Что включает в себя правоприменительная техника
Юридическая техника правоприменительных актов
Под правоприменительной техникой понимается совокупность правил, приемов и способов составления и оформления правоприменительных документов, о чем отмечалось выше.
Технология подготовки и оформления указанных актов, использование приемов и способов правоприменительной техники зависит от характера регламентируемых отношений, подпадающих под правовое регулирование. Правоприменительный акт, его юридическая сила зависят от правовой нормы, на основании которой он вынесен. Правоприменительные документы есть действие права, его норм, которые призваны конкретизировать абстрактно изложенные субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Весьма важное место в системе правоприменительных актов занимают судебные документы (решения, приговоры, постановления и др.). Цель и задачи правоприменительных актов предопределяет технология работы по их подготовке и оформлению, а также использование конкретных приемов, комплексов правоприменительной техники.
— правила изложения содержания; например, в случаях, если когда речь идет о решении арбитражного суда, то закон (ст. 169, 170 АПК РФ и др.) требует, чтобы в нем были изложены мотивы его принятия, краткое содержание заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятия решения; и др. В мотивировочной части должны также содержаться обоснования принятого судом решения; и др. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе об удовлетворении полностью или части, каждого из заявленного требований; и др.
Каждый из правоприменительных документов предполагает соответствующее содержание, изложение или его фиксацию, а также закрепление в акте с использованием соответствующих приемов правоприменительной техники;
Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта. Индивидуальный акт должен иметь строго определенный предмет регулирования, т.е. должен быть «привязан» с помощью адаптированной к фактическим обстоятельствам юридической конструкции (субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности) к конкретному фактическому обстоятельству. Этой логике должна быть подчинена соответствующая структура документа, строящаяся на логически последовательном изложении документа, отражающем специфику и цель правоприменительного документа. Безусловно, общая композиция документа предполагает заголовок, вводную часть, основную часть и заключительную. Каждая из них в тексте выделяется при помощи рубрикационных правил (абзацы, нумерация, интервалы и др.). Каждый индивидуальный акт имеет собственное содержание и, следовательно, собственную логику изложения.
К структурным правилам тесно примыкают графические; как способ (форма) выражения структуры, композиции индивидуального правового акта. Тексты индивидуальных актов нередко символизированы разного рода тематическими изображениями (например, на бланке свидетельство об отводе земли под индивидуальное жилищное строительство сверху листа изображен дом и приусадебный участок). Итак, с помощью правоприменительной графики (система правил композиционного построения текста акта правоприменения), ее реквизитов текст индивидуального акта приобретает композиционную стройность, логическую последовательность, внешнюю индивидуальность.
Каждый индивидуальный акт обязан иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическое предназначение, юридическую силу, регулятивные свойства и пределы действия. Речь идет о так называемых правилах легализации (реквизитных) правилах. Индивидуальный правоприменительный акт должен иметь соответствующее название (приговор суда, решение суда, постановление суда и т.д.), включая орган, его издавший, дату, место принятия, содержание (изложенное в соответствии с правилами, о чем речь шла выше). Обязательным реквизитом должна быть подпись должностного лица (лиц), например судьи.
Вопросы для самоконтроля
1. Роль документов в социальной практике.
2. Юридические документы в системе современного документооборота.
3. Понятие и признаки юридических документов.
4. Виды юридических документов.
5. Нормотворческие юридические документы, их виды.
6. Правоприменительные юридические документы, их виды.
7. Роль юридической техники в подготовке нормотворческих юридических документов.
8. Роль юридической техники в подготовке правоприменительных юридических документов.
9. Юридическая техника и систематизация юридических документов.
10. Законность, юридическая техника и юридические документы.
Список литературы
1. Баранов В.М., Климентьева Н.А. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. Н. Новгород, 2005.
2. Ботин А.Г., Кузнецов В.В. Как правильно составить судебные документы: приговоры, кассационные определения: Пособие для судей. М., 2003.
3. Брауде И.Л. Очерки законодательной техники. Избранное. М., 2010.
4. Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. Минск, 2005.
5. Власенко Н.А. Законодательная технология: Теория. Опыт. Правила: Учебное пособие. Иркутск, 2001.
6. Власенко Н.А. Основы законодательной техники: Практическое руководство. Иркутск, 1994.
7. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.
8. Власенко Н.А., Стародубцев С.В. Основы теории юридических документов. М.,2006.
10. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004.
11. Делопроизводство в судах / под ред. М.А. Подобеда. М., 2004.
12. Законодательная техника / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.
13. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001.
14. Законодательная дефиниция / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2007.
15. Каргин К.В. Юридические документы: вопросы разработки и применения. Н. Новгород, 2006.
16. Каргин К.В. Юридические документы. М., 2008.
17. Кашанина Т.В. Юридическая техника. Учебник. М., 2007.
18. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.
19. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.
20. Нормография / под ред. / Ю.Г. Арзамасова. М., 2007.
21. Проблемы юридической техники: Сборник статей / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000.
23. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
24. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Избранное. М.,2008.
25. Ушаков А.А. Право и язык. Избранное. М., 2008.
26. Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.
27. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. М., 2008.
28. Тихонова С.С. Юридическая техника в уголовном праве. Н. Новгород, 2009.
29. Давыдова М.Л. Юридическая техника. Волгоград, 2009.
30. Юридическая техника / под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М., 2010.
31. Баранов В.М. Техника правотворчества: природа, основные приемы, значение. Ретроспективный библиографический указатель. М., 2010.
32. Юридическая техника. Ежегодник. 1-3. 2007-2008.
22.1 Законодательная и правоприменительная техника
Законодательная и правоприменительная техника
Под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.
Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.
В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории — «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.
С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.
4. Язык и стиль нормативного правового акта во многом определяют эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;
в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и констатирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.
Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.
Правоприменительная техника включает в себя:
а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должны отличаться от языка и стиля нормативного акта.
Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);
б) способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в Едином государственном реестре. Например, недвижимость и сделки с нею подлежат обязательной государственной регистрации. При этом момент возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав определяется моментом регистрации. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.). В отношении иностранных документов существуют такие способы легализации, как: консульская легализация (удостоверение консулом соответствующего государства), путем проставления апостиля (специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, или подлинность печати, скрепляющей документ) или на условиях, предусмотренных международным договором между конкретными государствами;
в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;
г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 6.4. Законодательная техника
§ 6.4. Законодательная техника Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их
6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная
6.2.3. Формы выражения толкования: когнитивная, устная, письменная, правоприменительная По форме выражения толкование можно разделить на когнитивное, устное, письменное и правоприменительное. Форма выражения есть «внешнее выражение чего-нибудь, обусловленное
II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ техника
II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ техника Раздел криминалистической техники представляет специфический для криминалистики естественно-технический аспект знания.В контексте криминалистической литературы под техникой понимается: 1) определенная система знаний; 2) элемент
Правоприменительная практика
Правоприменительная практика 1. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке.2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 января 2005 г. № 90.3. Обобщение практики рассмотрения судами
Законодательная власть
Законодательная власть С точки зрения конституционной доктрины, законодательная власть в Индонезии представлена двумя высшими государственными органами — Народным консультативным конгрессом (НКК) и Советом народных представителей (СНП).Согласно конституции 1945 г.,
§ 9. Юридическая техника
§ 9. Юридическая техника Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение
Глава 22 ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Глава 22 ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 22.1 Законодательная и правоприменительная техника Под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических
Современная техника в криминалистике
Современная техника в криминалистике Как уже было показано на ряде примеров, одной из важнейших задач полиции является обеспечение объективных доказательств для уголовного судопроизводства. Материальные следы, всесторонний осмотр места происшествия и его
Глава 39. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Глава 39. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Правоприменительная деятельность как часть техники юриспруденции.2. Юридическое познание. Его особенности при применении права.3. Принцип объективной истины.4. Юридическое дело.5. Основные стадии
Правоприменительная техника
Юридическая техника – совокупность приемов, правил и способов по подготовке и оформлению юридических документов.
Основной целью юридической техники является обеспечение ясности, точности, экономичности изложения и доступности правовой информации для адресата. Качественные юридические документы, как по содержанию, так и внешней форме в конечном итоге, есть условие эффективности правового регулирования.
Юридическую технику принято подразделять на правотворческую и правоприменительную.
Правотворческая техника – система правил, приемов и средств по подготовке, составлению и оформлению нормативных правовых актов. Разновидности нормотворческих документов имеют специфику в деле их подготовки, например, в технологии создания концепции нормативного правового акта, его структуре, графической организации содержания, а также в оформлении сопроводительных документов.
Правоприменительная техника – совокупность приемов и правил по подготовке и оформлению индивидуальных правоприменительных актов.
Цель правоприменительного акта определяет его содержание и форму. В связи с этим они отличаются друг от друга, соответственно, как и техника их подготовки, например, можно выделить технику изготовления судебных актов.
Общая цель юридической техники в рационализировании юридической деятельности – правотворческой и правоприменительной. Реализация приемов юридической техники позволяет сделать юридический текст простым и экономичным с позиции изложения, стандартизированным и унифицированным. Высококачественные с точки зрения техники нормативные правовые и правоприменительные документы, есть условие не только эффективного правового регулирования, но и функционирования правовой системы.
Прежде всего, рассмотрим требования юридической техники к проектам правотворческих актов и основные технико-юридические приемы по их созданию.
Задача правотворческой техники адекватно и рационально изложить нормативный материал. Безусловно, составитель нормотворческого документа должен максимально избегать пробелов, противоречий, излишнего дублирования юридических норм. Неясность содержания, нерациональное использование языковых единиц и другие логико-языковые дефекты ведут к снижению эффективности правового регулирования. Вместе с тем, не следует забывать, что задача нормотворческого органа – адекватное юридическое урегулирование фактических отношений, выбор и закрепление наиболее оптимальных средств правового опосредования общественных отношений.
Успешная подготовка проектов нормативных правовых актов зависит от обеспечения соответствующего качества формулируемых норм. Речь идет о достижении высокого уровня совершенства их юридической, языковой и логической сторон, а также социально-экономической обусловленности.
Совершенство нормативного правового акта предполагает наличие в нормах права таких свойств как нормативность и общеобязательность, и, как указывалось, минимум пробелов и коллизий. Нормативный правовой акт должен предусматривать механизм, обеспечивающий реальное действие норм права. Текст нормативного правового акта подготавливается в строгом соответствии с правилами русского языка и логики.
Качество проекта нормативного правового акта, его технико-юридическая и социальная составляющие предполагают соответствие его общим требованиям(См. Схему): 1) нормативность; 2) полнота; 3) конкретность; 4) системность; 5) точность; 6) ясность; 7) простота; 8) краткость (экономичность).
Формулируемые правовые предписания должны обладать нормативностью– состоять из норм ирегулировать соответствующий вид (сторону), признак общественных отношений, а не конкретный факт или конкретное правоотношение. Нормативность предполагает длительное действие норм, не исчерпываемое их однократной реализацией, а также обозначение субъектов регулируемых отношений при помощи технико-юридических терминов («юридическое лицо», «субъект права», «избирательный процесс», «избирательная процедура и др.).
Полнотанормативного правового акта означает, что в нормативном правовом документе закреплены все необходимые признаки регулируемого правоотношения. В связи с этим, каждая юридическая норма должна иметь завершенную конструкцию (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо содержать отсылки к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся отсутствующие ее элементы и механизм ее реализации в конкретных отношениях.
Нормы права должны отвечать такому требованию юридической техники как конкретность, т.е. отражать специфические, наиболее характерные признаки регулируемого правоотношения.
Конкретность юридической нормы является необходимым ее условием качества, ибо любое правовое предписание может действовать только в строго ограниченной сфере, определяемой предметом правового регулирования. Конкретность нормы права играет решающую роль при юридической квалификации. Это очень важно в случаях когда, субъекты правоотношений или правоприменители определяют юридическую природу соответствующих отношений, действий, поступков и устанавливают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Реализация норм права, не обладающих достаточной конкретностью, может порождать конфликты в части сферы их действия и применения.
Требованиесистемностиозначает, что создаваемые нормы права не должны противоречить другим предписаниям нормативного правового акта, а также иным действующим юридическим правилам. Правотворческий орган должен стремиться к тому, чтобы проектируемые нормативные правовые новеллы представляли собой органичную часть единого целого – системы права Российской Федерации, последовательно согласовывались со всеми ее компонентами (институтами, отраслями права). Иначе неизбежны юридические коллизии – ситуации, когда в системе действующих норм по одному и тому же вопросу действуют два и более противоречащих друг другу нормативных правовых предписаний.
Особое внимание субъект правотворчества должен уделить тому, чтобы нормы права, содержащие субъективные права участников правоотношений, не противоречили Конституции России, общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации и обеспечивали такую меру свободы, при которой субъекты реализации права могли бы беспрепятственно осуществлять все социально-значимые действия. Неоправданное ограничение правомочий субъектов права препятствует их активному, творческому участию в экономической, политической или социальной сфере.
Требование точностипредполагает соответствие текста нормативного правового акта, его содержания воле нормоустановителя и однозначно восприниматься всеми заинтересованными лицами. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что правовые предписания формулируются в соответствии с логико-языковыми правилами, о которых речь идет ниже.
Стандартизированность нормативного языка должна сочетаться с его ясностью и простотой. Требование ясностиозначает, что в нормативном правовом акте использованы языковые средства, доступные для понимания всех заинтересованных лиц.
Простотатекста нормативного правового акта предполагает отсутствие в законе и других нормативных правовых документах сложных, громоздких предложений и иных языковых конструкций.
Краткость (экономичность), как одно из требований юридической техники, означает, что в тексте нормативного правового акта должны отсутствовать лишние языковые конструкции, в частности, повторы, чрезмерное детальное описание признаков предметов и явлений.
Проекты нормативных правовых актов должны удовлетворять требованию социально-экономической обусловленности(Сырых В.М.). Речь идет об их соответствии уровню развития общества (экономического, социального, культурного). При выборе же режимов правового регулирования необходимо учитывать наиболее оптимальные пути совершенствования тех или иных общественных отношений.
Важнейшим показателем социальной обусловленности норм права является их эффективность. Оптимально действующий нормативный правовой акт неизбежно приводит к социально-полезным результатам – упрочению правового порядка, созданию реальных юридических гарантий реализации прав граждан и др. Эффективное действие нормативных правовых актов обеспечивается закреплением таких правовых средств, которые позволяют полностью нейтрализовать действие негативных социально-правовых факторов и усиливают действие социально-полезных. В противном случае, влияние негативных социально-экономических обстоятельств будет более интенсивно, чем роль правовых средств в деле развития общественных процессов.
Претворение требований правотворческой техники позволяет подготовить нормативный правовой акт – совершенный и способный осуществлять эффективное юридическое регулирование фактических отношений. При этом следует иметь в виду, что нормативный правовой документ должен обладать всеми необходимыми свойствами источника права и, прежде всего, быть принятым в пределах компетенции правотворческого органа.
При создании структуры нормативного правового акта следует учитывать общие закономерности построения и изложения текста таких документов. Во-первых, ряд нормативных правовых актов имеет вводную часть – преамбулу, например, Конституция РФ – Основной закон государства. Во-вторых, это собственно («несущая») нормативная часть акта, где зафиксировано большинство юридических норм. Текстуально это может составлять несколько глав или разделов. В документе третьим, замыкающим элементом, могут быть «заключительные положения», «примечания» и др. Иногда их называют «переходными» положениями нормативного правового акта. В них часто речь идет о сроках и условиях вступления в действие нормативного правового акта, других технико-юридических моментах.
Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, отражающие его юридическую силу, регулятивные свойства, сферу действия и придающие ему официальный характер. Их количество определяется целями нормативного правового акта, а также требованиями к его форме и содержанию.
Нормативный правовой акт должен иметь соответствующее название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия. Обязательным реквизитом является подпись должностного лица (лиц).
12.1.1.Языковые правила подготовки проектов нормативных правовых актов[394]
Подготовка текста проекта нормативного правового акта основана на определенных языковых правилах, направленных на правильное использование лексических средств языка, выражающих волю нормодателя. Главным образом, речь идет о нормативных грамматических предложениях, юридических фразеологизмах, словах и аббревиатурах.
При формулировании текста правовой нормы надлежит учитывать правила написания нормативных грамматических предложений. Они включают в себя следующие требования:
· соответствие грамматической форме. Особенности регулятивной природы права предполагают строго определенную грамматическую организацию. Таковыми являются констатирующие, повествовательные и утвердительные грамматические предложения. Подлежащее в них часто отсутствует. Природе права, характеру содержащейся в его нормах информации противоречит использование вопросительных, побудительных и иных грамматических предложений;
· отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами, которые в силу их количества затрудняют восприятие мысли нормоустановителя. С целью облегчения восприятия, «длинность» можно преодолеть с помощью простой цифровой графики: 1), 2), 3) или букв – а), б), в), а также добавлений «и т.д.», «и т.п.», «и др.»;
· недопустимость использования несвойственных регулятивной природе юридических предписаний противопоставительных союзов «а», «но», «чтобы» и тем более таких редких для официальных текстов союзов как «да», «не то», «хоть» и др.;
· простота стиля, безличный характер содержания. К данной цели нужно стремиться, насколько позволяет смысл нормативного предписания, ибо стремление к простоте и доступности изложения правовых норм не должно наносить ущерб полноте, точности предписания, и приводить к упрощенству и примитивизму.