Что включает в себя понятие государственный аппарат
Государственный аппарат
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
Содержание
Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»
Принципы работы
Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Государственный аппарат» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. Аппарат государственный … Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… … Экономический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — система органов государства, т.е. органов,через которые осуществляется государственная власть, функции соответст вующего государства; составная часть механизма государства. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Государственный аппарат — (state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых… … Политология. Словарь.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, в конституционном праве система органов, практически осуществляющих функции государства (см. ГОСУДАРСТВО); совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.… … Энциклопедический словарь
Государственный аппарат — (англ state machinery) в конституционном праве специально созданная и постоянно действующая система органов государства, через которые в результате деятельности их должностных лиц от имени государства осуществляется … Энциклопедия права
государственный аппарат — органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… … Словарь экономических терминов
государственный аппарат — административный аппарат чиновник. чиновный … Идеографический словарь русского языка
Государственный аппарат — система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы,… … Большая советская энциклопедия
Что включает в себя понятие государственный аппарат
Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.
2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.
3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.
4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.
Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:
1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
-Приоритет прав и свобод человека и гражданина
-Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.
-Разделение властей ( на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов
-Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.
-Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.
-Федерализма, учета интересов регионов
-Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.
Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма государства также входят госучреждения и госпредприятия.
Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. В этой связи государственный аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Поскольку помимо органов государства, которые являются государственными организациями в механизм государства входят и др. государственные организации, которые органами государства не являются. Это такие организации как: госучреждения (школы, больницы), а также государственные предприятия. Таким образом, механизм государства составляют три вида государственных организаций:
1) органы государства
3) государственные предприятия. Поскольку государственный аппарат составляет только органы государства, то он не тождественен государственному механизму. Государственный аппарат является основной частью и звеном государственного механизма.
Понятие государственного аппарата
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
1. Понятие государственного аппарата.
2. Органы государства: понятие и виды.
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;
2) выступает формой существования государства;
3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.
1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;
2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;
3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;
4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);
5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.
В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.
– механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;
– механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.
Механизм государства включает:
1) или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;
2) или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);
3) или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).
Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:
– результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ;
– они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями.
К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.
Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.
Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:
1) она строится на концепции разделения властей;
2) относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);
3) выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;
4) данная система может существовать только в условиях гражданских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.
Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:
1) строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;
2) органы соподчинены по вертикали;
3) роль государства, которое «сверху» наделяет граждан правами, преувеличивается;
4) преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;
5) парламент во многих случаях носит декоративный характер;
6) характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.
Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:
1) строится на принципе единовластия – духовно-государственного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);
2) сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;
3) парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;
4) монарх может быть высшим судьей;
5) наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же «благородному» племени;
6) роль монарха на практике может ограничить лишь семья.
– непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.;
– правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
1) правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;
2) правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;
3) правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.
В зависимости от властных полномочий выделяют две части:
– специфическую – ее органы обладают властными полномочиями;
– неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев).
В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:
– политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры);
– неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев).
Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:
– система законодательных органов,
– система исполнительных органов,
– система судебных органов.
Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):
– подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);
– подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский).
По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.
Понятие и классификация государственного аппарата
Государственный аппарат
Материальное состояние правительства обеспечивается не деньгами, которые правительство дает чиновникам, а деньгами, которые оно каждый год оставляет в карманах людей.
Государственный аппарат – это система правительственных органов, выполняемых правление обществом.
Как мы уже знаем, правительство выполняет много предназначений. Поэтому госаппарат очень сложен и складывается из немалого количества правительственных органов, каждый из которых несет ответственность за свою «рабочую зону».
Понятие правительственного органа
Государственный орган имеет властные полномочия, т.е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индивидуальными), обращенными к отдельным гражданам, а также нормативными, которые касаются сразу многих граждан, организаций.
У правительства есть полномочия, т.е права давать обязательные инструкции. Инструкции являются четкими (или индивидуальными) и ориентированы на отдельных категории субъектов, а также на юридические требования, которые применяются ко многим гражданам и предприятиям.
Если, например, заинтересованное лицо получает распоряжение Совета соответствующего Московского округа вывезти свою старую машину, хранящуюся во дворе в качестве отходов, эта инструкция должна быть признана четкой. Однако заказ города Москвы на снос «ракушек» (легких гаражей для автомобилей) уже является серией обязательных.
Санкции (штрафы, лишение свободы и т. д.), могут быть наложены в случае нарушения приказа ответственных правительственных органов.
Каждый правительственный орган состоит из должностных лиц, которым разрешено действовать только в пределах своей юрисдикции.
Классификация государственных органов
Органы государственной безопасности разнообразны. По характеру исполняемых функций их можно поделить на три раздела: законодательные, исполнительные и правоохранительные. Регулирование их работы и гарантирование согласованности действий реализовывается президентом – главой правительства.
Законодательная власть сделана на выборах. На основе всеобщих, прямых и равных выборов, проводимых тайным голосованием, члены Европарламента дают право защищать свои интересы и исполнять правительственную власть. Таким образом, палаты образовываются только в промышленно развитых странах. В других странах глава правительства (монарх, президент, председатель правящей партии и т. д.), хотя официально палаты могут быть организованы.
В России парламент называется общегосударственным Собранием.
На территориях, областях, республиках также существуют законодательные органы, которые можно охарактеризовать по-разному. Наиболее часто применяются названия – дума и законодательное Собрание.
Главная задача законодательных органов состоит в том, чтобы создавать и разрабатывать и принимать законы, управление основной стороны жизни общества (например, в 1996 г. был принят Уголовный кодекс РФ).
Исполнительные органы составляют в правительстве наиболее большую и разделенную структуру. Поведение подходящих органов должны быть основаны на законе и направлены на выполнение законов. Отсюда их название – исполнительные.
Во многих правительствах органом высшей исполнительной власти, является президент. Единовременно он же является главой государства. Ему подчиняется государство, которое во главе с председателем управляет страной. Имеется также целая система министерств (например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел РФ и др.).
В регионах Российской Федерации областные администрации образуют повседневную жизнь людей (краевые правительства).
Исполнительные органы ежедневно выносят решение по жизненным проблемам субъектов, хорошо осведомлены о настроениях граждан и поэтому могут высказать свои рекомендации по решению определенных общественных вопросов.
Правоохранительные органы гарантируют защиту граждан и предприятий от противоправных действий.
Особой группой в правоохранительной системе являются судебные органы. К ним относятся Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Суды исполняют правоохранительные задачи, только если они защищают права субъекта от незаконного посягательства. В целом функции судов намного больше: они учитывают любые правовые споры и выступают в качестве юридических органов.
Правоохранительные органы
Есть много других правоохранительных органов. Давайте назовем некоторые из них.
Прокуратура является инструментом, который контролирует соблюдение прав и свобод субъекта, выполнение законов предприятиями, следственными органами и полицией. Кроме того, обвинение представляет и защищает интересы правительства в суде (это не случайно, что это называется «суверенным глазом»). Государственный обвинитель выступает в качестве обвинителя в судебном преследовании.
Полиция – это инструмент, призванный защищать закон и общественный порядок. Он отвечает за предупреждение и предотвращение преступлений, поиск беженцев и расследование уголовных преступлений.
Комиссия расследует заявления и сообщения об уголовных преступлениях и проводит предварительные расследования по уголовным делам. Органы государственной безопасности защищают национальные интересы правительства. Они выявляют посягательства на конституционный строй.
Нотариус – это система корпораций, в задачи которой входит сертификация сделок с недвижимостью (покупка и продажа домов, квартир, земли и т. д.), регистрация имущества наследников и т. д.
Коллегия адвокатов – это добровольное объединение людей, осуществляющих юридическую деятельность. Перед адвокатами стоит задача юридической поддержки субъектов и предприятий. Они предоставляют юридические консультации, дают объяснения, жалобы и другие юридические документы и защищают интересы субъектов по уголовным и гражданским делам.
Структура государственного аппарата
Структура государственного аппарата представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Государственный аппарат РФ
Государственный аппарат
Тема 4. Государственный аппарат
План
1. Понятие государственного аппарата
2. Органы государства: понятие и виды
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат — это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Признаки государственного аппарата:
— государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов, которая основана на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Его структурным первичным элементом являются государственные органы;
— органы, составляющие государственный аппарат, взаимодействуют как составные части строгой иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции;
— выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках, т. е. состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
— обладает монополией на легальное насилие;
— через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства;
— обладает необходимыми средствами для выполнения государственных задач и функций: материальными (например, деньги), информационными, организационными, включая орудия принуждения;
— является официальным носителем государственного суверенитета.
Формы деятельности государственного аппарата:непосредственно-управленческие и правовые. Они обусловлены содержанием его функций, которые он выполняет.
К правовым формам относятся: 1) правотворческая деятельность — издание нормативных правовых актов, судебных прецедентов, нормативных правовых договоров; 2) правоисполнительная деятельность — реализация юридических норм; надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности; 3) судебная деятельность.
Система государственного аппарата.Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы.
Чаще всего, государственный аппаратделится на систему законодательных органов, систему исполнительных органов и систему судебных органов.
Возможно подразделение государственного аппарата на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):
— подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);
— подсистему органов правопорядка(суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, полиция, разведка), которые выполняют решения высших органов государства.
2. Органы государства: понятие и виды
Орган государства — звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы — своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа:
— представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
— деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов;
— образован и действует на основе правовых актов. Порядок его формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). Он может действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые, в большинстве случаев, действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом);
— деятельность носит публично-властный характер и оформляется, в подавляющем большинстве случаев, в виде формально-правовых решений, подлежащих опубликованию;
— наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенциях (полномочиях);
— состоит из государственных служащих. Как уже отмечалось, деятельность чиновников (государственных служащих) в составе публично-властных органов носит, преимущественно, профессиональный и, в силу этого, возмездный характер;
— имеет соответствующую материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции;
— имеет свой предмет ведения (содержание деятельности), выполняет свойственные только ему задачи и функции, активно участвует в реализации функций государства;
— обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, структурно обособлен и юридически оформлен;
— образуется от имени государства и действует по его поручению.
Основным признаком органа государства считают его государственно-властные полномочия — это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо, которые закрепляются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов (юрисдикционных), уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в форме: а) издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) принятия предписаний индивидуального характера (акты применения).
Виды государственных органов.
— в зависимости от содержания и объема компетенции:
— общей компетенции, которая охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например, правительство в области управления);
— специальной компетенции, в которую входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент;
— по основному способу реализации функций выделяют: законодательные, исполнительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
— по способу принятия решениявыделяют: коллегиальные и единоличные органы;
— по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
— по правовым формам деятельностивыделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные органы.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов — деление их по принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов (парламента). Для законодательных органов характерно то, что они являются:
— органами представительными — представляют нацию, все слои населения;
— органами законодательными — их основная деятельность — издание законов;
— органами первичными — создаются непосредственно народом;
— органами с верховными финансовыми полномочиями — утверждают бюджет страны, принимают отчет по его исполнению.
Функции парламента. Функции парламента — это основные направления его деятельности. Их несколько:
— представительная — парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
— законодательная — парламент принимает законы;
— финансовая — парламент утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительная функция — создание государственных институтов или участие в их формировании; решение вопросов внешней политики; определенные судебные функции — привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности.
Особенности органов исполнительной власти. Для исполнительных органов характерно то, что:
— они в своем составе имеют силовые структуры;
— имеют иерархический принцип построения, субординационный характер;
— их деятельность носит универсальный характер, охватывает все сферы общественной жизни;
— правовая форма выражения деятельности характеризуется подзаконным характером — «на основе и в исполнении закона».
Формы исполнительной власти.Различают три формы исполнительных органов власти:
— монократическая — власть сосредотачивается в руках главы государства, который формирует правительство;
— дуалистическая — глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
— коллегиальная — глава государства формирует орган, который принимает решения большинством голосов (например, Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии).
Функции исполнительных органов.Основная функция исполнительных органов — исполнительно-распорядительная. Она выражается в осуществлении тех решений, которые приняты представительными органами; в управлении — путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства.
Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах — монарх. Положение последнего в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример — Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В номинальных монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
Правительство. Правительство — центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:
— является органом общей компетенции — все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
— как правило, образован на срок полномочий представительного, верховного органа; правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
— обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
— является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
Органы местного самоуправления.Самоуправление — это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.
Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом: во-первых, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции; во-вторых, государственная власть осуществляет контроль над законностью решений органов местного самоуправления; в-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственногоаппарата — это исходные, определяющие, основные идеи формирования и функционирования государственных органов. Они служат организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.
Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным системам (точнее, подсистемам) государственного аппарата: законах о суде, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.
Кроме того, к ним предъявляются следующие требования:
1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;
2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;
3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.
Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т. д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата.
Теория государства и права рассматривает общие принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закрепляются в конституциях и других законодательных актах и относятся к государственному аппарату в целом.
К общим принципам относят:
— принцип законности. Законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В отечественной и зарубежной научной литературе законность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государственного аппарата;
— принцип демократизма. Данный принцип означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы;
— принцип эффективности выражается в результативности, т. е. в достижении целей, стоящих перед государственным аппаратом, по решению задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов;
— принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав, взаимодействие между отдельными органами, как по вертикали, так и по горизонтали, должны быть обоснованы;
— принцип профессионализмавыражается в том, что должности в государственном аппарате должны занимать лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, умеющие принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;
— принцип разделения властейявляется одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Юридическая наука называет еще ряд принципов. Таких, как иерархичность; сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; соотношение отраслевых и территориальных начал управления; принцип оптимальности структуры государственного аппарата; сочетание субординации и оперативной самостоятельности; централизм или децентрализм и др.
Частные принципы закрепляются в специальных ведомственных нормативных актах; их действие распространяется лишь на отдельные звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Всесторонний учет этих принципов организации и деятельности государственного аппарата как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.