Что включает в себя понятие защита информации в информатике
Основы информационной безопасности. Часть 2. Информация и средства её защиты
В первой части «Основ информационной безопасности» нами были рассмотрены основные виды угроз информационной безопасности. Для того чтобы мы могли приступить к выбору средств защиты информации, необходимо более детально рассмотреть, что же можно отнести к понятию информации.
Информация и ее классификация
Существует достаточно много определений и классификаций «Информации». Наиболее краткое и в тоже время емкое определение дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 2: Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Информацию можно классифицировать по нескольким видам и в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен – конфиденциальные данные и государственная тайна.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию:
Согласно закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» статья 5. «Перечень сведений составляющих государственную тайну» относится:
Конфиденциальные данные – это информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами государства и нормами, которые компании устанавливаются самостоятельно. Можно выделит следующие виды конфиденциальных данных:
Персональные данные
Отдельно стоит уделить внимание и рассмотреть персональные данные. Согласно федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных», статья 4: Персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Права на обработку персональных данных закреплено в положениях о государственных органах, федеральными законами, лицензиями на работу с персональными данными, которые выдает Роскомнадзор или ФСТЭК.
Компании, которые профессионально работают с персональными данными широкого круга лиц, например, хостинг компании виртуальных серверов или операторы связи, должны войти в реестр, его ведет Роскомнадзор.
Для примера наш хостинг виртуальных серверов VPS.HOUSE осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ и в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций №139322 от 25.12.2015 (Телематические услуги связи) и №139323 от 25.12.2015 (Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Исходя из этого любой сайт, на котором есть форма регистрации пользователей, в которой указывается и в последствии обрабатывается информация, относящаяся к персональным данным, является оператором персональных данных.
Учитывая статью 7, закона № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Соответственно любой оператор персональных данных, обязан обеспечить необходимую безопасность и конфиденциальность данной информации.
Для того чтобы обеспечить безопасность и конфиденциальность информации необходимо определить какие бывают носители информации, доступ к которым бывает открытым и закрытым. Соответственно способы и средства защиты подбираются так же в зависимости и от типа носителя.
Основные носители информации:
Классификация средств защиты информации
В соответствии с федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 7, п. 1. и п. 4:
1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
Средства защиты информации
Средства защиты информации принято делить на нормативные (неформальные) и технические (формальные).
Неформальные средства защиты информации
Неформальными средствами защиты информации – являются нормативные(законодательные), административные(организационные) и морально-этические средства, к которым можно отнести: документы, правила, мероприятия.
Правовую основу (законодательные средства) информационной безопасности обеспечивает государство. Защита информации регулируется международными конвенциями, Конституцией, федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законы Российской Федерации «О безопасности», «О связи», «О государственной тайне» и различными подзаконными актами.
Так же некоторые из перечисленных законов были приведены и рассмотрены нами выше, в качестве правовых основ информационной безопасности. Не соблюдение данных законов влечет за собой угрозы информационной безопасности, которые могут привести к значительным последствиям, что в свою очередь наказуемо в соответствии с этими законами в плоть до уголовной ответственности.
Государство также определят меру ответственности за нарушение положений законодательства в сфере информационной безопасности. Например, глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» в Уголовном кодексе Российской Федерации, включает три статьи:
Для снижения влияния этих аспектов необходима совокупность организационно-правовых и организационно-технических мероприятий, которые исключали бы или сводили к минимуму возможность возникновения угроз конфиденциальной информации.
В данной административно-организационной деятельности по защите информационной для сотрудников служб безопасности открывается простор для творчества.
Это и архитектурно-планировочные решения, позволяющие защитить переговорные комнаты и кабинеты руководства от прослушивания, и установление различных уровней доступа к информации.
С точки зрения регламентации деятельности персонала важным станет оформление системы запросов на допуск к интернету, внешней электронной почте, другим ресурсам. Отдельным элементом станет получение электронной цифровой подписи для усиления безопасности финансовой и другой информации, которую передают государственным органам по каналам электронной почты.
К морально-этическим средствам можно отнести сложившиеся в обществе или данном коллективе моральные нормы или этические правила, соблюдение которых способствует защите информации, а нарушение их приравнивается к несоблюдению правил поведения в обществе или коллективе. Эти нормы не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормы, однако, их несоблюдение ведет к падению авторитета, престижа человека или организации.
Формальные средства защиты информации
Формальные средства защиты – это специальные технические средства и программное обеспечение, которые можно разделить на физические, аппаратные, программные и криптографические.
Физические средства защиты информации – это любые механические, электрические и электронные механизмы, которые функционируют независимо от информационных систем и создают препятствия для доступа к ним.
Замки, в том числе электронные, экраны, жалюзи призваны создавать препятствия для контакта дестабилизирующих факторов с системами. Группа дополняется средствами систем безопасности, например, видеокамерами, видеорегистраторами, датчиками, выявляющие движение или превышение степени электромагнитного излучения в зоне расположения технических средств для снятия информации.
Аппаратный средства защиты информации – это любые электрические, электронные, оптические, лазерные и другие устройства, которые встраиваются в информационные и телекоммуникационные системы: специальные компьютеры, системы контроля сотрудников, защиты серверов и корпоративных сетей. Они препятствуют доступу к информации, в том числе с помощью её маскировки.
К аппаратным средствам относятся: генераторы шума, сетевые фильтры, сканирующие радиоприемники и множество других устройств, «перекрывающих» потенциальные каналы утечки информации или позволяющих их обнаружить.
Программные средства защиты информации – это простые и комплексные программы, предназначенные для решения задач, связанных с обеспечением информационной безопасности.
Примером комплексных решений служат DLP-системы и SIEM-системы.
DLP-системы («Data Leak Prevention» дословно «предотвращение утечки данных») соответственно служат для предотвращения утечки, переформатирования информации и перенаправления информационных потоков.
SIEM-системы («Security Information and Event Management», что в переводе означает «Управление событиями и информационной безопасностью») обеспечивают анализ в реальном времени событий (тревог) безопасности, исходящих от сетевых устройств и приложений. SIEM представлено приложениями, приборами или услугами, и используется также для журналирования данных и генерации отчетов в целях совместимости с прочими бизнес-данными.
Программные средства требовательны к мощности аппаратных устройств, и при установке необходимо предусмотреть дополнительные резервы.
Математический (криптографический) – внедрение криптографических и стенографических методов защиты данных для безопасной передачи по корпоративной или глобальной сети.
Криптография считается одним из самых надежных способов защиты данных, ведь она охраняет саму информацию, а не доступ к ней. Криптографически преобразованная информация обладает повышенной степенью защиты.
Внедрение средств криптографической защиты информации предусматривает создание программно-аппаратного комплекса, архитектура и состав которого определяется, исходя из потребностей конкретного заказчика, требований законодательства, поставленных задач и необходимых методов, и алгоритмов шифрования.
Сюда могут входить программные компоненты шифрования (криптопровайдеры), средства организации VPN, средства удостоверения, средства формирования и проверки ключей и электронной цифровой подписи.
Средства шифрования могут поддерживать алгоритмы шифрования ГОСТ и обеспечивать необходимые классы криптозащиты в зависимости от необходимой степени защиты, нормативной базы и требований совместимости с иными, в том числе, внешними системами. При этом средства шифрования обеспечивают защиту всего множества информационных компонент в том числе файлов, каталогов с файлами, физических и виртуальных носителей информации, целиком серверов и систем хранения данных.
В заключение второй части рассмотрев вкратце основные способы и средства защиты информации, а так же классификацию информации, можно сказать следующее: О том что еще раз подтверждается давно известный тезис, что обеспечение информационной безопасности — это целый комплекс мер, который включает в себя все аспекты защиты информации, к созданию и обеспечению которого, необходимо подходить наиболее тщательно и серьезно.
Необходимо строго соблюдать и ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать «Золотое правило» — это комплексный подход.
Для более наглядного представления средства защиты информации, именно как неделимый комплекс мер, представлены ниже на рисунке 2, каждый из кирпичиков которого, представляет собой защиту информации в определенном сегменте, уберите один из кирпичиков и возникнет угроза безопасности.
Рисунок 2. Классификация средства защиты информации.
Что включает в себя понятие защита информации в информатике
Статья 16. Защита информации
1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ)
5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.
Защита информации
Добавлено в закладки: 0
Что такое защита информации? Описание и определение понятия.
Защита информации – это комплекс мер, которые предназначены для безопасного хранения и защиты информации от нежелательных пользователей. Безопасность коммерческих тайн и оборота документов является главной задачей в защите информации. Информацию охраняют методом технического программного управления передачей секретных данных и доступом. В качестве этих данных могут быть коммерческие документы, государственные тайны и соглашения фирм, данные о планах увеличения производства, идеи, которые могут приносить доход. Обращение с такой информацией осуществляют в режимной форме.
Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав общества и личности в информационной области.
Информационная сфера в современном социуме имеет две составляющие: технически-информационную (мир технологий, техники, созданный человеком искусственно и так далее) и психологически-информационную (естественный мир живой природы, который включает и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность государства (общества) можно представить двумя составными: информационно-психологической (психофизической) безопасностью и информационно-технической безопасностью.
Стандартизированные определения
Информационная безопасность — это процесс обеспечения доступности, целостности, конфиденциальности информации.
Информационная безопасность (англ. information security) — все аспекты, которые связаны с поддержанием, определением, достижением целостности, конфиденциальности, неотказуемости, доступности, аутентичности, подотчётности и достоверности информации или средств обработки.
Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security ) — это состояние защищённости данных (информации), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, целостность и доступность.
Безопасность данных (информации) определяется отсутствием недопустимого риска, который связан с утечкой информации по техническим каналам, непреднамеренными и несанкционированными воздействиями на данные или на другие ресурсы информационной автоматизированной системы, которые используются в автоматизированной системе.
Безопасность информации (при использовании информационных технологий) (англ. IT security ) — это состояние защищённости данных (информации), которое обеспечивает безопасность информации, для обработки которой она используется, и информационную безопасность информационной автоматизированной системы, в которой она реализуется.
Безопасность автоматизированной информационной системы — это состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются доступность, конфиденциальность, подотчётность, целостность и подлинность её ресурсов.
Информационная безопасность — это защищённость поддерживающей инфраструктуры и информации от преднамеренных или случайных воздействий искусственного или естественного характера, которые могут нанести субъектам информационных отношений неприемлемый ущерб. Поддерживающая инфраструктура — системы тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, системы кондиционирования и так далее, обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб — это ущерб, которым невозможно пренебречь.
Существенные признаки понятия
В качестве стандартной модели безопасности зачастую приводят модель из трёх групп:
Выделяют и другие категории модели безопасности, которые не всегда обязательны:
Рекомендации по применению терминов
В ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» приводится тая рекоакмендация применения терминов «безопасный» и «безопасность»:
Слова «безопасный» и «безопасность» необходимо применять лишь для выражения гарантий риска и уверенности.
Не нужно употреблять слова «безопасный» и «безопасность» в качестве прилагательного описательного предмета, так как они никакой полезной информации не передают. Рекомендуется всюду, где можно, заменять эти слова признаками предмета, к примеру:
«нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие»;
«защитный шлем» вместо «безопасный шлем».
Для термина «информационная безопасность» необходимо придерживаться тех же рекомендаций. Желательно использовать более точные свойства объектов, которые разделяются, как признаки понятия «информационная безопасность». К примеру, точнее будет использовать аргумент «для предотвращения угроз на доступность объекта» (или «для сохранения целостности данных») вместо аргумента «исходя из требований информационной безопасности».
Реализация (объём) понятия «информационная безопасность»
Системный подход к описанию информационной безопасности предлагает выделить такие составляющие информационной безопасности:
Мы коротко рассмотрели защиту информации: рекомендации, стандартизация. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Тема 10
Основы защиты информации
10.1. Защита информации как закономерность развития компьютерных систем
Защита информации – это применение различных средств и методов, использование мер и осуществление мероприятий для того, чтобы обеспечить систему надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.
Защита информации включает в себя:
• обеспечение физической целостности информации, исключение искажений или уничтожения элементов информации;
• недопущение подмены элементов информации при сохранении ее целостности;
• отказ в несанкционированном доступе к информации лицам или процессам, которые не имеют на это соответствующих полномочий;
• приобретение уверенности в том, что передаваемые владельцем информационные ресурсы будут применяться только в соответствии с обговоренными сторонами условиями.
Процессы по нарушению надежности информации подразделяют на случайные и злоумышленные (преднамеренные). Источниками случайных разрушительных процессов являются непреднамеренные, ошибочные действия людей, технические сбои. Злоумышленные нарушения появляются в результате умышленных действий людей.
Проблема защиты информации в системах электронной обработки данных возникла практически одновременно с их созданием. Ее вызвали конкретные факты злоумышленных действий над информацией.
Важность проблемы по предоставлению надежности информации подтверждается затратами на защитные мероприятия. Для обеспечения надежной системы защиты необходимы значительные материальные и финансовые затраты. Перед построением системы защиты должна быть разработана оптимизационная модель, позволяющая достичь максимального результата при заданном или минимальном расходовании ресурсов. Расчет затрат, которые необходимы для предоставления требуемого уровня защищенности информации, следует начинать с выяснения нескольких фактов: полного перечня угроз информации, потенциальной опасности для информации каждой из угроз, размера затрат, необходимых для нейтрализации каждой из угроз.
Если в первые десятилетия активного использования ПК основную опасность представляли хакеры, подключившиеся к компьютерам в основном через телефонную сеть, то в последнее десятилетие нарушение надежности информации прогрессирует через программы, компьютерные вирусы, глобальную сеть Интернет.
Имеется достаточно много способов несанкционированного доступа к информации, в том числе:
• копирование и подмена данных;
• ввод ложных программ и сообщений в результате подключения к каналам связи;
• чтение остатков информации на ее носителях;
• прием сигналов электромагнитного излучения и волнового характера;
• использование специальных программ.
Для борьбы со всеми этими способами несанкционированного доступа необходимо разрабатывать, создавать и внедрять многоступенчатую непрерывную и управляемую архитектуру безопасности информации. Защищать следует не только информацию конфиденциального содержания. На объект защиты обычно действует некоторая совокупность дестабилизирующих факторов. При этом вид и уровень воздействия одних факторов могут не зависеть от вида и уровня других.
Возможна ситуация, когда вид и уровень взаимодействия имеющихся факторов существенно зависят от влияния других, явно или скрыто усиливающих такие воздействия. В этом случае следует применять как независимые с точки зрения эффективности защиты средства, так и взаимозависимые. Для того чтобы обеспечить достаточно высокий уровень безопасности данных, надо найти компромисс между стоимостью защитных мероприятий, неудобствами при использовании мер защиты и важностью защищаемой информации. На основе детального анализа многочисленных взаимодействующих факторов можно найти разумное и эффективное решение о сбалансированности мер защиты от конкретных источников опасности.
10.2. Объекты и элементы защиты в компьютерных системах обработки данных
Объект защиты – это такой компонент системы, в котором находится защищаемая информация. Элементом защиты является совокупность данных, которая может содержать необходимые защите сведения.
При деятельности компьютерных систем могут возникать:
• отказы и сбои аппаратуры;
• системные и системотехнические ошибки;
• ошибки человека при работе с компьютером.
Несанкционированный доступ к информации возможен во время технического обслуживания компьютеров в процессе прочтения информации на машинных и других носителях. Незаконное ознакомление с информацией разделяется на пассивное и активное. При пассивном ознакомлении с информацией не происходит нарушения информационных ресурсов и нарушитель может лишь раскрывать содержание сообщений. В случае активного несанкционированного ознакомления с информацией есть возможность выборочно изменить, уничтожить порядок сообщений, перенаправить сообщения, задержать и создать поддельные сообщения.
Для обеспечения безопасности проводятся разные мероприятия, которые объединены понятием «система защиты информации».
Система защиты информации – это совокупность организационных (административных) и технологических мер, программно-технических средств, правовых и морально-этических норм, которые применяются для предотвращения угрозы нарушителей с целью сведения до минимума возможного ущерба пользователям и владельцам системы.
Организационно-административными средствами защиты называется регламентация доступа к информационным и вычислительным ресурсам, а также функциональным процессам систем обработки данных. Эти средства защиты применяются для затруднения или исключения возможности реализации угроз безопасности. Наиболее типичными организационно-административными средствами являются:
• допуск к обработке и передаче охраняемой информации только проверенных должностных лиц;
• хранение носителей информации, которые представляют определенную тайну, а также регистрационных журналов в сейфах, недоступных для посторонних лиц;
• учет применения и уничтожения документов (носителей) с охраняемой информацией;
• разделение доступа к информационным и вычислительным ресурсам должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями.
Технические средства защиты применяются для создания некоторой физически замкнутой среды вокруг объекта и элементов защиты. При этом используются такие мероприятия, как:
• ограничение электромагнитного излучения через экранирование помещений, в которых осуществляется обработка информации;
• реализация электропитания оборудования, отрабатывающего ценную информацию, от автономного источника питания или общей электросети через специальные сетевые фильтры.
Программные средства и методы защиты являются более активными, чем другие применяемые для защиты информации в ПК и компьютерных сетях. Они реализуют такие функции защиты, как разграничение и контроль доступа к ресурсам; регистрация и изучение протекающих процессов; предотвращение возможных разрушительных воздействий на ресурсы; криптографическая защита информации.
Под технологическими средствами защиты информации понимаются ряд мероприятий, органично встраиваемых в технологические процессы преобразования данных. В них также входят:
• создание архивных копий носителей;
• ручное или автоматическое сохранение обрабатываемых файлов во внешней памяти компьютера;
• автоматическая регистрация доступа пользователей к различным ресурсам;
• выработка специальных инструкций по выполнению всех технологических процедур и др.
Правовые и морально-этические меры и средства защиты включают в себя действующие в стране законы, нормативные акты, регламентирующие правила, нормы поведения, соблюдение которых способствует защите информации.
10.3. Средства опознания и разграничения доступа к информации
Идентификацией называется присвоение тому или иному объекту или субъекту уникального имени или образа. Аутентификация – это установление подлинности объекта или субъекта, т. е. проверка, является ли объект (субъект) тем, за кого он себя выдает.
Конечная цель процедур идентификации и аутентификации объекта (субъекта) заключается в допуске его к информации ограниченного пользования в случае положительной проверки либо отказе в допуске при отрицательном результате проверки.
Объекты идентификации и аутентификации включают в себя: людей (пользователей, операторов); технические средства (мониторы, рабочие станции, абонентские пункты); документы (ручные, распечатки); магнитные носители информации; информацию на экране монитора.
К наиболее распространенным методам аутентификации относятся присвоение лицу или другому имени пароля и хранение его значения в вычислительной системе. Паролем называется совокупность символов, которая определяет объект (субъект).
Пароль как средство обеспечения безопасности способен использоваться для идентификации и установления подлинности терминала, с которого входит в систему пользователь, а также для обратного установления подлинности компьютера по отношению к пользователю.
С учетом важности пароля как средства повышения безопас – ности информации от несанкционированного использования необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
1) не хранить пароли в вычислительной системе в незашифрованном месте;
2) не печатать и не отображать пароли в открытом виде на терминале пользователя;
3) не применять в качестве пароля свое имя или имена родственников, а также личную информацию (дата рождения, номер домашнего или служебного телефона, название улицы);
4) не применять реальные слова из энциклопедии или толкового словаря;
5) использовать длинные пароли;
6) применять смесь символов верхнего и нижнего регистров клавиатуры;
7) применять комбинации из двух простых слов, соединенных специальными символами (например, +,=,