощность», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения.

Стайеру же нужна в первую очередь выносливость стайерского типа, основанная на совершенном протекании аэробных обменных процессов и высоком уровне развития соответствующих морфофункциональных свойств организма.

От борца требуется особая силовая выносливость, специфические координационные способности и гибкость, сочетаемые со статическими и динамическими силовыми способностями.

У гимнастов особую роль играют способность быстро осваивать новые формы движений, способность выразительно и точно координировано выполнять комбинации специальных упражнений по строго заданной программе, а также координационная и силовая выносливость, позволяющая сохранять высокое качество движений на протяжении всей программы гимнастического многоборья.

В процессе занятий избранным видом спорта необходимо избирательно воздействовать на способности, отвечающие его специфике с тем, чтобы обеспечить максимально возможную степень их развития.

Этим и определяется суть специальной физической подготовки спортсмена.

Специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы

Физическая подготовка спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения: и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

Специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств, строго применительно к требованиям избранного вида спорта.

Специальная физическая подготовка состоит из двух видов: предварительная специальная физическая подготовка и основная специальная физическая подготовка.

Предварительная специальная физическая подготовка

Современный спорт требует от спортсмена достижения весьма высокого функционального уровня, способности переносить очень большие тренировочные и соревновательные нагрузки, быстро восстанавливаться после них.

Для этого нужен специальный фундамент, точно соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность для эффективного выполнения основной специальной физической подготовки и всего дальнейшего тренировочного процесса.

Задачи построения специального фундамента: укрепление организма соответственно особенностям выбранного вида спорта, развитие в этом направление органов и систем, в том числе «подтягивание отстающих» функций; налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена; закрепление и экономизация техники движений; совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

Для решения этих задач выбирают тренировочную работу, строго соответствующую характерным особенностям выбранного вида спорта.

Этого нарушать нельзя. Например, общая выносливость, приобретаемая в кроссах, является фундаментом для развития специальной выносливости в любых видах спорта циклического характера. Но это верно только для бегунов на средние и длинные дистанции. Для всех же других спортсменов кроссы – средство приобретения общей выносливости как части ОФП. Но для достижения высоких спортивных результатов этого недостаточно.

Необходим специальный фундамент, приобретаемый в процессе выполнения не чужой, а своей тренировочной работы, фундамент которой органически связан с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

В циклических видах спорта (бег, лыжные гонки, конькобежный и велосипедный спорт, гребля, плавание и др.) эта задача решается просто: с помощью упражнения в своем же виде спорта. В таких видах спорта, как конькобежный, лыжный, гребля, пока еще нет условий для тренировки в течение всего года, поэтому спортсмены пытаются в подготовительном периоде создать специальный фундамент, занимаясь греблей в бассейне, бегом на роликах, выполняя имитационные упражнения.

Разумеется, это дает определенный эффект в повышении функциональных возможностей. Однако полноценный специальный фундамент спортсменов высшего класса можно создать, лишь круглогодично тренируясь на каналах, ледяных и снежных дорожках, в манеже, бассейнах.

Для приобретения специального фундамента спортсменам в ациклических видах спорта (спортивные игры, гимнастика, метание, прыжки и др.) следует идти по двум направлениям:

1. многократное повторение главных частей избранного вида спорта; повторение избранного вида упражнений в целом.

Для создания специального фундамента очень важно использовать упражнения, выполняемые в затрудненных условиях.

Это могут быть упражнения со значительно повышенными требованиями к силе, силовой выносливости, скоростно-силовым качествам, а также выносливости. Такие упражнения могут выполняться дополнительно к программе предварительной специальной физической подготовки, как часть занятия тренировочного дня или микроцикла. Но это может быть и этапом особо повышенных специализированных нагрузок на протяжении 3 – 4 недель.

Пример тому – заключительный этап предварительной специальной физической подготовки в тренировке бегунов – стайеров, лыжников, гребцов, велосипедистов. Теперь об интенсивности. Упражнения, создающие специальный фундамент, выполняются с уменьшенной интенсивностью. Это объясняется необходимостью выполнения очень большого объема тренировочной работы, что возможно при снижении интенсивности до 75 – 80% от максимальной.

Кроме того, для любого подготовительного периода работы со средней и максимальной интенсивностью в большом объеме более результативна, так как создает более глубокие и прочные изменения в организме. Наконец, уменьшенная интенсивность требуется потому, что функциональная перестройка организма человека происходит вслед за изменениями в деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Морфологические же изменения происходят значительно позже. Поэтому если повышать интенсивность, не укрепив предварительно органы и системы и весь организм в целом, то на долю ЦНС, мобилизующей скрытые резервы работоспособности, ложатся очень большие нагрузки.

В результате у спортсмена может наступить истощение нервных клеток, нервное переутомление, резкое снижение работоспособности.

Однако интенсивность можно уменьшать только до определенного предела.

Кинематически этот предел – нижняя граница диапазона подвижности навыков в спортивной технике. Физиологически и психологически в видах спорта циклического характера интенсивность в предварительной специальной физической подготовке держится на уровне, позволяющем длительно выполнять упражнения при пульсе равном 150 – 170 уд/мин.

В зависимости от подготовленности спортсмена этот уровень может быть и меньшим, особенно в начале предварительной специальной физической подготовки.

В ациклических видах спорта интенсивность тренировочной работы на таком же уровне достигается по возможности непрерывным выполнением упражнения.

Разумеется, при этом нагрузка будет носить несколько волнообразный характер – в диапазоне частоты пульса от 120 до 190 уд/мин при интенсивности до 75 – 80% от максимальной. Во всех случаях спортсмен в зависимости от самочувствия может непроизвольно чуть повышать интенсивность и, наоборот, несколько снижать ее.

Как в течение одного подготовительного периода, так и из года в год в процессе построения специального фундамента интенсивность должна возрастать в соответствии с ростом подготовленности спортсмена.

Особенно внимательно необходимо относиться к объему выполняемой тренировочной работы, который должен постепенно увеличиваться и составлять в день от 3 до 4 и более часов. В конечном итоге только большое количество работы играет решающую роль в приобретении специального фундамента.

Естественно, что это не должно быть следствием принуждения и не должно вызывать чувства неудовлетворения.

Поэтому для спортсменов циклических видов спорта необходимо организовывать походы и многодневные переходы по историческим местам (на лыжах, гребных лодках, велосипедах), переходы по компасу в намеченный пункт и др. А в ациклических видах спорта необходимо использовать игры, требующие многократного выполнения специальных упражнений, круговой метод с элементами своего вида спорта, преодоление «полосы» сложностей и трудностей.

Данные медицинского контроля, полученные в процессе больших переходов и пробегов, показывают, что организм спортсменов средней подготовленности с успехом «втягивается» в длительную работу и приобретает высокие функциональные возможности.

Подобные переходы и пробеги – яркое свидетельство целесообразности применения очень больших объемов тренировки для образования специального фундамента.

Объем тренировки не может быть одинаковым в различных видах спорта. Но и очень больших различий в объеме тренировки, например, спринтеров, прыгунов, гимнастов, с одной стороны и бегунов на длинные дистанции, лыжников – гонщиков, велосипедистов, с другой, не должно быть.

Значительное увеличение продолжительности непрерывного повторения упражнений, избранного вида спорта и специальных упражнений – очень перспективный путь.

Интервалы между повторениями необходимо сводить к минимуму.

Для укрепления специального фундамента помимо тренировки в своем виде спорта очень нужны и специальные упражнения. Эффективность весьма высока.

Например, многим спортсменам нужна прыгучесть. Для этого применяют упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств. Такие упражнения выполняются непрерывно и как можно дольше с усилиями 80 – 90% от максимального. Пример тому – прыжки на одной ноге на отрезке 400 м, а затем после 5-минутного отдыха то же на другой ноге, после небольшого отдыха снова 400м, но уже прыжковыми шагами. Подобные упражнения (вначале с меньшей нагрузкой, а спустя две недели с большей) на первых порах включаются в занятия 3 раза в неделю.

В последний месяц подготовительного периода их можно выполнять ежедневно. Мышцы ног станут упругими и сильными, а связки – крепкими и эластичными.

Сейчас уже не вызывает сомнений необходимость ежедневной тренировки для построения специального фундамента. Однако нагрузка должна быть такой, чтобы спортсмен мог полностью отдохнуть и восстановиться к следующему тренировочному дню.

Поэтому величину ежедневной тренировочной работы надо установить соответственно силам спортсмена, его восстановительным возможностям. Чтобы не ошибиться в этом, нужно заведомо занизить интенсивность и объем нагрузки в первые 2- 3 недели, чтобы спортсмен убедился в возможности полноценной ежедневной тренировки и проверил своим силы.

В дальнейшем нагрузка постепенно повышается и устанавливается на требуемом уровне. При этом обязателен контроль за состоянием спортсмена и его самоконтроль, на основании чего определяется полное восстановление после работы накануне.

Специальная физическая подготовка: спортивная подготовка

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта.

При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП следующие:

Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т.п.

В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.

К соревновательным упражнениям относятся собственно соревнования, т.е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *