Что включает в себя оперативно тактическое изучение района выезда части
Оперативно-тактическое изучение района выезда части.
Общие положения.
Успех тушения пожаров во многом зависит от знания начальствующим составом оперативно-тактических особенностей района выезда части, отдельных объектов, зданий и сооружений.
Под районом выезда части подразумевается территория со всеми строениями и сооружениями, обслуживаемая пожарной частью в оперативном отношении.
Оперативно-тактическое изучение района выезда части, отдельных объектов, зданий и сооружений является одним из основных видов тактической подготовки и проводится с целью развития тактического мышления начальствующего состава на основе получения комплекса специальных знаний и навыков, обеспечивающих квалифицированное руководство боевыми действиями по тушению возможных пожаров в конкретных условиях.
Оперативно-тактическое изучение района выезда включает в себя:
— Изучение общих особенностей района выезда.
— Изучение особенностей отдельных участков района выезда.
— Изучение особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений.
Занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда (объектов) проводятся:
Изучение оперативно-тактических особенностей района выезда, отдельных участков, объектов, зданий и сооружений проводится самостоятельно или в составе группы начальствующего состава под контролем непосредственного начальника.
Оперативно-тактическое изучение объектов, зданий и сооружений, расположенных в гарнизоне, в том числе за пределами границ района выезда части по охране объектов, на которые предусмотрен повышенный номер вызова, организует начальник гарнизона или отряда пожарной охраны. На эти занятия привлекается весь начальствующий состав пожарных подразделений, который выезжает на тушение пожаров указанных объектов по повышенным номерам вызова.
При необходимости оперативно-тактическое изучение района выезда части проводится совместно с начальствующим составом ведомственных пожарных команд.
Групповые занятия могут проводиться полностью на местности или в классе с последующим уточнением необходимых вопросов на местности составом группы или самостоятельно.
Лица, отсутствующие на групповых занятиях, изучают район выезда части самостоятельно и сдают зачеты непосредственному начальнику.
Вновь прибывший в часть начальствующий состав в течение одного месяца обязан изучить:
— Оперативно-тактические особенности района выезда части. (Начальствующий состав объектовых частей изучает пожарную опасность технологического процесса производства и оперативно-тактические особенности всех зданий и сооружений охраняемого объекта и противопожарное водоснабжение).
— Тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении части, и порядок ее использования при ликвидации пожара.
— Руководящие документы, определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда части, на объекте (для объектовых частей), в гарнизоне.
Начальствующий состав после изучения оперативно-тактических особенностей района выезда обязан отдежурить во главе караула не менее трех дежурств совместно с начальником части или его заместителем.
После соответствующей подготовки начальствующий состав обязан сдать зачеты на право самостоятельного выезда на пожары во главе караула комиссии, состоящей из руководящего и оперативного состава гарнизона, назначенной приказом начальника УПО, ОПО. В республиканских, краевых и областных центрах в состав комиссии включаются сотрудники отдела (отделения) службы и подготовки и дежурной службы пожаротушения.
На основании протокола комиссии допуск к самостоятельному выезду на пожары оформляется приказом по гарнизону.
Начальствующий состав, допущенный к самостоятельному выезду на пожары в качестве РТП, должен не реже одного раза в два года сдавать зачеты комиссии по знанию руководящих документов, пожарной техники, оперативно-тактических особенностей района выезда, наиболее важных и пожаровзрывоопасных объектов, основных требований к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре.
Дата добавления: 2015-07-06 ; просмотров: 8339 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ВЫЕЗДА
4.2.1. Организация изучения района выезда
Знание начсоставом оперативно-тактических особенностей района выезда, его отдельных объектов, зданий и сооружений, во многом способствует успешному тушению пожаров.
Район выезда — это зона, обслуживаемая пожарным подразделением в оперативном отношении. Она представляет собой территорию населенного пункта со всеми расположенными на ней производственными предприятиями, зданиями и сооружениями. Оперативно-тактическое изучение, района выезда части, а также находящихся в нем отдельных объектов, зданий и сооружений является одной из основных форм ПТП всего личного состава.
Оперативно-тактические особенности района выезда — это совокупность различных условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожаров, а также дает возможность прогнозировать и определять их масштабы и последствия.
Основной целью оперативно-тактического изучения района выезда, его отдельных объектов, зданий и сооружений является приобретение начсоставом комплекса специальных знаний, навыков и умений, повышающих уровень его тактического мышления и обеспечивающих успешное руководство силами и средствами на пожаре в любой обстановке.
Групповые занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда (объекта) с начсоставом части (отряда) проводят начальники частей (отрядов) или их заместители, с начсоставом, который занимается вопросами пожаротушения в гарнизоне — начальники гарнизонов и их заместители, а с начсоставом аппаратов ГПС на наиболее важных и пожароопасных объектах — по поручению руководства ГПС лица, имеющие опыт тушения пожаров и знающие данный объект.
Начсостав частей и отрядов должен изучать объекты не только в районе выезда, но и за его пределами, куда предусмотрен выезд подразделений по повышенным номерам вызова. Эти занятия организуют начальники гарнизонов или отрядов с привлечением всего начсостава пожарных подразделений, который выезжает на объекты по повышенным номерам вызова.
Занятия с группой начсостава могут проводиться непосредственно на объекте или в классе с последующим выездом на местность всей группы или каждого обучаемого самостоятельно под контролем непосредственных начальников.
Основным методом оперативно-тактического изучения района выезда является самостоятельная работа начсостава. Обучаемые обязательно должны использовать планы (карты) города и района выезда части, планшеты водоснабжения и справочники водоисточников, оперативные планы и карточки пожаротушения, справочники улиц, переулков и площадей района (города), справочники телефонов, инструкции взаимодействия с другими службами города (района), привлекаемых для тушения пожаров, и другие оперативные документы по пожаротушению.
Начсостав, вновь прибывший в часть, до самостоятельного выезда на пожары должен изучить оперативно-тактические особенности района выезда, а в объектовых частях — пожарную опасность технологических процессов производства, оперативно-тактические особенности цехов, зданий и сооружений охраняемого объекта, систему противопожарного водоснабжения. Кроме этого, вновь прибывшие в часть должны изучить руководящие документы, определяющие порядок и особенности организации тушения пожаров в районе выезда части или на объекте (в части по охране объекта) и в гарнизоне пожарной охраны, а также тактико-технические характеристики пожарной техники, находящейся на вооружении части, порядок и особенности ее использования на пожарах. После усвоения перечисленных вопросов, вновь прибывшие лица начсостава должны сдать зачеты (в порядке, установленном в гарнизоне) на право самостоятельного выезда на пожары во главе караула пожарной части.
Оперативно-тактическое изучение района выезда части условно можно разделить на следующие этапы: изучение общих особенностей района выезда; изучение характеристик и особенностей отдельных участков района выезда; изучение характеристик и особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений.
4.2.2. Общие оперативно-тактические особенности района выезда части
Для начсостава основная цель первого этапа оперативно-тактического изучения района выезда — получить общие сведения о районе, необходимые для четкой организации и успешного тушения пожаров, в том числе добиться свободной ориентировки в охраняемом районе. Рекомендуемая последовательность изучения показана на рис. 3.1.
Практическим занятиям по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда предшествуют подготовительные занятия в пожарной части. На этих занятиях начсостав ознакомляют с планом города, на котором показано расположение всех пожарных частей гарнизона, специальных служб города. По плану города начсостав изучает: границы района выезда пожарной части; расположение в районе выезда промышленных предприятий, крупных складских хозяйств, общественных строений, зданий с массовым пребыванием людей; размещение жилых зон, этажность и степень огнестойкости здании, плотность застройки и размеры противопожарных разрывов; основные транспортные магистрали, связывающие районы города, безводные участки города, отдельно расположенные участки и поселки; характер движения городского транспорта; железнодорожные магистрали, путепроводы, переезды и их состояние; рельеф местности, естественные водоисточники и другие особенности охраняемого района.
После изучения общих вопросов по плану города (района) приступают к практическим занятиям на местности, используя специально разработанные маршруты. Границы района выезда изучают методом личного осмотра. Группа начсостава на транспортном средстве по выбранному маршруту выезжает к границе района. При этом целесообразно следовать к какому-то важному объекту, расположенному на границе района, одновременно изучая кратчайший путь к этому объекту. Осматривая границу района выезда, запоминают улицы, переулки и площади, но которым она проходит, порядок нумерации зданий, особенности движения транспорта, расположение промышленных предприятии, зданий повышенной этажности, объектов с массовым пребыванием людей, детских, учебных и лечебных учреждений. Одновременно выясняют, какие пожароопасные объекты расположены вблизи границы в соседних районах выезда, и оценивают возможность распространения огня от них на здания и сооружения охраняемого района. Кроме того, обращают внимание на водоисточники, находящиеся на границе района выезда и рядом с ней. Нередко отмечались случаи, когда водоисточники, расположенные на территории соседних районов, находились значительно ближе к месту пожара, чем водоисточники в районе выезда, но не использовались в процессе тушения. Поэтому целесообразно знать ближайшие водоисточники и на территории соседних районов, их характеристики и особенности забора и подачи воды. Рассматривая наиболее важные объекты, намечают кратчайшие пути следования к ним дежурного карауля части. Необходимо также изучить места пересечения границ района с основными транспортными магистралями, путепроводы, железнодорожные переезды, мосты и объезды.
При рассмотрении общих оперативно-тактических особенностей района выезда изучают только основные транспортные магистрали: выясняют, к каким объектам и в какие районы населенного пункта они ведут, особенности движения по ним транспорта, нумерацию зданий, расположение водоисточников для целей пожаротушения, проверяют наличие указателей возле них.
Системы противопожарного водоснабжения района выезда начинают изучать с расположения и характеристики насосных станций, трассировки, диаметров труб, типа сети, напора воды в различные периоды суток, возможной водоотдачи для целей тушения пожара, порядка повышения напора в сети. При этом определяют участки застройки и объекты с ограниченным противопожарным водоснабжением или полным его отсутствием. Изучение участков водопроводных сетей, отдельных водоисточников и их характеристик осуществляют на всех этапах оперативно-тактического изучения района выезда (объекта).
В процессе изучения общих оперативно-тактических особенностей района выезда намечают отдельные участки района, а также характерные объекты и устанавливают очередность их изучения.
В результате изучения общей оперативно-тактической характеристики начсостав должен твердо знать: границы района выезда части; расположение основных транспортных магистралей, их названия и особенности движения транспорта; наименования улиц, площадей, переулков и нумерацию зданий на них; расположение и общую пожарную опасность наиболее важных промышленных предприятий, складских хозяйств, административных и общественных зданий, объектов с массовым пребыванием людей, зданий повышенной этажности, мест использовании и хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ; общую планировку и характер застройки жилых микрорайонов и кварталов; системы противопожарного водоснабжения — трассировки, диаметры труб, возможные напоры и типы водопроводных сетей, расположение на них пожарных гидрантов; расположение естественных и искусственных водоисточников и подъезды к ним; расположение пожарных водоемов и запасы воды в них; участки с ограниченным запасом воды для целей пожаротушения или ее полным отсутствием; особенности забора и подачи воды из водоисточников с удовлетворительными подъездами и местами забора воды; оперативные документы, предусматривающие порядок и организацию тушения пожаров и взаимодействие с другими службами на пожарах в районах выезда; средства связи и сигнализации, которые целесообразно использовать при тушении пожаров.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 32360 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Изучение оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений в районе выезда части.
Оперативно-тактическое изучение объектов, зданий и сооружений проводят с целью детального ознакомления с их особенностями, а также выработке практических навыков у начальствующего состава по вопросам организации и тактики тушения пожаров в конкретных условиях.
В первую очередь изучаются важные и пожароопасные объекты, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова и составляют планы и карточки пожаротушения.
Заметив по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:
— Изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта.
— Изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.
В ходе изучения объекта, здания или сооружения решаются отдельные тактические задачи и упражнения по тушению пожара без вызова пожарных подразделений.
Изучение общих данных об объектах может проводиться в классе перед выходом на объект или непосредственно на территории объекта. По схемам, картам или планам изучается расположение объекта и маршруты следования к нему, характер застройки, дороги, подъезды, расположение водоисточников. Рассматриваются такие вопросы, как наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре, пожарная опасность технологического процесса производства, характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции, наличие и характер средств связи, организация и состояние местной пожарной охраны, случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения, основные положения Боевого состава и информации по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.
Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:
— Внешние границы объекта.
— Оперативно-тактические особенности прилегающие к объекту участков, улиц, рельефа местности.
— Расположение выездов и въездов; возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования.
— Вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения, способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов, целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники, пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам), необходимость организации подачи воды вперекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами.
— Размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.), наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня.
— Трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.
После изучения общих вопросов изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.
Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.
На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:
— Внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков).
— Конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии.
— Общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные средства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов).
— Возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легкогорючими жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов.
— Случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва.
— Наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения.
— Пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.
При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в плане-конспекте предусматривает решение тактических задач-эпизодов (без вызова сил и средств). При этом отрабатывает правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления боевых действий подразделения, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на базовое развертывание (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация боевых участков и др.
При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль руководителя тушения пожара.
Задачи решают в следующей последовательности: руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.
В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды вперекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, боевыми участками и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.
Начальствующий состав частей по охране объектов, обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений охраняемого объекта, системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности.
Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).
Начальник отряда, части не реже одного раза в год принимает от начсостава части зачеты по знанию оперативно-тактических особенностей цехов и установок, планировавшихся для самостоятельного изучения на этот период.
Знание оперативно-технических особенностей охраняемого объекта начальником части (отряда) и его заместителями проверяет представитель ОПО при очередном пожарно-техническом обследовании объекта и проверке деятельности части (отряда).
Понятие и порядок изучения района выезда подразделения пожарной охраны.
Основными источниками сведений для оперативно-тактического изучения района выезда являются:
— план (карта) района выезда;
— планы икарточки тушения пожара;
— самостоятельная работа на местности.
Изучение района выезда осуществляется в ходе пожарно-тактической подготовки личного состава оперативных подразделений пожарной охраны. В процессе занятий изучаются сведения:
— о границах района выезда части, расположение, наименования и характеристика основных транспортных магистралей, улиц, переулков, площадей, набережных, нумерация зданий на них;
— размещение, характер застройки и общая планировочная структура жилых микрорайонов и кварталов (плотность застройки, этажность зданий, их огнестойкость, разрывы и так далее);
— места расположения и общая пожарная опасность наиболее важных промышленных предприятий, складских, административных, общественных зданий (детские сады и лечебные учреждения, объекты с массовым пребыванием людей) и зданий повышенной этажности, места хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных ивзрывчатых веществ;
— характеристика систем противопожарного водоснабжения района выезда, трассировка и диаметр водопроводных сетей и расположение на них пожарных гидрантов, расположение и ёмкость пожарных водоёмов, естественных и искусственныхводоисточников и подъездов к ним, возможность использования источников водоснабжения для целей пожаротушения;
средства связи, сигнализации, которые можно использовать при пожарах;
участки района выезда с ограниченным запасомводы или её отсутствием, с неудовлетворительными подъездами к водоисточникам и водозаборам, особенности организации тушения пожаров на этих участках.
Понятие и порядок разбора пожара с личным составом подразделения пожарной охраны.
Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения пожарной охраны, должны быть разобраны с личным составом караулов в течение 30 суток с момента ликвидации пожара с использованием карточки действий по тушению пожара.
Разбор пожаров проводиться в часы дополнительных занятий с целью:
— анализа проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
— оценки уровня подготовки караулов подразделений пожарной охраны;
— анализа положительных сторон и выявления недостатков в проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
— определения новых приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, использования необходимых огнетушащих веществ, пожарной и аварийно-спасательной техники и средств связи;
— анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, возможных причин возникновения и особенностей развития пожара;
— анализа случайных явлений и событий, происшедших при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;
— разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков, имевших место при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, обобщение и распространение положительного опыта.
Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.
Разбор пожаров проводится:
— После его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона (части, отряда) и с личным составом, участвовавшим в тушении пожара.
— С начальствующим составом гарнизона (части, отряда) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.
В масштабе гарнизона разборы пожаров должны проводиться не менее одного раза в полугодие, а по особо сложным, характерным пожарам в течение 15 дней, после окончания исследования.
Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течение 5 дней.
Целесообразность, порядок и время разбора пожара определяют начальники гарнизонов пожарной охраны, отрядов и частей.
Разбор пожаров проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, на занятиях в школах повышения оперативного мастерства или в другие часы по усмотрению начальника гарнизона, части, отряда.
С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, как правило, разбор проводит начальник караула. С личным составом других караулов разбор проводит начальник части или его заместитель.
Для разбора пожара необходимо:
— Определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;
— Подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.
Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других гарнизонах. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в гарнизон от вышестоящего органа пожарной охраны.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 6970 ; Мы поможем в написании вашей работы!