Что включает в себя мотивация просоциального поведения

Мотивация просоциального поведения.

Под оказанием помощи или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия: от мимолетной любезности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.

Просоциальное поведение связано с проявлением альтруистических и кооперативных стратегий. Просоциальное поведение – это поведение, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

Любая форма поведения, в том числе и просоциальное поведение, может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами, т.е. комплексом условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения мотивации.

Модель «затрат и пользы» для объяснения результатов своих исследований использовали В.Латане и Ж.Дарли. Они предложили элементарную схему использования этой модели, сводящуюся к вычислению соотношения затрат и пользы действий только помогающего субъекта в случае оказания и неоказания им помощи и сопоставлению между собой полученных значений. Для проверки положения о падении с ростом затрат готовности к оказанию помощи был проведен следующий эксперимент в ньюйоркском метро. Два помощника экспериментатора входили в вагон. Один садился рядом с одним из пассажиров, другой подходил к ним и, обращаясь сразу к обоим, спрашивал, направляется ли поезд в центр или в пригород. На это первый экспериментатор всегда давал неверный ответ, после чего фиксировалось, поправлял его пассажир или нет.

Сколь бы ни оказалось сильным влияние спровоцированных ситуацией соображений о связанных с действием помощи затратах на совершение этого действия, их объяснительные возможности неуклонно падают по мере того, как помощь становится все более ориентированной на благо другого человека и дает отрицательный баланс затрат для помогающего субъекта. Очевидно, что независимо от связанных с затратами соображений оказание помощи ориентировано также на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. Нормы, требующие оказания помощи, имеют давнюю традицию; в серьезных случаях неоказание помощи может караться по закону.

Существует несколько социальных норм нравственного порядка, характерных для поведения человека в современном цивилизованном обществе. Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Норма социальной ответственности требует оказания помощи во всех случаях, когда нуждающийся в помощи находится в зависимости от потенциального субъекта помощи, например, в силу того, что он слишком стар, болен или беден и нет другого человека или социального института, который взял бы на себя заботу о нем.

Ответственность, основанная на зависимости другого человека, может видоизменяться под влиянием различных факторов, особенно под влиянием каузальной атрибуции возникновения потребности в помощи. Чем больше нуждающийся в помощи человек оказывается виновником своего положения, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за оказание ему помощи. В случаях, когда зависимость нуждающегося в помощи человека достигает столь высокой степени, что начинает чересчур сильно ограничивать внутренне переживаемую свободу действий субъекта помощи, может наблюдаться своеобразная «реактивность»: ожидаемое или требуемое оказание помощи представляется субъекту действием слишком обременительным, и он стремится освободиться от него, чем уменьшает свою готовность к помощи.

Другой социальной нормой, определяющей оказание альтруистической помощи, является норма взаимности. Смысл ее состоит в моральном обязательстве человека платить добром за добро.

Модель просоциального поведения с привлекательностью самооценок разработал и обосновал С. Шварц, в которой мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение «мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства». В своей модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии : актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом:

Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности

1. Осознание того, что человек находится в состоянии нужды.

2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение.

3. Признание своей способности содействовать такому облегчению.

4. Восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации.

Стадия обязанности: конструирование норм и зарождение моральной обязанности.

5. Активация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм.

Стадия защиты: рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка.

6. Определение затрат и оценка возможных исходов ( если какая-либо из реакций приводит к очевидно оптимальному балансу затрат, то следующие два этапа могут быть пропущены, В противном случае за этапом 6 следуют 7 и 8 и процесс оценивания повторяется один или несколько раз ).

7. Переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания:

а) состояния нужды ( его реальности или серьезности );

б) ответственности за свое действие;

с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого.

8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок.

Стадия реакции: 9. Действие или бездействие.

Мотивацию, побуждающую к оказанию помощи, он видит в переживании личной моральной обязанности вмешаться и оказать помощь. Это переживание морального долга основано на актуализации когнитивных структур внутренне обязательных норм. Причем под влиянием требующей помощи ситуации (ее восприятия и оценки) структура норм в большей или меньшей степени преобразуется так, чтобы максимально соответствовать этой ситуации. Активации такой структурной перестройки особенно способствует осознание субъектом последствий своего действия для нуждающегося в помощи человека. Однако на следующей, третьей стадии рассматриваемого процесса переживание морального долга может уменьшиться и быть нейтрализованным защитными механизмами, заставляющими усомниться в целесообразности или уместности оказания помощи. Решающую роль при этом играет процесс отрицания ответственности.

Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. В том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи на самом деле уменьшается. Вместе с тем радостное настроение, вызванное, например, переживанием успеха или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к помощи.

В целях прямого доказательства эмпатийного подкрепления Ж. Аронфрид разработал теоретическую концепцию, согласно которой в основе альтруистического поведения лежит предрасположенность к сопереживанию эмоционального состояния другого человека: принятие на себя роли нуждающегося в помощи (постановка себя на его место) сначала порождает эмоцию сопереживания, которая ведет к осуществлению действия помощи.

Источник

Просоциальное поведение: что им движет? Виды и мотивы просоциальности

Каковы структура и мотивы человеческой просоциальности?

Считается, что просоциальное поведение или добровольное намерение приносить пользу другим — это такое поведение, которое «приносит пользу окружающим людям или обществу в целом». Оно имеет решающее значение для функционирования социума.

Однако его научная оценка и понимание основной структуры все еще остаются проблемой.

Представьте себе рабочую встречу. Ваша коллега выуживает в сумке пачку печенья, берет одно и предлагает остальным сидящим за столом. Зачем она это делает?

Возможно, потому, что она находит их вкусными и хочет поделиться своим приятным опытом с коллегами. А может потому, что они этого ожидают — ибо так требуют нормы приличия. Но, возможно, это стратегическая уловка, которая в итоге окажется выгодной.

Альтруизм, социальная норма или стратегия — есть несколько причин, по которым люди ведут себя просоциально. Т.е. действуют таким образом, чтобы вызвать положительные последствия для получателя.

Независимо от того, предлагаем ли мы кому-то печенье, уступаем ли место пенсионеру, помогаем малоимущим или принимаем беженцев — то, что обычно считается просоциальным поведением, подкреплено совершенно разными мотивами.

Чем многообразнее просоциальное поведение, тем более разнообразны методы его исследования с привлечением различных научных дисциплин.

Почему и в какой степени люди демонстрируют просоциальное поведение, традиционно интересует экономистов, психологов и нейробиологов. Однако для своих исследований они используют совершенно разные подходы. В то время как экономисты используют методы теории игр, нейробиологи и психологи обычно работают с компьютерным моделированием или с анкетами-опросниками. Хотя все эти процедуры имеют тенденцию измерять одно и то же, то есть просоциальность, их результаты редко можно сопоставить.

Чтобы внести ясность, ученые из Института когнитивных исследований им. Макса Планка в Лейпциге сравнили все эти процедуры в крупномасштабном исследовании с участием нескольких сотен участников.

Чтобы выявить надежные и независимые от методов компоненты человеческой просоциальности, они интегрировали 14 научных парадигм из разных дисциплин.

Участники исследования решали задания из теории игр и гипотетического распределения, обычно используемые в поведенческой экономике, а также выполнили интерактивные компьютерные задачи и заполняли самоотчеты, традиционно используемые в психологии.

Далее с помощью факторного анализа были идентифицированы четыре компонента просоциальности. Это позволило выделить следующие виды социального поведения:

Также установлена связь альтруистически мотивированного поведения с полом, улучшением когнитивных навыков и уменьшением негативных эмоций.

«Мы смогли показать, что эти методы действительно исследуют совершенно разные аспекты просоциального поведения», — говорит Анна Беклер (Anne Böckler), один из авторов исследования. Теперь мы знаем, какую процедуру можно использовать для измерения конкретного аспекта готовности «поделиться печеньками с ближним».

«Это может позволить нам выборочно тренировать одну мотивацию и регистрировать эффект», — объясняет Таня Сингер (Tania Singer), руководитель исследования и директор Института Макса Планка.

Например, альтруистические мотивы способствуют благополучию другого человека, даже если это может происходить за их собственный счет. В качестве хорошей меры бескорыстия появились методы, которые регистрируют готовность делиться, убеждать, быть щедрым или тратить время на других.

После масштабного исследования ученые из Института когнитивных исследований определили, какие тесты дают наиболее точную информацию о конкретных намерениях. Это можно использовать для того, чтобы люди были более альтруистически мотивированы.

Интересно, что анкеты как очень часто используемый метод оказались не совсем подходящими для измерения просоциального поведения. Они с большей вероятностью регистрируют не реальные мотивы, а желаемые: то, какими люди хотели бы видеть себя или чтобы их видели другие. Это стало очевидным, когда участники женского пола оценили себя более готовыми к помощи и более щедрыми, чем их коллеги-мужчины. На самом деле, когда использовались методы, измеряющие их реальное поведение, оказалось, что все наоборот.

«Более того, наши результаты показывают, что люди с альтруистической мотивацией, которых иногда называют наивными доброжелателями, на самом деле гораздо более умны», — говорит Энн Бёклер.

А печенье? «Когда кто-то делится с нами своими угощениями, на это есть разные причины. Мы должны быть осторожны, когда кто-то настаивает на своих добрых намерениях», — объясняет нейробиолог.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в 2016 году:

Источник

Мотивация просоциального поведения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:18, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата на имеющихся источниках рассмотреть проблему мотивации просоциального поведения персонала.
Задачи:
Дать понятие просоциального поведения;
Рассмотреть типы, цели и нормы мотивов просоциального поведения;
Показать мотивацию помогающего и альтруистического поведения;
Изучить самооценку и самоопределение мотивации просоциального поведения;
Показать сопереживание в мотивации просоциального поведения;

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОТИВ ПРОСОЦ ПОВЕДЕНИЯ.doc

Тема: Мотивация просоциального поведения персонала

Таня, тема очень душная. Я ее написала, потом все сомневалась, да и работать долго за компом не могу. Сегодня целый день переделывала, но все равно нет четкого понимания темы. Во всех изданиях такая солянка под мотивом.

1. Понятие просоциального поведения…………………………………………5

2. Типы и цели мотивов просоциального поведения…………………………. 8

3. Нормы мотивов просоциального поведения………………………………. 11

4. Мотивация помогающего и альтруистического поведения………………..13

6. Сопереживание в мотивации просоциального поведения……………… …18

7. Генетические и материальные выгоды просоциального поведения ……..19

Актуальность темы мотивации просоциального поведения не слабеет с годами. Просоциальное поведение – это сформировавшееся в процессе эволюции поведение людей, направленное на благо другого человека в условиях выбора – оказывать помощь или нет.

В 1964 году в Нью – Йорке произошел случай, который послужил толчком к многочисленным исследованиям мотивов просоциального поведения зарубежными психологами

Один из ключевых вопросов в деле Китти Геновез был следующим: почему в одних ситуациях посторонние спешат на помощь, а в других остаются безучастными? Джон Дарли и Бибб Латане в ряде экспериментов установили факторы, оказывающие влияние на поведение посторонних. Они предположили, что когда свидетелей ситуации, в которой требуется оказать кому-либо помощь, слишком много, то ответственность как бы распределяется между ними всеми. Исследователи назвали это «диффузией (рассеиванием) ответственности». В результате никто из свидетелей реальной помощи не оказывает, потому что не чувствует личной ответственности. Если же имеется только один свидетель, то ответственность как бы падает исключительно на него, и тогда вероятность его вмешательства увеличивается.

Движущей силой данного поведения является мотивация. Изучение мотивации просоциального поведения, осуществленное в работах Е.П.Ильина, Е.О.Смирновой, Г.Хекхаузена и других авторов способствует более полному осознанию условий становления мотивации просоциального поведения и намечает пути ее развития в рамках педагогической практической и исследовательской деятельности.

Цель данного реферата на имеющихся источниках рассмотреть проблему мотивации просоциального поведения персонала.

Дать понятие просоциального поведения;

Рассмотреть типы, цели и нормы мотивов просоциального поведения;

Показать мотивацию помогающего и альтруистического поведения;

Изучить самооценку и самоопределение мотивации просоциального поведения;

Показать сопереживание в мотивации просоциального поведения;

Рассмотреть генетические и материальные выгоды просоциального поведения.

1. Понятие просоциального поведения

В разных источниках существует ряд альтернативных определений термина просоциальное поведение.

Два основных теоретических подхода к пониманию просоциального поведения подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления, почему люди иногда оказывают помощь другим и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений.

С точки зрения некоторых представителей теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов также влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний. Обнаружено, что к факторам, влияющим на просоциальное поведение, относятся такие внешние детерминанты, как присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения. Внутренние факторы, влияющие на просоциальное поведение, включают такие переменные как настроение человека. Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении. Просоциальное поведение также варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений[7].

а) имеют целью принести пользу другому человеческому существу;

б) доставляют реальную пользу другому человеку (другим людям) и;

в) совершаются бескорыстно, исключительно из альтуистических побуждений. Просоциальное поведение отнюдь не чуждо и многим психиатрическим пациентам, хотя у части из них оно приобретает утрированный, гротескный или явно патологический характер.

Просоциальное поведение – это любой поступок, который помогает другим или направлен на благо окружающих, но при этом таит в себе некий риск для самого благодетеля. Когда один человек помогает другому без всякой видимой выгоды для себя, мы можем назвать его поведение просоциальным. Противоположным этому является антиобщественное поведение, когда человек пытается вредить другим или совершает агрессивные поступки.

Таким образом, под просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.

Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается. Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.

Таким образом, по мнению Е.П. Ильина просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Просоциальное мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует[3]. При просоциальном поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

2. Типы и цели мотивов просоциального поведения

Человек оказывает помощь по-разному. Все просоциальные поступки можно разделить на три типа, и они различаются главным образом мотивацией предоставления помощи [3].

В целом просоциальное поведение характеризует поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы. Это определение верно и в том случае, когда помогающий тоже получает пользу. Внутри этой широкой категории существует более ограниченный тип просоциального поведения. Чаще его называют проявлением доброты. В этом случае поступок приносит пользу другому, но не дает внешнего вознаграждения или признания самому помогающему.

Основное различие между этими двумя поступками состоит в том, какое вознаграждение можно получить: внутреннее или внешнее. Психологи объясняют это различие источников вознаграждения, так что более нравственными считаются те просоциальные акты, которые мотивированы исключительно внутренними вознаграждениями. Некоторые теоретики определили такую внутреннюю мотивацию помощи как альтруистическую.

Другие теоретики (Batson & Shaw, 1991) под альтруизмом подразумевают еще более ограниченный тип просоциального поведения — то, что мы можем назвать чистым альтруизмом.

Чистый (или подлинный) альтруизм характеризует поведение, направленное на то, чтобы принести пользу другому человеку, и такие действия совершаются исключительно ради благосостояния другого. Направленные на помощь поступки этой категории совершаются независимо от внешних или внутренних вознаграждений. Вознаграждение за помощь может быть, но сам поступок остается чисто альтруистическим, и вознаграждения не обусловливают помощь. В настоящее время самый сложный вопрос, с которым сталкиваются исследователи помощи: существует ли чисто альтруистический акт, лишенный всякого эгоистического интереса.

1) улучшить наше собственное благополучие;

2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других;

3) поддержать наш образ «я»;

4) справиться с собственным настроением и эмоциями.

Ведущими мотивами являются: мотив общения, доверительного отношения (аффилиации), помощи и ответственности.

Потребность в общении. (М.И.Лисина): Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природа данной потребности не определена. Не решен вопрос о происхождении потребности в общении. Немногие считают её врожденной, другие – складывающейся прижизненно. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью[12].

Существует тесная связь между ожиданием и аффилиативным поведением. С незнакомым: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положительная привлекательность, и наоборот, (все наоборот в мотиве достижения: чем выше вероятность успеха и, следовательно, легкость задания, тем меньше привлекательность успеха и наоборот). Если человек знакомый, то ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга.

3. Нормы мотивов просоциального поведения

Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых должны придерживаться члены группы или общества. Общество требует от личности конформности, согласия с данными нормами. Соблюдая в своем поведении эти нормы, человек становится похожим на остальных членов группы, социальной общности, приобщается к ней, становится «как все». Получается, что эти внешние по отношению к человеку нормы как бы управляют его поведением, заставляют действовать так, а не иначе.

Источник

Мотивация просоциального поведения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:18, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата на имеющихся источниках рассмотреть проблему мотивации просоциального поведения персонала.
Задачи:
Дать понятие просоциального поведения;
Рассмотреть типы, цели и нормы мотивов просоциального поведения;
Показать мотивацию помогающего и альтруистического поведения;
Изучить самооценку и самоопределение мотивации просоциального поведения;
Показать сопереживание в мотивации просоциального поведения;

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОТИВ ПРОСОЦ ПОВЕДЕНИЯ.doc

Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувствия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи.

7. Генетические и материальные выгоды просоциального поведения

Вопрос о том, почему человек приходит на помощь, всегда раздражал эволюционистов. На первый взгляд, если рассматривать этот вопрос в рамках дарвиновской теории о том, что мы всегда стараемся способствовать нашему собственному выживанию, то проявление доброты и помощи представляется неразрешимой загадкой. Однако мы все каждый день сталкиваемся с проявлением доброты: человек может подержать открытую дверь, отдать деньги на благотворительность или вынести ребенка из горящего здания.

Биолог У.Д. Гамильтон признал, что с эволюционной точки зрения действия отдельного человека направлены не столько на выживание его самого, сколько на выживание его генотипа[16].

Защищаем наших родственников: В концепции общей приспособленности Гамильтона учитывается различие между личным и генетическим выживанием. Эта теория утверждает, что нам важно сохранить не только генотип нашего собственного потомства, но и генотип наших родственников. Такое разграничение существенно углубляет наше понимание того, когда и при каких обстоятельствах человек будет помогать другому, поскольку мы знаем, что люди могут пойти на личный риск или потери, если в процессе они улучшат общую родовую приспособленность, то есть увеличат шансы выживания своего генотипа. Соответственно, мы можем рискнуть даже собственным выживанием, если наш акт помощи увеличит вероятность выживания большего количества родственников с тем же генотипом.

Взаимопомощь. Выдвинутая Гамильтоном концепция общей приспособленности объясняет самопожертвование родственников. Но как может эволюционная теория обосновать тот факт, что и животные и люди регулярно помогают неродственникам? Тут нам поможет понятие взаимной помощи, введенное в современную эволюционную теорию Робертом Триверсом. Ученый отмечал, что помощь часто взаимна и люди оказывают ее сообща, так что помогающие тоже получают пользу. Во всех человеческих культурах существует норма взаимности, обязывающая людей возмещать помощь, которую они получили. Триверс показал, что взаимопомощь встречается также и среди животных. Те, у кого гены стимулировали такое взаимодействие, чаще выживали.

Привитые представления. Если помощь другим, даже неродственникам, дает помогающему человеку генетическое и материальное преимущество, то люди, искренне верящие в это, вероятнее всего, окажут помощь.

Получение социального статуса и одобрения: Кроме генетических и материальных преимуществ помощники получают и косвенную выгоду. Поскольку стремление помогать поощряется во всех человеческих культурах, те, кто помогают, облагораживают свой образ в глазах других. Дональд Кэмпбелл отмечал, что для того чтобы стимулировать помощь в ситуациях, не предлагающих материальных или генетических вознаграждений помогающему, все человеческие общества предоставляют социальные вознаграждения тем, кто помогает. Эти социальные вознаграждения, как правило, принимают форму повышенной симпатии и одобрения. Кроме того, просоциальные действия могут также укрепить воспринимаемую власть и статус помогающего в обществе[1]

Социальная ответственность: норма помощи.

Нормы общества зачастую оказывают сильное влияние на поведение. Существует два вида социальных норм. Дескриптивные нормы определяют, что, как правило, делается в данной ситуации, а инъюнктивные нормы определяют, что одобряется и не одобряется.

Нормы того и другого типа касаются помощи: люди гораздо чаще помогают другим, когда видят наглядные примеры помощи или когда другие одобряют помощь. Тем не менее, как раз одобрение просоциальных действий, по-видимому, наиболее тесно связано с получением социального статуса и похвал.

Самая распространенная норма помощи — это норма социальной ответственности. Она утверждает, что в целом мы должны помогать тем, кто нуждается и зависит от нашей помощи. Действует несколько факторов, когда решение человека помогать обусловливается нормой социальной ответственности. Один из детально изученных факторов — это присутствие других (случайных прохожих) и их влияние, когда появляется возможность оказать помощь, особенно если человек нуждается в срочной помощи. Эти наблюдатели могут повлиять на действие нормы социальной ответственности и, соответственно, на решение помочь тремя способами: выступая как источник помощи, как источник информации о том, требуется помощь или нет, и как источник одобрения или неодобрения, когда человек помогает или не помогает другим.

Так как помощь приветствуется обществом, то люди могут использовать ее для достижения социального статуса и одобрения. Поэтому очень заинтересованные в социальном одобрении люди чаще оказывают помощь публично, а не приватно. По этой же причине на просоциальное поведение оказывает большое воздействие норма социальной ответственности, которая гарантирует социальную поддержку, если мы помогаем нуждающимся, и социальное неодобрение, если мы этого не делаем. В чрезвычайных обстоятельствах присутствие множества наблюдателей ослабляет воздействие социальных норм. Происходит диффузия социальной ответственности, и создается впечатление, что требуемая помощь не нужна вовсе (так называемое «множественное незнание») или что она неуместна.

Управление образом «Я»: Любое осмысленное действие, которое мы предпринимаем, влияет на наши представления о самих себе. Просоциальное поведение не является исключением из этого правила. Поскольку просоциальное поведение влияет на то, в каком свете мы себя видим, мы можем использовать его для управления образом «я» (я-концепций) двумя способами. Мы используем просоциальное поведение, чтобы одновременно повысить и подтвердить наши самооценки. Например, если человек испытывает потребность поддержать своё «я», то решаете совершить какой-нибудь хороший поступок по отношению к кому-либо. В процессе совершения действия человек может улучшить свой образ «я» [14]. Либо если в его представлениях о самом себе присутствует альтруистический компонент, скажем, он уже считаете себя щедрым и великодушным, вероятно, он позволите нуждающемуся человеку убедиться в этих его качествах. В последнем случае человек будет преследовать цель не повысить, а подтвердить самооценку.

Люди пытаются управлять своими эмоциями и настроением в процессе совершения просоциальных действий. В чрезвычайных ситуациях, когда эмоции принимают сильную форму неприятного возбуждения (дистресса), есть три условия, когда люди особенно охотно помогают другим, чтобы снять свой дистресс: когда испытывают сильное возбуждение, когда есть связь «мы» между помогающим и жертвой и когда снижение возбуждения в процессе помощи включает низкие затраты и высокие вознаграждения для помогающего. С менее напряженными состояниями, такими как временная печаль, можно справиться, если оказать помощь другому человеку. Однако ряд обстоятельств влияет на то, что опечаленные люди реже приходят на помощь: когда люди слишком молоды и не понимают, что помощь другому может дать вознаграждение, когда акт помощи кажется слишком затратным или когда он не может изменить настроения человека. Наоборот, когда человек даже в течение короткого времени чувствует приподнятое настроение, то он чаще помогает, вероятно, из-за того, что начинает позитивно смотреть на мир и на возможность помочь другому.

В заключении работы еще раз отмечу, что разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы – мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.

В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно – с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *