Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

Профессиональная направленность педагога

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально – педагогической направленности. Она является тем ядром, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности учителя. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.

Профессиональная направленность включает следующие компоненты: педагогический интерес; призвание к педагогической деятельности; стремление к педагогическому труду; система профессиональных специфических отношений; педагогические убеждения. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав общих и профессиональных знаний, чувств и воли в структуре личности педагога. Основой педагогической направленности является устойчивый интерес к профессии учителя, который находит своё отражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально – педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств важнейшее место занимают педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.

Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко и В.А Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога презревшего предложение фашистов остаться живым и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребности в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – еще одно необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя-профессионала.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Педагогическая направленность учителя

Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.

Ф.И.О. педагогаОсновные идеи к описанию требований к педагогу
ГельвецийБыть носителем глубоких и всесторонных знаний. «Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».
Я.А. КоменскийПризвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем».
К.Д. УшинскийСистематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.
А.С. МакаренкоБыть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений.
В.А. СухомлинскийБыть великим гуманистом, любить детей, понимать, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.

Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя

Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:

В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:

В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.

Преподаватель – как субъект педагогической деятельности

Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.

Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.

Основными свойствами субъективности являются:

Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.

Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.

Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.

В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.

Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.

Направленность личности педагога

Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Социально-профессиональная направленность

В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.

Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.

Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.

Гуманистическая направленность

В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.

В целом понятие «гуманизм» подразумевает признание ценности человека как личности, его права на свободное, полноценное развитие и проявление своих индивидуальных способностей.

Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.

В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.

Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.

Познавательная направленность

Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.

Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.

Источник

Личность учителя и её направленность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Требования к личности учителя в трудах классиков педагогики

Высокий профессионализм, мастерство являются базовыми требованиями к любой профессиональной деятельности. К личности учителя и осуществляемой им деятельности, кроме данных требования, предъявляется ряд других. О высоком предназначении учителя и требованиях к нему высказывались многие педагоги прошлого. В таблице представим некоторые требования, описанные в истории педагогики.

Таблица. Требования к педагогу в истории педагогики

Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть картинку Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Картинка про Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

Требования к личности учителя в современном обществе и противопоказания

В истории педагогики представлены основные требования к учителю, но с развитием педагогики и педагогической деятельности, изменяются требования к учителю. Вместе с требованиями, представленными классиками педагогики как ведущими, был выявлен ряд требований к учителю, предъявляемый современным обществом. К таким требованиям можно отнести следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

В педагогической профессии существует целый ряд противопоказаний, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

Выявление противопоказаний к педагогической деятельности можно осуществить в ходе профессионального отбора.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Учитель – профессионал, обладающий компетентностью в осуществлении педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Под профессионально компетентным понимается труд, в котором на высоком уровне обеспечивается педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются личностные особенности педагога, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Основными свойствами субъектности педагога являются:

Важнейшим требованием педагога-профессионала является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он может выразить себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога – это система интеллектуального, волевого, эмоционально-оценочного отношения к миру, педагогической деятельности, которые представляют источник активности педагога.

Позиция педагога может быть представлена двумя структурными компонентами – социальная позиция педагога и профессиональная позиция педагога.

В основе социальной позиции педагога лежат взгляды, убеждения, ценностные ориентации, сформированные ещё в общеобразовательной школе. В выборе профессиональной позиции важнейшими факторами являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, особенности темперамента и характера.

В рамках рассмотрения данной темы, можно остановиться на характеристике двух понятий – «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Под педагогическим талантом понимается высшая степень способностей личности, способствующая успешному, творческому выполнению педагогической деятельности. Под педагогической квалификацией понимается особенность подготовленности индивида к осуществлению педагогической деятельности, то есть наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. Отсюда следует, что педагогический талант, дополненный специальными знаниями, умениями, навыками, будет способствовать становлению настоящего педагога.

Социально-профессиональная направленность личности педагога

Направленность личности понимается как мотивационная обусловленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Профессиональная направленность личности педагога обусловлена ценностями педагогической деятельности, гуманистическими социально-профессиональными установками на педагогическую профессию, взглядом на школьника как на цель, а не на средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей, которые способствуют обеспечению продуктивности общения и успешности взаимодействий с окружающими людьми.

Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процесс профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.

Гуманистическая направленность личности учителя

Педагогическая направленность личности учителя может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение, либо на создание условий всестороннего развития личности; во втором случае говорят о гуманистической направленности личности учителя.

Под гуманизмом понимается признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Под гуманностью понимается наличие человечности, человеколюбия, уважения к достоинству другого человека.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности означает подчинение всех действий педагога интересам личности ребёнка; что в полной мере реализует основные задачи личностно-ориентированной педагогики – оказания содействия человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей, является важнейшим фактором успешности профессиональной педагогической деятельности.

Познавательная направленность личности учителя

Под познавательной направленностью личности учителя понимается культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Источник

Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

Личность и профессиональная подготовленность учителя

Каким должен быть идеальный учитель? За тысячелетия существования педагогической деятельности на этот вопрос пытались ответить философы, писатели, общественные деятели и сами учителя.

Безусловно, учителю необходимы глубокие знания в своей предметной области. Разумеется, учитель должен владеть методикой преподавания, чтобы эффективно работать с детьми. Однако не менее важны и личностные качества учителя.

Выдающийся русский публицист XIX века В.К. Белинский считал, что эффективная педагогическая деятельность невозможна без любви к детям, без гуманистических идеалов: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность».

Л.Н. Толстой, который в своей жизни успешно совмещал труд писателя и философа с общественной и педагогической деятельностью, кратко сформулировал идеал учителя: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». По убеждению Л.Н. Толстого, «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

Гуманизм, любовь к детям, осознание важности своей миссии, ощущение себя «на своём месте», чувство ответственности перед детьми, их родителями, обществом – это те особые качества личности учителя, которые неотделимы от его профессиональных знаний и умений. Однако и этого недостаточно. Нельзя научить, воспитать, не умея общаться с детьми, не обладая чуткостью к их душевному состоянию, не владея выразительной речью, способностью к объективному оцениванию, тактичностью… Поэтому профессионально-личностные качества учителя включают в себя большой перечень знаний, умений, отношений.

К наиболее значимым личностным качествам педагога-профессионала относятся профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая компетентность, педагогические способности.

Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов бороться).

Направленность личности определяет избирательность отношений и активности человека, влияет на выбор профессии. Успех в профессиональной деятельности зависит от того, соответствует ли выбранная профессия направленности личности.

Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть картинку Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Картинка про Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

В направленности личности педагога, безусловно, ярче всего проявляются черты социального типа («помогателя»), поскольку педагогическая деятельность имеет социальную направленность, а помощь ученикам в освоении знаний и опыта входит в круг его профессиональных обязанностей.

Российские учёные (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин и др.) выделяют в личности педагога три взаимосвязанных вида направленности: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.

1) социально-нравственная направленность личности педагога включает в себя социальные потребности, чувства общественного долга и гражданской ответственности, ценностные ориентации, идейную убежденность, профессиональную позицию, социальную активность, надёжность;

2) профессионально-педагогическая направленность личности отражает отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание;

3) познавательная направленность основана духовных интересах и потребностях личности: любви к преподаваемому предмету, потребности в знаниях, увлечённости процессом познания, самообразования.

Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть картинку Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Картинка про Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

Компетентность (от анл. competence) – осведомленность, авторитетность; cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Профессионально-педагогическая компетентность – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом (Т. М. Ковалёва, В. А. Сластенин, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской и др.).

Профессионально-педагогическая компетентность учёными чаще всего рассматривается как единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия «психолого-педагогические знания» и «педагогические умения».

Психолого-педагогические знания включают в себя знания методологических основ и категорий педагогики, сущности, целей и технологий образования, закономерностей возрастного развития.

Педагогические умения – совокупность последовательных действий, основанных на психолого-педагогических знаниях и направленных на решение задач обучения и воспитания (часть этих действий может быть доведена до автоматизма, т. е. являться навыками).

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения, которые можно объединить в 4 группы:

1) умения, связанные с формулированием педагогических задач на основе содержания образования и воспитания (изучать личность учащихся и ученический коллектив, формулировать цели и задачи на основе полученных сведений);

2) умения построить и привести в действие педагогическую систему (планировать деятельность, выбирать оптимальные формы, способы и средства осуществления педагогического процесса);

3) умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами образования (создавать оптимальные условия, активизировать деятельность учащихся, осуществлять связь школы с семьями и социальной средой);

4) умения учёта и оценки результатов педагогической деятельности (анализа и самоанализа, контроля и диагностики, определения на основе полученных результатов задач дальнейшей деятельности).

Наряду с понятием «профессионально-педагогическая компетентность» в учебных пособиях по педагогике используется понятие «профессионально-педагогическая культура» (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическая культура – это важная часть общей культуры педагога.

Разница между общей и профессиональной культурой состоит в том, что общая культура личности педагога не имеет профессиональной специфики; профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью.

Рассмотрим это на следующем примере. Человек, обладающий высокой общей культурой, тактичен. В частности, он может «не обратить внимания» на неточность в речи собеседника, чтобы не поставить партнёра по общению в неудобную ситуацию. Педагог же обязан указывать ученику на его ошибки, но делать это в необидной и конструктивной форме, таким образом, чтобы усиливать мотивацию учения, вызвать у ребёнка желание избавиться от подобных ошибок, а не «отбить охоту» учиться.

В первом случае такт – часть общей культуры, во втором – часть профессионально-педагогической культуры (педагогический такт).

В первом случае не требуется никакой педагогической подготовки, во втором она необходима.

Взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога проявляется в том, что…

— элементы общей культуры личности присутствуют и в профессионально- педагогической культуре;

— повышая свой общекультурный уровень, педагог находит применение новым знаниям и умениям в профессиональной деятельности;

— педагог сам должен обладать высокоразвитой общей культурой, чтобы формировать её у детей, быть примером культурного человека для их родителей;

— будучи профессионалом, педагог сознательно ставит перед собой задачи повышения собственного общекультурного уровня в процессе самообразования.

Профессионально-педагогическая культура включает в себя три основных компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент – это совокупность педагогических ценностей: профессионально необходимых знаний, представлений, убеждений педагога.

Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности.

Личностно-творческий компонент представляет собой отражение педагогических ценностей, способов и приёмов педагогической деятельности в деятельности педагога: их интерпретацию и переосмысление, педагогической творчество.

Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, определяющие успех в овладении педагогической деятельностью.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются.

— педагогический такт (способность педагогом выбрать правильный подход к учащимся в самых разнообразных сферах деятельности);

— педагогическая наблюдательность (способность замечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся, отслеживать их реакции, концентрировать внимание на том или ином объекте педагогического процесса);

— потребность в передаче знаний.

Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Смотреть картинку Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Картинка про Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя. Фото Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя воспитателя

Дидактические способности связаны передачей учащимися учебного материала (способность сделать его доступным, интересным, побуждая учащихся к активной деятельности и самостоятельной мысли).

Перцептивные способности – способности адекватно воспринимать ученика, понимать его личность, его потребности и интересы, «проникать» в его внутренний мир.

Речевые способности – это способности ясно и выразительно формулировать мысли свои мысли, чувства, правильно используя жесты и мимику.

Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности – способности эмоционально-волевого влияния на учащихся с целью добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности – способности общаться с детьми, находить к ним правильный подход, налаживать с ними педагогический целесообразные взаимоотношения; к числу этих способностей также относится наличие педагогического такта.

Прогностические способности (иначе их можно назвать педагогическим воображением) – это группа способностей, связанных с предвидением последствий своих действий, с представлением о потенциале личности учеников, с прогнозированием развития у них тех или иных качеств, с проектированием педагогического процесса.

Способности к распределению внимания. Прежде всего, распределение внимания требуется, чтобы хорошо организовать работу класса на уроке (и вообще работу любой группы учащихся, воспитанников). Для этого мало дать всем задание, надо «видеть» каждого ученика, чтобы вовремя помочь, подбодрить, сделать замечание и т.д. Кроме того, внимание приходится распределять между несколькими видами деятельности, а это также очень важно для работы учителя, поскольку, как мы выяснили ранее, педагогическая деятельность чрезвычайно разнообразна, и требует в разных случаях применения разных знаний и умений.

Требования к профессионально-личностным качествам учителя постоянно развиваются, поскольку развивается и образование, и общество, частью которого является образование. Все ли педагоги соответствуют современным требованиям? Очевидно, далеко не все. Вместе с тем, оценить уровень профессиональной подготовленности учителя сложно, если нет единых чётких требований. Например, сегодня практически каждый педагог может сказать: «В своей профессиональной деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии». В действительности же эти слова могут означать что угодно: до скачивания из интернета готовых методических разработок до создания собственных электронных образовательных ресурсов.

Чтобы решить эту проблему, необходим подробный, научно обоснованный перечень тех стандартных качеств, которыми должен обладать современный учитель. Так, в 2013 г. рабочей группой под председательством Е.А. Ямбурга впервые был разработан профессиональный стандарт педагога.

По замыслу авторов этого проекта, профессиональный стандарт педагога должен выполнять ряд важных функций:

— быть инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире;

— быть инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

— являться объективным измеритель квалификации педагога;

— служить средством отбора педагогических кадров в учреждения образования;

— являться основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Содержание профессионального стандарта педагога охватывает обучение и воспитательную работу, личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, а также профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе, в дошкольном образовании. В приложениях к основному тексту профстандарта перечислены также требования к учителям русского языка, математики и информатики, психолого-педагогические требования к квалификации учителя, а также перечень компетенций учителя в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Данный проект был вынесен на общественное обсуждение, в ходе которого получил много отзывов и замечаний. С некоторыми из них можно ознакомиться, перейдя по этим ссылкам:

1. Почему личностные качества педагога неразрывно связаны с его профессиональными знаниями и умениями?

2. Что понимается под профессиональной направленностью личности?

3. Что включает в себя профессиональная направленность личности учителя-воспитателя?

4. Определите понятие профессиональная компетентность педагога.

5. Какие основные группы педагогических умений выделяются структуре в профессиональной компетентности педагога?

6. Объясните разницу между общей и профессиональной культурой педагога.

7. Какие основные компоненты входят в профессиональную культуру педагога?

8. Что понимается под педагогическими способностями?

9. Назовите 5-6 групп педагогических способностей и докажите их необходимость для успешной педагогической деятельности.

10. Какими причинами вызвана разработка профессионального стандарта педагога?

Профессионально-личностные качества педагога; профессиональная направленность личности; профессионально-педагогическая компетентность; психолого-педагогические знания; педагогические умения; профессионально-педагогическая культура; педагогические способности; профессиональный стандарт.

[1] Щуркова Н.Е. Педагогическая технология, – М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 186.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *