Что включает в себя концепт глобальное понимание используемый в исследовании pisa
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ
Смотреть что такое «ГЛОБАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ» в других словарях:
глобальное понимание — один из уровней понимания текста, при котором через определение значения ряда слов уясняется общее содержание текста, независимо от второстепенных деталей … Толковый переводоведческий словарь
Образование глобальное — формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся осознания, что Земля является общим домом для всех жителей… … Педагогический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТЕЛЕВИДЕНИЕ — (television TV) (от греческого tele, означающего «далекий» и отдаленный ) аппаратура для передачи изображений и звуков, которая, несомненно, стала наиболее существенным культурным явлением конца 20 го столетия. Значение телевидения обусловлено не … Большой толковый социологический словарь
SBS Swiss Business School — Обсуждение:SBS Swiss Business School SBS Swiss Business School является частной бизнес школой, которая была основана в 1998 году и расположена в финансовой столице мира – Цюрихе. Содержание 1 Миссия и всеобъемлющие цели 2 Преподавательский состав … Википедия
Swiss Business School — SBS Swiss Business School является частной бизнес школой, которая была основана в 1998 году и расположена в финансовой столице мира – Цюрихе. Содержание 1 Миссия и всеобъемлющие цели 2 Преподавательский состав … Википедия
Футурология — (от лат. futurum будущее) междисциплинарное направление в науке, основывающееся на данных общественных и естественных наук и ставящее целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества. Футурология сегодня отчетливо … Политология. Словарь.
Обсуждение:SBS Swiss Business School — SBS Swiss Business School является частной бизнес школой, которая была основана в 1998 году и расположена в финансовой столице мира – Цюрихе. Содержание 1 Миссия и всеобъемлющие цели 2 Преподавательский состав … Википедия
Глобализация — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Краткая информация об исследовании PISA
Исследование PISA ( Programme for International Student Assessment )
«Международная оценка образовательных достижений учащихся»
Краткая информация об исследовании PISA
1. Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) «Международная оценка образовательных достижений учащихся», – программа, которая осуществляется Международной организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD – Organisation for Economic Co-operation and Development). В 2012 году будет проводиться пятый цикл исследования PISA. В нем примут участие более 60 стран мира. Первый цикл исследования проводился в 2000 году.
2. Исследование PISA имеет следующие особенности:
Оно является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования;
В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни;
В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.
3. В каждой стране в тестировании участвует от 4500 до 10 000 учащихся.
4. Участие в исследовании PISA позволяет:
Определить, насколько выпускники российской основной школы готовы к продолжению обучения;
Выявить направления совершенствования общего образования в стране;
Сравнить достижения учащихся, а также образовательный процесс в школах разных стран.
7. С примерами заданий, которые используются в международных тестах PISA, а также с результатами предыдущих циклов исследования можно познакомиться на сайте Национального центра исследования PISA в России (Отдела оценки качества образования ИСМО РАО) по следующему адресу: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.htm 2
8. С примерами заданий для компьютерного тестирования по математике (Mathematics) и решению проблем (Problem-Solving) на русском языке можно познакомиться на сайте Международного координационного центра исследования PISA по адресу http://cbasq.acer.edu.au
9. В каждом образовательном учреждении, отобранном для участия в исследовании, будет проводиться письменное тестирование учащихся по математике, естествознанию, чтению и финансовой грамотности, а также анкетирование учащихся. В письменном тестировании примут участие 43 учащихся, отобранных из полного списка учащихся 1996 года рождения, которые обучаются в 7-11 классах общеобразовательных учреждений или в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
10. После участия в письменном тестировании 18 из 43 отобранных учащихся дополнительно примут участие в компьютерном тестировании.
11. Учащимся будут предложены задания, напечатанные в специальных тетрадях, а также анкета. Вся письменная работа, включая разъяснение учащимся порядка выполнения тестирования и работу по заполнению анкет, займет около 3 часов. После этого учащиеся, отобранные для участия в компьютерном тестировании, будут дополнительно выполнять задания на компьютере. Компьютерное тестирование занимает примерно 1,5 часа.
Основные понятия и идеи.
Международный тест PISA не замеряет академические знания обучающихся – содержание школьных курсов математики, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни.
При отборе содержания тестовых вопросов учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел. В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).
Международные эксперты проекта PISA определяют два основополагающих принципа понятия «Математическая грамотность».
Фундаментальные математические идеи
Исследователи подчеркивают, что данные фундаментальные математические идеи покрывают диапазон математических знаний, необходимых 15-летним обучающимся в качестве основы для дальнейшего использования основ математики в жизни.
Международный тест «Математическая грамотность» содержит различные текстовые ситуации, связанные с личной жизнью (школьной, домашней, на отдыхе), профессиональной деятельностью и общественной жизнью (местного общества, всего мира), обучением и наукой.
Необходимо отметить, что в математических задачах предложены тексты, представляющие познавательный интерес для обучающихся. При этом участники исследования должны продемонстрировать не только умения использования знаний различных тем и разделов курса математики, но и других учебных предметов или внешкольных источников информации.
Тем самым 15-летние обучающиеся, завершающие основную ступень обучения, доказывают свою «математическую компетентность» посредством аргументирования решения математических ситуаций. При этом участники исследования должны использовать математический язык и современные технические средства, связанные с информационными материалами, а также
продемонстрировать коммуникативные умения (письменная и устная математическая речь).
Таким образом, уровень математической грамотности обучающихся характеризуется математической компетентностью. В исследовании PISA выделяются три уровня математической компетентности.
Второму уровню компетентности (установление связей) присущи умения устанавливать связи между различными темами программы по математике и интегрировать информацию, необходимую для решения задачи. 15-летним обучающимся необходимо самостоятельно выбрать соответствующий метод решения и математические инструменты. Ситуации, рассматриваемые в задачах, нестандартные, но не требующие высокого уровня математизации.
Достижение данного уровня компетентности проверяется с помощью решения несложных жизненных задач. В них, в отличие от заданий первого уровня, не сразу видно, на материале какой темы составлена данная задача, какой метод или алгоритм надо использовать для ее решения, при этом возможны различные подходы решения математической задачи.
Для проверки достижения третьего уровня компетентности (рассуждение) разрабатываются более сложные задачи, в которых, прежде всего, необходимо «математизировать» предложенную ситуацию. Эта процедура состоит из двух этапов: выделение проблемы, которая решается
средствами математики, и ее формулировка, разработка соответствующей математической модели, решение и его интерпретация согласно предложенной в задании ситуации.
Материалы исследования PISA-2012 данного уровня компетентности содержат задания, требующие владения достаточно сложными математическими знаниями и умениями. К примеру, составить и решить квадратное уравнение, линейное и квадратное неравенства, составить формулу числовой последовательности, распознать арифметическую и геометрическую прогрессии и использовать для решения задач формулы n-члена и суммы n-членов этих последовательностей, использовать теоремы сложения и умножения вероятностей.
Структура теста. Во многих заданиях, направленных на выявление математической грамотности участников международного экзамена, информация предоставляется не только в вербальной форме, но и в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Обучающимся требуется извлечь нужную для ответа на вопрос информацию при разных формах ее подачи, причем работать им приходится одновременно с несколькими таблицами, графиками, диаграммами.
Ситуация осложняется еще тем, что условие часто содержит избыточную информацию. Тем самым это свидетельствует о том, что в данном исследовании большое значение придается проверке умения извлекать важную необходимую информацию для анализа представленной проблемы или ситуации.
Для проверки математической компетентности обучающихся используются три известных типа заданий.
Наиболее сложные умения проверялись с помощью заданий третьего типа, когда от обучающегося требовалось записать полное решение или обоснование полученного ответа. На задания, требующих развернутый ответ, обучающиеся должны предоставить решения, различающиеся по развернутости, обобщенности и сложности использованных методов.
Вопрос 3 задания «Восхождение на гору Фудзи» относится к 5 уровню сложности математических заданий (рис. 2.1.4).
Рисунок 2.1.4. Восхождение на гору Фудзи
Вопрос 3: Марат использовал педометр, чтобы подсчитать шаги во время ходьбы по тропе Готемба. Его педометр показал, что он прошел 22 500 шагов по дороге вверх. Высчитайте среднюю длину шага Марата, когда он поднимался вверх на 9 км по тропе Готемба. Напишите ответ в сантиметрах.
Описание: Разделить длину на определенное число и дать коэффициентное соотношение в сантиметрах.
Математическая область: Количество.
Вид учебно-познавательной деятельности: Применение.
Формат вопроса: Конструированный.
Сложность: 610 (5 уровень).
Полный ответ: 40 см.
Ответ не принимается: Ответы с 4 цифрами неверно переведенные в сантиметры. 0,4 (ответ дан в метрах), 4000 (неправильный перевод в см), другие ответы, нет ответа.
Комментарии : Здесь используется формула: пройденное расстояние = число шагов*средняя длина шага. Чтобы использовать эту формулу для решения, необходимо преобразовать ее, найдя среднюю длину шага из расстояния и количества шагов.
основанные на интерпретации и рассуждении представленных математических ситуаций.
В среднем по странам ОЭСР 30,8% обучающихся находятся на 4, 5 или 6 уровнях. Странами ОЭСР с крупной долей обучающихся, находящихся на 4, 5 и 6 уровнях являются Корея (54,8%), Япония (47,4%), Швейцария (45,3%), Нидерланды (43,1%), Бельгия (40,2%) и 12 других стран ОЭСР.__
Рисунок 2.1.3. Велосипедистка Айжан
Айжан только что приобрела новый велосипед. На руле велосипеда расположен спидометр.
Спидометр показывает расстояние, которое Айжан проехала на велосипеде и среднюю скорость в пути.
Вопрос 3: Айжан проехала на своем велосипеде от дома до реки, которая находится на расстоянии 4 км. Ей потребовалось 9 минут. Она поехала домой по короткому маршруту в 3 км. На это ей потребовалось 6 минут. Какова средняя скорость Айжан (в км/ч) до реки и обратно. Средняя скорость ……………….. км/ч.
Описание: Вычислить среднюю скорость двух поездок, учитывая два пройденных пути и потраченное время.
Математическая область: Изменения и отношение.
Вид учебно-познавательной деятельности: Применение.
Формат вопроса: Конструированный.
Сложность: 696,6 (6 уровень).
Полный ответ: 28 км/ч.
Ответ не принимается: 28.3 (Неверный метод: средняя скорость для 2 поездок(26.67 и 30)), нет ответа.
Комментарии: Данный вопрос требует более глубокого понимания значения средней скорости. Средняя скорость не может быть получена только путем усредненной скорости, несмотря на неправильный ответ в данном конкретном случае (28,3 км/час), полученного путем усреднения скорости (26,67 км/ч и 30 км/ч).__
Для решения данной математической задачи необходимо провести математические рассуждения и аргументации. Только 20% казахстанских 15-летних обучающихся-участников исследования правильно ответили на этот вопрос.
Уровень 5 соответствует показателям успешности выполнения тестовых вопросов от 607 баллов до 669 баллов. На данном уровне обучающиеся могут разрабатывать и работать с моделями для сложных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения, использовать широкое, хорошо развитое мышление и аргументировать свою точку зрения.
Менее 10% обучающихся из 34 стран-участниц исследования продемонстрировали математическую грамотность данного уровня. Доля участников из Казахстана, Албании, Туниса, Бразилии и Аргентины, справившихся с заданиями 5 уровня сложности составила менее 1%.
Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники
С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — PISA. Разбираемся, в чем особенность этого раунда и как его будут проводить.
Что такое международные исследования качества образования
С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
В каких международных исследованиях участвует Россия
Разные программы исследований посвящены разным предметам и проверяют различные навыки у учеников разных возрастов, учителей и взрослых. TIMSS («Тренды в математике»), например, исследует уровень знаний детей 4-х и 8-х классов по математике и естественно-научным предметам, а еще одиннадцатиклассников — по углубленным курсам математики и физики. Проводят его раз в четыре года — следующий этап будет в 2023-м.
А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.
В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.
Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.
Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
А что же Россия
Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.
С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.
На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.
«PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года.
PISA-2022
Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.
Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.
Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.
Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.
Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.
Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.
Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.
Когда будем исследоваться
Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.
В апреле 2021-го в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования PISA-2022. В нем участвовали три тысячи школьников из 58 образовательных организаций пяти регионов страны — Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. В рамках «PISA для школ» инструментарий PISA используется вне цикла международного исследования для получения данных о состоянии системы образования России.
В 2021 году исследование «PISA для школ» пройдет масштабно — на общероссийском уровне — и затронет Амурскую, Кировскую, Мурманскую, Новосибирскую, Свердловскую, Калужскую, Орловскую области, Пермский и Красноярский край, Республики Марий Эл, Дагестан, Алтай, Адыгею и Удмуртию.
Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.
В общем, есть о чем подумать — о том, как у нас преподают физику, химию, биологию и географию, какие результаты покажут наши школьники по креативности и по уровню критического мышления, какими будут результаты по математике и что именно укажут школьники в графе «Удовлетворенность образовательным процессом».