Что включает в себя профессиограмма
Что такое профессиограмма
Профессиограмма – это обязательный документ, который отражает обязанности и функции работника определенной структуры. Кроме того, там прописываются желательные и неприемлемые качества сотрудника данной профессии. Структура профессиограммы может видоизменяться в зависимости от компании.
Появление этого термина относится к началу XX века. «Виновниками» стали специалисты корпорации “FORD”, которые впервые провели подробный анализ должностей. Они осознали, что некоторые функции смогут выполнять даже инвалиды.
Таким образом, профессиограмма стала необходимым документом, который значительно облегчает ведение бизнеса. Классический план включает в себя несколько пунктов:
1. Профессия. Данный раздел содержит определенную информацию о самой должности, а также рассказывает об изменениях, которые произошли в связи с развитием научно-технического прогресса. Также в нем говорится о дальнейших перспективах конкретного профиля.
2. Трудовой процесс. Этот параграф сообщает об основных обязанностях, необходимых инструментах и орудиях труда, о специфике работы. Он включает сведения о рабочем месте, правильной позе и т.п.
3. Санитарно-гигиенические условия. Описание условий труда, который осуществляется в здании или на улице. К тому же данный пункт предусматривает все нюансы и тонкости, включая уровень освещенности, шума и полное описание обстановки рабочего места. Указывается возможность травм на производстве, темп деятельности, а также медицинские данные и предусмотренные выплаты в случае внештатных ситуаций.
4. Психические и физиологические параметры. Требования касаются умственных качеств, внимания, памяти, реакции и эмоциональности работника. Также они предопределяют физическое состояние человека, его здоровье во всех смыслах.
5. Знания и навыки. То, что человек должен знать и уметь делать. В этом пункте указывается полный перечень профессиональных функций.
6. Квалификационный профиль. В нем говорится о профессиональной подготовке, необходимом обучении сотрудника. К тому же этот раздел включает информацию о возможности карьерного роста.
Сейчас профессиограммой занимаются не только представители компании, но и HR-специалисты. Они проводят исследования, которые основываются на наблюдениях за принципами деятельности работников определенной сферы. Внимательно изучаются не только физические способности, но и психологические.
Каждая деталь разбирается подробно, ведь тогда документ значительно облегчает работу сотрудников по подбору персонала. К тому же данное описание позволяет находить действительно эффективные и достойные кадры.
Разновидности применения
Стоит сказать, что данные документы существуют не только для использования на одном предприятии. В настоящее время можно выделить основные типы профессиограмм:
Принципы и нюансы при составлении программы
Многие имеют представление о примерном плане, но как составить профессиограмму эффективно, знает не каждый. Существуют определенные этапы, которые необходимо знать для создания качественного продукта:
Данные исследования должны составлять люди, которые хорошо знакомы с конкретной специальностью. Им необходимо иметь опыт изучения подобных характеристик, которые будут включать не только описание инструментов и стандартных навыков, но и психологические особенности.
Профессиограмма и психограмма профессии тесно взаимосвязаны. Некоторые люди владеют нужными знаниями, но не подходят по психотипу.
В психологии подобные черты называются профессионально важными качествами. Какая-то сфера нуждается в особой эмоциональности, а какая-то – в сдержанности. Именно поэтому все тонкости и нюансы так важны при составлении профессиограммы профессии.
Основные подходы к содержанию
Виды профессиограмм несколько различаются между собой. Особенности их содержания зависят от способа применения. Основными типами подходов к структуре профессиограмм считают:
1. Комплексный. Включает широкий спектр возможных характеристик (медицинских, технических, психических, социальных и т.п.), а также определяет цели, способы составления и оценки анализа.
2. Аналитический. Исследует не отдельные аспекты, а весь образ в целом. Рассматривает общие показатели и нормативы.
3. Психологический. Описание полной картины, которая включает примеры полного рабочего дня со всеми нюансами и деталями. Также анализирует поведение, реакцию на какие-то процессы и решения на основе эмоций.
Стоит сказать, что полный план напрямую зависит от деталей конкретных профессий. Чаще всего углубленный анализ требуется для технических специальностей. Поэтому объем работы и время составления профессиограмм очень разнятся между собой.
Наглядные примеры
Рассмотрим краткое содержание стандартных профессиограмм для абсолютно разных сфер деятельности. Данное сравнение – отличный наглядный пример, дающий понимание индивидуальности каждой программы.
Первым делом рассмотрим профессиограмму парикмахера:
1. Основы труда. Данный специалист проводит стрижку, окрашивание, укладку и различные процедуры по уходу, учитывая тип волос и лица. Наносит на локоны специальные растворы и краски, которые имеют определенный химический состав. Бреет волосы специальной машинкой и пользуется щипцами.
2. Необходимые знания и навыки. Строение и типы волос, а также влияние на них разнообразных составов. Способы и техники нанесения краски и владения горячими приборами. Важной составляющей считается знание основ первой медицинской помощи.
3. Профессиональные качества. Хороший вкус и творческий поход. Доброжелательность, внимательность, терпеливость, аккуратность.
4. Квалификация. Колледж, ПТУ, курсы.
5. Медицинские противопоказания. Аллергия на химические вещества и запахи. Заболевания кожи, плохое зрение, нарушение координации, варикоз, выраженные нервозы.
Вторая профессиограмма будет на примере профессии пилота:
1. Основы труда. Управление воздушным судном, отличное знание маршрута. Полный осмотр для исключения технических дефектов перед полетом. Отдача и распределение приказов между другими сотрудниками.
2. Необходимые знания и навыки. Знание основ черчения, геометрии, автоматики, теоретической механики и вычислений.
3. Профессиональные качества. Хорошая логика, уравновешенность, внимательность. Способность принимать важные решения и организовывать процесс.
4. Квалификация. Высшее образование (вуз).
5. Медицинские противопоказания. Нарушения координации, проблемы со зрением и слухом, неврозы, психические отклонения.
Данные профессии очень сильно отличаются, поэтому и профессиограммы у них совершенно разные. Подобные краткие инструкции можно использовать на малых предприятиях в специальностях, которые не нуждаются в обширных описаниях и характеристиках.
В более сложных отраслях профессиограмма обязательно должна иметь более четкую и основательную структуру. Только таким путем можно избежать проблем и неожиданных трудностей. Автор: Лена Мелисса
Профессиограмма — что это, какие сведения содержит
По мере развития социальных и производственных отношений в обществе возникают все большее число профессий. Предприятия народного хозяйства нуждаются в специалистах из самых разных сфер. По мере их углубления, меняются и функциональные обязанности профессионалов. Тем не менее на протяжении многих десятилетий сохраняются основные критерии, предъявляемые и к профессиям, и к отдельным индивидуумам, реализующимся в той или иной деятельности.
Что обозначает данный термин
Профессиограмма — это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.
Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.
Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.
Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.
Виды профессиограмм:
Содержание и структура профессиограммы
Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.
Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.
В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:
Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.
Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.
Практическое назначение профессиограмм
Практическое назначение профессиограмм — служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.
Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.
Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.
При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.
Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.
Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм — это гарантия рациональных и грамотных решений.
Методы составления профессиограммы
При изучении профессиональной деятельности в разных областях трудности вызывают выделение максимально подробной и в то же время максимально компактной системы требований, предъявляемых к изучению профессии. Специалистам из этой области приходится разбираться в том, какие критерии действительно актуальны для выполнения профессиональных задач, а какие второстепенны.
Кроме того, при изучении профессиональной деятельности специалиста приходится вычленять разнообразные стили трудовой деятельности, а также проводить сравнительные анализы специальностей с ориентиром на специфику производственных процессов в каждом отдельном случае. При этом сопоставление профессий должно также ориентироваться на традиции региона и традиции конкретных организаций.
Для оптимизации изучения профессиональной деятельности используются следующие методы составления профессиограммы:
Цель организационных методов — структурирование исследовательской деятельности. Их главная задача — планирование, согласно которому исследование принимает структурированный вид.
Метод сбора эмпирических данных включает в себя аналитическое наблюдение за работниками и изучение документации по профессии.
Метод обработки эмпирических данных ставит целью выработать экспертную оценку собранных сведений. Его цель — сравнительный анализ различных процедур и трудовых процессов.
В рамках интерпретационного метода можно осмыслить собранные результаты. Это надо для того, чтобы появилась возможность сформулировать закономерности профессиональной деятельности. Подвидом интерпретационного метода является структурно-системный анализ. Именно он дает возможность построить гипотетическую модель оптимальной трудовой деятельности.
В рамках метода анализа документов предполагается не просто изучение инструкций и актов, выпускаемых на производстве, но проведение их сравнительного анализа. В результате чего можно сделать вывод о том, какие инструкции или приказы неактуальны для производства, а благодаря которым, наоборот, производительность труда увеличивается.
Довольно эффективным является метод опроса. Он дает возможность проводить разнообразные формы интервью — от групповых до индивидуальных. Опросы также включают периодическое проведение анкет, к которым сотрудники относятся лояльно и с удовольствием проигрывают гипотетические ролевые ситуации. Однако конечным итогом метода опроса должна стать экспертная оценка полученных сведений.
Метод наблюдения не есть метод дисциплинарного контроля над выполнением обязательств персонала. Но выполняя регистрацию разных этапов трудовой деятельности (в том числе — с использованием технических средств), можно вычленить определенные закономерности поведения работников. Возможно, руководству этот метод поможет оптимизировать подбор персонала и улучшить организацию трудового процесса в целом.
В рамках метода самонаблюдения предполагается самоотчет профессионала.
Метод анализа деятельности
Наконец, самым действенным является метод анализа деятельности. Именно он позволяет увидеть и проанализировать ошибки, допускаемые как персоналом, так и администрацией. Метод анализа деятельности — это верный путь к вычленению причин чрезвычайных происшествий и техногенных катастроф.
Целью изучения профессиональной деятельности в каких-либо экстремальных ситуациях является минимизация их последствий в дальнейшем. На базе установленных поведенческих моментов руководство сможет выработать рекомендации по совокупности действий в нештатных ситуациях.
Кроме того, в рамках метода анализа деятельности инспектируется рабочее место и способы использования инструментария с точки зрения эргономики. Этот метод дает возможность организовать рабочие места персонала так, чтобы работникам были созданы условия для максимальной профессиональной отдачи.
На базе всего вышеперечисленного составляются профессиограммы различных профессий.
Профессиограмме. Её назначение и содержание
Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психические особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профессии в целях ППФП.
При составлении профессиограммы применяется, как правило, комплекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эргономике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос представителей данной профессии, выявление профессионально важных физических и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простейших методов исследования.
Содержание профессиограммы включает описание следующих факторов, от которых зависит направление ППФП:
условий и режима труда;
Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, поскольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Условия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и системы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.
Формы труда при различных видах трудовой деятельности
Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с преобладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физического труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимости от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. Например, представители многих инженерных профессий во время проектных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях оборудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.
Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой деятельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.
Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контроля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.
Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физического труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как, во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и, во-вторых, решение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия трудовой деятельности представляет определенную трудность.
Третья группа профессий объединяет работы, связанные преимущественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.
Четвертая группа профессий предполагает умственный или преимущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педагоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономисты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и организаций и т. д.
Условия и режим труда при различных видах трудовой
Условия труда характеризуются перечисленными далее особенностями трудовой деятельности.
Микроклиматические условия’, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замкнутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафандре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), атмосферное давление, освещённость.
Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы
нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая свободную рабочую позу), зона досягаемости.
Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазованность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромагнитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.
По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость ветра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в сравнении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается продолжительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.
Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятельности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продолжительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация длительности труда и отдыха или свободный график.
Условия и режим труда у представителей разных профессий значительно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов химических предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при загазованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, работников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.
Характер труда при различных видах трудовой деятельности
Характер труда составляют перечисленные далее особенности трудовой деятельности.
Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощущений; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контролирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее значимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).
Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), стратегия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация
принятия решения (нормальная, экстремальная).
Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (простые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, использование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущественно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных действий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (циклические, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; основные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.
Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: органы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.
Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением координации).
Психологические трудности: наличие риска, опасностей в работе; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; физические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.
Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производительность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные заболевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда падает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетрудоспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает возможности человека (возникают предпатологические и патологические состояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболевания).
Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельности имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке информации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представителей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных
действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.
Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности
О динамике работоспособности можно судить по изменению физического и психического состояния человека, а также эффективности трудовой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.
На протяжении рабочего дня фиксируются: скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы; степень утомления в течение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление); наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы; скорость восстановления в перерывах и после работы; состояние перед началом работы на следующий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).
На протяжении рабочей недели фиксируются: степень, форма и вид утомления; день недели, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за выходные дни (полное, неполное).
На протяжении года фиксируются: степень, форма и вид утомления; месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за время отдыха (отпуска).
Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно ие всегда соответствует наступлению утомления как по времени, так и по степени его проявления. К внешним объективным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др. Например, при физическом труде средней степени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость головы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, неуверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердцебиение и одышку. При умственном труде средней степени утомления соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, повороты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.
С целью определения эффективности труда отмечается величина вы
работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.
Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.
Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств
Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудовой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уровень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка профессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.
Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть использованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, большое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равновесия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.
Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чисел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес
ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» глазами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.
Оценка переключения внимания осуществляется в процессе следующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух производить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За каждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отличное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.
Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля
Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной профессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осуществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных исследований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов выбранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, режима, характера труда и динамики работоспособности.
По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон
таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.
Динамика работоспособности при односменном режиме работы выражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), средней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.
Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.
Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.
Упражнения для развития статической силовой выносливости основных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полу-приседы на правой и левой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на правой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, предплечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантелями (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отягощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.
Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействием на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на набивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вертикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и направо; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.
Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановками по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движении, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также совершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.
В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обеспечивают не только развитие необходимых прикладных физических качеств, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.
Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внешней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффективен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физическими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повышенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.
Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физические упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатывания, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.