Что включает в себя приграничная территория
Статья 16. Содержание и установление пограничного режима
Информация об изменениях:
Статья 16. Содержание и установление пограничного режима
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением погрузки припасов в портах, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.
Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.
Приграничная территория
Смотреть что такое «Приграничная территория» в других словарях:
Приграничная территория государства-участника СНГ — Приграничная территория часть территории административно территориальной единицы государства участника СНГ, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства участника СНГ. Перечень приграничных территорий,… … Официальная терминология
Территория приграничная (пограничная зона) — полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок;. Источник: Приказ ФТС … Официальная терминология
Техас — У этого термина существуют и другие значения, см. Техас (значения). Штат США Техас англ. Texas … Википедия
Штат Техас — Техас Флаг Техаса Герб Техаса Прозвище штата: «Штат Одинокой Звезды» … Википедия
НИДЕРЛАНДЫ — Королевство Нидерландов, государство в Западной Европе. Площадь 41 526 кв. км. Граничит на востоке с Германией, на юге с Бельгией, северные и западные берега омываются Северным морем. Часто страну называют Голландией по названию самой богатой и… … Энциклопедия Кольера
Войска противовоздушной обороны страны — вид Вооружённых Сил СССР; предназначены для отражения ударов противника с воздуха по важнейшим административно политическим центрам, промышленным и другим важным объектам в тылу, группировкам вооружённых сил, а также по объектам,… … Большая советская энциклопедия
Войска ПВО — Войска противовоздушной обороны ВС СССР Войска ПВО страны, ВПВО ВС СССР Годы существования реорганизован 1918 года реорганизован 14 февраля 1992 года Страна Российская империя … Википедия
Войска ПВО СССР — Войска противовоздушной обороны ВС СССР Войска ПВО страны, ВПВО ВС СССР Годы существования реорганизован 1918 года реорганизован 14 февраля 1992 года Страна … Википедия
Металловка — Село Металловка укр. Металівка Страна УкраинаУкраина … Википедия
Понятие приграничных территорий
Введение
Местное самоуправление занимает значительное место в Конституции. Оно относится к числу важнейших элементов государственного устройства Российской Федерации. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления.
Местное самоуправление в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В свою очередь на отдельных территориях существуют определенные особенности организации местного самоуправления.
Понятие приграничных территорий
«Территория» является материальной формой существования как всех государственно-правовых явлений, так и человечества в целом. Фундаментальное значение «территории» обеспечивает постоянное внимание правоведов к изучению связанных с ней явлений и категорий. Начатый в ХХ в. и продолжающийся по наши дни процесс кардинального изменения политической карты мира объективно привлекает внимание ученых к различным сторонам территориального феномена, в том числе и к вопросам о правовом содержании и предназначении приграничной территории. Расширение и перетекание зон военных конфликтов в соседние страны, всеобщая зависимость от ухудшения экологической обстановки в мире и обострение миграционного кризиса в Европе только добавили актуальности изучаемой теме. Особенно велико значение «приграничной территории» для современной России, имеющей самый большой в мире пограничный периметр, к которому прилегают различные по своим природным, социальным, экономическим и т.д. характеристикам территории.
Термин «приграничная территория» широко используется в современном зарубежном и российском законодательстве. Правовое регулирование отношений в рамках приграничной территории предусмотрено в Земельном и Градостроительном кодексах, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О связи», в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и Указе Президента РФ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» и др.
Однако до настоящего времени возникают правовые коллизии из-за отсутствия единства в толковании рассматриваемого понятия: примерно в половине нормативных правовых актов Российской Федерации приграничная территория рассматривается в качестве единого пространства (определенной полосы), протянувшегося вдоль государственной границы, а в других актах речь идет о множестве приграничных территорий.
К сожалению, не вносит полной ясности трактовка приграничной территории, данная в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации», где отмечено, что защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории, однако отсутствует определение и лишь перечисляются объекты, входящие в ее состав: пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и другие территории, прилегающие к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска. Недостаточность данного определения для современных отношений в пограничной сфере была подтверждена практикой.
Конституция Российской Федерации не выделяет категорию «приграничная территория». Основной закон России определил, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, при этом указывая на обладание суверенными правами и осуществление юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации легализовала понятие «приграничная территория» по примеру Закона «О Государственной границе Российской Федерации» путем перечисления ее состава.
Анализ законодательства в отношении приграничной территории Российской Федерации позволяет выделить несколько подходов к формулировке определения рассматриваемой категории:
Если в первом случае приграничная территория рассматривается исключительно с позиций возможности использования пограничного режима, то во втором случае предполагается существование множества «приграничных территорий» по числу административно-территориального образований в составе приграничных субъектов Российской Федерации. Третий подход состоит в рассмотрении «приграничной территории» как объекта международного пограничного сотрудничества и вынужденно имеет слишком упрощенный характер. В четвертом примере рассматриваются конкретные географические пространства Дальневосточного федерального округа.
Использование материала о генезисе рассматриваемой категории и анализ правовых источников, регулирующих отношения в пограничной сфере, позволяют выделить специфические особенности приграничной территории.
Во-первых, приграничная территория расположена (имеет протяженность) вдоль государственной границы Российской Федерации, участки которой различаются по своим природным, социальным, экономическим и другим характеристикам.
В-третьих, приграничная территория, как часть пограничного пространства, является объектом государственной политики, реализующей в исторически определенный период пограничные функции соответствующей формы государства в соответствии интересами, как населения данной территории, так и всех жителей страны.
В-четвертых, приграничная территория определяет пределы, в которых все субъекты пограничной сферы участвуют в обеспечении жизненно важных интересов личности, общества и государства на Государственной границе в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В-пятых, вопросы приграничной территории являются предметом правового регулирования со стороны федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и международного права, при этом сами приграничные территории определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
В-шестых, федеральным законом, определяющим режим приграничной территории, предусматривается возможность установления особенностей в осуществлении (организации) местного самоуправления на данной территории.
В-седьмых, в силу географического положения полномочия органов местного самоуправления на приграничной территории по решению вопросов местного значения имеют свою специфику, прежде всего, в части осуществления международных и внешнеэкономических связей.
В-восьмых, приграничная территория является частью пограничного пространства Российской Федерации, под которым понимаются пространственные пределы, включающие, кроме того, государственную границу Российской Федерации, воздушное пространство, прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В-девятых, в современных условиях приграничная территория является местом сосредоточения угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности, а также в связи с опасностью возникновения военных конфликтов, активизации деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, осложнением проблем мировой демографической ситуации, окружающей среды и продовольственной безопасности и др.
Таким образом, под приграничной территорией следует понимать территорию, прилегающую к государственной границе Российской Федерации и непосредственно участвующую в исполнении ее основных функций (соединительной, разделительной и фильтрационной) в целях реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе посредством установления специальных зон и режимов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Практическое значение категории «приграничная территория» может быть реализовано посредством разработки комплекса мер по обеспечению территориальной целостности страны и безопасности государственной границы, всестороннему развитию субъектов и инфраструктуры пограничного пространства, а также разрешения широкого спектра международных и внутригосударственных проблем.
Что включает в себя приграничная территория
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 июня 1998 года N 264
Об определении приграничных территорий, внутренних и пограничных вод и установлении в них режимов приграничной территории
Признано утратившим силу:
Изменения и дополнения:
1. Считать территории Ахтубинского, Володарского (в пределах Калининского, Козловского, Марфинского, Новокрасинского, Тишковского, Цветновского сельсоветов и с. Маково), Икрянинского (в пределах Житнинского, Мумринского сельсоветов), Камызякского, Красноярского, Лиманского (в пределах Бирючекосинского, Бударинского, Воскресеновского, Олинского, Рынковского сельсоветов), Харабалинского районов приграничными территориями с установлением в них режима приграничной территории в соответствии с порядком реализации Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» на территории Астраханской области.
2. Временно, до международно-правового установления Государственной границы Российской Федерации, на основании ст.5 п. 4-д и ст. 16 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации ст 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ на территории Астраханской области установить пределы внутренних вод с установлением в них правил пограничного режима:
— Волго-Каспийский канал от населенного пункта Оля до точки ш=45 гр. 05 мин. сш д=47 гр. 51,5 мин. вд;
— Кировский канал от точки ш=45 гр. 31 мин. сш, д=48 гр. 24 мин. вд до точки ш=45 гр. 40 мин. сш. д=48гр. 18 мин. вд;
— Кулагинский канал от точки ш=45 гр. 40 мин. сш, д=48 гр.18 мин. вд до точки ш=45 гр. 45 мин. сш, д=48 гр. 05 мин. вд;
— Никитинский банк от точки ш=45 гр. 45 мин. сш д=48 гр. 05 мин. вд до н.п. Кировское, протока Кулагина, протока Рытого банка;
— Белинский канал от н.п. Маково до точки ш=45 гр. 41 мин. Сш д=49 гр. 00 мин. вд;
3. Установить пограничную зону шириной 5 километров вдоль государственной границы на территории Ахтубинского, Володарского, Красноярского, Харабалинского районов, а также в водах пограничных рек Иголкин Банк (на участке о.Песчанный, п.Самойловский) и Кигач (на участке от слияния с р.Иголкин Банк, п.Байбек) с введением в ней правил пограничного режима.
4. Утвердить порядок реализации Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» на территории Астраханской области и правила пограничного режима во внутренних водах и водах пограничных рек, озер и иных водоемов на территории Астраханской области (прилагаются).
5. Главам районного самоуправления Ахтубинского, Володарского Икрянинского, Камызякского, Красноярского, Лиманского, Харабалинского районов обеспечить обозначение приграничных территорий на автомобильных трассах и железнодорожных магистралях предупреждающими надписями «Приграничная территория».
6. Департаменту информации, издательства и полиграфии Администрации области (Кучумов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Признать утратившими силу постановления Главы Администрации Астраханской области от 21 февраля 1994 года N 59 «Об установлении пограничного режима» и от 15 февраля 1995 года N 41 «О внесении частичных изменений и дополнений в постановление Главы Администрации области N 59 от 21 февраля 1994 года».
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Володина Э.М.
Глава Администрации области
Утвержден
Постановлением Главы Администрации
области от 26 июня 1998 г. N 264
Настоящий порядок устанавливает и регламентирует на основе Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» режим приграничной территории.
1. Общие положения
Режим приграничной территории служит исключительно защите интересов Российской Федерации на российско-казахстанской границе в пределах Астраханской области, а также созданию необходимых условий для охраны Государственной границы и может объявляться как на всей приграничной территории, так и на отдельных ее участках (районах).
На въездах в приграничную территорию решением органов местного самоуправления устанавливаются предупреждающие знаки.
2. Режим приграничной территории
Режим приграничной территории включает в себя правила:
— въезда-выезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пределах приграничной территории;
— хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий на приграничной территории;
— учета, содержания российских маломерных самоходных и несамоходных средств (судов) и средств передвижения по льду, а также порядок их использования в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов;
— ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.
Установление иных режимных ограничений допускается только на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
3.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства пользуются правом транзитного проезда по приграничной территории Астраханской области при наличии документов, удостоверяющих личность, и других документов, регламентирующих их передвижение (перемещение) по территории Российской Федерации.
3.2. Жители Астраханской области перемещаются по приграничной территории, въезжают и выезжают через российско-казахстанскую границу по документам, удостоверяющим личность, при наличии штампа регистрации по месту постоянного жительства.
3.3. Российские граждане, не являющиеся жителями Астраханской области, в случае прибытия в населенные пункты приграничной территории обязаны в течение трех дней зарегистрировать свое временное пребывание в ближайшем органе внутренних дел, либо органе местного самоуправления (при отсутствии органов внутренних дел).
3.4. Иностранные граждане в случае прибытия в населенные пункты приграничной территории области обязаны, кроме документов на право въезда на российскую территорию, иметь при себе визу, разрешающую им пребывание в данном населенном пункте, и в течение трех дней зарегистрировать свое пребывание в ближайшем органе внутренних дел.
3.5. Лица без гражданства в случае прибытия в населенный пункт приграничной территории области обязаны иметь при себе, кроме документов, удостоверяющих личность, разрешение органа внутренних дел по месту постоянного (временного) проживания с отметкой о выезде и в течение трех дней зарегистрировать свое пребывание в ближайшем органе внутренних дел.
3.6. Военнослужащие частей, дислоцирующихся на территории области, посещают населенные пункты приграничной территории по документам, удостоверяющим личность. Военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами области, для пребывают в населенных пунктах приграничной территории обязаны иметь документы, удостоверяющие личность, а также отпускные билеты или командировочные удостоверения.
3.8. Перемещение грузов, товаров, домашнего скота, других животных и птицы через Государственную границу осуществляется в установленных для этого местах с обязательным таможенным оформлением.
3.9. На пунктах пропуска (таможенных постах) через Государственную границу в пределах приграничной территории области должностные лица органов пограничного контроля осуществляют пограничный контроль, заключающийся в проверке необходимых документов у следующих через Государственную границу лиц, выявлении и пресечении незаконного проникновения через границу лиц, не имеющих соответствующих документов, выявлении запрещенных к провозу средств противоправной деятельности, а также грузов и предметов контрабанды.
3.10. На основе нормативно-правового акта федерального транспортного органа исполнительной власти начальник железнодорожного вокзала, автовокзала, станции, руководитель другого транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами органов пограничного контроля, таможенных и других органов, осуществляющих контроль на Государственной границе, приказ (инструкцию), устанавливающий режим на территории конкретного пункта пропуска (таможенного поста) через Государственную границу.
3.12. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадке при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производится с разрешения органов пограничного контроля и таможни.
Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию сотрудников пограничного контроля вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили и иные помещения транспортных средств и перевозимые в них товары и грузы.
Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с российской территории или следования вглубь территории Российской Федерации только с разрешения органов пограничного контроля и таможни.
3.13. Пересечение воздушной границы приграничной территории области летательными аппаратами малой авиации осуществляется при обязательном уведомлении органов пограничной службы.
3.14. Органы пограничной службы по согласованию с заинтересованными органами, учреждениями и ведомствами могут определять места, время въезда-выезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания лиц и транспортных средств на приграничной территории.
4.1. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий на приграничной территории регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области.
Конкретные работы, мероприятия должны проводиться с предварительным (не менее чем за сутки) уведомлением органов пограничной службы на местах. При этом должны указываться: место, время проведения, количество участников, а также лицо, ответственное за их проведение.
4.3. Туристические группы из числа иностранных граждан в случае прибытия в населенные пункты приграничной территории области после регистрации временного пребывания обязаны находиться в обозначенных в туристических путевках местах.
Ответственность ценность за соблюдение членами этих групп требований, установленных правилами режима приграничной территории, возлагается на руководство администраций пригласивших их туристических фирм, организаций и учреждений независимо от форм собственности.
4.4. В целях недопущения переноса заразных болезней на приграничную территорию области могут быть запрещены или ограничены содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы.
Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее оборудования, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации или, по его поручению, органами ветеринарного надзора области.
Содержание и выпас скота в пределах приграничной территории осуществляются в порядке, установленном пунктами 4.1, 4.2 настоящего Порядка.
5. Учет, содержание к использование российских маломерных средств (судов) и средств передвижения по льду. Ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов
5.1. Российские маломерные средства (суда) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях (причалах) и других пунктах базирования. Порядок выхода этих средств (судов), в том числе и из пунктов базирования и возвращения устанавливаются по согласованию с органами пограничной службы на территории района.
5.2. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в российской части пограничных рек, озер и иных водоемов регулируется федеральными законами, законами и иными нормативами правовыми актами Астраханской области, ведется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и осуществляется с разрешения органов пограничной службы.
6. Полномочия органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территории области
В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» органы пограничной службы при осуществлении охраны Государственной границы в пределах приграничной территории, российской части пограничных рек, озер и иных водоемов имеют право:
— возводить необходимые сооружения, коммуникации, линии связи на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормативам;
— находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей в целях предотвращения и пресечения нарушений режима приграничной территории, проверять необходимые документы у лиц и документы на транспортные средства и грузы, передвигающиеся (перемещаемые) по приграничной территории, а также производить досмотр транспортных средств и перевозимых на них грузов;