Что включает в себя логистический микс
Логистика
Содержание
История возникновения
Термин «логистика» происходит от греческого «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
Впервые его употребление встречается в византийских военных трактах IХ века в связи с тем, что при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания в войсках.
В русский язык термин ввел в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.
Впервые определение логистики как науки было сформулировано на Первом Европейском Конгрессе по логистике, проходившем в Берлине в 1974 году:
Значение понятия
Логистические функции
К ключевым логистическим функциям относятся:
К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относятся:
Логистические системы
Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта.
Существуют внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Другая группа – это макрологистические системы, которые классифицируются по нескольким признакам:
Логистика: макро- и микрологистика
С точки зрения экономики логистика – это научно-практическая деятельность, которая связана с организацией, управлением и оптимизацией движения финансовых, информационных и материальных потоков от источника до конечного потребителя.
Логистическая цепь
Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок).
Цепь поставок – это множество звеньев логистической системы, посредством которой можно проследить поток перемещения продукта через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.
В Великобритании были проведены исследования, которые показали, что более 70% стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.
Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:
Принципы логистики
Исходные положения, на основе которых создаются и функционируют все эффективные логистические системы, называются принципами логистики. Различают шесть главных принципов логистики:
Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Логистический микс
Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.
Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.
Целью логистики является доставка грузов точно в срок при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Основное условие логистики для соблюдения этого принципа требует, чтобы сырьевые материалы, полуфабрикаты, товары и их компоненты прежде всего были готовы для монтирования, комплектации заказов, их отправки и доставки, когда возникает спрос как в границах производства, так и за его пределами.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно (иногда в 3–4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функции сбыта в сфере логистики осуществляется через посредство так называемого логистического микса, когда внимание логистов сфокусировано на следующих ключевых параметрах:
· груз, · качество, · количество, · состояние, · время, · затраты, · пункт назначения.
Для выполнения этих условий оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации товаров и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе по пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планированию наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами – на магистральном транспорте.
Принципы построения логистической системы Построение и функционирование логистической системы основываются на следующих наиболее существенных концептуальных положениях.
· Реализация принципа системного подхода, который проявляется в первую очередь в интеграции и четком взаимодействии всех элементов логистической системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно-транспортной системы, в переходе от конструирования отдельных видов оборудования к созданию комплексных производственно-складских и производственно-транспортных систем. Системный подход открывает новые возможности для сокращения продолжительности и оптимизации производственного цикла, повышения производительности во всех звеньях логистической системы, гармоничного их развития, особенно – при хранении, складировании, транспортировке и перегрузочных процессах.
· Индивидуализация требований к технологическому и подъемнотранспортному оборудованию и промышленной продукции, то есть отказ от универсальности в пользу более полного соответствия оборудования конкретным условиям.
· Гуманизация технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключение неблагоприятного воздействия на внешнюю среду.
· Учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки с ориентацией на рынок.
· Развитие услуг, сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности, высокого качества.
В виде модели можно представить цель логистики на предприятии следующим образом:
обеспечение наличия соответствующего товара в соответствующем количестве в соответствующем виде в соответствующем месте в соответствующее время для соответствующего потребителя по соответствующей цене Иначе эта модель называется 7R, русское слово «соответствующий» здесь является переводом английского «right».
Обслуживание потребителя как логистическая деятельность Обслуживание потребителя является процессом предоставления дополнительных конкурентных преимуществ в цепочке поставок для того, чтобы максимизировать общую ценность для конечного потребителя.
обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами.
Логистический микс
Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.
Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.
Целью логистики является доставка грузов точно в срок при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Основное условие логистики для соблюдения этого принципа требует, чтобы сырьевые материалы, полуфабрикаты, товары и их компоненты прежде всего были готовы для монтирования, комплектации заказов, их отправки и доставки, когда возникает спрос как в границах производства, так и за его пределами.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно (иногда в 3–4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функции сбыта в сфере логистики осуществляется через посредство так называемого логистического микса, когда внимание логистов сфокусировано на следующих ключевых параметрах:
· груз, · качество, · количество, · состояние, · время, · затраты, · пункт назначения.
Для выполнения этих условий оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации товаров и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе по пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планированию наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами – на магистральном транспорте.
Принципы построения логистической системы Построение и функционирование логистической системы основываются на следующих наиболее существенных концептуальных положениях.
· Реализация принципа системного подхода, который проявляется в первую очередь в интеграции и четком взаимодействии всех элементов логистической системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно-транспортной системы, в переходе от конструирования отдельных видов оборудования к созданию комплексных производственно-складских и производственно-транспортных систем. Системный подход открывает новые возможности для сокращения продолжительности и оптимизации производственного цикла, повышения производительности во всех звеньях логистической системы, гармоничного их развития, особенно – при хранении, складировании, транспортировке и перегрузочных процессах.
· Индивидуализация требований к технологическому и подъемнотранспортному оборудованию и промышленной продукции, то есть отказ от универсальности в пользу более полного соответствия оборудования конкретным условиям.
· Гуманизация технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключение неблагоприятного воздействия на внешнюю среду.
· Учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки с ориентацией на рынок.
· Развитие услуг, сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности, высокого качества.
В виде модели можно представить цель логистики на предприятии следующим образом:
обеспечение наличия соответствующего товара в соответствующем количестве в соответствующем виде в соответствующем месте в соответствующее время для соответствующего потребителя по соответствующей цене Иначе эта модель называется 7R, русское слово «соответствующий» здесь является переводом английского «right».
Обслуживание потребителя как логистическая деятельность Обслуживание потребителя является процессом предоставления дополнительных конкурентных преимуществ в цепочке поставок для того, чтобы максимизировать общую ценность для конечного потребителя.
Учебный год. 6. Понятие логистики. Логистический микс
6. Понятие логистики. Логистический микс
7. Этапы развития современной логистики
8. Основные положения организации потоковых процессов в логистике
9. Материальные потоки: понятие, параметры измерения, характеристики.
10. Классификация материальных потоков
11. Финансовая логистика и финансовые потоки
12. Информационные потоки в логистике
13. Понятие и свойства логистических систем
14. Виды и характеристики логистических систем
15. Понятие логистического канала распределения и логистической цепи поставок
16. Определение логистики закупок и снабжения. Основные термины
17. Определение потребности в материальном ресурсе
18. Определение оптимальной партии поставки: формула Уилсона
19. Логистика производства: цель, задачи, функции. Логистические принципы производства
20. Виды производственных логистических систем: тянущие и толкающие
21. Логистические производственные системы: just-in-time, kanban
22. Логистические производственные системы: MRP I, MRP II
23. Сравнительный анализ традиционной и логистической концепций производства
24. Основные положения логистики распределения и сбыта
25. Взаимодействие логистики и маркетинга
26. Методология анализа и проектирования распределительных каналов
27. Методика создания логистической сбытовой цепи
28. Логистические системы в распределении
29. Понятие запасов и основные виды запасов в логистике
30. Сущность и содержание логистики управления запасами
31. Основные виды классификации материальных запасов: АВС-анализ, XYZ-анализ
32. Позиционирование запасов: характеристика категорий запасов
33. Характеристика системы управления запасами с фиксированным размером заказа
34. Характеристика системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
35. Понятие склада, функции, классификации
36. Цели и задачи логистики складирования
37. Стратегический аспект логистики – общие вопросы формирования складской сети
38. Содержание логистического процесса на складе
39. Логистический сервис: понятие, факторы возникновения и отличительные характеристики
40. Классификации логистического сервиса
41. Определение оптимального уровня сервиса по критерию логистических издержек
42. Определение оптимального уровня сервиса по критерию прибыли
43. Многокритериальный качественный подход к оценке логистического сервиса: классификации критериев
44. Многокритериальный качественный подход к оценке логистического сервиса: эвристические методы (экспертные оценки)
45. Содержание и этапы развития современного логистического аутсорсинга
46. Основные виды дополнительных логистических услуг
47. Функции и организационные принципы транспортировки. Транспортировка – ключевая логистическая функция
48. Цель, задачи и функции транспортной логистики
49. Классификации перевозок и транспортных отправок
50. Методы оптимизации схем транспортировки по качественным критериям
51. Структура логистических издержек на транспортировку и методика их оптимизации
52. Понятие логистической грузовой единицы
53. Функции транспортной и складской упаковки
54. Функции транспортной и складской маркировки
55. Логистические характеристики складского оборудования
Понятие и элементы логистического процесса. Семь правил логистики
Понятие логистического процесса связано с построением и функционированием логистической системы (ЛС). В общем случае процесс— последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс — последовательная смена операций и т.п.).
Сам термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные основные понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесскак «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».
С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде (ничего не говорится о затратах).
Логистический процесс— определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее функциональных подразделений.
Дадим характеристику базовых процессов в логистике (элементов логистического процесса), соответствующих функциональным областям логистики.
Снабжение (закупки)
Деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора источника поставок; переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля качества ресурсов. Включает в себя координацию с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок; хеджирование рисков; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель – поддержка производства и продаж путём своевременных закупок с наименьшими общими издержками.
Материально-техническое обеспечение производства
Деятельность, связанная с планированием и поддержкой производственного процесса. Требует составления календарных планов (графиков) выпуска продукции; хранения незавершённого производства; обработки, транспортировки и своевременного пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на производственных площадках, а также максимально гибкую координацию между производством и физическим распределением в географическом и временном аспектах.
Физическое распределение
Деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов; транспортировки внешним потребителям по распределительным каналам. Включает в себя координацию с маркетинговыми каналами в вопросах ценообразования, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача – помощь в создании дохода от реализации путём обеспечения предусмотренного стратегией уровня обслуживания потребителей с минимальными общими издержками.
Семь правил логистики представлены на рисунке
[1] Логистика : учеб. пособие / И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпеко [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, профессора И.И. Полещук. — Минск : БГЭУ, 2007. — 431 с.